Научная статья на тему 'Страхование как фактор развития малого бизнеса (на примере Челябинской области)'

Страхование как фактор развития малого бизнеса (на примере Челябинской области) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
553
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАХОВАНИЕ / МАЛЫЙ БИЗНЕС / СТРАХОВАНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА / СТРАХОВОЙ РЫНОК / РИСКИ / СТРАХОВЫЕ КОМПАНИИ / СТРАХОВЫЕ ПРОДУКТЫ / СТРАХОВЫЕ РИСКИ / СТРАХОВЫЕ ТАРИФЫ / INSURANCE / SMALL BUSINESS / INSURANCE OF SMALL BUSINESS / INSURANCE MARKET / RISKS / INSURANCE COMPANIES / INSURANCE PRODUCTS / INSURANCE RISKS / INSURANCE RATES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алексеева Елена Леонидовна

Проведён анализ спроса страховых продуктов в сфере малого бизнеса (МБ), предлагаемых страховыми компаниями Челябинской области, приводится сравнение с зарубежной практикой страхования МБ. В ходе исследования были обозначены основные проблемы страхового рынка, ориентированного на привлечение развивающихся предприятий МБ, а также сформулированы рекомендации по их разрешению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSURANCE AS A DEVELOPMENT FACTOR OF SMALL BUSINESS IN THE CHELYABINSK REGION

Аnalyzes the demand for insurance products in the sphere of small business (MB) offered by insurance companies in the Chelyabinsk region. The author carries out a comparative analysis of a foreign small business insurance practice. The article outlines the main problems of insurance market, focused on engaging of developing small businesses and represents guidelines for their solution.

Текст научной работы на тему «Страхование как фактор развития малого бизнеса (на примере Челябинской области)»

Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 2 (331).

Управление. Вып. 9. С. 25-28.

УПРАВЛЕНИЕ В ОРГАНИЗАЦИЯХ

Е. Л. Алексеева

СТРАХОВАНИЕ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА (НА ПРИМЕРЕ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ)

Проведён анализ спроса страховых продуктов в сфере малого бизнеса (МБ), предлагаемых страховыми компаниями Челябинской области, приводится сравнение с зарубежной практикой страхования МБ. В ходе исследования были обозначены основные проблемы страхового рынка, ориентированного на привлечение развивающихся предприятий МБ, а также сформулированы рекомендации по их разрешению.

Ключевые слова: страхование, малый бизнес, страхование малого бизнеса, страховой рынок, риски, страховые компании, страховые продукты, страховые риски, страховые тарифы.

В условиях современной экономики развитие малого бизнеса (МБ) Российской Федерации становится одним из основных приоритетов политики государства. Малые предприятия (МП) формируют своеобразную инфраструктуру рынка, создают конкурентную среду. Устойчивость позиций субъектов МБ и их активное участие в предпринимательской конкуренции говорит о возможностях сильного противодействия монополизации рынка. К преимуществам МП можно отнести: небольшие первоначальные вложения капитала; отсутствие необходимости в больших оборотных средствах; ориентацию на текущую прибыль; способность быстро реагировать на спрос и предложение; оперативность удовлетворения потребностей в товарах, работах и услугах; меньший, по сравнению с крупными предприятиями, аппарат управления; широкое использование местных сырьевых ресурсов, а также отходов производства.

Необходимо учитывать и то обстоятельство, что МП наиболее подвержены конкуренции и банкротству. Многие из них разоряются. Норма прибыли, получаемая от различных видов предпринимательской деятельности, значительно колеблется, что отражается на финансовой устойчивости МБ. Среди недостатков МБ выделяют высокие риски и ограниченную ресурсную базу. Обычно риски ассоциируются с возможностью (или вероятностью) потерь либо получения дохода [4. С. 36].

Ведение МБ без интегрированного представления о сопутствующих рисках очень опасно. Наиболее высоки риски МП в начале их деятельности [3. С. 30]. По статистике, в первые два года прекращают свою деятельность 40 % созданных предприятий, а через десять лет «на плаву» остаются только 20 %.

Данная ситуация обусловлена недостаточным развитием либо отсутствием организации инфраструктуры МБ и государственной поддержки, которые призваны обеспечить устойчивое функционирование субъектов малого предпринимательства. По результатам анализа статистики МБ за 2012 г., МП закрылось даже больше, чем в кризис 2008 г.

Среди наиболее распространённых методов минимизации рисков выделяют страхование. Страхование как способ минимизации рисков представляет собой сделку по передаче риска путём заключения двустороннего договора. Страхование рисков — это отношения по защите имущественных интересов предпринимателя при наступлении определённых событий (страхование случаев) за счёт денежных фондов, формируемых из уплачиваемых МП страховых взносов (страховых премий) [5. С. 133].

Российские предприниматели привыкли работать рискованно, и стеснены в средствах. Точными данными об общем числе застрахованных предприятий МБ в стране не владеет сегодня никто. Однако достоверно известно, что для самих страховых компаний расстановка клиентов «по росту» принципиально важна. Действительно, чем больше клиентов у страховщика, и чем меньше при этом величина и значимость каждого из них, тем более диверсифицированным оказывается страховой портфель. У страховых компаний существует несколько видов градации клиентов. Страховщики обычно классифицируют фирмы исходя из стоимости их имущества, страховой премии и т. п., а не по общепринятым критериям в соответствии с законодательством РФ, таким как численность работников, годовой оборот. В ходе рассмотрения

многочисленных фокус-групп представителей МБ спрашивают о желании страховаться, половина из них незамедлительно и решительно соглашаются.

По результатам социологического исследования предприниматели г. Челябинска информированы о страховых компаниях, функционирующих на региональном страховом рынке. Из общего числа опрошенных респондентов 65 % пользовались услугами страховых компаний и, соответственно, оставшаяся часть (35 %) не обращалась к страховщикам.

Рейтинг популярности страховых компаний за 2013 г. среди субъектов малого бизнеса Челябинска и Челябинской области представлен следующим образом: наиболее часто обращаются предприниматели в «Росгосстрах» (35,5 %), «Южурал-Аско» (15,2 %), «Альфа-страхование» (10,5 %), «Ингосстрах» (8,6 %), «Ресо-гарантию» (5,4 %), группу «Ренессанс страхование» (4,3 %) [1].

Наибольшим спросом пользуются следующие полисы: по страхованию автомобиля, имущества, профессиональной ответственности, жизни от несчастных случаев на производстве. Опрос показал, что в списке возможных угроз опасность лишиться своего имущества предприниматели называют далеко не первой. В отличие от зарубежной практики, на верхних строчках находятся административные барьеры, постоянные претензии со стороны полиции, санитарных врачей и пожарной инспекции, активность рейдеров. А с этим ничего не поделаешь, такие риски застраховать невозможно.

В РФ успешность любой компании определяют три фактора: экспансия, развитие каналов продаж и современные информационные технологии. Если бы удалось выстроить грамотную и доступную систему продажи страховых продуктов представителям МБ, статистика по охвату МП могла бы существенно измениться. Рассмотрим, как ситуация обстоит на сегодняшний день.

Страховые тарифы в целом считают завышенными 62 % субъектов малого предпринимательства, и только 38 % считает их приемлемыми. Существующие страховые продукты считают соответствующими запросам только 31,2 % субъектов МБ и не достаточно соответствующими — 68,8 % предпринимателей.

Одним из наиболее востребованных видов страхования МБ является страхование имущества. МП страхуют товары на складах, офисы

от риска пожара, повреждения отделки офиса и офисного оборудования в результате проникновения воды, а также складские помещения, автопарки [2. С. 159]. Гораздо реже МП страхуют сотрудников от несчастных случаев, а также грузы и грузоперевозки в рамках добровольного страхования.

На западе МП наиболее востребованы программы по страхованию от простоев на производстве. В РФ руководители предприятий не в полной мере осознали эффективность данного вида страхования, в перспективе с ростом страховой грамотности в нашей стране данный вид страхования является приоритетным направлением в сфере МБ.

В целом МБ России недостаточно охвачен страхованием. Если говорить о малых и средних предприятиях в совокупности, только около 20 % компаний страхуют своё имущество.

Повреждение даже части имущества МП может повлечь прекращение его деятельности на неопределённый срок, поэтому в данной ситуации имеет смысл застраховать риски, которые более крупные компании предпочитают покрывать из собственных средств. Возможность страхования таких рисков обычно предусмотрена стандартным договором [6. С. 16].

Страхованием МБ в Челябинской области занимаются такие страховые компании, как «Росгосстрах», «Южурал-Аско», «Альфа-страхование», «Ингосстрах», «РЕСО-гарантия», группа «Ренессанс страхование», «Страховой Дом ВСК», «ЭнергоГарант», «Страховая группа МСК», «Цюрих», «Московская акционерная страховая компания», «Согласие», «Югория», «Северная казна» и т. д. Ими разработаны целевые программы страхования МБ. Так, «Ренессанс страхование» включает в себя страхование гражданской ответственности, грузов, автопарка, защиту от несчастных случаев и добровольное медицинское страхование, страхование имущества, убытков от простоев на производстве. «Росгосстрах» разработала страховые продукты, отвечающие специфическим потребностям МП. Шесть страховых продуктов включает в себя комплексная программа страховой защиты «Росгострах-бизнес».

Данная программа позволяет страхователю сформировать собственный договор страхования по оптимальному покрытию и цене. По условиям договора компания по своему усмотрению может выбрать любое количество необходимых

Страхование как фактор развития малого бизнеса (на примере Челябинской области)

27

продуктов, а в качестве бонуса на комплексное страхование предоставляются скидки. Чем больше страховых продуктов приобретает предприниматель, тем дешевле ему обойдётся каждый из них. При покупке полного пакета клиент получает скидку до 20 % от стоимости каждой услуги.

Формально тарифы по всем программам не высоки — они разработаны специально с учётом специфики МП, их особенностей и требований, предъявляемых к их страховой защите. Однако далеко не все МП попадают под требования, предъявляемые к ним страховыми организациями, и, соответственно,— льготные тарифы.

В результате исследования выявлено, что полисы по страхованию имущества имеют наибольший спрос у предприятий оптовой торговли, автодилеров и предприятий сферы услуг. А также страхование МБ осуществляется в сфере страхования профессиональной ответственности нотариусов, юристов, оценщиков, в связи с тем, что именно в данных отраслях распространена организация МП.

Для страховщика критически важным оказывается распределение веса отдельных клиентов в страховом портфеле. Сбалансированный портфель — это взвешенный набор крупных, средних и малых клиентов. Если по какой-то причине крупный клиент уходит от страховщика, возместить такую потерю весьма проблематично. Страхователи активно переходят от страховщика к страховщику, а замена крупного клиента сотней малых — это совсем другие затраты на привлечение бизнеса к страхованию. Дешевле застраховать одного крупного клиента, нежели сотню малых. Между тем перераспределение бизнеса в сторону малых компаний делает страховщика более интересным для институциональных инвесторов. Вот почему стратегически МБ для страховых компаний очень важен. Ведь сбалансированный портфель в меньшей степени зависит от поведения каждого клиента по отдельности. Значит, капитализация страховой компании растёт.

Когда Россия в 1990-е гг. переживала волну приобретений, а активы скупались за бесценок, никто особо не задумывался о страховании, так как единственной целью была прибыль. Развитие малого предпринимательства в РФ осуществлялось в основном двумя путями:

- за счёт разукрупнения государственных предприятий и организаций;

- возникновения новых малых предприятий с участием физических и юридических лиц.

Затем новоявленные владельцы активов поняли, что в бизнес необходимо инвестировать средства на долгие годы вперед: растить, развивать и защищать. В результате тема страхования возникла сама собой, поскольку МП должны развивать сеть торговых точек, логистику и повышать стабильность работы компании в целом.

Количество ограничивающих факторов развития страхования МБ значительно превышает количество стимулирующих факторов. К ограничивающим факторам относятся страховая неграмотность руководителей сферы МБ, а также неготовность руководителей выделять достаточно средств на страхование. Вследствие этого, МП либо не защищено от рисков в будущем, либо работодатель покупает наиболее дешевый вариант страхового покрытия. В результате при наступлении убытков страховой полис может не предусматривать выплаты по нему, так как данный страховой риск внесён в перечень исключений. Следующим ограничивающим фактором является нестабильная налоговая политика государства в отношении МБ, вследствие чего большинство из них работает в сфере «теневого» бизнеса, и активы, подлежащие страхованию, как итог, останутся также в «тени». Ещё один фактор, ограничивающий страхование,— высокая стоимость предлагаемых страховых продуктов для МП. Снизить их можно только за счёт использования механизмов государственного регулирования, прямого участия государства в субсидировании расходов МП на страхование.

К факторам, стимулирующим развитие страхования МБ, относятся налоговые льготы, льготное кредитование с компенсацией соответствующей разницы кредитным организациям за счёт средств фондов поддержки малого бизнеса, а также государственные заказы на производство и поставку отдельных видов продукции, товаров, работ и услуг.

Создание инфраструктуры страхового рынка является одним из важных факторов в системе мер по стимулированию развития страхования МБ. Формирование развитого страхового рынка является выгодным для государства в связи с тем, что повышается устойчивость субъектов малого предпринимательства. Страхование — это инвестиции в стабильный бизнес. Ведь сегодня Россия идёт как раз по пути перехода всех отраслей на малый и сверхмалый бизнес.

Основным каналом развития страхования малого предпринимательства на настоящем этапе остаётся кредитование и лизинг. Результатом развития страхового рынка должно явиться то, что МБ должен стать базой для формирования рациональной структуры местных рынков товаров и услуг.

Список литературы

1. Агентство страховых новостей [Электронный ресурс]. URL: http://www.asn-news.ru/ranking? region=

2. Иванова, Ж. А. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса // Рос. предпринимательство. 2009. № 4(1). С. 30-34.

3. Радугина, В. С. Государственная поддержка как фактор ускорения инвестирования средств в развитие малых предприятий // Рос. предпринимательство. 2009. № 4 (1). С. 35-39.

4. Токаренко, Г. С. Методы управления рисками в компании // Финансовый менеджмент. 2006. № 4. С. 130-143.

5. Цыганов, А. А. Особенности страхования малого бизнеса / А. А. Цыганов, Д. В. Брызгалов // Финансовый директор. 2005. № 1. С. 15-18.

6. Шахов, В. В. Страхование : учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М. : Юнити-Дана, 2010. 511 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.