Научная статья на тему 'Стимулирование инновационной деятельности в компаниях с государственным участием'

Стимулирование инновационной деятельности в компаниях с государственным участием Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
739
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПАНИИ С ГОСУДАРСТВЕННЫМ УЧАСТИЕМ / ВЕНЧУРНЫЕ ФОНДЫ / ИННОВАЦИОННЫЕ КЛАСТЕРЫ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПЛАТФОРМЫ / ФОРСАЙТ / ДОРОЖНЫЕ КАРТЫ / COMPANIES WITH STATE PARTICIPATION / VENTURE CAPITAL FUNDS / INNOVATION CLUSTERS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Веселитская Н. Н.

В статье рассмотрены различные меры инновационной политики, реализуемые компаниями с государственным участием. Среди таких мер автор выделяет сотрудничество с институтами развития, формирование программ инновационного развития компаний с государственным участием, участие в инновационных кластерах, технологических платформах, кооперацию с вузами, форсайт и дорожные карты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Веселитская Н. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Stimulating innovation in companies with state participation

The paper considers a variety of innovative policy measures implemented by companies with state participation. Among such measures author identifies collaboration with development institutions, the formation of innovation development programs of companies with state participation, participation in innovative clusters, technology platforms, and cooperation with universities, foresight and roadmaps

Текст научной работы на тему «Стимулирование инновационной деятельности в компаниях с государственным участием»

Стимулирование инновационной деятельности в компаниях с государственным участием

Н.Н. Веселитская

В настоящее время в инновационной сфере в России существует довольно много трудностей. Пока Россия сравнима с мировыми лидерами только по объему вложенных в инновации средств (в 2012 г. на поддержку инноваций из российского бюджета было выделено около 950 млрд руб. против 750 млрд руб. в 2011 г. и 477 млрд руб. в 2010 г.1), а также численности работающих в науке (четвертое место в мире). По показателям, характеризующим результативность инноваций, Россия, напротив, очень сильно отстает от лидеров2.

В связи с этим одной из последних инициатив государства в сфере инновационной политики стало предложение компаниям с государственным участием о формировании Программ инновационного развития. В 2010 г. был составлен список крупнейших компаний с государственным участием (55 компаний). К весне 2011 г. 47 компаний из данного списка разработали Программы инновационного развития. Целями формирования таких Программ являются активизация инновационной деятельности в соответствующих компаниях, рост объемов выпуска инновационной продукции, внедрений результатов исследований и разработок, подготовленных вузами и компаниями малого и среднего бизнеса3.

Конечной целью реализации данных Программ является повышение эффективности деятельности компаний с государственным участием и рост спроса на выпускаемую ими продукцию. Отслеживать изменения, происходящие в госкомпании, можно по ключевым показателям эффективности, среди которых энергоэффективность, рост производительности труда, снижение себестоимости выпускаемой продукции, повышение экологичности процесса производства и утилизации отходов производства и т. д.4

Для достижения данной цели компаниям с государственным участием целесообразно предпринимать действия по стимулированию инновационной деятельности. Рассмотрим, за счет каких механизмов компания с государственным участием может повысить уровень своего инновационного развития

1 http://issek.hse.ru/press/56349049.html

2 Гохберг Л.М., Кузнецова Т.Е. Инновации как основа экономического роста и укрепления позиций России в глобальной экономике // Вестник международных организаций. 2012. № 2. C. 101-117.

3 Клепач А.Н. О разработке программ инновационного развития компаний с государственным участием.

4 Приложение к Распоряжению Минэкономразвития России от 31 января 2011 г. № 3 Р-ОФ «Методические материалы по разработке программ инновационного развития акционерных обществ с государственным участием, государственных корпораций и федеральных государственных унитарных предприятий».

34

Выпуск 5 2013

Н.Н. Веселитская

и увеличить долю выпускаемой инновационной продукции в общем объеме выпущенной продукции. Далее при помощи рейтинга инновационной активности мы попробуем оценить эффективность инновационной деятельности в компаниях с государственным участием в отраслевом разрезе.

В табл. 1 представлены основные меры политики по стимулированию инновационной деятельности, а также субъекты, участвующие в их реализации.

Таблица 1

Меры политики по стимулированию инновационной деятельности

Мера политики / Субъекты Минэконом развития Минобразования Другие ФОИВ Компании с госучастием м о Вузы

Государственное финансирование

Государственные программы РФ + + + +

Федеральные целевые программы + + +

Программы НИЦ + + +

Программы развития ФУ и НИУ + + +

Институты развития (РВК, РОСНАНО, РФТР, ВЭБ и др.) + + + +

Инструменты развития бизнеса

Программы инновационного развития компаний с государственным участием +

Стратегии и программы инновационного развития ФГУП + + + + +

Инновационные кластеры + + + +

Сетевые структуры

Технологические платформы + + + + +

Кооперация бизнеса и вузов + + + + +

Развитие инновационной инфраструктуры вузов + + +

Привлечение ведущих ученых + + +

Формирование системы приоритетов

Долгосрочный прогноз научно-технологического развития до 2030 г. + + + +

Приоритетные направления развития науки, технологий и техники, критические технологии РФ + + +

Форсайт и дорожные карты +

Источник: составлено автором.

Кратко рассмотрим те меры политики, которые применяются компаниями с государственным участием.

ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ И ГОСУДАРСТВЕННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

35

Тема номера: «Государство как субъект предпринимательской деятельности»

Институты развития представляют собой механизм стимулирования инновационной деятельности, в основе которого лежит частно-государственное партнерство. Формирование институтов развития нацелено на преодоление «провалов рынка», где рыночный механизм сам по себе не работает.

Среди основных институтов развития можно выделить следующие:

- ОАО «Российская венчурная компания»;

- Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере;

- ОАО «Роснано» и т. д.

Основными задачами, на решение которых направлено создание институтов развития, являются совершенствование инновационной инфраструктуры, помощь малому и среднему бизнесу, поддержка инфраструктурных проектов в сфере ЖКХ. Помимо этого, в разных регионах России создано около 200 организаций, которые в соответствии с выполняемыми ими функциями могут относиться к институтам развития. Основные направления деятельности региональных институтов развития близки к направлениям деятельности наиболее крупных институтов развития, рассмотренных выше.

Говоря о сотрудничестве компаний с государственным участием с институтами развития, отметим, что в январе 2012 г. по инициативе Минэкономразвития РФ у управляющих фирм от имени компаний с государственным участием появилась возможность инвестировать средства в венчурные проекты. Организовывать и проводить конкурс, на котором предполагают определить такие управляющие фирмы, будут Минэкономразвития и институты развития. Таким образом, у компаний с государственным участием появится возможность вложения средств в проекты, направленные на внедрение результатов исследований и разработок (ИиР), созданных ими5.

В настоящее время некоторые госкомпании в рамках реализации Программ инновационного развития сотрудничают с ОАО «Российская венчурная компания» в целях проведения совместных программ по отбору и финансированию инновационных проектов компаний малого и среднего бизнеса.

Программы инновационного развития компаний с государственным участием являются документами, формируемыми на среднесрочный период (5-7 лет), и включают в себя комплекс мероприятий, направленных на разработку и внедрение новых технологий, инновационных продуктов и услуг, соответствующих мировому уровню6. Основной целью реализации таких Программ является повышение доли инновационной продукции в общем объеме продукции, выпускаемой компаниями с государственным участием, а также повышение эффективности их деятельности.

Выявление направлений инновационного развития компаний должно включать в себя технологический аудит, в процессе проведения которого оценивается состояние применяемых технологий и оборудования (их уровня по

5 http://www.rbcdaily.ru/

6 Рекомендации по разработке программ инновационного развития акционерных обществ с государственным участием, государственных корпораций и федеральных государственных унитарных предприятий.

36

Выпуск 5 2013

Н.Н. Веселитская

сравнению с лучшими аналогами), а также уровень инновационности планируемой к производству продукции и услуг. Кроме того, реализация программ инновационного развития предусматривает совершенствование институтов и инфраструктуры, помогающих внедрять инновации.

Инновационный территориальный кластер — это группа расположенных на определенной территории предприятий и организаций (участников кластера), характеризующаяся присутствием общей научно-производственной цепочки; координационного механизма деятельности; высокого экономического эффекта за счет концентрации предприятий на одной территории и их совместной деятельности, снижения трансакционных издержек7.

Участие компаний с государственным участием в кластерах предусматривает следующие действия.

1. Построение способов взаимодействия компаний с кластерами подразумевает разработку предложений по участию сотрудников компаний в органах управления, рабочих органах и других подразделениях кластеров.

2. Проведение мероприятий, предусматривающих участие компании в деятельности кластеров, включая:

- доработку программ развития кластеров совместно с компаниями;

- обмен научно-техническим опытом и опытом в сфере других составляющих инновационной деятельности;

- формирование предложений по мероприятиям, проводимым в рамках кластеров, в интересах компаний.

3. Проведение мероприятий, предусматривающих участие кластеров в деятельности компании:

- участие кластеров в выполнении программы инновационного развития компании, в том числе вузов, научных организаций и МСБ, входящих в кластер;

- экспертиза приоритетных проектов компании при участии представителей кластеров;

- проведение программ повышения квалификации для сотрудников компании при поддержке кластеров.

Среди основных направлений развития кластеров при поддержке компаний с государственным участием выделяют следующие. Во-первых, институциональное развитие кластеров, которое включает формирование специальной организации развития кластера, а также укрепление связей между участниками кластера. Во-вторых, совершенствование форм поддержки проектов, направленных на повышение конкурентоспособности предприятий и содействие эффективности их взаимодействия. В-третьих, создание благоприятных условий для развития кластеров.

Следующей мерой инновационной политики является формирование технологических платформ (ТП). Основной целью деятельности ТП является «интенсификация усилий ее участников для создания перспективных коммерческих технологий, новых продуктов (услуг), привлечения дополнительных ресурсов для проведения исследований и разработок, совершенствование

7 Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации (Письмо Минэкономразвития России 2008 г.).

ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ И ГОСУДАРСТВЕННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

37

Тема номера: «Государство как субъект предпринимательской деятельности»

нормативно-правовой базы в сфере научно-технологического, инновационного развития»8.

В настоящее время правительственной комиссией по технологическому развитию одобрено 27 ТП. Основные тематические направления включают медицину, биотехнологии, IT, транспорт, электронику и др. В целом тематические области соотносятся с Приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники в РФ9.

Создание ТП не всегда является целесообразным в силу своей затратности. Их формирование необходимо тогда, когда в определенной отрасли существуют проблемы, решение которых менее затратными способами не приносит результата. Среди таких проблем выделяют следующие:

- размытость интересов бизнеса, подразумевающая ограниченный «горизонт планирования» и низкую восприимчивость бизнесом инноваций. ТП является инструментом, помогающим расширить горизонт планирования бизнеса, сформировать партнерство между заинтересованными лицами в целях научнотехнологического развития и модернизации производства.

- дублирование ИиР, реализуемых при государственном участии. ТП содействуют концентрации ресурсов на приоритетных направлениях инновационного развития, реализуемых отдельными компаниями с государственным участием в сотрудничестве с научными организациями и другими заинтересованными сторонами;

- сложность оценки качества инновационных проектов. В рамках ТП формируются определенные критерии приоритетности инновационных проектов, благодаря которым упрощается отбор лучших из них10.

К основным мероприятиям, которые целесообразно проводить компаниям с государственным участием в целях интеграции в ТП, относят:

- реализацию проектов долгосрочного прогнозирования совместно с другими участниками ТП;

- участие в разработке и реализации стратегических программ исследований ТП;

- подготовку и выполнение программ по внедрению передовых технологий технологических платформ11;

- участие в определении приоритетов при подготовке конкурсов на разработку и внедрение инновационных технологий в рамках ТП;

- экспертную поддержку деятельности технологических платформ в рамках компетенций компании.

8 Порядок формирования перечня технологических платформ. Утвержден решением Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям 3 августа 2010 г., протокол № 4.

9 Приоритетные направления развития науки, технологий и техники в Российской Федерации, утвержденные Президентом Российской Федерации В. Путиным, 21 мая 2006 г., Пр-843.

10 Технологические платформы как инструмент содействия инновационному развитию российской экономики, 29 сентября 2010 г., Минэкономразвития РФ // http://www.economy.gov.ru/minec/ activity/sections/innovations/formation/doc20101004_02

11 Программа инновационного развития ОАО «Газпром» до 2020 г. // http://www.gazprom.rU/f/ posts/97/653302/programma-razvitia.pdf

38

Выпуск 5 2013

Н.Н. Веселитская

Сотрудничество компаний с государственным участием с вузами

Первым шагом на пути взаимодействия госкомпании с вузами является отбор опорных вузов, тематика исследований и разработок которых совпадает с

профилем деятельности госкомпании. Существует ряд критериев для отбора опорных вузов, среди которых — уровень развития исследовательской инфраструктуры; статус Национального исследовательского вуза или федерального университета; высокая публикационная активность; исследовательский и образовательный персонал; географическое положение вуза; наличие spin-off-ком-паний; опыт взаимодействия с реальным сектором экономики.

На начальных этапах сотрудничества с вузом определяются предметные направления и объемы работ. Далее формируются исследовательские программы, способствующие обмену научно-технической и маркетинговой информацией, развитию совместных работ в сфере прогнозирования научно-технического развития. Еще одним направлением сотрудничества является реализация согласованных с вузами программ повышения качества образования и подготовки кадров. Наконец, формируются организационные механизмы взаимодействия с вузами, включая взаимное участие сотрудников компаний и организаций науки и высшего образования в коллегиальных органах управления и консультативных органах указанных организаций12.

Следующей формой сотрудничества является создание центров превосходства. Центр превосходства представляет собой коллектив научных сотрудников вуза, владеющих особыми компетенциями, оборудованием, занимающихся исследованиями по приоритетным направлениям деятельности компании и взаимодействующих с ведущими центрами знаний. Формирование центров превосходства взаимовыгодно как для компании, так и для вуза.

С одной стороны, создание таких центров будет способствовать контролю издержек компании, благодаря осуществлению функции главного экспертного центра; устранению разрозненного использования ресурсов и т. д. С другой стороны, расширится тематика выполняемых в вузе исследований; появятся дополнительные возможности для получения студентами опыта работы на производстве, а также повышения квалификации сотрудников вузов и компаний.

Форсайт и дорожные карты

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Форсайт — совокупность методов экспертной оценки стратегических направлений социально-экономического и инновационного развития, определения технологических прорывов, которые окажут влияние на экономику и общество в будущем13.

Одной из наиболее важных проблем в сфере инновационной деятельности госкомпании является ее результативность. Следовательно, значимой становит-

12 Шевцов В.А. Вузы и программы инновационного развития госкомпаний. Презентация МАИ // http://www.innoedu.ru/projects/pir/presentation/2010-12-27/MAM.ppt

13 ГохбергЛ.М. Будущее как стратегическая задача // Форсайт. 2007. № 1 (1).

ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ И ГОСУДАРСТВЕННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

39

Тема номера: «Государство как субъект предпринимательской деятельности»

ся увязка спроса и предложения выпускаемой госкомпанией инновационной продукции. Одним из инструментов взаимной увязки спроса и предложения на рынке выступает построение дорожной карты. Дорожная карта является одним из методов проведения форсайт-исследований.

Дорожная карта — это документ, являющийся визуальным представлением стратегического развития предметной области на средне- и/или долгосрочную перспективу, включая показатели экономической эффективности, что позволяет принимать инвестиционные решения на его основе. Дорожная карта инновационного развития компании с государственным участием позволяет интегрировать всю информацию о деятельности компании, выявлять существующие проблемы, а также пути их решения, формировать сценарии развития компании, представлять результаты, которых может достичь компания при реализации каждого из сценариев.

Таким образом, интегрированная дорожная карта представляет собой эффективный механизм стратегического планирования инновационной деятельности госкомпании на средне- и долгосрочную перспективу. В данный документ могут быть поэтапно включены все основные направления развития компании.

Анализ реализации мер политики компаниями с государственным участием

В целях проведения настоящего исследования анализировались те компании с государственным участием, которые вносят наибольший вклад в структуру ВВП. В результате были выбраны десять компаний из трех секторов экономики (по три компании из секторов ТЭК, транспорта и четыре высокотехнологичных компании).

На основе анализа открытых первоисточников (паспортов программ инновационного развития), а также экспертной оценки рассчитывалась степень реализации мер политики каждой из выбранных компаний с государственным участием (степень реализации мер оценивалась от 0 до 1, где 0 — мера не реализуется, (0; 1) — мера реализуется частично, 1 — мера реализуется).

На основе полученной информации по всем показателям рассчитывался рейтинг инновационной активности компаний с государственным участием (табл. 3). Общее значение рейтинга составляет сумму средневзвешенных значений по каждой группе показателей.

При этом стоит отметить, что лидеры рейтинга не являются высокотехнологичными компаниями. Высокотехнологичные компании, которые менее активно занимаются реализацией мер инновационной политики, находятся на нижних позициях в рейтинге. Следовательно, при надлежащей работе в высокотехнологичных компаниях могут быть достигнуты еще более значимые результаты, нежели текущими компаниями-лидерами из транспортного сектора и сектора ТЭК.

40

Выпуск 5 2013

Н.Н. Веселитская

Таблица 3

Инновационный рейтинг компаний с государственным участием

Компании Рейтинг

Компания 1 ТЭК 3,75

Компания 2 ТЭК 3,675

Компания 4 транспорт 3,625

Компания 6 транспорт 3,375

Компания 8 высокотехнологичные 3,175

Компания 3 ТЭК 2,95

Компания 9 высокотехнологичные 2,725

Компания 7 высокотехнологичные 2,55

Компания 5 транспорт 2,375

Компания 10 высокотехнологичные 1,125

Источник: рассчитано автором.

На основе проведенного анализа были выделены основные меры государственной инновационной политики. Среди всех обозначенных мер подробно были изучены меры, реализуемые компаниями с государственным участием в целях инновационного развития. Каждая из мер политики имеет свои преимущества и недостатки. Однако при комплексной реализации всех мер политики они могут стать наиболее результативными для инновационного развития, что демонстрирует рейтинг инновационной активности компаний с государственным участием.

ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ И ГОСУДАРСТВЕННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

41

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.