Научная статья на тему 'Страдание и счастье в религиозно-философской антропологии Н. А. Бердяева'

Страдание и счастье в религиозно-философской антропологии Н. А. Бердяева Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1083
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАДАНИЕ / СЧАСТЬЕ / СПАСЕНИЕ / ТРАГИЗМ / ГРЕХ / ХРИСТИАНСТВО / СЛУЧАЙ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Варова К.А.

Идеология общества потребления рассматривает страдание как состояние, от которого возможно и необходимо избавляться. Христианская религия и религиозная философия рассматривают страдание как условие духовной жизни и творческой активности человека. Трагизм человеческого существования заключен в греховности человека и в причастности к свободе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Страдание и счастье в религиозно-философской антропологии Н. А. Бердяева»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»

№12/2015

ISSN 2410-6070

2. Она же. Документные коммуникации: эволюционная модель средств кодирования информации // Инновационная наука. 2015. № 7. Т. 2. - С. 42-48.

3. Она же. Документные коммуникации: эволюционная модель носителей информации // Инновационная наука. 2015. № 10. - С. 39-47.

4. Вебер М. Избранные произведения: пер. с нем. М.: Прогресс, 1990. - 800 с.

5. Из истории инструментов для письма. [Электронный ресурс]. URL: http://www.nwab.ru/editions/publics/1246/6150 (дата обращения 12.02.2014).

6. История печатей [Электронный ресурс]. URL: http://masterottisk.ru/istoriya_pechati.htm (дата обращения 30.03.2015)

7. История принтеров [Электронный ресурс]. URL: http://www.printer-spb.ru/content/view/18/43/ (дата обращения 25.05.2015).

8. Капля чернил [Электронный ресурс]. URL: http://www.kostyor.ru/kostyor11/history11.htm (дата обращения

16.11.2013).

9. Копирка - современная технология с историческими корнями [Электронный ресурс]. URL: http://triumfy.ru/?p=1904 (дата обращения 12.04.2014).

10. Основы философии науки: учеб. пособие / В.П. Кохановский [и др.]. 6-е изд. Ростов н/Д.: Феникс, 2008. -603 с.

11.Пергамент и гусиное перо. [Электронный ресурс]. URL: http://elcode-blog.ru/?p=6829 (дата обращения

10.04.2014).

12. «Ремингтон» - первая пишущая машинка [Электронный ресурс]. URL: http://geektimes.ru/post/195540/ (дата обращения 05.08.2013).

13. Эволюционизм [Электронный ресурс]. URL: http://www.filosofium.ru/list.php?c=evolutionism (дата обращения 21.04.2014).

© Богатова Е.Б., 2015

УДК 1.130.3

К.А. Варова

магистрант 2 курса, факультет истории, философии и права Омский государственный педагогический университет

г. Омск, Российская Федерация

СТРАДАНИЕ И СЧАСТЬЕ В РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ Н.А. БЕРДЯЕВА

Аннотация

Идеология общества потребления рассматривает страдание как состояние, от которого возможно и необходимо избавляться. Христианская религия и религиозная философия рассматривают страдание как условие духовной жизни и творческой активности человека. Трагизм человеческого существования заключен в греховности человека и в причастности к свободе.

Ключевые слова Страдание, счастье, спасение, трагизм, грех, христианство, случай.

Тема страданий человека широко представлена в религии, философии, искусстве. Именно со страданием связано осознание человеком собственного бытия, смысла жизни, приобретение возможности целесообразного действия. Погруженность в страдание приводит к постановке вопроса о возможности преодоления этого состояния, достижении счастья, роли страдания в человеческом существовании.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12/2015 ISSN 2410-6070

Душевные страдания инициируют самоопределение человека, стремление понять себя и свое место в культуре, в обществе, в истории. Особое внимание страданию уделяли философия жизни и экзистенциализм. В русской религиозной философии конца XIX - первой половины XX в. было разработано особое видение жизни, роли страдания и возможности счастья в жизни человека. Рассмотрим тему страдания в работах Н.А. Бердяева «Дух и реальность» и «Самопознание».

Н.А. Бердяев рассматривал страдания как проявление трагизма бытия человека, обусловленного греховностью человеческой природы. Греховность может иметь как всеобщий, так и индивидуальный характер. Духовная жизнь человека определяется через страдания. «Если бы не было страданий, не был бы унижен и бессилен человек, то не было бы и духовности, как трансцендирования жизни этого мира, не возникла бы вера в трансцендентный мир» [1, с. 103]. Н.А. Бердяев говорит о возможности преодоления греха с помощью аскезы. По мнению философа, аскеза возникает тогда, когда личность осознает греховность и противостоит ей.

На примере религий, связанных с избавлением от страдания, можно проследить историю духовного развития человека. Центральную роль в религиях играет пессимистическое чувство жизни, которое является характерным признаком достоинства человека. Расположение мира во зле и страданиях является основанием для утверждения реального существования иного мира и Бога; поскольку в мире существуют трагические противоречия и страдания, человек стремиться к трансцендентному. Если мы представим мир, в котором все целесообразно, то мы увидим, что человеку становится просто незачем стремиться к трансцендированию самого себя. Духовные подъемы человечества в истории основываются на страданиях, на поисках избавления от зла [2, с. 210-211]. Активное творческое начало в человеке помогает ему преодолевать пессимизм в отношении самого себя, общества и мира в целом.

Причинами существования страданий в мире являются и неотвратимость законов природы, и случайность. Счастье или несчастье человек всегда приписывает иррациональному - случаю, жизненная ситуация характеризуется как индивидуальное стечение обстоятельств. Случай как таковой не может быть определен в качестве высшей целесообразности, однако он также требует духовного отношения. В основе творческой и духовной активности лежит принятие и осмысление случая. Человек должен научиться понимать, что испытание несчастьем носит объективный характер, является испытанием духовной силы человека. Именно дух привносит смысл в мировую жизнь.

Таким образом, вопрошание, переживание и осознание человеком зла и страданий неизбежно приводит к вопросу об отношении к жизни: пессимистическое или оптимистическое отношение. Однако важно понимать, что духовное состояние или отношение не может быть основано исключительно на пессимизме или оптимизме. Чистый пессимизм или оптимизм будут характеризовать отношение к жизни: счастлив человек или нет, - но никак не его духовное состояние. Идея чистого оптимизма является фикцией, по мнению Бердяева, поскольку человек как таковой не может быть устремлен исключительно к достижению счастья. Оптимизм характеризуется поверхностным отношением к жизни, поскольку в таком случае человек отгораживается от реального существования зла. Пессимизм, наоборот, является более духовной формой человека, более глубоким пониманием жизни, чем оптимизм, поскольку в таком случае человек принимает и осознает мировое зло. Христианству свойственен относительный пессимизм в отношении земного мира. В отношении истории и отдельной человеческой жизни христианство применяет два понятия - рок и трагизм. Рок в христианстве преодолевается, а трагизм трансформируется в трагедию свободы. По сути, если мы стремимся к избавлению жизни от трагического, то это значит, что мы стремимся и к исключению свободы.

Существуют различные попытки избавления человека от трагического. Наиболее значимой является попытка рационализировать духовную жизнь. Однако при ближайшем рассмотрении рационализации социальной жизни, мы увидим, что она приводит к обострению конфликта личности и общества. Проблема зла и страдания имеет две стороны: как социальную, так и духовную. «Человек не будет счастливее, когда жизнь его более устроится, страдания его утончатся и обострятся. Счастье не может быть организовано» [1, с. 131].

Таким образом, мы можем говорить о проблеме зла как о проблеме духа, которая носит внутриличностный характер. На первый взгляд, человек стремится к выходу из зла и страдания, однако при

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12/2015 ISSN 2410-6070

более глубоком понимании проблемы, человек осознает необходимость существования страдания в своей жизни. Только при условии единства счастья и страдания человек может духовно развиваться.

Идеология общества потребления ставит перед человеком цель - наслаждение. Реклама преподносит вещи и услуги как средства достижения счастья. Массовая культура предлагает человеку разнообразные способы прекращения страданий, лишает человека возможности индивидуального переживания страдания, но возможно ли в таком случае духовное развитие человека? Человеку необходимы нагрузки по осмыслению среды своего существования и своих действий. Для правильного самосознания необходимо прибегнуть к философско-антропологической реконструкции самопознания человека. Это значит вернуться к пониманию страдания как такового в его взаимосвязи с религиозной идеей греха и религиозно-философской идеи трагизма бытия человека. Для того, чтобы происходило развитие общества и человека необходимо возвращение к понятию страдания.

Список использованной литературы:

1. Бердяев, НА. Дух и реальность / НА. Бердяев. - М.: АСТ: АСТ МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2007. - 381 с.

2. Бердяев, Н.А. Самопознание (опыт философской автобиографии) // Н.А. Бердяев. - М.: «КНИГА», 1991. - 446 с.

© Варова К.А., 2015

УДК 167.3

И.В.Девтеров

Д. филос.н., профессор, Факультет социологии и права Национальный технический университет Украины «Киевский политехнический институт», г. Киев, Украина

ЛИЧНОСТЬ И КИБЕРСОЦИУМ В ИЗМЕРЕНИЯХ КОГНИТИВНОЙ МЕТА-МЕТОДОЛОГИИ

Изменяющийся мир сегодня уже не может опираться на те принципы и законы функционирования, которые еще вчера были ключевыми, важнейшими для существования и развития всей цивилизации. Цивилизация в 21-м веке стоит на пороге реальной псевдо-киборгизации (то есть - без физического вмешательства в целостность организма, «неинклюзивная» электроника). Виртуально-сетевая социальная реальность в тесном взаимодействии со всеми сферами общественного бытия уже сегодня существенно, качественно изменила социальную картину нашего мира. Компьютерное моделирование, быстро и надёжно обучаемые нейросети, трёхмерные компьютерные игры, мультимедийные средства представления информации вышли на первый план среди факторов социализации личности, то есть - киберсоциализации, став её неотъемлемыми атрибутами.

Меняются условия и законы функционирования общества и всех его локальных структур, всё более и более становящихся социально-техническими [2], преображаются ценностные ориентации современного человека, меняется интенциальность личности и в связи с этим должна меняться философия. «Множественные сетевые отражения «я», складываются в самосознании в устойчивый опосредованный Сетью самообраз, который несет в себе её системные свойства» [4, с.83]. Так, острая необходимость переосмысления новейших процессов в современном мире вызвана еще и колоссальной сложностью их смыслового наполнения - перенасыщенность информацией, феномен «filter bubble» (пузырь фильтров, англ.), принципиальное усложнение технологий и уплотнение взаимодействий естественного и искусственного интеллекта (противоречия типа «человек - машина» в обновлённой версии), ухудшение экологической обстановки, усугубление целого комплекса других глобальных проблем, а также стремительно изменяющаяся в своём движении к полицентричности политическая картина мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.