Экономика территорий
УДК 338.48 ББК 65.433
© Леонидова Е.Г.
СТИМУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ВНУТРЕННЕГО ТУРИЗМА: ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
ЛЕОНИДОВА ЕКАТЕРИНА ГЕОРГИЕВНА
младший научный сотрудник отдела проблем
социально-экономического развития и управления в территориальных системах Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт социально-экономического развития территорий Российской академии наук E-mail: [email protected]
Туризм является отраслью, которая оказывает значительное влияние на социально-экономическое развитие территорий. Данный вид народнохозяйственной деятельности характеризуется мультипликативным эффектом, генерируя образование доходов в смежных отраслях экономики. Среди видов туризма особое значение приобретает внутренний туризм как основной источник финансовых поступлений от других направлений туристской деятельности. При этом в Российской Федерации, в отличие от зарубежных стран, таких как Китай, США, Италия, данное направление развито слабо. Современные экономические условия, связанные с невозможностью отдыха в популярных зарубежных странах (Турции и Египте) и неконтролируемым снижением валютного курса, актуализируют поиск наиболее эффективных средств развития внутреннего туризма, позволяющих в краткосрочной перспективе увеличить туристский поток путешествующих внутри страны. Объектом исследования является рынок внутреннего туризма в зарубежных странах и регионах РФ. Предметом исследования являются методы и формы стимулирования развития внутреннего туризма в странах мира и регионах РФ. В качестве информационной базы исследования выступили теоретические и методологические работы российских и зарубежных ученых и специалистов в сфере туристской деятельности, региональной экономики. Статья содержит анализ состояния внутреннего туризма в регионах Северо-Западного федерального округа на основе статистических данных за 2014 год, в ходе которого выявлены причины, сдерживающие его развитие. В соответствии с этим в статье обобщен зарубежный и отечественный опыт развития внутреннего туризма, на основании которого определены основные направления стимулирования развития внутреннего туризма в регионах РФ. В заключение определен комплекс мер, способствующих активизации данного направления в Вологодской области, подразумевающий мероприятия, направленные на улучшение отношений местных органов власти с субъектами туристского бизнеса, повышение квалификации
кадров, проведение стимулирующих сбытовых мероприятий, а также активную информационную деятельность.
Туризм, внутренний туризм, региональный туризм, экономика, региональная экономика, государственно-частное партнерство, стимулирование.
Современный этап развития экономики характеризуется увеличением роли непроизводственной сферы в структуре мирового хозяйства, в которой особое значение имеет туризм. По итогам 2014 года доля туризма в мировом валовом внутреннем продукте составила 9,8%, или 7,6 трлн долл., что обеспечило ему 4-е место по уровню дохода после горнодобывающей промышленности, финансовых услуг и розничной торговли [12].
Прямой вклад туристской отрасли в экономику выражается в увеличении доходной части бюджетов различных уровней через налоги, в привлечении инвестиций, росте товарооборота. Туризм как отрасль народного хозяйства обладает мультипликативным эффектом. Так, образуя цепочку «расходы - доходы», туризм стимулирует развитие до 53 смежных отраслей народного хозяйства. Социальное значение отрасли заключается в восстановлении психофизиологических ресурсов общества и трудоспособности человека, в создании рабочих мест и увеличении занятости населения. При этом наибольшее влияние на региональную экономику оказывает развитие внутреннего туризма, подразумевающего путешествия туристов внутри страны с целью развлечения, оздоровления, отдыха и с другими целями. Так, внутренний туризм в развитых зарубежных странах, например, США, обеспечивает до 80% денежных поступлений в структуре видов туризма.
Состояние туристской отрасли в РФ характеризуется ориентированностью субъектов российского турбизнеса на выезд граждан преимущественно на зарубежные курорты. По данным Всемирного
банка, с 1991 по 2014 год российскими туристами было вывезено из страны 450 млрд долларов. При этом только за 2013 год было вывезено 56 млрд долларов, а в 2014 году - 50 млрд долларов [4]. Однако ослабление курса национальной валюты, запрет на продажу туров в 2015 году в ведущие выездные направления - Турцию и Египет - на длительный период, а также неспокойная геополитическая обстановка в мире оказали воздействие на сокращение выездного туристского потока до 40%. Влияние вышеуказанных факторов обусловило спрос со стороны российских туристов на альтернативные предложения, в том числе и отдых внутри страны.
В то же время состояние сферы внутреннего туризма в России отличается отсутствием четкой государственной политики, и, как следствие, недостаточным развитием туристской инфраструктуры. В связи с этим возникла потребность поиска способов активизации внутреннего туризма, способных увеличить спрос на отдых в пределах РФ со стороны россиян в краткосрочной перспективе. Формирование региональной системы внутреннего туризма, представляющего собой открытую социально-экономическую систему, выступает в качестве способа диверсификации экономики регионов, обладающих богатым природно-культурным потенциалом.
Таким образом, целью данной статьи является разработка наиболее эффективных форм и методов развития внутреннего туризма в регионах Российской Федерации на основе обобщения лучшего зарубежного и отечественного опыта. Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут
быть использованы в практике принятия управленческих решений при разработке региональных программ развития внутреннего туризма.
Основные принципы и подходы к анализу состояний, тенденций и механизмов развития региональных социально-экономических систем изложены в трудахотечественныхученых-экономистов А.Г. Гранберга, С.Ю. Глазьева, Р.С. Гринберга и других [2; 6; 8]. Вопросы изучения влияния туризма на экономику на региональном уровне отражены в работах А.Э. Саака, Е.В. Жертовской, А.Д. Чуднов-ского, М.А. Жуковой, А.В. Кормишовой, Е.А. Джанждугазовой, Е.Л. Писаревского и других [5; 7; 9; 10]. Вместе с тем способы стимулирования развития внутреннего туризма на региональном уровне остаются малоизученными.
Переход Российской Федерации к рыночной экономике привел к распаду системы предприятий, составляющих основу организации системы внутреннего туризма, являющегося в СССР основным способом удовлетворения туристских потребностей населения. В настоящее время в РФ наиболее развит выездной туризм, который формирует основную часть доходов отрасли. По состоянию на 2015 год вклад туризма в валовой внутренний продукт Российской Федерации
составил 37,7 млрд долларов США. Вместе с тем значения данного показателя таких стран с развивающейся экономикой, как Китай и Бразилия, значительно выше (табл. 1).
Анализ статистических данных косвенного вклада туризма в национальную экономику показал, что в РФ его доля по сравнению с показателями зарубежных стран также невелика и составляет 153,4 млрд долларов США (табл. 2).
По оценке генерального секретаря Всемирной туристской организации Т. Рифаи, на крупнейшие мировые туристические направления приходится лишь 25 - 30% международного въездного потока, остальные путешествия совершаются туристами в пределах своей страны. Таким образом, в структуре видов туризма внутренний туризм выступает в качестве основного источника доходов в национальный бюджет, что подтверждается статистическими данными (рисунок).
Российская Федерация обладает богатым культурным и природным потенциалом для развития въездного и внутреннего туризма, позволяющего организовывать различные виды туристской деятельности. Одной из наиболее перспективных территорий для развития туризма среди субъектов Россий-
Таблица 1. Прямой вклад туризма в ВВП, млрд долл. США
Страна 1990 г. 2000 г. 2015 г.
США 157,2 307,6 511,9
Китай 15,1 48,0 332,6
Япония 52,4 101,3 114,3
Франция 54,6 66,5 98,3
Бразилия 20,1 23,0 95,2
Мексика 17,5 45,1 85,7
Италия 38,9 60,3 81,1
Испания 23,7 37,1 68,2
Великобритания 31,1 49,7 67,1
Германия 32,6 43,9 55,3
Индия 7,2 12,8 54,8
Индонезия 4,7 8,1 38,0
Российская Федерация 9,2 4,3 37,7
Источник: World Travel and Tourism Council Data, 2015.
Таблица 2. Косвенный вклад туризма в ВВП, млрд долл. США
Страна 1990 г. 2000 г. 2015 г.
США 458,5 912,4 1563,3
Китай 47,9 154,7 1166,5
Япония 172,4 313,5 349,7
Бразилия 49,8 61,7 258,9
Франция 140,3 169,5 249,0
Италия 102,4 150,2 201,8
Великобритания 86,4 133,5 189,4
Испания 66,1 97,9 188,9
Мексика 38,7 92,8 186,4
Индия 25,1 44,1 182,9
Австралия 36,5 54,2 154,0
Российская Федерация 38,7 16,5 153,4
Источник: World Travel and Tourism Council Data, 2015.
США _172,9_
США 751,8
Китай
Япония
Франция 56,7 135,5
129,6
Италия 108,3
Мексика
Австралия
31,3
Германия 81 1
Великобритания
■ Международный туризм ■ Внутренний туризм
Рис. Доходы стран мира от международного и внутреннего туризма в 2013 г., млрд долл. США
Источник: Данные UNWTO.
ской Федерации является Северо-Западный федеральный округ. Данный факт объясняется уникальным сочетанием природно-климатических условий и присутствием крупнейших объектов культурного наследия [9]. Практически во всех регионах СЗФО, в том числе и в Вологодской области, туризм признан приоритетной отраслью развития экономики. Однако оценка инфраструктуры туроперейтинга -компаний по формированию внутренних туристических маршрутов - показала, что рынок внутреннего туризма в регионах СЗФО развит слабо. Так, из всех тур-
фирм 67,7% занимаются преимущественно продажей туров в зарубежные страны (табл. 3).
Анализ работ авторов [5; 10] показал, что, помимо низкой покупательной способности населения, развитию внутреннего туризма препятствуют следующие проблемы, характерные для большинства регионов РФ:
1. Отсутствие реальной государственной поддержки туристской отрасли.
2. Дефицит квалифицированных кадров и их несоответствие мировым стандартам обслуживания.
Таблица 3. Туристские организации СЗФО в 2014 г., ед.
Субъект СЗФО Числотуристских фирм,ед. в том числе по видам туристской деятельности, ед.
Туроператорская Турагентская Туроператорская и турагентская Экскурсионная
Республика Карелия 102 18 56 25 3
Республика Коми 135 2 126 2 5
Архангельская область 136 3 118 11 4
Вологодская область 145 5 92 32 16
Калининградская область 111 8 63 35 5
Ленинградская область 87 2 63 16 6
Мурманская область 81 6 62 11 2
Новгородская область 100 4 75 13 8
Псковская область 50 - 32 15 3
г. Санкт-Петербург 247 26 121 69 31
СЗФО 1194 26 808 229 83
Источник: Туризм в Вологодской области : стат. сб. / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Вологодской области. - Вологда, 2015. - С. 89.
3. Низкая инвестиционная и деловая активность в сфере туризма.
4. Недостаток информации о существующих внутренних туристских предложениях.
5. Высокая стоимость туристских продуктов.
Выявленные причины позволили обобщить отечественный и зарубежный опыт по развитию внутреннего туризма по конкретным направлениям (табл. 4).
Таким образом, успешное развитие внутреннего туризма во многом зависит от степени государственной поддержки отрасли. Однако и на региональном уровне можно использовать некоторые механизмы, позволяющие активизировать данное направление для жителей своей страны. Так, среди стимулирующих механизмов активизации внутреннего туризма в Вологодской области могут выступать:
1. Проведение местными органами власти политики, направленной на улучшение отношений с субъектами туристского бизнеса и включающей такие меры, как:
- предоставление льгот по налогообложению;
- предоставление гарантий при получении кредитов и займов;
- включение турфирм в региональные проекты по развитию туризма.
2. Создание гостинично-кадрового центра в г. Вологде, включающего гостиничный комплекс и образовательный центр по переподготовке и повышению квалификации специалистов гостинично-туристской сферы.
3. Оптимизация процесса подготовки кадров для сферы туризма в образовательных учреждениях области (привлечение высококвалифицированных специалистов-практиков с многолетним опытом работы к преподавательской деятельности на договорной основе - руководителей туристских организаций, гостиниц, организаций общественного питания и др., повышение квалификации преподавателей специальностей туристского профиля, расширение баз практики обучающихся).
4. Проведение различных мероприятий при поддержке региональных властей, стимулирующих сбыт туристского продукта, включающие скидки, акции, бонусы и т. д.
5. Рекламно-информационная деятельность, направленная на продвижение внутреннего туристского продукта, в частности, с использованием крупных событийных мероприятий.
Рекомендуемые мероприятия позволят повысить доступность, качество
существующих внутренних туристских населения, а также увеличить вклад вну-предложений, информированность о них треннего туризма в экономику региона.
Таблица 4. Способы стимулирования внутреннего туризма
№ Способ стимулирования Место применения Название мероприятия Эффект от реализации
Государственная поддержка отрасли
Развитие государственно-частного партнерства Россия, г. Ярославль Реализация инвестиционного проекта «Ярославское взморье» Вовлечение предприятий малого и крупного бизнеса в проект позволило привлечь 1,5 млрд руб. частных инвестиций.
Принятие стратегий развития внутреннего туризма Италия Принятие закона о содействии сельского туризма 1. Увеличение количества ферм, занятых в сельском туризме в период 2003 - 2011 гг. на 56,8% (с 13 до 20 тыс. чел.). 2. Увеличение количества мест проживания в период 2003 - 2011 гг. на 55,7% (с 10,8 до 16,8 тыс. ед.). 3. Ежегодный доход от развития сельского туризма составляет 552 млн долларов.
Повышение квалификации кадров
Организация программ обучения для специалистов сферы обслуживания Россия, Республика Татарстан Тренинговая программа обучения специалистов «Туризм. Перезагрузка» 1. С 2013 - 2015 гг. 2,8 тыс. чел. прошли обучение навыкам гостеприимства и внедрению программ управления качеством в гостиницах, ресторанах и торговых центрах. 2. Эффективность программы была проверена в 2014 году на 137 средствах коллективного размещения с применением международной методики «Тайный гость». В результате уровень удовлетворенности туристов качеством услуг вырос с 52% до 67%.
Программа стажировки для студентов «Молодежный отель» В проект было вовлечено более 1300 студентов профильных факультетов вузов Татарстана.
Привлечение инвестиций
Комплексное освоение территории Мексика Мультипликативный эффект в первые годы реализации стратегии развития туризма составил 110% . Каждый гостиничный номер создал 2,5 рабочих места в туризме и 2 - в сопутствующих отраслях.
Прямые государственные инвестиции в туризм Китай В Китае по итогам 2015 года инвестиции в туристическую сферу КНР впервые превысили 1 трлн юаней ($153 млрд), что на 42% больше, чем в 2014 году. В целом активная государственная поддержка отрасли позволила Китаю в 2015 году подняться с 45-го места на 17-е в мировом рейтинге конкурентоспособности туристического сектора экономики.
Информационная кампания
Проведение событий деловой и туристической направленности Россия, Псковская область Покровская ярмарка В 2011 - 2015 гг. проведение ярмарки увеличило количество посетителей с 45 до 120 тыс. человек, а доход от ее проведения - с 13,7 до 63 млн руб.
Стимулирование сбыта
Скидки Россия, Республика Татарстан Программа «Weekend в Казани» В выходные дни туристы размещаются в гостиницах с 40%-й скидкой и имеют специальные скидки по «карте гостя» на услуги в объектах питания, музеях и музеях-заповедниках, а также объектах индустрии развлечений. В результате реализации программы загрузка в гостиницах в выходные дни выросла с 15% в 2009 году до 65% в 2014 году.
Акции Россия, Краснодарский край Акция по предоставлению туристам экспресс-программ оздоровления и отдыха «Семь дней в копилку здоровья» Популяризация лечебных возможностей территории позволила дополнительно привлечь в курортные организации на лечение и оздоровление почти 2 млн граждан, из них более 350 тыс. детей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Анчукова, Н. В. Туризм в экономике региона [Текст] / Н. В. Анчукова, О. С. Москвина. - Вологда : ВНКЦ ЦЭМИ РАН, 2002. - 72 с.
2. Гранберг, А. Г. Основы региональной экономики [Текст] : учеб. для вузов / А. Г. Гранберг. -5-е изд. - М. : ГУ ВШЭ, 2006. - 495 с.
3. Климова, Н. В. Туризм в Краснодарском крае: потенциал, экономическое значение и перспективы развития [Текст] / Н. В. Климова, Ю. С. Кочиева // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ). -
2014. - № 100 (06). - С. 1-14.
4. Оганесян, Л. Л. Оценка перспектив развития туристско-рекреационного комплекса Краснодарского края [Текст] / Л. Л. Оганесян, Е. В. Фоменко, В. В. Антошкина // Научный вестник ЮИМ. -
2015. - № 3. - С. 59-65.
5. Саак, А. Э. Управление развитием туристского комплекса муниципального образования [Текст] : учеб. пособие для вузов / А. Э. Саак, Е. В. Жертовская. - М. : ИНФРА-М, 2013. - 304 с.
6. Стратегические ориентиры экономического развития России [Текст] / Р. С. Гринберг, А. Я. Рубинштейн, Л. И. Абалкин, С. Ю. Глазьев, В. Л. Макаров [и др.]. - СПб. : Алетейя, 2010. - 664 с.
7. Стратегия развития туризма в Вологодской области [Текст] / В. А. Ильин, Ю. Н. Плеханов, Т. В. Ускова, С. А. Селякова, Л. В. Дубиничева, К. В. Марков, Е. Н. Богачева. - Вологда : ВНКЦ ЦЭМИ РАН, 2009. - 187 с.
8. Татаркин, А. И. Оценка инвестиционных потребностей социально-экономического развития региона [Текст] / А. И. Татаркин, М. Р. Биматов // Журнал экономической теории. - 2010. - № 2. -С. 29-33.
9. Ускова, Т. В. Социально-экономический ресурс туризма [Текст] : монография / Т. В. Ускова, Л. В. Дубиничева, В. С. Орлова. - Вологда : ИСЭРТ РАН, 2011. - 182 с.
10. Чудновский, А. Д. Управление индустрией туризма России в современных условиях [Текст] : учеб. для вузов / А. Д. Чудновский, М. А. Жукова. - М. : КНОРУС, 2007. - 416 с.
11. Amertean Express Spending & Saving Тгаскег [Е1естошс resource]. - Available at : http://about. americanexpress.com/news/sst
12. Eranomte Impart of Travel & Tourism 2015 [Е^Лгошс resource]. - Available at : http://www.wtte.org/ research/economic-research/economic-impact-analysis
13. International tourism [Ele^tron^ resource]. - Available at : http://www.worldbank.org/en/country/ russia
14. Keller, P. The future of small and medium size enterprises in tourism [Electronic resource] / P. Keller. - Available at : http://www.unibg.it/dati/corsi/44014/47865-The%20future%20of% 20small%20and%20medium%20enterprises.pdf
15. UNWTO Tourism Highlights: 2015 Edition [Electronic resource]. - Available at : http://mkt.unwto.org/ publication/unwto-tourism-highlights-2015-edition
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Леонидова Екатерина Георгиевна - младший научный сотрудник отдела проблем социально-экономического развития и управления в территориальных системах. Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт социально-экономического развития территорий Российской академии наук. Россия, 160014, г. Вологда, ул. Горького, д. 56а. E-mail: [email protected]. Тел.: (8172) 59-78-10.
Leonidova E.G.
PROMOTING THE DEVELOPMENT OF DOMESTIC TOURISM: RUSSIAN AND FOREIGN EXPERIENCE
Tourism is a sector which has a significant impact on territories' socio-economic development. This kind of economic activity is characterized by the multiplier effect due to the generating income determination in related industries. Among all types, domestic tourism becomes of key importance as the main source of financial receipts from other lines of tourist activity. At that, in the Russian Federation this branch is underdeveloped as contrasted with such foreign countries as China, USA, and Italy. Modern economic conditions associated with impossibility to travel to popular foreign countries (Turkey and Egypt) and with the compulsive drop in the exchange rate actualize the search for the most effective means to develop domestic tourism and allowing increasing tourist flow of travellers within the country in the short term. The target of research is the market of domestic tourism in foreign countries and Russian regions. Research subjects are methods and forms of promoting the development of domestic tourism in the world and Russian regions. The research is based on theoretical and methodological works of Russian and foreign scientists and specialists in tourism industry and regional economy. The article presents the analysis of domestic tourism in the regions of Northwestern Federal District based on statistical data 2014 and reveals causes hampering its development. The author sums up foreign and Russian experience of domestic tourism development and determines main lines for promoting domestic tourism in Russian regions. In conclusion the author suggests a set of measures to promote this industry in the Vologda Oblast through activities aimed at improvement of the relationship between local authorities and tourist businesses, personnel development, conducting of distribution activities, and active information work.
Tourism, domestic tourism, regional tourism, economy, regional economy, public private partnership, promotion.
REFERENCES
1. Anchukova N. V., Moskvina O. S. Turizm vekonomike regiona [Tourism in the Region's Economy]. Vologda : VNKTs TsEMI RAN, 2002. 72 p.
2. Granberg A. G. Osnovy regional'noi ekonomiki: ucheb. dlya vuzov [Foundations of the Regional Economy : Textbook for graduate students]. 5th issue. Moscow : GU VShE, 2006. 495 p.
3. Klimova N. V., Kochieva Yu. S. Turizm v Krasnodarskom krae: potentsial, ekonomicheskoe znachenie i perspektivy razvitiya [Tourism in the Krasnodar Region: Potential, Economic Importance and Development Prospects]. Politematicheskii setevoi elektronnyi nauchnyi zhurnal Kubanskogo gosudarst-vennogo agrarnogo universiteta (Nauchnyi zhurnal KubGAU) [Polythematic Online Scientific Journal of Kuban State Agrarian University (Scientific Journal of KubSAU)], 2014, no. 100 (06), pp. 1-14.
4. Oganesyan L. L., Fomenko E. V., Antoshkina V V. Otsenka perspektiv razvitiya turistsko-rekreatsionnogo kompleksa Krasnodarskogo kraya [Assessment of Development Prospects of Tourism and Recreational Complex of the Krasnodar Region]. Nauchnyi vestnik YuIM [Scientific Bulletin of the Southern Institute of Management], 2015, no. 3, pp. 59-65.
5. Saak A. E., Zhertovskaya E. V. Upravlenie razvitiem turistskogo kompleksa munitsipal'nogo obrazovaniya : ucheb. posobie dlya vuzov [Development Management in Tourism Complex of Municipalities : Study Guide for graduate students]. Moscow : INFRA-M, 2013. 304 p.
6. Grinberg R. S., Rubinshtein A. Ya., Abalkin L. I., Glaz'ev S. Yu., Makarov V. L., et al. Strategicheskie orientiry ekonomicheskogo razvitiya Rossii [Strategic Guidelines for Russia's Economic Development]. St.-Peters-burg : Aleteiya, 2010. 664 p.
7. Il'in V. A., Plekhanov Yu. N., Uskova T. V., Selyakova S. A., Dubinicheva L. V., Markov K. V., Bogacheva E. N. Strategiya razvitiya turizma v Vologodskoi oblasti [Strategy of Tourism Development in the Vologda Oblast]. Vologda : VNKTs TsEMI RAN, 2009. 187 p.
8. Tatarkin A. I., Bimatov M. R. Otsenka investitsionnykh potrebnostei sotsial'no-ekonomicheskogo razvi-tiya regiona [Assessment of Investment Requirements of the Region's Socio-Economic Development]. Zhurnal ekonomicheskoi teorii [Russian Journal of Economic Theory], 2010, no. 2, pp. 29-33.
9. Uskova T. V., Dubinicheva L. V., Orlova V. S. Sotsial'no-ekonomicheskii resurs turizma : monografiya [Socio-Economic Resource of Tourism : Monograph]. Vologda : ISERT RAN, 2011. 182 p.
10. Chudnovskii A. D., Zhukova M. A. Upravlenie industriei turizma Rossii v sovremennykh usloviyakh : ucheb. dlya vuzov [Management of the Tourism Industry in Russia in Modern Conditions : Textbook for graduate students]. Moscow : KNORUS, 2007. 416 p.
11. American Express Spending & Saving Tracker. Available at : http://about.americanexpress.com/news/sst
12. Economic Impact of Travel & Tourism 2015. Available at : http://www.wttc.org/research/economic-research/economic-impact-analysis
13. International Tourism. Available at : http://www.worldbank.org/en/country/russia
14. Keller P. The Future of Small and Medium Size Enterprises in Tourism. Available at : http://www.unibg.it/ dati/corsi/44014/47865-The%20future%20of%20small%20and%20medium%20enterprises.pdf
15. UNWTO Tourism Highlights: 2015 Edition. Available at : http://mkt.unwto.org/publication/unwto-tour-ism-highlights-2015-edition
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Leonidova Ekaterina Georgievna - Junior Research Associate at the Department of the Issues of Socio-Economic Development and Management in Territorial Systems. Federal State Budgetary Institution of Science Institute of Socio-Economic Development of Territories of the Russian Academy of Sciences. 56A, Gorky Street, Vologda, 160014, Russia. E-mail: [email protected]. Phone: +7(8172) 59-78-10.