Научная статья на тему 'СТИМУЛИРОВАНИЕ ЭКСПОРТА ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЙ ПРОДУКЦИИ ОБРАБАТЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ США'

СТИМУЛИРОВАНИЕ ЭКСПОРТА ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЙ ПРОДУКЦИИ ОБРАБАТЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ США Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
118
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ США / ВНЕШНЕТОРГОВЫЙ БАЛАНС / СТИМУЛИРОВАНИЕ ЭКСПОРТА / ФОРМЫ / СРЕДСТВА / ИНСТРУМЕНТЫ / СПОСОБЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ЭКСПОРТА / ОБРАБАТЫВАЮЩАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ США / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Минат В.Н.

Торговая политика, проводимая правительством США, в качестве одной из важнейших мер предусматривает стимулирование экспорта тех товарных групп, которые определяют развитие экономики страны, формируют ее инновационный характер и возможности экспансионистского продвижения американского капитала в общемировом, глобальном геоэкономическом пространстве. К таким товарам относится высокотехнологичная продукция американской обрабатывающей промышленности, формы, средства, инструменты и способы стимулирования экспорта которой составляют предмет настоящего исследования. Изучив эволюционную динамику объема и структуру стимулирующих элементов экспортного регулирования продукции американского высокотехнологичного производства за период 1946-2019 гг., автором выявлены долгосрочные тенденции, характеризующие эффективное сочетание помощи, поощрения, содействия и поддержки национальных экспортеров соответствующих товарных групп во внешнеторговой деятельности Соединенных Штатов. По результатам проведенного исследования сделаны выводы о безусловной приоритетности стимулирования экспорта высокотехнологичной продукции обрабатывающей промышленности США в течение всего рассматриваемого периода, характеризующегося гибким сочетанием использования целесообразных форм, средств, инструментов и способов указанного стимулирования. Автор подчеркивает примат целесообразности и эффективности в выборе направлений экспансионистского продвижения высокотехнологичной продукции американской экономики на внешний рынок, что, безусловно, составляет практический интерес для российского применения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROMOTING THE EXPORT OF HIGH TECHNOLOGY PRODUCTS BY THE US PROCESSING INDUSTRY

The trade policy pursued by the US government certainly provides as one of the most important measures to stimulate the export of those commodity groups that determine the development of the country's economy, shape its innovative nature and the possibilities for the expansionist promotion of American capital in the global, global geo-economic space. Such goods include high tech products of the American manufacturing industry, the forms, means, tools and methods of export promotion of which are the subject of this study. Having studied the evolutionary dynamics of the volume and structure of the stimulating elements of export regulation of American high-tech products for the period 1946-2019, we identified long-term trends characterizing the effective combination of assistance, encouragement, assistance and support to national exporters of the relevant commodity groups in the foreign trade activities of the United States. Based on the results of the study, conclusions are drawn about the unconditional priority of stimulating the export of high-tech products of the US manufacturing industry during the entire period under consideration, characterized by a flexible combination of the use of appropriate forms, means, tools and methods of this stimulation. The author emphasizes the primacy of expediency and efficiency in the choice of directions for the expansionary promotion of high-tech products of the American economy to the foreign market, which, of course, is of practical interest for Russian use.

Текст научной работы на тему «СТИМУЛИРОВАНИЕ ЭКСПОРТА ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЙ ПРОДУКЦИИ ОБРАБАТЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ США»

DOI: http://dx.doi.org/1 0.21686/2410-7395-2021-2-30-46

СТИМУЛИРОВАНИЕ ЭКСПОРТА ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЙ ПРОДУКЦИИ ОБРАБАТЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ США

В. Н. Минат

Рязанский государственный агротехнологический университет

имени П. А. Костычева, Рязань, Россия

Торговая политика, проводимая правительством США, в качестве одной из важнейших мер предусматривает стимулирование экспорта тех товарных групп, которые определяют развитие экономики страны, формируют ее инновационный характер и возможности экспансионистского продвижения американского капитала в общемировом, глобальном геоэкономическом пространстве. К таким товарам относится высокотехнологичная продукция американской обрабатывающей промышленности, формы, средства, инструменты и способы стимулирования экспорта которой составляют предмет настоящего исследования. Изучив эволюционную динамику объема и структуру стимулирующих элементов экспортного регулирования продукции американского высокотехнологичного производства за период 1946-2019 гг., автором выявлены долгосрочные тенденции, характеризующие эффективное сочетание помощи, поощрения, содействия и поддержки национальных экспортеров соответствующих товарных групп во внешнеторговой деятельности Соединенных Штатов. По результатам проведенного исследования сделаны выводы о безусловной приоритетности стимулирования экспорта высокотехнологичной продукции обрабатывающей промышленности США в течение всего рассматриваемого периода, характеризующегося гибким сочетанием использования целесообразных форм, средств, инструментов и способов указанного стимулирования. Автор подчеркивает примат целесообразности и эффективности в выборе направлений экспансионистского продвижения высокотехнологичной продукции американской экономики на внешний рынок, что, безусловно, составляет практический интерес для российского применения.

Ключевые слова: внешняя торговля США, внешнеторговый баланс, стимулирование экспорта, формы, средства, инструменты, способы стимулирования экспорта, обрабатывающая промышленность США, конкурентоспособность.

PROMOTING THE EXPORT OF HIGH TECHNOLOGY PRODUCTS BY THE US PROCESSING INDUSTRY

Valery N. Minat

Ryazan state agrotechnological University named after P.A. Kostychev,

Ryazan, Russian Federation

The trade policy pursued by the US government certainly provides as one of the most important measures to stimulate the export of those commodity groups that determine the development of the country's economy, shape its innovative nature and the possibilities for the expansionist promotion of American capital in the global, global geo-economic space. Such goods include high-

tech products of the American manufacturing industry, the forms, means, tools and methods of export promotion of which are the subject of this study. Having studied the evolutionary dynamics of the volume and structure of the stimulating elements of export regulation of American high-tech products for the period 1946-2019, we identified long-term trends characterizing the effective combination of assistance, encouragement, assistance and support to national exporters of the relevant commodity groups in the foreign trade activities of the United States. Based on the results of the study, conclusions are drawn about the unconditional priority of stimulating the export of high-tech products of the US manufacturing industry during the entire period under consideration, characterized by a flexible combination of the use of appropriate forms, means, tools and methods of this stimulation. The author emphasizes the primacy of expediency and efficiency in the choice of directions for the expansionary promotion of high-tech products of the American economy to the foreign market, which, of course, is of practical interest for Russian use.

Keywords: US foreign trade, foreign trade balance, export promotion, forms, means, tools, methods of export promotion, US manufacturing industry, competitiveness.

В условиях жесточайшей глобальной конкуренции государственное стимулирование экспорта высокотехнологичной продукции представляется одним из ведущих направлений внешнеторговой политики всех без исключения развитых и все большего количества развивающихся стран мира. Несмотря на постиндустриальный характер общественного развития, осуществляемого в рамках пятого - шестого технологических укладов, активизация внешнеторговой деятельности по-прежнему во многом зависит от стимулирования промышленного экспорта, представленного товарными группами высокотехнологичных (наукоемких) отраслей.

Безусловно, опыт стимулирования экспорта высокотехнологичных товаров при продвижении их на мировом рынке огромен у всех стран Запада, Японии, новых индустриальных стран Азии, а в последние десятилетия и Китая (КНР). Но в Соединенных Штатах Америки, единственной стране не просто обогатившейся по результатам Второй мировой войны, в том числе за счет нового научно-технического рывка, возможного только посредством развития наукоемких производств, интегрированных с наукой и высокими технологиями, но и выстроившей на обломках послевоенного мира амери-каноцентричную всемирную торгово-экономическую и военно-политическую систему, даже в наступившей эпохе цифровизации всегда найдется место для государственного участия в продвижении высокотехнологичных товаров с маркировкой «Сделано в США». Этот опыт чрезвычайно актуален для интеграции современной России в мировое хозяйство в качестве геоэкономического центра мировой экономики, а не периферии или полупериферии с приоритетной сырьевой направленностью экспорта. Поэтому в России давно назрела необходимость диверсификации экономики и экспорта и остро встала проблема «концептуального осмысления роли государственной экспортной политики в части формирования долгосрочной стратегии экспорта высокотехнологичной продукции и методических под-

ходов к ее реализации на основе опыта зарубежных стран» [19. - С. 3]. К сожалению, в нашей стране указанная необходимость пока выражается только в программных документах и намерениях1.

Динамика структуры внешней торговли США высокотехнологичной продукцией обрабатывающей промышленности, изученная автором за период с 1946 по 2019 г. [11], тесно связанная с инновационной деятельностью в указанных отраслях [15], полнее и глубже раскрывается как эволюционный экономический пространственно-временной процесс, неизменной составляющей которого постоянно выступает стимулирование экспорта. В указанном стимулировании состоит сущность двоякой по характеру (с одной стороны, рыночно-либеральной, с другой - явно дири-жистской) государственной экономической политики, проводимой федеральным правительством Соединенных Штатов, в том числе по отношению к стимулированию экспорта высокотехнологичной продукции обрабатывающей промышленности страны. Этот фактор внешнеторговой, внешнеэкономической и внешнеполитической деятельности правящих кругов и крупного бизнеса США следует рассматривать как важнейший экспансионистский способ укрепления позиций Америки на мировом (позднее - глобальном) рынке за послевоенные 75 лет.

Цель исследования заключается в выявлении тенденций и обосновании использования конкретных форм стимулирования экспорта высокотехнологичной продукции обрабатывающей промышленности США при помощи средств и инструментов регулирования внешнеторговой деятельности и способов их реализации в различные периоды времени 1946-2019 гг.

Объектно-субъектное многообразие, представленное в рамках сформулированной цели исследования, объясняется различным содержанием основных форм стимулирования экспорта высокотехнологичной продукции обрабатывающей промышленности, применяемых федеральным правительством США нередко в сочетании со структурами государственно-частного партнерства (ГЧП). Развитие указанных форм стимулирования экспорта, важнейшими из которых по классификации специалистов Российского государственного торгово-экономического университета, являются помощь, поощрение, содействие и поддержка [17; 18], опирается

1 Почти десять лет назад Правительством РФ была провозглашена долгосрочная цель диверсификации экономики и экспорта, что было закреплено в нескольких концептуальных документах, где отмечалась приоритетность государственной поддержки национальных компаний - экспортеров высокотехнологичной продукции. В декабре 2020 г. М. Мишустин заявил о создании Совета несырьевых экспортеров, в рамках которого, по словам председателя Правительства РФ, «... Правительством и бизнесом будут подготовлены предложения по повышению конкурентоспособности российской несырьевой, неэнергетической продукции, развитию и совершенствованию делового климата». (Российский экспортный центр. - URL: https://www.exportcenter.ru/press_center/news/sozdan-sovet-nesyrevykh-eksportyerov/ (дата обращения: 04.01.2021).

на разветвленную сеть государственных и государственно-частных институтов: федеральных министерств, бюро и агентств, банков, венчурных, страховых и инвестиционных компаний, иных организаций национального и регионального значения, стимулирующих экспорт.

Обзор литературы

Помимо приведенных выше концептуальных положений о необходимости изучения зарубежного опыта стимулирования экспорта высокотехнологичной продукции и его приемлемой адаптации для России, исследования советских [6; 7; 9] и современных российских [1-5; 8; 10; 19; 20] специалистов, базирующиеся на работах авторитетных американских ученых, отражают следующие позиции по данной проблематике, характеризующие ситуацию в США.

Во-первых, американский опыт, отличающийся мировым масштабом взаимодействия и зависимостью от экспортной составляющей промышленного производства, показывает, что в рамках выделенных форм стимулирования экспорта высокотехнологичной продукции обрабатывающей промышленности на протяжении 1946-2019 гг., наметились две тенденции такого стимулирования: формирование благоприятного макроэкономического климата и создание для экспортно ориентированных производств стимулирующих условий. Развитие указанных тенденций во времени и пространстве происходило посредством использования таких инструментов, как правительственные субсидии, налоговые льготы, гарантирование частных вложений, выделение грантов, льготное кредитование, инфраструктурная поддержка, субсидирование НИОКР, развитие инновационных кластеров (ИК), стимулирование притока прямых иностранных инвестиций (ПИИ).

Во-вторых, помимо указанных в первом пункте традиционных внут-риамериканских инструментов стимулирования высокотехнологичного экспорта, важным элементом торговой политики США на протяжении рассматриваемого периода времени являлось коммерческое присутствие американских компаний на зарубежных рынках. Этому способствовало развитие сети филиалов и иностранных сетей сбытового назначения, а также создание свободных экономических зон (СЭЗ) в зарубежных государствах по продвижению экспорта американской высокотехнологичной продукции. Особое значение приобрели указанные средства экспансионистской торговой политики США с развитием информационных и далее - цифровых технологий во внешней торговле.

В-третьих, ведущее место в системе стимулирования экспорта на протяжении всего исследуемого периода времени занимало Министерство торговли США (United States Department of Commerce). В его составе, в частности, действуют Управление международной торговли (International Trade Administration, ITA) и так называемая Коммерческая служба

(Commercial service), оказывающие своевременную квалифицированную поддержку экспортно ориентированным компаниям как внутри США, так и за пределами страны (не менее чем в 70 государствах мира), начиная от консультирования и заканчивая прямой защитой интересов американского бизнеса в стране пребывания. Помимо этого, вопросами организационно-административной поддержки экспорта высокотехнологичных товаров занимаются практически все центральные государственные службы США - от Госдепартамента до Министерства финансов и Президентского экспортного совета.

В-четвертых, применяемые средства и инструменты межправительственного сотрудничества, направленные на стимулирование американского экспорта, как правило, являются интеграцией деятельности государственных структур и крупного бизнеса США и стран - торговых партнеров. Яркими примерами таких торгово-политических интеграций выступают торгово-экономические диалоги (Trade and economic dialogue) с Канадой, Японией, странами Евросоюза, Мексикой и другими государствами Латинской Америки, Китаем и странами Юго-Восточной Азии. Во внешнеторговых отношениях с развивающимися странами США придерживаются так называемых преференциальных торговых программ, представляющих собой не только инструмент стимулирования экспорта высокотехнологичных американских товаров, но и рычаг давления на страны, пользующиеся преференциальным режимом. Причем средства такого стимулирования экспорта были «обкатаны» американцами на странах Западной и Восточной Европы сразу после окончания Второй мировой войны1.

Таким образом, научное познание американского опыта стимулирования экспорта высокотехнологичной продукции как быстро эволюционирующей экономической категории в концептуальном и методологическом плане способствует обоснованию необходимости создания разноуровневой системы элементов и форм стимулирования экспорта указанных товаров, сочетающей рыночные механизмы с активным государственным участием по всем направлениям: помощь, содействие, поощрение и поддержка. Кроме того, американский опыт указывает на необходимость экономического обоснования конкретных целевых ориентиров в развитии национальной экспортной стратегии, особенно в высокотехнологичной сфере внешнеторговых отношений, наиболее остро подверженных конкурентной и конъюнктурной изменчивости инновационного сектора глобального рынка геоэкономическим и геополитическим реалиям.

1 Опыт указанного давления США активно использовали на протяжении всего ХХ в. (план Маршалла [13], экспансионистская внешнеторговая политика, применяемая в отношении стран Азии, Африки, Латинской Америки [6; 9]) и не пренебрегают им в текущем столетии (внешнеторговая политика Д. Трампа [2; 10; 20]).

Материалы и методы

Основываясь на вышеприведенных теоретических положениях организации стимулирования американского экспорта высокотехнологичной продукции, статистически отраженных в официальных источниках США за интересующий период времени, в своем эмпирическом анализе автор придерживается имеющейся классификации форм, средств, инструментов стимулирования экспорта высокотехнологичной продукции и способов их реализации (см. рисунок). Соотношение в применении указанных элементов государственного и государственно-частного стимулирования экспорта наукоемких товаров американской обрабатывающей промышленности, зависящее от комплекса объективных (мировой конъюнктуры цен, потребительских свойств товара и т. д.) и субъективных (конкурентная борьба за рынки сбыта, политические и коммерческие интересы стран - торговых партнеров и др.) факторов, явилось методической основой настоящей работы. Исследование структурных изменений стимулирования американского экспорта указанных товаров в динамике внешнеторговых отношений США с остальным миром позволило проследить эволюцию этого важного направления государственной внешней политики почти за 75-летний временной период.

На основе использования методов абстрактно- и конкретно-логического и статистико-экономического анализа абсолютных и относительных годовых показателей экспорта, импорта и торгового баланса реализации высокотехнологичной продукции обрабатывающей промышленности США в 1946-2019 гг. и данных об объеме и структуре стимулирования экспорта указанной продукции за этот период времени в графической форме представлен результат динамики указанных показателей. На основе анализа результирующих значений (в процентном отношении) выявлены методы стимулирования экспорта высокотехнологичной продукции обрабатывающей промышленности США, используемые государством с применением конкретных форм, средств и инструментов регулирования внешнеторговой деятельности и способов их реализации.

Результаты и их обсуждение

Цикличность развития рыночной экономики и жесткая конкуренция на мировом рынке находят свое отражение в анализе предмета настоящего исследования - в стимулировании экспорта высокотехнологичной продукции обрабатывающей промышленности США - важного элемента национальной торговой политики страны в условиях нескольких технологических укладов. Сглаживание последствий конъюнктурных и больших циклических колебаний во внешнеэкономической деятельности, напрямую связанной с внутриэкономической ситуацией в Соединенных Штатах (со времен Великой депрессии), понимается американскими правящими

кругами как одна из первоочередных задач государственного регулирования экономики, причем регулирования за счет развития экспансионистских тенденций в тех секторах глобального хозяйства, где особенно велика добавочная стоимость товаров, длительное время определявшая место национальной экономики США как геоэкономического центра глобальной мир-системы.

Анализ данных таблицы показывает, насколько велика роль государственного стимулирования экспорта высокотехнологичных товаров американской индустрии, начиная с 1946 г., и позднее - с начала 1970-х гг. и до сегодняшнего дня, когда наблюдается неуклонный рост доли простимулированного экспорта указанных товарных групп в их общем экспорте более чем в 2 раза.

Суммарные годовые показатели экспорта, импорта и торгового баланса реализации высокотехнологичной продукции обрабатывающей промышленности США в 1946-2019 гг.*

Год Суммарный годовой экспорт Суммар- Торговый баланс

Общий Простимулиро- ный годо- (активный + / пассивный - ),

ванный вои млн долл.

млн млн % от импорт,

долл. долл. общего млн долл. Общий, с учетом стимуляции экспорта Без учета стимуляции экспорта

1946 858 417 48,6 57 +801 +384

1955 2 191 710 32,4 484 +1 707 +997

1965 7 837 2 179 27,8 1 344 +6 493 +4 314

1975 34 485 12 518 36,3 9 038 +25 447 +12 929

1985 68 471 32 318 47,2 59 422 +9 049 -23 269

1995 137 785 74 128 53,8 238 578 -100 793 -174 921

2000 171 652 96 812 56,4 275 639 -103 987 -200 799

2005 218 833 115 544 52,8 344 518 -125 685 -241 229

2010 276 823 161 941 58,5 388 092 -111 269 -273 210

2015 342 648 218 267 63,7 436 472 -93 824 -312 091

2019 426 544 281 092 65,9 493 586 -67 042 -348 134

* Составлено по: [21-33].

Особенно важно подчеркнуть влияние, которое оказывает на протяжении всего исследуемого периода времени стимулирование экспорта высокотехнологичных товаров обрабатывающих производств США на торговый баланс. Если в первые три послевоенных десятилетия разница между общим торговым балансом, включающим простимулированный экспорт, и величиной баланса без учета последнего составляла 1,5-2 раза при активном балансе, то в последние пять лет этот показатель составил 3,5-5 раз при отрицательном торговом балансе США в данном секторе внешней торговли. Эти цифры свидетельствуют о роли государственного стимулирования внешней торговли в высокотехнологичном секторе национальной экономики Соединенных Штатов.

Явный протекционизм американской торговой политики в сфере экспорта высокотехнологичной промышленной продукции тем не менее не уберег внутренний рынок США от огромного импорта товаров этих товарных групп в страну из-за рубежа. Это выразилось в отрицательном торговом балансе, наблюдаемом с начала 1990-х гг. Однако в рамках глобальной экономики, экономики знаний, информационно-коммуникационных и цифровых технологий Соединенные Штаты, во-первых, не потеряли внутренний рынок высокотехнологичной продукции для собственных компаний (по крайней мере, в стратегически важных отраслях), а во-вторых, высвободили высококвалифицированные трудовые ресурсы для новых инновационных задач, лежащих в плоскости непроизводственной сферы экономики. Здесь прослеживается положительная корреляция между внешнеторговой, с одной стороны, и национальной технологической и инновационной политикой правительства США - с другой, учитывающей новейшие тенденции общественного развития, поддерживая и перенаправляя бизнес и трудовые ресурсы в наиболее стратегически перспективные сферы высоких технологий. Об этом свидетельствует динамика государственного финансирования НИОКР [14] и распределения человеческого капитала высшей квалификации [12; 16] в США, исследованная автором за последние два десятилетия.

При анализе динамики структуры стимулирования экспорта высокотехнологичной продукции обрабатывающей промышленности США в 1946-2019 гг. обращает на себя внимание такое сочетание его форм, средств и инструментов, которое, несомненно, характеризуется высокой эффективностью проводимых внешнеторговых операций (рисунок).

Эффективность применения различных форм стимулирования экспорта, а также разнообразие средств, инструментов и способов практической реализации этого стимулирования, связана прежде всего с высоким уровнем развития экономики Соединенных Штатов, при котором возможны не только формы содействия и поддержки, но и оказания прямой помощи и даже поощрения экспорта конкретных товарных групп национальными производителями.

В довоенные годы стимулирование экспорта наукоемких производств было незначительным, хотя бы в силу незначительных размеров доли самого экспорта этих товарных групп в общем объеме экспорта США, притом что в указанный период времени правительство провело ряд важных мероприятий по созданию государственных органов, призванных оказывать содействие крупному бизнесу в экспортной деятельности. Вторая мировая война способствовала не только милитаризации экспорта высокотехнологичной продукции, сместив акцент на поставки военной техники (прежде всего по ленд-лизу), но и расширению торговли вплоть до монополизации экспорта американских машин и оборудования во все значимые регионы мира.

1946 г.

417

710

2 179

12 518 32 318 74 128 96 812 115 544 161 941 218 267 281 092

- финансовая помощь (государственные субсидии и субвенции)

- техническая помощь (предоставление техники и оборудования)

- консультации и аналитика (разработка экспортной стратегии)

- финансовые поощрения (премии, целевые стимулирующие выплаты)

- преференции (вознаграждения, налоговые и иные льготы)

- финансовое содействие (консалтинговые и методические услуги в разработке экспортных стратегий, изучение внешних рынков)

- техническое (поиск иностранных партнеров) и информационное содействие (допуск к стратегической информации)

- финансовая поддержка (кредитование, страхование)

- технико-технологическая и организационная поддержка

ci s

т I

S s

Ю н

I I

5С 5С

н

s

С

■а

о д

Помощь

Поощрение

Содействие

Поддержка

Рис. 1. Динамика структуры стимулирования экспорта высокотехнологичной продукции обрабатывающей промышленности США в 1946-2019 гг. [21-33]

Начиная с 1946 г. Соединенные Штаты решают частную задачу расширения экспорта высокотехнологичной промышленной продукции в рамках общей экспансионистской стратегической модели внешнеторговых операций, преследуя прежде всего политические и геополитические цели, связанные с послевоенным переделом мира. Так, вторая половина 1940-х гг., отождествляемая с внешнеполитическим (Доктрина Трумэна) и внешнеэкономическим (План Маршалла) курсами США на Европейском континенте и по всему миру, характеризуется высокой долей (около 60%) прямой финансовой помощи от всего объема стимулирования экспорта высокотехнологичной продукции обрабатывающей промышленности США. В 19501960-х гг., когда государства Европы восстанавливаются после войны, поляризуется политическое мироустройство и начинается разрушение колониальной системы, прямая финансовая помощь экспорту наукоемкой индустриальной продукции со стороны правительства США наряду с технической помощью значительно сокращается. Эта прямая форма стимулирования постепенно уступает место финансовой поддержке, основанной на кредитовании и страховании экспортно ориентированных американских компаний и преференциях по отношению к ним (прежде всего, налоговых льготах). Указанная тенденция продолжалась до середины 2000-х гг. за счет роста доли абсолютных и относительных показателей, характеризующих косвенные формы стимулирования экспорта высокотехнологичной продукции обрабатывающих производств США: поощрения, поддержки, содействия. Последняя из упомянутых форм получила существенное развитие в период с середины 1990-х гг. и по настоящее время, представляя собой яркий пример господства информационных и коммуникационных, маркетинговых и консалтинговых технологий во внешнеторговой деятельности передовых стран мира. При этом конкуренция со стороны европейских и азиатских торговых партнеров США на международном рынке высокотехнологичной промышленной продукции за период с начала 1970-х гг. по настоящее время постоянно возрастает, заставляя искать наиболее эффективные формы поддержки экспорта в конкретных условиях перманентного передела сфер экономического влияния.

Таким образом, эволюция структурных изменений в стимулировании экспорта высокотехнологичной продукции обрабатывающей промышленности США эмпирически подтверждается как диалектический процесс общественного развития, определяемого объективными факторами технологического уклада, господствующего в производственной деятельности, а также политическими и внешнеэкономическими приоритетами экспансионистской направленности, связанной с транснационализацией и глобализацией американского капитала.

Выводы

По результатам проведенного исследования выявлены и обоснованы устойчивые тенденции стимулирования американского экспорта высокотехнологичной продукции обрабатывающей промышленности, характеризующие торговую политику США за последние 75 лет.

Несмотря на приоритетность методологических установок использования либерально-рыночных механизмов регулирования торговых отношений в США, внешнеторговые отношения на протяжении всего исследуемого периода имеют значительный приоритет в применении различных форм, средств, инструментов и способов стимулирования экспорта высокотехнологичной промышленной продукции со стороны федеральной власти и структур ГЧП. Уступая (по долевому объему средств), пожалуй, лишь стимулированию экспорта сельскохозяйственных товаров, меры помощи, поощрения, содействия и поддержки экспорта товарных групп высокотехнологичных отраслей промышленности США носят гибкий и всеохватывающий (до 66% стимулируемого экспорта в общем объеме экспорта) характер. Причем доля федерального финансирования отраслей, ориентированных на НИОКР, составляющих основу инновационного развития промышленного производства в США, на протяжении всего исследуемого периода времени остается высокой и, безусловно, включается в объем простимулированного экспорта товарной продукции указанных отраслей.

Кроме того, проведенное теоретическое и эмпирическое исследование дает право подтвердить концептуальное положение о безусловности и необходимости стимулирования экспорта продукции высокотехнологичных производств в условиях любого технологического уклада экономики и в условиях любой системы общественных отношений. Указанное стимулирование, по примеру США, должно быть основано на внятной, адекватной реальности и эффективной по формам своего воздействия (их сочетанию) торговой политике. Для практической реализации стратегических установок на инновационное взаимодействие в торговле современными промышленными товарами государство и национальный бизнес (несмотря на наличие транснациональных, глобальных интересов) не могут «тянуть в разные стороны» имеющийся человеческий, производственный и финансовый капитал. Для этого недостаточно сформулировать правила игры на внутреннем и внешнем рынках высокотехнологичной продукции в форме концептуальных документов. В частности, России необходимо, основываясь на имеющейся ресурсной базе, создавать высокотехнологичные товары нового поколения и продвигать их на глобальные рынки, используя, в том числе опыт стимулирования такого экспорта, давно и, как мы видим, в целом успешно применяемого наиболее развитыми странами.

Список литературы

1. Давыдов А. Ю. Внешняя торговля США и ее государственное регулирование / / США & Канада: Экономика - Политика - Культура. - 2009. - № 1 (469). - С. 13-28.

2. Емельянов Е. В. Внешнеторговый курс Дональда Трампа: планы и реалии // Международная торговля и торговая политика. - 2018. -№ 2 (14). - С. 73-82. - БС1: 10.21686/2410-7395-2018-2-73-82

3. Емельянов Е. В. Международная торговля в конце второго десятилетия / / Международная торговля и торговая политика. - 2020. - № 1 (21). С. 54-61. - DOI: 10.21686/2410-7395-2020-1-54-61

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Емельянов Е. В., Аксенов П. А. Внешнеэкономическая политика Соединенных Штатов 2017-2020 гг.: испытание коронавирусом / / Международная торговля и торговая политика. - 2020. - Т. 6. - № 2 (22). - С. 47-56. -DOI: 10.21686/2410-7395-2020-2-47-56

5. Зименков Р. И. Внешняя торговля США и механизм ее государственного регулирования / / Инвестиции в России. - 2018. - № 10 (285). -С.23-30.

6. Истомина Е. Н. США в борьбе за рынки. - М. : Международные отношения, 1971.

7. Каневский В. Б. Государственное стимулирование промышленного экспорта США : дисс. ... канд. экон. наук. - М., 1984.

8. Кузьмина В. М. Проблемы и перспективы либерализации внешней торговли США на современном этапе / / Историческая и социально-образовательная мысль. - 2019. - Т. 11. - № 1. - С. 111-121. - DOI: 10.17748/20759908-2019-11-1-111-121

9. Курьеров В. Г. Внешнеторговая стратегия США. - М. : Международные отношения, 1980.

10. Лебедева Л. Ф. Новая модель торговых отношений между странами: вариант Д. Трампа / / Международная торговля и торговая политика. - 2020. - № 1 (21). - С. 20-27. - БС1: 10.21686/2410-7395-2020-1-20-27

11. Минат В. Н. Динамика структуры внешней торговли США высокотехнологичной продукцией обрабатывающей промышленности / / Международная торговля и торговая политика. - 2020. - Т. 6. - № 4 (24). -С. 44-62. - ЭО!: 10.21686/2410-7395-2020-4-44-62

12. Минат В. Н. Миграции научных работников высшей квалификации в США / / Наука о человеке: гуманитарные исследования. - 2020. -Т. 14. - № 3. - С. 182-188. - БС1: 10.17238^п1998-5320.2020.14.3.22

13. Минат В. Н., Соколов А. С. Вторая мировая война - главная антикризисная мера развития американского капитализма (1929-1945 гг.) // Свободная мысль. - 2020. - № 3. - С. 63-76.

14. Минат В. Н. Федеральное финансирование научных исследований и разработок в США: объем, структура, перспективные направления / /

Известия Саратовского университета. Новая серия. - Серия Экономика. Управление. Право. - 2020. - Т. 20. - Вып. 3. - С. 256-265. - DOI: 10.18500/ 1994-2540-2020-20-3-256-265

15. Минат В. Н, Чепик А. Г. Внешнеторговые отношения и инновационная деятельность США / / Международная торговля и торговая политика. - 2020. - Т. 6. - № 2 (22). - С. 5-21. - DOI: 10.21686/2410-7395-2020-2-5-21

16. Минат В. Н., Чепик А. Г. Современные особенности распределения, использования и размещения научного персонала в США / / Вестник НГУЭУ. - 2020. - № 2. - С. 198-212. - DOI: 10.34020/2073-6495-2020-2-198-212

17. Родыгина Н. Ю. Формирование и реализация экспортных стратегий промышленно развитых стран: возможности использования для России : автореф. дис. ... д-ра экон. наук. - М., 2005.

18. Фисунов С. А. Совершенствование системы государственного стимулирования экспорта высокотехнологичной продукции как фактор укрепления позиции России на мировом рынке : автореф. дис. . канд. экон. наук. - М., 2012.

19. Фризяк Н. С. Роль малого бизнеса в экспорте США // Международная торговля и торговая политика. - 2018. - № 3 (15). - С. 51-60. -DOI: 10.21686/2410-7395-2018-3-51-60

20. Чудинова К. О. Влияние политики Д. Трампа на международную торговлю / / Международная торговля и торговая политика. - 2019. -№ 3 (19). - С. 65-82. - DOI: 10.21686/2410-7395-2019-3-65-82

21. International Trade Statistics Yearbook 2020. - URL: https://www. un-ilibrary.org/ international-trade-and-finance/ international-trade-statistics-yearbook (дата обращения: 18.12.2020).

22. National Bureau of Economic Research. - URL: http://www.nber. org/ data. (дата обращения: 20.12.2020).

23. Partners in Commerce: The Trade Promotion Coordinating Committee. - Washington. The US House of Representatives. 2017. - June 21. -URL: https://smallbusiness.house.gov/ uploadedfiles/6-21-17_hearing_ memo.pdf (дата обращения: 20.12.2020).

24. Research and Development: U.S. Trends and International Comparisons. - URL: https://www.statistics/report/sections/research-and-development-u-s-trends-and-international-comparisons/ (дата обращения: 18.12.2020).

25. Statistical Abstract of the United States. - Washington: U.S. Government Printing Office, 2020. - URL: https://books.google.ru/books?Id =YkXjuVR9iN8C&hl=ru (дата обращения: 19.12.2020).

26. Statistical Yearbook. - 62nd Issue, 2019. - URL: https://unstats.un. org/ unsd/publications/ statistical-yearbook/ (дата обращения: 23.12.2020).

27. The International Yearbook of Industrial Statistics 2010. UNIDO. -Vienna, 2010.

28. The US Trade Deficit: Causes, Consequences and Recommendations for Actions : The Final Report of the US Trade Deficit Review Commission. -Washington, 2010. - November 14.

29. TradeStatsExpress. - URL: http://tse.export.gov. (дата обращения: 22.12.2020).

30. U.S. Department of Commerce Strategic Plan 2018-2022. - URL: http://www.decsocal.org/NewsEvents/us_department_of_commerce_2018-2022_strategic_plan.pdf (дата обращения: 25.12.2020).

31. U.S. Industry & Market Outlook. Barnes Reports, 2010. - URL: http:// www.barnesreports.com/ usmanufacturing.html. (дата обращения: 20.12.2020).

32. World Indicators of Scientific Research and Engineering Development, 2020. - URL: https://www.battelle.org/aboutus/rd/2020.pdf (дата обращения: 24.12.2020).

33. WTO Statistics Database. - URL: http://stat.wto.org/Home. (дата обращения: 21.12.2020).

References

1. Davydov A. YU. Vneshnyaya torgovlya SSHA i ee gosudarstvennoe regulirovanie [Foreign Trade of the USA and Its State Regulation], SSHA & Kanada: Ekonomika - Politika - Kultura [USA & Canada: Economy - Politics -Culture], 2009, No. 1 (469), pp. 13-28. (In Russ.).

2. Emelyanov E. V. Vneshnetorgovyy kurs Donalda Trampa: plany i realii [Donald Trump's Foreign Trade Policy: Plans and Realities], Mezhdunarodnaya torgovlya i torgovaya politika [International Trade and Trade Policy], 2018, No. 2 (14), pp. 73-82. (In Russ.). DOI: 10.21686/2410-7395-2018-273-82.

3. Emelyanov E. V. Mezhdunarodnaya torgovlya v kontse vtorogo desyatiletiya [International Trade at the End of the Second Decade], Mezhdunarodnaya torgovlya i torgovaya politika [International Trade and Trade Policy], 2020, No. 1 (21), pp. 54-61. (In Russ.). DOI: 10.21686/2410-7395-2020-154-61.

4. Emelyanov E. V., Aksenov P. A. Vneshneekonomicheskaya politika Soedinennykh Shtatov 2017-2020 gg.: ispytanie koronavirusom [The Foreign Policy of the United States 2017-2020: a Test of Coronavirus], Mezhdunarodnaya torgovlya i torgovaya politika [International Trade and Trade Policy], 2020, Vol. 6, No. 2 (22), pp. 47-56. (In Russ.). DOI: 10.21686/2410-7395-2020-2-47-56

5. Zimenkov R. I. Vneshnyaya torgovlya SSHA i mekhanizm ee gosudarstvennogo regulirovaniya [US Foreign Trade and the Mechanism of its State Regulat], Investitsii v Rossii [Investments in Russia], 2018, No. 10 (285), pp. 23-30. (In Russ.).

6. Istomina E. N. SSHA v borbe za rynki [USA in the Struggle for Markets]. Moscow, Mezhdunarodnye otnosheniya, 1971. (In Russ.).

7. Kanevskiy V. B. Gosudarstvennoe stimulirovanie promyshlennogo eksporta SSHA. Diss. kand. ekon. nauk [State Stimulation of Industrial Exports in the United States]. PhD diss. Moscow, 1984. (In Russ.).

8. Kuzmina V. M. Problemy i perspektivy liberalizatsii vneshney torgovli SSHA na sovremennom etape [Problems and Prospects of US Foreign Trade Liberalization at the Present Stage], Istoricheskaya i sotsialno-obrazovatelnaya mysl [Historical and Socio-Educational Thought], 2019, Vol. 11, No. 1, pp. 111-121. (In Russ.). DOI: 10.17748/2075-9908-2019-11-1-111-121

9. Kurerov V. G. Vneshnetorgovaya strategiya SSHA [The Foreign Trade Strategy of the United States]. Moscow, Mezhdunarodnye otnosheniya, 1980. (In Russ.).

10. Lebedeva L. F. Novaya model torgovykh otnosheniy mezhdu stranami: variant D. Trampa [A New Model of Trade Relations between Countries: the Option of D. Trump], Mezhdunarodnaya torgovlya i torgovaya politika [International Trade and Trade Policy], 2020, No. 1 (21), pp. 20-27. (In Russ.). DOI: 10.21686/2410-7395-2020-1-20-27

11. Minat V. N. Dinamika struktury vneshney torgovli SSHA vysokotekhnologichnoy produktsiey obrabatyvayushchey promyshlennosti [Dynamics of the Structure of US Foreign Trade in High-Tech Manufacturing Products], Mezhdunarodnaya torgovlya i torgovaya politika [International Trade and Trade Policy], 2020, Vol. 6, No. 4 (24). - S. 44-62. (In Russ.). DOI: 10.21686/2410-7395-2020-4-44-62

12. Minat V. N. Migratsii nauchnykh rabotnikov vysshey kvalifikatsii v SSHA [Migration of Highly Qualified Scientists in the United States], Nauka o cheloveke: gumanitarnye issledovaniya [Science of Man: Humanitarian Research] 2020, Vol. 14, No. 3, pp. 182-188. (In Russ.). DOI: 10.17238/issn1998-5320. 2020.14.3.22

13. Minat V. N., Sokolov A. S. Vtoraya mirovaya voyna - glavnaya antikrizisnaya mera razvitiya amerikanskogo kapitalizma (1929-1945 gg.) [World War II - the Main Anti-Crisis Measure for the Development of American Capitalism (1929-1945)], Svobodnaya mysl [Free Thought], 2020, No. 3, pp. 63-76. (In Russ.).

14. Minat V. N. Federalnoe finansirovanie nauchnykh issledovaniy i razrabotok v SSHA: obem, struktura, perspektivnye napravleniya [Federal Funding of Research and Development in the United States: Volume, Structure, Promising Directions], Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya Ekonomika. Upravlenie. Pravo [Izvestiya Saratov University. New Episode. Series: Economics. Control. Right], 2020, Vol. 20, Issue. 3, pp. 256-265. (In Russ.). DOI: 10.18500/ 1994-2540-2020-20-3-256-265

15. Minat V. N., Chepik A. G. Vneshnetorgovye otnosheniya i innovatsionnaya deyatelnost SSHA [Foreign Trade Relations and Innovation in

the United State], Mezhdunarodnaya torgovlya i torgovaya politika [International Trade and Trade Policy], 2020, Vol. 6, No. 2 (22), pp. 5-21. (In Russ.). DOI: 10.21686/2410-7395-2020-2-5-21

16. Minat V. N., Chepik A. G. Sovremennye osobennosti raspredeleniya, ispolzovaniya i razmeshcheniya nauchnogo personala v SSHA [Modern Features of the Distribution, Use and Placement of Scientific Personnel in the United States], Vestnik NGUEU [Bulletin of NSUEU], 2020, No. 2, pp. 198-212. (In Russ.). DOI: 10.34020/2073-6495-2020-2-198-212

17. Rodygina N. Yu. Formirovanie i realizatsiya eksportnykh strategiy promyshlenno razvitykh stran: vozmozhnosti ispolzovaniya dlya Rossii. Avtoref. Dis. kand. ekon. nauk [Formation and Implementation of Export Strategies of Industrially Developed Countries: Opportunities for Use for Russia]. PhD abstract diss. Moscow, 2005. (In Russ.).

18. Fisunov S. A. Sovershenstvovanie sistemy gosudarstvennogo stimulirovaniya eksporta vysokotekhnologichnoy produktsii kak faktor ukrepleniya pozitsii Rossii na mirovom rynke. Avtoref. Dis. kand. ekon. nauk [Improving the System of State Incentives for the Export of High-Tech Products as a Factor in Strengthening Russia's Position in the World Market]. PhD abstract diss. Moscow, 2012. (In Russ.).

19. Frizyak N. S. Rol malogo biznesa v eksporte SSHA [The Role of Small Businesses in US Exports], Mezhdunarodnaya torgovlya i torgovaya politika, 2018, No. 3 (15), pp. 51-60. (In Russ.). DOI: 10.21686/2410-7395-2018-3-51-60

20. Chudinova K. O. Vliyanie politiki D. Trampa na mezhdunarodnuyu torgovlyu [The Impact of D. Trump's Policies on International Trade], Mezhdunarodnaya torgovlya i torgovaya politika [International Trade and Trade Policy], 2019, No. 3 (19), pp. 65-82. (In Russ.). DOI: 10.21686/2410-7395-2019-365-82.

21. International Trade Statistics Yearbook 2020. Available at: https:// www.un-ilibrary.org/international-trade-and-finance/international-trade-statistics-yearbook (accessed 18.12.2020).

22. National Bureau of Economic Research. Available at: http://www. nber.org/data. (accessed 20.12.2020).

23. Partners in Commerce: The Trade Promotion Coordinating Committee. Washington. The US House of Representatives. 2017. June 21. Available at: https://smallbusiness.house.gov/uploadedfiles/6-21-17_hearing _memo.pdf (accessed 20.12.2020).

24. Research and Development: U.S. Trends and International Comparisons. Available at: https://www.statistics/report/sections/research-and-development-u-s-trends-and-international-comparisons/ (accessed 18.12.2020).

25. Statistical Abstract of the United States. Washington: U.S. Government Printing Office, 2020. Available at: https://books.google.ru/ books?Id =YkXjuVR9iN8C&hl=ru (accessed 19.12.2020).

26. Statistical Yearbook. 62nd, Issue 2019. Available at: https://unstats. un. org/ unsd/publications/statistical-yearbook/ (accessed 23.12.2020).

27. The International Yearbook of Industrial Statistics 2010. UNIDO. Vienna, 2010.

28. The US Trade Deficit: Causes, Consequences and Recommendations for Actions. The Final Report of the US Trade Deficit Review Commission. Washington, 2010. November 14.

29. TradeStatsExpress. Available at: http://tse.export.gov. (accessed 22.12.2020).

30. U.S. Department of Commerce Strategic Plan 2018-2022. Available at: http://www.decsocal.org/NewsEvents/us_department_of_commerce_2018-2022_strategic_plan.pdf (accessed 25.12.2020).

31. U.S. Industry & Market Outlook. Barnes Reports, 2010. Available at: http:// www.barnesreports.com/usmanufacturing.html. (accessed 20.12.2020).

32. World Indicators of Scientific Research and Engineering Development, 2020. Available at: https://www.battelle.org/aboutus/rd/2020.pdf (accessed 24.12.2020).

33. WTO Statistics Database. Available at: http://stat.wto.org/Home. (accessed 21.12.2020).

Cведения об авторe

Валерий Николаевич Минат

кандидат географических наук, доцент, доцент кафедры экономики и менеджмента РГАТУ им. П. А. Костычева. Адрес: ФГБОУ ВО «Рязанский государственный агротехнологический университет имени П. А. Костычева», 300044, Рязань, ул. Костычева, 1. E-mail: minat.valera@yandex.ru ORCID 0000-0002-8787-4274

Information about the author Valery N. Minat

PhD, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Economics and Management of the Ryazan State Agrotechnological University named after P. A. Kostychev. Address: The Ryazan State Agrotechnological University Named after P. A. Kostychev, 1 Kostycheva str., 300044, Ryazan, Russian Federation. E-mail: minat.valera@yandex.ru ORCID 0000-0002-8787-4274

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.