Научная статья на тему 'Стилизация в современном дизайне костюма (на примере мотоэкипировки)'

Стилизация в современном дизайне костюма (на примере мотоэкипировки) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2707
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИЗАЙН КОСТЮМА / КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ДИЗАЙН / CONCEPTUAL DESIGN / ФОРМООБРАЗОВАНИЕ / СТИЛИЗАЦИЯ / STYLIZATION / ТРАНСФОРМАЦИЯ / TRANSFORMATION / BMW / DESIGN OF CLOTHES / FORM CREATING

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Казакова Т.Д.

Работа посвящена современному концептуальному дизайну одежды. В статье охарактеризованы особенности стилизации как базового приема формообразования в дизайне; рассмотрены основные направления стилизации в современном дизайне костюма: этническое направление, бионический дизайн, автомобильная стилизация. Представлена авторская концепция оформления городского мотоциклетного костюма в стиле BMW. Сделан вывод, что использование популярного стиля позволяет создать эффектный образ за счет узнаваемости бренда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стилизация в современном дизайне костюма (на примере мотоэкипировки)»

СТИЛИЗАЦИЯ В СОВРЕМЕННОМ ДИЗАЙНЕ КОСТЮМА (НА ПРИМЕРЕ МОТОЭКИПИРОВКИ)

Т.Д. Казакова, магистрант

Национальный исследовательский Томский политехнический университет (Россия, г. Томск)

Аннотация. Работа посвящена современному концептуальному дизайну одежды. В статье охарактеризованы особенности стилизации как базового приема формообразования в дизайне; рассмотрены основные направления стилизации в современном дизайне костюма: этническое направление, бионический дизайн, автомобильная стилизация. Представлена авторская концепция оформления городского мотоциклетного костюма в стиле BMW. Сделан вывод, что использование популярного стиля позволяет создать эффектный образ за счет узнаваемости бренда.

Ключевые слова: дизайн костюма, концептуальный дизайн, формообразование, стилизация, трансформация, BMW.

Введение. В современной жизни под костюмом понимается набор (комплект) элементов одежды, а также аксессуаров, несущий информацию о человеке или социальной группе людей, об их образе, имидже. Значение костюма в наше время многогранно, функции костюма не ограничиваются защитной и эстетической. В связи с этим разработка дизайн-концепций различных костюмов по-прежнему остается актуальной задачей дизайн-проектирования. При разработке дизайна костюма дизайнеру необходимо соединить в одно гармоничное целое цвет, форму и материал одежды и обуви, аксессуаров, т. е. создать определенную композицию костюма [1]. При этом основой такой композиции нередко становится стилизация. Целью настоящей публикации является рассмотрение роли стилизации в современном дизайне костюма на примере разработанного автором статьи концепта стилизованного мотоциклетного костюма (мотоэкипировки).

Стилизация в дизайне. Стилизация в дизайне основана на сознательном использовании при проектировании дизайн-объекта каких-либо признаков того или иного стиля, на прямом переносе визуальных признаков с выбранного образца на проектируемый объект (пластические, цветографические, цветофактурные, текстурные и другие характеристики), на создании подчеркнуто декоративной формы проектируемого дизайн-объекта благодаря

подражанию формам природных объектов или объектов, которые созданы человеком [2]. В процессе стилизации дизайнер формализует объемно-пластические, колористические, графические мотивы, упрощает, обобщает их, организует определенным образом с целью достичь стилевой выразительности, декоративного и смыслового эффекта.

В связи с тем, что понятие стиля применимо к разным явлениям окружающей действительности, объединенным единством (общностью) элементов формы, выделяются разные группы стилей. Так, В.Ю. Медведев предлагает несколько классификаций стилей, среди которых можно выделить следующие стили, используемые дизайнерами в их творческой деятельности: стиль определенной эпохи (например, Ренессанса); стиль этнических общностей (например, византийский стиль) и стиль региона страны (например, баварский); стиль социальных слоев, классов и групп общества (например, управленческий, офисный стили); стиль социально-демографических разновидностей семей и их членов (семейно-бытовой, празднично-парадный и т. п.); стиль художественного направления (например, стиль рококо); стиль художника (например, стиль Моне); стиль произведения искусства (например, стиль картины Пита Мондриана «Composition with Red, Yellow, Blue and Black» («Композиция с Красным, Желтым, Синим и Черным») (см., напри-

мер, [3])); стиль предметной среды (например, стиль «хай-тек»); стиль изделий (например, портьерный); стиль продукции или фирмы - фирменный стиль [4].

Разновидностью стилизации в дизайне можно назвать трансформацию, являющуюся приемом визуальной организации, основанным на изменении, преобразовании, переработке природных форм. Трансформирование осуществляется путем гиперболизации, увеличения или уменьшения, вытягивания, округления элементов и т. п. [5].

Трансформация и художественная стилизация широко применяются в дизайне

одежды с целью создать новые формы и выразительные образы.

Одним из самых распространенных направлений стилизации в современном дизайне одежды является этническое направление: обращаясь к историческому прошлому, на основе этнических источников, дизайнеры создают уникальные коллекции одежды в национальном стиле [6]. Благодаря этническим мотивам в костюме у современного человека появляется ощущение первозданности и легкости, близости к природе [7]. Пример оформления одежды в этническом стиле представлен на рис. 1.

Рис. 1. Элемент костюма в этническом стиле (на основе костюма бурят) [8]

Нередко источником творчества в дизайне костюма и аксессуаров становится бионика, изучающая живые организмы с целью создания новых объектов дизайна, принятия новых конструктивных и инженерных решений. Биодизайн основывается на использовании метода функциональных аналогий, при котором принципы и средства образования формы дизайн-объектов сопоставляются с живой природой. Работая с природными аналогами, дизайнер ищет методы и способы графического моделирования биологических процессов, сравнивает «живую» и искусственную

технику, сопоставляет технические характеристики живых объектов и созданных руками человека предметов, делает вывод о возможностях использования тех или иных изобразительных форм. При анализе природной формы дизайнер осмысляет ее тектонику, гармоничность которой определяется законами и принципами природы. Дизайнер должен уметь видеть гармонию, образность, закономерности строения природной формы. Пример бионической стилизации в дизайне одежды и аксессуаров представлен на рис. 2.

Одним из актуальных направлений современного концептуального дизайна одежды и других предметов гардероба является развитие автомобильной тематики: дизайнеры используют в качестве ос-

новы художественного образа для обуви, одежды, сумок фирменный стиль мировых автомобильных брендов (см., например, рис. 3).

Рис. 3. Туфли в стилистике BMW М3 [10]

В данной работе в качестве основы для стилизации мотоэкипировки также выбрана автомобильная тематика.

Дизайн-концепт мотоциклетного костюма в стиле BMW. Для современного человека мотоцикл - это не только транспортное средство. Очень часто с мотоциклом люди связывают определенный стиль жизни. Для мотоциклиста одежда - это крайне важный атрибут. Она одновременно является и средством защиты, и способом эффектно показать себя. Костюм мотоциклиста (мотоэкипировка) состоит из шлема, перчаток, мотокуртки, мотоджинсов и мотоботинок, а также различных аксессуаров: бандан, футболок, мотожилетов и т. д. Владельцы мотоциклов используют мотоэкипировку для разных целей, соответственно, по назначению экипировка бывает следующих видов: спортивная (цельные или раздельные гоночные ком-

бинезоны для серьезных занятий спортом и езды на специализированных трассах); туристическая (теплая, но хорошо вентилируемая быстросохнущая одежда с удобными карманами); городская (должна быть стильной, удобной и защищать не только от стирания, но и от ударных травм).

В данной работе предлагается дизайн городской мотоэкипировки. За основу стилизации взят известный бренд - марка BMW, т. к. продукция данной компании является одной из самых популярных на современном автомобильном рынке. Кроме того, стиль BMW отличается узнаваемостью и эффектностью.

Характерной особенностью транспортных средств BMW является сдвоенная радиаторная решетка. Она формирует визуальный центр передней части кузова и символизирует прямую связь с двигателем - бьющимся сердцем каждого BMW. Бла-

годаря удлиненному капоту, колесной базе и несколько смещенному назад салону автомобили BMW создают эффект динамичности. Для всех автомобилей характерен изгиб Хофмайстера (в честь Вильгельма Хофмайстера) - эффектная изогнутая линия с обратным углом наклона, формирующая часть контура остекления кузова и

расположенная у основания его задней стойки. Обязательным элементом дизайна любого автомобиля BMW является боковая рельефная линия [11].

В описываемом в данной статье концепте радиаторную решетку решено использовать как элемент костюма: под нее стилизована нагрудная защита (рис. 4).

Рис. 4. Эскиз мотокостюма в стиле BMW

Цветовая гамма костюма основана на логотипе BMW: синий, черный, белый цвета. На рис. 5 представлены три основ-

ных элемента костюма - кроссовки, шлем, перчатки, - оформленные в выбранной стилистике.

а) мотокроссовки б) мотошлем в) мотоперчатки

Рис. 5. Эскиз мотокостюма в стиле BMW

В разработанном концепте синий цвет на фоне черного создает рельефную линию, характерную для стиля BMW.

Заключение. Таким образом, видим, что использование в дизайне костюма по-

пулярных стилей позволяет создать новые, уникальные и эффектные образы, основанные на узнаваемости известных форм и цветовых сочетаний и дополненные творческой фантазией специалиста-дизайнера.

Библиографический список

1. Инкижинова В.Г., Павлова С.В. Композиция костюма: учебно-методическое пособие / ВСГТУ. - Улан-Удэ, 2006. - 67 с.

2. КухтаМ.С. Дизайн и технологии. - Томск: STT, 2016. - 170 с.

3. Давыдова Е.М., Радченко В.Ю., Казакова Т.Д. Роль художественного образа в проектировании комплекта мебели для сферы услуг // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2017. - № 11. - С. 6-11.

4.МедведевВ.Ю. Стиль и мода в дизайне: учеб. пособие. - СПб.: СПГУТД, 2005. -256 с.

5. Ланщикова Г.А., Скрипникова Е.В. Трансформация и стилизация в художественно-композиционном формообразовании // Международный научно-исследовательский журнал. - 2016. - № 8. - С. 48-50.

6. Дагданова М. Дизайн одежды: семантика костюма кочевников как источник вдохновения // Проект Байкал: архитектурный журнал. - 2010. - № 24. - С. 108-111.

7. Копёнкина Л.А. Рекомендации по созданию коллекций в этническом стиле // Международный научно-исследовательский журнал. - 2012. - № 5. - С. 122-123.

8. Виниченко И.В., Еремеева М.Н. Трансформация этнокультурных традиций комплекса бурятского костюма в современном дизайне // Альманах современной науки и образования. - Тамбов: Грамота, 2015. - № 12 (102). - C. 45-47.

9. Бастов Г.А., Прапорщикова М.Д. Бионическое проектирование обуви объемно-пространственных форм // Дизайн и технологии. - 2016. - № 55 (97). - С. 6-18.

10. Белицкая О.А., Костылева В.В. Концептуальный дизайн обуви под девизом «автомобили» // Дизайн и технологии. - 2017. - № 57 (99). - С. 14-21.

11. Дизайн BMW - характеристики // BMW.ru. 2017. URL: https://www.bmw.ru/ru/topics/fascination-bmw/bmw-design/characteristics.html (дата обращения: 03.11.2017).

STYLIZATION IN MODERN DESIGN OF CLOTHES (ON THE EXAMPLE OF MOTORCYCLE EQUIPMENT)

T.D. Kazakova, graduate student

National research Tomsk polytechnic university

(Russia, Tomsk)

Abstract. The article is devoted to the modern conceptual design of clothes. The author characterizes the peculiarities of stylization as a basic method of form creating in design; considers the main directions of stylization in modern design of clothes: ethnic direction, bionic design, car theme. The article contains the author's concept of a motorcycle suit designed in the BMW style. The author concludes that the use of the popular style allows creating a spectacular image through brand recognition.

Keywords: design of clothes, conceptual design, form creating, stylization, transformation, BMW.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.