Научная статья на тему 'Страховой андеррайтинг и аудит договоров страхования туристов'

Страховой андеррайтинг и аудит договоров страхования туристов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
352
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАХОВОЙ АНДЕРРАЙТИНГ / АКТУАРИЙ / ТУРИЗМ / АКТУАРНЫЕ РАСЧЕТЫ / СТРАХОВАЯ ПРЕМИЯ / СТРАХОВОЙ СЛУЧАЙ / АУДИТ / БИЗНЕС-ОПЕРАЦИИ / INSURANCE UNDERWRITING / ACTUARY / TOURISM / ACTUARIAL CALCULATIONS / INSURANCE PREMIUM / INSURED EVENT / AUDIT / BUSINESS OPERATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Никулина Надежда Николаевна, Березина Светлана Владимировна, Шашкина Мария Евгеньевна

Исследуется понятийный аппарат «страховой андеррайтинг»; предусмотрен обзор разночтений этой категории. Сделан анализ основных и дополнительных программ страхования, разрабатываемых в настоящее время для туристской отрасли; выделены существенные условия, связанные с рисками, выбранными из пакета рисков. Показаны особенности андеррайтинга в компаниях, осуществляющих страхование туризма. Рассмотрены некоторые направления практического аудита договоров страхования, способствующие соблюдению эквивалентности интересов сторон. Выделены проблемы страхового андеррайтинга в туризме.Made a research of category “insurance underwriting”, given an overview of variants of this category. Provided an overview of the main and additional insurance programs being currently developed for the tourism industry, the essential conditions associated with the risks selected from the risk package are highlighted. The features of underwriting in companies that carry out tourism insurance are shown. Some areas of practical audit of insurance contracts which promote compliance with the interests of the parties have been singled out. Highlighted problems of insurance underwriting in tourism.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Страховой андеррайтинг и аудит договоров страхования туристов»

УДК 33:36 DOI 10.24411/2073-0454-2020-10114

ББК 65 © Н.Н. Никулина, С.В. Березина, М.Е. Шашкина, 2020

Научная специальность 08.00.10 — финансы, денежное обращение и кредит

СТРАХОВОЙ АНДЕРРАЙТИНГ И АУДИТ ДОГОВОРОВ СТРАХОВАНИЯ ТУРИСТОВ

Надежда Николаевна Никулина, доцент кафедры «Финансы и кредит», кандидат экономических наук Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (603000, Нижний Новгород, просп. Гагарина, 23) E-mail: [email protected]

Светлана Владимировна Березина, доцент кафедры «Финансы и кредит», кандидат экономических наук Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (603000, Нижний Новгород, просп. Гагарина, 23) E-mail: [email protected]

Мария Евгеньевна Шашкина, доцент кафедры «Финансы и кредит», кандидат экономических наук Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (603000, Нижний Новгород, просп. Гагарина, 23) E-mail: [email protected]

Аннотация. Исследуется понятийный аппарат «страховой андеррайтинг»; предусмотрен обзор разночтений этой категории. Сделан анализ основных и дополнительных программ страхования, разрабатываемых в настоящее время для туристской отрасли; выделены существенные условия, связанные с рисками, выбранными из пакета рисков. Показаны особенности андеррайтинга в компаниях, осуществляющих страхование туризма. Рассмотрены некоторые направления практического аудита договоров страхования, способствующие соблюдению эквивалентности интересов сторон. Выделены проблемы страхового андеррайтинга в туризме.

Ключевые слова: страховой андеррайтинг, актуарий, туризм, актуарные расчеты, страховая премия, страховой случай, аудит, бизнес-операции.

INSURANCE UNDERWRITING AND AUDIT OF THE TRAVEL INSURANCE AGREEMENTS

Nadezhda N. Nikulina, Ph.D., Associate Professor of the Department "Finance and Credit", Candidate of Economic Sciences

Nizhny Novgorod State University named after N.I. Lobachevsky (603000, Nizhny Novgorod, prosp. Gagarina, 23) E-mail: [email protected]

Svetlana V. Berezina, Associate Professor of the Department "Finance and Credit", Candidate of Economic Sciences Nizhny Novgorod State University named after N.I. Lobachevsky (603000, Nizhny Novgorod, prosp. Gagarina, 23) E-mail: [email protected]

Maria E. Shashkina, Associate Professor of the Department "Finance and Credit", Candidate of Economic Sciences Nizhny Novgorod State University named after N.I. Lobachevsky (603000, Nizhny Novgorod, prosp. Gagarina, 23) E-mail: [email protected]

Abstract. Made a research of category "insurance underwriting", given an overview of variants of this category. Provided an overview of the main and additional insurance programs being currently developed for the tourism industry, the essential conditions associated with the risks selected from the risk package are highlighted. The features of underwriting in companies that carry out tourism insurance are shown. Some areas of practical audit of insurance contracts which promote compliance with the interests of the parties have been singled out. Highlighted problems of insurance underwriting in tourism.

Keywords: insurance underwriting, actuary, tourism, actuarial calculations, insurance premium, insured event, audit, business operations.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Никулина Н.Н., Березина С.В., Шашкина М.Е. Страховой андеррайтинг и аудит договоров страхования туристов. Вестник Московского университета МВД России. 2020(2):287-95.

Постановка проблемы. В Федеральном законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» сформулированы основные принципы государственной политики и правовые основы функционирования туристического рынка в Российской Федерации, направления рационального использования туристских ресурсов» [1]. Однако далеко не все они реализуются в практической деятельности. В понятийном аппарате, в том числе базовом определении «туризм — временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания» [1], есть некоторые разночтения, вызывающие различные интерпретации в договорах страхования. При оформлении существенных условий страхования страховщики также сталкиваются с разными толкованиями перечисленных понятий.

Анализ последних исследований и публикаций. В российской науке и практике не сформировался общепринятый понятийный аппарат в сфере андеррайтинга, ни один российский нормативно-правовой акт не содержит определения категории андеррайтинг, оно возникло и сформировалось в Великобритании и дословно переводится с английского языка, как подписание под чем-либо, какими-либо условиями. Термин андеррайтинг используется в разных сферах деятельности: в страховании, банковской деятельности, на рынке ценных бумаг и т.д.; в каждой сфере имеет собственное наполнение.

Так А.П. Архипов отмечает: «Андеррайтинг бизнес-процесса в страховании, заключающийся в принятии на страхование (перестрахование) или отклонении заявленного объекта страхования на основе оценки присущих объекту индивидуальных рисков с целью формирования или корректировки условий договора страхования и определения страхового тарифа» [5, с. 11]. Я.М. Миркин, проводя исследование международной практики, отмечает, что содержание андеррайтинга основывается на принципе «все или ничего», что означает действие соглашения по андеррайтингу прекращается, если андеррайтеру не удается распределить всю эмиссию [8, с. 121]. П.Д. Буров и Н.И. Морозко выделяют и обосновывают два уровня андеррайтинга в банках — первичный и специализированный, выделяя их отличительные особенности. Некоторые авторы придерживаются мнения, что управление рисками и понятие рисков — это две стороны одной медали, которые управляют современной экономикой, делая выбор будущего риска в отноше-

нии прибыли [12, с. 23].

Risk-Taking как принято называть андеррайтинг — неотъемлемая часть риск-менеджмента. Профессия андеррайтер в страховой сфере появилась в начале двухтысячных годов. Сегодня значимость андеррайтинга возрастает в связи с необходимостью совершенствования страховых сделок, расширяются такие функции андеррайтера как: аналитическая, методическая, контрольная.

Цель проведенного исследования: систематизировать терминологию страхового андеррайтинга, проанализировать действующие программы по договорам страхования туристов, составить андеррайтер-скую модель взаимоотношений «страховщик-страхователь (турист)». Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

• обобщить мнение ученых и практиков по содержанию понятия андеррайтинг, выделить кластер взаимосвязанных терминов;

• изучить варианты действий страховщика при наступлении страхового случая, в том числе в условиях развития цифровой экономики;

• проанализировать и сравнить опыт использования андеррайтинга ведущими страховыми компаниями в программах страхования туристов, выезжающих за рубеж, по риску медицинская и экстренная помощь;

• показать взаимосвязь действий андеррайтеров и аудиторов при заключении и сопровождении договоров страхования туристов.

Ключевая терминология андеррайтинга

Андеррайтинг — это анализ рисков для принятия (или отклонения) их на страхование (или перестрахование). Основные составляющие андеррайтинга представлены на рис. 1.

Андеррайтер — высококвалифицированный специалист по риск-менеджменту, имеющий глубокие профессиональные знания, умения, навыки принятия (или отклонения) рисков на страхование (или перестрахование) [7, c 58]. Андеррайтерская политика — это перечень объектов (рисков) и условий с обоснованием лимитов убытков, которые страховщик может принять (или отклонить) с учетом финансовых возможностей страховщика. Андеррай-тинговая схема — процедура последовательности проведения бизнес-процессов, связанных со сбором и анализом информации об объектах страхования, вероятных рисках; принятием (отклонением) решения о заключении договора страхования.

Последовательность бизнес-операций страхового андеррайтинга

Бизнес операции страхового андеррайтинга решают последовательно такие задачи как:

• оценка имущественного интереса, предла-

гаемого потенциальным клиентом (в данном случае туристом);

• принятие решение о возможности страхования (или перестрахования) оцененного имущественного интереса и превращение его в страховой интерес (после подписания договора);

• реализация принципа эквивалентности интересов сторон в ходе переговоров;

• выделение существенных условий страхования, а именно страховой суммы, страховых рисков, сроков страхования, размеров страхового покрытия и др.;

• составление актуарной калькуляции для определения страхового тарифа, применения возможной системы скидок.

Перечисленные задачи решаются через взаимосвязанные бизнес-операции страхового андеррайтинга, последовательность которых следующая:

• анализ рисков, их классификация на катастрофические риски, существенные и приемлемые;

• принятие решения о страховании по определенной программе конкретного туриста с учетом индивидуальных характеристик;

• определение стоимости страховой защиты;

• составление актуарной калькуляции страховой премии по принятому риску и программе;

• разработка системы скидок с учетом диапазона поправочных коэффициентов;

• подписание договора страхования по выбранной программе;

• обсуждение вариантов сопровождения договора страхования для туриста.

В работе по реализации страхового андеррайтинга принимают участие высококвалифицированные специалисты по риск-менеджменту, актуарным расчетам, финансовые менеджеры, маркетологи. Каждый из них вносит свой профессиональный вклад в общее дело по созданию, формированию и продвижению страхового продукта в туристской отрасли [9, с.15]. В ведущих страховых компаниях есть андеррайтинговая служба, включающая главного андеррайтера, ведущих андеррайтеров по направлениям страхования в центральном офисе, в региональных структурных подразделениях (филиалах) — отдельные специалисты андеррайтеры.

Страхование туристов — это вид страхования, обеспечивающий страховую защиту имущественных интересов граждан во время пребывания граждан в турпоездках. По действующей классификации выделяют личное, имущественное страхование туристов и страхование ответственности, проводимое страховым андеррайтингом с учетом

их отличительных особенностей.

Разные варианты действий страховщика применяются на практике при наступлении страхового случая (рис. 2).

Страховая премия зависит от пакета услуг по избранной программе, который предлагает страховая компания, в том числе суммы страхового покрытия, условий страны куда направляется турист [2]. Страховщики постоянно расширяют диапазон своих услуг, предлагая медицинские страховки, техническое обслуживание, юридическую поддержку и защиту, страхование багажа на случай утери или хищения в гостиницах.

Страховые андеррайтеры, разрабатывая полный пакет рисков, оговаривают страховые случаи [10, с. 46] связанные с:

• нарушением здоровья вследствие острого заболевания или несчастного случая;

• телесными повреждениями (переломами, ушибами) в следствие несчастного случая;

• неотложной акушерской помощью;

• неотложной стоматологической помощью на сумму, прописанную в договоре;

• смертью в результате острого заболевания или несчастного случая.

Не признаются страховыми случаями по причинам:

• заболевания и травмы, полученные в результате совершения противоправных действий или в состоянии алкогольного любого опьянения и обострения хронических, психических заболеваний, попытки самоубийства;

• расходов на лечение в санатории;

• косметических и пластических хирургических операций;

Андеррайтер постоянно отслеживает развитие риска, ведет статистический учет по вероятности наступления страхового случая по аналогичным туристским программам. Для туристов андеррайтеры страховой компании используют различные варианты оценки риска, а именно:

• индивидуальные оценки по тем рискам, которые невозможно сопоставить со средним типом риска, делается произвольная оценка с учетом степени профессионализма андеррайтера;

• средние величины — подразделяются риски на отдельные группы и подгруппы, создаются аналитические базы по рисковым признакам;

• варианты процентов — когда совокупность скидок и надбавок (накидок) соотносится к имеющейся аналитической базе (в процентах от среднего рискового типа).

Рис. 1. Кластер терминологии по страховому андеррайтингу

Варианты действий страховщика

Компенсационный: турист сам оплачивает все страховые расходы по оказанию ему помощи за рубежом

компенсация страховщиком этих расходов осуществляется по возвращении их на родину

Сервисный: туристу оплачиваются все страховые расходы зарубежной страховой компанией

должен быть заключен соответствующий договор с российским страховщиком

Рис. 2. Варианты действий страховщика при наступлении страхового случая у туриста

Андеррайтер в целях повышения результативности страховой защиты для туристов организует взаимодействие финансовых менеджеров, актуария, маркетологов с потенциальным клиентом — туристом или его представителем на всех этапах ведения и заключения страхового договора [10, а 104]. В табл. 1 представлена андеррайтерская модель взаимоотношений «страховщик-страхователь (турист)».

Предложенная модель организационно-правовой взаимосвязи «страховщик — страхователь (турист)» позволяет значительно повысить качество андеррайтинга в управлении рисками клиента — туриста.

Аналитический обзор программ страхования для туристов

Страховой пакет туриста включает страхование:

• медицинских и медико-транспортных расходов — покрывает расходы на оказание неотложной / экстренной медицинской и / или медико-транспортной помощи, возникшие вследствие острых внезапных заболеваний, травм, полученных в результате несчастных случаев;

• несчастного случая — покрывая расходы на репатриацию тела (при летальных исходах), выплаты по потере трудоспособности;

• невыезда — покрывая расходы, которые

наступают в следующих случаях: отказ в визе, госпитализация, смерть застрахованного лица или его близких родственников, непригодность жилища для проживания в результате пожара и др.;

• гражданской ответственности — покрывая расходы на компенсацию судебных издержек, являющихся следствием вовлечения туристов в судебные разбирательства по причинам нанесения ими третьим лицам материального ущерба, телесных повреждений, в том числе приведших к смерти;

• компенсацию штрафных санкций;

• утраты багажа, документов, средств к существованию — оправдывая расходы на организацию поиска багажа, компенсацию стоимости утраченных или частично поврежденных личных вещей туристов и др.

Андеррайтер различает туристов, отдыхающих в России и туристов, выезжающих на отдых за рубеж. Страхование россиян, отдыхающих в России — это обязательное или добровольное личное страхование. Страховой пакет включает обязательное медицинское страхование, добровольное медицинское страхование, страхование от несчастных случаев, страхование имущества (багажа или личного имущества, оставленного в месте постоянного проживания на время поездки), иные виды стра-

хования.

Страхование россиян, отдыхающих за рубежом — добровольное, однако фактически обязательное, так как большинство стран не выдает въездную визу при отсутствии договора медицинского страхования. Специалисты в области страхового андеррайтинга участвуют в разработке основных программ страхования

На сегодняшний день в соответствии с программой цифровизации экономики по направлениям индивидуализации, интернетизации, дид-житализации ПАО «Росгосстрах» предлагает

страхование туристов по программе риска «Медицинская и экстренная помощь». Выплаты по стандартному риску покрывают незапланированные расходы на лечение при заболевании и несчастном случае в поездке, обеспечивается качественное медицинское обслуживание и круглосуточная поддержка русскоговорящими специалистами сервисной компании. Страховка туристов за рубежом по этому риску представляется четырьмя программами, страховая сумма для каждой программы от 30000 до 100000 долларов или евро. Основные характеристики программ представлены в табл. 2.

Таблица 1

Андеррайтерская модель взаимосвязи управления рисками страхователем и страховой защиты страховщиком

Этапы взаимоотношений страховщик — страхователь Управление рисками страхователя (туриста) Страховая защита страховщика

1 В основе управления рисками используется идентификация рисков Анализ объекта (субъекта) страхования, выявление возможных рисков

2 Выделение приемлемого уровня риска, выбор из пакета рисков Оценка рисков

3 Проектирование мероприятий по управлению рисками, их минимизации Андеррайтинг с корректировкой существенных условий договора

4 Обсуждение обоснованности и реализация мероприятий, подписание договора Достижение соглашения сторонами, подписание договора

5 Заявление о страховом случае, формирование требований по возмещению ущерба Оценка страхового случая, принятие решения о возмещении

Таблица 2

Программы страхования туристов за рубежом по риску «Медицинская и экстренная помощь»

Покрываемые риски Программы

Эконом Стандарт Комфорт Премиум

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Амбулаторное лечение + + + +

2. Лечение в стационаре + + + +

3. Стоматология экстренная + + + +

4. Транспортировка в медицинское учреждение + + + +

8. Телефонные звонки в сервисную компанию / страховщику + + + +

9. Проезд до места жительства после лечения - + + +

10. Наблюдение в стационаре за состоянием здоровья - + + +

14. Предоставление переводчика в стационаре - - + +

15. Визит третьего лица - - + +

17. Получение юридической помощи - - - +

18. Организация административной помощи - - - +

19. Организация и проведение поисково-спасательной операции - - - +

Предусмотрены дополнительные условия («Активный отдых и спорт», «Хронические заболевания» и др.) для комплексной защиты от возможных неприятностей в путешествии. Все эти условия можно включить в страховой полис при оформлении. Предлагается более 50 видов активного отдыха и спорта, в том числе: дайвинг, горнолыжный спорт, прогулка на лошадях и др. Однако туристическая страховка не распространяется на занятия горным туризмом, скалолазанием, альпинизмом. Цена на полис с добавлением условия «Активный отдых и спорт» возрастает незначительно, предварительно клиенту можно воспользоваться актуарным калькулятором. Оформляется полис онлайн за считанные секунды.

Если в поездке произошел несчастный случай, то застрахованный, страхователи, выгодоприобретатель получает денежную компенсацию по возвращении к месту проживания. Размер компенсации по травме определяется в процентах от страховой суммы по результатам после страхового медицинского андеррайтинга. Размер компенсации по инвалидности определяется в процентах от страховой суммы:

• лицу, не являющемуся инвалидом до заключения договора страхования — 100 % за первую группу инвалидности, 75% — за вторую группу инвалидности, 50% — за третью группу инвалидности;

• лицу, являвшемуся до заключения договора страхования инвалидом второй группы — 60% за первую группу инвалидности, 30% — за вторую группу инвалидности.

Страховой полис туриста для любого из рисков можно оформить либо по телефону (бесплатно для всех мобильных операторов по России), либо в офисе — сотрудник компании поможет подобрать оптимальную программу страхования. ПАО «Росгосстрах» использует cookieфайлы (фрагменты данных прошлых посещений сайта) для удобства пользователей и индивидуализации предложений.

РЕСО-Гарантия предлагает страхование поездок на территории России и за рубежом. Программы страхования отличаются набором рисков и страховыми суммами. Если клиент выбирает «коробочную» программу (набор гарантированных услуг) и лимит ответственности (предельную сумму возможных расходов) от 5000 у.е. до 100000 у.е. (валюта полиса, эквивалент USD / EURO). Страховая компания по программам предоставляет следующий перечень страховых услуг (выборочно):

• экстренная медицинская и неотложная помощь при обострении хронического забо-

левания;

• медико-транспортная помощь;

• возвращение в страну постоянного проживания из-за страхового случая;

• посмертная репатриация;

• стоматологическая помощь при острой боли или травме (до 200 у. е.);

• досрочное возвращение застрахованного в случае внезапной смерти близкого родственника.

Рекомендуемый лимит ответственности для поездок дифференцирован, например, в страны СНГ не менее $3500, стоимость полиса для стран Шенгена, Евросоюза до 0,72 у. е., по России от 15 руб. в день.

Рассмотрев и проанализировав содержание страхового полиса в зависимости от рисков в двух ведущих страховых компаниях можно сделать вывод, что туроператоры всегда заинтересованы в предложении клиентам полноценного комплекса страховых услуг, обеспечении максимального страхового покрытия, соблюдении эквивалентности интересов сторон на всех этапах заключения и сопровождения договора, возмещения ущерба при наступлении страхового случая. Основной принцип работы андеррайтеров, актуариев, финансовых менеджеров — не получение сверхприбыли от продаж страховых полисов, а отсутствие проблем во взаимоотношениях «страховщик — страхователь».

Аудит договоров страхования по программам для туристов

Юридическая служба подготавливает стандартные формы по каждому типовому договору и примерные формы по нетиповым видам договоров для туристов. Контрольные действия по нетиповым договорам, как правило, должны быть описаны для каждого вида договоров. Существенными условиями имущественного страхования туристов выступают:

• определение имущественных интересов объекта страхования;

• характер событий (страховых случаев), от которых турист проводит страхование;

• размер страховой суммы;

• срой действия договора.

Существенными условиями личного страхования туристов выступают:

• указанные застрахованные лица;

• характер событий (страховых случаев), от которых турист проводит страхование;

• размер страховой суммы;

• срой действия договора.

По договорам страхования ответственности за

причиненный вред список лиц, в пользу которых могут быть произведены следующие выплаты:

• лица в договоре не указаны;

• лица, в пользу которых заключен договор, имеющие право предъявлять страховщику требования о возмещении вреда [9].

Аудитор, проверяя законность отражения соответствия условий заключенных договоров страхования туристов требованиям законодательных актов в области страхования и правилам страхования отслеживает соответствие заявленных программ по туризму полученным лицензии. Особое внимание аудиторы обращают на договоры по смешанным видам страхования, сопоставляя сроки действия договора страхования туристов с записями в журнале регистрации договоров, сроки поступления страховых взносов туристов со сроками действия договора страхования, наличие заполненных обязательных реквизитов.

Аудитор анализирует формулировки, определяя момент вступления договора в силу и соответственно момент возникновения права страховщика на получение страховой премии. Например, условиями договора установлено, что он вступает в силу после его подписания и уплаты туристом — страхователем страхового взноса, в этой ситуации такое двойное условие является некорректным, определяющим условием выступает уплата страховой премии или первой ее части.

На практике в договорах страхования туристов в разделе «Срок действия» устанавливаются разные варианты вступления договора страхования в силу с:

• момента подписания договора;

• указанной даты вступления договора страхования в силу;

• даты выставления счета на уплату страхователем — туристом страховой премии;

• даты поступления страховой премии на расчетный счет.

При любом из приведенных вариантов момент возникновения права страховщика на получение страховой премии по договору страхования туриста должен быть однозначным. Проверяя применение тарифных ставок по степени их обоснованности, правильности применения тарифного руководства в зависимости от условий договора, рисков, установленных скидок и льгот аудитор делает соответствующее заключение. Анализируются соблюдения условий досрочного расторжения и прекращения договора страхования туриста, наличие подтверждающих документов (соглашения, письма и др.). Возврат страховых премий туристу

на практике может осуществляться по двум причинам:

• при досрочном расторжении договора страхования в порядке, предусмотренном только действующим законодательством и договором страхования;

• после окончания срока действия договора страхования при безубыточном прохождении риска.

В соответствии со ст. 22 Закона РФ «О страховании» по страховым договорам, в том числе по страхованию туризма определено право на регрессные требования страховщика. Учет расходов по признанным регрессным претензиям ведется по инструкциям применения плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности. Аудитор при проведении проверки регрессных претензий должен:

• проанализировать состояние претензионной работы, в том числе по договорам страхования туризма;

• проверить правильность оформления документации, в том числе предварительного и последующего страхового медицинского андеррайтинга;

• проверить правильность отражения в отчетности выплат по регрессным претензиям.

Аудитор при проверках руководствуется внутренним положением «Порядок регистрации претензий», разработанным в страховой компании. В соответствии с которым для регистрации претензий по каждому виду страхования, в том числе по страхованию туризма ведется журнал учета претензий, в котором отслеживаются по каждой претензии (иску) все процедуры от возникновения до результата рассмотрения, а именно: дата отправки претензии, тип претензии, краткое описание, угрозы, срок рассмотрения (степень соответствия требованием), суть ответа, результат рассмотрения.

Формирование мнения и процедура рассмотрения осуществляется разными специалистами (юристами, андеррайтерами), информирования по результатам с позиции страховщика — это соблюдение сроков предоставления отчета, перечень лиц, которые подписывают различные виды претензий. Все перечисленные процедуры по претензионно-исковой работе в страховых компаниях выполняет либо специальная служба, либо аудиторы проводят ранжирование договоров по уровню риска, уточняя периодичность и тщательность мониторинга, соблюдая «Положение о договорной работе», в том числе по страхованию туристов.

Выводы исследования и перспективы развития

страхового андеррайтинга.

В страховом менеджменте сформировалась терминология страхового андеррайтинга, представленная в виде кластера.

Перед страховым андеррайтингом в туризме стоят задачи, решение которых реализуется через последовательность взаимосвязанных бизнес-процессов.

Специалисты в области андеррайтинга разрабатывают пакет рисков для туристов, туроператор соответственно разрабатывает программы.

Предложенная модель взаимосвязи управления рисками страхователем и страховой защиты страховщиком может способствовать реализации эквивалентности интересов сторон.

Аналитический обзор программ страхования для туристов — основа для разработки основных и дополнительных программ страхования для туристов, с использованием актуарных расчетов и составления актуарной калькуляция.

Целенаправленное проведение аудита по договору страхования туристов будет способствовать реализации принцип эквивалентности интересов сторон «страховщик — страхователь (турист)».

Литература

5. Архипов А.П. Страховой андеррайтинг. Учебник и практикум для бакалавров. М.: ЮРАЙТ. 2015, 359 с.

6. Денисова Д.В. Актуарная математика. М.: ЮРАЙТ. 2000. 134 с.

7. Забаева М.Н. Особенность страхового андеррайтинга в туризме // Страховые организации: бухгалтерский учет и налогообложение. 2014. № 2. С. 57-68.

8. Миркин Я.М., Лосев С.В. и др. Руководство по организации эмиссии и обращения корпоративных облигаций. М.: Альпина Паблишер, 2004. 385 с.

9. Никулина Н.Н., Березина С.В. Анализ процедур андеррайтинга различных страховых продуктов // Экономический анализ: теория и практика. 2012. № 25. С. 15-21.

10. Никулина Н.Н. Андеррайтинг в страховом предпринимательстве //Экономический анализ: теория и практика. 2012. № 22. С. 20-26.

11. Никулина Н.Н. Практический страховой аудит. М.: ЮНИТИ, 2012. 286 с.

12. Основы риск-менеджмента. Пер с англ. М. Круи, Д. Галай, Р. Марк. Научный редактор В.Б. Миносян. М.: Юрайт, 2011. 390 с.

1. Об основах туристской деятельности в Российской Федерации: Федеральный закон от 24 ноября 1996 № 132-ФЗ [принят Гос. Думой 24 ноября 1996] // Собрание законодательства РФ 14 ноября 1996. (с изм. и доп.). Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс». URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_12462/. Дата обращения 20 сентября 2019.

2. Об организации страхового дела в Российской Федерации: Федеральный закон от 27 ноября 1992 № 4015-1 [принят Гос. Думой 02 ноября 2013] (с изм. и доп.). URL: https:// base.garant.ru/77668658/. Дата обращения 20 сентября 2019.

3. Об актуарной деятельности в Российской Федерации: Федеральный закон от 02.10.2013 № 293-ФЗ: [принят Гос. Думой 25.10.2013] (с изм. и доп.). URL: https://base. garant.ru/70493332/ Дата обращения 20 сентября 2019.

4. Актуарная деятельность в страховании. Теория и практика: учебник / под общей редакцией Н.Н.Никулиной. М.: Русайнс, 2018. 396 с.

References

1. On the basics of tourism in the Russian Federation: Federal Law of November 24, 1996 No. 132-FZ [adopted by the State. Duma 11/24/1996] // Meeting of the legislation of the Russian Federation 11/14/1996. (as amended and additional). Access from sprav.-legal system "Consultant Plus". URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_12462/. Date of treatment 09/20/2019.

2. On the organization of insurance in the Russian Federation: Federal Law of 27 ноября 1992 No. 4015-1 [adopted by the State. Duma 02 ноября 2013] (as amended and additional). URL: https://base.garant.ru/77668658/. Date of treatment 09/20/2019.

3. On actuarial activities in the Russian Federation: Federal Law dated 02.10.2013 No. 293-Ф3: [adopted by the State. The Duma on 10/25/2013] (as amended and additional). URL: https://base.garant.ru/70493332/ Date of access 09/20/2019.

4. Actuarial activities in insurance. Theory and practice: textbook / edited by N.N. Nikulina. M.: Rusyns, 2018.396 s.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

5. Arkhipov A.P. Insurance underwriting. Textbook and workshop for bachelors. M .: URIGHT. 2015, 359 p.

6. Denisova D.V. Actuarial mathematics. M .: URIGHT. 2000.134 s.

7. Zabaeva M.N. The peculiarity of insurance underwriting in tourism // Insurance organizations: accounting and taxation. 2014. No. 2. P. 57-68.

8. Mirkin Y.M., Losev S.V. and others. Guidelines for the organization of the issue and circulation of corporate bonds. M .: Alpina Publisher, 2004.385 s.

9. Nikulina N.N., Berezina S.V. Analysis of underwriting procedures for various insurance products // Economic analysis: theory and practice. 2012. No. 25. S. 15-21.

10. Nikulina N.N. Underwriting in insurance business // Economic analysis: theory and practice. 2012. No. 22. S. 20-26.

11. Nikulina N.N. Practical insurance audit. M .: UNITI, 2012.286 s.

12. Basics of risk management. Per from English. M. Krui, D. Galay, R. Mark. Scientific editor V.B. Minosyan. M .: Yurayt, 2011.390 s.

Страховой маркетинг. Учебное пособие. Никулина Н.Н., Сухо-доева Л.Ф., Эриашвили Н.Д. 503 с. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник».

Освещаются основы национальной страховой системы. Дается характеристика особенностей государственного регулирования и надзора за страховой деятельностью. Изложены концепции и этапы развития страхового маркетинга, охарактеризованы особенности маркетинговой среды страховой организации и новые направления страхового маркетинга и их эффективность. Показано влияние бюджетирования на маркетинговое планирование, а также особенности текущего и тактического планирования в страховой организации.

Для студентов, обучающихся по специальности «Финансы и кредит», а также аспирантов, преподавателей и специалистов, желающих повысить свою квалификацию в страховом бизнесе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.