Научная статья на тему 'Стимулирование и мотивация в экономической политике РФ'

Стимулирование и мотивация в экономической политике РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
141
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стимулирование и мотивация в экономической политике РФ»

В реальном прогнозировании наибольшую практическую ценность приобретают одномерные прогнозы недетерминированных показателей с заданной надежностью. Авторами были рассчитаны четыре вида моделей трендов для каждого показателя: прямолинейный, экспоненциальный, логарифмический и полиномиальный. Например, тренды, лучше других отражающие тенденцию изменения урожайности сельскохозяйственных культур в Адыгее на 2005 и 2010 гг. представлены в таблице.

Из данных таблицы видно, что динамику изменения урожайности в республике на перспективу (2005 и 2010 гг.) озимых, пшеницы и ячменя, кукурузы на зерно, риса, сои, подсолнечника, сахарной свеклы, картофеля, овощей, плодов, ягод, кукурузы, однолетних трав на силос, многолетних трав на силос и на сено, кормовых корнеплодов, конопли лучше отражают линейные модели трендов, а винограда - параболический, однолетних трав на сено - экспоненциальная модель тренда.

Модели трендов для прогнозирования урожайности сельскохозяйственных культур по Республике Адыгея на перспективу [5]

Культура Модель тренда на 2005 г. Модель тренда на 2010 г.

Пшеница озимая у=0,1614х+33,5152 у=0,1599х+33,5258

Ячмень озимый у=0,1682х+33,2476 у=0,1674х+3 3,2526

Кукуруза на зерно у=0,1486х+22,23 81 у=0,149х+22,2353

Рис у=0,1529х+25,6905 у=0,1516х+25,6984

Соя у=0,1354х+9,2838 у=0,1356х+9,2816

Подсолнечник у=0,1461х+12,5048 у=0,1453х+12,5089

Сахарная свекла у=0,985х+115,22 у=0,9853х+115,219

Картофель у=0,474бх+53,4095 у=0,475х+53,4079

Овощи у=0,3454х+55,2705 у=0,345х+55,2721

Плоды у=0,2654х+11,9505 у=0,2662х+11,9453

Ягоды у=0,2493х+29,2257 у=0,2497х+29,2232

Виноград у= -4,44Е-4х2+0,015х+0,0803 у = -3,99Е-4х2+0,014х+0,082

Кукуруза на силос у=0,509бх+132,056 у=0,5078х+132,068

Однолетние травы на силос у=0,4932х+114,748 у=0,4919х+114,755

Однолетние травы на сено у=0,2243х+26,4124 у=0,2286х+26,3842

Многолетние травы на силос у=0,7525х+158,14 у=0,7522х+158,142

Многолетние травы на сено у=0,4986х+25,9781 у=0,4999х+25,9716

Корнеплоды у=0,4679х+88,9571 у=0,4668х+88,9632

Конопля у=0,3396х+25,6229 у=0,3397х+25,6232

Литература

1. Статистическое моделирование и прогнозирование / Под ред. А.Г. Гранберга. М., 1990.

2. Пастернак П.П. Системное моделирование в прогнозировании развития сельскохозяйственного производства. СПб., 1999.

3. Справочник по прикладной статистике: В 2 т.: Пер. с англ. / Под ред. Э. Ллойда, У. Ледермана, Ю.Н. Тюрина. М., 1989.

Майкопский государственный технологический институт

4. Матрусов НД. Региональное прогнозирование и региональное развитие России. М., 1995.

5. Основные показатели прогноза социально-экономического развития Республики Адыгея на 2001 год и параметры социально-экономического развития Республики Адыгея до 2003 года. Майкоп, 2000.

6 ноября 2002 г.

О 2003 г. Б.Я. Гершкович

СТИМУЛИРОВАНИЕ И МОТИВАЦИЯ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ РФ

Стимулирование и мотивация являются центральными в системе экономических методов управления социально экономическим развитием на всех уровнях общественной структуры'рыночного хозяйства. Это объясняется их местом в удовлетворении потребностей субъектов в рамках исторически определенных экономических отношений. Будучи объективными,

экономические интересы' реализуются посредством стимулирования и мотивации, которые служат согласованию их различных типов, форм и разновидностей путем разрешения присущих им противоречий [1].

Согласование интересов составляет один из важнейших элементов экономической политики. Исследователи подчеркивают при этом, что «всякая поли-

тика хороша настолько, насколько ей удается поддерживать баланс экономических интересов» [2].

В сложных условиях рыночной трансформации, сопровождавшейся в РФ глубочайшим экономическим спадом 90-х гг. XX в., разработка вопросов взаимосвязи экономических интересов и проводимой в обществе экономической политики имеет особенно важное значение поскольку, с одной стороны, в ходе этого происходит поиск границ сочетания рыночного саморегулирования экономики с государственным, а с другой - она служит формированию одного из важнейших аспектов государственной политики.

Но прежде чем судить о роли экономических интересов и их реализации в экономической политике, важно прояснить некоторые связанные с ними теоретические вопросы, такие как природа экономических - интересов, границы их функционирования в воспроизводственном процессе, соотношение интересов со стимулированием и мотивацией, и др. Каждый из них различным образом трактуется в экономической литературе. Что касается нашей позиции, то она в соответствии с их пониманием научной школой исследователей проблемы экономических интересов, сложившейся в Пятигорском государственном лингвистическом университете, состоит в том, что экономические интересы общества объективны, их материальную основу составляют потребности, а социальную - экономические отношения. Они носят всеобщий характер, образуют систему, в которую входят их типы (общие и частные интересы), формы, существующие в рамках каждого из данных типов, а также разновидности этих форм.

В рамках такой системы и подсистем существуют противоречия объективного и'субъективного характера,'а разрешение противоречий экономических интересов в условиях рыночных отношений происходит при использовании компромисса, который в каждом из случаев служит согласованию интересов, происходящему посредством осуществления соответствующей экономической политики. Экономическая политика тем действеннее, чем в большей степени отражает принцип согласования интересов, осознаваемых субъектами экономических отношений.

Осознанные экономические интересы собственников факторов и результатов производства принимают форму мотивов и стимулов. В первом случае как результат осознания интересов собственниками вещественных условий и результатов производства, а во втором - собственниками труда.

Что касается экономической политики, рассматриваемой здесь как поле и средство реализации и согласования экономических интересов, то хотелось бы подчеркнуть, что в отличие от административно-командной системы, когда ее главным вектором было поддержание иерархически субординированной системы интересов по схеме общество — коллектив — личность, в условиях рыночных отношений в данном качестве выступает сбалансированность интересов на основе их компромисса. Это не означает отсутствия приоритетности интересов, проистекающих из общих

потребностей, например в обеспечении безопасности. Однако в условиях рыночной экономики эти приоритеты обусловлены не иерархической субординацией, а экономической и политической необходимостью и реализуются преимущественно посредством экономических методов.

В этой связи нельзя в полной мере согласиться со следующим определением экономической политики: «Экономическая политика - проводимая государством, правительством генеральная линия действий, система мер в области управления экономикой, придание определенной направленности экономическим процессам в соответствии с целями, задачами, интересами страны» [3].

Здесь вызывает возражение то, что экономическая политика осуществляется не только на уровне государства в целом, но и регионов, муниципалитетов, общественных и иных организаций, а также хозяйствующих субъектов. Кроме того, в рыночных условиях в такой политике, осуществляемой на любом из перечисленных уровней, должны сочетаться государственное регулирование и учет рыночного саморегулирования. В приведенной цитате также интересы выступают не как определяющий фактор экономической политики, а в качестве ее целевой функции. Подобный подход сразу же сужает представление об экономической политике, оставляя за ее рамками сами экономические интересы и такие способы их реализации, как мотивация и стимулирование. Тем самым экономическая политика лишается тех рычагов, которые обеспечивают использование экономических методов ее осуществления.

Между тем если вести речь об экономической политике во всех ее аспектах (функциональном, территориальном, временном и т.д.), то окажется, что в каждом из них она связана с экономическими интересами, стимулированием и мотивацией независимо от того, использует ли она экономические или административные методы, поскольку реализация экономических интересов предполагает многообразные формы поощрения и ответственности (экономические и административные). Так, если обратиться к управлению как выражению экономической политики в широком смысле этого слова, осуществляемому на любом, из уровней общественной структуры, то оно во всех случаях связано с интересами, мотивацией и стимулированием, о чем свидетельствуют многочисленные факты экономической истории нашей и других стран. Это относится не только к экономической политике в целом, но и к каждому из ее направлений. Например, развитие малого предпринимательства предполагает экономическую политику, ориентированную на поощрение этого вида бизнеса путем создания условий, стимулирующих его развитие; реализация политики экологически устойчивого развития опирается на поощрение ресурсосберегающих технологий, экологически чистых видов продукции и ответственность за загрязнение окружающей среды; инновационная политика реализуема лишь в условиях адекватного финансового и технического обеспечения

учреждений науки, а также достойного вознаграждения их работников, заинтересованности практиков в использовании достижений науки.

Учитывая место, которое занимают экономические интересы и их реализация посредством мотивации и стимулирования в экономической политике, полагаем возможным определить ее как основное направление действий государства и его органов. на различных уровнях структуры общества и в сферах его жизнедеятельности, опирающееся на систему экономических и административных мер, реализуемых посредством механизма, в котором центральное место принадлежит использованию экономических интересов посредством мотивации и стимулирования для достижения текущих и перспективных целей.

Практический аспект подобного подхода к определению экономической политики связан с использованием в ходе ее формирования и реализации системы экономических интересов и способов их согласования. Это имеет особое значение для осуществления задач, решаемых в условиях рыночно трансформируемой экономики современной России, связанных с переходом от спада 90-х гг. к экономическому росту.

Глубина экономического спада, более чем вдвое превосходящая спад периода Великой Отечественной войны, место занимаемое Россией по показателю общего объема ВВП, а также недостаточные темпы его роста в начале нынешнего столетия, с особой остротой ставят перед страной вопросы выработки и осуществления экономической политики, в центре которой бы находились проблемы экономических интересов, стимулирования и мотивации.

Некоторые из этих вопросов будут рассмотрены ниже.

В частности, подчеркнем, что Россия обладает значительными природными и интеллектуальными ресурсами, сохранившимся, в ряде случаев, научным потенциалом. Так, в настоящее время число студентов высших учебных заведений составляет 5,4 млн чел. против 2,8 млн в 1990 г. [4]. Что касается природных ресурсов, то по своему потенциалу РФ в 2 раза превосходит США, в 5 - 6 раз Германию ив 18-20 раз Японию [5]. *

В середине 90-х гг. в нашей стране добывалось 11 % нефти мира, 28 - газа и 14 % угля. По добыче природного газа страна занимает первое место в мире, по производству бурого угля, картофеля и молока -второе, добыче нефти - третье, электроэнергии, выплавке чугуна и стали, зерновых и сахарной свеклы -четвертое, минеральных удобрений, пиломатериалов, готового проката - шестое, каменному углю и маслу -шестое место [6].

Тем не менее к началу нынешнего столетия по совокупному ВВП Россия уступала США в 10 раз, Китаю - в 5 раз. Душевой размер ВВП сократился до 3,5 тыс. дол., что примерно в 5 раз ниже среднего показателя семи наиболее развитых стран мира [7].

Поскольку темпы начавшегося в 1999 г. экономического роста недостаточны, следует посредством соответствующей экономической политики стимули-

ровать их ускорение, используя тот потенциал, те ресурсы и сохранившиеся возможности, которыми располагает страна. Эти возможности связаны с передовыми технологиями в некоторых отраслях производства, а также природным и интеллектуальным потенциалом. Учитывая эти возможности, в экономической политике целесообразно в первую очередь стимулировать те отрасли, в развитии которых сочетаются интересы государства с интересами крупного капитала и производства [8, с. И]. При всем значении мелкого и среднего бизнеса, которому следует оказывать всестороннюю поддержку, важно иметь в виду, что рост обобществления производства - глобальная тенденция, а на долю крупных предприятий в развитых странах мира приходится преобладающая часть производства как в абсолютном, так и в относительном выражении. Это служит проявлением эффекта масштаба производства, который делает крупное производство зачастую более прибыльным, производительным и качественным. В нашей стране на долю крупного производства, большая часть которого приватизирована, в 2001 г. приходилось преобладающая доля промышленной продукции. Так, 200 наиболее крупных акционерных предприятий страны производили 70 % промышленной продукции, в то время как на долю 950 тыс. мелких предприятий приходилось лишь 12 % ВВП [9]. Это является не только результатом высокого уровня монополизации, но и следствием эффективности высококонцентрированного производства. Правда, в ряде случаев, особенно в сырьевых отраслях, оно развилось в олигархические структуры, деятельность которых расходится с интересами общества и государства, проявляясь в развитии теневого сектора, сокрытии действительных доходов, криминальных формах вывоза капитала.

В этой связи экономическая политика, широко использующая такие рычаги, как мотивация и стимулирование, включающие в себя не только поощрение, но и ответственность, должна быть ориентирована на устранение негативных проявлений функционирования крупного производства и происходящих в нем деструктивных процессов. Этому, в частности, должны служить такие ее направления, как стимулирование перелива капитала в перерабатывающие отрасли, ориентированные на внутренний и внешний рынки, а также использование в них высоких технологий, которые обеспечивали бы конкурентоспособность экспортируемой части продукции этих отраслей и предприятий. '

Одним из направлений стимулирования такого перелива капитала в рамках проводимой в стране экономической политики могло бы стать упорядочение рентных отношений, использование которых ныне ориентировано на реализацию интересов крупных предпринимателей, чей капитал функционирует в сырьевых отраслях, без должного учета интересов общества.

Серьезные упущения экономической политики в этом аспекте ведут к ряду негативных последствий, к которым относятся сырьевая ориентация производст-

ва и экспорта продукции; неоправданное стимулирование развития добывающей промышленности в ущерб перерабатывающей; деформация хозяйственной структуры производства на макроэкономическом уровне; утрата статуса экономически развитой страны; утечка капитала и квалифицированных кадров; трудности формирования бюджета; резкое снижение инвестиционной активности; рост цен на энергоносители, повышающий издержки производства и цены на готовую продукцию, а также отрицательно влияющий на уровень реальных доходов основной массы населения.

О значимости упорядочения рентных отношений, при которых с помощью прогрессивного налогообложения происходило бы перераспределение природной ренты в пользу государственного бюджета, свидетельствует то, что, по данным академика Д.С. Львова, в РФ на долю ренты приходится не менее 75 % чистой прибыли, в то время как на долю капитала - 20, а труда - 5 % [4, с. 6]. Перераспределение природной ренты способствовало бы стимулированию диверсификации усилий предпринимателей, капитал которых функционирует в добывающей отрасли, поскольку их доля в распределяемой ренте соответствовала бы уровню предпринимательской активности. В то же время реализация государственной политики получила бы финансовый допинг, величина которого, по этим же данным, составляет от 45 до 60 млрд дол. в год. (Подчеркивая это обстоятельство, отметим, что стимулирование и мотивация имеют место не при любом поощрении или ответственности за результаты деятельности, а лишь в тех случаях, когда они экономически обоснованны и соразмерны усилиям, направленным на их достижение. В современной российской практике нарушаются эти принципы, поскольку природный рентный доход должен принадлежать государству и стимулировать усилия предпринимателей к совершенствованию условий и улучшению результатов своей деятельности.)

Другим важным направлением экономической политики в рассматриваемом аспекте является совершенствование системы налоговых отношений. Оно может служить стимулированию и мотивации крупного бизнеса не только посредством перераспределения ренты, но и путем увеличения доли прибыли в стоимости производимой продукции. В настоящее время, по имеющимся расчетам, средняя по промышленности доля валовой прибыли в стоимости продукций в 2 - 4 раза уступает лучшим мировым показателям, что ведет к убыточности значительной части российских предприятий, утечке капитала и сдерживает активность зарубежных инвесторов.

Меры, рассчитанные на согласование экономических интересов государства с интересами крупного капитала, не только не отрицают, но и предполагают его активность, связанную со стимулированием малого и среднего бизнеса, использование которого служит ускорению научно-технического прогресса, более полному и оперативному удовлетворению общественных и личных потребностей, расширению числа

рабочих мест и повышению доходов населения. Не случайно поэтому мировая практика и меры, предпринимаемые в РФ, ориентированы на поддержку этой формы предпринимательства. В частности, в Послании Президента Федеральному Собранию Российской Федерации в 2002 г. и в последовавших за этим правительственных документах уделено значительное внимание таким направлениям его стимулирования, входящим в экономическую политику страны, как налоговые формы, либерализация условий деятельности этих предприятий, упорядочение контроля за их развитием, и др. [10]

Вместе с тем, учитывая роль крупного высококонцентрированного производства, не следует переоценивать роли малого бизнеса, противопоставляя друг другу различные уровни предпринимательства. Современные рыночные отношения предполагают, наряду с многообразием отношений собственности, разнообразные организационно-экономические формы предпринимательской деятельности именно по той причине, что каждая из них должна занять соответствующее ей место в экономической и хозяйственной структуре общества. В принципиальном плане это место определяется объективно обусловленным уровнем обобществления производства. Та или иная из форм предпринимательства эффективна лишь тогда, когда она соответствует этому уровню.

Поэтому в процессе выработки и реализации экономической политики оправдан не «валовой» подход, который в одном случае был бы ориентирован исключительно на стимулирование крупного, а в другом -малого предпринимательства. Необходим дифференцированный подход, исходящий из оптимизации структуры производства в соответствии с интересами общества и субъектов рыночных отношений, включающей в себя как крупные, так и средние и мелкие предприятия (фирмы).

Если в этой связи вновь обратиться к налоговой политике, то следует отметить, что сегодня в данном направлении предпринят ряд важных шагов, закрепленных в новом Налоговом кодексе. Однако их результаты еще мало ощутимы, поскольку налоговая нагрузка на товаропроизводителей сократилась за последние годы лишь на 2 - 3 % [11].

Понятно, что это не могло существенно сказаться на'стимулировании предпринимательской деятельности, активизации инвестиционного процесса, обновлении порой до предела износившегося основного капитала. С другой стороны, доля бюджета РФ в структуре ВВП, будучи значительно меньшей, чем ряде экономически развитых стран, где она составляет от 50 до 60 % ВВП, в 2003 г. уменьшается в сравнении с предыдущим годом с 39,6 до 37,6 % [11]. И хотя собираемость налогов существенно улучшилась, а масса денежных средств, концентрируемых с их помощью, в консолидированном бюджете возросла, приведенные выше цифры свидетельствуют о том, что реальная ситуация в России не в полной мере соответствует закономерности, установленной при помощи «Кривой Лаффера», согласно которой между

ставкой налога и массой налоговых поступлений существует тесная связь. Естественно, что с учетом деформаций в этой сфере, имевших место в 90-е гг., установление необходимого оптимума требует известного времени, но это должно стать одним из важнейших направлений стимулирования и мотивации, осуществляемых в рамках экономической политики. Отсутствие такого подхода или его недостаточное использование сдерживает инвестирование в предпринимательских структурах и в стране в целом, а также научно-технический прогресс и использование его возможностей, сокращает в конечном счете доходы государства, отрицательно сказывается на покупательной способности населения и возможностях роста экономики.

Между тем стимулирование покупательского спроса с помощью активной социальной политики особенно актуально в силу ее непосредственной связи с экономическими интересами населения и по причине крайне неблагоприятной ситуации, сложившейся в РФ.

Совершенно естественно, что в этих условиях стимулирование трудовой активности весьма затруд-1 нено из-за уровня оплаты труда и беспредельной дифференциации личных доходов, когда около 30 % населения живет за чертой бедности, доходы олигархов порой доходят до 200 млн дол. в год, а личные состояния до 15 млрд дол. [12]. Регулирование доходов и их тесная связь с законно достигнутыми результатами труда и производства должны стать одним из приоритетных направлений политики стимулирования в социальной сфере, ведущим к эффективному использованию трудового и интеллектуального потенциала России.

В последнем случае речь идет об одном из уникальных, но неудовлетворительно используемых преимуществ нашей страны, обладающей неизмеримым интеллектуальным потенциалом, накопленным за всю ее историю в виде конфетных разработок и в виде научно-технических кадров, и, что еще более важно, в виде системы науки и образования, позволяющих воспроизводить квалифицированные кадры и новые НИОКР.

Это обстоятельство играет особенно важную роль, поскольку экономический рост в соответствии с принятой в мире градацией на 49 % определяется научно-техническим прогрессом, на 27 - рабочей силой и на

24 % - капиталом, в силу чего ведущую роль в экономическом росте играют наукоемкие отрасли [8, с. 11].

Из этого следует, что в рассматриваемой сфере особое место в экономической политике должно занимать стимулирование развития науки и образования, тем более, что, по мнению ряда ученых, в мире происходит переход к новой экономике, основанной на знаниях [13].

Позитивные сдвиги в указанном направлении, когда наука и образование постепенно превращаются в приоритетные направления экономической политики, в РФ еще не привели к заметным изменениям в их стимулировании. Так, начисленная заработная плата работникам образования в июле 2002 г., хотя и воз-

росла на 67,3 % в сравнении с июлем предыдущего года, составила лишь 51,7 % к соответствующему показателю в промышленности, а в науке и научном обслуживании, увеличившись за год на 34,5 %, так и не сравнялась со среднемесячной заработной платой в промышленности [14].

В этом смысле весьма показательно изменение соотношения между физическим и человеческим капиталом в структуре совокупного капитала стран Запада. Если еще полвека назад - в 1950 г. оно составило соответственно 52 - 53 % к 47 - 48 % в пользу физического капитала, то в 1997 - 1998 гг. - 31 - 33 и 67 -69 % в пользу человеческого капитала [15]. В этих условиях весьма ограниченные темпы роста расходов на образование и науку. в РФ, предусмотренных в 2003 г. в качестве приоритетных на 22 % при 12 %-й инфляции, вряд ли можно считать достаточно стимулирующими развитие этой сферы, особенно если иметь в виду наметившуюся модернизацию образования, требующую дополнительных затрат.

Из этого следует, что вызов времени требует выдвижения в качестве приоритетного направления экономической политики в РФ стимулирование образовательных и наиболее важных научных учреждений, а также граждан страны к развитию интеллектуального ресурса общества и его эффективного использования.

Здесь рассмотрены лишь приоритетные направления стимулирования и мотивации в рамках экономической политики, ориентированные на рациональное использование ресурсного потенциала РФ. Вместе с тем их анализ подтверждает необходимость активизации процессов стимулирования и мотивации в ходе реализации экономической политики в целом.

Литература

1. См.: Гершкович Б.Я. Экономические интересы и их реализация. Пятигорск, 1999. С. 50.

2. Лексин В., Андреева А., Ситное В., Швецов А. Региональная политика России: концепции, проблемы, решения // Российский экономический журнал. 1993. №9. С. 51-52.

3. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. М., 1996. С. 394.

4. Давыдов Ю.С. Университет. Начало XXI века. Пятигорск, 2002. С. 9.

5. Львов Д.С. Будущее российской экономики // Экономист. 2000. № 12. С. 5.

6. Пороховский А.А. Россия и мировая экономика // США и Канада. 1999. № 3. С. 5-6.

7. Путин В.В. Россия на рубеже тысячелетия // Российская газета. 1999. 31 дек. С. 4.

8. Панина Е. Пришло время смелых и ответственных решений // Российская газета. 2002. 3 окт. С. 11.

9. Давыдов Ю.С. Экономика России в конце XX и начале XXI века // Совершенствование управления в подсистемах общества. Пятигорск, 2002. С. 15.

10. См.: Путин В.В. России надо быть сильной и конкурентоспособной. Послание Президента РФ В.В. Путина

Федеральному Собранию Российской Федерации Н Российская газета. 2002. 19 апр.

11. См.: Воронин Ю. Профицитный бюджет: благо или видимость благополучия II Парламентская газета 2002.

25 сент. С. 3.

12. См.: Паклин Н. Перевоспитание миллиардеров // Российская газета. 2002. 19 сент.

13. См.: Вифлеемский А. Роль образовательного комплекса в постиндустриальном обществе // Вопросы экономики. 2002. № 8. С. 115.

14. См.: Экономика и жизнь. 2002 № 40. С. 32

15. См: Щетинин В. Человеческий капитал и неоднозначность его трактовки // Мировая экономика и международные отношения. 2001. № 12. С. 43.

14 февраля 2003 г.

Пятигорский государственный лингвистический университет

© 2003 г.' В.И. Еестратов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЫНОЧНОГО ПОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ПОЧТОВОЙ СВЯЗИ

Разработка стратегии рыночного поведения государственного учреждения Управления федеральной почтовой связи по Ростовской области (ГУ УФПС РО) и анализ возможностей для предпринимательских инициатив предполагают рассмотрение правового и экономического аспектов. Правовой аспект позволит оценить законность их деятельности, т.е. определиться с предоставляемыми законом предприятиям правами для осуществления предпринимательских инициатив и с ограничениями этих прав.

При выборе сферы предпринимательской деятельности первичным должен быть экономический анализ, который покажет финансовые возможности предприятия для диверсификации и наиболее прибыльные сферы вложения капитала. Экономическая оценка альтернатив позволит отобрать те из них, реализовать которые возможно и выгодно. А затем отобранные альтернативы рассматриваются с юридической точки зрения следующим образом: имеет ли предприятие право осуществлять предпринимательскую деятельность; каковы основные направления государственной политики в сфере предпринимательства; в какой форме имеет смысл осуществлять предпринимательскую деятельность; кем могут быть выделены средства на ее осуществление; как изменится налогообложение предприятия, как будут распределяться полученная прибыль и защищаться интересы предприятия при осуществлении предпринимательской деятельности.

ГУ УФПС РО - казенное предприятие, функционирующее на праве оперативного управления. Как и другие хозяйствующие субъекты, оно может вести предпринимательскую деятельность без предоставления каких-либо привилегий. Организационно-правовой статус обязывает ГУ УФПС согласовывать свои действия с собственником в вопросах распоряжения имуществом и расходования целевых средств, так как предприятие отвечает по своим обязательствам всем имуществом, находящимся в его пользовании, т.е. инициатива диверсификации может быть реально ограничена по усмотрению собственника -государства.

В качестве предпринимательской может быть выбран практически любой вид деятельности, отвечающий санитарно-гигиеническим, экологическим и дру-

гим нормам, установленным действующим законодательством Российской Федерации, а также не наносящий ущерб охраняемым законом правам и интересам граждан, юридических лиц и государству. Должны быть соблюдены все требования законодательства (например, в некоторых случаях требуется лицензирование деятельности).

Для ГУ УФПС целесообразной представляется предпринимательская деятельность, направленная на расширение сегмента рынка почтовой связи, к положительным сторонам которой относятся конкурентные преимущества в виде материальных и нематериальных активов; гарантированная поддержка со стороны собственника; достаточная информированность для проведения маркетингового исследования с целью выявления новых видов услуг, отвечающих требованиям современного потребителя.

Государством, потребителями и партнерами предъявляется совокупность требований к региональной системе почтовой связи, включая предоставление услуг по тарифам, доступным всем слоям населения; физическую доступность почтовой продукции, обеспечиваемую размещением пунктов связи и режимом работы предприятий; обеспечение определенного уровня качества продукции (скорости, сохранности, конфиденциальности); стандартизацию производимой продукции; эффективность производства; четкость взаимодействия с партнерами; ограничение монополии и стимулирование конкуренции.

Потребителями продукции ГУ УФПС РО являются бизнес и домохозяйства, т.е. все слои населения и практически все хозяйствующие субъекты, что обусловливает необходимость социальной доступности к потреблению продукции отрасли. Данный фактор определяет особенности ценообразования в отрасли: нужду в продукции, реализуемой по цене ниже себестоимости (предоставление почтовых услуг в сельской или отдаленной местности), и установление цен, значительно превышающих себестоимость, на рентабельную продукцию, что может быть чревато потерей сегмента рынка данной продукции в условиях конкуренции.

Гибкость ценовой политики федеральной почтовой связи ограничена установлением государством тарифов на такие виды традиционной продукции, как письменную

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.