Научная статья на тему 'Страховые взносы в администрировании ФНС'

Страховые взносы в администрировании ФНС Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
412
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный журнал
Область наук
Ключевые слова
СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ / ПФР / ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Карсакова Ангелина Евгеньевна

В статье анализируется основная идея законопроекта № 1040802-6 о передаче страховых взносов под контроль ФНС с 2017 года, также передача администрирования страховых взносов, направленная на сохранение эквивалентности уплаченных взносов с объемом прав на обязательное страхование, а также принципы в системе пенсионного, социального и медицинского обеспечения. Установление единого администратора по контролю за исчислением, уплатой налогов и страховых взносов будет способствовать укреплению платежной дисциплины плательщиков страховых взносов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Страховые взносы в администрировании ФНС»

2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.co nsultant.ru/ (дата обращения: 07.08.2017).

СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ В АДМИНИСТРИРОВАНИИ ФНС

Карсакова А.Е.

Карсакова Ангелина Евгеньевна - бакалавр, кафедра налогов и налогообложения, Самарский государственный экономический университет, г. Самара

Аннотация: в статье анализируется основная идея законопроекта № 1040802-6 о передаче страховых взносов под контроль ФНС с 2017 года, также передача администрирования страховых взносов, направленная на сохранение эквивалентности уплаченных взносов с объемом прав на обязательное страхование, а также принципы в системе пенсионного, социального и медицинского обеспечения. Установление единого администратора по контролю за исчислением, уплатой налогов и страховых взносов будет способствовать укреплению платежной дисциплины плательщиков страховых взносов.

Ключевые слова: страховые взносы, ПФР, Федеральная налоговая служба.

Начиная с 1 января 2017 г. вступила в силу 34 глава «Страховые взносы» НК РФ [1]. Ее введение внесло существенные изменения для плательщиков страховых взносов, в том числе и правила администрирования. Теперь полномочия по контролю за уплатой, взысканию задолженности и приему отчетности по страховым взносам переданы Федеральной налоговой службе [3].

Реформа по преобразованию страховых взносов была подготовлена налоговой службой по прямому поручению Президента РФ Владимира Владимировича Путина от 15.01.2016 № 13 «О дополнительных мерах по укреплению платежной дисциплины при осуществлении расчетов с Пенсионным фондом Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования».

Федеральная налоговая службы для исполнения указа Президента разработала специальный проект Дорожной карты - «Создание единого механизма администрирования страховых взносов на обязательное пенсионное и социальное страхование», меры по которому частично вступили в реализацию с марта текущего 2016 года.

Можно выделить следующие причины изменений страховых взносов:

- недостаточная эффективность фондов;

- недоимка денежных средств в бюджет;

- необходимость упрощения налогового администрирования;

- снижение налоговой нагрузки;

- возможность стимулирования экономики, по средствам реформирования ставок.

Ключевыми целями передачи администрирования страховых взносов ФНС

являются следующие предположения:

- снижение расходов за счет сокращения служб контроля;

- повышение качества проводимых проверок;

- значительное уменьшение количества сдаваемой отчетности;

- способствование увеличению собираемости социальных взносов.

В настоящее время в сложных экономических условиях фонды не справлялись со своей прямой обязанностью. По мнению представителей налоговой службы РФ,

согласно грядущим нововведениям можно дополнительно получить со страхователей не одну сотню миллиардов рублей [2].

Структура Федеральной налоговой службы на данный момент является одной из самых действенных в нашей стране, поскольку ее проверки никогда не проходят безрезультативно. Она может гарантировать четкое выполнение всех задач, которые поставлены реформой. Именно по этой причине полномочия по сборам страховых взносов переданы ФНС России.

ПФ и ФСС передали Федеральной налоговой службе полный перечень плательщиков взносов, базы данных застрахованных физических лиц и соответствующие акты сверки. Такие мероприятия необходимы, прежде всего, для сопоставления и анализа размеров социальных выплат и налогов на доходы физических лиц. В том случае, если суммы выплат будут значительно отличаться, то по инициативе представителей ФНС может быть организована выездная или камеральная проверка.

Инспекторы вправе проверить отчеты организации за три последних года, то есть с 2014 по 2016 года. Выявленную в ходе проверки недоимку организация будет обязана возместить. С 1 января 2017 года по страховым взносам введены изменения в кодах бюджетной классификации, отчетности и иные изменения, которые изменят работу бухгалтера. Отчетность по социальным взносам будет объединять в себе платежи, которые организация платила в социальные фонды такие как: Фонд социального страхования (ФСС), Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР), Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС).

Плательщиками страховых взносов в 2017 году по-прежнему останутся организации и индивидуальные предприниматели, выплачивающие вознаграждения гражданам, а также самозанятое население. В статье 419 Налогового кодекса Российской Федерации раскрыт полный перечень плательщиков такого вида сборов.

Объектами обложения страховыми взносами являются выплаты тем гражданам, которые застрахованы в системе обязательного пенсионного, социального, а также медицинского страхования. То есть под объектами понимаются: вознаграждения в рамках гражданско-правовых договоров или трудовых отношений; вознаграждения по договору авторского заказа в пользу самого автора; выплаты и вознаграждения по договорам об отчуждении исключительного права на произведение науки, литературы, искусства, договорам лицензии.

Облагаемой базой, как и прежде, считается каждый месяц отдельно по каждому работнику нарастающим итогом с начала года. Но представители ФНС предлагают внести некоторые коррективы относительно самого расчета базы. В частности, было предложено отказаться от применения предельной базы для начисления. В случае утверждения данных коррективов, социальный страховой сбор будет взиматься со всей суммы заработной платы, получаемой работником без каких-либо ограничений. На данный момент в ст. 421 Налогового кодекса установлено, что размер соответствующей предельной величины базы для исчисления страховых взносов устанавливается ежегодно Правительством Российской Федерации.

Основной темой для обсуждения остаются лишь изменения ставок по взносам. На сегодняшний день основные тарифы страховых взносов и отчислений с заработной платы работников распределены следующим образом: ФСС - 2,9%; ПФР - 22%; ФФОМС - 5,1%. Суммарная ставка достигает 30%. Согласно статье 425 НК РФ будут действовать следующие ставки: ФСС - 2,9%; ПФР - 26%; ФФОМС - 5,1%. То есть суммарная ставка достигнет уже 34 %, вместо ранее действовавшей ставки - 30%. Однако на 2017-2018 годы установлены ставки на уровне применяемых в 2016 году: ФСС - 2,9%; ПФР - 22%; ФФОМС - 5,1%.

Уровень ставки по страховым взносам значительно воздействует на динамику финансовой активности в стране, вследствие чего данный инструмент экономики можно применить для стимулирования экономического роста. С такой целью была

22

предложена инициатива снижения ставки в ходе реформы социальных взносов на 2,5-3%, которую поддержал Владимир Владимирович Путин.

Как предполагают эксперты, по итогам такого реформирования ставки российская экономика в ближайшем будущем станет более привлекательной для инвесторов. Страховые взносы будут перечисляться на заранее разработанный Министерством Финансов код бюджетной классификации, а непосредственным распределением денежных средств займутся представители ФНС самостоятельно. В настоящее время разработана новая форма налоговой отчетности, которая действует с начала 2017 года [4].

Передача полномочий по администрированию страховых взносов ФНС не предусматривает отмену отчетности в фонды, поскольку они будут продолжать вести персонифицированный учет. Такие формы как РСВ-1 и 4-ФСС будут отменены. С января 2017 года началась сдача новой отчетности, которая является ежеквартальной.

У налоговых органов с 1 января 2017 года появятся юридические рычаги властного воздействия на плательщиков обязательных страховых сборов. Так Федеральная налоговая служба России получит право приостанавливать операции по банковским счетам плательщиков страховых сборов, а также применять в необходимых случаях арест имущества данных лиц. В этой связи, передача контроля за уплатой обязательных страховых взносов налоговым органам обеспечит большую эффективность по их взиманию. Также важно отметить, что письменные разъяснения плательщикам обязательных страховых взносов по вопросам применения законодательства о налогах и сборах будут давать Министерство Финансов РФ, а также налоговые органы, которые обязаны информировать плательщиков об их правах и обязанностях. До этого обязанность официального разъяснения по вопросам уплаты обязательных страховых взносов возлагалось на Министерство труда и социальной защиты РФ [5].

Назначением и выплатой пенсий, как и прежде, будет заниматься Пенсионный фонд РФ. Экономическим субъектам необходимо вести учет постоянных налоговых страховых взносов и перечислений НДФЛ в бюджет, чтобы у инспекторов налоговой службы не возникало вопросов в процессе мероприятий по выявлению недоимок организации.

Таким образом, с началом 2017 года в РФ произошли изменения по переходу к социальным взносам, которые заменяют действовавший с 2010 года порядок. Страховые взносы в 2017 г. передаются для администрирования в налоговые органы. Нововведения упростят налоговое администрирование, посодействуют повышению собираемости взносов, возможно, снизят налоговую нагрузку. На наш взгляд, вводимые новшества являются положительными сигналами для развития бизнеса и стимулирования экономики страны. При этом предлагаемая реформа несет в себе определенные риски. Ее применение приведет к безадресному принципу действия страховых взносов, что непосредственно будет отражаться на общей эффективности механизма администрирования страховых взносов и системе налогообложения в России.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что наблюдается существенная модернизация порядка взимания обязательных страховых платежей в государственные внебюджетные фонды в рамках налогового администрирования.

Список литературы

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 03.04.2017) // Собрание законодательства РФ, 2000. № 32. Ст. 3340.

2. Аскаров Р.А., Фазлетдинов Р.Ф. Страховые взносы в 2017 году: новации законодательства // Сборник статей международной научно-практической конференции, 2016. № 2. С. 39-41.

3. Курбангалеева О.А. Унификация законодательства по страховым взносам // Советник в сфере образования, 2016. № 1. С. 51-54.

4. Фахретдинова Э.Н., Курбанова Д.М. Формирование отчетности по страховым взносам в условиях новой системы администрирования // Новая наука: Стратегии и векторы развития, 2016. № 118-1. С. 250-252.

5. Чернов Ю.И., Пенькова В.В. Налогово-правовой механизм взимания обязательных страховых взносов // Приоритетные научные направления: от теории к практике, 2016. № 34-2. С. 213-216.

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ИНТЕРНЕТ-БИЗНЕСА Карсакова А.Е.

Карсакова Ангелина Евгеньевна - бакалавр, кафедра налогов и налогообложения, Самарский государственный экономический университет, г. Самара

Аннотация: в данной статье рассматривается вопрос налогообложения интернет-бизнеса. В работе произведена оценка повышения эффективности использования системы налогообложения интернет-бизнеса. Рассмотрены способы достижения данной цели.

Ключевые слова: налог, налогообложение, интернет-бизнес, онлайн-доход, интернет-магазин.

Интернет, зародившийся как система сохранения секретных материалов и безопасности, стремительно развивается. Сегодня в сети происходит мощное развитие бизнеса, поскольку здесь для этого имеется море возможностей и безграничное виртуальное пространство. Магазины, продвигающие различные виды товаров и услуг, начиная с одежды и заканчивая автозапчастями, открываются чуть ли не ежедневно. Конкуренция среди них крайне велика.

Интернет-торговля стала неотъемлемой частью экономики любого государства. Если ещё несколько лет назад люди с опаской относились к покупке товаров через интернет, то сейчас трудно найти человека, который хоть раз бы не воспользовался интернет-магазином. Показатели количества операций в данной сфере растут невероятно быстро, и она оказывает все большее и большее влияние на мировую экономику [1].

Поначалу интернет-бизнес не так уж и привлекал внимание властей и налоговиков, но с активным его развитием во всемирной паутине все чаще стали возникать вопросы о налогообложении интернет-предпринимателей.

Прошли дни, когда онлайн-коммерция совсем не облагалась налогами. В настоящее время на российской территории введено много законов на тему налогообложения бизнеса в интернете. Хотя до сих пор есть множество разнообразных способов не платить онлайн-налоги, поскольку эти законы не совершенны даже в Америке - давно интернетизированном государстве, не говоря уже о России или странах СНГ.

Растущая инфляция, всколыхнувшая российский рынок интернет-торговли, ощутимо повлияла на рост объемов рынка, что компенсировало понижение количества заказов в целом. Экспертами ожидается рост этой отрасли экономики на 27-38% ежегодно, что, естественно, отчасти связано с инфляционным поднятием цен. Таким образом, ожидается, что уже к 2018 году объемы средств в интернет-бизнесе достигнут 1,3 трлн рублей [2].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.