Научная статья на тему 'Страх и современность:метафизика и реальность'

Страх и современность:метафизика и реальность Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1682
326
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАХ / НИЧТО / БОЯЗНЬ / ТОСКА / ЭКЗИСТЕНЦИЯ / БЫТИЕ / МИФ / ИНТЕНЦИЯ.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Цветкова Ольга Леонидовна

В настоящей статье рассматривается развитие понятия «страх» в историкофилософском процессе. Вычленяются смыслы, которыми наполнялся термин, начиная с эпохи Нового времени, и постулируется, что уже в античной культуре страх приобретает значение философской категории. Значительный вклад в развитие этой категории внесли экзистенциалисты. Благодаря работам таких философов-экзистенциалистов ХХ века, как Сёрен Кьеркегор, Мартин Хайдеггер, Ларс Свендсен, термин «страх» становится составной частью культуры современного общества потребления, где приобретает полноценное значение онтологической категории. Ключевые слова: страх, Ничто, боязнь, тоска, экзистенция, бытие, миф, интенция.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Страх и современность:метафизика и реальность»

КУЛЬТУРНЫЕ ПРОЦЕССЫ И ЯВЛЕНИЯ

СТРАХ И СОВРЕМЕННОСТЬ: МЕТАФИЗИКА И РЕАЛЬНОСТЬ

Ольга Леонидовна ЦВЕТКОВА,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории коммуникаций и рекламы факультета русской филологии и культуры Ярославского государственного педагогического университета имени К. Д. Ушинского, г. Ярославль, Россия

e-mail: astra-211@mail.ru

В настоящей статье рассматривается развитие понятия «страх» в историко-философском процессе. Вычленяются смыслы, которыми наполнялся термин, начиная с эпохи Нового времени, и постулируется, что уже в античной культуре страх приобретает значение философской категории. Значительный вклад в развитие этой категории внесли экзистенциалисты. Благодаря работам таких философов-экзистенциалистов ХХ века, как Сёрен Кьеркегор, Мартин Хайде-ггер, Ларс Свендсен, термин «страх» становится составной частью культуры современного общества потребления, где приобретает полноценное значение онтологической категории.

Ключевые слова: страх, Ничто, боязнь, тоска, экзистенция, бытие, миф, интенция.

FEAR AND MODERNITY: METAPHYSICS AND REALITY

O. L. Tsvetkova, Ph.D. (Pedagogical Sciences), Associate Professor of Department of theory of communication and advertising, Faculty of the Russian Language and Culture, Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky, Yaroslavl, Russia

e-mail: astra-211@mail.ru

In the article there is the development of fear's notion in the history of philosophy, the senses, which the term was filled in the age of Enlightenment. It is postulated that in antique culture "fear" is obtaining meaning of the philosophical category. Existentialists made a significant contribution to the development of this category. Thanks to work of the philosophers existentialists of the 20th century, such as Kierkegaard, Heidegger, Svendsen the term "fear" is becoming the part of culture of modern society, where obtains full-fledged meaning of the ontological category. Key words: fear, Nothing, fear, longing, existence, myth, intention.

Страх по природе своего происхождения глубоко метафизичен. Это обстоятельство определяет возникновение у индивида целого спектра

экзистенциальных потребностей. Последние, в свою очередь, формируют систему ценностных ориентаций, а во внешнем плане определяют особенности модели поведения.

Источник страха, как правило, заключается не в необычности и непонятности нового, а в ощущении трансцендентности являющегося. Как отмечал И.-В. Гёте: «перед первичными феноменами, если они являются нашим чувствам обнажёнными, мы испытываем особого рода жуткое чувство, доходящее до страха».

Влияние эмоций на человека издавна привлекало внимание исследователей природы человека. «Страх - эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности [3, с. 231]».

Человек в процессе жизни получает опыт, а с ним и страхи: лично, от членов своей семьи, от других людей, с которыми вступает в какое-либо взаимодействие. В древности происхождением первичной информации являлся опыт самого субъекта и его рода, состоящего из нескольких десятков человек, которые являлись кровными родственниками. Источником вторичной информации являлась культурная память общины, отражавшаяся в виде мифов, легенд, сказаний.

Изучением страха многие десятилетия занимаются такие науки, как философия, психология, психиатрия. Классическая философия трактовала страх как отрицательно окрашенную эмоциональную реакцию, которую необходимо побеждать, используя разум.

Основоположник экзистенциализма датский мыслитель XIX века Сёрен Кьеркегор в книге «Понятие страха» разделил понятие страха на обычный «эмпирический» страх-боязнь и неопределённый безотчётный страх-тоску. Страх-боязнь вызывают конкретные предметы и обстоятельства, этому страху подвержены не только люди, но и животные. Страх-тоска является метафизическим страхом, страхом перед Ничто, ему подвержены только люди, осознающие, что их существование не вечно. Человек страшится неизвестности в будущем, которое со временем неотвратимо наступит, но что принесёт с собой - можно лишь догадываться. Экзистенциальное понимание страха представляет собой осмысление человеком своей сущности. Разгадать метафизическую тайну, найти ответы на волнующие вопросы - естественное человеческое желание.

Книгу «Понятие страха» С. Кьеркегор посвятил проблеме первородного греха, который является основой страха. Грех Адама ознаменовал проникновение греха в мир, в каждого человека, а вместе с ним страха в его сознание. «Грех вошёл вместе со страхом, но грех также и привёл с собою страх [1, с. 95]». О страхе можно также сказать, что это состояние предшествует греху. Кьеркегор даёт определение страха с психологической точки

зрения. «Страх - это определение грезящего духа, и в качестве такового оно принадлежит сфере психологии [1, с. 71]».

Человека пугает возможность, заложенная в страхе, однако у него возникает стремление реализовать эту возможность, так как она запретна, что показывает двусмысленность страха. «Страх - это желание того, чего страшатся, это симпатическая антипатия; страх - это чуждая сила, которая захватывает индивида, и всё же он не может освободиться от нее, -да и не хочет, ибо человек страшится, но страшится он того, что желает. Страх делает индивида бессильным, а первый грех всегда происходит в слабости; потому-то он по своей видимости случается как бы безотчётно, но такое отсутствие осознания и есть настоящая ловушка [1, с. 364]».

Кьеркегор показывает разницу между страхом в обычном понимании, страхом как психологическим термином, то есть боязнью чего-либо конкретного, и страхом экзистенциальным, раскрывающим отношение человека к себе самому. Экзистенциальный страх мыслителем рассматривается как страх, выражающий человеческую духовность. Он изначально укоренился в человеке, осознавшем, что его существование не вечно - это страх перед Ничто, подтверждающий возможность обретения человеком действительной свободы. Переживание страха в философии Кьеркегора является духовным опытом трансцендирования человека, стремящегося выйти за рамки духовных пределов. Мыслитель указывает, что страх выражает экзистенциальное состояние человека, духовно стремящегося к прорыву.

В понимании С. Кьеркегора страх вызывает необходимость свободы выбора - «страх - это головокружение свободы [1, с. 111]». Свобода полна страха перед самой собой, поскольку её никогда ничто не вызывает и ничто ей не препятствует. С. Кьеркегор считает важным показать, что человек должен получить опыт страха, чтобы понять, что он представляет собой и чем впоследствии может стать. Для С. Кьеркегора не характерно нагнетать и культивировать страх, тревогу и беспокойство, но важным условием является понимание ответственности личного выбора и решимость доказать уникальность своего «Я». Поэтому различные, зачастую неправильные действия человека в конечном счёте становятся плодотворными, так как дают ему возможность узнать величину внутренних границ и ощутить собственную свободу.

Последователем идеи экзистенциальной природы страха С. Кьеркегора стал немецкий философ Мартин Хайдеггер. В работе «Бытие и время» он объясняет значение страха с позиций фундаментальной онтологии.

Человек постоянно боится чего-либо, что, по его мнению, несёт в себе угрозу. Философ показывает чёткое различие между страхом и боязнью, при этом боязнь, согласно его теории, является испугом, растерянностью, возникающей при реальной или воображаемой угрозе.

По мнению М. Хайдеггера, существует два модуса проживания в мире: состояние забвения бытия и состояние осознания бытия. Состояние забвения бытия является неподлинным существованием, для него свойственно отвлечение человека от конечности его существования многообразием материального мира, появляется феномен усреднённости. Жизнь во втором модусе - это постоянное осознание человеком своего бытия и непрерывной связи с ним, возможность его жить подлинной жизнью. Состояние осознания бытия является подлинным существованием, для него свойственно то, что человек осознанно вступает в противостояние с неизбежностью смерти. Осознание бытия делает страх смерти невероятно сильным, что приводит к постоянному желанию обессмертить себя, то есть продолжиться в потомках, реализоваться в религии, в творчестве, в науках. Человек пытается вырваться за границы неподлинного существования, испытывая при этом экзистенциальный страх. Боязнью чего-то конкретного этот страх не является, то, чего страшится страх, «есть само бытие-в-мире» [8, с. 414], так как экзистенциальный страх является страхом будущей смерти. «Бытие-к-смерти» является, по своей сути, страхом. Чтобы человек вырвался за рамки обыденности и обратился к подлинному бытию, он должен заглянуть в глаза смерти. По мнению М. Хайдеггера, «то, о чём страх страшится, есть само страшащееся сущее, присутствие. Лишь сущее, для которого дело в его бытии идёт о нем самом, способно страшиться. Страх размыкает это сущее в его угрожаемости, в оставленности на себя самого [8, с. 310]».

Важные этапы феномена страха могут меняться, появляются различные варианты «устрашенности». Когда страшащего «хотя ещё нет, но в любой момент» [8, с. 312] оно неожиданно проникает в «бытие-в-мире», страх преобразуется в боязнь. В человеческом бытии существует направление, способное подвести его к Ничто, что может произойти только в моменты ужаса. Ужас, по мнению философа, является излишне частой способностью ужасаться, как таковой, являющейся избытком боязливости. Ужас кардинально отличается от боязни, Человек боится всегда чего-либо конкретного, того, что представляет для него реальную угрозу.

Человек в течение жизни стремится стать свободным, стать личностью. Отказываясь от свободы, переставая быть личностью, он становится как все. Теория М. Хайдеггера об экзистенции как «бытии-в-мире» оказала существенное влияние на современных философов. Феномен страха и связанный с ним феномен смерти имеет первостепенное и постоянное значение в человеческой жизни, религии и культуре, так как обязательным условием нормального существования человека является сохранение личности и мышления.

«Чувство страха управляет общественным сознанием, и многие социологи считают, что современному обществу лучше всего подходит опреде-

ление "культура страха". Страх превратился в обусловленную культурой призму, сквозь которую мы смотрим на мир [5, с. 23]», - пишет современный норвежский философ Ларс Свендсен в книге «Философия страха». Парадокс культуры страха заключается в её появлении сейчас, когда человеческая жизнь становится более безопасной. Всякое общество, в том числе новейшее, характеризуется многими противоречивыми устремлениями и явлениями. Человек боится столкновения с внешней силой, которая не согласуется с его стремлениями. Он боится утратить важные для него вещи: здоровье, личную свободу, близких людей, положение в обществе и многое другое, и конечным итогом является потеря жизни. Страх - это нормальная реакция на внешнюю угрозу, человек уязвим, поэтому он должен защищаться от того, что ему угрожает. Существует огромное количество событий, которые могут быть опасны - важным является то, насколько значительно всё воспринимается под управлением страха. У людей вызывает страх загрязнение воздуха, воды, земли и многого другого, они считают, что множество опасностей окружает их. Л. Свендсен пишет, что «страх заразителен. Стоит кому-то испугаться чего-либо, как сразу беспокойство распространяется вокруг на других, и те, в свою очередь, передают страх дальше. Это происходит даже в том случае, когда страх изначально не имеет рационального обоснования [5, с. 27-28]».

Человека во все времена волновали вопросы: что становится причиной возникновения страха, как он себя проявляет, какую функцию он выполняет, какое влияние он оказывает на человеческую жизнь.

Страх зачастую помогает людям, например - подготовиться, если возникает опасность, или избежать возникновения нежелательной ситуации. Страх помогает защититься от внешних угроз, помогает выживать, в то же время он бывает деструктивным (то, что человек «теряет голову от страха») - при несоответствии силы страха объекту страха.

Л. Свендсен отмечает, что чувства и эмоции - это способ бытия в этом мире, способ его охватить и действовать в нём [5, с. 44]. Испытываемые субъектом эмоции и чувства являются абсолютно его внутренним состоянием, хотя их проявление выражается в поведении, поступках, видимых стороннему наблюдателю. Проявления чувств и эмоций варьируются в различных культурах, что зависит от уровня развития культуры в обществе. Представление человека о возникновении эмоций и чувств зависит от социальной обстановки, в которой он находится. Люди могут бояться очень многих вещей. Когда они слышат об угрозе, что бы она ни представляла собой, они видят в ней опасность для себя. Порой это бывает мнимая опасность, и это является важнейшей причиной совершения преступлений и причинения зла. По мнению Л. Свендсена, подобные описания отрицательного воздействия эмоции страха на человеческое поведение приводят к выводу, что «чистая рациональность, не затуманенная какой-

либо эмоцией, была бы для нас предпочтительней ... Тем не менее есть основания утверждать, что отсутствие эмоций также привело бы к иррациональному ... Отсутствие эмоций, другими словами, лишает нас знания, необходимого для выбора рационального поведения [5, с. 70]».

В работе «Философия страха» Л. Свендсен, рассматривая достижения психологии и философии, анализирует различные подходы к теории, объясняющей возникновение страха у людей. Люди понимают, что страх вызывает некая угроза, его функцией является предупреждение об этой угрозе и о ситуации, при которой она возникает.

Л. Свендсен уверен, что «страх всегда имеет интенциональный объект. Он всегда на что-то направлен. Если нет такого объекта, то речь не может идти о страхе, остаётся только сердцебиение, учащённое дыхание и дрожь. Страх не сводится к этим физиологическим процессам, он является чем-то большим, и это "большее" и есть интенциональный объект [5, с. 64]».

Феномен страха и связанный с ним феномен смерти имеет первостепенное и постоянное значение в человеческой жизни, религии и культуре, так как обязательным условием нормального существования человека является сохранение личности и мышления.

В то же время современные исследователи отмечают особое значение категории пустоты. Речь идёт не об онтологической пустоте как иллюзорности окружающего мира, в терминах философской концепции М. Хайдеггера (категория Ничто), а о значении, которое абсолютизируется и распространяется на более широкое пространство. Считается, что в качестве опоры человека выступает психобиологическая пустота, являющаяся источником жизни и причиной бессознательного страха [4].

Это, в свою очередь, порождает, следуя определению К. Хорни, «великие неврозы нашего времени»: 1) невроз навязчивости (поиск одобрения любой ценой); 2) невроз власти (погоня за властью, престижем и обладанием; 3) невроз покорности (автоматический конформизм); 4) невроз изоляции (бегство от общества). Исследователь тонко и точно подметила, что главное противоречие жизни современного человека заключается в настойчивом желании нравиться другим (быть одобряемым) и реализовы-вать свой уникальный потенциал [7].

Степень мифологизированности современного социума и её чрезмерная акцентуация, вызывающая порождение страха, стала одной из ведущих характеристик массового сознания.

Современные мифы, которые, в отличие от мифов естественных - тех, которые объясняли и «скрепляли» действительность социокультурного поля, создаются (конструируются) искусственно. Основная цель современных конструкторов-мифотворцев заключается в переформатировании образа действительности (подмене реальности) в заданном направлении.

В современном обществе потребления преобладает социальный страх, который генерализуется на трёх уровнях человеческого существования.

Первый уровень - индивидуальный, когда иррациональная природа страха порождает проявление семантических образов различных фобий.

Второй уровень - групповой, когда система доминирующего конформизма порождает страх перед любым проявлением аутентичности, когда любое отклонение от канонических групповых норм автоматически инициирует процесс исключения, а аномия становится рутиной социальной жизни.

Третий - уровнь массового сознания, где любая реплика о развитии современного технократического общества неизменно артикулируется в увязке с определённой социальной проблемой.

Реальность - гиперреальность - ирреальность современности определяют возможность параллельных экзистенций внутри атомарной индивидуальности и возможность задавать множественные параметры жизненному сценарию, играть взаимоисключающие социальные роли.

Возможно, главная проблема современного человека состоит в том, что он утратил параметры аутентичности, разотождествился с собственной интенцией, в итоге - личность как понятие оказалась под вопросом.

Технологии и техники манипулятивного воздействия на массовое сознание детерминируют высокую степень информационно-психологической репрессивности современного общества. При этом ставится под вопрос не только стремление к свободе (определяемое интенционно), но и существование формальных свобод. На современного человека воздействует непрерывный поток убеждающих сообщений, который изменяет и переформатирует его интеллектуальную, эмоционально-волевую и деятель-ностную сферы.

Властные и коммуникативные интересы тех, кто транслирует информацию, в значительной мере способствуют тому, что степень её искажения становится критичной. Вследствие этого индивид погружается в бесконечность домыслов, недосказанностей, слухов, догадок. При этом в социокультурном поле потребления современному человеку настойчиво предписывается необходимость постоянного обновления вещей.

Применительно к политической сфере человек, как правило, бессознательно воспринимает те или иные ретранслируемые стереотипные образы, структурирующие тот или иной имидж, кроме того, внимает мес-седжу заранее сконструированных речей.

Добровольное и молчаливое принятие этих процессов определяет конформистское начало, а неприятие связано со снижением степени доверия человека к различным медиумам. В связи с этим можно утверждать, что стремление к свободе современного человека - это целенаправленная деятельность, ориентированная на нивелирование (нейтрализацию)

репрессивного воздействия различного рода информационно-психологических потоков, транслирующих символическое насилие.

Страхом как немаловажным инструментом пользуется власть, различные союзы, объединения и политические партии. В случае потери старой идеологией прежней силы нагнетание страха эффективно воздействует на электорат, такой приём очень популярен у политиков в дебатах. Страх подготавливает восприятие сознанием определённых сведений, он используется против конкурентов, показывая опасности в их намерениях. В этом случае споры становятся обсуждением того, какая опасность является первоочередной.

Страх используется политическими деятелями, существующими в связке со средствами массовой информации, которые запугивают свою аудиторию для увеличения продаж газет и привлечения массового зрителя к экранам телевизоров. Подобное происходит и в индустрии развлечения: книгах, фильмах. При предоставлении соответствующей однобокой информации страшным может выглядеть всё что угодно.

Страх, бесспорно, используется как одно из значительных воздействий на рынке массмедиа, и рыночная стоимость его повышается с каждым днём. «СМИ стараются запугать нас так, чтобы градус страха был неадекватно высок по отношению к его реальному источнику. Они забрасывают нас сообщениями о смертоносных вирусах, террористах, учителях-педофилах, зверствующих подростках, экологических катастрофах и ядовитой еде [5, с. 36]», - считает Л. Свендсен. Люди думают, что, если опасность или катастрофа не была освещена в СМИ, возможно, она не является реальной - такую огромную роль оказывают на человека средства массовой информации. СМИ являются важной причиной роста значения культуры страха, её развитие основано на восприимчивости людей к воздействию страхом. Люди являются уязвимыми созданиями, они приходят в мир, который не могут контролировать, они - «словно обречённые на пожизненное экзистенциальное неведение» [5, с. 37]». Если человек пугается один раз, потом второй, и это повторяется достаточное количество раз, и возникает распространение на разные события, то страх со временем может превратиться в основную жизненную позицию.

При этом очевидно, что чем сильнее индивид пытается выразить себя, тем меньше смысла можно найти в его выражениях, чем больше он стремится к индивидуальности, тем очевиднее анонимность и пустота. При этом автор является главным (единственным) слушателем или читателем.

Сообщение ради сообщения, самовыражение лишь ради возможности выразить самого себя - всё это потворствует постмодернистской десуб-станциализации, логике пустоты [3].

В связи с этим возникает очередной парадокс современности - когда сущность и существование фактически не имеют точек соприкосновения.

Однако, по В.-Ф. Гегелю, категория действительности именно и есть «непосредственное единство сущности и существования [4]».

Таким образом, страх в определённом - изначальном - смысле можно определить как показатель жизнеспособности индивида, поскольку именно страх обладает мощнейшей мотивационной составляющей в принятии решений, поиске выхода из трудных ситуаций, в освоении навыков построения стратегии совладания со стрессом в современном мире, где главным фактором является высокая степень неопределённости.

Эволюция страха на протяжении истории человеческой цивилизации позволяет говорить о том, что страх в значительной степени связан с конструированием социокультурной реальности, когда существующие контркультуры и субкультуры противостоят так называемым квазиморальным принципам, навязываемым социальной системой и вытесняющим архети-пичные (аутентичные) потребности индивида.

Наконец, в современном информационном обществе превалирует социальный страх. При этом, с одной стороны, неоархаика задаёт иррациональную природу страха, а с другой стороны, страх предельно рационализирован вследствие установок Системы, в том числе вследствие неуклонного развития глобальных технологий слежения и контроля.

Литература

1. Кьеркегор С. Страх и трепет. - Москва : Республика, 1993.

2. Кэмпбелл Дж. Тысячеликий герой : пер. с англ. / вступ. ст. Н. Калины.

- Москва ; Киев : РЕФЛ-бук ; АСТ, 1997. - 382 с.

3. Липовецки Ж. Эра пустоты : Эссе о современном индивидуализме / пер. с фр. В. В. Кузнецова. - Санкт-Петербург : Владимир Даль, 2001. - 330 с.

4. Ортега-и-ГассетХ. «Дегуманизация искусства» и другие работы : сборник : пер. с исп. / послесл. Н. Матяш. - Москва : Радуга, 1991. - 638 с.

5. Свендсен Л. Философия страха / пер. с норвежского Наргис Шинкаренко.

- Москва : Прогресс-Традиция, 2010. - 282 с.

6. Туркиашвили Ш. А., Горозия В. Е. Понятие аномии и попытки его модификации // Человек: соотношение национального и общечеловеческого. Выпуск 2 : сборник материалов международного симпозиума (г. Зугдиди, Грузия, 19-20 мая 2004 года) / под ред. В. В. Парцвания. - Санкт-Петербург : Санкт-Петербургское философское общество, 2004. - С. 249-258.

7. Цветкова О. Л. Общество потребления: система и человек. - Ярославль, 2013.

8. Хайдеггер М. Бытие и время / перевод [с нем. и примеч.] В. В. Бибихина.

- Москва : Ad Магдтет, 1997. - 451 с.

9. Хорни К. Наши внутренние конфликты / пер. с англ. В. Старовойтовой и др.

- Москва : Апрель-Пресс : ЭКСМО-Пресс, 2000. - 558 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.