Научная статья на тему 'Страхование туристов как элемент турпродукта'

Страхование туристов как элемент турпродукта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
295
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТСКИЙ ПРОДУКТ / СТРАХОВАНИЕ / СТРАХОВОЙ ПОЛИС / ПРОБЛЕМЫ СТРАХОВАНИЯ ТУРИСТОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жесткова М.А.

В статье рассмотрены основные аспекты изучения турпродукта, выявлены особенности страхования туристов и его роль в составе турпродукта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Страхование туристов как элемент турпродукта»

Список литературы:

1. Выезд российских туристов за границу [Электронный ресурс] // RATA news - ежедневная электронная газета Российского союза туриндустрии. -Режим доступа: http://www.ratanews.ru/news/news_ 26032008_1.stm.

2. Египет. Виды и центры туризма в Египте [Электронный ресурс] // Советы путешествующим «LifeGid.net». - Режим доступа: http://lifegid.net/ egypt/.

3. Количество граждан Российской Федерации, выехавших за рубеж [Электронный ресурс] // Федеральное агентство по туризму. Официальный сайт. - Режим доступа: http://www.russiatourism.ru/contents/statistika/ statisti-cheskie-pokazateli-vzaimnykh-poezdok-grazhdan-rossiyskoy-federatsii-i-grazh-dan-inostrannykh-gosudarstv/kolichestvo-grazhdan-rossiyskoy-federatsii-vyekha-vshikh-za-rubezh.

4. Новости туризма. Египет [Электронный ресурс] // Сайт «Вслух.т». -Режим доступа: http://www.vsluh.ru/news/tourism/284252/.

5. Статистический ежегодник по Мордовии [Электронный ресурс] / Мордовиястат. - Саранск, 2014. - 463 с. - Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Мордовия. - Режим доступа: http://mrd.gks.ru/wps/wcm/connect/ros-stat_ts/mrd/resources/b448190047bfa2edb627b6ed3bc4492f/Ежегодник_2014.pdf.

СТРАХОВАНИЕ ТУРИСТОВ КАК ЭЛЕМЕНТ ТУРПРОДУКТА

© Жесткова М.А.*

Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарёва,

г. Саранск

В статье рассмотрены основные аспекты изучения турпродукта, выявлены особенности страхования туристов и его роль в составе тур-продукта.

Ключевые слова: туристский продукт, страхование, страховой полис, проблемы страхования туристов.

В настоящее время статистические и практические данные показывают, что с каждым годом растёт количество выезжающих за рубеж, и этот рост постепенно ускоряется: увеличиваются доходы граждан, а отдых за рубежом по-прежнему остаётся в приоритете.

* Студент 3 курса факультета довузовской подготовки и среднего профессионального образования, специальность «Туризм». Научный руководитель: Кусерова А.И., преподаватель кафедры Международного и регионального туризма географического факультета.

На сегодняшний день уже практически невозможно встретить туроператора, который бы отправил за рубеж туристов без оформленной медицинской страховки. Очень часто она уже включена в предлагаемый пакет услуг, к тому же большинство стран отказывают в выдаче визы туристу без наличия у него медицинского полиса. В основном к этим странам относятся страны так называемой Шенгенской зоны - Франция, Германия, Бельгия, Австрия, Финляндия, Дания, Греция, Норвегия, Италия, Нидерланды, Исландия, Португалия, Люксембург, Литва, Эстония, Латвия, Швеция, Испания, Венгрия, Словакия, Словения, Чехия, Польша, Швейцария и Мальта. Кроме того, Канада и США также отказываются принимать туристов без наличия у них полиса медицинского страхования.

Таким образом, страховой рынок выезжающих за рубеж туристов, который неразрывно связан с туристской деятельностью, тоже стремительно развивается: увеличиваются объёмы портфелей страхования туристов, появляются новые удобные программы страхования, которые покрывают большое число новых страховых случаев.

Согласно Федеральному закону «Об организации страхового дела в Российской Федерации», страхование - отношения по защите интересов физических и юридических лиц, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков [4].

Страхование туристов - это особый вид страхования, который обеспечивает страховую защиту имущественных интересов граждан во время их туристских поездок и путешествий. Оно относится к рисковым видам страхования. Суть страхования туристов заключается в переносе риска частично или полностью от туроператора на страховую компанию на основании заключенного договора страхования [2]. Страхование туристов является достаточно молодой, динамично развивающейся отраслью, поэтому ее изучение наиболее актуально и представляет большой интерес.

Основными особенностями страхования туристов, выезжающих за рубеж, являются:

- кратковременность (в большинстве случаев страховой полис заключается на срок не более 6 месяцев);

- большая степень неопределенности времени наступления страхового случая;

- рисковость (высокая степень неопределенности величины возможного убытка) [5].

Страхование в системе туризма можно классифицировать на следующие виды:

1) страхование туриста и его имущества;

2) страхование рисков туристских фирм;

3) страхование иностранных туристов;

4) страхование гражданской ответственности туристов;

5) страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств;

6) страхование от несчастных случаев с покрытием медицинских расходов.

Рис. 1 наглядно показывает различные виды рисков, которые возмещает страхование туристов в Российской Федерации.

Медицинское страхование

Страхование туристов

Рис. 1. Виды рисков страхования выезжающих за рубеж

География страховых случаев в последнее время серьёзных изменений не претерпевает, что и не удивительно, так как предпочтения российских туристов достаточно стабильны. Так, в летние месяцы большинство страховых случаев приходится на Турцию, Египет, ОАЭ, Болгарию, Грецию, зимой -на Австрию, Италию, Германию, Испанию, Францию, Андорру [6]. Страны, на которые приходится наибольшее количество страховых случаев, приведены на рис. 2.

Страхование необходимо принимать во внимание при составлении туристского продукта, так как оно является практически неотъемлемой частью туристского продукта. В Федеральном законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» туристский продукт определяется как «право на тур, предназначенное для реализации туристу», а тур - как «комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, экскурсионные услуги, а также услуги гидов-переводчиков и другие услуги, предос-

тавляемые в зависимости от целей путешествия» [3]. В общем виде сам тур-продукт включает в себя 3 основных элемента (рис. 3).

40% 35% 30% 25% 20% 15% 10% 5% 0%

40%

35%

10%

I

Турция

Испания

Египет

Болгария Другие страны

Рис. 2. Количество страховых случаев с российскими туристами по странам [6]

Рис. 3. Структура турпродукта Источник: составлено автором по [2]. Более подробно состав турпродукта описан в табл. 1.

Товары и услуги в составе турпродукта

Таблица 1

Услуги туристского профиля Сопутствующие услуги Товары туристского потребления

- услуги туроператоров и турагентов; - транспортные услуги; - услуги размещения; - услуги развлекательного характера, анимация. - банковские услуги; - услуги охраны; - визовая поддержка; - услуги страхования; - информационные услуги; - услуги питания. - сувениры; - парфюмерия и табачные изделия; - бытовые и промышленные товары; - магазины «Duty free»; - туристское снаряжение.

Источник: составлено автором по [1].

Исходя из данных табл. 1, видно, что, несмотря на свою важность и необходимость при поездке за границу, страхование в структуре турпродукта является сопутствующей или дополнительной услугой. Это является одним из главных источников проблем страхования туристов. Хотя при выезде россиян за рубеж медицинское страхование туристов является обязательным. Проблемы туристского страхования отражены на рис. 4.

Рис. 4. Проблемы страхования туристов

Есть и положительные тенденции развития страховой деятельности в туризме, к ним относятся: высокие темпы развития деятельности по страхованию туристов; рост конкуренции, что способствует улучшению качества предоставляемых страховых услуг; существенное влияние на страхование экономических и социокультурных факторов, а также факторов окружающей среды; увеличение важности и необходимости страхования в сфере туризма, а также высокая требовательность к данному виду продукта.

При изменении места страхования туристов в составе турпродукта с дополнительного на основное можно будет говорить и о решении проблем.

Список литературы:

1. Балабанов Т.И. Экономика туризма: учеб. пособие для студентов высш. учеб. завед. / Т.И. Балабанов, А.И. Балабанов. - М.: Финансы и статистика, 2013. - 116 с.

2. Биржаков М.Б. Введение в туризм: учебник / М.Б. Биржаков. - СПб.: Издательский дом торговый дом «Герда», 2013. - 192 с.

3. Маринин М.М. Туристские формальности и безопасность в туризме: учеб. пособие / М.М. Маринин. - М.: Финансы и статистика, 2013. - 144 с.

4. Об организации страхового дела в Российской Федерации: Федеральный Закон [принят Гос. Думой 27 нояб. 1992 г.]. - М.: РИОР, 2015. - 64 с.

5. Туризм и туристское хозяйство: учебник / Под ред. А.Д. Чудновского. -М.: Изд. ЭКМОС, 2013. - 400 с.

6. Черникова Л.И. Особенности страхования и рисков в туризме / Л.И. Черникова // Современные проблемы сервиса и туризма: научно-практический журнал. - 2009. - № 1. - С. 35-46.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.