17. Менеджмент: учеб. пособие с тестовыми заданиями с грифом УМО / Филатов В.В., Аветисян М.В., Гайдаренко Л.В., Деева В.А., Князев В.В., Кобулов Б.А., Кобиашвили Н.А., Мухина Т.Н., Паластина И.П., Рудненко О.Е., Хомутинникова Т.В. - М.: Юриспруденция, 2008.
18. Управление качеством: учеб. пособие с тестовыми заданиями с грифом УМО / Филатов В.В., Хомутинникова Т.В, Деева В.А., Князев В.В., Бачурин А.П., Долгова В.Н., Медведева Т.Ю., Паластина И.П. - М.: ЦНТБ пищевой промышленности, 2009.
19. Государственное и муниципальное управление: учеб. пособие с тестовыми заданиями с грифом УМО / Филатов В.В., Долгова В.Н., Деева В.А., Князев В.В., Бачурин А.П., Медведева Т.Ю., Паластина И.П., Положенцева И.В., Женжебир В.Н. - М.: ЦНТБ пищевой промышленности, 2010.
Т.В. Прочнова
СТРАХОВАНИЕ КАК ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЙ МЕТОД УПРАВЛЕНИЯ
РИСКАМИ В ЦЕПЯХ ПОСТАВОК
Ключевые слова: управление рисками, логистическая деятельность, страхование.
В игре под названием «управление рисками» лучше не отдавать инициативу на волю случая, иначе риск может взять вверх не только над вами, но и над вашей компанией. Как говорится, хорошо, когда мы играем, а бывает, когда играют нас... Использование той или иной системы страхования на сегодняшний день является наиболее популярным методом управления рисками в любой сфере коммерческой деятельности. Логистика - совсем не исключение. С каждым днем все большее количество логистических компаний отдают предпочтение страхованию как одному из самым простых и в то же время надежных способов управления рисками в цепях поставок.
В чем же секрет такой лояльности к страхованию? Где надежно укрыт краеугольный камень данного метода уклонения от риска или по крайней мере минимизации последствий от него? Неужели плюсы страхования настолько многочисленны и превышают все возможные недостатки? Именно на эти и многие другие вопросы следует попытаться найти ответы в современном стремительно развивающемся логистическом мире.
Любая логистическая компания является 100 % клиентоориентированной. В самом определении логистической деятельности заложено полное удовлетворение запросов потребителя на основе семи правил-принципов логистики (предоставление нужного продукта, в нужном количестве, нужного качества, в правильном месте, в правильное время, соответствующему клиенту, по оптимальной цене). Выполнить это предоставляется возможным только в случае полной интеграции всех участников процесса, а именно логистической цепи. То, насколько эффективно и надежно функционирует каждое звено логистической цепочки в отдельности, напрямую влияет на успех предприятия в целом. Иными словами, надежность самого слабого звена и есть надежность всей цепи. Поэтому защита каждого звена в отдельности и всей цепи в целом есть одна из приоритетных задач, которую наиболее часто предпочитают направлять в компетенцию страховых компаний.
© Прочнова Т.В., 2013
Страхование (от англ. insurance) представляет собой один из наиболее часто используемых методов управления рисками: на сегодняшний день оно охватывает огромное количество лиц во всех слоях общества и сферах деятельности. В общем случае под страхованием понимают метод финансирования риска или покрытия убытка за счет передачи ответственности за возмещение возможного ущерба другому субъекту, специализирующемуся на таких операциях страховой компании. Данный метод позволяет минимизировать участие (а в некоторых случаях даже полностью от него отказаться) самой фирмы (в логистической деятельности -звена цепи) в покрытии убытков за счет перекладывания своего риска на страховую компания за определенную плату.
Наиболее широкое распространение страхование как метод управления риском получило за счет такого понятия, как синергетический эффект диверсификации. Данный эффект появляется в случае объединения достаточно большого числа предложений. Это происходит, когда за вознаграждение страховая компания принимает на себя последствия независимых неблагоприятных событий большого числа участников рынка. Так, совокупный риск, который принимает на себя страховая компания, с увеличением числа ее клиетов становится в расчете на одного клиента существенно меньше (усредняется). Иными словами, чем больше клиентов у страховой компании, тем меньше принимаемый ею риск в среднем пересчете на одного клиента. Такая закономерность из теории вероятности обусловливает эффективность процедур страхования для страховой компании [1].
Зачастую логистическая компания вынуждена выбирать из уже сформированного страховой компанией числа предложений на ее условиях. Оказывать на данные предложения решающее влияние логистическая компания практически не имеет возможности. Однако для логистической компании важно уметь оценивать эффективность страхования для своего бизнеса и возможность выбирать стратегию, соответствующую ее отношению к риску и ситуации в целом.
Как уже было отмечено ранее, многозвенность логистической цепи закладывает высокий процент отказов и сбоев, т.е. это определенный риск. К рисками логистической системы как составной части предпринимательства относят следующие элементы. Коммерческий риск, включающий в себя все этапы, начиная от неготовности груза в срок и заканчивая срывом поставки и, как следствие, невыполнением финансовых обязательств сторон. Риск утраты имущества (груза) из-за стихийных бедствий чрезвычайного характера и неблагоприятных погодных условий транспортировки. Риск утраты имущества (груза) по причине военных действий, чрезвычайных положений в городе/стране (забастовки, волнения и прочее). Риски, возникающие по причинам несоблюдения техники безопасности (на производстве, пожарной). Риски потери имущества вследствие действий злоумышленников (хищения, диверсии, кража товарно-материальных ценностей, включая угон транспортных средств). Экологические риски, например, если товар или его упаковка могут повлечь за собой ущерб окружающей среде. Риски технического характера - возможные задержки доставки груза и повышение вероятности других рисков из-за поломки транспортных средств. Риски, обусловленные некомпетентностью специалистов и контрагентов в логистической цепи, а также не-
добросовестностью бизнес-партнеров. Риск гражданской ответственности, возникающий от нанесения ущерба третьим лицам в процессе логистической деятельности [2].
Исходя из приведенной классификации логистических рисков можно сделать вывод, что большинство рисков и связанный с ними материальный ущерб могут быть сведены к минимуму грамотными действиями персонала. Но важно понимать, что это ни в коей мере не исключает, а, напротив, подразумевает дополнительное прямое страхование логистических рисков специализированными логистическими компаниями. В таком случае взаимоотношения участников логистического процесса и страховых компаний будут регламентироваться договором страхования. Договор страхования - это соглашение между страхователем - участником логистического процесса (например, владелец груза или транспортных средств), и страховщиком - юридическим лицом, которое принимает на себя те или иные риски, в соответствии с условиями которого страховщик обязуется выплатить страхователю или выгодоприобретателю определенную денежную сумму при наступлении предусмотренного договором страхового случая взамен уплаты страхователем страховой премии [3].
Однако надеяться на то, что страховое возмещение полностью покроет ущерб, обусловленный тем или иным риском, по крайней мере наивно, так как кроме прямого неизбежен и косвенный ущерб. Страхование не может полностью ликвидировать ущерб, поэтому главная цель заключается в недопущении наступления страхового случая. И ее достижение возлагается на персонал логистической системы или цепи. Таким образом, управление есть основа системы страхования, направленной на обеспечение высокой надежности функционирования каждого звена логистической цепи.
Поскольку логистическая система состоит из следующих подсистем: закупка, транспортировка, хранение, материально-техническое снабжение, внутрипроизводственное движение материальных ресурсов, деятельность каждой из них сопряжена с определенным риском. Каждому виду риска можно выбрать соответствующий способ страхования. Можно привести некоторые примеры. Так, для подсистемы закупки возможны риски несоответствия цены качеству товара и увеличение затрат на производстве. К способам страхования данных рисков можно отнести функционально-ценовой анализ, соблюдение бюджетных ограничений, а также оптимизацию (по Парето) условий сделки. Риски подсистемы транспортировки в виду увеличения транспортных издержек, нарушения графика поставок и утраты имущества могут быть застрахованы посредством оптимизации маршрутов, имущественного страхования и страхования ответственности. В подсистеме хранения риски иммобилизации материальных ресурсов и утрата (хищение) имущества могут быть нивелированы за счет управления запасами и охраны имущества, проведением противопожарных мероприятий, а также имущественного страхования. Риски подсистемы материально-технического снабжения в виде возникновения дефицита или, напротив, сверхнормативных запасов и неликвидов могут быть защищены с помощью управления производственными запасами, оперативными закупками и нормированием расхода материальных ресурсов. А риск нарушения внутрипроизводственного ритма движения материальных ресурсов может быть сглажен управлением запасами в незавершенном производстве.
Таким образом, страхование конкретных логистических рисков осуществляется с помощью:
1) системы управления непосредственно процессом товародвижения (логистической системой);
2) системы страхования - специализированными страховыми компаниями. Последние, будучи самостоятельными субъектами страхового ранга, являются частью институциональной логистической инфраструктуры [5].
И все же, подводя итоги, нельзя не отметить тот факт, что на сегодняшний день оценка экспертов такова: лишь 40 % от общего числа рисков, угрожающих бизнесу, может быть покрыто за счет страхования. То есть меньшая часть возможных рисков в деятельности субъектов бизнеса является предметом работы страховых компаний. Политические и финансовые риски, риски утраты ключевых менеджеров и специалистов и другие виды рисков не могут быть покрыты сегодня исключительно страхованием. Реализация нестраховых рисков вследствие их игнорирования может также ухудшить управляемость и замедлить рост стоимости капитала, и даже погубить весь бизнес [4].
Поэтому сейчас, как никогда ранее, большинство российских компаний стало уделять внимание риск-менеджменту, и логистические компании также в их числе. Всевозрастающий интерес к управлению нематериальными, деловыми и операционными рисками требует уже новых инструментов управления, в то время как управление страхуемыми опасностями отходит на второй план. Поэтому, как говорится, мораль сей басни такова: страхование было и будет хорошим методом защиты логистической цепи, но далеко не единственным и универсальным солдатом их армии управления рисками. Логистическим компаниям следует использовать весь арсенал современного риск-менеджмента, приобретенного, например, финансовыми компаниями и кредитными организациями.
Библиографический список
1. Бродецкий Г. Л. Управление рисками в логистике: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / Г. Л. Бродецкий, Д. А. Гусев, Е.А. Елин. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 192 с. - (Непрерывное профессиональное образование: Логистика).
2. Корпоративная логистика. 300 ответов на вопросы профессионалов / Под ред. проф. В.И. Сергеева. - М.: ИНФРА-М, 2006.
3. Материал из Википедии - свободной энциклопедии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/
4. Малюкова Т. Службы риск-менеджмента в структуре компаний // Прикладная логистика. -2008. - № 9. - С. 53.
5. Риски и страхование в логистических системах [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.libsid.ru/