Научная статья на тему 'Страх в нравственном сознании студентов педвуза (опыт конкретного социологического исследования)'

Страх в нравственном сознании студентов педвуза (опыт конкретного социологического исследования) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
662
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социологическое исследование / страх / феномен страха / социальные страхи / биологические страхи / личностные страхи / нравственное сознание / молодежь

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Логинова Е. Г.

Данная статья посвящена изучению феномена страха и его влиянию на формирование духовно-нравственной сферы общества. В статье анализируются различные виды социальных, биологических и личностных страхов, определяется степень их распространенности среди современной молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The present article is devoted to studying the fear phenomenon and its influence on formation of society"s moral sphere. Different kinds of social, natural and personal fears are analyzed and the degree of their spread among modern young people is defined in the article.

Текст научной работы на тему «Страх в нравственном сознании студентов педвуза (опыт конкретного социологического исследования)»

Е. Г. Логинова

СТРАХ В НРАВСТВЕННОМ СОЗНАНИИ СТУДЕНТОВ ПЕДВУЗА (ОПЫТ КОНКРЕТНОГО СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)

Работа представлена кафедрой философии ЗабГГПУ им. Н. Г. Чернышевского.

Научный руководитель - кандидат философских наук, профессор В. В. Куликов

Данная статья посвящена изучению феномена страха и его влиянию на формирование духовно-нравственной сферы общества. В статье анализируются различные виды социальных, биологических и личностных страхов, определяется степень их распространенности среди современной молодежи.

The present article is devoted to studying the fear phenomenon and its influence on formation of society's moral sphere. Different kinds of social, natural and personal fears are analyzed and the degree of their spread among modern young people is defined in the article.

Проблема чувств и эмоций является в настоящий момент одной из самых актуальных проблем в философских и психологических исследованиях. Современная мысль пытается, начиная с М. Хайдеггера, понять чувство как способ бытия человека, благодаря которому человек поддерживает свою связь с совокупностью всего, что есть. Че-

ловек в силу своей природы всегда находится во власти какого-либо чувства, а любая его деятельность имеет, наряду с прочими, эмоциональные детерминанты. Очень часто такой эмоциональной детерминантой оказывается именно страх.

Страх - явление универсальное, взаимосвязанное со всеми сторонами общечелове-

202

Страх в нравственном сознании студентов педвуза...

ческой культуры и отдельной личности. Как фундаментальный аспект человеческого опыта страх сопутствует всем историческим эпохам и формам социального обустройства людей. Размышляя о смерти, рождении, свободе, вере, судьбе, мы часто сталкиваемся с тем, что проблема страха пронизывает буквально все сферы нашей жизнедеятельности. Тревога перед неизвестным и необъяснимым глубоко внедрена в человеческое мышление, а страх ожидания негативных событий и процессов играет важную и в некоторых случаях даже решающую роль в жизни человека. Можно утверждать, что страх сопровождает нас на протяжении всей жизни и является одним из компонентов, обеспечивающих наше существование в целом. Само возникновение и развитие страха в нравственном сознании человека оказывает большое влияние на формирование его личности, развитие характера, становление мировоззрения.

Что же такое страх? Чего мы боимся больше всего? Неизбежен ли страх, можно ли с ним бороться? Чтобы ответить на эти и некоторые другие вопросы, выявить степень распространенности страхов среди современной молодежи, степень их влияния на духовно-нравственную сферу молодых людей сегодня, нами было проведено социологическое исследование среди студентов Забайкальского гуманитарно-педагогического университета. В опросе, проведенном методом письменного анкетирования, приняло участие 650 респондентов - студентов 1-У курсов всех факультетов университета, что отвечает требованиям репрезентативности и позволяет говорить о достоверности данного исследования.

В соответствии с полученными результатами, первый вопрос анкеты «Какое, на Ваш взгляд, определение можно дать понятию «страх»?» у 13% опрошенных вызвал затруднения, 14%, отвечая на данный вопрос, попытались описать свои личные переживания, ассоциируемые у них с чувством страха. При этом среди факторов, вызывающих страх, были названы следующие:

одиночество, безысходность, неведение, отсутствие уверенности в собственных силах. В ответах так же четко прослеживается взаимосвязь страха с другими отрицательными эмоциями, такими как, например, тревога, гнев, ярость, ужас, стресс, паника, апатия и депрессия.

В большинстве случаев в определениях страха студенты дают ярко выраженную негативную или позитивную оценку данного чувства. И это вполне закономерно, так как страх, как известно, явление амбивалентное. Он может приносить пользу и личности, и обществу, но одновременно опасен достаточно существенными издержками. Другими словами, «мы можем смотреть на страх как на очень мощное лекарство, которое имеет весьма опасные «побочные эффекты»»1 .

Более половины респондентов склонны негативно оценивать чувство страха, выделяя только отрицательные стороны его влияния на личность. По их мнению, страх может держать человека в постоянном на -пряжении, сковывает его активность, порождает неуверенность в себе и не позволя -ет личности реализовать себя в полной мере. 5,5% (преимущественно респонденты мужского пола) вообще считают страх воображаемым чувством, проявлением трусости или даже «показателем определенного расстройства психики», поэтому страх «должен быть подчинен разуму и управляться только разумом».

На наш взгляд, такая точка зрения связана с общепринятым взглядом на страх как эмоцию исключительно пассивно-оборонительного характера. Здесь проявляет себя также дезорганизующая функция страха. В состоянии паники люди могут совершать различные иррациональные действия, не контролируемые разумом и имеющие катастрофические последствия как для личности, так и для окружающих.

Позитивная же оценка страха (12%) основывается, с точки зрения молодых людей, на способности человека под влиянием этого чувства мобилизовать свои физические

и душевные силы, противостоять опасности, повысить ответственность, способствовать воспитанию характера - «испытав единожды чувство страха, человек будет более осторожно вести себя в результате полученного опыта». Иначе говоря, страх, во-первых, может выступать стимулом для культурно и социально одобряемого поведения. Во-вторых, его можно рассматривать и как своеобразный защитный механизм внутреннего «Я» личности. С этой позиции страх выполняет мобилизующую функцию, стимулируя людей совершать поступки, которые позволили бы избежать нежелательного развития событий.

Определения 6% участников опроса имеют нейтральную окраску. И наконец, 3% определяют страх как всепоглощающую эмоцию, самое сильное человеческое чув-ство, не подлежащее никакому контролю и даже способное привести к гибели.

Для анализа полученных данных мы использовали классификацию страхов, согласно которой все они делятся на три ос -новные группы: природные (биологические), социальные и внутренние. В соответствии с данной классификацией результаты исследования позволяют утверждать, что социальный страх, а особенно та его разновидность, когда человек боится социально значимых событий и процессов, занимает сегодня в жизни молодых людей практически такое же место, как и сугубо личностные, внутренние страхи. На основании полученных ответов можно выстроить следующую иерархию основных страхов студентов:

1. Изменения в личной жизни (ухудшение взаимоотношений с близким человеком, неверность, развод и т. п.) (54%).

2. Возможность войны (53%).

3. Страх быть неправильно понятым в процессе общения (49%).

4. Страх перед публичными выступлениями (44,5%).

5. Страх перед возможной экологической катастрофой (43%).

6. Страх ответственности (34,5%).

7. Боязнь оказаться жертвой преступления (31%).

8. Страх потерять собственное «Я» (22%).

9. Неопределенность будущего (17%).

10. Страх неправильно что-то понять в процессе общения (16%).

11. Страх перед государством и его учреждениями (11%).

12. Страх самоубийства (8%).

13. Боязнь болезненных изменений в психическом состоянии (7,5 %).

14. Одиночество (7%).

15. Страх перед неизбежной старостью (6%).

16. Страх перед смертью (4%).

Таким образом, практически каждый

второй опрошенный испытывает страх перед негативными изменениями в личной жизни, возможностью войны, экологической катастрофой, страх быть неправильно понятым в процессе общения, страх публичных выступлений, а приблизительно каждый третий - страх оказаться жертвой преступления, страх ответственности.

Страх войны и боязнь преступности связаны, на наш взгляд, прежде всего с нестабильной политической и социально-экономической ситуацией в России, случаями террористических актов и межнациональных конфликтов. Тем не менее приведенные показатели распространенности данных страхов среди студентов представляются достаточно высокими, особенно если учитывать тот факт, что наши респонденты - представители молодого поколения, для которого по статистике высокий уровень тревожности всегда был не характерен.

Что же касается страхов в сфере социального функционирования, то, согласно общепринятой точке зрения, в той или иной степени они присущи каждому. Однако в крайней форме своего проявления эти социальные страхи можно рассматривать уже как социальные фобии. Социальная фобия вызывает тяжелое, часто парализующее чувство страха оказаться в ситуации, когда окружающие наблюдают за вами или оце-

Страх в нравственном сознании студентов педвуза..,

нивают вас. Данный вид страха гораздо сильнее обычного чувства робости или нервозности на публике. Страдающие такой формой страха могут перестроить всю свою жизнь, дабы избежать встречи с ситуацией, где вероятность подвергнуться проверке или оценке выше всего. Это крайне отрицательно влияет на личную жизнь, образование и профессиональный рост. Чтобы противостоять страхам, многие страдающие социальной фобией прибегают к медикаментам, алкоголю, наркотикам.

Рейтинг и степень распространенности приведенных выше страхов существенно меняются, если респондентов разбить на группы по признакам их профессиональной ориентации, возраста и половой принадлежности. В частности, достаточно интересные результаты были получены при сравнении основных страхов девушек и молодых людей. Оказалось, у человеческого страха нет половых признаков. И юноши, и девушки испытывают страх как перед возможными личными неудачами и бедами, так и перед социально значимыми событиями и катастрофами. Однако общепринятое мнение, что женщины боятся чаще, чем мужчины, полностью подтвердилось. Для мужской части опрошенных, хотя их страхи и расположены практически в той же самой иерархической последовательности, приведенные показатели часто значительно ниже.

Профессиональная ориентация студентов также оказала свое влияние на осмысление ими феномена страха и ту роль, которую он играет в формировании их нравственного сознания. В частности, как ни странно, но студенты психологического и социального факультетов больше всего боятся возможных проблем, связанных с общением: здесь лидируют страх публичных выступлений (47%) и страх быть неправильно понятым или неправильно что-то понять в процессе общения. Для студентов филологического факультета типичным оказался такой страх, как неопределенность будущего, достаточно высокие показатели у страха смерти (17%) и страха самоубийства (11,5%).

Студенты естественно-географического факультета в подавляющем большинстве боятся экологической катастрофы, а 30% студентов юридического факультета испытывают страх перед государством и его учреждениями. Остается сделать вывод, что приобретенные знания о предмете, вызывающем страх, по-видимому, не всегда являются средством, его исцеляющим.

Существенные различия наблюдаются и при сопоставлении основных страхов студентов I и V курсов. В структуре страхов у студентов I курса преобладают страхи за личное душевное благополучие и психическое равновесие (боязнь негативных изменений в личной жизни - 59%, страх потерять собственное «Я» - 33%, боязнь ответственности и принятия ответственных решений - 44%). Более глобальные же страхи представлены у значительно меньшего числа опрошенных.

Студенты старших курсов, напротив, в большей степени боятся вероятных бедствий и катастроф (экологическая катастрофа - 51%, возможность войны - 45%). Третье место в этой группе респондентов занимает страх перед неопределенностью будущего - 39%, что, скорее всего, свидетельствует, на наш взгляд, о скором окончании вуза, поиске места работы и возникающей в связи с этим неуверенности в завтрашнем дне. Основная причина отличия переживания различных страхов первокурсниками и студентами старших курсов заключается, очевидно, в возрастном аспекте. В силу недостаточной еще личной зрелости студенты I курса мало проникнуты проблемами общероссийского или мирового масштаба, более склонны к самоанализу и самоутверждению.

В последнем вопросе анкеты студентам было предложено определить, можно ли бороться с чувством страха и какие способы такой борьбы существуют. 10% респондентов считают, что это человеческое чувство вообще не поддается никакому контролю. 13,5 % разделяют точку зрения, что со страхом нужно бороться, но не знают как. Для немногих молодых людей победа над

страхом означает его признание, «встречу со страхом лицом к лицу», умение владеть ситуацией. Большинство же предлагает, напротив, отвлечься, уйти от проблемы, переключить отрицательные мысли на положительные, не думать о том, что уже произошло или может произойти.

Таким образом, страх органически вписан в духовную жизнь современных молодых людей, оказывая на нее как негативное, так и позитивное воздействие.

Безусловно, сегодняшние наши страхи надо изучать, потому что, только осмыслив их, человек может научиться преодолевать свою беспомощность и изолированность в мире, обрести безопасность и покой. Человек сознателен ровно настолько, насколько он не скрывает от себя своего страха2. Способность осознавать свой страх и при -чины его возникновения - это главное достижение на пути превращения человека в зрелую личность.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Матвеева С. Я., Шляпентох В. Э. Страхи в России в прошлом и настоящем. Новосибирск, 2000. С. 45.

2 Камю А. Бунтующий человек. М., 1990. С. 64.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.