Научная статья на тему 'Странничество как особенность национального самосознания (на примере повести А. И. Свирского «Рыжик»)'

Странничество как особенность национального самосознания (на примере повести А. И. Свирского «Рыжик») Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
98
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАННИЧЕСТВО / ДУХОВНЫЕ ИСКАНИЯ / ОБРЕТЕНИЕ / ЦЕННОСТИ / ТРАДИЦИИ / WANDERING / SPIRITUAL QUEST / ACQUIRING / VALUES / TRADITIONS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ташлинская Е. Ш.

Раскрываются предпосылки и источники странничества как особого социокультурного явления, сквозь призму которого высвечиваются особенности национального самосознания. Показана противоречивость национального характера. Частным выражением этого феномена является жизнь никому не нужного ребенка как борьба и трудный путь скитаний, лишений и поиска лучшей доли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Wandering as feature of national consciousness (on the example of the story by A. I. Svirsky «Saffron milk cap»)

The article reveals the prerequisites and sources of wandering as a special socio-cultural phenomenon, through the prism of which highlights the features of national identity. The inconsistency of the national character is shown. A particular expression of this phenomenon is the life of an unnecessary child as a struggle and a difficult path of wandering, hardships and the search for a better life.

Текст научной работы на тему «Странничество как особенность национального самосознания (на примере повести А. И. Свирского «Рыжик»)»

УДК 821.161.1

Е. Ш. ТАШЛИНСКАЯ

СТРАННИЧЕСТВО КАК ОСОБЕННОСТЬ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ПОВЕСТИ А. И. СВИРСКОГО «РЫЖИК»)

Раскрываются предпосылки и источники странничества как особого социокультурного явления, сквозь призму которого высвечиваются особенности национального самосознания. Показана противоречивость национального характера. Частным выражением этого феномена является жизнь никому не нужного ребенка как борьба и трудный путь скитаний, лишений и поиска лучшей доли.

Ключевые слова: странничество, духовные искания, обретение, ценности, традиции.

Тема национального сознания и самосознания актуальна ввиду необходимости обустройства не только своей индивидуальной жизни, но и общего дома, России. Не разобравшись в себе, невозможно поступательно и эффективно двигаться вперед. Автор предпринимает попытку проанализировать ключевые аспекты поведения персонажей, что является отражением глубинных противоречий внутренней жизни.

Повесть «Рыжик» автобиографична и именно поэтому очень реалистична [9]. Более того, актуальность описанных в ней событий (написана книга в 1901 г.) с годами не утрачена. Особенности национального самосознания достаточно чётко прослеживаются в путешествии главного героя по Руси. Само странничество было характерной формой познания мира и людей, особым способом существования человека, являющимся отражением мировоззрения и духовных исканий русского человека, это особый феномен культуры, распространённый на Руси в 17-18 веках. К странникам относился разнородный люд: калики перехожие, скитальцы, юродивые, нищие, бездомные, а также отдельные представители преступного мира. Пути и причины попадания в эту среду могли быть различными. Но в основном это социальное и личное духовное неустройство, что и раскрывается в повести.

Так Санька-Рыжик, прозванный за цвет огненно-золотистых кудрей, с ранних лет познал

© Ташлинская Е. Ш., 2019

Мне скулы от досады сводит: Мне кажется который год, Что там, где я, - там жизнь проходит, А там, где нет меня, - идёт.

В. Высоцкий

нищету, родившись в Голодаевке, близ Житомира, будучи подобран после безвременной смерти матери безграмотной и забитой Аксиньей, жил так, как жило большинство горожан: «бедность, нужда и всякие невзгоды переходили к ним из рода в род, как переходят к богатым громкие титулы или миллионные наследства» [7]. Взрослые его недолюбливали, воспринимая как «кару небесную», «чертёнка», скверного, испорченного мальчишку, и даже столяр Тарас, муж Аксиньи, относился с холодком, при любом удобном случае, не жалея рук и аршина, наказывал за проказы, называя «каторжником» и воспринимая приёмыша как нахлебника и обузу.

По мере движения фабулы в повести и посредством описания мытарств основных действующих лиц в пространственно-временном континууме, мы наблюдаем, как главный герой Санька-Рыжик через коллизии и жизненные события познаёт горечь обид, предательства и потерь, вкушает сомнительные утехи и забавы, «образовывается», внимая рассказам более опытных собеседников, попадает в воровскую шайку, научается сопереживанию. Неприкаянность и особые переживания героя, душевные трансформации и чувства переданы с помощью описания пейзажей, в частности, через сцены общения с морем, которому автор уделяет достаточно много места в повести.

Между тем, читателю Рыжик раскрывается как маленький человек с большим сердцем, проявляющим заботу о бездомной больной собаке, которую он подобрал на помойке и выходил,

назвав Мойпёс, затем чувство глубокой жалости у него вызывает судьба осиротевшей девочки Дуни, которую он берёт под свою защиту и опеку. Особенно через своё одиночество Рыжик начинает более глубоко воспринимать собственный мир, вслушиваясь в себя, обретая первый опыт маленьких открытий, пытается анализировать происходящее с ним и делать первые выводы. Эта особенность русского человека - рефлексивность — вообще присуща Саньке-Рыжику. Он мечтает стать героем, защищать обездоленных, слабых и униженных (его имя — Александр - символично и несёт смысловую нагрузку).

Обладая природной бойкостью и смышлёностью, он мастерит ружья и пытается подзаработать на рынке (на вырученные деньги покупает булку детям). Это ещё одна характерная особенность национального характера и менталитета — авантюризм и привычка быть в авангарде, что отражается в его предприимчивости и поступках. Он способен пожалеть и старается обустроить, защитить слабого. В результате, познакомившись с панычами, пристраивает новую знакомую сиротку Дуняшу в богатую семью, но впоследствии оказывается отвергнутым новыми приятелями. Так, познав ложь и предательство, он всё более оказывается склонен к приключениям и внутренне готовым к бегству. Эта интен-циональность его сознания (вначале ещё не явленная во всей широте и объёме) - что нужно искать лучшей доли (посредством сначала протеста, проказ, потом бегства) - подспудно, спонтанно зреет, имеется в его душе.

Главным проводником и самым родным человеком (по стечению обстоятельств и как часто бывает в жизни) становится случайный знакомый, к которому Рыжик прикипел всей душой -это Полфунта. Судьба последнего как нельзя лучше демонстрирует характерные особенности, противоречия и метания русского человека, когда «двери настежь, а душа взаперти» (по словам Высоцкого).

И люди, подобные ему, живут в «странном доме», странноприимном (заметим, что слово странничество понимается в нескольких созвучных значениях: и как путь по стране - «стороне», и как странность, и как некая отстранённость; у С. И. Ожегова [5] странник, -а, м. (устар.). -а, м. (устар.). 1. Странствующий человек (обычно бездомный или гонимый). С. в мире (одинокий и бесприютный человек). 2. Человек, идущий пешком на богомолье, богомолец. * Небесный странник (высок.) — о метеорите. || ж. странница, -ы. || прил. страннический, -ая, -ое. В Словаре Д. Н. Ушакова находим 4 значения, а у Даля отмечается 7 значений). Здесь стоит от-

метить, что «странничество» и «странствование», на наш взгляд, имеют существенные отличия. Первое слово более широкое по значению и является суть отражение духовно-культурных смыслов, это феномен, сквозь который высвечивается сущность национального сознания и самосознания. Второе же слово более привязано к путешествию, к освоению пространств, иных стран, мест.

Жизнь Полфунта действительно отличается удивительными странностями. Он, будучи выходцем из дворянского сословия, жил как нищий бродяжка, потому что не захотел подчиниться воле родителей и заниматься предназначенным ему делом, соответствующим его положению в обществе, но претившему его порывам и мечтаниям. Он фактически оказался чужим среди своих.

Сближение с Рыжиком состоялось, в том числе, и по причине схожих обстоятельств жизни — предательства семьи. Он отказался получать те скудные подачки, что время от времени ему присылали родственники. Равно как и Рыжик, что ощутил себя лишним, ненужным в приёмной семье и потому - несчастным, он также не нашёл поддержки и понимания самых близких людей. А отсюда подвернувшийся случайный встреченный прохожий подсказал выход - уйти странствовать «за ветром», чтобы ощутить свободу, наполниться впечатлениями и, в конце концов, попытаться найти себя. Но это бегство не позволило обрести такого искомого безмятежного состояния, т. к. не удалось убежать от себя. И в этом трагизм героя.

Ты только ждёшь и догоняешь, врёшь и боишься не успеть, Смеёшься меньше ты, и, знаешь, Ты стал разучиваться петь!(...) Я верю крику, вою, лаю, Но всё-таки друзей любя, Дразнить врагов я не кончаю, с собой в побеге от себя. Живу, не ожидаю чуда, но пухнут жилы от стыда, -Я каждый раз хочу отсюда Сбежать куда-нибудь туда...

В. Высоцкий [3].

Эту же мысль по-своему, пусть и нелепо, надрывно, сквозь слезы, выразил Рыжик, рассказывая Дуне о своём желании сбежать: «Нигде я не буду... У меня нет дома... Меня не любят... обижают... Панычи смеются... Никто мне не родной. Я ничей...» [7].

Смутно и нечётко осознавая, скорее, предчувствуя необходимость изменений, Рыжик движется по жизни. Судьба героя повествует, сколько

лукавства и незрелости может содержать самосознание странников. Обладатели его зачастую двигаются бесцельно, блуждая, словно впотьмах, на ощупь. Странникам часто вовсе неважно, куда идти, словно дорога сама их манит и ведёт.

Слыша протестные нотки зарождающегося недовольства в народе и обнаруживая мечтания о лучшей доле, попав к пограничникам, Рыжик, чутко уловив их желания и надежды, незаметно для самого себя начинает приукрашивать жизнь в их родных местах, говоря о небывалом ещё доселе урожае, о благодатной погоде, даря солдатам радость, мечту, надежду на их скорое возвращение и успокоенность за безбедное существование своих родных и близких. В этой сцене обнаруживается ещё один парадокс русской души - не иначе только как через обман и самообман (явный или неявный) возникает желание приукрасить действительное положение вещей. При искусном владении речью можно легко ввести собеседников в «искреннее заблуждение», попав в сети непреднамеренной лжи. В результате состоялся обман безо всякого злого умысла, а так только, чтоб успокоить солдат, пригревших мальчишку, который, видя заинтересованность в себе и страстно желая быть кому-то нужным (как пишет, в том числе, и в своей автобиографии писатель [9]), а также из чувства благодарности и желания угодить, предаётся сочинительству. Тем самым все обретают умиротворение и покой. Нагрешил (и Рыжик отчётливо понимает это) - но ведь от этого никому не стало хуже, наоборот, он видел, как меняются лица солдат, как их взгляд теплеет, наполняется мечтательным светом, и они радуются, что в этом году бог послал урожай, и родным не придётся голодать.

А какие страшные открытия совершает мальчик, попав в среду калек! Он с ужасом слышит откровения его нового товарища Спирьки о том, откуда берутся нищие и убогие на паперти: «Калек делают под Киевом да ещё и под Москвой...» [7]. Оказалось, это целая индустрия, когда из здоровых людей, оказавшихся никому ненужными, намеренно и жестоко делают калек, выкалывая глаза, отрубая руки и ноги, с тем чтобы инвалид выглядел как можно более правдоподобно и тем самым вызывал жалость. Эта своего рода «деятельность», приносящая доход, и люди воспринимаются только как средство наживы, как способ законно отъять у богатых излишки, заставить их поделиться с жертвой, играя на чувстве жалости и сострадания.

Эта ещё одна особенность отечественного самосознания, которая обнажается странниками: на Руси не очень любят богатых, успешных, знатных (и неважно оказывается, каким образом

человек добыл, получил или заработал своё состояние). Бедность - не порок. И априори тот, кто находится выше рангом, получает презрение нижестоящих (иногда из зависти, но чаще неосознанно, по привычке). Верховенствующие же, в свою очередь, подавая милостыню, также делают это, скорее, из привитого чувства ложного милосердия, не вдумываясь, а поступая, как заведено (либо как принято) в обществе, делая это щедро и напоказ. Но и тут же, либо с некоторой отсрочкой, могут, не стесняясь, проявить надменность, издевательски упрекать, ударить (как жандарм в ночлежке), и при этом насмехаться. Окунувшись в мир картёжников, безродных, уродцев (и в физическом, и в моральном смысле), воров и бродяг, Рыжик спешно бежит, только чудом уцелев по дороге. Он находит новых попутчиков и вновь пускается в опасное путешествие с Левушкой, на поезде, «зайцем», спасаясь от кондукторов на открытой площадке между вагонами, повисая на поручнях снаружи, рискуя жизнью.

Особый мир, отличающийся от привычного ему, - это еврейское поселение, где он попадает в дом ксендза. Но и здесь он наблюдает всё то же неравенство и несправедливость. И только попрошайничать тут не разрешается, а нужно отработать свой кусок, например, помочь прибраться в доме в субботний день, когда евреи отдавали дань канонам и работать им не полагалось, зато они охотно изображали печаль, быстро проговаривая молитвы, дабы умилостивить бога.

Рыжик искренне не понимает, почему так несправедливо устроен мир. Но эту сторону жизни ему приоткрыли воры, что у богатых всего вдоволь - делиться надо, с них не убудет. Мотив этот мы найдём и у М. С. Булгакова как проект обустройства социальной жизни. На вопрос: «А что бы вы со своей стороны могли предложить?» - Шариков ответил: «Да что тут предлагать... Взять всё да и поделить» [1]. Так понята идея социального равенства.

Традиционно в отечественной литературе можно встретить попытки объяснить особенности национального самосознания самобытностью и духовностью русской культуры, которая преимущественно связывается с православием: «Что касается массового православного сознания, то для него характерно главенство духовных качеств над материальными благами, нравственных категорий над рациональными и политическими. С этим связаны свойственные русским идеализм и максимализм, мечта о всеобщем братстве и устремлённость к поискам правды и счастливой доли для всех людей» [4].

Однако мальчик тонко чувствует ложь, лицемерие и игру с ценностями, и это его смущает. Обман и лукавство, присущие русскому мужику, отчётливо проявляются в образе встретившегося на пути Рыжика слепого дедушки Архипа, бродяги-старца, у которого были удивительно молодой голос и потрясающая способность ориентироваться в пространстве, показавшаяся мальчику подозрительной. Впоследствии окажется, что странник притворялся и хотел мальчика продать, чтоб он был ещё одним «добытчиком» из армии таких же бесприютных и беспризорных лишних людей, оказавшихся волею судьбы на дне. Он понял, что попал к злым людям с неблаговидными намерениями, и нужно уходить.

Эволюция образа главного героя претерпевает серьёзные трансформации через испытания и приключения - от бесшабашного сорванца, наглого и самоуверенного мальчишки, грозы Го-лодаевки до задумчивого и повзрослевшего отрока, напряжённо всматривающегося в лица попутчиков и мечтательно вслушивающегося в музыку моря.

Любовь к родным просторам и языку, сочувствие и умение прощать обиды, смелость (граничащая с отчаянностью), искренность, любознательность - вот черты нашего героя. Особенно через описание знакомства и отношения его к морю раскрываются лучшие черты героя. Он воспринимает его как «живое, огромное и трепещущее» существо с «гигантским тёмно-синим телом». По душе ему пришлось «бесконечная даль и свободная ширь». Чёрное море становится его другом в Одессе, которому он рассказывал о своих печалях и радостях. Рыжик относился к нему с восторгом и «ревнивой, горячей любовью». Он мечтал, фантазировал о дивной жизни за горизонтом, подмечал изменения и всем любовался. Он научился понимать язык моря и «сам таинственным шёпотом передавал морю свои самые сокровенные думы и желания» [7].

Рыжик оказался неплохим рассказчиком, увлечённый сам, он способен воодушевить и собеседника. Готовность делиться впечатлениями и пережитым опытом с товарищами, заинтересованность, открытость подкупает окружающих, правда, благодаря простодушию и наивности он также попадает в различные передряги.

Причины бродяжничества раскрывает автор более явно в другой своей книге [8]: повесть автобиографична, он описывает свои отроческие скитания и впечатления. Никому ненужный, из бедной еврейской семьи, в 8 лет потерявший мать, он сполна хлебнул из горькой чаши сиротского существования. Тёткой воспринимался как нахлебник, драчун, вечно голодный оборвыш,

врунишка. Прототип героя рано познал суровые законы общества и воспринял долю нищих и обездоленных, будучи родом из Житомира, впоследствии обошёл вдоль и поперёк Русь. Описано и безверие людей в повести, некоторые даже доходят до примитивного атеизма, поскольку народ разуверился, богохульствует и готов с радостью поменяться с богачами местом, не мечтая о рае в потустороннем мире, т. к. на своей доле видел и ощущал несправедливость «здесь и сейчас». Лгал мальчик взрослым из-за буйства фантазии, но больше потому, что хотел понравиться взрослым и быть им интересным. Выдумывал, а они с лёгкостью ему верили, а потом его же и обвиняли во вранье, но делал он это столь искренне, что тётка всякий раз попадалась на эту уловку. Автор показывает, как несчастье сближает товарищей, которые с детства привыкли делить пополам кусок чёрного хлеба. Но даже и здесь проскальзывает лукавство: товарищ, делясь «последней» корочкой, демонстративно отворачивается, разрешая поделить поровну кусочек, при этом по дороге свою (целую) порцию уже съел. Но друг не обижается на это, поскольку сам так часто делает. И всё же «хорошо и вкусно жить на свете!» — восклицает он после осеннего сытного пиршества, случающегося нечасто и тем более памятного [8]. В повести «Рыжик» уже Спирька рассказывает о том, как он обкрадывает спящую нищенку, при этом романтизируя воровство, подменяя его ложным геройством.

В детстве человек имеет множество разных впечатлений, быстро их проживает и готов уже к новым приключениям. Герой попадает из огня да в полымя. Автор повести в автобиографии признаётся, что не забыл детских обид, но он их запечатлевает художественно и делится, чтоб передать этот горький опыт и предостеречь от ошибок.

Конец повести оставляет для читателя возможность самому домыслить дальнейшую судьбу подростка. Но самое главное напутствие ему дал фокусник Полфунта: стремиться быть полезным людям и не прожигать жизнь, а остановиться, обрести себя. Да и сама гибель взрослого странника как бы символизирует окончание пути, несостоятельность этой жизненной философии.

Бродяжничество и нищенство в царской России были ограничены при Екатерине II, но полностью не истреблены. В советской России официально заявлялось, что дети-сироты определены в детдома, и с беспризорниками проводится определённая работа. В 90-е годы 20-го века количество нищенствующих, попрошаек и бродяг опять резко возросло ввиду социального хаоса.

Странничество, безусловно, не исчерпывается и не отождествляется с бродяжничеством, это особый феномен, выражающий специфические черты национального самосознания, который полностью не изживаем. Феномен этот принимает иные формы, но по-прежнему тесно связан с возрастанием количества людей, экономически нестабильных, попавших в социальную яму безденежья, ненужности, безработицы, но и, возможно, определяем как поиск нравственных оснований человеческой жизни - свободы, правды и счастья.

Корни этого социокультурного феномена, видимо, и глубже, и шире. «Концепт странничества в русской культуре имеет сложную смысловую структуру: в нём мы находим реализацию таких понятий и смыслов, как странник, поиск, дорога, путь, странный человек, а уход из мира сего всегда обладает ценностью высокого духовного устремления, правдоискательства и Богоискательства, которые характерны для скитальцев „с открытым сердцем". В странничестве сплетались различные мотивы, разные социальные слои и человеческие судьбы. Но главное, что побуждало русского человека в путь — это поиски религиозной святости, зачастую в идеализированном образе Святой Руси» [2].

На Руси традиционно исконно было принято подавать милостыню, и поэтому выдать себя за безродного сиротинушку не гнушались люди даже из достаточно обеспеченных слоёв общества, но либо опустившиеся, либо откровенно не желающие создавать «общественное благо». Они едва ли не подводят жизненную «философию» под это «странное», отпадающее от «нормального», привычного, поведение. У русского народа чертой национального менталитета является обострённое «чувство несправедливости социального неравенства, ущемляющего интересы малоимущего населения. Эту черту можно рассматривать как проявление коллективизма. Отсюда идущее издревле чувство социального сострадания к людям, ущербным духовно и физически: нищим, юродивым, калекам и др., и уравнительные тенденции в русском понимании социальной справедливости» [4].

Статус юродивого в определённой степени получает своё «оправдание», поскольку национальная психология такова, что, жалостливо помолившись и продемонстрировав своё убожество, можно добиться малых, но всё же благ и тем довольствоваться. Это отчасти связано и с пониманием православных традиций, согласно которым алчущие, плачущие, нищие, просящие, убогие, смиренные, покаявшиеся узрят рай.

В повести описание перипетий, в которые попадает герой, представляет своеобразный дис-

курс, и превращается даже в «игру в милосердие», при этом все стороны оказываются удовлетворены: подающие и воспринявшие. Как говорит один из героев повести: «от богатых не убудет, а нам - благо». Среда, в которую волею судеб заносит Саньку, неоднородна и внутренне неоднозначна, поскольку причины попадания в неё могут быть разные. Но самое страшное открытие, которое постепенно осознаёт герой: эта жизнь «затягивает», и вырваться оттуда подчас не представляется возможным. Чувство опасности и рискованность предпринимаемых усилий привели его в этот мир, но они связаны отчасти и с характером мальчика, который был отчаянным сорванцом и грозой Голодаевки, совершал набеги на сады и огороды, ездил верхом на Мойпесе и верховодил ватагой таких же бесшабашных мальчишек. При этом он понимает грань и начинает отшатываться от преступного мира, несмотря на свою беззащитность.

По счастью, ему встретился проводник в лице Полфунта, который на многие вещи раскрыл глаза и определил его выбор в дальнейшем. Эти два человека, один совсем юный, а другой уже немолодой, от которых отказались самые близкие люди, они, познавшие предательство, разочарование и нужду, обрели в совместном пути искренние тёплые отношения, привязанность и дружбу. Посредством странствований герой обретает понимание самых важных ценностей: любви, дружбы, товарищества, сострадания, взаимопомощи. Другими словами, социализация случилась не формальным путём, но содержательно и по существу.

Однако же и сегодня эта тема нуждается в пристальном рассмотрении, в том числе и со стороны социальных институций. И по сей день проблема бедности (как экономической, так и духовной нищеты), а следовательно, и вынужденного странничества, обездоленности, неприкаянности и исканий ещё не преодолена в нашей многострадальной стране. Эта ситуация обусловлена рядом обстоятельств: нескончаемые реформы, коррупция, формализм и бюрократизм, нежелание чиновников за бумагами и голой статистикой видеть реальные нужды конкретного человека, перетекание кадров из провинции в крупные промышленные города и регионы, отток мыслящей интеллигенции за рубеж, слабая развитость инфраструктуры, растущая инфляция, безработица и расслоение, потребительская психология, разбалансированность налоговой политики, неразумное и неэффективное использование природных ресурсов (запасов пресной воды, недр земли, морских богатств и т. п.), недостаточное внимание к проблемам

образования без учёта сложившихся национальных традиций и долгосрочных программ, отодвигание постановки и решения стратегических целей научно-технической политики.

В своё время существовал лозунг: «кадры решают всё!». Оправданность его подтверждалась реальными делами и результатами. Кадровая политика, а значит, и воспитательно-обучающая программа по-прежнему стоит на повестке дня на первом месте. Самое ценное, что всегда было в России - это человеческий потенциал, талантливые люди, изобретательные, со смекалкой, находчивые, с пытливым умом, дерзновенные и предприимчивые.

Национальный характер и самосознание обладает сложностью и противоречивостью, в нём уживаются несовместимые черты: щедрость и стяжательство, накопительство и транжирство, разгульность и строгость, религиозность и богохульство, зашоренность и вольнодумство, низкопоклонство и свободомыслие, раболепие и мятежность, отчаянность и рассудительность, ловкачество и изобретательность, поиски правды и неверие в справедливый суд, нигилизм и стремление к совершенству и т. п. Как эти противоречия преодолеть, как уйти от этого «неизжитого духовного кочевничества» [10] - до сих пор неясно. Могут ли они служить почвой для движения вперёд? В чём искать спасение и где находить основы для преобразовательной мощи творческой энергии народа?

Эти извечные вопросы поднимались в отечественной литературе и философии, но до сих пор они остаются актуальными и до конца не решёнными. Но только осознав всю глубину противоречий, поняв их причины, истоки, мы можем обустроить не только свой дом, но и подойти (возможно) ближе к реализации проекта, обозначенного русскими философами, подступить к осмыслению миссии русского народа, идее национального единства. Поэтому ещё предстоит многотрудная и сложная задача перед каждым, обратившись к опыту предшествующих поколений и собственной культуре, извлечь позитивные аспекты и привнести их в свою собственную жизнь, подойдя к этому вопросу разумно, тонко и творчески.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Булгаков М. А. Собачье сердце. - Москва : ЭКСМО, 2012. // http://rushist.com/index.php/rus-Пterature/3084-bulgakov-sobache-serdtse-polnyj-tekst

2. Бурханов Р. А. Странничество на Руси: фи-лософско-антропологические и социокультурные смыслы // Вестник Нижневартовского госу-

дарственного университета. - 2012. //https:// cyberleninka.ru/article/n/strannichestvo-na-rusi-filosofsko-antropologicheskie-i-sotsiokulturnye-smysly

3. Высоцкий В. С. Я не верю судьбе: стихи и песни. - Москва : Эксмо, 2015. - С. 358.

4. Ильин В. Н. Манифест русской цивилизации. Ч. 1. - Москва : Омега-Л, Высш.шк., 2003. // http://www.za-nauku.ru/?id=217&option=com_ content&task= view

5. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. - http://ozhegov.info/ slovar/?q

6. Откровенные рассказы странника духовному своему отцу. - 3-е изд., испр. - Москва : Изд-во Сретенского монастыря, 2009. - 368 с. (Б-ка духовной прозы).

7. Свирский А. И. Рыжик. Повесть. Москва : РусЛит, 2016. - 417 с. // http://lib.ru/RUSSLIT/ SWIRSKIJ_A/ryzhik.txt

8. Свирский А. И., Максимов С. В. История нищенства на Руси. -Москва : Эксмо, 2009. — 320 с.

9. Свирский А. И. История моей жизни. -Москва : Издательство «Книга по требованию» 2011. - 460 с.// http://az.lib.ru/s/swirskij_a_i/text_ 1938_istoria_moey_zhizni. shtml

10. Чаадаев П. Я. Философические письма. -Москва : АСТ, 2006. - 254 с. // http://e-libra.su/read/ 312579-filosoficheskie-pisma.html

REFERENCES

1. Bulgakov M. A. Sobach'e serdce [Heart of a dog]. Moscow : EKSMO, 2012. // http://rushist. com/index.php/rus-literature/3084-bulgakov-sobache-serdtse-polnyj -tekst

2. Burhanov R. A. Strannichestvo na Rusi: filosofsko-antropologicheskie i sociokul'turnye smysly [Roaming in Russia: philosophic-anthropological and socio-cultural meanings] // Vestnik Nizhnevartovskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Nizhnevartovsk state University]. 2012. //https:// cyberleninka.ru/article/n/strannichestvo-na-rusi-filosofsko-antropologicheskie-i-sotsiokulturnye-smysly

3. Vysotsky V. S. YA ne veryu sud'be: stihi i pesni [I don't believe in fate: poems and songs]. Moscow, Eksmo, 2015, p. 358.

4. Ilyin V. N. Manifest russkoj civilizacii. Ch. 1. [Manifesto of Russian civilization. Part 1]. -Moscow: Omega-L, Vyssh. shk., 2003. // http://www.za-nauku.ru/?id=217&option=com_ content&task= view

5. Ozhegov S. I., SHvedova N. YU. Tolkovyj slovar' russkogo yazyka [Explanatory dictionary of

the Russian language]. - http://ozhegov.info/ slovar/?q

6. Otkrovennye rasskazy strannika duhovnomu svoemu otcu. - 3-e izd., ispr [Candid stories of the wanderer to his spiritual father. - 3rd ed.], Moskow, Izd-vo Sretenskogo monastyrya [Sretensky monastery Publishing house], 2009, 368 p. (B-ka duhovnoj prozy) [B-ka spiritual prose].

7. Svirskij A. I. Ryzhik. Povest' [Red. Story]. Moscow, RusLit, 2016, 417 p. // http://lib.ru/ RUSSLIT/ SWIRSKIJ_A/ryzhik.txt

8. Svirskij A. I., Maksimov S. V. Istoriya nishchenstva na Rusi [The History of beggary in Russia]. Moscow, Eksmo, 2009, 320 p.

9. Svirskij A. I. Istoriya moej zhizni [The Story of my life] Moskow, Izdatel'stvo «Kniga po trebovaniyu» [Publishing house «Book on demand»]

2011, 460 p. // http://az.lib.ru/s/swirskij_a_i/text_ 1938_istoria_moey_zhizni. shtml

10. CHaadaev P. YA. Filosoficheskie pis'ma [Philosophical letters]. Moscow, AST, 2006. 254 p. // http://e-libra.su/read/312579-filosoficheskie-pisma.html

Ташлинская Елена Шамильевна, кандидат философских наук, доцент кафедры Философия» УлГТУ.

Поступила 10.12.2019 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.