Научная статья на тему 'Страницы истории Кубанского сельскохозяйственного института'

Страницы истории Кубанского сельскохозяйственного института Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
499
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИТУТ / ПАРТИЙНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / КОМСОМОЛ / ОБУЧЕНИЕ / РЕОРГАНИЗАЦИЯ / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / СТУДЕНЧЕСКИЙ КОМИТЕТ / INSTITUTE / PARTY ORGANIZATION / KOMSOMOL / TRAINING / REORGANIZATION / AGRICULTURE / STUDENT’S COMMITTEE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванцов И.Г.

Статья посвящена страницам истории Кубанского сельскохозяйственного института в первое десятилетие его существования проблемам структурной организации и подготовки кадров специалистов для сельскохозяйственной отрасли народного хозяйства СССР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Article is devoted to pages of history of the Kuban agricultural institute in the first decade of his existence to problems of the structural organization and training of experts for agricultural branch of the national economy of the USSR

Текст научной работы на тему «Страницы истории Кубанского сельскохозяйственного института»

УДК 94(47) ББК 63.3(2)6-3 И 23

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ КУБАНСКОГО СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ИНСТИТУТА

(Рецензирована)

Иванцов Игорь Григорьевич,

кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и музееведения Краснодарского государственного института культуры, г. Краснодар. Тел.: (905) 476 92 07, е-mail: IIG23@yandex.ru

Аннотация. Статья посвящена страницам истории Кубанского сельскохозяйственного института в первое десятилетие его существования - проблемам структурной организации и подготовки кадров специалистов для сельскохозяйственной отрасли народного хозяйства СССР.

Ключевые слова: институт, партийная организация, комсомол, обучение, реорганизация, сельское хозяйство, студенческий комитет.

PAGES OF HISTORY OF THE KUBAN AGRICULTURAL INSTITUTE

Ivantsov Igor Grigoryevich,

candidate of historical sciences, associate professor of history and museology of the Krasnodar state institute of culture, Krasnodar. Ph.: (905) 476 92 07, e-mail: IIG23@yandex.ru

Summary. Article is devoted to pages of history of the Kuban agricultural institute in the first decade of his existence - to problems of the structural organization and training of experts for agricultural branch of the national economy of the USSR.

Keywords: institute, party organization, Komsomol, training, reorganization, agriculture, student's committee.

12 марта 1922 г. постановлением Народного комиссариата просвещения СССР было принято решение о преобразовании Кубанского политехнического института в Кубанский сельскохозяйственный институт (КСХИ).

После начала работы института, в 1922-1923 учебном году в КСХИ появилась партийная ячейка РКП (б), насчитывавшая на первых порах 5 - 6 человек. В то же время началась и история организаций студенчества КСХИ по профессиональному принципу, когда профсоюзы реально стали подходить к вопросу пролетаризации высшей школы, посылая кадры членов рабочих профсоюзов на обучение. С начала 1922-1923 учебного года появилась профсекция, объединившая студентов-членов профсоюзов и существовавшая параллельно со студенческим комитетом (студкомом), как общестуденческой организацией.

С января 1923 года в КСХИ создается проф-студорганизация - Исполбюро профсекций, избираемое на общестуденческом собрании института в основном из студентов-комсомольцев. Основной

его задачей было обслуживание интересов организованного и неорганизованного в профсоюз студенчества.

Исполбюро профсекций находилось под контролем бюро ячеек РКП (б) Кубанского сельскохозяйственного института. Совместно ими принимались разнообразные решения, касавшиеся жизни института. Представители Исполбюро профсекций участвовали в работе ячеек РКП (б) и РЛКСМ института.

На совместном заседании бюро ячеек РКП (б) и РКСМ от 3 февраля 1924 г. Кубанского сельскохозяйственного института (КСХИ) было решено провести обследование и затем урегулировать квартир-но-жилищный вопрос на территории института. Принять самые решительные меры по выселению посторонних жильцов, занимавших жилплощадь в здании института. Провести эту работу с помощью милиции [1].

На совместном заседании бюро ячеек РКП (б) и РКСМ от 17 февраля 1924 г. Кубанского сельскохозяйственного института (КСХИ) было решено:

Предложить тов. Аболиной приступить к работе по МОПРу (Международная организация пролетариата), провести организационную работу и принять меры к изысканию средств на взносы в МОПР [2]. Необходимо заметить, что взносы в МОПР были практически обязательными для всех коммунистов и комсомольцев, а так же непартийных членов профсоюзов.

Много времени в КСХИ уделялось институтской стенгазете. На заседании бюро ячейки ВКП (б) и РКСМ от 16 января 1926 г. Кубанского сельскохозяйственного института (КСХИ) работу редколлегии газеты «Новый Пахарь» (редактор Пьянков) признали удовлетворительной, а выпуск налаженным.

В качестве напутствия бюро просило обратить внимание на следующие моменты:

1. Втянуть в работу стенгазеты преподавателей и профессоров.

2. Втянуть в работу студентов старших курсов.

3. Обратить внимание на освещение в газете академической работы института.

4. Поднять техническую сторону на должную высоту.

В издании (на январь 1926 г.) участвовало до 62 человек. Материал, поступавший в газету распределялся следующим образом: 45 % от рабкоров, 5% от состава редколлегии и 50% от остальных. Причем редакция отмечала громоздкость поступающих статей и несущественность их содержимого [3].

Вне КСХИ культработа велась в г. Краснодаре: в «Доме Крестьянина», библиотеке им. Михайловского и роте связи [4].

По состоянию на 27 января 1926 г. в составе ячейки ВКП (б) числилось 87 человек (35 членов и 52 кандидата), 68,1% крестьян и 31,9% рабочих. В составе ячейки РЛКСМ числилось 126 человек. Общее количество студентов составляло 606 человек.

На общем собрании партъячейки ВКП (б) КСХИ от 17.11. 1926 г., после доклада председателя (Маслиева), в порядке пожеланий руководству института отмечались следующие:

1. Стремиться расширить жилую площадь и площадь для лабораторий.

2. Взять курс на партийных товарищей (студентов и выпускников) по проведении. Таковых в научные сотрудники.

3. Принять во внимание материальную необеспеченность студентов в летние каникулы, изыскать таковым работу [5].

На заседании бюро ячейки ВКП (б) КСХИ и СХТ (Сельскохозяйственного техникума) от 2 марта 1926 г. сообщалось, что на апрель месяц назначались перевыборы состава Правления института, в связи, с чем необходимо было представить наме-

ченные парторганизацией института кандидатуры в крайком ВКП (б) для утверждения.

Было решено добиваться расширения состава Правления до пяти человек. В члены были намечены следующие кандидатуры: 1. Ректор института -Ленский; 2. Проректор по учебной части - Жуков;

3. Проректор по хозяйственной части - Вельдман;

4. От студенческой организации - Маказьянц; 5. Пятую кандидатуру предлагалось запросить от Кубанского окрисполкома (вскоре окрисполком предложил кандидатуру т. Кашникова).

Кандидатами предлагалось избрать профессора Молигонова и от студенческой организации -Цыганкова. В апреле они все были избраны [6].

На том же заседании, бессменный, на протяжении 4-х лет (с 1920 г. он два года обучался на рабфаке) секретарь парторганизации сельхозинститута Старченко, просил себе характеристику для поступления в институт красной профессуры. И таковая ему была дана на заседании бюро ячейки ВКП (б) КСХИ и СХТ, 16 марта 1926 г. [7]

Июльский 1928 года и ноябрьский 1929 года пленумы ЦК ВКП (б) решили сделать упор в СССР на создание нового типа высших технических учебных заведений «с резко выраженной специализацией по определенным отраслям промышленности». В стране началось «разукрупнение» старых вузов, выделение из них отдельных факультетов в самостоятельные учебные заведения. Так было создано несколько сотен небольших высших учебных заведений, переданных в ведение ряда соответствующих хозяйственных наркоматов. В Краснодаре на базе факультетов КСХИ (Краснодарского сельскохозяйственного института) так же возникло несколько институтов, в том числе был организован Северо-Кавказский институт специальных и технических культур.

Протокол открытого партийного совещания ячейки ВКП (б) Агрофака КСХИ от 10.06. 1930 г. в присутствии профессорско-преподавательского состава Агрофака и представителей хозяйственных организаций от «Главхлопкома» и Акционерного общества «Кенаф». Членов ВКП (б) 18 человек, членов ВЛКСМ - 4 чел., б/п - 6 человек.

Слушали: доклад доцента Углицких А.П. об организации и структуре института специальных и технических культур и рассмотрении учебного плана этого же института. (Доклад прилагается).

Прения: Профессор Вуколов: Кубанский С.Х. институт является и должен быть и впредь таким, центром изучения южного растениеводства, этому способствует его территориальное положение и наличие опыта, накопившегося за 10-летнее его существование.

Тов. Ермолаев, представитель «Главхлопкома»:

В хлопковом хозяйстве имеется большой недостаток в агрономах опытниках. Поэтому необходимо в отделении хлопководства выделить секцию опытного дела. Эта секция должна выпускать агронома-опытника по хлопку.

Тов. Бугаев, представитель Акционерного общества «Кенаф»: Поддерживаю предложение тов. Ермолаева и считаю необходимым с развитием института специальных и технических культур открыть такую же секцию по лубяно-прядильному отделению. Кроме того считаю необходимым увеличение количества часов по первичной переработке лубяно-прядильных культур, так как лубяно-прядильные культуры количественно возрастают и не могут быть охвачены количеством часов учебного плана.

В связи с увеличением количества видов и площади посева лубяно-прядильных культур на Северном Кавказе назревала острая необходимость в специалистах по первичной обработке этих культур. Необходимо институту своевременно позаботиться о подготовке таковых.

Мананков (студент): Возражать против узкой специализации нельзя, мы должны отказаться от земских агрономов. Но все, же есть тенденция к обобщению некоторых дисциплин. Нужно еще больше дифференцировать дисциплины по специальности. Поддерживаю мнение представителя от «Главхлопкома» и необходимости открытия секции опытного дела по хлопку.

Недостаток в профессорско-преподавательском составе всегда отражается на ходе учебной работы, поэтому нужно форсировать привлечение научных сил своевременно. Размах нового института широк, но с бюджетом существует неясность, поэтому нужно сейчас остановиться только на организации основных факультетов, для которых есть база.

Доцент Улитин: Благодаря отсутствию научных кадров мы резко не разграничиваем, не создаем спецсекций по хлопку - опытных производств. Но мы даем сейчас достаточное количество часов для того, чтобы агроном получил порядочно знаний в смысле опытного дела. Так же вопрос стоит и с лу-бяно-прядильными растениями. В дальнейшем мы будем иметь секции, как опытников хлопководов, так и агрономов по первичной обработке лубяно-прядильных культур.

В настоящее время не так уж остро стоит вопрос о привлечении научных сил, но необходимо его форсировать.

В виду того, что институт Специальных и технических культур является основным, необходимо данному совещанию поставить вопрос перед дирекцией о закреплении здания КСХИ за Институ-

том специальных и технических культур.

Для выдвижения кадров (выдвиженцы, аспиранты) нужно расширение и переоборудование некоторых кабинетов, для чего нужна помощь заинтересованных хозяйственных организаций помимо Наркомзема.

Необходимо добиваться контрактации студентов по хлопку не по линии «Главхлопкома», а по линии вновь организованных отделений, так как специалисты нашего ВУЗа больше приспособлены к местным условиям.

Выступающий Багрянцев: Необходимо организовать секцию экспорта табаков при факультете табаководства.

Выступающий Брагин: Факультет табаководства не нужен, так как он слишком куц, не имеет отделений и секций, изучает только одну культуру. Организация факультета отнимает много средств на чисто организационные работы. Этот факультет нужно превратить в отделение при факультете технических культур.

Доцент Улитин: Необходимо факультет табаководства оставить, т.к. назревает и необходимость создания секций по выращиванию ферментации и химии табака. Кроме того этот факультет целиком финансируется «Табаксырьем», которое желает, чтобы факультет этот был 2-м в мире. Кубанский государственный институт табаковедения является хорошей базой для факультета табаководства.

Заключительное слово доцента Углицких А.Н.: Особых возражений по структуре и учебным планам нет ни со стороны студенчества, ни со сторон представителей хозяйственных предприятий. Следовательно, структура и учебные планы, преподнесенные здесь, удовлетворяют требованиям советского хозяйства страны для специалистов нашего ВУЗа. Необходимо в постановлении данного совещания отметить и необходимость введения курса защитных насаждений на большинстве секций Института специальных и технических культур. Опытное дело имеет двухстороннюю связь с производством: через Институт специальных и технических культур, Исследовательский институт и через специалистов, работающих непосредственно на производстве во время прохождения непрерывной практики.

Количество часов (190) отведенное для опытного дела дает возможность приготовить специалиста, если не чисто опытника, то вполне справляющегося с этой работой.

Вопрос о бюджете на днях получит свое разрешение в центре, куда выехал директор института тов. Вальдман.

Здание КСХИ передается в ведение Института специальных и технических культур.

Подчеркиваю мнение тов. Брагина о целесоо-

бразности создания не факультете табаководства, а отделения табаководства при факультете Технических культур.

Постановили:

В основном конструкцию и учебные планы Института специальных и технических культур одобрить, как отвечающих всем требованиям крупного коллективного хозяйства нашей страны.

Необходимо внести следующие изменения:

1. Считать необходимым, по мере развертывания работы отделения лубяно-прядильных растений, выделение секций по первичной обработке лубяно-прядильных растений.

2. Считать необходимым организацию секции опытного дела и селекции в отделении хлопководства факультета Технических культур.

3. Необходимо ввести курс защитных насаждений во всех секциях, кроме виноделия и лубяно-прядильных растений.

4. Факультет табаководства не создавать, считая, что распыление средств на организацию факультета нецелесообразно, так как тех же результатов мы достигаем при наличии отделения Табаководства при факультете Технических культур.

5. Необходимо обратить серьезное внимание на своевременное привлечение научных сил для обслуживания Института специальных и технических культур [8].

Структура и учебный план Северо-Кавказского института специальных и технических культур (доклад А.Н. Углицких):

Северо-Кавказский институт специальных и технических культур, выделенный из Кубанского сельскохозяйственного института делится (по проекту) на 3 факультета: Специальных культур, технических культур и табаководства.

Факультет специальных культур делится на 4 отделения: садоводства, огородничества, виноградарства и виноделия, лекарственных растений.

Факультет технических культур делится на 4 отделения: хлопководства, лубяно-прядильных, масличных, сахароносных растений.

Факультет табаководства составляет одно отделения.

Наиболее обширные отделения делятся на секции, а именно: Отделение садоводства делится на 3 секции - плодоводства, южных и субтропических растений и общественных насаждений (декоративного садоводства); Отделение огородничества делится на секции огородничества и огородного семеноводства; Отделение виноградарства делится на секции виноградарства и виноделия. Таким образом, в составе института содержится 13 секций.

Такое дробное деление было вызвано необходимостью, с одной стороны углубить и заострить

профиль специалистов, выпускаемых вузом, с другой стороны потребностями социалистического устройства сельского хозяйства в кадрах специалистов, при образовании крупных колхозов и совхозов, согласно обширному объему культурных растений, произрастающих и культивируемых на территории южной части СССР, охватываемой сферой влияния института (Крым, Кавказ, Туркестан, Астрахань). Вместе с тем разделение на секции позволило бы составить учебные планы с максимальным углублением для будущего специалиста в специальные дисциплины.

Учебные планы были рассчитаны на 3 года обучения. Каждый учебный год делится на 2 раздела, учебный и производственный, при соотношении учебного раздела к производству, как 1:1.

Все дисциплины института делились на 2 категории: общеобразовательные и специальные. Общеобразовательные дисциплины, числом 187, являлись в то же время и общеинститутскими. Они образовывали 5 циклов: Общественно-политический цикл - 192 часа (политэкономия, диамат); Общественно-экономический цикл - 200 часов (сельскохозяйственная экономия, статистика, счетоводство, аграрная политика); Физико-химический цикл - 404 часа (физика, климатология, высшая математика, химия неорганическая, органическая, аналитическая, геодезия); Биологический цикл - 320 часов (ботаника, физиология растений с микробиологией, почвоведение); Внецикловые науки - 260 часов (иностранные языки и военные науки). Всего этим дисциплинам отводилось 1376 часов.

Специальные дисциплины делились на 2 категории: общекультурные и специальные, дающие собственно профиль специалисту. Специальным общекультурным дисциплинам отводится 484 часа. Для факультета спецкультур это дисциплины: Общее садоводство, основы селекции и генетики, методика опытного дела, химия органическая, экономика спецкультур и организация спецхозяйств, специальное машиноведение, специальная фитопатология и энтомология (борьба с вредителями).

Для факультетов техкультур и табаководства те же дисциплины, кроме общего садоводства, соответственно заменяемого общим и частным земледелием. Содержание курса по этим общефакультетским специальным дисциплинам должно было быть программно увязано с соответствующим уклоном.

На специальные дисциплины секций отводилось для последней секции 726 часов из учебного раздела и 1 год производственной работы по специальности.

По факультету специальных культур на секции

плодоводства подлежало изучению: плодоводство, плодовый парник, ягодники и кустарники, помология, техническая переработка плодов.

На секции южных и субтропических культур: субтропические и садовые растения (цитрусовые, маслина, инжир, чай, бамбук и проч.), южные специальные промышленные культуры (дубильные, каучуконосные, лаконосные, красильные и др.), дендрология, древоводство, техническая переработка.

По секции общественных насаждений: общественные насаждения, дендрология, древоводство, цветоводство, проектирование и черчение садовых планов, специальная геодезия.

По секции огородничества: огородничество, сортоведение и сортовая база, выгонка овощей и зимнее огородничество, бахчевые и южные культуры, переработка овощей.

На секции огородного семеноводства: огородничество, сортоведение и сырьевая база, специальная селекция, семеноведение и семенное дело.

На секции виноградарства: виноградарство, ампелография, едология (спец. почвоведение), консервирование и переработка винограда на безалкогольные продукты, виноделие, техническая микробиология, энохимия.

На секции виноделия: виноградарство, консервирование и переработка винограда на безалкогольные продукты, виноделие, плодово-ягодное виноделие, техническая микробиология, энохимия, утилизация отбросов виноделия.

На секции ароматических и лекарственных растений: культура лекарственных и ароматических растений, селекция, семеноводство и семеноведение, дикорастущие лекарственные растения, химия лекарственных и ароматических растений, товароведение, техническая переработка и заготовка [9].

По Факультету технических культур на отделении хлопководства подлежало изучению: специальная мелиорация, специальное машиноведение, хлопководство, селекция и семеноводство хлопчатника, первичная переработка и технология хлопка и лубяно-прядильных растений, опытное дело по хлопку, лубяно-прядильные растения и их культура.

На отделении лубяно-прядильных культур подлежало изучению: специальная мелиорация, специальное машиноведение, лубяно-прядильные растения и их культура, селекция и семеноводство лубяно-прядильных растений, опытное дело по лубяно-прядильным растениям, первичная обработка и технология лубяно-прядильных растений, хлопководство.

На отделении масличных растений: с.х. маши-

новедение и монокультура, масличные растения и их культура, селекция и семеноводство масличных растений, технология и переработка масличных растений, опытное дело по масличным культурам.

На отделении сахароносных растений: культура сахарной свеклы, культура прочих сахароносных растений, технология сахароносных растений, селекция и семеноводство свеклы и других сахароносных растений, опытное дело по сахароносным растениям, специальное машиноведение.

По Факультету табаководства: обработка и ферментация табака, опытное дело по табаку, технология табака и фабричная обработка, табачное хозяйство, обмен и распределение.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Общее число дисциплин для каждой отрасли составляло от 30 до 34 в зависимости от специальности. Общее число часов по специальности дисциплины проводится для каждой отрасли - 1210 часов. Таким образом, удельный вес специальных дисциплин составит около 50 %. Если добавить сюда период производственной практики, то удельный вес специальных дисциплин от общей продолжительности курса составит 75 %. На общие дисциплины (и циклы) уделяется 25 % времени.

Предполагалось, что при активном методе преподавания, кадры специалистов каждой отрасли образовывали для прохождения специальных дисциплин самостоятельную группу. Появлялась возможность сообщить в курсах исключительно то, что относится к данным отраслям и избежать ранее бывшего загромождения студентов знаниями, не всегда имеющими прямое отношение к изучаемой специальности. Это обстоятельство должно было быть учтено при составлении программы курсов.

К недостаткам учебного плана относилось отсутствие курса защитных насаждений, который должен быть введен на всех секциях в количестве 30-40 часов. Они были нужны для ведения культур на обширной открытых пространствах в засушливых условиях Южной области, где свирепствовали гибельные для культур суховеи и другие бурные ветра.

При развертывании Института специальных и технических культур из КСХИ, наиболее подготовленными для реорганизации в отношении оборудования преподавательским персоналом был факультет специальных культур, имеющий в своем составе 5 секций: садоводства, огородничества, виноградарства, виноделия, лекарственных и ароматических растений. Кроме того, выпускались 1-2 специалиста по декоративному садоводству. Таким образом, развертывание существующего отделения спецкультур, могло быть проведено Агрофаком наиболее удобно, путем реорганизации соответ-

ствующих секций в отделения факультета специальных культур.

Дополнительного оборудования требовали на этом факультете две секции. Это секции южных и субтропических культур и огородного семеноводства. Кроме того потребуется введение учебного хозяйства по секции общественных насаждений.

Факультет технических культур требовал, за исключением частично отделения хлопководства, организации вновь учебно-вспомогательных учреждений, кабинетов, и лабораторий по отделениям лубяно-прядильных растений, масличных и сахароносных растений. При развертывании этих отделений требовались, прежде всего, необходимые площади зданий и учебных хозяйств, а так же обеспечение преподавательским составом. Факультет табаководства, в виде секции табаководства, существовавший на базе ГИТа, требовал расходов для новых учебно-вспомогательных организаций.

Общее количество дополнительного преподавательского персонала составило 16 профессоров и доцентов, или 29 % общего количества, причем увеличение относилось главным образом к факультету технических культур и секции лекарственных растений, и могло быть ослаблено путем поручения заведывания кафедрами штатным доцентам, имеющим стаж и научные работы, вследствие чего приглашение вновь на кафедры потребовало бы небольшого числа профессоров.

Главное увеличение падало на персонал аспирантов, лаборантов и препараторов (44 человека),

что происходило от введения полного активного метода преподавания, большей углубленности и специализации.

Общая итоговая сумма, потребная на осуществление плана реорганизации, считая, в том числе расходы по начатому строительству зданий института, общежитий студентам и всему персоналу, а так же обязательную годовую стипендию каждому студенту по 80 рублей в месяц, выражалось в сумме 2 945 642 рубля. Общая сметная сумма на 1930/1931 учебный год по Кубанскому сельскохозяйственному институту до его реорганизации составляла 6,5 млн. рублей [10].

Однако на этом реорганизации не закончились. В октябре месяце 1933 г., Северо-Кавказский институт специальных и технических культур и Северо-Кавказский институт селекции и семеноводства был снова введены в состав Краснодарского сельскохозяйственного института. Основной состав педагогических кадров биологического и агрономического направлений, вся материальная база в период раздробления Кубанского СХИ оставались в институте специальных и технических культур. Именно этот вуз стал продолжателем основной линии развития высшей сельскохозяйственной школы на Северном Кавказе. С восстановлением Краснодарского СХИ ушло в прошлое время раздробленности. Вуз стал единым и с новыми усилиями приступил к научно-теоретическому обеспечению быстро развивавшегося сельскохозяйственного производства СССР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.