АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО
УДК 342.924
Стимулирующие нормы в административном праве
А.А. Нигметзянов
Казанский (Приволжский) федеральный университет, Казань, Российская Федерация [email protected]
Аннотация. В статье рассмотрены вопросы использования стимулирующих норм в административном праве, их прямое и косвенное воздействие на участников общественных отношений. Стимулирование в административном праве с одной стороны, предполагает эффективный вид управления социумом через создание условий для достижения участниками общественных отношений определенных целей, а с другой - создает возможность для разработки обязывающих, запрещающих и иных норм посредством их закрепления в нормативных актах. При этом императивный подход характерен для внешней структуры управления административными отношениями, при регулировании внутренней структуры в административном праве применяются меры прямого и положительного поощрения. Делается вывод, что внутреннее побуждение субъектов к осуществлению положительных действий ведет к повышению уровня правосознания личности и общества в целом, что позитивно влияет на укрепление взаимодействия государства и гражданского общества.
Ключевые слова: стимулирование, мотивирование, побуждение, поощрение, административное право, управление.
Для цитирования: Нигметзянов А.А. Стимулирующие нормы в административном праве // Право и государственность. 2024. № 2 (3). С. 44-48.
Incentive norms in Administrative Law
A.A. Nigmeteyanov
Kazan (Volga Region) Federal University, Kazan, Russian Federation [email protected]
Abstract. The article examines the issues of the use of incentive norms in administrative law, their direct and indirect impact on participants of public relations. Stimulation in administrative law, on the one hand, presupposes an effective form of social management through the creation of conditions for the participants of public relations to achieve certain goals, and on the other hand, creates the opportunity to develop binding, prohibiting and other norms through their consolidation in normative acts. At the same time, an imperative approach is typical for the external structure of administrative relations management, while regulating the internal structure in administrative Law, measures of direct and positive encouragement are applied. It is concluded that the internal motivation of subjects to take positive actions leads to an increase in the level of legal awareness of the individual and society as a whole, which positively affects the strengthening of interaction between the state and civil society.
Keywords: stimulation, motivation, motivation, encouragement, administrative law, management.
For citation: Nigmeteyanov A.A. Incentive norms in Administrative Law // Law and Statehood. 2024. № 2 (3). P. 44-48.
Многообразие норм в отрасли административного законодательства обусловлено множественностью внутренних связей в данной сфере, регулирование которых нуждается в особых нормах, применимых к конкретной ситуации, что и порождает наличие различных видов правовых закреплений. Условное деление административных норм на обязывающие, запрещающие, уполномочивающие, рекомендательные, стимули-
рующие нормы и нормы-ритуалы [1, с. 34] не означает их обособленное существование в рамках одной отрасли, наоборот, подобная классификация порождает множественность внутренних явлений, подверженных взаимному дополнению. Видится, что такая внутренняя система норм права различного вида, создаваемая в процессе реализации административных правоотношений, детерминирует единство данной отрасли права
в целом, что обуславливает значимость каждого вида норм в указанной классификации.
Особую группу в отрасли административного законодательства образуют стимулирующие нормы, которые реализуют особый для административного права метод «поощрения». Значимость стимулирования в нормах административного права заключается, прежде всего, в эффективности их применения в управлении общественными отношениями [2, с. 238]. Представляется, что при психологической зрелости личности использование поощрения, реализованного в стимулирующих нормах, выгодно как для индивида, так и для государственного аппарата, ввиду того, что в первом случае гражданин получает определенные льготы, а во втором государство реализует поставленные цели.
Интересной также представляется реализация ролей субъектов при исполнении стимулирующих норм в административном праве, где выстраивается вертикальное подчинение субъектов друг другу [3]. Формированию такой вертикали подвержены не только отношения в области административного стимулирования, но и связи запретов, создаваемых «сильными» субъектами по отношению к «слабым». Вместе с этим метод поощрения является способом повышения лояльности к субъектам государственного управления от управляемого социума. В случае преобладания негативных, с точки зрения подчиняющихся субъектов, норм устойчивость существования властного аппарата, равно как и ис-полняемость формальных правил членами общества, будет основана на внутреннем страхе общества, недоверии, а порой и отторжении от государства, при условии отсутствия единой идеологии в социуме, воспитываемой с раннего возраста.
Значимость административного стимулирования в аспекте нормативного закрепления можно расценивать с различных точек зрения: с одной стороны, стимулирование в административном праве предполагает наиболее оптимальный вид управления социумом через создание условий для достижения участниками общества определенных целей, а с другой - создает возможность для разработки обязываю-
щих, запрещающих и иных норм посредством их закрепления в нормативных актах. При этом государством проводится деятельность в двух направлениях сразу: в одном случае - создание положительного настроя по отношению к властному аппарату со стороны населения, в другом - реализация внутренних целей государственного аппарата через достижение стимулов социумом.
Стимулирующие нормы в административном праве целесообразно рассматривать с двух позиций: мотивирования субъектов, осуществляющих профессиональную деятельность, входящую в состав административной отрасли, и побуждения иных лиц к желаемому поведению при условии предоставления им отдельных льгот и благ. В первом случае нормы административного права, стимулирующие служащих к достижению положительных результатов в работе, содержатся в группе нормативных предписаний, определяющих правовой статус отдельной профессиональной сферы. Нормы, побуждающие субъектов административных отношений к реализации должного поведения, выгодного для государства, и получению за это благ, не только закреплены в законодательных актах, регулирующих вопросы административного права, но и отражены в смежных с данной отраслью нормативных предписаниях иных областей права. Видится, что положения административного законодательства в своем большинстве содержат запреты на осуществление определенной деятельности ввиду специфики метода управления социальными отношениями, однако подобное утверждение негативных санкций представляется в качестве косвенного стимулирования, побуждающего субъектов следования нормативным предписаниям во избежание применения к ним отрицательных последствий. При этом положительное стимулирование за уклонение от неправомерного поведения отражено в федеральных законах, регулирующих частные случаи общественных отношений в аспекте возможного применения негативных санкций при игнорировании установленных предписаний.
Наиболее ярким и кодифицированным актом, регулирующим административные
правоотношения, является Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях1 (далее - КоАП РФ), содержащий положения о негативных санкциях при неисполнении отдельных обязательств, возложенных на субъекта. Вместе с этим ряд авторов указывает на возможность рассмотрения некоторых норм КоАП РФ в качестве положений о скрытом стимулировании в условиях возможного применения негативных санкций, при этом исследователями соотносятся категории поощрения и стимулирования как единое целое [4]. К числу таких норм относят статью 2.9 КоАП РФ, предусматривающую возможность поощрения властного аппарата при малозначительности проступка, а также статью 4.2 КоАП РФ, указывающую на обстоятельства, смягчающие ответственность при совершении нарушения. Видится, что в данных статьях приводятся положения о мерах поощрения, выраженных в ослаблении применяемых санкций и связанных с реализацией основных принципов административного права и гуманности общечеловеческих отношений, но не представляется, что их можно отнести к способам стимулирования субъектов.
В части реализации косвенного стимулирования недопущения осуществления противоправных действий и связанных с такими нормами положений о прямом стимулировании, предупреждающем применение негативных санкций в отношении субъекта, целесообразно изучить нормы КоАП РФ, предусматривающие ответственность в различных сферах общественной жизни. Например, статья 6.1 КоАП РФ устанавливает ответственность за сокрытие информации о ВИЧ-инфекции лицом, являющимся переносчиком этого заболевания, что выражает скрытое стимулирование субъекта к его открытому лечению. В то же время статьей 4 Федерального закона от 30
марта 1995 г. № 38-Ф3 «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)»2 предусмотрены гарантии со стороны государства, выраженные в бесплатном медицинском обслуживании и предоставлении бесплатных лекарственных препаратов, а также возможности социально-бытовой помощи при прохождении лечения ВИЧ-инфицированным лицом в специализированных медицинских организациях. Идентичным примером могут служить статья 6.9 КоАП РФ о штрафе за употребление наркотических средств без назначения врача и статья 54 Федерального закона от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»3, предусматривающая помощь больным наркоманией со стороны государства при прохождении первыми программ реабилитации и лечения.
Особое внимание следует уделить главе 8 КоАП РФ, устанавливающей ответственность для различных субъектов административных правоотношений за нарушения в области природопользования. В противовес подобному косвенному стимулированию к должному поведению в качестве примера целесообразно привести позитивное побуждение субъектов к реализации положительных для государства действий, закрепленных в статье 17 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»4, за осуществление которых субъекту предоставляются льготы в виде снижения платы за негативное воздействие на окружающую среду, предоставления денежных средств на реализацию проектов и так далее.
Интересным также представляется побуждение общества к сохранению экологии посредством реализации конкурсных мероприятий для различных возрастных категорий, в частности, приказом Феде-
1 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // Российская газета. 2001. № 256.
2 О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции) : федеральный закон Российской Федерации от 30 марта 1995 г. № 38-ФЗ // Российская газета. № 72. 1995. 12 апреля.
3 О наркотических средствах и психотропных веществах : федеральный закон Российской Федерации от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ // Российская газета. № 7. 1998. 15 января.
4 Об охране окружающей среды : федеральный закон Российской Федерации от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ // Российская газета. 2002. № 6. 12 января.
ральной службы по надзору в сфере природопользования утверждено положение о премии «Экология - дело каждого»1, предусматривающее возможность получения лицом от 7 до 16 лет поощрения посредством выполнения условий конкурса о пропаганде бережного отношения к окружающей среде. Видится, что подобный формат стимулирования подрастающего поколения, предполагающего косвенное участие их законных представителей, основывается на психологическом воздействии на субъектов, результатом которого является закрепление в сознании выгодных для государства моделей поведения в области экологического права. При этом подобное воздействие на внутренние эмоции личности через прямое нормативное стимулирование властного аппарата предупреждает правонарушения в сфере административного права в части регулирования отношений в области природопользования. Представляется, что в законодательном регулировании присутствуют и иные нормы, раскрывающиеся в КоАП РФ в качестве косвенного стимулирования, выраженного в избегании применения негативных санкций к лицу и положительного стимулирования, закрепленного в нормах смежных федеральных законов.
Укажем также, что КоАП РФ содержит ряд норм-льгот, закрепление которых в иных федеральных законах порождает возможность преобразования их в нормы-стимулы для отдельных субъектов административных отношений. В частности, статья 5.9 КоАП РФ предполагает ответственность за нарушение порядка рассмотрения обращения граждан. В данном случае льгота, а вместе с ней и стимулирование выражаются в отношении граждан,
реализующих свое право на обращение в соответствующие органы. Иными словами, государство не только стимулирует лицо к осуществлению своих прав, предусмотренных законодательством, но и предоставляет ему право на защиту. Видится, что побуждение к реализации своих прав гражданином выгодно для властного аппарата ввиду повышения им уровня легитимности по отношению к самому себе.
Подводя итог изложенному, считаем целесообразным указать на разнонаправ-ленность нормативного стимулирования в административных отношениях. Представляется, что внутреннее побуждение субъектов к осуществлению положительных действий ведет к повышению уровня правосознания личности и общества в целом, что позитивно влияет на укрепление взаимодействия государства и гражданского общества. Следует отметить, что административное право подвержено императивному, приказному регулированию отношений, что отражается в негативном и косвенном нормативном стимулировании, где его отрицательное воздействие выражается в применении неблагоприятных санкций, а косвенность - в предостережении государством субъектов, являющихся участниками данных отношений. Вместе с этим такой негативизм в стимулирующих нормах порождает совокупное развитие прямого положительного нормативного стимулирования в смежных с административным правом отраслях. Стоит также отметить, что императивный подход характерен для внешней структуры управления административными отношениями, при регулировании внутренней структуры в административном праве применяются меры прямого и положительного поощрения.
Список литературы
1. Звоненко Д.П. Административное право : учебник. Москва : Юстицинформ, 2007. 415 с.
2. Кудрявцев В.Н. Правовое поведение: норма и патология. Москва : Юридическая литература. 1982. 287 с.
3. Фиалковская И.Д. Поощрение как метод стимулирования в государственном управлении // Законность и правопорядок : сборник научно-практических статей. Выпуск № 2. № 2. 2012. С. 109-111.
4. Шерстобоев О.Н. Поощрение в системе административно-деликтного законодательства // Научная сеть «Современное право» : архив статей. URL: https://www.sovremennoepravo.ru/ (дата обращения: 01.06.2024).
1 Об утверждении Положения о Международной детско-юношеской премии «Экология - дело каждого» : приказ Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 31 марта 2021 г. № 161. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
References
1. Zvonenko D.P. Administrativnoe pravo : uchebnik. Moskva : Yusticinform, 2007. 415 s.
2. Kudryavcev V.N. Pravovoe povedenie: norma i patologiya. Moskva : Yuridicheskaya literatura. 1982. 287 s.
3. Fialkovskaya I.D. Pooshchrenie kak metod stimulirovaniya v gosudarstvennom upravlenii // Zakonnost' i pravoporyadok : sbornik nauchno-prakticheskih statej. Vypusk № 2. № 2. 2012. S. 109-111.
4. Sherstoboev O.N. Pooshchrenie v sisteme administrativno-deliktnogo zakonodatel'stva // Nauchnaya set' «Sovremennoe pravo» : arhiv statej. URL: https://www.sovremennoepravo.ru/ (data obrashcheniya: 01.06.2024).
Информация об авторе (авторах): Нигметзянов Алмаз Альбертович, доцент кафедры конституционного и административного права юридического факультета Казанского (Приволжского) федерального университета (420008, Россия, Казань, Кремлевская, 18), кандидат юридических наук.
Information about the author(s): Nigmeteyanov Almaz Albertovich, Associate professor of Department of Constitutional and Administrative Law of Kazan Federal University (420008, Russia, Kazan, Kremlyovskaya St., 18), Candidate of Law.
Статья поступила в редакцию 03.06.2024; одобрена после рецензирования 09.07.2024; принята к публикации 15.07.2024.
The article was submitted to the editorial office of the 03.06.2024; approved after 09.07.2024 review; accepted for publication 15.07.2024.