Научная статья на тему 'Стивен Бенн «Одежды Клио» - к вопросу о перформативном повороте в исторической науке'

Стивен Бенн «Одежды Клио» - к вопросу о перформативном повороте в исторической науке Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
261
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ / HISTORICAL REPRESENTATION / ВИЗУАЛЬНАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ / VISUAL REPRESENTATION / ВИЗУАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / VISUAL COMMUNICATION / ПЕРФОРМАТИВНОСТЬ / PERFORMATIVITY / ПЕРФОРМАТИВНЫЙ ПОВОРОТ / PERFORMATIVE TURN

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Александрова Наталья Владимировна

Представлена научная монография английского историка Стивена Бенна, в которой анализируются различные формы исторической репрезентации. Такие формы визуальной репрезентации, как историческая живопись и фотография, рассмотрены в рамках перфомативного поворота в исторической науке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Stephen Bann’s “The Clothing of Clio”: on the performative turn in historical science

The article presents the monograph by Stephen Bann, a British historian, which analyzes different forms of historical representation. The historical painting and photography as forms of visual representation are considered within the frames of the performative turn in historical science.

Текст научной работы на тему «Стивен Бенн «Одежды Клио» - к вопросу о перформативном повороте в исторической науке»

Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 16 (371). История. Вып. 65. С. 127-129.

Актуальная книга

УДК 93; 930

БК 63.221

Н. В. Александрова

СТИВЕН БЕНН «ОДЕЖДЫ КЛИО» - К ВОПРОСУ О ПЕРФОРМАТИВНОМ ПОВОРОТЕ В ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКЕ

Представлена научная монография английского историка Стивена Бенна, в которой анализируются различные формы исторической репрезентации. Такие формы визуальной репрезентации, как историческая живопись и фотография, рассмотрены в рамках перфомативного поворота в исторической науке.

Ключевые слова: историческая репрезентация; визуальная репрезентация; визуальная коммуникация; перформативность; перформативный поворот.

Визуальный поворот в гуманитарных науках вызывает все больший интерес, начинает уделяться все большее внимание связи визуальной истории и истории искусства, наиболее тесно связанной с визуальной культурой. Визуальный поворот в гуманитарных науках оказался тесно связан с перформативным поворотом, в исторической науке в том числе.

В связи с исследованием Стивена Бенна о пер-формансе и перформативности можно говорить в двух аспектах. Во-первых, перформанс, в узком смысле, может рассматриваться как действие, способ, метод подачи исторического материала самим исследователем. Во-вторых, перформа-тивностью может обладать сам источник с присущей ему коммуникативной направленностью. Подобными качествами часто обладает источник визуального типа.

К этой категории относят живописные и графические произведения, в том числе книжную иллюстрацию, фотографию, кино. Визуальный -значит зрительный, оптический, доступный зрению, воспринимаемый зрением. Да, названные типы визуальных источников доступны зрению, но они имеют разную природу и способы функционирования, а значит, по-разному доносят до нас информацию, интересующую историка. Историк может извлечь смысл из того, ЧТО он видит в том или ином визуальном источнике, чтобы вписать увиденное и понятое новое в исторический контекст или подтвердить, уточнить уже известное этим контекстом. Но визуальные источники могут вписаться в исследование историка иным способом. Эти источники обладают способностью репрезентации истории, а «репрезентация

безразлична к значению. Только Сам исторический текст имеет значение». Значение «является результатом нашего понимания того, как другие люди (историки, живописцы, романисты) репрезентируют мир. Оно требует, чтобы мы смотрели на мир глазами других - или, по крайней мере, признали, что это можно сделать»1. Это попытка преодоления стереотипа, что история может быть только написана, а не показана.

Приемам и методам исторической репрезентации посвящено исследование Стивена Бенна «Одежды Клио», которое вышло в издательстве Оксфордского университета в 1984 г., на русский язык переведено в 2011. С. Бенн связывает историческую репрезентацию с литературой и искусством, затрагивая роман, историческую живопись, архитектуру, диораму, фотографию, отчасти кино и др. ее формы. Визуальная репрезентация интересует автора как один из способов нового открытия или воссоздания прошлого.

Много внимания уделяется исторической живописи (глава 3) и фотографии (глава 6). Историческая живопись рассматривается как способ воссоздания прошлого. В качестве примера автор исследует ряд полотен исторической живописи XIX в., которые демонстрируют разное понимание исторического прошлого и могут быть обозначены как репрезентация исторических сюжетов.

В XIX в. тяготение к исторической живописи было очень велико. С. Бенн выявляет критерии адекватности передачи того или иного исторического сюжета произведением живописи. Для живописного полотна исторического жанра важными оказываются: точность в передаче пред-

1 Анкерсмит Ф. Р. История и тропология... С. 223.

128

Н. В. Александрова

метного мира и психологическая достоверность. Причем психологизм может быть тонко выражен всего лишь «предчувствием» исторического события. Но, будучи искусством, любое живописное произведение всегда - результат деятельности художника, его видения сюжета, персонажа и т. д., продукт индивидуальной человеческой психики. Это «авторская» репрезентация понимания истории, художник всегда будет «находиться» между произведением и зрителем. Для создания эффекта реальности, правдоподобия, достоверности недостаточно простой археологической аккуратности в изображении деталей, это лишь основа жанра. Можно даже создать иллюзию психологической достоверности, но изображенный образ, даже если в нем «засвидетельствована подлинность целого ряда точных визуальных деталей, изъят из континуальности нарратива»1. Поэтому живописный и даже психологический реализм картины - это просто факт ее риторической потенциальности. Непрерывный и повторяющийся темпоральный процесс «нельзя путать со структурной артикуляцией во времени»2. Достаточным доверием может пользоваться только один вид исторической живописи: картина того времени, которое в ней отражено.

Источниковой ценности фотографии в новом открытии прошлого уделяется особое внимание. Результат фотографии - мгновенная передача времени, абстрагированная от нарратива, который зритель выстраивает для себя сам.

Именно связь фотографии со временем имеет первостепенное значение. Решающее значение в анализе проблемы отношения фотографии к исторической репрезентации заключается в том, что она «постепенно конвертирует инаковость пространства в инаковость времени, что гарантируется индексической природой - "тесным контактом" (между образом и референтом) - фотографического процесса»3.

С. Бенн особо отмечает важное свойство фотографии, заключающееся в том, что ее «наивный» характер не уничтожается, а, по существу, под-

1 Бенн С. Одежды Клио... С. 164.

2 Бенн С. Одежды Клио. С. 149.

3 Бенн С. Одежды Клио. С. 243.

тверждается временем. Поскольку фотография формирует «сообщение без кода», то она «просто сохраняется, накапливая историчность, в то время как расстояние во времени между моментом фотографирования и моментом восприятия зрителем все больше возрастает»4.

Автор останавливается на проблеме значения фотографии в деле исторической репрезентации: можно ли считать уникальное свидетельство фотографии последней границей континуума форм исторической репрезентации? Можем ли мы говорить, что основная «мифическая цель репрезентации» - сузить разрыв между историей в том виде, как она происходила на самом деле, и историей, как она была написана, достигнута?

Рассматривая историческую живопись и фотографию, С. Бенн иногда заменяет термин 'визуальная репрезентация' термином 'визуальная коммуникация', т. к. именно в этот коммуникативный момент прошлое «оживает». Историк, вступая в контакт с источником, выступает как перформер, создавая «модель» исторического действия. В случае с визуальным материалом такая модель уже заложена в самом источнике. Перформативность является требованием ситуации коммуникации, она задает пространство, связанное с конкретным историческим контекстом. Историк дает возможность источнику говорить самому за себя, «восстанавливая определённую историческую среду»5. Репрезентация прошлого заменяется его презентацией.

Список литературы

1. Анкерсмит, Ф. Р. История и тропология: взлет и падение метафоры / Ф. Р. Анкерсмит; пер. с англ. М. Кукарцева, Е. Коломоец, В. Катаева. -М.: Прогресс-Традиция, 2003. - 496 с.

2. Бенн, С. Одежды Клио: научная монография / С. Бенн; пер. с англ. М. Кукарцева, А. Макарова. - М.: Канон + РООИ «Реабилитация», 2011. - 304 с.

4 Бенн С. Одежды Клио. С. 244.

5 Бенн С. Одежды Клио. С. 19.

Сведения об авторе

Александрова Наталья Владимировна - кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России и зарубежных стран Челябинского государственного университета. NVAleks64@yandex.ru

Стивен Бенн «Одежды Клио» - к вопросу о перформативном повороте.

129

Bulletin of Chelyabinsk State University. 2015. № 16 (371). History. Issue 65. P. 127-129.

STEPHEN BANN'S "THE CLOTHING OF CLIO": ON THE PERFORMATIVE TURN IN HISTORICAL SCIENCE

N. V. Alexandrova

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of History of Russia and Foreign Countries, Chelyabinsk State University. NVAleks64@yandex.ru

The article presents the monograph by Stephen Bann, a British historian, which analyzes different forms of historical representation. The historical painting and photography as forms of visual representation are considered within the frames of the performative turn in historical science.

Keywords: historical representation; visual representation; visual communication; performativity; performative turn.

References

1. Ankersmit F. R. Istorija i tropologija: vzlet i padenie metafory [History and Tropology: The Rise and Fall of Metaphor] / per. s angl. M. Kukarceva, E. Kolomoec, V. Kataeva. Moscow, Progress-Tradicija Publ., 2003. 496 p. (In Russ.).

2. Benn S. Odezhdy Klio: nauchnaja monografija [The Clothing of Clio: monograph] / per. s ang. M. Kukarceva, A. Makarova. Moscow, Kanon + ROOI «Reabilitacija» Publ., 2011. 304 p. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.