Раздел 4 ИСТОРИЯ
Редакторы раздела:
НИКОЛАЙ СЕМЕНОВИЧ МОДОРОВ - доктор исторических наук, профессор Горно-Алтайского государственного университета, академик РАГН (г. Горно-Алтайск)
ВАЛЕРИЙ АНАТОЛЬЕВИЧ БАРМИН - доктор. исторических наук, профессор Алтайской государственной педагогической академии (г. Барнаул)
УДК 94 (470)+94 (510)
Barmin V.A. COLLISION OF REGIONAL INTERESTS OF THE SOVIET UNION AND GREAT POWERS IN SINKIANG IN THE FIRST HALF OF THE 1940S. This work assumes the research of the problem urgent both from scientific as well as socially political aspect of relationship and competitiveness of the Soviet Union and Great Powers in the largest province of China Sinkiang in 1941-1945. This province, occupying a very important geostrategic position in the region, simultaneously contained a wide complex of the richest deposits of minerals in the subsoil. These specified circumstances, and a number of other objective and subjective factors attracted obvious interest of England, Japan and USA to Sinkiang.
Key words: Sinkiang, Soviet Union, England, USA, Сompetitive, Great Powers, Region of Central Asia, Influence.
В.А. Бармин, д-р истор. наук, проф. каф. всеобщей истории Алтайской гос. педагогической академии,
г. Барнаул, E-mail: valbarmin@mail
СТОЛКНОВЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ СОВЕТСКОГО СОЮЗА И ВЕЛИКИХ ДЕРЖАВ В СИНЬЦЗЯНЕ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 40-Х ГГ. ХХ ВЕКА*
В статье рассматривается актуальная как в научном, так и в общественно-политическом плане проблема взаимоотношений и соперничества Советского Союза и великих держав в крупнейшей провинции Китая - Синьцзяне в 1941-1945 гг. Эта провинция, занимая важное геостратегическое положение в регионе, в тоже время содержала в своих недрах широкий комплекс богатейших залежей полезных ископаемых. Указанные обстоятельства, а также ряд других объективных и субъективных факторов вызывали к Синьцзяну очевидный интерес Англии, Японии, Германии и США.
Ключевые слова: Синьцзян, Советский Союз, Англия, США, соперничество, великие державы, регион Центральной АЗИИ, влияние.
История экономического и политического соперничества Советского Союза и великих держав на региональном уровне, несмотря на ряд опубликованных исследований, изучена фрагментарно и не вполне удовлетворительно, вследствие чего по-прежнему остаётся в поле активного интереса историков. Отчасти это связано с масштабным характером и сложностью изучаемых проблем, а отчасти с тем, что многие сюжеты этих событий вообще оставались за рамками работ. К последним можно с полным правом отнести вопрос, связанный с позицией Советского Союза в отношении попыток усиления экономического и военно-политического влияния США и Англии в северо-западных провинциях Китая, в частности, в Синьцзяне. Между тем, этот аспект взаимоотношений великих держав, во многом определявших в рассматриваемый период ход мировой истории, представляет безусловный научный интерес. Находясь в самом «сердце мира», на перекрёстке важнейших геополитических магистралей, и обладая крупными запасами стратегических полезных ископаемых, Синьцзян постоянно привлекал пристальное внимание многих участников передела мира. В то же время, в силу ряда объективных причин, реальными претендентами на присутствие в провинции в рассматриваемый период были Россия, Великобритания, а в первой половине 40-х гг. ХХ века Соединённые Штаты Америки.
Следует отметить, что экономическое влияние России в Синьцзяне начало формироваться уже в конце XVIII- начале XIX вв. Однако особенно оно возросло во второй половине XIX века. Сложившиеся к этому периоду формы производства и обмена делали весьма выгодными торговые связи между сопредельными сторонами и во многом определяли благосостояние проживавших здесь народов. Уже в конце XIX - начале XX вв. свыше 75% внешнеторгового оборота провинции приходилось на долю России. Вместе с тем, в этот же период на юге Синьцзяна, в Кашгарии, районе, который граничил с Индией, пыталась, и не безуспешно, укрепить и расширить своё влияние Великобритания. В 1885 г. она открыла в Кашгаре своё консульство. Правда, российское консульство к этому времени действовало здесь уже несколько лет. В целом, вплоть до Октябрьской революции Россия имела в Синьцзяне, безусловно, более значительное и устойчивое влияние.
События, характеризующие отношения Советской России, а затем Советского Союза с Синьцзяном после Октябрьской революции 1917 года, во многом стали логическим продолжением и развитием исторически сложившихся обстоятельств. Первая мировая война, революция и последовавшая за ней гражданская война привели к резкому сокращению экономических связей России с Синьцзяном. Этим обстоятельством не преми-
нули воспользоваться американские, германские и английские торговые фирмы и компании. В период 1918-1922 гг. они сумели в значительной мере укрепиться на синьцзянском рынке, пользуясь почти полным отсутствием здесь российских представителей. Однако уже к середине 20-х гг. и, особенно после последовавшего в мае 1924 года восстановления дипломатических отношений СССР и Китая, теперь уже советские торговые организации, пользуясь выгодным географическим положением и столь же выгодной торговой конъюнктурой, полностью вытеснили из провинции своих соперников. К концу 20-х гг. экономическое и политическое влияние СССР в Синьцзяне весьма серьёзно укрепилось. Показателем этого стал эпизод, связанный с отказом правительства провинции выполнить указание из Пекина о разрыве отношений с СССР после вспыхнувшего в 1929 г. советско-китайского конфликта на КВЖД. По сообщению генерального консула СССР в Синьцзяне Гавро, губернатор Синьцзяна Ян Цзэнсинь заявил ему, что правительство Синьцзяна не только не намерено выполнять указания центра о разрыве отношений с Советским Союзом, но, более того, намеревается «... укрепить ещё больше дружбу и отстранить всё, что может ей помешать» [1].
Однако, даже по сравнению с этим весьма неординарным положением, влияние Советского Союза в провинции ещё более возросло после событий, связанных с мощным национальным движением коренных народов Синьцзяна в 19311934 гг. Непосредственными причинами восстания явились рост налогообложения за счёт увеличения старых и введения новых податей, политика китайской колонизации и ассимиляции коренного населения путём переселения в Синьцзян демобилизованных солдат из армий китайских милитаристов и раздача им лучших земель, принадлежавших ранее местным жителям. Широкое и постоянное возмущение вызывали также глумление китайских чиновников над религиозными чувствами уйгур, пренебрежение национальными обычаями и традициями мусульманского населения.
В ходе восстания коренных народов Синьцзяна против китайских властей правительство СССР, в силу целого ряда объективных причин и обстоятельств, связанных, прежде всего, с национальными интересами советского государства, помогло администрации провинции с помощью частей Красной Армии подавить повстанческое движение. В то же время попытки Англии и Японии воспользоваться сложившейся в провинции ситуацией для укрепления здесь своих позиций потерпели провал. В частности, создание на юге провинции исламскими фундаменталистами Тюрко-Исламской Республики Восточного Туркестана (ТИРТВ) закончилось её разгромом силами провинциальной администрации. Непризнанная республика, руководство которой было полностью ориентировано на сотрудничество с Англией погибла менее чем через четыре месяца после своего создания, так и не получив действенной помощи от английского правительства.
К 1935 году, после разгрома основных сил повстанцев, подразделения и части Красной Армии, принимавшие участие в боевых действиях, были выведены к местам постоянной дислокации, однако политическое и экономическое влияние СССР в провинции значительно усилилось и стало доминирующим фактором в разворачивавшихся здесь в последующие годы событиях.
После того как в июле 1937 г. Япония начала широкомасштабную войну против Китая, последний оказался один на один с мощным в экономическом и несравненно более сильным в военно-техническом отношении противником. Было очевидно, что для того чтобы устоять перед натиском милитаристской Японии, Китаю требовалось срочная всесторонняя помощь, и прежде всего, оружием и снаряжением.
Между тем, в силу разного рода причин, предпринимаемые ранее попытки гоминьдановской дипломатии создать блок государств, которые могли бы поддержать Китай в предстоящей в войне с Японией, окончились неудачей
Соединённые Штаты формально осудили действия Японии, но госдепартамент США «Не желая. обострять взаимоотношения с Японией», в августе 1937 года принял решение отклонить до подходящего момента предоставление торговых кредитов китайскому правительству. Более того, вслед за этим решением правительство США предприняло шаги, которые нельзя было расценить иначе, как недружелюбные по отношению к Китаю. 5 сентября 1937 года Япония, для того чтобы лишить Китай возможности доставлять морским путём необходимые ему для ве-
дения войны стратегические грузы, объявила о блокаде морского побережья. В связи с этим «.правительство президента Рузвельта 14 сентября 1937 года опубликовало заявление, запрещавшее американским правительственным судам перевозить военные грузы в Китай и Японию», а частные торговые фирмы, за которыми оставалось право перевозок оружия, «лишались правительственных гарантий» и должны были действовать теперь на свой страх и риск. Такое решение вполне устраивало Японию, которая имела свой огромный флот и могла самостоятельно обеспечивать все необходимые ей перевозки. В то же время Китай, лишённый такой возможности в связи с отсутствием своих судов, оказывался в тяжёлом положении [2, с. 97-98].
В дальнейшем Соединённые Штаты изменили своё отношение к просьбам Китая о помощи и начали предоставлять ему существенные кредиты. Однако предоставление этих кредитов осуществлялось на весьма сложных для Китая условиях и мало походило на помощь в общепринятом смысле этого слова. При этом, даже в условиях фактической поддержки Китая, Соединённые Штаты Америки продолжали вести двойную игру, умудряясь обеспечивать Японию всем необходимым для ведения войны, ибо 58% американского экспорта в Японию представляло собой или оружие, или стратегические материалы. Первый секретарь посольства СССР в Китае А. Петров сообщал по этому поводу в своей записке в наркомат: « До 1941 года в Китае говорили, что Америка снабжает Японию нефтью и металлом, а Китай бинтами и медикаментами» [3] В то же время все попытки китайского руководства добиться от Соединённых Штатов более эффективных средств воздействия на Японию сталкивались с жёсткой установкой американских дипломатов относительно японо-китайского конфликта, определённой ещё президентом Гувером в 1931 году: «Ни наши обязательства перед Китаем, ни наши интересы, ни наше достоинство не требуют, чтобы мы по этой причине вступали в войну» [4, р. 369]. Позиции Англии и Франции оказались ещё более сдержанными. Эти государства на первом этапе войны не заявили даже о формальном осуждении действий агрессора. При этом Англия отказала Китаю даже в предоставлении кредита. В конечном счёте, всё более ухудшающееся военно-политическое положение заставило правительство Китая обратиться за поддержкой и помощью в борьбе с Японией к Советскому Союзу. Со стороны Чан Кайши и его окружения это было непростым и, очевидно, вынужденным решением.
Тем не менее, как только китайские официальные лица предприняли шаги, направленные на поиски сотрудничества с Советским Союзом в своей борьбе против Японии, они нашли в Москве понимание и готовность к возможным в этой ситуации встречным действиям советской стороны. Уже 14 сентября 1937 года в ходе советско-китайских переговоров в Москве «была достигнута договорённость о конкретных поставках в Китай военных материалов за счёт предоставляемого Советским Союзом долгосрочного кредита» [5, с. 107]. 1 марта 1938 года в Москве было подписано «Соглашение между правительствами Союза Советских Социалистических Республик и Китайской республикой о реализации кредита на 50 миллионов американских долларов» [6, с. 167]. Это было первое из трёх кредитных соглашений, подписанных между СССР и Китаем. Второе на такую же сумму будет подписано 1 июля 1938 года, а третье - на сумму 150 млн. долларов - 13 июня 1939 года. Основная часть советских военных поставок осуществлялась через провинцию Синьцзян, по территории которой с помощью советских специалистов была проложена специальная трасса от приграничной советской станции Сары-Озек и до города Ланьчжоу общей протяжённостью почти три тысячи километров. Для бесперебойной доставки нарастающего потока грузов советским командованием была создана специальная войсковая часть, в распоряжении которой находилось 750 грузовых автомобилей. Кроме того, на территории самого Синьцзяна советской стороной были построены и введены в строй авиасборочный завод, нефтеперерабатывающий комбинат и ещё ряд предприятий, которые были призваны улучшить снабжение китайской армии военной техникой и расходуемыми материалами. Таким образом, единственным государством, которое на протяжении 1937-1941 гг. оказывало Китаю по-настоящему действенную помощь, в конечном счёте, оказался Советский Союз [7, с. 5-6].
Однако уже в конце 1941 года советско-китайские отношения стали довольно быстро меняться в худшую сторону. К этому периоду стало ясно, что все усилия китайской стороны втянуть
Советский Союз в войну с Японией, на что очень рассчитывал Чан Кайши, оказались безуспешны. После подписания 13 апреля 1941 года советско-японского договора о нейтралитете у руководства Китая ещё оставалась надежда на то, что Япония вслед за Германией всё-таки нападёт на Советский Союз. Но к концу 1942 года эта надежда становилась всё более призрачной. Кроме того, после нападения фашистской Германии на СССР были значительно сокращены объёмы военных поставок Китаю. И хотя, как отмечает в своих воспоминаниях А.С. Панюшкин, уже поставленных к тому времени в Китай, например, артиллерийских снарядов «при существовавшей интенсивности боевых действий его армии должно было хватить, по крайней мере, на 10 лет», это вызвало у китайцев заметное разочарование и столь же заметное охлаждение в отношении СССР [8, с. 154]. Тем не менее, испытывая острую нужду в китайских товарах, прежде всего, таких как: вольфрам, олово, цинк, никель -Советский Союз, в целом выполнял принятые на себя обязательства по советско-китайским соглашениям 1938-1939 гг. Однако меры советской стороны, направленные на поддержание существовавшего уровня межгосударственных отношений с Китаем, уже не оказывали на Чан Кайши и его окружение серьёзного влияния. Особенно наглядно это стало проявляться после 7 декабря 1941 г., когда Китай вслед за Соединёнными Штатами Америки объявил войну Германии, Италии и Японии.
Вступление США в войну против Японии достаточно радикально изменило отношение руководства этой страны к вопросу предоставления разносторонней помощи Китаю. Если до декабря 1941 г. Соединённые Штаты, как отмечалось выше, ограничивали свою помощь правительству Чан Кайши относительно небольшими кредитами, оговаривая их при этом целым рядом жёстких условий, то теперь Китай стал получать крупные партии оружия, расходуемых материалов и медикаментов. Выделило кредит под поставки вооружения и расходуемых материалов сражающемуся Китаю и правительство Великобритании.
Перечисленные выше, а также целый ряд других обстоятельств определили с начала 1942 года полную переориентацию китайского руководства на Соединённые Штаты Америки и Англию и сворачивание всех видов государственного сотрудничества с Советским Союзом.
С этого же времени стал более заметным интерес американцев к экономике Китая и, в частности, к перспективам установления своей экономической и политической доминанты в северо-западных провинциях страны. Англия в этих условиях стала прилагать усилия к возвращению своих ранее утраченных позиций в этом регионе. Достаточно скоро эти действия стали настолько очевидными, что начали серьёзно беспокоить советское руководство, которое, по вполне понятным причинам, имело свои планы относительно выгод экономического сотрудничества с Китаем. При этом отдельный интерес у советской стороны также вызывали северо-западные провинции Ганьсу и особенно Синьцзян, где присутствие и влияние СССР было весьма значительным и где были разведаны крупные запасы природных ископаемых. Разведкой и оценкой этих запасов занимались в 30-х гг. советские геологические экспедиции, так что в СССР хорошо представляли значение этих районов. Генеральный консул СССР в Синьцзяне Г. Апресов ещё в ноябре 1935 года писал по этому поводу заместителю наркома Б. Стомоня-кову: « Успехи экспедиции значительны. Ими обнаружены: олово, молибден, вольфрам, много нефти, золото и пр. и пр. Экспедиция далеко не закончила свою работу. В олове, молибдене, вольфраме у нас в Союзе большая нужда. Будущее Синьцзяна, закрепление нашего здесь положения в значительной степени зависит от умелого и скорого использования хотя бы части обнаруженных богатств» [9]. Очевидно, что последнее обстоятельство определяло пристальное внимание к этим районам и со стороны союзников СССР по антигитлеровской коалиции.
Комиссариат иностранных дел и спецслужбы СССР стали получать регулярные и настойчивые требования руководства страны относительно усиления аналитической работы и сбора информации по вопросам, касающимся означенных проблем. В свою очередь, информация, поступающая из посольства СССР в Китае, а также от действующей в этой стране агентуры, свидетельствовала об обоснованности возникшего беспокойства. Так, в информационной записке посольства от 7 декабря 1942 г. сообщалось, что в начале ноября текущего года в Синьцзян прибыли два американца: Адлер - сотрудник американской разведки, он же финансовый советник при министерстве финансов
в Чунцине, и член Стабилизационного комитета Франклин Рей -уполномоченный по реализации закона о передаче в аренду или взаймы вооружения. Целью их поездки в Синьцзян является, якобы, выполнение задания Чан Кайши по изучению вопросов проведения денежной реформы и «привлечения американского капитала для развития северо-западных провинций Китая и Синьцзяна». Далее авторы записки информировали своё руководство о том, что в беседе с сотрудником посольства СССР второй секретарь американского посольства, политический эксперт Оливер Эдмунд Клабб заявил, что «Американские промышленники уделяют большое внимание послевоенному строительству Синьцзяна. С этой же целью в Синьцзян выезжал помощник американского военного атташе Рой и третий секретарь посольства Сервис». О.Э. Клабб сообщил в этой беседе, что и он сам также имеет намерение посетить в ближайшее время Синьцзян [10].
Относительно проникновения американцев и англичан в Ганьсу сотрудник советского посольства Константинов сообщал в Москву: «Прибывший сюда в качестве представителя посольства США второй секретарь Клабб много внимания уделял ознакомлению с экономикой края. Китайские власти оказывали ему всяческое содействие в этом. В разных учреждениях провинции Ганьсу имеется свыше 100 работников, получивших образование в Америке. Это значительно облегчает американцам возможность проникать в толщу политической и экономической жизни северо-запада. Так же как и англичане, американцы пристроились к китайским индустриальным кооперативам. По этой же линии здесь за последнее время побывали американцы Стивенс и Лаймон» [11, с. 277].
О серьёзной и настойчивой работе американцев по проникновению в северо-западные районы Китая постоянно информировал Москву А.С. Панюшкин. Так, в декабре 1942 года он сообщал: «Обстановка в Китае в целом характеризуется активным проникновением США с целью усиления своего влияния на Китай за счёт ослабления британских позиций в Китае. Намерения американцев открыть консульства в Ланьчжоу, Урумчи и Кульд-же, а также неоднократные поездки работников американского посольства в Чунцине и других специалистов в Ганьсу, Синьцзян и другие северо-западные провинции Китая, говорят о том, что правительство США, пока изучая обстановку в этой части Китая, преследует цель дальнейшего проникновения и усиления своего влияния на северо-западе Китая, способствуя тем самым Центральному правительству Китая в деле ослабления нашего влияния на северо-западе и выталкивания нас из Синьцзяна» [11].
Следует отметить, что на проблеме, связанной с очевидным нарастанием соперничества Советского Союза, США и Англии в северо-западных провинциях, всё более сказывались весьма непростые отношения, сложившиеся после начала Великой Отечественной войны между советским руководством и губернатором Синьцзяна генералом Шен Шицаем. Генерал обрёл губернаторский пост после подавления мощного национального движения коренных народов провинции, охватившего регион в 1931-1934 годах. Значительную помощь китайской администрации в подавлении этого движения, как отмечалось выше, оказал Советский Союз, который был заинтересован в спокойствии на своих границах и на сопредельной территории, откуда советская промышленность получала качественные и дешёвые сырьевые ресурсы. Генерал Шен Шицай возглавлял китайские войска в провинции в период борьбы с повстанцами, тесно сотрудничал с командованием советского экспедиционного корпуса, прибывшего на помощь этим войскам, и позиционировал себя как сторонника марксизма. В результате при самой активной поддержке советского руководства в 1935 году генерал занял пост губернатора Синьцзяна. Новый губернатор, предпринявший некоторые шаги в области решения национального вопроса и демократизации общества, начал в то же время проводить активную политику сближения с Советским Союзом. Одновременно с этим Шен Шицай существенно ограничил контакты и связи администрации провинции с Центральным правительством Китая. В свою очередь, советское руководство, используя благоприятную внутриполитическую ситуацию в Синьцзяне, сумело добиться весьма высокой степени своего политического и экономического влияния в провинции. Определённой иллюстрацией этого может служить то, что в 1938 году из всего объёма добываемых на территории провинции металлов 24% вольфрама, 51% сурьмы 8% олова доставлялись в СССР [12, с. 291]. Не-
сомненный интерес для советской стороны представляло и то, что в 1941 г. советские геологи нашли на севере Синьцзяна в районе городов Коктогай и Алтай серьёзные залежи урана. В условиях работы над проектом атомной бомбы это обстоятельство являлось более чем веским поводом для сохранения своего контроля над регионом. Поэтому поддержание дружеских отношений с губернатором Синьцзяна для советского руководства являлось насущной необходимостью. Надо отметить, что сам Шен Шицай в рассматриваемый период так же активно поддерживал свой имидж «марксиста» и верного друга СССР. Достаточно сказать, что, отказавшись стать членом ЦК гоминьдана, он в то же время в сентябре 1938 года в ходе визита в Москву в условиях строгой секретности вступил в ВКП (б). Более того, как следует из письма, направленного Шен Шицаю 3 июля 1942 года народным комиссаром СССР по иностранным делам В.М. Молотовым, губернатор Синьцзяна в январе 1941 года обратился к советскому руководству с предложением создать в Синьцзяне Советскую республику и включить её в состав СССР, мотивируя это «наличием удобного случая, когда английские империалисты и Чан Кайши не могут вмешаться в дела Синьцзяна», а также тем, что «советский Синьцзян мог бы толкать весь Китай на путь советизации» [13, с. 427-428]. Однако лидеры СССР не поддержали эту сомнительную идею. Ситуация с некоторыми изменениями оставалась таковой до начала Великой Отечественной войны Советского Союза против фашистской Германии.
Успехи фашистского агрессора в первый период войны против СССР породили у многих политиков в Китае, в том числе и у Шен Шицая, ощущение, что поражение советского государства неизбежно. В этих условиях генерал решил произвести корректировку своей политической линии, которая строилась на использовании противоречий между СССР и Китаем, при одновременном получении серьёзных выгод от тесного сотрудничества со своим северным соседом. Такая корректировка потребовала от него сначала дистанционирования, а затем и жёсткого разрыва всех видов сотрудничества с советским государством. В то же время Шен Шицай, пытаясь сохранить свой контроль над Синьцзяном, начал восстанавливать связи с Центральным правительством и гоминьданом, остававшиеся на протяжении почти 8 лет более чем прохладными. Действия Шен Шицая вызвали у советского руководства, долгое время доверявшего генералу, крайне негативную реакцию. Кроме того, они отразились на всём комплексе советско-китайских отношений, ибо было очевидно, что за мероприятиями губернатора стоит китайское правительство. В свою очередь, резкое ухудшение советско-китайских отношений сказалось на многих вопросах международного характера, в том числе, и на степени взаимодействия стран антигитлеровской коалиции, участвовавших в войне против милитаристской Японии. Разумеется, роль синьцзянского фактора сказалась и на процессе проникновения и укрепления позиций США и Англии на северо-западе Китая в целом и в провинции, в частности. Именно на это обстоятельство указывал А.С. Панюшкин в своей записке, когда говорил, что правительство США способствует Центральному Правительству в «деле ослабления нашего влияния на Северо-Западе и выталкивания нас из Синьцзяна» [14, с. 27]. Записки и информации сотрудников посольства и консульств, представителей спецслужб, работавших в Китае, свидетельствуют, что советское руководство имело полное представление о складывавшейся ситуации. Более того, у него были и рекомендации относительно вариантов решения проблемы. Однако активность американцев и Англичан в Китае в указанный период явно опережала реакцию советского руководства.
В апреле 1943 года США открыли консульство в Урумчи. Консулом в Синьцзян был назначен, ранее упоминавшийся нами, Оливер Эдмунд Клабб, работавший до этого назначения вторым секретарём посольства. Он был известен в Советском Союзе не только как авторитетный востоковед, но и как опытный разведчик, специализировавшийся на работе против СССР Последнее обстоятельство было ещё одним свидетельством интереса США к Синьцзяну и проблемам возможного вытеснения из этого региона советского государства. В Ланьчжоу консульство США было открыто ранее. Почти одновременно с американцами открыли своё консульство в Урумчи и англичане, которые до этого имели своё консульство только в Кашгаре. Однако следует подчеркнуть, что английские дипломаты уступали в упорстве и энергии своим американским коллегам Отличительной чертой
в деятельности английских консульств в 40-х годах, является то, что консульские работники после открытия своих учреждений вели себя значительно пассивнее, нежели в 20-х и первой половине 30-х годов. У этой пассивности были вполне определенные причины. За то время, пока Синьцзян был практически под полным контролем СССР, британские дипломаты утратили свои связи в провинции, а британская разведка потеряла большую часть своих агентов. В итоге и тем и другим приходилось, в буквальном смысле, все начинать сначала.
Вслед за учреждением консульства американцы начали строительство ряда военных объектов в районах: Хами, Урумчи, Кульджи, Кэши. Американский исследователь А. Хазиотис отмечал, что «.прибытие в провинцию в апреле 1943 г. генерального консула Э. Клабба явилось новым фактором, свидетельствующим о росте американского влияния в Синьцзяне [15, р. 138]. Западные средства массовой информации, комментируя усиление влияния Соединённых Штатов Америки в Синьцзяне, не без ехидства отмечали, что «Чан Кайши напоминает собой собственника дома, который более не принадлежит ему. Не успел он вырвать Туркестан (Синьцзян - В.Б.) из рук Советов, как он уже оказался в других руках». О серьёзном отношении руководства США к северо-западным регионам Китая в целом и Синьцзяну, в частности, говорит тот факт, что в июне 1944 г. в провинции пролётом из Москвы в Чунцин на встречу с Чан Кайши на два дня останавливался для ознакомления с ситуацией вице-президент США Г. Уоллес. После знакомства с положением дел в провинции, бесед с Э. Клаббом и работавшими здесь американскими дипломатами, Уоллес посчитал необходимым подчеркнуть в письме к президенту США Ф. Рузвельту следующее: «Наш консул в Урумчи и представители нашего посольства считают, что. Синьцзян является районом, за которым надо следить» [16, с. 281].
Отмечая явные успехи американской дипломатии в Китае и пытаясь объяснить очевидные неудачи советских дипломатических работников, первый секретарь посольства СССР в Китае А. Петров сообщал в Москву, что «успехам американцев в смысле усиления своих позиций в Китае способствовала и способствует проамериканская ориентация руководителей китайского правительства, в первую очередь, Чан Кайши и Сун Цзы-вэня, назначенного на пост министра иностранных дел главным образом из-за его близости к влиятельным кругам США. Представители китайских официальных кругов и китайская пресса всегда и всюду подчёркивают, что ведущая роль в войне и в организации послевоенного мира принадлежит США». Эту точку зрения разделял и посол Советского Союза в США И.М. Майский. Выражая свое мнение по означенному вопросу в специальном докладе, направленном на имя комиссара по иностранным делам В.М. Молотова, он подчёркивал: «... Намерения американцев имеют тем больше шансов на осуществление, что они встречают очень широкое сочувствие в руководящих кругах Китая». Далее Майский делал вывод о том, что «Финансово-экономическое господство США в Китае должно привести к чреватому большими последствиями сращиванию американской техники с китайской живой силой. «Это, конечно, довольно длительный процесс, - писал дипломат, - но на определённой стадии развития, он сможет стать весьма опасным для СССР» [17].
Однако, как показали дальнейшие события, успехи США и Англии в вопросах усиления своего экономического и политического влияния в Китае, в том числе и в северо-западных провинциях, оказались кратковременными. Уже в 1944 г. советское руководство инициировало в Синьцзяне мощное национальное движение коренных народов провинции против китайской администрации. Повстанцы при помощи и поддержке СССР создали непризнанную Восточно-Туркестанскую республику, территория которой занимала почти треть провинции, где влияние советского государства было абсолютным. Последовавшие за этим события гражданской войны 1945-1949 гг., победа и приход к власти коммунистической партии Китая вообще сняли с повестки дня вопрос о каком-либо влиянии США и Англии в этой стране.
*Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ. Проекты № 13-11-22005 «Советский Союз и великие державы в Синьцзяне в 19181949 гг.: столкновение региональных интересов»; № 12-31-09012 «Центральноазиатский регион в системе внешних отношений России и Китая: история и современность» и финансовой поддержке Минобрнауки в рамках государственного задания Министерства образования и науки РФ, проект № 6.4137.2011 «Источники юга Западной Сибири и сопредельных территорий XVII - первой половины XX в.».
Библиографический список
1. Архив внешней политики Российской Федерации (АВПР РФ). Ф. 8/08. Оп. 11. П. 56. Д. 185. Л. 17-18.
2. Соколов, Н.Н. Политика США по вопросу предоставления финансовой помощи гоминьдановскому правительству в связи с агрессией Японии против Китая (июль 1937-декабрь 1938 гг.) / Проблемы истории внешней политики империалистических государств: межвузовский сб. науч. статей. - Томск, 1979.
3. Архив внешней политики Российской Федерации (АВП РФ). Ф. Референтура по Китаю. Оп. 37. П. 223. Д. 12. Л. 12.
4. Hoover, H. Memoirs: The Cabinet and the Presidency, 1920-1933. - N.Y., 1952.
5. Сиполс, В.Я. Внешняя политика Советского Союза 1936-1939 гг. - М., 1987.
6. Советско-китайские отношения 1917-1957 // Сборник документов. - М., 1959.
7. Вартанов, В.Н. Операция «Z». Советские добровольцы в антияпонской войне китайского народа в 30-40 гг. - М., 1992.
8. Панюшкин, А.С. Записки посла: Китай 1939-1944 гг. - М., 1081.
9. АВП РФ. Ф. Литвинова. Оп. 15. П. 108. Д. 55. Л. 14.
10. Там же. Ф. Референтура по Синьцзяну. Оп. 29. П. 203. Д. 26;
11. Документы внешней политики СССР 1942. Т. XXV: в 2 кн. - Тула, 2010. - Кн. 2. Июль - декабрь.
12. Обухов, В.Г. Схватка шести империй. Битва за Синьцзян. - М., 2007.
13. Документы внешней политики СССР 1942. Т. XXV: в 2 кн. - Кн. 2 (Июль-декабрь).
14. Документы внешней политики СССР 1942. Т. XXV: в 2 кн. - Кн. 2 (Июль-декабрь).
15. Hasiotis, A. Soviet Political, Economic and Military Involvement in Sinkiang from 1928-1949. - N.Y. and L., 1987.
16. АВП РФ. Ф. Референтура по Китаю. Оп. 35-а. П. 239. Д. 11. Л. 13.
17. Там же. Оп. 37. П. 223. Д. 12. Л. 22.
Bibliography
1. Arkhiv vneshneyj politiki Rossiyjskoyj Federacii (AVPR RF). F. 8/08. Op. 11. P. 56. D. 185. L. 17-18.
2. Sokolov, N.N. Politika SShA po voprosu predostavleniya finansovoyj pomothi gominjdanovskomu praviteljstvu v svyazi s agressieyj Yaponii
protiv Kitaya (iyulj 1937-dekabrj 1938 gg.) / Problemih istorii vneshneyj politiki imperialisticheskikh gosudarstv: mezhvuzovskiyj sb. nauch.
stateyj. - Tomsk, 1979.
3. Arkhiv vneshneyj politiki Rossiyjskoyj Federacii (AVP RF). F. Referentura po Kitayu. Op. 37. P. 223. D. 12. L. 12.
4. Hoover, H. Memoirs: The Cabinet and the Presidency, 1920-1933. - N.Y., 1952.
5. Sipols, V.Ya. Vneshnyaya politika Sovetskogo Soyuza 1936-1939 gg. - M., 1987.
6. Sovetsko-kitayjskie otnosheniya 1917-1957 // Sbornik dokumentov. - M., 1959.
7. Vartanov, V.N. Operaciya «Z». Sovetskie dobrovoljcih v antiyaponskoyj voyjne kitayjskogo naroda v 30-40 gg. - M., 1992.
8. Panyushkin, A.S. Zapiski posla: Kitayj 1939-1944 gg. - M., 1081.
9. AVP RF. F. Litvinova. Op. 15. P. 108. D. 55. L. 14.
10. Tam zhe. F. Referentura po Sinjczyanu. Op. 29. P. 203. D. 26;
11. Dokumentih vneshneyj politiki SSSR. 1942. T. XXV: v 2 kn. - Tula, 2010. - Kn. 2. Iyulj - dekabrj.
12. Obukhov, V.G. Skhvatka shesti imperiyj. Bitva za Sinjczyan. - M., 2007.
13. Dokumentih vneshneyj politiki SSSR. 1942. T. XXV: v 2 kn. - Kn. 2 (lyulj-dekabrj).
14. Dokumentih vneshneyj politiki SSSR. 1942. T. XXV: v 2 kn. - Kn. 2 (lyulj-dekabrj).
15. Hasiotis, A. Soviet Political, Economic and Military Involvement in Sinkiang from 1928-1949. - N.Y. and L., 1987.
16. AVP RF. F. Referentura po Kitayu. Op. 35-a. P. 239. D. 11. L. 13.
17. Tam zhe. Op. 37. P. 223. D. 12. L. 22.
Статья поступила в редакцию 08.08.13
УДК 03.23.31
Kuznetsov S.V. THE IMPACT OF REFORMS OF D. A. MILYUTIN ON RUSSIAN MILITARY HISTORY OF THE LATE XIX - EARLY XX CENTURY. The paper analyzes some aspects of the reforms of the Russian military organization, conducted by the Minister of War D.A. Milyutin in the 60-70's. XIX century and their impact on the combat readiness of the Russian Imperial Army in the subsequent wars of the late XIX - early XX century.
Key words: war, army, military reform, the General Staff, the military district, a military academy, the officer corps, generals.
С.В. Кузнецов, ст. преп. каф. гуманитарных и естественных наук филиала ФГБОУ ВПО «Южно-уральский гос. университет» (национальный исследовательский университет), г. Озерск, E-mail: smitsergey@yandex.ru
ВЛИЯНИЕ РЕФОРМ ДА. МИЛЮТИНА НА ВОЕННУЮ ИСТОРИЮ РОССИИ КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА
В статье проанализированы некоторые аспекты реформ русской военной организации, проведенных военным министром Д.А. Милютиным в 60-70-х гг. XIX века, и их влияние на боеспособность Русской Императорской Армии в последующих войнах конца XIX - начала XX века.
Ключевые слова: война, армия, военные реформы, генеральный штаб, военные округа, военная академия, офицерский корпус, генералитет.
В 60-70-х годах XIX века Русская Императорская Армия (РИА) пережила второе - после Петра Великого - глубокое и всестороннее реформирование. Инициатором и главным деятелем этих реформ, оказавшим определяющее личное влияние на их цели и характер, был генерал Дмитрий Алексеевич Милютин, в течение двадцати лет (1861-1881 гг.) возглавлявший Военное министерство России. Воспитанник благородного пансиона при Московском университете и блестящий выпускник Им-
ператорской Военной Академии Д.А. Милютин в 40-х-50-х годах XIX века снискал известность как выдающийся военный историк и теоретик.
Однако, признавая несомненные заслуги Д.А. Милютина в области военной науки, следует помнить, что вся его служба прошла исключительно на штабных и преподавательских должностях. Командного опыта он не имел совсем. Боевой опыт ограничивался двумя краткими командировками (1843 - 1844