о чем свидетельствуют материалы по ОГЛ, публикуемые в учебниках и монографиях различных авторов.
Между тем о связи эпидемических вспышек ОГЛ с эпизоотиями этой инфекции в популяции ондатр было известно еще в 1945-1946 гг. (А.В. Гагарина, 1958).
В многолетней динамике активности природных очагов ОГЛ выделяются четыре периода, отличающиеся различной степенью интенсивности эпидемического и эпизоотического процессов. Последние годы характеризуются
отсутствием зарегистрированных заболеваний ОГЛ среди населения, хотя вирус постоянно присутствует в популяции ондатры, даже если не наблюдается выраженный падеж среди этих животных.
Следовательно, эпизоотический процесс в природных очагах ОГЛ продолжается, и подобно действующему вулкану, может проявить свою активность в то или иное время. В связи с этим необходим систематический эпизоото-лого-эпидемиологический мониторинг природных очагов этой инфекции.
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ИЗУЧЕНИЯ РИККЕТСИОЗОВ
Н. В. Рудаков, В. К. Ястребов
Омский НИИ природно-очаговых инфекций Роспотребнадзора, Омская государственная медицинская академия
Вшей находили еще на мумифицированных трупах в захоронениях Древнего Египта. По мнению историка Геродота (около 500 лет до н.э.), египетские жрецы брили головы для того, чтобы вши не мешали службе Богам. Для борьбы со вшами избавлялись от волос на голове и подбородке фараоны, цари, вельможи в государствах Древнего мира. По преданиям, библейского царя Ирода заели вши. Эпидемический сыпной тиф был широко распространен в средневековой Европе, особенно в период войн, голода.
Существенный урон (около половины смертей) сыпной тиф нанес 700-тысячным войскам Наполеона в русскую кампанию 1812 года (Raoult D. et al., 2004). К этому периоду относятся первые работы русских врачей Я. Щировского (1811), Я. Говорова (1812) и других по выделению сыпного тифа в отдельную нозологическую форму.
В дальнейшем инфекционная природа сыпного тифа и наличие возбудителя в крови были доказаны в опытах самозаражения в 1876 году в Одессе российским исследователем О.О. Мочутковским. Результаты этих исследований опубликованы им в том же году в журналах «Московский врачебный вестник» (№ 4) и «Zbl. med. Wissenschaft» (№ 11).
К началу ХХ века была доказана роль вшей в распространении антропонозных кро-
вяных (трансмиссивных) инфекций: эпидемического сыпного тифа (риккетсиоза), возвратного тифа (боррелиоза), окопной лихорадки (бартонеллеза). В 1908 г. появилось сообщение Н.Ф. Гамалеи, в котором он на основании эпидемиологических данных сделал вывод, что сыпной тиф заразен лишь при наличии вшей. В 1909 г. Николай Федорович вводит в практику понятие «дезинсекция» как метод борьбы с переносчиками заразного начала. Он утверждал, что больной сыпным тифом, если на нем нет вшей, не представляет опасности для окружающих и что их уничтожение влечет прекращение заболеваний этой инфекцией. Выводы Н.Ф. Гамалеи послужили научной основой для последующей борьбы с сыпным тифом.
В 1909 г. французский ученый Charles Nicolle в опытах на обезьянах экспериментально воспроизвел сыпнотифозную инфекцию и доказал передачу инфекционного агента платяными вшами, в дальнейшем Gavino, Girard, Nicolle (1910-1912) доказана чувствительность к этому возбудителю морских свинок - в дальнейшем основной биологической модели риккетсиологических исследований. За свои эксперименты в 1928 г. Charles Nicolle был удостоен Нобелевской премии.
В России, во время Гражданской войны 1918-1921 гг., педикулез и трансмиссивные тифы приобрели характер эпидемии. В это
время проводились исследования вшей и методов борьбы с ними, начатые Е. Н. Павловским и поддержанные широким кругом врачей и биологов.
В период между двумя мировыми войнами заболеваемость сыпным тифом снижалась, в ряде стран инфекция перестала регистрироваться. В годы Второй мировой войны вновь отмечался рост заболеваемости. На территориях, подвергшихся оккупации, сыпной тиф принял эпидемический характер. Однако решительные меры, принятые по борьбе с этим риккетсиозом, позволили не допустить распространения инфекции среди военнослужащих и быстро ликвидировать очаги инфекции на освобожденных территориях.
Созданный в 1921 году Омский бактериологический институт с первых лет работы был ориентирован на актуальные для региона проблемы инфекционной патологии, в том числе сыпного тифа. В 1923 году на его базе была организована кафедра микробиологии, отмечающая в этом году 90-летие. Возглавил ее профессор Василий Сократович Веселов.
Работы по сыпному тифу (производство вакцины и диагностикумов) были расширены в военные годы в связи с ухудшением обстановки по сыпному тифу, необходимостью совершенствования диагностики и профилактики этой инфекции.
Новый период в изучении риккетсиозов в Омском НИИПИ в послевоенные годы связан с такими учеными, как М.В. Лось, Н.В. Воща-кина, М.С. Шайман.
Марк Владимирович Лось родился в 1906 г. в г. Вознесенске Одесской области Украины. В 1931 г. окончил Одесский медицинский институт по специальности «Санитария и эпидемиология», работал заведующим районной санитарно-эпидемиологической станции (СЭС) в Молдавии. В 1934 г. работал в Тирасполе начальником республиканской СЭС, зам. наркома здравоохранения и главным санитарным инспектором. В том же году переведен в Одесский НИИ эпидемиологии и микробиологии, читал лекции в Одесском институте усовершенствования врачей.
В 1942 г. вместе с другими сотрудниками Одесского института был эвакуирован в г. Омск, где был назначен заведующим эпидемиологическим отделом Омского института эпидемиологии и микробиологии. В начале 1943 г. ему поручают организацию на базе эпидемиологического отдела Омского ИЭМГ кафедры эпидемиологии Омского медицинского института (в этом году отмечает
70-летие). Научно-педагогический коллектив кафедры состоял из опытных научных работников и являлся продолжателем научного направления Омского ИЭМГ (В.В. Далматов, 2003). С самого начала кафедра развернула научную работу, связанную с проблемами краевой эпидемиологии: омская геморрагическая лихорадка, риккетсиозы, дизентерия (М. В. Лось, 1952).
За военные годы эпидемиологический отдел ОИЭМГ становится центром учебно-методической и консультативной работы, подготовки по эпидемиологии для всего региона. Деятельность М.В. Лося в этот период была многогранной. Наибольшее внимание он уделял вопросам эпидемиологии, диагностики и профилактики сыпного тифа, ситуация по которому в этот период существенно ухудшилось. Работа Марка Владимировича касалась совершенствования серологической диагностики этой инфекции с использованием специфических риккетсиальных антигенов. Он исследовал также эффективность прививок против сыпного тифа вакциной Кронтовской-Маев-ского, принял участие в разработке новых препаратов для дезинфекции. В 1949 г. М.В. Лось защитил кандидатскую диссертацию «Реакция агглютинации риккетсий в диагностике сыпного тифа». Существенное внимание он уделил эпидемиологии актуальных для региона природно-очаговых инфекций - туляремии, омской геморрагической лихорадки (В.К. Ястребов, 2003).
М.В. Лось был награжден значком «Отличнику здравоохранения», почетными грамотами и благодарностями Омского облисполкома, облздравотдела и администрации ОИЭМГ.
Основные работы М.В. Лося:
1. Наблюдения над сыпнотифозной вакциной // Журн. микробиол. - 1946. - № 8-9. -С.47-50.
2. Реакция агглютинации риккетсий в диагностике сыпного тифа: автореф. дис. ... канд. мед. наук. - Омск, 1949.
3. Вопросы эпидемиологии омской геморрагической лихорадки //С ибирская научная конференция институтов эпидемиологии и микробиологии: тез. докл. - Томск, 1949. - С.56-57.
4. Реакция агглютинации риккетсий и ее место в диагностике сыпного тифа // Труды Омского ИЭМГ. - Омск, 1952. - Т. 1. -С. 133-156.
Нина Васильевна Вощакина родилась в 1906 г. в г. Красноярске. После окончания в 1927 г. школы поступила на лечебный
факультет Иркутского медицинского института, который окончила с отличием в 1931 г. С 1932 по 1935 гг. работала врачом-бактериологом эпидемиологического отдела Иркутского бактериологического института, с 1935 по 1941 гг. - заведующей эпидемиологическим отделом Красноярского санитарно-бактерио-логического института. В 1941 г. была мобилизована начальником лаборатории ЭГ № 975 (г. Красноярск), после демобилизации с 1942 по 1952 гг. работала на прежней должности. Научно-исследовательскую работу совмещала с преподаванием на кафедре микробиологии Красноярского медицинского института в 1944-1947 гг. в качестве ассистента. В 1948 г. в Томском медицинском институте защитила кандидатскую диссертацию на тему «Материалы к этиологии, серологической диагностике и эпидемиологии красноярского клещевого сыпного тифа».
В связи с реорганизацией института в Красноярске была переведена в Омский институт эпидемиологии, микробиологии и гигиены, где до 1960 г. заведовала эпидемиологическим отделом, после перепрофилирования института заведовала отделом природно-оча-говых инфекций, в 1969 г. ушла на пенсию. В период работы в г. Омске выполнила ряд работ по изучению очагов клещевого рикке-тсиоза в Тюменской и Новосибирской областях, выделению и изучению штаммов рик-кетсий, чувствительности различных видов мелких млекопитающих к риккетсиям. Нина Васильевна являлась научным наставником М.С. Шаймана и М.С. Давыдовой (будущих докторов наук, известных работами в области природно-очаговых инфекций).
H.В. Вощакина избиралась депутатом горсовета в г. Иркутске (1934-1935 гг.), работала ученым секретарем научного совета Красноярского ИЭМГ, награждена медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За освоение целинных земель», значком «Отличнику здравоохранения», грамотами и благодарностями Министерства здравоохранения СССР. Ею опубликовано 36 научных трудов.
Основные работы Н.В. Вощакиной:
I. Серологические реакции Вейль-Фе-ликса, Видаля и Райта при западносибирском клещевом сыпном тифе // Журн. микробиол. - 1943. - № 10-11. - С. 89. (Соавтор Н.В. Сергеев).
2. Материалы к характеристике вновь выявленного очага клещевого риккетсиоза в Ар-мизонском районе Тюменской области // тез.
докл. науч. конф. Омского института эпидемиологии, микробиологии и гигиены. - Омск, 1956. - С. 10-11.
3. Эпидемиологическая и этиологическая характеристика клещевого сыпного тифа Северной Азии в Армизонском районе Тюменской области // Журн. микробиол. - 1962. -№ 4. - С. 47-53.
4. Материалы к эпидемиологии клещевого риккетсиоза Северной Азии в Красноярском крае за 1936-1967 гг. / // Журн. микробиол. - 1971. - № 4. - С. 7-11. (Соавторы М.С. Шай-ман, С.И. Нозик, С.И. Пац, Ф.В. Красовский).
Матвей Семенович Шайман родился 9 марта 1924 года в г. Красноярске. После окончания в 1947 году санитарно-гигиенического факультета Омского медицинского института работал в Тюменской областной санитарно-эпидемиологической станции в должности врача-эпидемиолога. Начиная с 1948 года, его трудовая деятельность была связана с Омским НИИ природно-очаговых инфекций, где он прошел путь от младшего научного сотрудника до заведующего научно-исследовательской лабораторией.
В 1948-1949 гг. в составе научных экспедиций под руководством академика РАМН М.П. Чумакова и профессора Р.М. Ахрем-Ах-ремовича принимал участие в изучении новой трансмиссивной вирусной инфекции - омской геморрагической лихорадки.
М.С. Шайман является одним из пионеров изучения клещевого риккетсиоза в Сибири. Его исследования были посвящены изучению природных очагов этой инфекции на ряде территорий Сибири (Новосибирская, Тюменская, Кемеровская области, Алтайский и Красноярский края). В 1958 году М.С. Шайман защитил кандидатскую диссертацию «Природный очаг клещевого сыпного тифа Северной Азии в Тогучинском районе Новосибирской области», в 1974-м - докторскую диссертацию на тему «Клещевой риккетсиоз Азии в Западной и Средней Сибири». В разные годы научной деятельности М.С. Шайман являлся руководителем вирусно-риккетсиозной (1957-1968) и лептоспирозно-риккетсиозной (1978-1980) лабораторий Омского НИИ природно-очаго-вых инфекций. Автор 127 опубликованных работ.
Участник научных экспедиций, работавших в природных очагах клещевого энцефалита и клещевого риккетсиоза в регионах народнохозяйственного освоения Западной и Восточной Сибири, Крайнего Севера (Таймыр - 1972-1974, Ямал - 1979-1980,
БАМ - 1975-1977), в крупных животноводческих комплексах (1978-1981).
М.С. Шайман был одним из основателей Сибирской школы риккетсиологов. Свой богатейший опыт и знания передавал своим последователям и ученикам (доктора медицинских наук В.К. Ястребов и Н.В. Рудаков, кандидат медицинских наук Т.А. Решетникова).
Награжден тремя медалями, значком «Отличнику здравоохранения».
М.С. Шайман ушел из НИИ природно-очаговых инфекций на пенсию в год своего шестидесятилетия (1984). Наследие Матвея Семеновича Шаймана - это не только его научные труды и ученики, сохраняющие о нем благодарную память. Исследования последних лет позволили по-новому взглянуть на научные достижения ученого. Выделенный им в 1969 г. штамм «Карпунино 19/69» из клещей Dermacentor marginatus в Мокро-усовском районе Курганской области спустя 34 года генетически идентифицирован С.Н. Шпыновым как Rickettsia slovaca. Этот штамм является единственным штаммом R. slovaca в России.
В настоящее время омская риккетсиологи-ческая школа имеет не только российское, но и международное признание. Омскими риккет-сиологами (М.С. Шайманом, Н.В. Вощакиной, В.К. Ястребовым, Н.В. Рудаковым, Т.А. Решетниковой, И.Е. Самойленко, С.Н. Шпыновым, Л.В. Кумпан) создана и продолжает пополняться уникальная коллекция штаммов риккетсий, не имеющая аналогов в мире.
Основные работы М.С. Шаймана:
1. Природный очаг клещевого сыпного тифа Северной Азии в Тогучинском районе Новосибирской области: дис. ... канд. мед. наук. - Омск, 1958. - 215 с.
2. О распространении и взаимоотношениях очагов клещевого энцефалита, клещевого сыпного тифа и лихорадки Ку в Западной Сибири // Мед. паразитол. и паразитарные болезни. - 1964. - Т. 33. № 2. - С. 136-141. (Соавтор Г.И. Нецкий).
3. Клещевой риккетсиоз Азии в Западной и Средней Сибири: дис. ... д-ра мед. наук. - М., 1973. - 269 с.
4. Ландшафтно-эпидемиологическое районирование Западной и Средней Сибири по клещевому риккетсиозу Азии и основные направления его профилактики // Эпидемиологическая география клещевого энцефалита, омской геморрагической лихорадки и клещевого риккетсиоза Азии в Западной Сибири. - Омск, 1973. - С. 133-145. (Соавтор Г.И. Нец-кий).
К истории изучения риккетсиозов в Омске необходимо добавить, что и Анна Павловна Полякова, заведующая кафедрой эпидемиологии Омского медицинского института в 19591972 гг., отдала много сил организации борьбы с эпидемиями и противоэпидемической защиты населения Омской области, в том числе и ликвидации сыпного тифа. Она стала первым главным врачом впервые организованной Омской областной санитарно-эпидемиологической станции, провела анализ заболеваемости сыпным тифом медицинских работников Омской области в период Великой Отечественной войны и в послевоенные годы. В 1960 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «К эпидемиологии сыпного тифа в Омской области за 1941-1956 гг. и меры его ликвидации».
Вопросами сыпного тифа занималась в разные годы кафедра инфекционных болезней Омского медицинского института (Л.А. Розеньер, В.П. Константинов и другие).
АКТУАЛЬНОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ КЛИНИЧЕСКОЙ
МИКРОБИОЛОГИИ ПОЛОСТИ РТА
ПРИ ПОДГОТОВКЕ ВРАЧА-СТОМАТОЛОГА
М.Г. Чеснокова, Л.М. Ломиашвили, Г.И. Скрипкина Омская государственная медицинская академия
При диагностике заболеваний полости рта, вызванных патогенными микроорганизмами (дифтерийной палочкой, микобак-
териями, нейссериями) используют традиционные методы: микроскопический, бактериологический, серологический, биологический,