Научная статья на тему 'Страхование в кинематографии: зарубежный и отечественный опыт'

Страхование в кинематографии: зарубежный и отечественный опыт Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
852
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИНЕМАТОГРАФИЯ / СТРАХОВАНИЕ / СТРАХОВАНИЕ АРТИСТОВ / СТРАХОВАНИЕ РЕКВИЗИТА / СТРАХОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ КИНОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ / CINEMATOGRAPHY / INSURANCE / INSURANCE OF ACTORS / INSURANCE OF PROPS / INSURANCE OF CIVIL LIABILITY OF FILM PRODUCERS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зиновкина Светлана Александровна, Суслякова Оксана Николаевна

В данной статье рассматривается эволюция кинематографии и необходимость страхования данной отрасли человеческой деятельности. Автором были изучены основные аспекты и перспективы развития страхования российского кинобизнеса. В статье особо подчеркнута важность развития для Российской Федерации данного вида страхования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSURANCE IN CINEMATOGRAPHY: FOREIGN AND DOMESTIC EXPERIENCE

This article discusses the evolution of cinematography and the need for insurance of this branch of human activity. The author has studied the main aspects and prospects of development of insurance of the Russian film business. The article emphasizes the importance of developing this type of insurance for the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Страхование в кинематографии: зарубежный и отечественный опыт»

УДК 368

СТРАХОВАНИЕ В КИНЕМАТОГРАФИИ: ЗАРУБЕЖНЫЙ И ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ Зиновкина Светлана Александровна, студент

(e-mail: zinovkina.sv@yandex.ru) Суслякова Оксана Николаевна, к.э.н., доцент

Финансовый университет при Правительстве РФ, Калужский филиал,

г.Калуга, Россия (e-mail: finans-11@mail.ru)

В данной статье рассматривается эволюция кинематографии и необходимость страхования данной отрасли человеческой деятельности. Автором были изучены основные аспекты и перспективы развития страхования российского кинобизнеса. В статье особо подчеркнута важность развития для Российской Федерации данного вида страхования.

Ключевые слова: кинематография, страхование, страхование артистов, страхование реквизита, страхование гражданской ответственности кинопроизводителей.

Особая отрасль человеческой деятельности или, иначе, искусство проведения съемки и транслирования на экран передающих впечатление реальности, двигающихся образов когда-то были названы кинематографией.

Однако кинематограф не возник случайно или в одну секунду по велению чьей-либо души. Его история берет свое начало еще в конце XIX века: ведь именно тогда стало возможным запечатлеть не только один статичный кадр, а целую череду последовательно сменяющих друг друга кадров за секунду. Кроме того, возможным стал уже и просмотр результатов проведенных съемок. В 80-х годах XIX века была создана первая специальная техника во Франции (Этьен-Жюль Маре и Луи Лепренс) и в Англии (Уильям Фриз-Грин и Морис Эванс), однако массы результатов съемок не видели. В дальнейшем отрасль развивалась в ногу с техническим прогрессом [2].

Сегодня кинематограф объединяет массы стран. Над созданием проектов в кино трудится огромное количество человек. А ведь мы часто слышим, что среди актеров много людей эксцентричных, творческих, склонных к сменам настроения. Да и помимо особенностей тонкой созидательной души актера, режиссера или требовательного продюсера нельзя не учитывать и тот факт, что они, в тот же момент, простые люди, которые могут подвергнуться тому или иному недугу или элементарно получить травму до съемочного процесса или в ходе него. Кинематография связана с использованием большого количества дорогостоящего инновационного оборудования. А уж о том, что сохранение кадров и фильмом, в которые была вложена душа и работа не одного человека, - ответственейшая задача, пожалуй, не стоит и говорить: это и без слов понятно.

Действительно, рисков очень много, а ведь неприятности в этой индустрии начались еще в далеком 1897 году. В Париже 4 мая на благотворительном базаре в проекторе во время сеанса погасла спиртовая лампа, а пленка была произведена из целлулоида, который очень легко воспламеняется. По нелепой случайности рядом кто-то зажег спичку, пленка вспыхнула и пожар стремительно распространился. В нем погибло 126 человек. Но этот случай не открыл эру страхования в кинематографии, люди стали развивать технологии, использование которых было бы более безопасным.

Однако технический прогресс не может полностью защитить человека от опасностей. Поэтому система страховой защиты, как ничто иное, позволяет быть уверенными в завтрашнем дне работникам киноиндустрии.

Страхование в кинематографии имеет разную историю в России и за рубежом. Например, Голливуд уже более 90 лет сотрудничает с группой Allianz, а точнее с ее дочерней компанией Fireman's Fund, которая является ее основным страховщиком. Множество объектов, от рабочей группы до декораций, подлежат страхованию.

В России одной из первых брокерских компаний на страховом рынке стала ООО «Премьер-Страхование», созданное компанией «СТВ» в 2003 году. Она наряду со страховыми компаниями участвовала в разработке программы комплексного страхования кинопроизводства. Именно эта компания начала активно заниматься страхованием собственной продукции при быстром развитии всего российского кинематографа.

Комплексное страхование кинопроизводства включает в себя следующие направления:

•Страхование актерского состава и всей съемочной группы;

•Страхование реквизита и декораций;

•Страхование убытков от производственных перерывов;

• Страхование экспонированной пленки и негативов;

•Страхование звукового и съемочно-осветительного оборудования;

•Страхование ответственности киностудии перед третьими лицами [3].

Страхование актерского состава и съемочной группы предполагает страхование от получения травмы или наступления несчастного случая или болезни, от смерти или утраты трудоспособности. При этом выплаты могут производиться или в зависимости от полученной травмы по таблице размеров страховых обеспечений в каждом определенном случае, или за каждый день нетрудоспособности в процентном соотношении в размере 0,1-5% в день от размера страховой суммы. В целях предупреждения расходов киностудии в случае нетрудоспособности кого-либо из основного состава съемочной группы, что влечет за собой заминки в процессе съемок или даже их заморозку, в пользу студии часто страхуют исполнителей главных ролей и основной состав съемочной группы. Остальных членов съемочной группы, а также актеров второго плана страхуют в соответст-

вии с занимаемыми ими позициями, определяющими ставки страховых тарифов.

Реквизит, а также иное имущество киностудии может быть застрахованы от множества общих рисков таких, как пожар, стихийные бедствия, сбой отопительных, канализационных и иных систем защиты и обеспечения жизнедеятельности, грабеж, взрыв газа и некоторые другие. Также звуковое и световое оборудование может быть застрахованным от ряда специальных рисков, к которым относят осадки, изменение природных условий, а также неосторожные действия членов съемочной группы, влекущие за собой поломки оборудования в процессе эксплуатации. Если страховой случай наступил, страхователю необходимо в течение 72-х часов известить страховщика о произошедшем и обратиться в соответствующие органы. Причем имущество должно быть сохраненным до момента его осмотра страховщиком, а также нужно сохранять в неизменном виде документы или иное оборудование, которые явились причиной ущерба застрахованному имуществу либо отражают в себе особенности и аспекты произошедшего. Страхователь будет обязан предоставить нотариально заверенные копии документов, выданных соответствующими органами страны, переведенных на русский язык и нотариально заверенных, если страховой случай произошел за пределами российской территории.

Страхование гражданской ответственности кинопроизводителей предполагает программы с широким перечнем рисков. Приобретая страховку, киностудии могут обезопасить себя от проблем, связанных с документальным оформлением взаимоотношений их с актерами массовых сцен, а также в случаях причинения вреда жизни, имуществу или здоровью третьих лиц во время производственного процесса. Студия устанавливает, пределы денежных сумм для осуществления выплат.

Кино - область обширных рисков, в которой страховка может послужить надежной защитой от многих происшествий. Однако в России сегодня взаимодействие страхового мира и кинематографии мало развито в отличие от европейских стран. Хотя, казалось бы, что в данной стране все те же риски и все те же проблемы имеют место.

Заключая договор с иностранными партнерами, российским кинопроизводителям нужно быть готовыми к тому, что страхование будет одним из основных условий заключения контракта [5].

Так почему же к услугам страховых компаний прибегают в основном только крупные кинопроизводители, и есть ли потенциал развития страхового мира в России?

Изначально стоит стремиться к тому, чтобы были разработаны способы определения понесенного ущерба. Часто при страховании негативов либо кадров картины сложно оценить их реальную стоимость. Продюсеры и готовы страховать своих актеров на значительные суммы, однако считают необходимым введения мер ответственности за срыв съемок и ненадлежащее поведение для актеров.

Также нельзя забывать и о менталитете русских людей: если за границей актеры будут возмущаться, работая без страховки, то в России актеры пугаются и бастуют, увидев «смерть» среди возможных рисков в договоре. Например, смерть, в качестве одной из причин страховых выплат, была прописана в договоре страхования на фильме «Свои», съемочная группа отказалась его подписывать.

Актерам также может не нравится, что выгодоприобретателем при страховании жизни будет производитель фильма, а не их родные люди, А ведь крупных звезд страхуют на суммы от 100 до 250 тысяч долларов.

Самым дорогим до сих пор на съемочной площадке считается отснятый материал, а не люди. Оценить реальный понесенный ущерб достаточно сложно, обосновать сумму ущерба - трудно. Раньше при страховании негативов делили бюджет фильма на метраж, чтобы определить стоимость отснятого метра. Однако в данном случае имели место злоупотребления продюсеров, и услуги страховщиков начали дорожать. Поэтому появилась иная схема страхования: страхуется негатив на небольшую сумму, дополнительно доказываются понесенные страхователем расходы по съемкам. При этом ожидание получения выплат может занять чрезвычайно длительный период [1, с.301].

При этом отметим, что в российском кинопроизводстве реальные убытки сложно объяснить и доказать в связи с тем, что для страховщиков сложна специфика страхования кинобизнеса, также возникают проблемы, связанные с непрозрачностью оплаты труда.

Предметов, которые следовало бы застраховать продюсеру киноленты в зависимости от сути и особенностей фильма, можно назвать очень много. Например, исторические картины требуют специальных декораций, зачастую очень дорогих и эксклюзивных. Тоже самое можно сказать о костюмах. При большом количестве массовых сцен не лишним будет страхование ответственности перед третьими лицами. Задействованных в съемке породистых животных застраховать также логично. Например, при съемках фильма «Монгол» на сумму 97,5 тысяч долларов были застрахованы 15 дорогостоящих лошадей. Во время съемок фильма в казахстанских степях одна лошадь погибла, задохнувшись от песка [7].

Большие сложности в России также и со страховкой простоев при кинопроизводстве. А ведь задержки в ходе съемок предполагают огромные расходы. В отличие от остального мира, где такие убытки страхуют, лишь единицы российских страховых компаний предлагают защиту от убытков в результате поломок оборудования. А вот связанные с нетрудоспособностью актерского состава убытки не страхуются совсем, что объясняется неопытностью страховщиков в данной сфере и боязнью злоупотреблений: что если съемку остановили без обоснованных причин, а только в целях получения страхового возмещения?

Для собственной защиты продюсеры страхуют жизнь актеров в свою пользу. И дело здесь не столько в ценности жизни актерского состава,

сколько в расходах связанных с необходимостью переснять фильм либо понесенных убытках, если это будет невозможно, из-за смерти актера или потери им трудоспособности. Например, во время съемок фильма «Ликвидация» умер знаменитый актер Андрей Краско, и его заменили не менее популярным актером Сергееем Маковецким. Хорошо, что отснятого материала было примерно девять-десять дней. Однако бывают случаи, когда отснятый материал совершенно пропадает, так как большая его часть уже была отснята. Таким примеров стал фильм «Река»: Главная героиня фильма Туйара Свинобоева скончалась. Съемки были прекращены, спустя год режиссер смонтировал отснятый материал, однако в широкий прокат фильм все же не вышел [4].

В России также нет страхования инвестиционных рисков в кинопроизводстве, хотя в Америке, например, такой полис необходимое условие взаимодействие продюсера и инвестора. Здесь предполагается, что если кинокартина не будет закончен вовремя, инвестор получит страховую защиту. Эксперты отмечают, что в будущем и в России будут специалисты на этот случай.

В целом с развитием российского кинобизнеса страхование от рисков в нем также развивается. Несомненно, зарубежные страны более цивилизованы в данном аспекте и спектр услуг страхования кинопроизводства значительно шире, чем в России. Однако все чаще отмечают, что со временем страховых продуктов и специалистов, которые могли бы ими заниматься станет больше, что позволит защититься от рисков в столь специфической индустрии. Логичным ходом истории кинопроизводства должно стать кинострахование, которое скоро будет неотъемлемой часть бюджетов большинства фильмов нашей страны. Такой вариант был бы выгоден и страховщикам и страхователям.

Список литературы

1. Адамчук, Н. Г. Мировой страховой рынок на пути к глобализации / Н.Г. Адамчук. - М.: МГИМО-Университет, Российская политическая энциклопедия, 2017. - 592 с.

2. История кинематографа [Электронный ресурс] - URL: https://yandex.ru/turbo?d=1&text=https%3A%2F%2F sitekid.ru%2Fistoriya%2F (Дата обращения 26.10.2018)

3. Страховка для кино [Электронный ресурс] - URL: https://infobank.by/straxovka-dlya-kino/ (Дата обращения 24.10.2018)

4. Страхование кинопроизводства [Электронный ресурс] - URL: https://consult-cct.ru/strahovanie/a117.html (Дата обращения 27.10.2018)

5. Страховщики могут завоевать кинематограф [Электронный ресурс] - URL: http://k-insgroup.ru/news/strakhovshchiki-mogut-zavoevat-kinematograf (Дата обращения 26.10.2018)

6. Суслякова О.Н. Особенности развития современного страхового рынка Рос-сии//Актуальные проблемы социально-экономических исследований. Сборник 4-й Международной научно-практической конференции. 2013. С.71-78

7. Фильм, фильм, фильм! [Электронный ресурс] - URL: http://www.sluchay.ru/mats/m146/ (Дата обращения 24.10.2018)

Zinovkina Svetlana Alexandrovna, student (e-mail: zinovkina.sv@yandex.ru)

Finance University under the Government of the Russian Federation, Kaluga branch, Kaluga, Russia

Suslyakova Oksana Nikolaevna, Cand. Econ. Sci.,, associate professor

Finance University under the Government of the Russian Federation, Kaluga branch, Kaluga,

Russia

INSURANCE IN CINEMATOGRAPHY: FOREIGN AND DOMESTIC EXPERIENCE Abstract. This article discusses the evolution of cinematography and the need for insurance of this branch of human activity. The author has studied the main aspects and prospects of development of insurance of the Russian film business. The article emphasizes the importance of developing this type of insurance for the Russian Federation.

Keywords: cinematography, insurance, insurance of actors, insurance of props, insurance of civil liability of film producers.

АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ (НА ПРИМЕРЕ ПАО «НЛМК») Козлова Ангелина Сергеевна, магистрант (e-mail: angelina.kozlova.1995@mail.ru) Пыльнева Татьяна Григорьевна, д.э.н., профессор (e-mail: veo.48@mail.ru) Новак Максим Андреевич, к.э.н., доцент Липецкий государственный технический университет, г.Липецк, Россия

(e-mail: ferz235@mail.ru)

В данной статье проведен анализ структуры и эффективности использования оборотных средств крупного металлургического предприятия ПАО «НЛМК», выделены основные проблемы в данной сфере и предложены пути их устранения.

Ключевые слова: оборотные средства, запасы, дебиторская задолженность, оборачиваемость запасов, оборачиваемость оборотных средств, период погашения дебиторской задолженности.

Актуальность рассматриваемых проблем определяется тем, что оборотные средства являются одной из составных частей активов предприятий. Состояние и эффективность использования оборотных средств - одно из главных условий успешной деятельности предприятий.

Одну из ведущих отраслей экономики страны составляют промышленные предприятия, которые занимаются добычей сырья, производством и переработкой металлов.

ПАО «НЛМК» - крупное современное металлургическое предприятие с высокоразвитым и слаженным производством, продукция которого экспортируется в десятки стран мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.