Научная статья на тему 'Стимулирование инновационной и коммерческой деятельности работников вуза, как составной элемент бюджетирования по центрам ответственности'

Стимулирование инновационной и коммерческой деятельности работников вуза, как составной элемент бюджетирования по центрам ответственности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
107
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / ПЕРСОНАЛ / СТИМУЛИРОВАНИЕ / БЮДЖЕТИРОВАНИЕ / ЦЕНТР ОТВЕТСТВЕННОСТИ / ДЕНЕЖНЫЙ ПОТОК / РЕЙТИНГ / СИСТЕМА ОПЛАТЫ / ВУЗ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузубов С. А., Ивлев А. В.

В статье описан структурно-экономический механизм распределения стимулирующего фонда по центрам прибыли в вузе на примере факультетов, кафедр и конкретного работника. Сделан вывод об эффективности предложенного механизма распределения фонда стимулирующих выплат по результатам рейтингов факультетов, кафедр, профессорско-преподавательского состава.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стимулирование инновационной и коммерческой деятельности работников вуза, как составной элемент бюджетирования по центрам ответственности»

высшего-

УДК 331.221

СТИМУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ И КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАБОТНИКОВ ВУЗА КАК СОСТАВНОЙ ЭЛЕМЕНТ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ ПО ЦЕНТРАМ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

С. А. КУЗУБОВ,

доктор экономических наук, профессор кафедры экономики, учета и статистики E-mail: [email protected]

А. В. ИВЛЕВ,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры экономики, учета и статистики

E-mail: [email protected] Магнитогорский государственный университет

В статье описан структурно-экономический механизм распределения стимулирующего фонда по центрам прибыли в вузе на примере факультетов, кафедр и конкретного работника. Сделан вывод об эффективности предложенного механизма распределения фонда стимулирующих выплат по результатам рейтингов факультетов, кафедр, профессорско-преподавательского состава.

Ключевые слова: управление, персонал, стимулирование, бюджетирование, центр ответственности, денежный поток, рейтинг, система оплаты, вуз.

Одним из важныхусловий экономически устойчивого развития вуза является хорошо продуманная организационная структура с распределением функций и закреплением за должностями прав и ответственности по эффективному управлению доходами и расходами вуза. Одним из таких инструментов становятся центры ответственности — структурные подразделения вуза.

Понятие «центр ответственности» является ключевым в управленческом учете. Концепция центров ответственности, впервые сформированная Д. А. Хиггинсом в середине прошлого века, предполагает определение степени ответственности конкретных лиц за финансовые результаты своей работы.

Центр ответственности — структурное подразделение вуза, возглавляемое избранным (для основных подразделений) или назначенным (для обеспечивающих подразделений) руководителем.

Центр ответственности реализует возложенные на него функции в рамках общей миссии вуза; имеет право распоряжаться выделенными или самостоятельно заработанными материальными или денежными ресурсами; действует на основании общеуниверситетских правовых и нормативных актов. Руководителю центра ответственности делегировано право принятия решений в пределах своей компетенции Он несет ответственность за реализацию функций подразделения. Необходимые условия

децентрализации управления и создания центров

ответственности заключаются в следующем:

- регламентация задач и делегирование права принятия решений по уровням организационной структуры;

- выделение ресурсов для реализации делегированных функций и задач;

- разработка и утверждение нормативной базы, регулирующей взаимодействие структурных подразделений и уровней управления;

- определение меры ответственности.

При изменении системы управления на основе

центров ответственности необходимо:

- разделение учебной деятельности по направлениям и специальностям;

- объединение направлений и специализаций с управляемым числом предполагаемых центров ответственности;

- передача в подразделения по мере возможности всех основных функций (как можно большей части);

- распределение функций обеспечения и обслуживания между ректоратом и центром.

Бюджетные доходы по центру прибыли

Бюджетные ассигнования по разделу 0706 «Высшее профессиональное

Бюджетные ассигнования по разделу 0111 «Фундаментальные исследования»

Бюджетные ассигнования по разделу 0410 «Прикладные исследования»

Внебюджетные доходы по центру прибыли

Доходы от платной образовательной деятельности

Доходы от выполнения НИОКР

Доходы от выполнения прочих работ (услуг)

Целевые средства и безвозмездные поступления

Доход от финансовых операций

Доход от инвестиционных операций

д

Е Н Е Ж Н

ы

Е

С р

Е Д С

т в

А

Ц

Е Н Т Р

А

П Р И Б Ы Л И

Рис. 1. Основные потоки доходов и расходов по центрам прибыли в вузе

В деятельности современного, отвечающего требованиям внешней среды вуза можно выделить пять основных центров ответственности:

- центрдоходов;

- центр нормативных затрат;

- центр управленческих затрат;

- центр прибыли;

- центр инвестиций.

Рассмотрим структурно-логический механизм распределения фонда стимулирующих выплат в центрах прибыли вуза.

Центр прибыли — это сегмент (подразделение вуза), руководитель (декан, директор, начальник) которого отвечает одновременно как за доходы, так и за затраты своего подразделения. При выделении в структуре вуза центров прибыли возникает возможность разработки бюджета движения денежных средств в разрезе притоков и оттоков по конкретному подразделению. Применительно к вузам центры прибыли могут быть сосредоточены по факультетам, лабораториям университета, мастерским факультетов.

Целью составления модели движения денежных средств является определение величины и

динамики чистого денежного потока от различных видов деятельности центров прибыли и совокупного чистого денежного потока.

С этой целью смоделируем схемы формирования чистого денежного потока (Cash flow). Для этого необходимо сформировать основные потоки доходов и расходов по центрам прибыли вуза (рис. 1).

Модель денежных потоков центра прибыли разработана для вузов, созданных в форме как бюджетного, так и автономного учреждения, и учи-

Текущие расходы

Оплата труда и начисления

Приобретение активов в целях обеспечения учебного процесса

Информационные услуги и услуги связи

Рекламные и маркетинговые расходы

Резервы подразделений

Расходы на выполнение НИОКР

Научный фонд на внутривузовские гранты, конференции, симпозиумы и т.д.

Международная деятельность центра прибыли

тывает особенности их организационно-правового функционирования.

Модель представляет собой базу для оценки способности привлекать и использовать денежные средства, позволяет спрогнозировать величину общего чистого денежного потока вуза, а также сделать вывод о достаточности у вуза денежных средств, необходимых для ведения нормальной образовательной, научной, инвестиционной и финансовой деятельности и урегулирования всех расчетов и погашения всех обязательств; а также о характере структуры распределения денежных средств между различными видами деятельности.

Ситуация в образовательном учреждении, направленность изменения его финансового состояния оцениваются на основе вычисления динамики абсолютных и относительных показателей, как по центрам ответственности (в нашем случае — по центру прибыли), так и по вузу в целом на конец года по сравнению с аналогичными показателями на начало года и в сравнении с темпами роста доходов от предоставления образовательных и других услуг.

Сформируем некоторые экономические предпосылки расчета аналитических коэффициентов, отражающих эффективность деятельности центра прибыли.

По составу и структуре модель движения денежных средств центров прибыли представляет собой совокупность показателей, развернуто характеризующих поток денежных средств за опре-

Характеристика денежных потоков центра прибыли

Образовательная деятельность О Научная и сопутствующая деятельность Н Финансовая деятельность Ф Инвестиционная деятельность И

........... ..........♦ ".............

Д0-Р0= щп0

"V

Чистый денежный поток центра прибыли

чдпт

Рис. 2. Модель движения потоков центра прибыли: Д— притоки денежных средств; Р — оттоки денежных средств; ЧДП— чистый денежный поток

деленный период отдельно по видам деятельности центра прибыли и вуза, генерирующих поступления и выбытия денежных средств во внебюджетный фонд вуза. К таким видам деятельности относятся: образовательная, научная и сопутствующая, финансовая и инвестиционная (рис. 2).

Исходя из представленной модели чистый денежный поток вуза по центрам прибыли можно представить следующим образом:

N

=1тщ, =

1=1

N

= X (ЧДПо1 + ЧДП, + ЧДП¥ + ЧДП,), 1=1

где И— подмножество центров прибыли в вузе; ЧДП^т—чистый денежный поток конкретного центра прибыли вуза.

Актуальным остается вопрос оценки эффективности центра прибыли в разрезе определения вклада конкретного подразделения вуза в конечные результаты деятельности вуза. Имеет смысл периодически объективно подводить итоги соревнования между центрами прибыли, организовать премирование работников по итогам деятельности с учетом их личного вклада, мобилизовать коллективы подразделений на выполнение плановых показателей, повысить трудовую и исполнительскую дисциплину.

Важнейшей задачей разработки проекта включения центров прибыли в организационную структуру вуза в условиях рыночной экономики

является достижение конечного результата с наименьшими затратами ресурсов и высоким качеством. Инструментом достижения этих целей является стимулирование персонала, коллектива, которое реализуется введением в оценку эффективности работы скорректированных значений показателей по формуле:

Г, = / (X),

где — численное значение скорректированного /-го показателя конечного результата, %;

— математическая функция стимулирования /-го показателя.

у

При 100 %-ном выполнении базисного показателя скорректированный показатель также должен быть равен 100 %, а при отклонениях рассчитывается по конкретной функции стимулирования в зависимости от важности и экономического значения показателя.

В принципе возможно значительное многообразие функций стимулирования: линейные, параболические, гиперболические, тригонометрические и др. Анализ функций с точки зрения затрат труда и точности результатов, использования различных функций в хозяйственной практике доказывает целесообразность применения четырех основных функций стимулирования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Стимулирование по линейной восходящей (У = X), когда поощряется каждый процент достижения конечного результата, а при недовыполнении принимается фактическое значение. Наиболее простой случай стимулирования «процент за процент» отражает основные положения экономической реформы применительно к оценочным показателям (прибыль, производительность труда, объем оказываемых образовательных услуг).

Стимулирование по линейной нисходящей (У = 200 — X), когда поощряется достижение результата с наименьшими затратами ресурсов, а за перерасход ресурсов начисляется меньшее число баллов. Постоянный коэффициент 200 позволяет при X = 100 иметь эквивалентное значение скорректированного показателя У= 100. Эта функция применима для таких показателей, как фонд заработной платы, текучесть рабочих кадров, потери рабочего времени.

Стимулирование по «пирамиде.» осуществляется, когда поощряется только 100%-ное достижение конечного результата и не поощряется недовыполнение или перевыполнение. При этом до 100 % численное значение скорректированного показателя определяется по формуле У=Х, апри Х> 100% —по формуле У=200 — X,. т. е. должна быть выполнена следующая система уравнений: 7 = X при X < 100%

7 = 200 - X при X > 100%.

Функция обратного стимулирования («штрафных санкций») предусматривает начисление отрицательных процентов по формуле У = — X, когда численное значение указанного показателя приводит к негативным явлениям в производстве и управлении. Эти показатели не планируются, но они учитываются в виде «штрафных санкций».

Частные показатели эффективности характеризуют вклад того или иного показателя в общую эффективность работы центра прибыли. Расчет

частных показателей осуществляется на основе скорректированных значений показателей и весовых коэффициентов по формуле:

п, = ^ В,,

где П{ — значение /-го частного показателя эффективности работы факультета (центраприбыли), баллы;

— скорректированный показатель эффективности работы факультета (центра прибыли) в соответствии с функцией стимулирования, баллы;

В1 — весовой коэффициент /-го частного показателя, доли.

Комплексный показатель эффективности работы персонала является численным измерителем достигнутых конечных результатов центра и эффективности управления им. При оценке разных результатов должна быть обоснована целесообразность способа расчета интегрального показателя.

Комплексный показатель эффективности работы центра прибыли Пв баллах является средним арифметическим отношением суммы частных показателей к сумме весовых коэффициентов:

п

П = ^-,

п

I

1=1

где п — число частных показателей эффективности.

Оценка итогового значения комплексного показателя эффективности работы персонала зависит от его численного значения:

- если оно менее 95 баллов, то персонал центра работал неудовлетворительно;

- если оно находится в диапазоне от 95 до 100 баллов, то персонал центра работал удовлетворительно, но имеет резервы по производительности и качеству работы;

- если оно находится в диапазоне от 100 до 105 баллов и выполнены все частные показатели, то общая оценка работы персонала центра является хорошей;

- если оно более 105 баллов, то общая оценка работы персонала центра является отличной. Практическая ценность этого показателя заключается в возможности оценки динамики функционирования персонала центра прибыли за различные периоды времени; объективного распределения фонда оплаты труда между центрами прибыли; планомерного воздействия на центры прибыли вуза для обеспечения его оптимального функционирования.

Как было отмечено ранее, деятельность центра прибыли выстроена по следующим четырем направ-

лениям: образовательная, научная и сопутствующая, финансовая и инвестиционная. Чтобы оценка центра прибыли отвечала современным требованиям деятельности вуза и имела целевое назначение, частные показатели должны быть модифицированы по аккредитационным показателям оценки вузов ФГУ «Национальное аккредитационное агентство в сфере образования». Вариант расчета показателей эффективности представлен в табл. 1.

Весовые коэффициенты определяются методом экспертных оценок путем ранжирования показателей с присвоением им удельных весов в долях единицы. Они определяются группой экспертов, состоящей из ученых-экономистов, представителей ректората вуза, руководителей подразделений, с помощью анкетного опроса. Помимо этого данные веса служат адаптирующим инструментом к изменяющемуся перечню показателей и позиций.

Помимо этого ректорат и руководители центров прибыли при переходе на эту модель получа-

Показатели эффективности деятел

ют возможность вырабатывать различный набор показателей, которые также могут изменяться в соответствии с требованиями вуза и дифференцироваться в соответствии со спецификой деятельности центров прибыли.

Наличие этих показателей по всем центрам прибыли вуза позволяет объективно подвести итоги соревнования и распределить фонд стимулирующих выплат в соответствии с индивидуальным вкладом в конечные результаты деятельности вуза. Фонд стимулирующих выплат распределяется пропорционально численным значениям показателей и основной заработной платы работникову'-го центра прибыли:

3, П,

фс = ф—I—J—

1ПJ

,=о

где Ф^ — фонд стимулирующих выплат, начис-ленныйу-му центру прибыли, руб.;

Таблица 1

сти факультетов (центров прибыли)

Показатель Базисное значение У, Фактическое значение X. 1 Процент выполнения Х1/У1 • 100 Функции стимулирования Скорректированный показатель г г Весовой коэффициент Вр доли Частный показатель эффективности, баллы

Образовательная деятельность

Доход от очного высшего профессионального образования, тыс. руб. 1400 1308,6 93,47 У=Х 93,47 0,1 9,35

Доход от заочного высшего профессионального образования тыс. руб. 2 600 2516,5 96,79 У=Х 96,79 0,1 9,68

Доход отдополнительного профессионального образования, тыс. руб. 300 0 0 У=Х 0 0,1 0

Количество аккредитованных специальностей 2 2 100 У=Х 100 0,05 5

Количество специалистов, соответствующих аккредитованным специальностям 25 23 92 У=Х 92 0,03 2,76

Количество неаккредитованных специальностей 1 0 0 У=Х 0 0,02 0

Количество специалистов, соответствующих неаккредитованным специальностям 10 2 20 У=Х 20 0,02 0,4

Затраты на осуществление образовательной деятельности, тыс. руб. 500 550 110 7=200 —X 90 0,05 4,5

Научная и сопутствующая деятельность

Количество докторов наук 2 0 0 У=Х 0 0,03 0

Количество кандидатов наук 25 23 92 У=Х 92 0,03 2,76

Среднегодовой объем финансирования научных исследований, тыс. руб. 350 200 57,14 7 = 200 -X 142,8 0,03 4,29

Окончание табл. 1

Показатель Базисное значение У, Фактическое значение X. 1 Процент выполнения Х!/ Г; • 100 Функции стимулирования Скорректированный показатель £ I Весовой коэффициент В., доли Частный показатель эффективности, баллы

Среднегодовой объем научных исследований на единицу научно-педагогического персонала 5 2 40 У=Х 40 0,03 1,2

Доходы от выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ внешним организациям, тыс. руб. 100 0 0 У=Х 0 0,03 0

Число аспирантов на 100 студентов контингента, приведенного к очной форме обучения 3 3 100 У=Х 100 0,03 3

Процент аспирантов, защитивших диссертации не позднее чем через год после окончания аспирантуры (от числа поступивших), % 50 50 100 У=Х 100 0,03 3

Среднегодовой выпуск учебных пособий, имеющих гриф УМО 5 4 80 У=Х 80 0,04 3,2

Среднегодовой выпуск монографий 3 0 0 У=Х 0 0,03 0

Учебные дисциплины, обеспеченные УМК, % 15 6 40 У=Х 40 0,03 1,2

Лицензирование новых направлений, специальностей 1 0 0 У=Х 0 0,03 0

Открытие новых ПДП 3 2 66,67 У=Х 66,67 0,04 2,67

Расходы на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ либо оказание услуг 300 300 100 7=200 100 0,04 4

Финансовая деятельность

Доходы от реализации финансовых активов, тыс. руб. 100 100 100 У=Х 100 0,02 2

Доходы от финансовых вложений (соучредительство),тыс. руб. 120 120 100 У=Х 100 0,02 2

Расходы по осуществлению финансовых вложений, тыс. руб. 200 210 105 7=200 95 0,01 0,95

Расходы по привлечению и обслуживанию займов и кредитов, тыс. руб. 150 130 86,67 7=200 113,3 0,01 1,13

Инвестиционная деятельность

Доход от реализации инвестиционных активов, тыс. руб. 100 50 50 У=Х 50 0,01 0,5

Доходы от инвестиционных операций в форме текущего дохода, тыс. руб. 100 70 70 У=Х 70 0,01 0,7

Выбытия денежных средств за счет приобретения активов, тыс. руб. 50 55 110 7=200 90 0,01 0,9

Выбытия денежных средств за счет ремонта и модернизации зданий, тыс. руб. 70 72 102,86 7=200 97,14 0,01 0,97

Выбытия денежных средств за счет строительства новых зданий и сооружений, тыс. руб. 100 50 50 7=200 150 0,01 1,5

Итого... 1 67,65

Ф — общий размер премиального фонда вуза, руб.;

3J. — фонд основной заработной платы (сумма должностных окладов) работникову'-го подразделения, руб.;

Ц—расчетное значение показателя эффективности деятельности дляу'-го подразделения, баллы;

W— число центров прибыли в вузе. В силу того, что факультеты (центры прибыли) в своих организационных структурах имеют определенное количество кафедр, есть смысл описать механизм распределения фонда стимулирующих выплат, начисленногоу'-му центру прибыли, который по своей сути будет схож с описанным (табл. 2).

Наличие этих показателей по всем кафедрам факультета позволяет объективно подвести итоги соревнования между ними и распределить фонд стимулирующих выплат в соответствии с индиви-

Таблица 2

Показатели эффективности деятельности кафедр (вариант)

Показатель Базисное значение У1 Фактическое значение Х1 Процент выполнения X./ 7 • 100 1' 1 Функции стимулирования Скорректированный показатель 4 Весовой коэффициент Вр доли Частный показатель эффективности, баллы

Кадровый потенциал

Численность кафедры в штате 14 14 100 У=Х 100 0,03 3

Количество преподавателей, имеющих степень доктора наук 2 0 0 У=Х 0 0,03 0

Количество преподавателей, имеющих степень доктора наук по профилю кафедры 1 0 0 У=Х 0 0,05 0

Количество преподавателей, имеющих звание профессора ВАКРФ 1 0 0 У=Х 0 0,05 0

Количество преподавателей, имеющих степень кандидата наук 14 12 85,71 У=Х 85,71 0,03 2,57

Количество преподавателей, имеющих степень кандидата наук по профилю кафедры 14 12 85,71 У=Х 85,71 0,03 2,57

Количество преподавателей, имеющих звание доцента ВАК РФ 10 5 50 У=Х 50 0,03 1,5

Количество преподавателей, прошедших повышение квалификации за последние пять лет 11 7 63,63 У=Х 63,63 0,02 1,27

Средний возраст профессорско-преподавательского состава кафедры 38 42 110,5 7=200 -X 89,47 0,03 2,68

Научно-исследовательская и методическаяработа

Монографии, печ. л. 40 30 75 У=Х 75 0,05 3,75

дуальным вкладом в конечные результаты деятельности факультета (центра прибыли):

1 П

фс = фс Л Ык

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

каф ЦП М '

£ 5к Пк

к=1

где Фсыф — фонд стимулирующих выплат, начисленной к-й кафедре, принадлежащейу-му центруприбыли (факультету); ф^ — фонд стимулирующих выплат, начис-ленныйу-му центру прибыли (факультету), руб.;

— фонд основной заработной платы (сумма должностных окладов) работников к-й кафедры, руб.;

Пк — расчетное значение показателя эффективности деятельности для к-й кафедры подразделения, баллы;

М— число кафедр на факультете (центре прибыли).

Окончание табл. 2

Показатель Базисное значение Г. 1 Фактическое значение X. 1 Процент выполнения Функции стимули- Скорректированный Весовой коэффициент В., доли Частный показатель эффектив-

Х1/У1» 100 рования г 1 ности, баллы П,=%В,

Статьи в зарубежных журна- 2 0 0 У=Х 0 0,05 0

лах, печ. л.

Статьи в отечественных жур- 8 6 75 У=Х 75 0,04 3

налах (список ВАК), печ. л.

Статьи в прочих журналах, 10 11 110 У=Х 110 0,03 3,3

печ. л.

Статьи в сборниках трудов, 10 8 80 У=Х 80 0,03 2,4

печ. л.

Тезисыдокладов, печ. л. 3 2,5 83,33 У=Х 83,33 0,01 0,83

Патенты 1 0 0 У=Х 0 0,04 0

Руководство аспирантами, чел. 2 1 50 У=Х 50 0,03 1,5

Руководство докторантами, чел. 1 1 100 У=Х 100 0,03 3

Подготовлено докторов наук, в 1 0 0 У=Х 0 0,03 0

том числе с защитои в срок

Подготовлено кандидатов наук, 4 3 75 У=Х 75 0,03 2,25

в том числе с защитои в срок

Подготовка конференций 1 0 0 У=Х 0 0,04 0

международного, всероссийс-

кого, регионального и универ-

ситетского уровня

Учебники, учебные (учебно- 3 4 133,3 У=Х 133,33 0,04 5,33

методические) пособия с гри-

фом УМО или с рецензиями

уполномоченных Минобрна-

уки России организаций

Учебные (учебно-методи- 5 3 60 У=Х 60 0,03 1,8

ческие) пособия, учебники,

изданные в университете

Подготовка по новым дисцип- 8 6 75 У=Х 75 0,03 2,25

линам УМК, ЭУМК

Зарегистрированные презента- 15 10 66,66 У=Х 66,66 0,03 2

ции лекционные курсы

Подготовка студентов-призе- 2 1 50 У=Х 50 0,04 2

ров в конкурсах, олимпиадах,

проектах

Материальная база и денежные средства

Стоимость установленного на 300 300 100 У=Х 100 0,03 3

кафедре оборудования, тыс. руб.

Грантов, тыс. руб. 400 420 105 У=Х 105 0,03 3,15

Оказываемые платные образо- 150 0 0 У=Х 0 0,03 0

вательные услуги, тыс. руб.

Объем средств направленных 50 50 100 7=200 100 0,03 3

на материально-техническое обеспечение, тыс. руб.

Итого... 1 56,17

Чтобы объективно оценить профессиональную деятельность преподавателя, необходимо выявить основные направления его работы.

Это, во-первых, учебно-методическая работа — деятельность по обеспечению образовательного процесса вуза психолого-педагогическими, ди-

дактико-методическими и учебно-материальными объектами для достижения обучающих, воспитательных и развивающих целей.

Во-вторых, научно-методическая работа — целостная система взаимосвязанных действий, которые обеспечивают беспрерывное развитие

творческой личности преподавателя, формирование единого коллектива преподавателей-исследователей, а в конечном результате — повышение инновационного уровня вуза.

В-третьих, научно-исследовательская работа студентов — важнейшая часть системы подготовки высококвалифицированных специалистов, способных к поиску наилучших вариантов решения социально-экономических проблем.

В-четвертых, повышение квалификации. В-пятых, организационно-методическая, воспитательная работа и общественная работа. Организационно-методическая работа преподавателя охватывает мероприятия по управлению методической работой университета. Воспитательная работа направлена на создание условий для воспитания и развития многогранной личности студента на основе общечеловеческих ценностей, оказание помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении, самореализации личности. Общественная деятельность заключается в работе в общественных организациях, выборных органах местного самоуправления и т.д.

И, в-шестых, оценка выполненных работ. Эта группа показателей формирует общественное признание заслуг в профессиональной деятельности преподавателей.

На основании утвержденного рейтинга (табл. 3) рассчитывается сумма всех баллов Робщк, набранная всеми работниками к-й кафедрыу-го центра прибыли в утвержденном рейтинге профессорского преподавательского состава:

N

р =У р

обтк / . инд/' 1=1

где N — количество работников к-й кафедрыу-го центра прибыли.

Таблица 3

Рейтинговая оценка преподавателя

Вид деятельности преподавателя Балл

Учебно-методическаяработа

Объем аудиторной учебной нагрузки (лекции, практические занятия, экзамены, зачеты, практики) 0,44

Объем аудиторной учебной нагрузки (лекции, практические занятия, экзамены, зачеты, практики) с использованием компьютерных технологий 0,22

Работа со студентами по курсу, дипломному (курсовому) исследованию ит.д. 0,33

Количество успешно сданных интернет-экзаменов студентами к числу проведенных интернет-экзаменов 0,55

Разработка (доработка) и чтение нового курса (общего, специального) 0,11

Разработка тестовых заданий (АПИМ) 0,66

Подготовка рабочих программ по новым дисциплинам и УМК 0,77

Продолжение табл. 3

Вид деятельности преподавателя Балл

Учебники, учебные (учебно-методические) посо- 1

бия с грифом УМО или с рецензиями уполномоченных Минобрнауки России организаций

Учебные (учебно-методические) пособия, учебни- 0,88

ки пособия, изданные университетом

Научно-методическаяработа (НИР)

Монографии (глава в монографии) 0,95

Статьи в зарубежных журналах 0,9

Статьи в отечественных журналах (список ВАК) 0,75

Статьи в прочих журналах 0,35

Статьи в сборниках трудов 0,3

Сделано докладов и сообщений на международ- 0,45

ных, всероссииских, региональных, межвузовских

и других внешних научных и научно-методических

конференциях

Сделано докладов и сообщений на общевузовских 0,4

научных и научно-методических конференциях

Тезисы докладов 0,05

Патенты РФ 1

Руководство аспирантами 0,5

Руководство докторантами 0,55

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Подготовлено докторов наук, в том числе с защи- 0,65

той в срок

Подготовлено кандидатов наук, в том числе с 0,6

защитои в срок

Участие в финансируемых НИР в качестве руко- 0,85

водителя

Участие в финансируемых НИР в качестве испол- 0,8

нителя

Членство в диссертационных советах вузов 0,25

Число выступлений в качестве официального 0,2

оппонента на защите диссертации

Количество отзывов на диссертации и их авторе- 0,15

фераты

Редактирование учебников, учебных пособий, 0,1

монографий, научных статей и докладов.

Рецензирование учебников, учебных пособий, 0,7

монографий, научных статей, докладов и диссер-

тации, конкурсных и других материалов.

Научно-исследовательскаяработа студентов (НИРС)

Руководство студенческими НИРС 0,57

Статьи со студентами 0,28

Тезисы со студентами 0,14

Подготовка студентов — победителей и призеров 0,71

олимпиад, конкурсов и т.д.

Организация конкурсов, грантов, конференций, 0,85

круглых столов для молодых ученых

Проведение спецкурсов по научно-исследовательским проблемам 0,42

Привлечение студентов к выполнению НИРС, 1

финансируемых из средств бюджетов различных

уровней, средств, получаемых по договорам, гран-

там, к различным видам участия в инновационнои

деятельности

Повышение квалификации

Защита докторской диссертации 1

Защита кандидатской диссертации 0,85

Продолжение табл. 3

Окончание табл. 3

Вид деятельности преподавателя Балл

Прохождение курсов повышения квалификации в центральных научных и учебных учреждениях РФ, получение квалификации «преподаватель высшей школы» 0,57

Стажировка за рубежом 0,71

Повышение квалификации на факультете повышения квалификации университета 0,42

Посещение занятий ведущих преподавателей вуза 0,14

Дистанционное повышение квалификации преподавателей вуза 0,28

Организационно-методическая, воспитательная, общественнаяработа

Участие в советах и комиссиях на уровне города и области 0,64

Участие в советах и комиссиях на университетском уровне 0,58

Методическая комиссия факультета 0,11

Ученый совет факультета 0,7

Ученый совет университета 1

Профком 0,23

Заместитель заведующего кафедрой, ответственный исполнитель проекта, руководство лабораторией 0,29

Заместитель декана по УР, УВР и ОЗО 0,76

Заместитель декана по НИР, НИТ и др. 0,82

Руководитель общеуниверситетского подразделения 0,17

Заместитель директора ПДП 0,88

Директор ПДП 0,94

Работа в качестве куратора студенческой группы 0,05

Следующим шагом является определение расчетной стоимости одного балла т по каждому центру прибыли для начисления стимулирующих выплат работникам:

ф;

m = -

¿каф

Робщк 1

где Фккяф — объем стимулирующеи части фонда оплаты труда работников к-й кафедрыу-го центра прибыли на период действия проводимого распределения, руб.;

Робщк — сумма всех баллов, набранная всеми работниками к-й кафедрыу-го центра прибыли в утвержденном рейтинге; / — период действия назначаемой величины стимулирующей выплаты, мес. В соответствии с рейтингом и баллами определяется месячный объем стимулирующей выплаты

Вид деятельности преподавателя Балл

Участие во внеаудиторных мероприятиях воспитательного характера (формирование у студентов научного мировоззрения, самостоятельности и ответственности, высоких моральных принципов, уважения к законам, патриотизма) 0,35

Балл, полученный преподавателем по анкетному обследованию «Преподаватель глазами студента» 0,52

Объем оказанных услуг по дополнительному образованию (внутри вуза) 0,41

Объем оказанных услуг по дополнительному образованию (сторонним организациям и учреждениям) 0

Оценка выполненныхработ

Присвоение почетного звания «Заслуженный деятель науки и техники», «Заслуженный работник высшей школы», «Заслуженный изобретатель» и т.д. 7/8

Присвоение государственной или республиканской премии 1

Награждение золотыми медалями РАН или премиями 0,37

Награждение знаком «За отличные успехи в работе», присуждение премии министерства 0,75

Награждение знаком «Почетный работник высшего профессионального образования» 0,62

Награждение медалями региональных выставок, грамотами Минобрнауки России, почетными знаками других министерств и ведомств 0,5

Награждение дипломами всероссийских и республиканских конкурсов 0,12

Награждение дипломами, почетными грамотами РАН, органами исполнительной власти области 0,25

для каждого педагогического работника $ = т

Последние вычисления содержат в себе ряд достаточно важных элементов для руководства центра прибыли и для заведующих кафедрами. Так, стоимость балла по центрам прибыли в вузе предполагается дифференцированной, так как она зависит от количества сотрудников, работающих в центре прибыли, и от уровня показателей эффективности деятельности, достигаемого данным количеством персонала. Поэтому руководитель центра прибыли и заведующие кафедрами должны не только заботиться о высоком уровне показателей эффективности своего структурного подразделения, но и осуществлять оптимизацию численности и качества персонала.

2.

3.

4.

Список литературы

Багаутдинова Н.Г. Разработка и внедрение инновационного механизма управления вузами в современной российской экономике // Креативная экономика, 2007. № 9.

Банько Н.А., Карташов Б. А., Яшин Н. С. Управление персоналом: учеб. пособие. Волгоград: ВолгГТУ, 2006. Оплата труда в бюджетном секторе: новые системы оплаты труда: учеб. пособие. М.: НИИ труда и социального страхования, 2008.

HigginsJ. A. Responsibility Accounting. TheArthurAnderson Chronicle. April, 1952.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.