ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ I 41
УДК 338.26
СТИМУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ РЕЦИКЛИНГА ТВЕРДЫХ БЫТОВЫХ ОТХОДОВ
И.О. Садовничая*
Аннотация. Рассматривается ситуация, сложившаяся на отечественном рынке рециклинга твердых бытовых отходов; формулируются наиболее важные направления стимулирования развития предпринимательской деятельности в сфере рециклинга твердых бытовых отходов.
Ключевые слова: предпринимательская деятельность, ресурсы, рециклинг, твердые бытовые отходы, утилизация.
STIMULATE THE DEVELOPMENT OF ENTREPRENEURSHIP IN THE FIELD RECYCLING OF MUNICIPAL SOLID WASTE
I.O. Sadovnichaya
Annotation. The article describes current market condition of municipal solid waste recycling, and also the article touches upon the directions that stimulate the development of entrepreneurial activity in the field of solid waste recycling. Keywords: business activities, resources, recycling, solid waste, recycling.
Научная специальность 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством
Непростая экономическая ситуация продолжает оказывать влияние на предпринимательскую деятельность во всех отраслях экономики, в том числе и на деятельность организаций в системе управления твердыми бытовыми отходами (ТБО). Нынешний кризис является системным и всеобщим. Тем он страшнее. Ведь если проблемы испытывает отдельная организация, то это носит локальный характер, и устойчивая внешняя среда может стать опорой для данной организации в борьбе за выживание. В нашем же случае даже экономически и финансово благополучные организации легко могут стать жертвой мощной волны, порожденной кризисом.
Рассмотрим ситуацию в сфере рециклинга твердых бытовых отходов на отечественном рынке.
Прежде всего, нужно сказать, что под системой управления твердыми бытовыми отходами будем понимать совокупность взаимосвязанных организационно-экономических отношений, в рамках которых осуществляются мероприятия по сбору, транспортировке, обезвреживанию, хранению, утилизации и захоронению, а так же рециклингу твердых бытовых отходов. Рециклинг можно определить как систему организационно-экономических и технологических мероприятий по возвращению твердых бытовых отходов в повторный хозяйственный оборот [7].
В нынешней экономической ситуации переработка отходов — источник недорогих вторичных материалов. Однако, российский рынок переработки твердых бытовых отходов еще недостаточно развит.
© Садовничая И.О., 2015 Статья опубликована в открытом доступе на сайте sovnauka.com
* ИРИНА ОЛЕГОВНА САДОВНИЧАЯ,
кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика промышленности» Московский государственный технический университет радиотехники, электроники и автоматики Адрес: пр. Вернадского, д. 78, Москва, Россия, 119454 Е-шаП: sadovnichaya.io@mail.ru
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Необходимость стимулирования развития предпринимательской деятельности в сфере рециклинга обусловлена негативными социальными, экономическими и экологическими последствиями, проявляющимися в результате воздействия твердых бытовых отходов на окружающую природную среду при низком уровне их переработки, а именно:
• повышение угрозы здоровью населения;
• увеличение платы за вывоз ТБО;
• затруднение доступа к экологически безопасным товарам и услугам;
• ухудшение эстетического состояния территорий;
• повышение потребности в первичных ресурсах;
• вывод ценных земельных участков из хозяйственного оборота для создания полигонов;
• повышение энерго- и ресурсоемкости производства;
• загрязнение экосистем твердыми бытовыми отходами, а также продуктами их распада;
• увеличение технологической нагрузки на производственную систему.
Анализ современного состояния предпринимательской деятельности в сфере рециклинга в Российской Федерации позволяет выделить основные проблемы его развития:
• отсутствие активной государственной поддержки предпринимательства в сфере рециклинга;
• низкая эффективность законодательства, отсутствие законодательных стимулов развития рециклинга и инструментов развития использования вторичного сырья;
• низкая эффективность системы управления твердыми бытовыми отходами на местном уровне;
• низкий уровень развития инфраструктуры управления твердыми бытовыми отходами;
• сокращение количества пунктов приема твердых бытовых отходов у населения;
• отсутствие экономических стимулов вовлечения ТБО в повторный хозяйственный оборот;
• низкий уровень межтерриториального взаимодействия при построении предпринимательских сетей для обеспечения процесса рециклинга ТБО;
• недостаточное влияние общественных и профессиональных объединений на принятие решений государственной и муниципальной властью в сфере обращения твердых бытовых отходов.
Развитие рециклинга в России играет важную роль в связи с ухудшением текущей ситуации с управлением твердыми бытовыми отходами. На территории России скопилось более 85 млрд т отходов [2]. По данным Ассоциации рециклинга отходов, ежегодно в стране об-
разуется более 3 млрд т промышленных отходов, более 40 млн т твердых коммунальных отходов, 3 млн т медицинских отходов.
Основная масса твердых бытовых отходов концентрируется на полигонах и многочисленных несанкционированных свалках, которые являются опасными источниками загрязнения воздуха, почв, растений, подземных и поверхностных вод. Так, по данным Роспри-роднадзора, на начало 2010 г. в России учтено 23 963 объекта размещения отходов (лишь 8% объектов размещения отходов соответствуют установленным требованиям), из них 11 193 — несанкционированные полигоны, которые постоянно расширяются, захватывая и рекреационные территории.
В России использование отходов производства составляет по разным оценкам от 25 до 45%, а отходов потребления — около 2—5% [6]. По сравнению с западными странами в России самый низкий уровень сжигания бытового мусора — 2%. Однако, простое сжигание ТБО не может рассматриваться как экономически и экологически целесообразная технология, так как многие вещества, которые могли бы быть использованы, уничтожаются; при этом на сжигание требуются дополнительные затраты энергии.
Кроме того, при работе существующих мусоросжи-гающих установок образуются вторичные токсичные отходы, например диоксины, оказывающие разрушающее воздействие на гормональную систему человека, что в итоге ведет к снижению человеческого потенциала в регионе. Особую опасность мусоросжигающие заводы представляют для северных регионов, где их эксплуатация может привести к деградации особо уязвимых экосистем. Следовательно, развитие рециклинга как более экологически безопасного способа обращения с ТБО, по сравнению со сжиганием, должно стать первоочередной мерой повышения эколого-экономической сбалансированности регионального развития.
Особое внимание целесообразно уделять развитию рециклинга твердых бытовых отходов, обладающих наибольшей неоднородностью как по их морфологическому составу, так и по территории, на которой эти отходы образуются. Неэффективная система сбора и сортировки ТБО в России ведет к низкому уровню извлечения из них полезных фракций. Важной составляющей механизма развития предпринимательской деятельности в сфере рециклинга является восстановление локальных приемных пунктов, поскольку это позволяет существенно повысить уровень сортирован-ности отходов, уменьшить количество твердых бытовых отходов и снизить трудоемкость их переработки на последующих этапах процесса управления. Такой
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
способ сортировки ТБО является наиболее экономичным и не требует дополнительных затрат на строительство сортировочных пунктов и предприятий.
Развитие индустрии рециклинга особенно выгодно и целесообразно теперь, когда возникает острая необходимость экономии всех видов затрат; использование вторичных ресурсов обеспечивает снижение затрат при производстве товаров, так как вовлечение в хозяйственный оборот вторичных ресурсов обходится, как правило, дешевле, чем первичных ресурсов. Анализ цен на первичное и вторичное пластиковое сырье показывает, что разница цен составляет от 1,5 до 2,2 раза:
• полиэтилен: первичное сырье — 50—60 руб./кг, вторичное сырье — 25—40 руб./кг;
• полипропилен: первичное — 40—62 руб./кг, вторичное — 20—30 руб./кг;
• полистирол: первичное — 53—59 руб./кг, вторичное — 24—37 руб./кг.
При этом в настоящее время доля вторичного сырья при производстве продукта из пластиков составляет в России всего 4—5% [5]. При общем объеме рынка полиэтилена 550 000 т в год ежегодная экономия для потребителей сырья может составить до 11 млрд руб.; при объеме рынка пропилена 783 000 т потенциальная экономия — 15,6 млрд руб.; при объеме рынка полистирола 474 000 т потенциальная экономия — 11,8 млрд руб.
По мнению экспертов, возможный уровень рециклинга при научно-техническом и инновационном потенциале этой сферы, созданном в РФ и за рубежом, может достигать 70—90%, а главным вектором развития является внедрение технологических инноваций. Кроме того, развитие производственной инфраструктуры за счет строительства и эксплуатации предприятий по переработке отходов позволит создать новые рабочие места, улучшить экологическую обстановку в регионах России, сократить площади земель, занятых полигонами и стихийными свалками мусора и, как следствие, уменьшить негативное влияние отходов на здоровье населения. В России наиболее эффективной институциональной инновацией в сфере обращения с твердыми бытовыми отходами могло бы стать создание комплексных территориальных и межтерриториальных систем обращения твердых бытовых отходов на основе приоритета рециклинга над остальными способами использования и обезвреживания отходов.
Развитие рециклинга по данному сценарию может привести к созданию полноценной индустрии рециклинга как сферы предпринимательской деятельности в национальном масштабе. Особое значение для функционирования имеют эффективная деятельность субъектов предпринимательства и взаимодействие между ними.
Для решения задачи технологического развития рециклинга важным является исследование существующих и разработка новых методов переработки ТБО, выбор наиболее эффективных из них и разработка государственного стимулирования предпринимательской инициативы по реализации инвестиционных проектов в данной сфере. Что касается инвестиционных проектов, то они могут быть как частными, так и государственно-частными (государственно-частное партнерство) с использованием финансовых ресурсов, привлеченных под гарантии государства и региональных властей.
В сферу рециклинга следует активнее привлекать субъекты предпринимательства, так как при рациональной организации они являются более эффективными. При этом для привлечения средств частных инвесторов в разработку и реализацию проектов в сфере рециклинга им необходимо предоставить налоговые стимулы.
Для улучшения ситуации с развитием рециклинга необходимо также совершенствовать нормативно-правовую базу в области обращения отходов. В разрабатываемых законодательных и нормативно-правовых актах следует закрепить механизмы ответственности производителей и импортеров за сбор и переработку отходов после использования продукции, определить перечень данной продукции, нормативы и сроки ввода нормативных актов в действие; разработать механизм взимания и распределения платежей производителей и импортеров продукции за возмещение затрат за сбор и переработку отдельных видов продукции и упаковки.
Необходимы налоговые и иные стимулы для предпринимателей, осуществляющих сбор отходов у населения, экологически безопасную утилизацию и внедряющих наилучшие технологии, введение принципа ответственности производителя продукции за экологически безопасную утилизацию отходов по завершении «жизненного цикла» продукции, а также установление специальных требований в сфере обращения с медицинскими, биологическими и другими экологически опасными отходами [9, с. 2—14].
Перспективы развития рециклинга в России связаны с созданием эффективного организационно-экономического механизма развития предпринимательской деятельности, для эффективного функционирования которого, необходимо следующее:
• частные и государственные инвестиции в НИОКР в сфере рециклинга и либерализация налоговой политики для предприятий, осуществляющих такие НИОКР;
• повышение эффективности государственной политики в сфере фундаментальных исследований в области технологий рециклинга;
44
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
• либерализация таможенной политики;
• совершенствование нормативно-правовой базы;
• расширение масштабов использования эффективных технологических инноваций, включая методы переработки отходов, не предусматривающие их сжигание;
• законодательное внедрение принципа «наилучших существующих технологий» на предприятиях, осуществляющих рециклинг;
• подготовка кадров, способных как разрабатывать технологии рециклинга, так и обслуживать инновационное оборудование на практике;
• использование программного подхода к развитию рециклинга на уровне регионов и макрорегионов на основе межрегионального взаимодействия;
• совершенствование организационно-экономического механизма.
Таким образом, на основании проведенного анализа можно сделать вывод, что наиболее важными направлениями развития предпринимательства в сфере рециклинга твердых бытовых отходов являются: разработка направлений и принципов налогового стимулирования предпринимательской деятельности в рассматриваемой сфере; построение межтерриториальной логистической инфраструктуры для производственной консолидации предпринимателей, занимающихся ре-циклингом твердых бытовых отходов, а также системы оценки экономической эффективности рециклинга как объекта предпринимательской деятельности.
Литература
1. БоровскийЕ.А. Отходы, мусор, отбросы... // ЭКО. 2006. № 2.
2. Гурбанов И. Проблемы обращения с твердыми бытовыми отходами. Пути их решения. URL://http://-www.rosaro.ru/docs/AWR.pdf
3. Девяткин В.В. Отходы как вторичные материальные ресурсы // Экология производства. 2007. № 2.
4. Охрана окружающей среды в России. 2010: Стат. сб. М., 2010.
5. Рабинер Ю. Прогрессивная технология переработки муниципальных отходов. Коммерческое предложение. URL://http://www.new-garbage.com/?id=10238
6. Смольякова Т. Неразделенные отходы // Российская газета. 2009, 25 марта.
7. Фесенко Р.С. Рециклинг как механизм эколого-экономической сбалансированности регионального развития. // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2011. №5 (17).
8. Хомич В.А. Экология городской среды: Учеб. пособие. М., 2006.
9. Экономика. Экология // Российская газета. 2008, 15 июля.