Научная статья на тему 'Страдающее искусство Франсиса Грюбера'

Страдающее искусство Франсиса Грюбера Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
72
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Астма и аллергия
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Страдающее искусство Франсиса Грюбера»

Страдающее искусство Франсиса Грюбера

Г.В. Ходасевич

Главный редактор издательства "Атмосфера", Москва

Французский художник Франсис Грюбер родился в 1912 г. в се -мье одного из основателей худо -жественной школы Нанси Жака Грюбера, чьими витражами в стиле ар нуво украшен этот номер жур -нала. С началом Первой мировой войны Грюберы перебрались в Париж, где отец Франсиса устроил се мейную мастерскую. С ранних лет подверженный регулярным при

Франсис Грюбер. Распятие. 1935 г.

Франсис Грюбер. Обломки кораблекрушения. 1937 г.

ступам астмы, Франсис получал образование дома, наблюдая, как отец, мать и старший брат трудят ся в мастерской. В 12 лет он при -нял решение стать художником и под руководством отца начал обучаться азам искусства. В 17 лет Франсис поступил в частную ху дожественную школу, где на про тяжении 4 лет его талант развивал -ся, не скованный догматическими рамками. Темы ранних произведе -ний Грюбера были подсказаны как аллегорическими сюжетами, так и сценками из жизни. Вдохновлен -ный кубизмом и особенно Жоржем Браком, чья мастерская находилась за углом, Франсис также был увле чен идеями мастеров немецкого Возрождения Босха, Дюрера и Грю -невальда и полюбил прихотливую музу своего земляка Калло.

С 1930 г. при поддержке отца Грюбер постоянно принимал учас тие в Салоне Тюильри и Осеннем салоне, вскоре громко заявив о себе как один из лидеров молодого по коления. Уже в 1934 г. прошла его первая персональная выставка. В 1935 г. Грюбер стал одним из орга -низаторов группы "Новые силы", в декларации которой было заявлено о необходимости срочно вернуть ся к "сознательному почитанию традиций" и приоритету "реальности". Также он присоединился к движению "Дом культуры", ко торое возглавлял Луи Арагон, и помогал создавать Национальный фронт искусств, а в 1937 г. вместе

с Дали принял участие в выставке "Жестокое искусство", протесто -вавшей против гражданской войны в Испании. В 1938 г. Грюбер вошел в состав группы "Новое поколение". Болезненный, не покидавший дом без ингалятора с новокаином, он обладал даром собирать вокруг себя единомышленников и, по словам художественного критика Вольдемара Жоржа, стал "моральным авторитетом для целого поколения художников". Грюбер расценил как персональную награду то, что одна из его картин была уничтожена на цистами в рамках борьбы с "дегене -ративным" искусством. Впрочем, во время депрессии, сопровождав шей приступы тяжелой астмы, он и сам уничтожил немало своих кар тин. Среди них были явные шедев -ры, например портрет его матери.

Становление Грюбера пришлось на вторую половину 1930-х годов, когда фашистская угроза нависла над Европой. Аллегории и много -фигурные динамичные буффонады сменились на его полотнах тревож ным ожиданием неминуемой ка тастрофы. Нервные ломаные линии, скудная обстановка, статичность и безысходность поздних работ Грю бера позволили говорить о нем как об основателе течения в европей ском искусстве под названием мизерабилизм (от фр. misérable — "несчастный, обездоленный").

В 1941 г. Грюбер женился на до -чери драматурга Анри Бернштейна Жоржине. Уезжая в начале Второй

http://atm-press.ru

Франсис Грюбер. Посвящение Жаку Калло. Франсис Грюбер. Иов. 1942 г. 1944 г.

Франсис Грюбер. Автопор -трет в мастерской. 1942 г.

Альберто Джако -метти. Портрет Франсиса Грюбе ра. 1946 г.

мировой войны в эмиграцию, Анри оставил дочери старый замок, рас -положенный в Томри, между Сеной и лесом Фонтенбло. Несмотря на учащение приступов из -за высокой влажности в замке, где отсутство вало отопление, Грюбер был столь вдохновлен рекой и лесом, что часто

Франсис Грюбер. Женщина на диване. 1945 г.

Франсис Грюбер. Геройская смерть. Иллюстрация к сборнику Шарля Бодлера "Парижский сплин". 1945 г.

приезжал в этот огромный промозг лый дом и подолгу там работал.

Картина Грюбера "Посвящение Жаку Калло", написанная во время оккупации, несет понятные внима тельному глазу символы. В центре полотна помещена гравюра Калло из цикла "Большие бедствия вой -ны", а поза женщины будто пере -несена из патриотической картины Жак -Луи Давида "Смерть Жозефа Бара". Цензура заставила художника заменить букет на переднем плане, которому Грюбер первона чально придал цвета французско го флага, но и в изувеченном виде картина стала зримым свидетель ством национального унижения.

В 1943 г. у четы Грюберов роди -лась дочь, и в том же году умерла нежно любимая Франсисом мать, а у него был выявлен туберкулез. Художник оказался фактически за -перт в своей мастерской. Затвор -ник стал воспроизводить в своих новых работах мельчайшие детали замкнутого пространства. Из - за всё ухудшавшегося состояния здоровья он не мог, подобно многим своим товарищам, участвовать в Сопро тивлении, но во время освобожде ния Парижа, как и Пабло Пикассо, вступил в компартию.

В 1944 г. Грюбер использовал библейскую историю о страданиях Иова как аллегорическое свиде тельство того, что надежда сохра нялась в условиях оккупации. Ле жащая у ног героя картины цитата из Книги Иова гласит: "Теперь мой крик снова стал восстанием, но моя рука подавляет мои рыдания". Эта работа была выставлена на Осен -нем салоне 1944 г., известном под названием Салон Освобождения.

В 1947 г. художник получил французскую Национальную пре мию живописи. В 1948 г. он умер в парижской больнице Бусико и был похоронен в Томри. На похоронах проникновенную речь произнес Арагон, а Альберто Джакометти спроектировал его надгробную пли ту с ныне утраченной скульптурой.

В творчестве Франсиса Грюбера немыслимым образом уживались любовь к старым мастерам, интерес к сюрреализму, попытка передать реальность и выйти за ее границы. Ранняя смерть этого художника, который "один был способен дать французскому искусству человече ские ценности", и многолетнее господство абстракции не позво лили ему занять достойное место в истории живописи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.