ИСТОРИЯ
МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
07.00.15
СТРАНЫ ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ: ОБЗОР МИРОТВОРЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ ООН И ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ
Николаев Юрий Викторович, магистрант 2 курса Уральского федерального университета им. первого Президента России Б.Н. Ельцина. Екатеринбург, Россия. E-mail: yura_nik-95@mail.ru
Аннотация. Статья опирается на исторические факты, статистику, более того, официальные документы ООН пожизненно важному вопросу миротворчества и дальнейших последствий для принимающих акторов, рассмотрено использование миротворческих контингентов в Юго-Восточной Азии, дана оценка применению международных сил в разрешении кризисных ситуаций.
Ключевые слова: ООН, ЮНТАК, безопасность, Юго-Восточная Азия, мир.
SOUTH-EAST ASIAN COUNTRIES:
REVIEW OF THE UN PEACEKEEPING OPERATIONS
AND THEIR IMPLICATIONS
Nikolaev Yuri V., 2nd grade master of the Ural Federal University named after the First President of the Russia B.N.Yeltsin. Ekaterinburg, Russia
Annotation. The article is built on historical facts, statistics, and specifically on the UN official documents on the vital issue of peacekeeping and further consequences for the host actors. The author reviews the use of peacekeeping troops in South-East Asia and assesses the use ofinternational forces in crisis situations.
Keywords: UN, UNTAC, security, South-East Asia, peace.
С образованием первой миссии ООН по наблюдению на Ближнем Востоке (ОНВУП) в 1948 г. была начата практика международного глобального содействия развитию миротворческих усилий по стабилизации ситуации в «горячих» точках на Земле, предотвращению зарождения конфликтов, обеспечению разоружения, установлению мира и соблюдению честных выборов и многое другое.
Ко второму десятилетию XXI в. ООН провела более 70-и операций по поддержанию мира, хотя далеко не все были доведены до конца, при этом ряд из них закончились провалом. Миротворческая политика Организации зародилась в момент, когда противостояние сторон в «Холодной войне» нередко ставило в «тупик» деятельность Совета Безопасности ООН.
Миротворчество тех лет акцентировало главным образом на мерах по обеспечению соблюдения перемирия, контролю обстановки на местах и важнейшей поддержки политических усилий, в первую очередь, мирного урегулирования конфликтов.
Развертывание миссий берет начало с 1948 г., при этом годы спустя применили первые вооруженные кон-тингенты ООН (ЧВС ООН I) для разграничения, разъединения конфликтующих участников действий Второй
арабо-израильской войны [1]. Годы спустя, в середине 60-х гг. XX в., ООН разворачивает мгновенно в разных точках планеты краткосрочные миссии, заявив о широкомасштабных акциях укрепления мира. С этого периода начинают активно создаваться формирования «голубых касок» в различных регионах мира.
Исследуемый в статье регион не был в аутсайдерах среди количества миротворческих миссий. Миротворческие операции коснулись государств-членов Юго-Восточной Азии.
С 1960-х гг. начинается период деколонизации, выход стран на уровень суверенных территорий. Как продемонстрировала история, произошли социальная катастрофа в государствах (новообразованных), религиозные конфликты, экономические коллапсы, внутриполитические неурядицы. Забыв бедственное прошлое, страны не отдавали себе отчет, как действовать в возникших реалиях.
С официального формирования миротворческих миссий до 2018 г. в Юго-Восточной Азии лишь 3 государства «познакомились» с областью миротворчества ООН, приняв на своей земле международный контингент. Среди них: Западная Новая Гвинея (Индонезия), Камбоджа, Тимор-Лешти.
Первые миссии ООН возникли в Западной Новой Гвинее, образовав Силы безопасности ООН в Западной Новой Гвинее (СБООН), чей мандат во временном плане составлял с октября 1962 г. - апрель 1963 г. Первостепенной миссией силы ООН ставили на повестку дня поддержание мира и безопасности на территории в рамках временной исполнительной власти, учрежденной соглашением между Индонезией и Нидерландами. Миротворцы ООН осуществляли мониторинг режима прекращения огня и помогли обеспечить порядок во время переходного периода под контроль Индонезии.
Опираясь на историю важно отметить, запад Новой Гвинеи с XIX в. был аннексирован Голландией. Только через век индонезийское правительство заявило о претензиях, вытеснив голландцев, точнее, колониальные войска с острова. В 1962 г. Западная Новая Гвинея была передана ООН, по итогам чего были введены миротворческие силы. При этом Индонезия грезила получить данную часть земли под свое распоряжение. Под негласным влиянием Индонезии за короткий промежуток территория перешла под ее управление и получила новое название - Западный Ириан. В 1963 г. начался подъем национализма в ходе попытки населения выйти из сферы влияния Индонезии. Индонезийские службы пресекали действия по приобретению суверенитета Западным Ирианом. На референдуме, где должны были голосовать более 600 тыс. чел в 1969 г., небольшая группа заранее запланированных кандидатов провозгласила вхождение нового субъекта, ставшего частью Индонезии. После вхождения в состав государства, националисты продолжительное время боролись за проведение «ясных» выборов, но безуспешно. В начале 1970-х гг. бывшее название было трансформировано на Ириан Джая, что означает «Победный Ириан». Через 30 лет, в 2003 г. правительство Индонезии заявило о создании трех вместо одной провинции: Папуа, Центральная Ириан-Джая и Западная Ириан-Джая, но по решению суда от 2006 г. всего на всего Западная Ириан-Джая, впоследствии в 2007 г. переименованная в Западное Папуа, была как бы то ни было, создана в пределах государства.
Введенные войска в 1962 г., как было подчеркнуто, предупреждали обострение острых фаз противоречия, более того, обязанности варьировались от наблюдения за прекращением огня до обеспечения беспрепятственного осуществления административного мандата и надзора за созданием жизнеспособных местных полицейских сил [2]. За месяцы нахождения Сил в Западной Новой Гвинее отсутствуют летальные исходы по итогам переходного периода с обеих сторон; за стабилизацией обстановки следило 1500 военнослужащих пехоты и 76 летательных аппаратов при поддержке международного и локального гражданского персонала [Там же].
Временная администрация ООН и миротворческая миссия, находившиеся с 1962-1963 гг. в Западной Новой Гвинее, в период работы заменила голландских чиновников местной администрации чиновниками индонезийского и туземного происхождения. Уже 1 мая 1963 г. ООН сложила с себя полномочия по «опеке», передав бразды правления Индонезии. Миссия была проведена в относительно мирной обстановке. Политика Временной исполнительной власти ООН стала первым
опытом в истории управления принятия Организацией административной ответственности за какую-либо территорию.
Спустя длительное время, в последнее десятилетие XX в., ООН второй раз пришла в регион, запустив друг за другом две миссии по поддержке Камбоджи в становлении жизнедеятельности после периода гнета и диктатуры.
В ноябре 1991 - марте 1992 г.была учреждена Передовая миссия ООН в Камбодже (ПМООНК) для оказания помощи четырем камбоджийским сторонам в обеспечении прекращения огня в течение периода, предшествующего учреждению и развертыванию Временного органа ООН в Камбодже, а также в организации среди гражданского населения учебной подготовки по минной опасности. Позднее данный мандат был расширен путем включения в него комплексной программы подготовки камбоджийцев в области обнаружения мин и разминирования, а также разминирования маршрутов репатриации, лагерей беженцев и районов переселения [3]. В марте 1992 г. ПМООНК вошла в состав второй камбоджийской мирной инициативы, созданной Временным органом ООН в Камбодже (ЮНТАК).
Подписав Парижские соглашения о всеобъемлющем политическом урегулировании камбоджийского конфликта в октябре 1991 г. вместе с 18-ю другими государствами, Камбоджа сделала жизненно важный шаг в преодолении многолетнего внутреннего конфликта и относительной изоляции. В 1950-е гг. французский колониализм уступил место периоду политической нестабильности и гражданских конфликтов, усугубившихся в 1960-1970-е гг. в результате распространения войны во Вьетнаме, включая бомбардировки со стороны западных стран. С 1975-1979 гг. страна страдала от крайне разрушительного режима при Пол Поте. Города были лишены своего населения, а общая масса людей подверглась жестокому труду и политическому перевоспитанию. По оценкам, в результате деспотического процесса асоциального восстановления погибло более 1 миллиона человек. Режим Пол Пота был прекращен вмешательством Вьетнама в конце 1978 г. и установлением нового правительства. Только борьба за контроль над страной продолжилась. Три фракции выступили против правительства Пномпеня. В 1982 г. эти фракции сформировали коалиционную партию под названием коалиционное правительство Демократической Кампучии, позже названное национальным правительством Камбоджи.
В июле 1981 г. ГАООН созвала международную конференцию по Кампучии. Хотя Вьетнам не присутствовал на ней, он принял предложение Генерального секретаря о добрых услугах.
В июле 1988 г. представители правительства Пномпеня и трех камбоджийских оппозиционных партий провели неофициальную встречу в Индонезии. Этот первый прямой контакт, за которым последовал еще один в феврале 1989 г., положил начало Парижской конференции по Камбодже. Основными нерешенными вопросами были формула разделения власти в переходный период перед выборами и разработка новой конституции. Конференция была приостановлена без согласования международного механизма для проверки вывода вьетнамских войск из Камбоджи.
СТРАНЫ ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ: ОБЗОР МИРОТВОРЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ ООН И ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ --Николаев Ю.В.
30 сентября 1991 г. Генеральный секретарь вновь заявил Совету Безопасности о том, что ООН могла бы оказать помощь в поддержании режима прекращения огня путем развертывания в Камбодже небольшой передовой миссии, состоящей главным образом из офицеров военной связи, с тем, чтобы помочь сторонам рассмотреть и урегулировать любые нарушения или предполагаемые нарушения режима прекращения огня. Такую передовую миссию можно было бы рассматривать в качестве первого этапа миссии добрых услуг, предусмотренной в проектах мирных соглашений. На этой основе Генеральный секретарь рекомендовал Совету Безопасности ООН уполномочить ПМООНК приступить к работе сразу же после подписания Парижских соглашений.
ПМООНК расположила небольшие группы военного персонала, имеющие опыт обучения гражданского населения методам предотвращения ранений от мин или мин-ловушек. Первоначально группы будут уделять приоритетное внимание населению, проживающему в районах недавних военных столкновений или вблизи них. Генеральный секретарь предусмотрел в конечном итоге расширение программы в тесной консультации с УВКБ ООН до маршрутов репатриации, центров приема и районов расселения беженцев. Тщательно координировать с программой информирования о минной опасности, начатой в начале 1991 г. для камбоджийских беженцев и перемещенных лиц в лагерях вдоль камбоджийско-таиландской границы.
В конце декабря 1991 г. Генеральный секретарь сообщил Совету Безопасности ООН о необходимости расширения мандата, с тем чтобы в срочном порядке предпринять крупные усилия по разминированию в Камбодже. Эти усилия должны начаться еще до создания ЮНТАК, с тем чтобы подготовить почву для безопасной и упорядоченной репатриации камбоджийских беженцев и перемещенных лиц.
Мирный план, выработанный на Парижской конференции, получил название соглашений о всеобъемлющем политическом урегулировании камбоджийского конфликта. Эти соглашения состояли из Заключительного акта и трех документов: Соглашение о всеобъемлющем политическом урегулировании камбоджийского конфликта; Соглашение о суверенитете, независимости, территориальной целостности и неприкосновенности, нейтралитете и национальном единстве Камбоджи и Декларация о восстановлении и реконструкции Камбоджи.
19 февраля 1992 г. Генеральный секретарь представил Совету Безопасности ООН план осуществления ЮНТАК. В резолюции 745 (1992) от 28 февраля Совет Безопасности учредил ЮНТАК на период, не превышающий 18 месяцев [4].
Тем временем ПМООНК продолжала функционировать до тех пор, пока ЮНТАК не начала кампанию. Первоначальный этап развертывания ЮНТАК начался 15 марта 1992 г.
Временный орган ООН в Камбодже (ЮНТАК) начал оказывать помощь до сентября 1993 г. Был задействован для обеспечения выполнения соглашений о всеобъемлющем политическом урегулировании камбоджийского конфликта, подписанных в 1991 г. Мандат включал аспекты, касающиеся прав человека,
организации и проведения выборов, военных мероприятий, гражданской администрации, поддержания правопорядка, репатриации и расселения беженцев и перемещенных лиц и восстановления камбоджийской инфраструктуры [5]. Первый контингент военного компонента ЮНТАК прибыл, и к началу мая было развернуто около 4000 сотрудников ООН, куда входили около 3600 военнослужащих. На пике своего развития ЮНТАК насчитывала более 21 тыс. военнослужащих и гражданских лиц из более чем 100 стран [6].
ЮНТАК взяла на себя контроль над ключевыми секторами административных структур страны - иностранными делами, обороной, безопасностью, финансами и коммуникациями - в целях создания стабильной обстановки, благоприятствующей проведению национальных выборов. В то же время УВКБ осуществляло надзор за успешной репатриацией и расселением примерно 360 тыс. беженцев и перемещенных лиц.
Важным шагом на пути к нормализации обстановки стали выборы в мае 1993 г. ЮНТАК осуществлял надзор за избирательной кампанией и регистрацией избирателей, а также за выборами. Более 4,2 миллиона человек - почти 90% зарегистрированных избирателей -проголосовали за то, чтобы избрать Учредительное собрание. Глава ЮНТАК объявил выборы свободными и справедливыми. Мандат ЮНТАК завершился с провозглашением Конституции Королевства Камбоджа и формированием нового правительства.
После ухода ЮНТАК несколько учреждений ООН остались в стране для оказания поддержки восстановлению и развитию. В 1993 г. в соответствии с Парижскими соглашениями Генеральный секретарь назначил специального представителя по правам человека для оказания правительству помощи в поощрении и защите прав человека. В тесном сотрудничестве со специальным представителем камбоджийское отделение Верховного комиссара ООН по правам человека стремилось укрепить гражданское общество и создать институты и правовые структуры в области прав человека и демократии. В 1994 г. Генеральный секретарь назначил представителя Камбоджи для поддержания связи с правительством, наблюдения за политической ситуацией и представления докладов о событиях, касающихся мира и безопасности.
По итогам кампании на две операции ООН ушло $1,6 миллиардов, погибло: 4 военных наблюдателя, 41 представитель военного персонала, 16 гражданских полицейских, 5 международных гражданских сотрудников, 16 местных сотрудников [7].
Третья территория, куда были направлены «голубые береты» в Юго-Восточной Азии, был Восточный Тимор. В 1999 г. там провели прямое, тайное и всеобщее голосование за начало процесса, ведущего к независимости от Индонезии, которая после приобретения Тимором независимости от Португалии в 1975 г., оккупировала, а затем присоединила его к себе. После акта самоопределения, при участии ООН, Индонезия утратила контроль над Тимором [8].
Временная администрация ООН в Восточном Тиморе (ВАООНВТ) была создана 25 октября 1999 г. с целью контроля над территорией, осуществления законодательной и исполнительной власти в переходный период и оказания поддержки в создании потенциала для
самоуправления. Более того, миссия затрагивала обеспечение безопасности и поддержание правопорядка на всей территории Восточного Тимора; содействие развитию гражданских и социальных услуг; обеспечение координации и доставки гуманитарной помощи, помощи в целях восстановления и развития [9].
Восточный Тимор приобрел собственную независимость только 20 мая 2002 г., став первым суверенным государством в XXI в. Число убитых в процессе миротворчества равнялось 15 военнослужащим, а также 1 представитель гражданской полиции. В тот же день ВАООНВТ сменила миссия ООН по поддержке в Восточном Тиморе (МООНПВТ), учрежденная резолюцией 1410 Совета Безопасности ООН от 17 мая 2002 г. [10] для оказания помощи основным административным структурам, имеющим решающее значение для жизнеспособности и политической стабильности Восточного Тимора. Впоследствии Совет продлил мандат миссии еще на один год, с тем чтобы позволить новому государству, изменившему свое название на Тимор-Лешти, достичь самообеспеченности. МООНПВТ успешно завершила выполнение своего мандата 20 мая 2005 г.
В 2005 г. МООНПВТ сменило Отделение ООН в Ти-мор-Лешти (ОООНТЛ), чья работа концентрировалась на содействии становлению важнейших государственных институтов, полиции и пограничного патрульного подразделения, а также на обеспечение профессиональной подготовки в сфере демократического управления и соблюдения прав человека. Произошел кризис, повлекший увольнение из вооруженных сил страны, по итогам чего, в ООН поступила просьба о развертывании международных полицейских сил и предоставления военной помощи для охраны критически важных точек, и объектов. Генеральный секретарь в срочном порядке для урегулирования кризиса направил новую миссию в страну [11, с. 107, 108].
С августа 2006 по декабрь 2012 г. СБ ООН учредил расширенную операцию Интегрированная миссия ООН в Тимор-Лешти (ИМООНТ), которая оказывала поддержку правительству в деле «укрепления стабильности, повышения культуры демократического управления и содействия диалогу между заинтересованными лицами Тимора» [Там же, с. 108]. С того периода в стране в основ -ном сохранялась стабильность, помимо этого, в 2007 г. состоялись президентские и парламентские выборы, которые прошли в преимущественно спокойной и безопасной обстановке. Тем не менее, в начале 2008 г. вооруженные оппоненты совершили покушение на президента государства, в итоге Совет Безопасности ООН осудил данные действия и призвал к поимке виновных лиц.
В феврале 2011 г. Совет Безопасности ООН попросил ИМООНТ в рамках мандата содействовать подготовке парламентских и президентских выборов, запланированных на 2012 г. В итоге, избирательная комиссия осуществила контроль за проведением двух раундов президентских выборов на март 2012 г., а также
парламентских выборов на середину лета. Выборы шли при высокой явке избирателей, спокойной атмосфере в стране. Новый президент Руак вступил на пост в мае 2012 г., поэтому через полгода спустя ИМООНТ завершила свою деятельность, реализовав мандат ООН.
Как результат, осуществленные миссии в рамках стабилизации обстановки в странах, перехода к демократическим реформам, улучшения жизни населения, развития приемлемого внутриполитического вектора добились нужного успеха и направили государства на развитие суверенной, крепкой политики добрососедства. Миротворческие миссии в описанном регионе были краткосрочные, при минимальных потерях «голубые каски» выполняли мандат, установленный ООН, качественно, слаженно и оперативно. Подводя к завершению, можно отметить, что операции в странах Юго-Восточной Азии принесли нужного результата для демократического поворота государств, а также выходы их на глобальную арену.
СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ
1. История миротворческих операций // Операции ООН по поддержанию мира [Официальный сайт]. Режим доступа: URL: https://peacekeeping.un.org/ru/our-history (дата обращения 03.11.2018).
2. UNITED NATIONS SECURITY FORCE IN WEST NEW GUINEA // Past peacekeeping operations [Official website]. URL: https://peacekeeping.un.org/sites/default/files/past/unsf.htm (accessed: 03.11.2018).
3. UNITED NATIONS ADVANCE MISSION IN CAMBODIA // Past peacekeeping operations [Official website]. URL: https:// peacekeeping.un.org/sites/default/files/past/unamic.htm (accessed: 03.11.2018).
4. Резолюция 745 (1992) от 28 февраля 1992 года СБ ООН // Организация Объединенных Наций [Официальный сайт]. Режим доступа: URL: https://undocs.org/ru/S/RES/745(1992) (дата обращения: 04.11.2018).
5. UNITED NATIONS TRANSITIONAL AUTHORITY IN CAMBODIA // Past peacekeeping operations [Official website]. URL: https://peacekeeping.un.org/sites/default/files/past/untac. htm (accessed: 04.11.2018).
6. Summary. UNTAC-BACKGROUND // Past peacekeeping operations [Official website]. URL: https://peacekeeping.un. org/sites/default/files/past/untacbackgr1.html (accessed: 03.11.2018).
7. Facts and Figures // Past peacekeeping operations [Official website]. URL: https://peacekeeping.un.org/sites/default/files/ past/untacfacts.html (accessed: 04.11.2018).
8. UNITED NATIONS TRANSITIONAL ADMINISTRATION IN EAST TIMOR // Past peacekeeping operations [Official website]. URL: https://peacekeeping.un.org/sites/default/files/ past/etimor/etimor.htm (accessed: 04.11.2018).
9. East Timor-UNTAET Mandate // Past peacekeeping operations [Official website]. URL: https://peacekeeping.un.org/sites/de-fault/files/past/etimor/UntaetM.htm (accessed: 04.11.2018).
10. Резолюция 1410 (2002) от 17 мая 2002 года СБ ООН // Организация Объединенных Наций [Официальный сайт]. URL: https://undocs.org/ru/S/RES/1410(2002) (дата обращения: 04.11.2018).
11. Основные сведения об Организации Объединенных Наций 2014. UnitedNations, 2015. 322 с.