ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ
ЭО1: 10.21045/1811-0185-2024-9-44-51 УДК 614.2
СТОИМОСТЬ ЛЕКАРСТВЕННОГО ЛЕЧЕНИЯ ПАЦИЕНТОВ С ОНКОЛОГИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ В АМБУЛАТОРНЫХ УСЛОВИЯХ, РАССЧИТАННАЯ НА ОСНОВЕ СТАНДАРТОВ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
С.А. Линник 1,2 : , Е.Е. Туменко 3,4
1 2 ФГБНУ «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н.А. Семашко» Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, г. Москва, Россия;
3' 4 Автономная некоммерческая организация «Научное медицинское общество «Медицинская практика», г. Москва, Россия.
12 https://orcid.org/0000-0002-0538-5400; 34 https://orcid.org/0000-0001-5097-3722.
И Автор для корреспонденции: Линник С.А.
АННОТАЦИЯ
Современная онкология добилась впечатляющих результатов с точки зрения увеличения продолжительности жизни и снижения летальности пациентов со злокачественными новообразованиями. Это привело к тому, что многие пациенты требуют длительного лечения в амбулаторных условиях.
Цель исследования: расчёт стоимости лечения пациентов со злокачественными новообразованиями в Российской Федерации в амбулаторных условиях на основе стандартов медицинской помощи.
Материалы и методы. На основе стандартов медицинской помощи рассчитана стоимость лекарственного лечения пациентов с онкологическими заболеваниями в амбулаторных условиях. Проведено сравнение расчётной суммы с фактическими затратами на закупку лекарственных препаратов для амбулаторного применения.
Результаты. Действующие нормативно-правовые акты не определяют место применения лекарственных препаратов по условиям оказания медицинской помощи. Предложены критерии отнесения лекарственных препаратов к препаратам для амбулаторного применения. Наибольшие затраты на лекарственное лечение пациентов с онкологическими заболеваниями в амбулаторных условиях приходятся на лечение рака молочной железы, меланомы, рака почки и рака яичников. Выводы. Расчёт стоимости лекарственного лечения пациентов с ЗНО в амбулаторных условиях на основе стандартов медицинской помощи не отражает истинную потребность в лечении на основе клинических рекомендаций.
Ключевые слова: льготное лекарственное обеспечение, лекарственные препараты, региональная льгота, потребность в лекарственных препаратах, онкологические заболевания, стоимость амбулаторного лечения, злокачественные новообразования
Для цитирования: Линник С.А., Туменко Е.Е. Стоимость лекарственного лечения пациентов с онкологическими заболеваниями в амбулаторных условиях, рассчитанная на основании стандартов медицинской помощи. Менеджер здравоохранения. 2024; 9:44-51. DOI: 10.21045/1811-0185-2024-9-44-51
Введение
Современная клиническая онкология добилась поистине впечатляющих результатов с точки зрения увеличения продолжительности жизни и снижения летальности пациентов со злокачественными новообразованиями (ЗНО) (1, 2, 3). В то же время, это привело к тому, что многие пациенты требуют длительного лечения в амбулаторных условиях. В Российской Федерации все пациенты с диагнозом онкологического заболевания должны
быть обеспечены бесплатными лекарственными препаратами в амбулаторных условиях лечения за счёт средств федерального бюджета - программа обеспечения ЛП для медицинского применения, в том числе ЛП для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций (ОНЛП)1 или бюджетов субъектов
1 Федеральный закон Российской Федерации № 178 от 17 июля 1999 года «О государственной социальной помощи».
© Линник С.А, Туменко Е.Е, 2024 г.
Менеджер
здравоохранения /
Мападег №9
2с1гт\/оосЬгвпвп'1в 2024
РФ - региональное лекарственное обеспечение (РЛО)2. Однако известно, что обеспеченность лекарственными препаратами (ЛП) пациентов с ЗНО в разных субъектах и федеральных округах РФ неравномерна (4), а дифференциация субъектов по суммам средств РЛО и ОНЛП в пересчёте на одного пациента достигает десятикратных размеров (5). Поэтому расчёт стоимости лечения пациентов ЗНО в Российской Федерации в амбулаторных условиях является крайне актуальной задачей.
Материалы и методы
На первом этапе исследования для определения возможности применения ЛП в амбулаторных условиях мы проанализировали инструкции по медицинскому применению всех ЛП, зарегистрированных в Российской Федерации на 31 декабря 2022 года на предмет условий применения ЛП, а также следующие нормативно-правовые акты: Федеральные законы № 3233 и № 614, а также Порядок оказания помощи взрослому населению при онкологических заболеваниях5. Для анализа инструкций по медицинскому применению ЛП мы использовали Государственный реестр лекарственных средств (ГРЛС).
На втором этапе исследования, используя математический метод, мы рассчитали стоимость лекарственного лечения одного пациента с ЗНО в условиях лечения в стационаре и в амбулаторных условиях на основе стандартов оказания медицинской помощи: мы использовали последние по дате утверждения стандарты, но не ранее 2020 года. При этом мы не считали стоимость сопроводительной терапии. Курсовые дозы лекарственных препаратов и частоту их назначения мы взяли из утверждённых стандартов медицинской помощи. Стоимость ЛП, включённых в перечень жизненно важных лекарственных препаратов (ЖНВЛП) рассчитана на основании данных ГРЛС, включая НДС 10%, а на ЛП вне перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП) - среднеаук-ционную стоимость по данным сайта zakupki.gov.ru.
2 Постановление Правительства Российской Федерации № 890 от 30 июля 1994 года «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».
3 Федеральный закон 323 от 21 ноября 2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
4 Федеральный закон от 12 апреля 2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств».
5 Приказ Министерства здравоохранения РФ № 116н от 19 февраля 2021 года «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи взрослому населению при онкологических заболеваниях».
С помощью метода экспертных оценок мы рассчитали общее количество пациентов, которые должны получать любой вид лечения: лекарственное, хирургическое, лучевое или их сочетание. Эксперты - авторы действующих клинических рекомендаций, имеющих учёную степень и стаж работы по специальности не менее 20 лет. Стоимость лечения каждого пациента считали с учётом количества пациентов в каждой стадии / клинической группе (при наличии в стандарте разделения на клинические группы или стадии), т.е. стоимость лечения была средневзвешенной. Таким образом мы рассчитали стоимость лечения одного пациента во всех условиях оказания медицинской помощи. Затем мы рассчитали стоимость лечения всех пациентов с ЗНО. Мы рассчитали стоимость лечения пациентов на основе стандартов медицинской помощи с онкологическими нозологиями, перечисленными в таблице 7. Выбор этих нозологий обусловлен наличием утверждённого стандарта медицинской помощи и высокой распространённостью: доля пациентов с перечисленными нозологиями среди пациентов с впервые установленным диагнозом злокачественного новообразования составила в 2022 году 66%.
На третьем этапе исследования мы сравнили фактически потраченные суммы бюджетов РЛО, ОНЛП и ОМС на закупку ЛП для амбулаторного применения в 2022 году с расчётной сумой средств, полученной в ходе нашей работы. Анализ закупок осуществлялся с помощью сайта zakupki.gov.ru.
Результаты
Анализируемые нами действующие нормативно-правовые акты не определяют место применения лекарственных препаратов по условиям оказания медицинской помощи. Инструкции по медицинскому применению лекарственных препаратов, не являясь нормативно-правовыми актами, тем не менее могли бы содержать эту информацию, однако в подавляющем большинстве случаев инструкции ограничиваются фразой «лечение должно проводиться под наблюдением опытного врача», из чего не следует, что в момент введения препарата врач должен наблюдать за пациентом. Поэтому к ЛП, которые возможно применять в амбулаторных условиях, мы отнесли все лекарственные препараты для перо-рального применения и ЛП для внутримышечного и внутривенного применения. Лекарственные препараты, имеющие формы выпуска, предполагающие инфузионный способ введения, мы определили как
С
#хс
№9 Мападег
2024 2с1гв^/оос1-1гвпеп1а
/Менеджер
здравоохранения
Таблица 1
Доля изучаемых нозологий в структуре первичной заболеваемости в РФ в 2022 году
Нозологии Количество пациентов с впервые установленным дом и взятых на учёт, человек Доля в структуре первичной заболеваемости ЗНО, %
рак тела матки 22 951 4,7
рак яичников 8 109 1,7
неэпителиальные опухоли яичников 3 475 0,7
рак предстательной железы 35 428 7,2
рак мочевого пузыря 13 139 2,7
рак почки 18 306 3,7
рак желудка 26 480 5,4
рак ободочной кишки 33 378 6,8
рак прямой кишки 25 753 5,2
рак поджелудочной железы 13 845 2,8
рак печени 5 490 1,1
рак лёгкого 44 482 9,1
меланома 10 110 2,1
рак молочной железы 62 729 12,8
Итого 66
препараты только для применения в условиях круглосуточного или дневного стационаров, поскольку штатное расписание процедурных кабинетов не предусматривает наличие врача. Лекарственные препараты с парентеральным способом применения, требующие соблюдения температурного режима хранения, мы отнесли к препаратам, применение которых должно осуществляться в условиях круглосуточного и дневного стационаров. Таких ЛП оказалось десять.
Наиболее затратными нозологиями с точки зрения лекарственного лечения пациентов во всех условиях оказания медицинской помощи оказались рак печени, рак почки, рак лёгкого, меланома. В условиях стационара и дневного стационара наибольшая средневзвешенная стоимость лекарственного лечения приходится на те же нозологии, в амбулаторных условиях - на рак почки и рак печени. Необходимо отметить, что в девяти анализируемых стандартах нет ЛП, отвечающих критериям применения в амбулаторных условиях, описанных нами выше (таблица 2).
Расчёт затрат на лекарственное лечение всех пациентов, которые должны его получать, на основе стандартов медицинской помощи представлен на рис. 1. Наибольшие затраты приходятся на лекарственное лечение рака молочной железы, меланомы, рака почки и рака яичников. Во всех нозологиях, за
исключением рака предстательной железы и рака яичников сумма стоимости лекарственного лечения пациентов в условиях стационара и дневного стационара преобладала над лечением в амбулаторных условиях. При этом, разница между суммой стоимости лекарственного лечения в условиях стационаров и амбулаторных условиях в некоторых нозологиях превышает десятикратную разницу (рак прямой и ободочной кишки, рак поджелудочной железы, рак лёгкого), в других нозологиях, напротив, разница между этими суммами была менее существенной (меланома, рак молочной железы). Общая стоимость лекарственного лечения пациентов с 22 анализируемыми ЗНО в амбулаторных условиях составила 65,8 миллиарда рублей.
Стоимость лекарственного лечения всех пациентов с анализируемыми злокачественными новообразованиями по условиям оказания медицинской помощи, рассчитанной на основе стандартов медицинской помощи в РФ
На третьем этапе исследования мы сравнили сумму средств, потраченную в 2022 году на закупку ЛП для амбулаторного применения с суммой, которую мы рассчитали на первом этапе этого исследования.
В 2022 году за счёт консолидированных бюджетов средств РЛО и ОНЛП было закуплено
Менеджер
здравоохранения /
Мападег № 9
2с1гв\/оосЬгвпвп'1в 2024
Таблица 2
Средневзвешенная стоимость лекарственного лечения одного пациента с анализируемыми злокачественными новообразованиями по условиям оказания медицинской помощи, рассчитанной на основе стандартов медицинской помощи в РФ
Нозологии Стоимость лечения в условиях стационара и дневного стационара, рублей Стоимость лечения в амбулаторных условиях, рублей Стоимость лечения во всех условиях, рублей
рак тела матки 434418 89 830 524248
рак яичников 544950 106725 650882
неэпителиальные опухоли яичников 16 207 0 16 207
рак предстательной железы 45 051 68 447 113497
рак мочевого пузыря 426507 0 426507
рак почки 959821 424656 1 384 477
рак желудка 365976 7 264 373240
рак ободочной кишки 175843 10 736 186579
рак прямой кишки 147196 12 904 160100
рак поджелудочной железы 403281 32 200 435381
рак печени 1 153 485 336305 1 489 791
рак лёгкого 891 870 84 840 976709
меланома 467661 389758 857418
рак молочной железы 216780 128923 345702
рак мочевого пузяры рак молочной железы меланома рак лёгкого рак печени рак поджелудочной железы рак прямой кишки рак ободочной кишки рак желудка рак почки рак предстательной железы рак яичников рак тела матки
0 20 000 000 000 40 000 000 000 60 000 000 000 80 000 000 000
стоимость лечения пациентов в стационарных условиях, рублей / год стоимость лечения пациентов в амлулаторных условиях, рублей / год
Рис. 1. Стоимость лекарственного лечения всех пациентов с наиболее распространёнными ЗНО в РФ на основе стандартов медицинской помощи
№ 9 Мападег
2024 2с1гв\/оосЬгвпвп1в ,
80 60 40 20 00 80 60 40 20 0
фактические затраты фактические затраты средств РЛО и ОНЛП средств ОМС
фактические затраты
средств РЛО+ОНЛП+ОМС на ЛП для амбулаторного применения
расчетные затраты на лекарственное
лечение в амбулаторных условиях на основе стандартов 13 ЗНО
ЛП для применения в стац. условиях ■ ЛП для применения в амб. условиях
Рис. 2. Сравнение фактических и расчётных затрат на лечение пациентов с ЗНО в РФ в амбулаторных условиях
лекарственных препаратов для применения в амбулаторных условиях на сумму более 51 миллиарда рублей, при этом сумма средств этих двух бюджетов, потраченная на закупки ЛП всех способов применения, составила 56 миллиардов рублей. За счёт средств ОМС в 2022 году было закуплено ЛП с пероральным способом применения на сумму 40 миллиардов рублей (рис. 2), т.е. фактические затраты на закупку ЛП для амбулаторного применения за счёт ОМС, РЛО и ОНЛП составили более 91 млрд. рублей. Вместе с тем, на основании расчётов стоимости лекарственного лечения пациентов только с 13 наиболее распространёнными нозологиями необходимая сумма лечения в амбулаторных условиях составляет почти 66 млрд. рублей.
Обсуждение
Льготное лекарственное обеспечение (ЛЛО) пациентов с любой нозологией, в том числе ЗНО, не имеет финансового нормирования. Субъекты самостоятельно определяют суммы, которые они будут тратить на лекарственное обеспечение, программа ОНЛП в своей основе имеет фиксированную
сумму средств на каждого льготника, однако проблема ОНЛП - возможность монетизации льгот, приводящая к нарушению страхового принципа, заложенного, по сути, в эту программу (6, 7, 8). Иными словами, лекарственное обеспечение базируется на размере имеющегося бюджета, но не на реальной потребности пациентов в лекарственных препаратах (9). Это приводит к уже упоминавшейся выше существенной дифференциации субъектов друг с другом по суммам средств ЛЛО в пересчёте на одного пациента с ЗНО (4).
В условиях недостаточного финансового обеспечения ЛЛО сложилась практика лечения пациентов ЛП для амбулаторного применения в условиях дневного и круглосуточного стационаров, поскольку стационарная помощь финансируется системой обязательного медицинского страхования, имеющей больший бюджет, к тому же не оказывающий влияния на бюджеты субъектов. Так, например, в 2021 году в федеральных округах РФ доля затрат ОМС на закупку ЛП с таким способом применения колебалась в 2021 от 0,4% в Москве до 32% в Сибирском федеральном округе (10). Однако, такая практика не может не сказаться на качестве жизни
пациентов и доступности медицинской помощи в конечном счёте: далеко не все пациенты могут ежедневно посещать медицинскую организацию только для получения лекарственного препарата.
Вместе с тем, расчётов стоимости лекарственного лечения пациентов с ЗНО в амбулаторных условиях не проводился. По крайней мере, мы не обнаружили ни одной публикации в отечественных научных журналах, посвящённых этой проблеме. В этой работе мы предприняли попытку рассчитать стоимость ЛП, необходимых для лечения пациентов с ЗНО в амбулаторных условиях лечения на основе стандартов медицинской помощи. Трудности, с которыми мы встретились в ходе работы, во-первых, обусловлены сложностью расчёта общего количества пациентов с каждым ЗНО, нуждающихся в лекарственном лечении. Лекарственное лечение получают не только пациенты с впервые установленным диагнозом, но и пациенты с рецидивами и прогрессированием заболевания, в том числе и отдаленными. В ряде нозологий пациенты с метастатическим заболеванием получают до 4-х и даже 5-ти линий терапии. Также в методических рекомендациях по стандартам чётко не определено, каких пациентов нужно брать в расчет: всех пациентов, стоящих на учете с заболеванием, или всех пациентов, получающих лекарственную терапию, или всех пациентов, получающих любое лечение по поводу ЗНО? В своей работе мы учитывали всех пациентов, получающих любой вид лечения. Во-вторых, определить условия применения ЛП непросто: инструкции по медицинскому применению ЛП практически никогда не содержат упоминаний об этом. Использованные нами критерии возможности применения ЛП в амбулаторных условиях состоят из способа применения: все пероральные ЛП, а также ЛП с парентеральным способом применения, но не инфузионным, не требующим соблюдения специальных требований к температуре при хранении препаратов, поскольку полагаем, что далеко не все пациенты имеют специальный термоконтейнер для переноски таких ЛП. Инфузионные ЛП требуют наблюдения врача, и поскольку в штатном расписании должностей амбулатории врача, выполняющего такие функции, нет, мы считаем, что все эти ЛП могут применяться только в условиях круглосуточного и дневного стационаров (11). Конечно, нельзя исключить ситуации, при которых ЛП, которые мы отнесли к ЛП для амбулаторного применения, должны применяться в стационарных условиях: например, в силу тяжести состояния пациента или инициации
лекарственного лечения, или в составе схем лечения, содержащих ЛП для стационарного применения. Потребность в стационарном применении ЛП для амбулаторного применения, и прежде всего пе-роральных, должна быть изучена отдельно.
Проблемы расчёта стоимости лекарственного лечения пациентов в амбулаторных условиях на основе стандартов медицинской помощи заключаются в том, что стандарты не содержат не только информацию о количестве пациентов, нуждающихся в лекарственном лечении, но и не разделяются по условиям оказания медицинской помощи (12). Кроме того, обновления стандартов происходят достаточно медленно: по отдельным ЗНО стандарты медицинской помощи не обновлялись 10-15 лет, в то время как клинические рекомендации принимаются существенно чаще, поэтому расчёт стоимости лечения на основе стандартов медицинской помощи не всегда может отражать реальную потребность в ЛП и стоимость лекарственного лечения. Кроме того, разработанный стандарт медицинской помощи на основе клинических рекомендаций может содержать меньше сведений, чем последние (12). Безусловно, внедрение стандартов медицинской помощи позволяет совершенствовать подходы к оплате медицинской помощи по клинико-статистическим группам и иным способам оплаты за счёт средств ОМС (13), но никак не помогает сформировать территориальную программу государственных гарантий в части потребности средств на лекарственное лечение пациентов с ЗНО в амбулаторных условиях. Следовательно, необходим иной инструмент для расчёта потребности в лекарственных препаратах для лечения пациентов с ЗНО в амбулаторных условиях и расчёта стоимости такого лечения на основе клинических рекомендаций (14).
Выводы
1. Действующие нормативно-правовые акты не определяют место применения лекарственных препаратов по условиям оказания медицинской помощи.
2. Стандарты медицинской помощи пациентам со злокачественными новообразованиями не выделяют амбулаторный этап лечения и не содержат указаний на количество пациентов, нуждающихся в лекарственном лечении.
3. Расчёт стоимости лекарственного лечения пациентов с ЗНО в амбулаторных условиях на основе стандартов медицинской помощи не отражает истинную потребность в лечении на основе клинических рекомендаций.
С
#хс
№ 9 Мападег
2024 2с1гв^/оос1-1гвпеп1а
/Менеджер
здравоохранения
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
к#
1. Hashim D, Boffetta P., Vecchia C. La [et al.]. The global decrease in cancer mortality: trends and disparities. Annals of Oncology. 2016. Vol. 27, № 5. P. 926-933.
2. Кагония Л.М., Асташов В.Л., Минаков С.Н. Динамика заболеваемости раком молочной железы в Московской области (2011-2018 гг.). Медицинский совет. 2020. № 20. С. 166-173.
3. Ларичева И.В., Ястребова Е.С., Простов М.Ю. [и др.]. Возможности по снижению смертности от рака предстательной железы в России: анализ данных государственного ракового регистра за 2018-2020 гг. Менеджер здравоохранения. - 2022. № 4. С. 31-38.
4. Линник С.А. Анализ доступности пациентов со злокачественными новообразованиями к лекарственному обеспечению на амбулаторном этапе лечения в Российской Федерации. Здравоохранение Российской Федерации. 2023; 67(2): 97-105.
5. Линник С.А. Стратегия органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации по льготному лекарственному обеспечению пациентов со злокачественными новообразованиями. Общественное здоровье и организация здравоохранения. 2023; 1(76): 32-36.
6. Щепин В.О., Тельнова Е.А., Проклова Т.Н. Состояние и проблемы лекарственного обеспечения льготных категорий граждан. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2019; 2(27): 108-112.
7. Тельнова Е.А., Загоруйченко А.А. О состоянии льготного лекарственного обеспечения. Бюллетень национального научно-исследовательского института общественного здоровья имени Н.А. Семашко. 2021; № 2: 72-81.
8. Комаров И.А., Александрова О.Ю., Нагибин О.А. Современная организация лекарственного обеспечения льготных категорий граждан. Федеральные и региональные особенности. Менеджер здравоохранения. 2019; № 5: 53-60.
9. Линник С.А., Александрова О.Ю. Правовые и организационные аспекты лекарственного обеспечения пациентов с злокачественными новообразованиями при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях. Бюллетень Национального научно-исследовательского института общественного здоровья имени Н.А. Семашко. 2023; № 1: 24-28.
10. Линник С.А, Александрова О.Ю. Анализ лекарственного обеспечения пациентов с ЗНО на стационарном этапе лечения. Менеджер здравоохранения. 2023; № 2:18-26.
11. Зудин А.Б., Линник С.А., Щепин В.О., Александрова О.Ю. Анализ перечней лекарственных препаратов для лечения пациентов со злокачественными новообразованиями на предмет возможности применения данных лекарственных препаратов в амбулаторных условиях. Вопросы онкологии. 2020. Т. 66, № 6: 609-617.
12. Ледовских Ю.А., Тишкина С.Н, Пирова Г.И., Семакова Е.В., Омельяновский В.В. Принципы разработки стандартов медицинской помощи на основе клинических рекомендаций. Фармакоэкономика. Современная фармакоэкономика и фармакоэпидемиология. 2023. Т. 16, № 1: 5-16.
13. Ледовских Ю.А., Семакова Е.В., Омельяновский В.В. Методика формирования клинико-статистических групп заболеваний на основе клинических рекомендаций с использованием стандартизированных модулей медицинской помощи. Медицинские технологии. Оценка и выбор. 2019; № 3: 8-15.
14. Тишкина С.Н., Мацкевич В.Е., Ледовских Ю.А., Семакова Е.В., Омельяновский В.В. Нормативно-правовое регулирование обеспечения оказания медицинской помощи по профилю «Онкология». Фармакоэкономика. Современная фармакоэкономика и фармакоэпидемиология. 2020. Т. 13, № 3: 304-315.
ORIGINAL PAPER
COST OF DRUG TREATMENT FOR PATIENTS WITH CANCER IN AN OUTPATIENT SETTING, CALCULATED BASED ON STANDARDS OF MEDICAL CARE S.A. Linnik E.E. Tumenko34
1,2,3 N.A. Semashko National Research Institute of Public Health, Moscow, Russia 1,2 https://orcid.org/0000-0002-0538-5400; 34 https://orcid.org/0000-0001-5097-3722.
H Corresponding author: Linnik S.A. ABSTRACT
Modern oncology has achieved impressive results in terms of increasing life expectancy and reducing mortality of patients with malignant neoplasms. This has led to many patients requiring long-term outpatient treatment.
The purpose of the study is to calculate the cost of treatment of patients with malignant neoplasms in the Russian Federation in an outpatient setting based on standards of medical care.
Materials and methods. Based on the standards of medical care, the cost of drug treatment for patients with cancer in an outpatient setting was calculated. A comparison was made of the estimated amount with the actual costs of purchasing drugs for outpatient use. Results. Current regulations do not determine the place of use of drugs under the conditions of medical care. Criteria for classifying drugs as drugs for outpatient use are proposed. The highest drug costs for outpatient cancer patients are for the treatment of breast cancer, melanoma, kidney cancer and ovarian cancer.
Conclusions. Calculating the cost of drug treatment for patients with cancer in an outpatient setting based on standards of care does not reflect the true need for treatment based on clinical guidelines.
Key words: preferential drug provision, drugs, regional benefit, need for drugs, oncological diseases, cost of outpatient treatment, malignant neoplasms
For citation: Linnik S.A., Tumenko E.E. Cost of drug treatment for patients with cancer in an outpatient setting, calculated based on standards of medical care. Manager Zdravookhranenia. 2024; 9:44-51. DOI: 10.21045/1811-0185-2024-9-44-51
—1 50
Менеджер
здравоохранения /
Manager № 3
ZdrevoochreneniB 2024
REFERENCES
1. Hashim D, Boffetta P., Vecchia C. La [et al.]. The global decrease in cancer mortality: trends and disparities. Annals of Oncology. 2016. Vol. 27, № 5. P. 926-933.
2. Kogoniya L.M., Astashov V.I., Minakov S.N. The dynamics of the incidence of breast cancer in the Moscow region (2011-2018). Meditsinskiy sovet = Medical Council. 2020;(20):166-173. (In Russ.).
3. Laricheva I. V, Yastrebova E.S., Prostov M.U., Nushko K.M., Murashko R.A. Opportunities for reducing mortality from prostate cancer in Russia: analysis of data from the state cancer registry for 2018-2020 // Manager Zdravoohranenia. 2022; 4:31-38. (In Russ.).
4. Linnik S.A. Analysis of the availability of patients with malignant neoplasms to drug provision at the outpatient stage of treatment in the Russian Federation. Zdravookhranenie Rossiiskoi Federatsii (Health Care of the Russian Federation, Russian journal). 2023; 67(2): 97-105. (In Russ.).
5. Linnik S.A. Strategy of the health authorities of the subjects of the Russian Federation on the preferential medication provision for patients with malignant neoplasms. Public Health and Health Care. 2023; 1(76): 32-36. (In Russ.).
6. Shchepin V.O., Telnova E.A., Proklova T.N. The state and problems of pharmaceutical support of preferential categories of citizen. The problems of social hygiene, public health and history of medicine. 2019; 2(27): 108-112. (In Russ.).
7. Telnova E.A., Zagoruychenko A.A. About the state of preferred medicinal provision. Byulleten' Nacional'nogo nauchno-issledovatel'skogo instituta obshchestvennogo zdorov'ya imeni N.A. Semashko. 2021; 2: 72-81. (In Russ.).
8. Komarov I.A., Aleksandrova O.Yu, Nagibin O.A. Current organization of drug maintenance for certain patient groups. Role of drug lists. Manager Zdravoochranenia. 2019; 5. C. 53-60. (In Russ.).
9. Linnik S.A., Alexandrova O.Y. Legal and organizational aspects of drug provision of patients with malignant neoplasms in the provision of medical care on an outpatient basis. Byulleten' Nacional'nogo nauchno-issledovatel'skogo instituta obshchestvennogo zdorov'ya imeni N.A. Semashko. 2023; 1: 24-28. (In Russ.).
10. Linnik S.A., Alexandrova O.Yu. Analysis of drug supply for patients with malignant neoplasms at the inpatient stage of treatment // Manager Zdravoohranenia. 2023; 2: 18-26. (In Russ.).
11. Zudin A.B., Linnik S.A., Alexandrova O.Yu. Analysis of the correspondence of the lists of drugs for cancer patients' treatment included in the territorial programs of state guarantees to the list of vital and essential drugs. Zdravookhranenie Rossiiskoi Federatsii (Health Care of the Russian, Federation Russian journal). 2021; 65(2): 111-117. (In Russ.).
12. Ledovskikh Yu.A, Tishkina S.N., Pirova G.I., Semakova E.V., Omelyanovskiy V.V. Principles of medical care standards development based on clinical guidelines. FARMAKOEKONOMIKA. Sovremennaya farmakoekonomika i farma-koepidemiologiya / FARMAKOEKONOMIKA. Modern Pharmacoeconomics and Pharmacoepidemiology. 2023; 16 (1): 5-16 (in Russ.).
13. Ledovskikh Y.A., Semakova E.V., Omelyanovskiy V.V. Methodology for the development of diagnosis related groups based on clinical guidelines using standardized modules of healthcare. Medical Technologies. Assessment and Choice. 2019;(3):8-15. (in Russ.).
14. Tishkina S.N., Matskevich V.E., Ledovskikh Yu.A., Semakova E.V., Omelyanovskiy V.V. Regulatory framework of the oncological medical care provision. FARMAKOEKONOMIKA. Sovremennaya farmakoekonomika i farmakoepidemi-ologiya / FARMAKOEKONOMIKA. Modern Pharmacoeconomics and Pharmacoepidemiology. 2020; 13 (3): 304-315 (in Russ.).
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / ABOUT THE AUTHORS
Линник Сергей Александрович - д-р мед. наук, старший научный сотрудник ФГБНУ «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н. С. Семашко» Министерства науки и высшего образования Российской Федерации; генеральный директор АНО «Научное медицинское общество «Медицинская практика», г. Москва, Россия.
Sergey A. Linnik - Doctor of Medical Sciences, senior investigator of N.A. Semashko National Research Institute of Public Health, General manager at NGO "Medical practice", Moscow, Russia. E-mail: [email protected]
Туменко Елена Евгеньевна - лаборант-исследователь ФГБНУ «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н.С. Семашко» Министерства науки и высшего образования Российской Федерации; директор по стратегическому развитию АНО «Научное медицинское общество «Медицинская практика», г. Москва, Россия.
Elena E. Tumenko - laboratory assistant researcher of N.A. Semashko National Research Institute of Public Health, Strategic development director NGO "Medical practice", Moscow, Russia.
№ 3 Manager
2024 Zdravoochranenia
/Менеджер
здравоохранения