Научная статья на тему 'Страхование ответственности как условие предотвращения оппортунистического поведения субъектов рынка государственных закупок'

Страхование ответственности как условие предотвращения оппортунистического поведения субъектов рынка государственных закупок Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
140
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Белокрылов К. А.

Эффективно функционирующие хозяйствующие субъекты являются ключевыми компонентами поддержания и развития экономической системы в целом. Рыночная трансформация собственности обеспечила формирование в российской экономике принципиально новых экономических агентов, отсутствовавших в командно-административной системе, фирм. В условиях десятилетнего экономического кризиса большинство российских предприятий реализовывали стратегию выживания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Страхование ответственности как условие предотвращения оппортунистического поведения субъектов рынка государственных закупок»

смысл такой льготы - поощрять корпоративных инвесторов (за счет предоставления возможности единовременного уменьшения налогооблагаемой прибыли на 25-30 процентов от величины стоимости нового оборудования с условием, что срок его использования будет не менее пяти лет) к модернизации производственной базы предприятия. В работе предлагается расширить данную инвестиционную льготу за счет включения в ее сферу те неэффективные отрасли региональной экономики, которые можно поддержать перераспределение в их пользу части прибыли экспортных предприятий.

Таким же перспективным инструментом налогового льготирования на региональном уровне автор считает возможность снижения ставки единого социального налога. Подобное снижение становится возможным при расширении реальных масштабов коммерческого страхования пенсионных выплат по старости.

Необходимо обосновать эффективность и других, не менее значимых слагаемых региональной системы налоговых льгот. К ним должны быть от-несены - сокращение ставки налога на добавленную стоимость (с учетом особенностей отраслевой структуры производства в данном регионе), ускоренное возмещение налогов на добавленную стоимость (с учетом иноваци-онности осваиваемых объектов капитального строительства), введение пря-мых налоговых льгот (призванных стимулировать долгосрочные производст-венные инвестиции), восстановление инвестиционной льготы (посредством единовременного вычета определенной части стоимости нового оборудова-ния в виде амортизационных отчислений), минимизация единого социально-го налога для предприятий среднего бизнеса и полный отказ от него для предприятий малого бизнеса.

0 масштабах регионального налогового льготирования можно судить по тому, что в налоговой поддержке испытывают потребность не менее двух третей промышленных предприятий страны, производящих неконкурентоспособную - даже по критериям внутрироссийского рынка - продукцию. Что касается конкурентности на внешних рынках, то в подобной налогово-стимулирующей поддержке ^ нуждается еще большее число предприятий. Возникающие при этом потери бюджета могут быть компенсированы налоговыми поступлениями от внепроизводственных сферы (транзитные услуги, инф- □ раструктурные отрасли, инновационные разработки). О

Теоретически общий объем налоговых поступлений в данном регионе задан средним уровнем налоговой ставки. Введение налоговых льгот приво-дит к снижению этого объема, однако этот такти- ^ ческий проигрыш должен быть компенсирован экономическим эффектом (АВС) при условии ускорен- D ного роста конкурентоспособности экономики данного региона. Региональ-ному производству при- ® суще неполное использование производственных мощностей, при котором уровень загрузки в про- о мышленности может лишь немногим превышает половину его потенциала. Поэтому налоговые льго- ®

СО

ты должны стимулировать и это направление роста объема производства. |

Особая проблема для роста конкурентоспособности региональной экономики - крайне мизерное ^ число местных предприятий с иностранным участием (при этом наблюдается крайне неравномерное о распределение таких предприятий по округам - сегодня две трети предприятий с иностранным уча- ^ стием находятся в территории Центрального и Северо-Западного федеральных округов). Для разви- Í

тия сектора совместных предприятий необходимы специальные налоговые льготы. g- <

>

о о

БЕЛОКРЫЛОВ К.А.

ПОРТУНИСТИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ СУБЪЕКТОВ РЫНКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК

СТРАХОВАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ КАК УСЛОВИЕ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ОППОРТУНИСТИЧЕСКОГО §

о

о о

CL

Эффективно функционирующие хозяйствующие субъекты являются ключевыми компонентами ^ поддержания и развития экономической системы в целом. Рыночная трансформация собственности ® обеспечила формирование в российской экономике принципиально новых экономических агентов, >| отсутствовавших в командно-административной системе, - фирм. В условиях десятилетнего эконо- о мического кризиса большинство российских предприятий реализовывали стратегию выживания. Дан- | ная модель поведения являлась доминантной и вытесняла все другие варианты. В настоящее время ^ российская экономика находится в состоянии устойчивого посткризисного экономического роста. § Восемь лет экономического роста, улучшение институционально-экономической среды, достижение о

политической стабилизации детерминируют необходимость поиска конструктивной модели поведения на рынке, позволяющей учитывать высокую степень нестабильности внешней среды, снижать издержки и повышать тем самым конкурентоспособность предлагаемого товара. Но сохраняющиеся трансформационные черты обусловливают нестабильность хозяйственных связей, что требует модернизации системы государственного регулирования взаимосвязей экономических субъектов. Использование неоинституционального подхода, основанного на предпосылках ограниченной рациональности и склонности повышенной хозяйствующих субъектов к оппортунизму, показывает, что этими чертами характеризуются субъекты практически всех российских рынков, в т.ч. и рынка государственных закупок.

Институциональная методология стала первым после неудачной апробации неоклассического подхода в рамках Экономикса массово применимым в России инструментом мэйнстрима. На наш взгляд, это обусловлено ее близостью принципам фундаментального экономического анализа, традиционно присущего российской экономической школе. В основе всех экономических исследований советского периода лежит марксистский метод категориального анализа. Категория, как известно, это отражение в сознании реально существующих экономических (производственных, по К. Марксу [3, с. 133]) отношений между людьми (экономическими субъектами, агентами, акторами в современной неоклассике). Сравнивая категорию "отношение" с традиционным нортовским определением института , можно сделать вывод о достаточно высокой степени их близости. Действительно, "общественно-производственное отношение всегда есть диалектическое взаимодействие политико-экономически различенных субъектов по поводу определенного результата общественного производства, выступающего в логических рамках данного отношения его объектом" [2, с. 78]. Ещё ближе к марксистской категории П "отношение" является трактовка института О.Уильямсоном, который рассматривает институты как

□I и

'Т. механизмы управления контрактными отношениями. Поэтому важнейшими экономическими институтами являются фирмы, рынки и отношенческая контрактация [5, с. 48]. Следовательно, правила и д нормы (институты), которые ограничивают поведение (т.е. отношения между людьми) - это более □ сильная посылка, чем марксистская категория "отношения", поскольку она предполагает, что между ^ людьми в процессе производства складываются не просто отношения, а они осуществляются на осно--<> ве определенных соглашений между ними. Соглашения (соуейоп) - это общие рамки, способствующие координации действий экономических субъектов в пространстве и во времени [1, с. 700]. Следо-® вательно, соглашение, по нашему мнению, - более общее, родовое понятие по отношению к институ-и там, правилам. Чтобы избежать согласования множества внешних факторов, влияющих на успех и на ф саму возможность принятия того или иного решения, в рамках экономического и социального поряд-| ков вырабатываются схемы или алгоритмы поведения, являющегося при данных условиях наиболее эффективным. Эти схемы и алгоритмы или матрицы поведения индивидов есть ни что иное, как ин-о ституты, т.е. установленные формальными или традиционными соглашениями правила. Ее Таким образом, именно институциональная теория оказалась востребованной в современных ЕЕ условиях экономического развития, когда оппортунистическое поведение, хотя и постепенно снижаем ется, но является правилом поведения экономических субъектов. При этом анализ разнообразных < механизмов, побуждающих или принуждающих к исполнению контрактных обязательств, занял одно ^ из важных мест в современных институциональных исследованиях.

о Контракт - это структурирование в пространстве и во времени взаимодействий между опреде-

о ленными экономическими агентами. По различным критериям контракты классифицируются на яв-

^ ные и имплицитные, имеющие и не имеющие юридической силы, самовыполняющиеся и выполняю-

£ щиеся с помощью третьей стороны, полные и неполные, краткосрочные и долгосрочные, формальные

£ и неформальные и т.д. Имплицитный (отношенческий) контракт - это долгосрочный контракт, в котором неформальные условия преобладают над формальными. Его выполнение гарантируется взаим-

^ ной заинтересованностью участвующих сторон, так как такие контракты заключаются только в слу-

® чае взаимной выгодности.

>| Контрактные отношения экономических субъектов посткризисной экономики характеризуются

5 следующими особенностями:

® - экстенсивный и интенсивный рост числа контрактов;

Л - максимизация доли контрактов посреднических фирм в общем объеме зарегистрированных

§ контрактов;

<т) - институционализация саморегулирующих организаций предпринимательства.

В качестве критериев устойчивости контрактных отношений выступают:

- институционализация всех этапов заключения контракта,

- персонификация отношений на всех уровнях,

- эффективные механизмы предотвращения оппортунистического поведения.

В качестве основных типов оппортунистического поведения участников распределения государственного заказа в процессе осуществления закупок выступают: ограничение, подавление, ротация и подача дополнительных заявок, участие "молчаливых партнеров" в дележе прибылей с победителем; коррупция. Все они - следствия асимметричности распределения информации среди субъектов рынка государственных закупок. В силу этого приоритетным направлением модернизации рынка региональных и муниципальных закупок Ростовской области является повышение степени его транспарентности через электронизацию, обеспечивающую, с одной стороны, симметричность распределения информации, а с другой, дистанцирование чиновников и участников торгов как условие снижения коррупционной емкости рынка госзакупок. Однако оппортунизм является достаточно распространенной моделью поведения и поставщиков, и госзаказчиков и после заключения госконтракта. В этой связи исполнение контрактов и предотвращение оппортунистического поведения партнеров обеспечивается заключением страховых контрактов, которые в рыночной экономике страховые контракты выполняют две основные функции:

- снижения риска: распределение риска между рыночными субъектами или, другими словами, снижение его за определенное вознаграждение;

- инвестиционную: аккумуляция сбережений субъектов рынка с последующим формированием и инвестированием страховых резервов.

Основные усилия по инфорсменту выполнения госконтрактов неизбежно передаются различным органам регулирования, в настоящее время - Федеральной антимонопольной службе, Федеральному казначейству, Министерству финансов, в т.ч. и на региональном уровне. Система инфорсмента пока

П

01

г

далека от идеала. Несовершенства связаны не только со сложностями сбора, проверки и свода пер- □ вичной информации, но и с трудностями обмена информацией и слабой координацией деятельности О различных регулирующих органов. Еще один источник возможных нарушений связан с тем, что ин-форсмент процедур размещения госзаказов передан Федеральной антимонопольной службе как упол- ^ номоченному органу, что вводит в ее функциональные обязанности несвойственную ранее, достаточно а масштабную функцию и тем самым снижает возможности малочисленного и плохо мотивированного ® персонала по мониторингу конкуренции на рынках. о

Асимметрия информации - одна из наиболее сложных проблем развивающегося рынка госзаку- ®

СО

пок и, особенно, продаж государственного имущества. Она проявляется в следующих основных фор- |

мах: ^

о

- информация о конкурсе или потенциальном объекте госпродаж, а также об объемах бюджет- о ных средств или ценах, необходимая для принятия решений поставщиками и покупателями, которая ^ должна быть открытой, доступной и, желательно, достоверной, таковой не являлась вплоть до 1 янва- £ ря 2006г., хотя в российском законодательстве многократно повторялись требования и стандарты ^ раскрытия информации на рынке госзакупок и продаж; ^

- для эффективности участия в конкурсах или аукционах решающее значение имеет доступ к о информации, т.е. близость к соответствующим органам власти. о

В соответствии с институциональным подходом выделяются три основных механизма согласо- о вания решений - рынок, иерархия и гибрид. Рынок является эффективным средством достижения соглашений для достаточно узкого класса нарушений контрактов между экономическими субъектами: невыполнение предполагаемых, явных или неявных обязательств приводит к "голосованию ногами". Так как для подавляющего большинства госзаказчиков победители конкурсов меняются ежегодно, то у них нет возможностей использовать рыночные механизмы воздействия.

В настоящее время в России существуют все обычные формы гарантий защиты бюджетных средств, в качестве которых используются специализированные структуры управления для рассмотрения и разрешения конфликтов, уплата неустоек либо штрафов за досрочное прекращение контракта; различные механизмы обеспечения непрерывности контрактных отношений. В качестве специализированных структур выступают как судебные, так и регулирующие органы. Современное российское законодательство обеспечивает адекватную нормативную базу для защиты прав собственности как поставщиков, так и госзаказчиков. Однако применение этих норм на практике, особенно в ходе

о

судебного разбирательства, пока не является массовым явлением и связано с высокими издержками.

При обращении за защитой в государственные регулирующие органы, с одной стороны, следует учитывать высокую склонность чиновников к рентоориентированному поведению, а с другой сейчас ФАС завалена жалобами и поставщиков, и госзаказчиков, но малочисленность квалифицированных специалистов не позволяет этому уполномоченному органу оперативно реагировать на возникающие запросы. Организаций по защите прав поставщиков пока нет. Создана на Федеральном уровне гильдия участников рынка госзакупок, а на региональных процесс формирования ее региональных представительств только начался. На базе Фонда "Содействие - 21 век" в мае 2006г. создано одно из первых в РФ региональных представительств профессиональных участников рынка госзакупок. Направления его деятельности связаны с лоббированием интересов специализированных организаций в законодательном органе, в участии в расследованиях по каждому значимому случаю нарушения прав поставщиков и в повышении прозрачности самого рынка.

Страхование ответственности как госзаказчика, так и поставщика через страховые компании, банковскую гарантию или залог является важнейшим инструментом компенсации негативных эффектов оппортунистического поведения участников рынка госзакупок.

Обеспечение контракта осуществляется в трех формах:

- банковская гарантия - не более 30% от общей суммы контракта;

- страхование ответственности - страховая компания страхует контракт от неисполнения заказчиком или от непоставки;

- залог - в размере 30% суммы контракта в форме денежного залога или залога имущества.

В реестре контрактов, размещенном на Портале государственных закупок Ростовской области, в П мае 2006 г. было отражено 13639 контрактов на общую сумму 3 397,8 млн. руб., сумма экономии по

□I

всем видам закупок составляет 338,2 млн. руб. или 9,9% от суммы заключенных контрактов . Всеми главными распорядителями и их подведомственными учреждениями организована работа по ведению д данного реестра, за исключением министерства строительства, архитектуры и ЖКХ области. Такие □ масштабные закупки продукции и услуг для обеспечения общественных потребностей населения ^ региона объективно требуют страхования ответственности за их неисполнение. -<> Страхование ответственности представляет собой защиту имущественных интересов субъекта экономики. При наступлении страхового события специальными страховыми компаниями (страховой щиками) за счет страховых (денежных) фондов, формируемых ими путем получения от страховате-и лей страховых премий (страховых взносов), а также некоторых других дополнительных источников ф (в случае страхования политических рисков - нередко за счет средств государственного бюджета), | предусматривающее обязанности страховщика по страховым выплатам в размере полной или частичной компенсации потерь доходов (дополнительных расходов) лица, в пользу которого заключен до-о говор страхования.

Ее Страхование ответственности, объектом которой ответственность субъекта экономики и перед ЕЕ государственными заказчиками обеспечивает страховую защиту государства от рисков финансовых о. потерь, которые могут быть возникнуть вследствие неисполнения поставщиком своих обязательств. < Отношения сторон при страховании ответственности определяются следующими взаимными обяза-^ тельствами: страхователь обязан уплачивать необходимые страховые взносы, (страховую премию), а о страховщик обязан возместить страхователю сумму денежных средств, подлежащую уплате им третьей им лицам за причиненный ущерб. Страхование ответственности обеспечивает субъекту экономики ^ страховую защиту по значительному числу видов ее рисков. Прибегая к страхованию рисков, субъек-£ ту экономики необходимо выбрать страховую компанию, которая в большей степени соответствует £ ее потребностям в обеспечении страховой защиты.

В силу этого важным разделом госконтракта, обеспечивающим страхование ответственности за ^ его исполнение, выступает идентификация претензий, штрафов, санкций и других убытков, которые ® вправе предъявлять друг другу партнеры - заказчик и поставщик - в процессе выполнения контракта >| и после его окончания. Первоначально, когда возникает какая-либо проблема по невыполнению кон-5 тракта, сторона обязана направить рекламацию, другая сторона, в течении 30 дней (максимум), дол® жна принять меры по устранению проблем, описанных в рекламации. В этом разделе также прописы-2 ваются штрафы за неисполнение или ненадлежащим образом исполнение обязательств (таблица 1). § Как заказчик, так и поставщик несут ответственность за неисполнение обязательств по контрак-<т) ту, но теперь, после принятия ФЗ № 94 сумма штрафов стала разной для каждого из них. Заказчик за

неисполнение своего обязательства, т.е. платежа за поставку продукции и услуг, несет штраф в размере одной трехсотой действующей на день уплаты штрафа ставки рефинансирования Банка России (11,5%) за каждый день просрочки. Например, если сумма контракта составляет 1 млн. руб., то штраф начисляется в размере 400 руб. за каждый день просрочки. Но госзаказчик освобождается от уплаты штрафа, если просрочки выплат стали следствием обстоятельств неодолимой силы (сгорел банк, не во время поставлены средства из соответствующего бюджета, т.к. заказчик определяет сумму необходимых для удовлетворения потребности в процессе планирования бюджета на следующий год. Поэтому некоторые госзаказчики в госконтракте прописывают отсутствие своей ответственности за несвоевременное перечисление средств за поставленную продукцию и оказанные услуги.

Таблица 1

Штрафы, предупреждающие оппортунистическое поведение поставщиков и госзаказчиков

1а просрочку постаакк Штраф сначала 1а пераые 10 дней, потом если поставка опять опоздала, то опять штраф ме^чи и т. л.

Зн несвоевременное извещение у поставке Олнорнзовын штрнф обычно и фиксированной сумме.

1а просрочку платежа Штраф ш каждый цепь просрочки.

Страхование ответственности - более сильный инструмент компенсации негативных эффектов оппортунистического поведения, но поставщики практически ее не используют, как и залог. Возможно, некоторые победители конкурсов, например, индивидуальные предприниматели в перспективе ^ будут предоставлять свое имущество в залог обеспечения госконтракта. Но в настоящее время эта ^ норма практически не используется. В определенной мере это обусловлено ее институциональной ^ новационностью, поскольку раньше (до принятия ФЗ № 94) это не было приписано в законодатель- □ стве по госзакупкам. Однако и сейчас бюджетные учреждения не имеют права брать денежные сред- ^ ства наличными в залог. Для этого должен быть открыт специальный счет, т.к. если эти деньги будут ^ перечислены на счет бюджетной организации, то вернуть их практически невозможно. Но если поставщик исполнил свои обязательства, то залог ему должен быть возвращен. £ Как уже указывалось, госзаказчик освобождается от уплаты штрафа, если докажет, что просроч- -Е ка исполнения указанного обязательства произошла вследствие непреодолимой силы или по вине ^ другой стороны. Поставщик штрафуется за неисполнение своего основного обязательства - поставки ^ продукции или услуг - в размере 5-10% от общей суммы контракта.

Самая распространенная в Ростовской области и Южном федеральном округе форма обеспече- 2 ния контракта - это банковская гарантия, т.к. ее достаточно просто взять и она наиболее надежна. Банковская гарантия, согласно статьи 368 ГК РФ, - это письменное обязательство кредитной органи- т зации, выданное по просьбе другого лица - принципала, уплатить кредитору принципала - бенефициару в соответствие условиями даваемого гарантом обязательства денежную сумму по представлении ^ бенефициаром письменного требования о ее уплате. За выдачу банковской гарантии принципал уп- о лачивает гаранту вознаграждение. Банковская гарантия позволяет субъекту экономики избежать рисков при заключении сделок с оплатой в будущем или по факту предоставления услуг, оказания £ работ, отгрузки товаров. Если поставщик не исполнит обязательства по контракту, то гарантия не о

СО

возвращается. £

Механизмы организации страховой ответственности поставщиков и госаказчиков должны вклю- о

сь

чать не только создание системы страхования, перестраховки, но и услуг по гарантированию, кото- ^

рые, как правило, более дешевые, чем услуги по страхованию. Особую роль здесь могут сыграть фор- х

мирование полноценной законодательной базы и создание эффективного механизма государственного ®

т т

регулирования и надзора за страховой деятельностью. Так, российское законодательство не стимули- ^

рует субъектов экономики к применению такого метода снижения рисков как страхование в силу того, 5

что разрешено включать в стоимость затрат, относимых на себестоимость продукции (работ, услуг), ®

затраты на страхование в объеме, не превышающем 1% объема реализованной продукции (работ, |

затрат), °

Гарантии, поручительство, залог являются механизмом возмещения убытков госсектора при ^

неисполнении госконтракта посредством получения от контрагентов определенных гарантий или поручительств от третьих лиц (поручителями могут выступать крупные финансовые институты и промышленные компании) или в виде залога активов или прав. Предоставляя учреждениям госсектора возможность и механизм возмещения убытков, гарантийный институт снижает вероятность возникновения рисков. Это может повысить заинтересованность поставщиков в снижении оппортунизма.

Если заказчик не исполнит свое обязательство по своевременным платежам, например, оплате по факту поставки продукции или услуг или по квартально, то поставщик может потребовать уплату неустойки - штрафа, пени за каждый день просрочки, но только в судебном порядке. Однако примеров таких в регионе нет, т.к. заказчики никогда свою ответственность не прописывали, как бюджетные учреждения, чем заведомо ставили поставщика в неравные условия. В соответствии с 94-ФЗ институциональная норма обеспечивает равноправие поставщика и госзаказчика в отношении исполнения обязательств по контракту, поскольку эти обязательства стали более достоверными, т.е. такими, "нарушение которых невыгодно стороне, давшей их" [6, с. 136].

При проведении международных конкурсов, когда валютой цены и/или платежа являются иностранные валюты, важнейшим становится валютный риск. Поэтому целесообразно предусмотреть способы обеспечения интересов сторон. Страхование валютных рисков осуществляется в контракте следующими способами:

- фиксацией контрактной цены в твердой, наиболее устойчивой по курсу валюте;

- применением валютной оговорки по отношению валюты цены к валюте платежа или к какой-либо третьей валюте;

П - применением мультивалютной оговорки ("корзина валют");

□I

- применением оговорки о пересмотре контрактной цены при изменении курса валюты цены, превышающем установленный коэффициент колебаний (для внутрироссийских конкурсов эта оговорка

д не может применяться, т.к. цены в контракте являются твердыми).

□ Таким образом, страхование ответственности как госзаказчика, так и поставщика через страхо-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

^ вые компании, банковскую гарантию или залог является важнейшим инструментом компенсации -<> негативных эффектов оппортунистического поведения участников рынка госзакупок.

о

I—

ф

I—

а

ф

Литература.

1. Институциональная экономика / Под ред. Олейника А. М.: Инфра-М. 2005.

2. Мамедов О.Ю. Производственно-экономическое отношение: политико-экономическая модель. Ростов н/Д: Феникс, 1997.

3. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 9.

0 4. Норт Д. Институты и экономический рост: историческое введение // Тезис. Т. 1. Вып. 2. М.,

1 1993.

ф

£ 5. Уильямсон О. Экономические институты капитализма. Спб., 1996.

а 6. Шаститко А. Достоверные обязательства в контрактных отношениях // Вопросы экономики.

< 2006. № 4._

2 БУРЯКОВ Г.А.

о

9 ВЛИЯНИЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВЫХ ИНСТИТУТОВ

о сь

О

| Процессы глобального переструктурирования экономики носят чрезвычайно болезненный ха-

0 рактер. Вместе с глобализацией кардинально меняется ландшафт финансовых и международных рын-® „

т ков, рынков труда и капитала, что меняет сложившийся характер взаимодействия институтов и струк-

1 туру коммуникационных потоков, порождая множество проблем, воспринимаемых как социально-эти-^ ческие проблемы. Глобализация не меняет общих тенденций развития постиндустриальной экономией ки, однако доминирующее значение в новых условиях приобретает не просто прогресс в сфере услуг, § а динамика его темпов развития, обеспечиваемая коммуникационной и информационной сферами. о Одним из знаменательных следствий глобализации и стремительного роста финансовых рынков стало противопоставление "реального" и финансового секторов экономики. Профессор В.М. Кол-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.