Научная статья на тему 'Стимулирование эффективного использования экономического потенциала субъектов малого предпринимательства как метод регулирования экономики региона'

Стимулирование эффективного использования экономического потенциала субъектов малого предпринимательства как метод регулирования экономики региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
392
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ МАЛЫМ БИЗНЕСОМ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРЕДПРИЯТИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / МЕТОДЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ / MANAGEMENT OF SMALL BUSINESS / ECONOMIC POTENTIAL OF THE ENTERPRISE / STATE SUPPORT / METHODS OF STIMULATING OF EFFECTIVE USE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вакула Н. Н.

Проанализирован опыт стимулирования эффективного использования экономического потенциала малого бизнеса на примере Ростовской области. Предложен перечень законодательных инициатив, необходимых для принятия на федеральном уровне с целью максимального использования экономического потенциала территории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There was analyzed the experience of stimulation of effective use of economic potential of small business on the example of Rostovskaya area and offered the list of law initiatives that are necessary for the accepting on federal level with the aim of maximal usage of economic potential of the territory.

Текст научной работы на тему «Стимулирование эффективного использования экономического потенциала субъектов малого предпринимательства как метод регулирования экономики региона»

Н.Н. ВАКУЛА

Стимулирование эффективного использования экономического потенциала субъектов малого предпринимательства как метод регулирования экономики региона

Проанализирован опыт стимулирования эффективного использования экономического потенциала малого бизнеса на примере Ростовской области. Предложен перечень законодательных инициатив, необходимых для принятия на федеральном уровне с целью максимального использования экономического потенциала территории.

Ключевые слова: управление малым бизнесом, экономический потенциал предприятия, государственная поддержка, методы стимулирования эффективного использования.

Stimulating of effective use of economic potential of subjects of small business of enterprising as method of regulating the economics of the region.

N.N. VAKULA

There was analyzed the experience of stimulation of effective use of economic potential of small business on the example of Rostovskaya area and offered the list of law initiatives that are necessary for the accepting on federal level with the aim of maximal usage of economic potential of the territory.

Key Terms: management of small business, economic potential of the enterprise, state support, methods of stimulating of effective use.

Главной целью государственного управления является создание условий для обеспечения материальных и духовных потребностей населения. На практике эта цель реализуется путем обеспечения функционирования и развития экономики и социальной сферы. Вместе с тем возможности экономического и социального развития государства в целом зависят от наличия экономических ресурсов, их сочетания и соотношения, а также состояния и степени использования. Значительная доля экономических ресурсов приходится на средний и малый бизнес. Именно поэтому решение вопросов экономического развития государства должно базироваться на определении экономического потенциала, анализе элементов, его составляющих, и формировании системы его эффективного использования.

Для достижения целей и задач государственного управления органы власти в соответствии со своей компетенцией должны воздействовать на экономические процессы, регулируя их [1]. Представим схематично модель государственной поддержки малого бизнеса (рис.1).

Рис. 1. Схема взаимосвязи составляющих элементов государственной поддержки малого бизнеса

Возможности применения регионами методов регулирования экономики, и в частности экономического потенциала субъектов малого бизнеса, обусловлены тем, что органы власти, в том числе регио-

нальные, формируют определенные финансовые ресурсы и распоряжаются ими, т. е. бюджетом, имеют право применения административных мер, которые могут стимулировать, ограничивать или запрещать некоторые виды и формы экономической деятельности.

Среди наиболее весомых методов регулирования экономики можно отметить следующие:

- бюджетное финансирование;

- кредитование;

- налогообложение и налоговые льготы;

- регулирование цен и тарифов;

- реализация федеральных и региональных социальноэкономических и научно-технических программ;

- предоставление услуг инфраструктуры;

- иные методы.

Все они должны применяться во взаимосвязи и быть направлены на достижение единой цели - обеспечение стратегии социальноэкономического развития страны.

Вместе с тем, учитывая, что социально-экономическое положение территории в достаточной степени определяется наличием, состоянием и степенью использования экономического потенциала региона, задача стимулирования экономического развития может быть сформулирована как задача стимулирования эффективного использования экономического потенциала малого бизнеса [3]. При этом экономический потенциал малого бизнеса рассматривается как система с подвижной структурой взаимосвязанных компонентов, определяемой исходя из условий социально-экономической системы страны в целом.

Каждое предприятие малого бизнеса обладает экономическим, интеллектуальным, технологическим и другими видами потенциала, являющимися частью соответствующих характеристик потенциала в целом (рис. 2).

Но необходимо сказать, что ориентация на предельные характеристики функционирования субъектов малого бизнеса требует выработки новых подходов при формировании системы экономических методов регулирования.

В экономической практике достаточно широкое распространение получил пофакторный подход. В соответствии с этим подходом формируется система ресурсных оценочных показателей, экономических методов и стимулов регулирования эффективного использования тех или иных составляющих экономического потенциала.

Не отрицая важности и необходимости использования экономических инструментов пофакторного управления, автор отмечает его некомплексность, что может привести к незапланированным последствиям.

Рис. 2. Позиционирование потенциала предприятий в системе управления малым бизнесом

Устойчивый темп роста степени использования экономического потенциала малых предприятий требует равновесного, сбалансированного подхода к формированию темпов роста степени использования его составляющих.

Таким образом, система методов, стимулирующих экономическое развитие, должна базироваться на использовании нового принципа: сочетание оценки достижения уровня использования суммарно-

го экономического потенциала и обязательности выполнения основных макроэкономических индикативных показателей, укрепляющих сбалансированность развития субъектов малого бизнеса на перспективу. Такое построение системы экономического стимулирования, когда стимулы подчинены основным планируемым ориентирам, а оценка социально-экономического функционирования отдельных территорий определяется в зависимости от уровня использования экономических возможностей предприятий, способствует оптимальному соотношению планового и рыночного подходов к экономическому регулированию.

Иллюстрацией внедрения методов стимулирования экономического потенциала малых предприятий может послужить сравнительный анализ основных показателей деятельности данных предприятий по регионам Южного федерального округа (ЮФО) за 2009 г. (табл. 1). Положительный опыт по поддержке деятельности субъектов малого бизнеса отмечается в Ростовской, Волгоградской областях и Краснодарском крае [2].

Таблица 1

Количество малых предприятий и среднесписочная численность работников малых предприятий по регионам ЮФО

Территория Число малых предприятий на 01.01.2010 г., тыс. ед. Среднесписочная численность работников малых предприятий (без внешних совместителей) в январе-декабре 2009 г., тыс. чел.

Республика Адыгея 0,5 12,9

Республика Калмыкия 0,2 4,4

Краснодарский край 7,2 196,5

Астраханская область 1,2 39,2

Волгоградская область 5,1 125,0

Ростовская область 7,3 187,5

Представляется целесообразным проанализировать методы стимулирования эффективного использования экономического потенциала субъектов малого предпринимательства на примере Ростовской области. Так, в рамках Областной целевой программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Ростовской области на 2009-2011 гг. предусмотрен ряд мер, направленных на развитие предпринимательской инициативы у молодежи, формирование поло-

жительного имиджа предпринимательства, содействие в подготовке кадров и трудоустройстве.

В качестве основных выступают нижеследующие меры поддержки субъектов малого предпринимательства [4].

1. Субсидии на этапе старта (в области предоставляются с 2006 г.). Данная форма поддержки позволяет обеспечить самозанятость минимум 270 граждан с созданием более 1000 рабочих мест.

2. Реализация программы субсидирования процентной ставки по кредитам и займам на пополнение оборотных средств и осуществление инвестиционных проектов. Субсидия предоставляется в форме компенсации двух третьих ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период пользования кредитом.

3. Субсидии на возмещение 50 % стоимости основных средств и/или программного обеспечения, но не более 200 тыс. руб. на одного субъекта малого предпринимательства.

4. Субсидии на компенсацию части арендных платежей субъектам, осуществляющим бизнес в приоритетных сферах деятельности. Предоставляются в размере 70 % от суммы, фактически уплаченной по договору аренды, но не более 100 тыс. руб.

5. Создание Гарантийного фонда в целях расширения доступа к заемным ресурсам тех категорий субъектов малого бизнеса, которые не обладают достаточным объемом собственного имущества для обеспечения кредита. Капитализация фонда составляет 250 млн руб. Гарантийный фонд начал свою работу во втором полугодии 2009 г. Он предоставляет поручительства предпринимателям, не располагающим собственным залоговым обеспечением.

6. Создание сети бизнес-инкубаторов.

7. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов для сферы малого и среднего предпринимательства. Министерством экономики области было внедрено шесть обучающих программ по основам ведения предпринимательской деятельности и разработана одна программа переподготовки в дистанционном формате. За три года реализации Областной целевой программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Ростовской области обучение на бюджетной основе прошли более 850 чел.

8. Реализация проекта «Бизнес-школа молодого предпринимателя», в рамках которого могут обучаться не только зарегистрированные предприниматели и их работники, но и все желающие создать собственное дело (безработные, временно нетрудоустроенные, работники, находящиеся под угрозой массового увольнения, студенты старших курсов или выпускники высших учебных заведений).

9. Реализация Губернаторской программы подготовки управленческих кадров для сферы малого бизнеса.

10. Проведение среди субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций рейтинговых конкурсов, влияющих на популяризацию малого предпринимательства.

Таблица 2

Показатели, характеризующие деятельность малых предприятий Ростовской области

Показатель 2006 г. (факт) 2007 г. (факт) 2008 г. (факт) Темп роста 2008 г. к 2006 г. 2009 г. (оценка)

Количество малых предприятий, тыс. ед. 29,099 31,353 32,122 110,4 % 34,268

Количество занятых на малых предприятиях, тыс. чел. В том числе: на постоянной основе на условиях вторичной занятости 185.2 22.2 195,4 19,6 201,4 24,5 108,7 % 110,4 % 207,4 30,6

Средняя зарплата на малых предприятиях, руб. В том числе: постоянных работников внешних со-вместитлей работавших по гражданско-правовым договорам 4176,2 3107.6 4213.6 5593,2 4129,5 4891,8 7427.5 5599,3 5562.6 В 1,8 раза В 1,8 раза 132,0 % 9860,7 7592,2 6325,4

Оборот, млн. руб. 269181,0 339976,3 483690,4 В 1,8 раза 628797,5

Инвестиции в основной капитал: объем, млн руб. доля в общем объеме инвестиций, направленных в экономику Ростовской области, % 7261,3 12,6 10784,4 11,9 16338,3 12,9 В 2,3 раза Прирост-0,3 процентных пункта 22056,0 13,4

Однако, как показывает анализ работы администрации Ростовской области в рамках стимулирования эффективной деятельности субъектов малого предпринимательства (табл. 2), применение всех существующих экономических методов стимулирования развития малых предприятий не решает проблем, стоящих перед субъектами малого бизнеса.

Требуется правовое поле, которое позволит создать условия для эффективного использования потенциала малых предприятий. Так, по мнению автора, на федеральном уровне необходимо законодательно закрепить вопросы обеспечения государственной поддержки малого предпринимательства (табл. 3).

Таблица 3

Перечень законодательных инициатив, необходимых для принятия на федеральном уровне

№ п/п Законодательная инициатива Обоснование

1 Внедрение государственного заказа на социологическое исследование состояния субъектного состава и проблем молодежного предпринимательства Старение класса предпринимателей Формирование приоритетов у большинства молодых людей на работу в крупных корпорациях или в органах власти Нежелание молодых людей осуществлять деятельность на свой страх и риск

2 Создание федерального портала молодых предпринимателей с соответствующими региональными и муниципальными страницами, с возможностью для каждого молодого предпринимателя иметь свою страницу на этом сайте, с обязательными форумами по вопросам административных барьеров и совершенствования законодательства, регулирующего малый бизнес

3 Включение в антикризисный пакет правительственных мер по поддержке малого предпринимательства мероприятий по оказанию содействия молодым начинающим предпринимателям в создании бизнес-сопровождения проектов в течение первого года их деятельности, т. е. софинансирование расходов региональных и муниципальных агентств по поддержке малого и среднего бизнеса за счет средств федерального бюджета в зависимости от количества подготовленных субъектов малого бизнеса, в том числе Старение класса предпринимателей Отсутствие у молодежи мотивации и знаний, необходимых для начала собственного дела Недостаток кадров для малого бизнеса Необходимость получения практических навыков молодыми людьми

Продолжение табл. 3

№ п/п Законодательная инициатива Обоснование

путем реализации проекта «Подмастерье» - софинансирования за счет бюджета затрат субъектов малого бизнеса: на организацию учебных мастерских; выплату заработной платы мастерам производственного обучения - штатным работникам; организацию временной трудовой занятости молодежи; проведение производственного обучения школьников в рамках исполнения учебных планов средних общеобразовательных учреждений Дисбаланс на рынке труда Отсутствие действенного механизма профориентации

4 Организация стажировок выпускников учебных заведений с софинанси-рованием затрат работодателей на выплату им заработной платы; продление сроков прохождения стажировок до 1 года с возможностями смены работодателя; распространение мер господдержки на выпускников не только вузов, но и средних школ и ссузов; квотирование количества рабочих мест для замещения их «подмастерьями» - стажирующимися выпускниками образовательных учреждений Старение класса предпринимателей Отсутствие у молодежи мотивации и знаний, необходимых для начала собственного дела Недостаток кадров для малого бизнеса Необходимость получения практических навыков молодыми людьми Дисбаланс на рынке труда Отсутствие действенного механизма профориентации

5 Создание гарантийных фондов для улучшения доступа к кредитным ресурсам банков. Инициирование формирования специализированного лизингового фонда для субъектов малого бизнеса Сложность доступа к финансовым ресурсам Чрезмерное количество требований по обеспечению заимствований Необходимость сокращения требований к лизингополучателям по сравнению с заемщиками

Окончание табл. 3

№ п/п Законодательная инициатива Обоснование

6 Упрощение требований для получения субсидий на начало собственного дела: отмена компенсационного характера предоставления данной субсидии в обмен на обязательства по целевому использованию поручительства Необходимость упрощения процедуры получения господдержки начинающими предпринимателями

7 Включение мероприятий по содействию развитию молодежного предпринимательства (приказ мэра № 31, п. 1313) в антикризисный пакет правительства Денежные средства предпринимателя являются его собственностью, имущество, необходимое для осуществления предпринимательской деятельности, не обособлено от личного Оприходование 100 % выручки на расчетный счет, что приводит к дополнительным затратам по последующему получению наличных средств со счета, по бухгалтерскому учету данных операций

8 Определение понятия молодежного предпринимательства в базовом Федеральном законе

9 Упрощение порядка получения разрешений на размещение рекламных конструкций как минимум путем внедрения принципа одного окна Длительный срок оформления разрешения -вплоть до одного года Значительные затраты на получение разрешения

10 Определение соответствующим законом исчерпывающего перечня документов для предоставления разрешения на рекламу, определение этим же законом оснований для отказа в выдаче разрешения

Принятие предложенных законодательных инициатив позволит сформировать целостную систему государственной поддержки бизнеса, стимулирующую эффективное использование экономического потенциала субъектов малого предпринимательства на федеральном уровне. Наличие четко выстроенной федеральной системы государственной поддержки малого бизнеса даст возможность сбалансировать действия региональных органов власти, что в свою очередь позволит эффективно использовать экономический потенциал малого бизнеса.

Литература

1. Абаев А.Л. Региональный уровень инновационной политики // Региональная экономика: теория и практика. 2008. № 21 (78) С. 51-60.

2. Белокрылова О.С. Государственная политика и национальное

экономическое развитие // Материалы V междунар. интернет-конф. «Государственная стратегия обеспечения инновационности экономического роста. 2005. - Режим доступа:

http://www.econ.rsu.ru/chat/

3. Найденов Н.Д., Найденова Т.А., Воронцов Е.В. Государственная и общественная поддержка малого предпринимательства на региональном уровне. - Сыктывкар, 2008.

4. Положительный опыт развития малого предпринимательства в России: аналит. сб. - М.: 2009. - 175 с.

© Вакула Н.Н., 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.