Научная статья на тему 'Стимулирование развития и использования потенциала транспортно-логистического комплекса РФ в реалиях современной экономики'

Стимулирование развития и использования потенциала транспортно-логистического комплекса РФ в реалиях современной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
452
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
транспортно-логистический комплекс / государственно-частное партнерство / проблемы / предпосылки / развитие / transport and logistics complex / state and private partnership / problems / Preconditions / Development

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Панамарева Олеся Николаевна

<i>В статье выделены существенные аспекты функционирования транспортно-логистического комплекса России. На базе выявленных проблем и особенностей современной экономики РФ акцентирована целесообразность использования ГЧП как стимулятора его интенсивного развития.</i>

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

<i>The article deals with basic aspects of functioning of Russian transport and logistics complex. The accents of expedient of PPP" using as it"s intensive development stimulator were made on the base of problems and real economy"s peculiarities displayed.</i>

Текст научной работы на тему «Стимулирование развития и использования потенциала транспортно-логистического комплекса РФ в реалиях современной экономики»

УДК 338.2 : 656

Панамарева Олеся Николаевна Panamareva ОІевуа Nikolaevna

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента Морской государственной академии им. адмирала Ф.Ф. Ушакова onpanamar@mail.ru

СТИМУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОТЕНЦИАЛА ТРАНСПОРТНОЛОГИСТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА РФ В РЕАЛИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКИ

Candidate of Economics, associate professor of the chair of economics and management, Ushakov Marine State Academy onpanamar@mail.ru

STIMULATING OF DEVELOPMENT AND USING OF POTENTIAL OF RUSSIAN TRANSPORT AND LOGISTICS COMPLEX IN REALITIES OF MODERN ECONOMY

Аннотация:

В статье выделены существенные аспекты функционирования транспортнологистического комплекса России. На базе выявленных проблем и особенностей современной экономики РФ акцентирована целесообразность использования ГЧП как стимулятора его интенсивного развития.

Ключевые слова:

транспортно-логистический комплекс, государственно-частное партнерство, проблемы, предпосылки, развитие.

The summary:

The article deals with basic aspects of functioning of Russian transport and logistics complex. The accents of expedient of PPP’ using as it’s intensive development stimulator were made on the base of problems and real economy’s peculiarities displayed.

Keywords:

transport and logistics complex, state and private partnership, problems, preconditions, development.

На протяжении последних десяти лет особое внимание вопросам формирования транспортно-логистического комплекса (ТЛК) России уделяется на конструкторатах, круглых столах, заседаниях коллегий и комиссий федерального, регионального и местного уровней. Прежде чем проводить исследование основных предпосылок и аспектов создания, функционирования и развития ТЛК РФ в современных условиях хозяйствования, сделаем акцент на базовые определения этой области.

С экономической точки зрения, транспортная логистика - это система по организации доставки, а именно - по перемещению каких-либо материальных предметов, веществ и других объектов из одной точки в другую по оптимальному маршруту. С точки зрения науки, транспортная логистика - одно из основополагающих направлений науки об управлении информационными и материальными потоками в процессе движения товаров [1]. В целом она выполняет следующие функции (рис. 1, создан автором на основе источника [1]).

ФУНКЦИИ ТРАНСПОРТНОЙ логистики

Интегриро-

ванное пла-

нирование Определе-

транспортных ние рацио-

процессов на нальных

различных маршрутов

видах поставки

транспорта

Совместное

планирование

Выбор типа Выбор транспортных

транспортно- вида процессов со

го средства транс- складскими и

портного производ-

средства ственными

операциями

Обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса

PI

Рис. 1. Функции транспортной логистики

Логистическая система - адаптивная система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические функции, при этом оптимальным считается маршрут, по которому можно доставить логистический объект в кратчайшие сроки (или оговоренные сроки) с минимальными затратами ресурсов, а также с минимальным вредом для объекта доставки.

Выделяют макро- и микрологистические системы. Выделяют три вида логистических систем: 1) логистические системы с прямыми связями (материальный поток проходит непосредственно от производителя продукции к ее потребителю без посредников); 2) эшелонированные логистические системы (на пути материального потока присутствует как минимум один посредник); 3) гибкие логистические системы (движение материального потока от производителя продукции к ее потребителю может осуществляться как напрямую, так и через посредников).

Макрологистическая система - достаточно крупная система управления материальными потоками, включающая компании и организации промышленности, посреднические, торговые и транспортные организации различных ведомств, расположенных в рамках регионов одного государства или разных стран. Создание и развитие макрологи-стических систем в межгосударственных программах требует создания единого экономического и информационно-коммуникационного пространства - единого рынка без внутренних границ, таможенных препятствий транспортировке товаров, капиталов, информации, трудовых ресурсов.

Микрологистические системы - класс внутрипроизводственных логистических систем, состоящих из технологически связанных производств, объединенных единой инфраструктурой; являются подсистемами макрологистических систем.

Россия сегодня стоит перед лицом радикальных перемен в экономике на качественном уровне, когда рассматривать создание и развитие транспортно-логистических систем необходимо сквозь призму результатов анализа и синтеза, другими словами, на основе системного анализа сложных организационно-технических и экономических систем, каковым и является объект данного исследования - транспортно-логистический комплекс РФ.

Несмотря на серьезные результаты развития российской экономики за последнее десятилетие [2, с. 135] (рис. 2), РФ сталкивается с глобальной проблемой - создания эффективной инфраструктуры, обеспечивающей европейский уровень качества транспортно-логистических услуг, а следовательно, и повышающей конкурентоспособность экономики страны в целом.

Рис. 2. Базовые результаты развития российской экономики за последнее десятилетие (по состоянию на 2010 г., согласно данным швейцарской бизнес-школы IMD)

Сегодня состояние российской транспортно-логистической отрасли можно оценить как неудовлетворительное (рис. 3, создан автором с использованием источников [3, с. 24; 4]).

На рис. 3 показано, что существуют предпосылки изменения ситуации к лучшему. Но как они будут использованы РФ, будет зависеть от грамотной политики государственных органов власти в данной сфере. Желательные шаги должны иметь следующий вид (рис. 4, создан автором на основе источника [4]).

Рис. 4. Основные шаги создания и развития транспортно-логистической системы РФ

Последние два аспекта, представленные на рис. 3 и 4, констатируют необходимость сотрудничества на арене международного транспортно-логистического рынка на базе привлечения иностранных компаний и их ресурсов в экономику страны. Сегодня потенциал рынка частных инвестиций в развитие транспортной инфраструктуры России можно оценить как величину в 10-12 млрд ам. долл. в год [5, с. 22]. Логистический бизнес является «прозрачным» для зарубежных инвесторов, однако необходимо создать законодательные и экономические условия, чтобы они стремились вкладывать свои ресурсы в российский транспортно-логистический рынок. В цивилизованном мире существует ряд методов осуществления этого процесса, и одним из важных инструментов здесь является государственно-частное партнерство (ГЧП).

Развитие транспортно-логистического комплекса РФ на базе принципов ГЧП позволит привлечь на рынок профессиональных участников. ГЧП - public-private partnership - совокупность форм средне- и долгосрочного взаимодействия государства и бизнеса для решения общественно значимых задач на взаимовыгодных условиях [6] в целях разработки, планирования, финансирования, строительства и эксплуатации объектов инфраструктуры. ГЧП - привлечение на контрактной основе органами власти частного сектора для более эффективного и качественного исполнения задач, относящихся к публичному сектору экономики на условиях компенсации затрат, разделения рисков, обязательств, компетенций.

Сегодня около десяти российских компаний уже активно развивают практику ГЧП, кроме того осуществляется развитие сотрудничества в рамках данного вопроса с Partnerships BC (Канада), Partnershaften Deutschland (Германия), подразделением по ГЧП Caisse des Depots et Consignation (Франция), министерством транспорта Израиля. Сотрудничество направлено на изучение опыта, развития российского бизнеса в проектах ГЧП за

рубежом. К сожалению именно в области логистики этот процесс еще только в зачаточном положении. Здесь необходимо начинать с регионального уровня. В качестве концептуальной модели можно принять модель взаимодействия государства и бизнеса в рамках ГЧП, предложенную А.А. Кизим, С.С. Исауловой [7]. Основные ее аспекты показаны на рис. 5.

Рис. 5. Концептуальная модель взаимодействия региональных субъектов транспортно-логистической системы РФ

В указанной модели основное внимание уделено четвертой, пятой и шестой группам как основополагающим в организации функционирования транспортно-логистической системы. Здесь сделан упор на взаимодействие государства и частного бизнеса при проведении процедур «Проектирование», «Функционирование» и «Мониторинг» именно на принципах ГЧП (рис. 6).

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ГЧП

Значительная продолжительность сроков действия соглашений о ГЧП (от 10-15 до 20 и более лет. в случае концессий - до 50 лет)

Строгая определенность объекта - проекты создаются под определенный объект (морской торговый порт, железная дорога, объект социальной инфраструктуры) с четким указанием срока его завершения

Сбалансированность источников финансирования проекта ГЧП (частные инвестиции, дополненные государственным финансированием; комбинированное инвестирование с несколькими участниками)

Обеспечение конкурентной среды - обязательность наличия конкурентной среды, когда за каждый контракт или концессию происходит борьба между несколькими потенциальными участниками

Рациональность распределения ответственности между участниками ГЧП: государство формулирует цели проекта с позиций интересов социума, определяет стоимостные и качественные параметры, осуществляет мониторинг реализации проектов; частный бизнес берет на себя оперативную деятельность на разных стадиях проекта - разработка, финансирование, строительство и эксплуатация, управление, практическая реализация услуг потребителям

Взаимовыгодность разделения рисков между участниками партнерского соглашения на базе соответствующих договоренностей сторон (контрагентов)

Синергетичность экономического эффекта - высокое качество услуг для социума

Рис. 6. Основные принципы ГЧП

В рамках ГЧП государство обеспечивает правомочия собственника объекта соглашения, возможность предоставления экономических льгот, гарантий, материальных, финансовых и информационных ресурсов, привлекая иностранных и российских частных инвесторов. При этом оно может выполнять свои базовые функции:

- контроль;

- регулирование;

- соблюдение общественных интересов.

Частный бизнес получает возможность выполнять на более высоком уровне (в соответствии с международными стандартами) транспортно-логистические услуги, получая адекватную прибыль и зарабатывая доверие потребителей и иных организаций (формируя прочную репутацию - залог успеха бизнеса), но при этом все неизбежные предпринимательские риски перераспределяются в сторону бизнеса.

А с точки зрения общественной значимости ГЧП в сфере транспортной логистики такая форма взаимодействия государства и частного бизнеса повлечет планомерное и эффективное развитие транспортной инфраструктуры, логистики региона и страны в целом, что в свою очередь приведет к снижению транспортных издержек в конечной цене товара и получению потребителем более качественных транспортно-логистических услуг.

Ссылки: References (transliterated):

1. См.: Википедия. (Электронный ресурс). URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/TpaHcnopT-^^on/icT ика (дата обращения: 21.10.2011).

2. Новиков А.В., Новикова И.Я. Финансовые центры: рейтинги и российский потенциал // ЭКО. 2010. № 6. С. 134-148.

3. Панкратова Е. Транспортная стратегия: взгляд на 20 лет вперед // Международный экспедитор. 2008. № 1 (60). С. 24-25.

4. Логистика - понятный для западных инвесторов бизнес. [Электронный ресурс]. URL: http://www.logistics.rU/9/26/i1_2842.htm (дата обращения: 21.10.2011).

5. Развить госинфраструктуру поможет частный капитал // Международный экспедитор. 2005. № 1. С. 22-23.

6. Баранов А.О., Павлов В.Н. Сколько инвестиций нужно России? // ЭКО. 2009. № 8. С. 2-17.

7. Кизим А.А., Исаулова С.С. Модель взаимодействия региональных субъектов транспортнологистической системы при координации логистических центров с виртуальными процедурами. Подходы к оценке стоимости виртуальной транспортной логистики // Финансы и кредит. № 10. 2004. 24.05. С. 54-60. [Электронный ресурс]. URL: www.logistics.ru/9/24/i20_3071.htm (дата обращения: 21.10.2011).

1. See: Wikipedia. (Electronic resourse). URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Transportnaya_logistik a (date of access: 21.10.2011).

2. Novikov A.V., Novikova I.YA. Finansovye tsentry: reytingi i rossiyskiy potentsial // EKO. 2010. No. 6. P. 134-148.

3. Pankratova E. Transportnaya strategiya: vzglyad na 20 let vpered // Mezhdunarodniy ekspeditor. 2008. No. 1 (60). P. 24-25.

4. Logistika - ponyatniy dlya zapadnykh investorov

biznes. [Electronic resourse]. URL:

http://www.logistics.ru/9/26/i1_2842.htm (date of access: 21.10.2011).

5. Razvit' gosinfrastrukturu pomozhet chastniy

kapital // Mezhdunarodniy ekspeditor. 2005. No. 1. P. 22-23.

6. Baranov A.O., Pavlov V.N. Skol'ko investitsiy

nuzhno Rossii? // EKO. 2009. No. 8. P. 2-17.

7. Kizim A.A., Isaulova S.S. Model' vzaimodeystviya regional'nykh sub"ektov transportno-logisticheskoy sistemy pri koordinatsii logistich-eskikh tsentrov s virtual'nymi protsedurami. Pod-khody k otsenke stoimosti virtual'noy transportnoy logistiki // Finansy i kredit. No. 10. 2004. 24.05. P. 54-60. [Electronic resourse]. URL: www.logistics.ru/9/24/i20_3071 .htm (date of access: 21.10.2011).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.