Научная статья на тему 'Стилизация кириллического шрифта для использования в дизайне ювелирных украшений'

Стилизация кириллического шрифта для использования в дизайне ювелирных украшений Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
932
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Ключевые слова
СТИЛИЗАЦИЯ / STYLIZATION / КИРИЛЛИЧЕСКИЙ ШРИФТ / CYRILLIC SCRIPT / ЮВЕЛИРНЫЙ ДИЗАЙН / JEWELRY DESIGN / ЮВЕЛИРНЫЕ МОДУЛИ / JEWELRY MODULES

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Темников Дмитрий Сергеевич

Рассмотрены возможности использования кириллического шрифта в ювелирном дизайне. До настоящего времени при создании ювелирных изделий использовались преимущественно буквы латинского алфавита, а в предметах церковной утвари греческого. Новизна данного исследования заключается не столько в использовании кириллического шрифта как такового, сколько, прежде всего, в нетрадиционном подходе к проектированию изделий на его основе. Впервые предложены принципы графических решений стилизации букв киррилического шрифта и их соединения в ювелирные буквенные модули в качестве самостоятельной основы при разработке дизайна ювелирных изделий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Темников Дмитрий Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CYRILLIC SCRIPT STYLIZATION FOR USING IN JEWELRY DESIGN

The article discusses the possibilities of using the Cyrillic script in jewelry design. Up to the present day the letters of Latin alphabet have been mostly used in the creation of jewelry and the Greek ones in the items of church utensils. The novelty of this study is rather comprised in the non-traditional approach to designing items based on the Cyrillic script than in its use as such. The author pioneers the principles of graphic stylization solutions of Cyrillic script letters and their joining in jewelry letter modules as an independent basis under the development of jewelry design.

Текст научной работы на тему «Стилизация кириллического шрифта для использования в дизайне ювелирных украшений»

ощрялся интерес к океанографическим исследованиям, велась просветительская работа среди молодежи.

4. Обеспечение общественной поддержки флоту и действиям правительства в этом направлении. Собственно, ради этой цели и была создана изначально лига, и она с ней всегда успешно справлялась.

5. Составляющая часть нового военно-политического режима. С 1937 г. лига функционирует уже как не проправительственная, а государственная организация. Она становится неотъемлемой частью нового государственного порядка, тесно вовлеченной как в пропагандистскую, так и в деятельность военно-мобилизационного плана.

7 октября 1945 года военно-морская лига Японии распускается как милитаристская организация оккупационной администрацией генерала Д. Макартура. В соответствии с Потсдамской декларацией и политикой США в Японии, в начальный период оккупации [4, с. 77] подобная массовая организация не должна была продолжать работать. Распускались также другие общественные организации, способствовавшие улучшению позиций военно-морского флота в общественном мнении и поддержанию морских традиций, в частности, морская студенческая ассоциация. Идеологическое разоружение коснулось и некоторых памятных мест для японского флота (например, алтаря, посвященного адмиралу времен русско-японской войны Того [2, с. 43]. Эти меры должны были способствовать снижению милитаризованности японского общества и

снижению общественной поддержки в будущем военно-морских программ правительства. Реальное воздействие подобных мер на японское общество и его продолжительность оценить трудно, но результатом подобной политики (проведенной аналогично политике денацификации в американской зоне Германии) стало создание пацифистского движения в Японии и появление у этого движения относительно стабильной поддержки в обществе в первые послевоенные десятилетия. Тем не менее, ряд военно-морских организаций (например, организация морских скаутов) после второй мировой войны возродились.

Таким образом, военно-морская лига за 28 лет своего существования постепенно превратилась из небольшой общественной организации, созданной на волне кампании за новую кораблестроительную программу, в достаточно большую, фактически государственную организацию, являющуюся одним из инструментов официальной пропаганды и отчасти военной подготовки. Это и обусловило необходимость ее закрытия после войны. Она была слишком тесно связана с прежним военно-политическим режимом. Если лига образца 20-х гг. вполне смогла бы возродиться после оккупации (подобные организации существуют во многих странах), то лиге образца 30-х гг. (т.е. в виде массовой организации) просто не предоставили места в новом политическом пространстве.

Статья поступила 23.04.2014 г.

Библиографический список

1. Савин А.С. Японский милитаризм в период второй мировой войны 1939-1945 гг. М.: Наука, 1979. 240 с.

2. Симонов К.М. Япония 1946. М.: Советская Россия, 1977. 339 с.

3. Kawakami Ked by What Japan thinks. New York: Macmillan Co., 1921. 237 p.

4. Occupation of Japan, policy and progress. Washington: U.S. Govt. Print. Off., 1946. 173 p.

5. Reports of US Naval Technical Mission to Japan. Series D: Documents and Intelligence Reports. D-II E-3 Japanese Navy

League. Tokyo: US Naval Technical Mission to Japan, 1945. 20 p.

6. Reports of US Naval Technical Mission to Japan. Series D: Documents and Intelligence Reports. D-II E-8 Gakuto Kaiyo Kai-Sea Students Association. Tokyo: US Naval Technical Mission to Japan, 1945. 8 p.

7. Schencking C.J., Making Waves: Politics, Propaganda and the Emergence of the Imperial Japanese Navy, 1868-1922. Stanford, California: Stanford University Press, 2005. 283 p.

УДК 747.012

СТИЛИЗАЦИЯ КИРИЛЛИЧЕСКОГО ШРИФТА ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ДИЗАЙНЕ ЮВЕЛИРНЫХ УКРАШЕНИЙ

© Д.С. Темников1

Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Рассмотрены возможности использования кириллического шрифта в ювелирном дизайне. До настоящего времени при создании ювелирных изделий использовались преимущественно буквы латинского алфавита, а в предметах церковной утвари — греческого. Новизна данного исследования заключается не столько в использовании кириллического шрифта как такового, сколько, прежде всего, в нетрадиционном подходе к проектированию изделий на его основе. Впервые предложены принципы графических решений стилизации букв киррилического шрифта и их соединения в ювелирные буквенные модули в качестве самостоятельной основы при разработке дизайна ювелирных изделий. Ил. 9. Библиогр. 4 назв.

Ключевые слова: стилизация; кириллический шрифт; ювелирный дизайн; ювелирные модули

1Темников Дмитрий Сергеевич, аспирант, тел.: 89148941015, e-mail: temnikdima@yandex.ru Temnikov Dmitry, Postgraduate, tel.: 89148941015, e-mail: temnikdima@yandex.ru

CYRILLIC SCRIPT STYLIZATION FOR USING IN JEWELRY DESIGN D.S.Temnikov

Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

The article discusses the possibilities of using the Cyrillic script in jewelry design. Up to the present day the letters of Latin alphabet have been mostly used in the creation of jewelry and the Greek ones in the items of church utensils. The novelty of this study is rather comprised in the non-traditional approach to designing items based on the Cyrillic script than in its use as such. The author pioneers the principles of graphic stylization solutions of Cyrillic script letters and their joining in jewelry letter modules as an independent basis under the development of jewelry design. 9 figures. 4 sources.

Key words: stylization; Cyrillic script; jewelry design; jewelry modules.

В одной из предыдущих публикаций автора [1] были рассмотрены история художественно-декоративного использования шрифтов [2; 3; 4], декоративные возможности букв кириллического шрифта и создания на их основе буквенных модулей для ювелирного дизайна. Было показано, что в целом обращение к букве как формообразующему элементу -явление скорее единичное, представляющее собой эксклюзивные попытки включения «информационного» элемента в концептуальные идеи дизайнеров, а ее использование нередко сопряжено с рядом как дизайнерских, так и технологических проблем. Данная публикация направлена на разработку приемов дизайна, ориентированных на их решение.

Проблемы, связанные с использованием шрифтов в ювелирном дизайне. Причина ограниченности применения шрифтов в дизайне при создании ювелирных украшений, казалось бы противоречащая их высокой эмоциональной и эстетической привлекательности, связана с рядом проблем, которые возникают на стыке дизайнерских идей и технологических возможностей их воплощения. Последнее нередко приводит к тому, что в погоне за технологичностью производства на свет появляются штампованные буквы, маловыразительные в художественном отношении, не индивидуализированные, а потому потерявшие свою магическую привлекательность и уже не отличающиеся от дизайна ординарной бижутерии. Это наиболее наглядная иллюстрация того, как типографические шрифты вступают в противоречие со шрифтами граффити, в силу ряда причин обладающими много более широким спектром декоративно-художественных возможностей.

К недостаткам изделий, опирающихся на типографические шрифты, следует отнести, прежде всего, невозможность построения сложных, необычных форм, ограниченность персонифицированного подхода к дизайну изделия в зависимости от выбранной фразы, слова и ряд других ограничений. При этом всегда возникает проблема со связью букв друг с другом, с читабельностью фразы, поскольку при создании наборных шрифтов предполагается наличие межбуквенного пространства, нежелательного в шрифтах, используемых при создании ювелирных изделий.

С позиций достижения эстетической привлекательности и максимальной художественной выразительности в дизайне ювелирных изделий всегда интересна игра с масштабностью букв, которая также ока-

зывается существенно ограниченной при использовании типографических шрифтов.

Еще одним недостатком является то, что все известные изделия, использующие букву, базируются на латинице. В странах Балканского полуострова в качестве местной экзотики изредка используется глаголица, в то время как кириллица повсюду осталась за бортом дизайнерского поиска. Наконец, самые интересные дизайнерские находки, несомненно, могут лежать в области развития специфики конструктивных решений взаимодействия букв в ювелирном изделии, однако исследования в этом направлении до сих пор не проводились.

Именно эти обстоятельства - эстетическая привлекательность шрифтов для создания ювелирных изделий и ограниченность их современного использования - легли в основу исследований автора статьи, в развитие которых делается попытка избежать описанных недостатков, расширить круг дизайнерских, а вместе с ними параллельно технологических возможностей на пути использования буквы как основного формообразующего и конструктивного элемента ювелирного изделия. Исследование базируется на кириллическом письме, не используемом ранее в ювелирном дизайне.

В настоящее время спрос на нестандартные дизайнерские решения при создании ювелирных изделий, несомненно, высок, в связи с чем использование шрифтов может оказаться весьма плодотворным в удовлетворении этого спроса. Совершенно очевидно, что успех использования буквы возможен лишь при достижении единства дизайнерских и технологических разработок, которые позволили бы в условиях индустриального производства создавать индивидуализированные, художественно выразительные изделия, одновременно не требующие чрезмерно высоких затрат на их создание и достижение эстетического эффекта эксклюзивности, чем и определяется актуальность исследования.

Разработка основы для буквенных модулей. В данной работе основное внимание сосредоточено на принципах стилизации буквы для использования ее в ювелирных изделиях. Для достижения поставленной цели необходимо решение последовательного ряда дизайнерских и технологических задач. Первая из задач, непосредственно рассмотренная в данной статье, ориентирована на создание шрифта, полностью отвечающего потребностям ювелирного дизайна. Наиболее продуктивным нам представляется путь, комбини-

рующий читабельность букв типографических шрифтов и использующий художественную выразительность, достигающуюся за счет специфического взаимодействия и взаимосвязи букв, присущих граффити шрифтам. Возможному решению этого вопроса посвящены излагаемые ниже результаты.

На этом этапе исследования внимание автора было обращено к высшей ступени развития граффити шрифта - направлению «Wild style». В нем буквы своим начертанием и взаимодействием создают сложный узор, как правило, трудный к прочтению неподготовленным зрителем. В качестве примера можно привести работы Smash 137, Morik и других представителей граффити.

Шрифт предполагает некое взаимодействие букв и межбуквенного пространства между собой. У каждой буквы есть характерные, точно фиксированные элементы, формирующие её узнаваемость и читаемость. Например, для заглавной буквы «А» это верхняя точка соединения наклонных боковых штрихов и соединяющий их горизонтальный штрих. Узнаваемость буквы нередко формирует её внутреннее пространство, созданное штрихами, которыми буква начертана [1].

При дизайнерских разработках декоративного шрифта особый акцент должен быть сделан на единой вязи и логичном переходе одной литеры в другую, когда буквы сплетаются в орнаменты. Дизайнеру при проектировании необходимо решить две задачи: через шрифт отразить смысл, вложенный в начертание, а через эстетическую привлекательность написания добиться художественной выразительности изделия.

Решение этих двух задач должно отвечать некоторым условиям, характерным для буквенного способа письма. Во-первых, для удобства чтения буквы должны быть вытянуты в строку не короче одного слова. Во-вторых, следует учесть, что для букв, в отличие от иероглифов, почти неприемлемо движение по вертикали, поэтому с момента создания буквенного письма важно, в какую сторону будет читаться шрифт.

Как известно, кириллический и латинский шрифты читаются слева направо. Таким образом, независимо от сложности формы, которая будет создаваться из букв, сохранение привычного направления чтения очень важно в разработке данного шрифта, так как при чтении слова в ювелирном изделии узнаваемость буквы возможна лишь по нескольким конструктивным элементам, особенно если буквы связаны друг с другом. Так, показателен пример с буквой «А». Акцент на эти элементы будет максимален при сохранении привычного для глаза направления чтения.

Буква как отдельный элемент и буква как часть слова, его модуль существенно разнятся между собой и функционально, и эстетически, а следовательно, при модульном использовании буквы возможно пренебрегать некоторыми ее индивидуальными особенностями в пользу наиболее удобного написания слов и взаимодействия с другими буквами-модулями. Например, если в шрифте у букв горизонтальный штрих сделать под наклоном, это придаст динамику шрифту в слове при прочтении.

Проведенное ранее исследование [1] показало, что при начертании букв выделяется ряд функциональных и эстетических взаимосвязей между ними. Автором было показано, что по этому критерию можно выделить несколько типов связи. Первый базируется на общем элементе для нескольких букв. Он был проиллюстрирован на примере эскиза кольца, у которого шинка составлена из слова «Аврора», а буква «О» одновременно берет на себя конструктивную функцию, являясь кастом для вставки кабошона. В то же время на эскизе видно, как S-образная линия проходит через все буквы, являясь их объединяющим элементом, и несет помимо связующей декоративную нагрузку.

При втором типе связи буквы вписываются в общую форму и слова из них можно собирать по принципу конструктора. При третьем типе формирования связи буквы объединены в одно «силуэтное пятно», а их читабельность создается за счет внутрибуквенных пустот, что было проиллюстрировано на удачном для этой конструкции слове «СОЗДАВАЙ».

Три описанных типа связи могут быть положены в основу проектирования изделия с использованием слов или фраз. Наиболее подходящим для решения задачи создания шрифта, выполняющего роль универсальной базы, на основе которой строится изделие, является второй способ взаимосвязи букв. Первый и третий типы предполагают частный подход к проектированию ювелирных изделий, зависящий от букв, составляющих слово (фразу), и функции изделия: подвеска, кольцо, браслет и т.д.

Использование общей формы, в которую вписываются все буквы шрифта, и возможность их сборки в слово на основе унифицированного модульного принципа делают процесс проектирования изделия более простым, позволяют использовать в одном слове разномасштабные буквы, в свою очередь усиливающие эстетическую выразительность изделия. По сути речь идет о стилизации наборных шрифтов за счет объединения букв в узор, не теряющий своей информативной основы.

Важным с практических позиций является то, что предлагаемый принцип создания буквенных модулей открывает возможность перехода к разработке технологии создания дизайна ювелирных изделий, пригодных для мелкосерийного производства.

В процессе данного исследования за модуль нами был взят равносторонний треугольник. Выбор этой геометрической фигуры в качестве базовой был продиктован тем, что это самая простая геометрическая фигура, лежащая в основе многих других форм, например, квадрата, ромба, параллелепипеда и т.д. Поскольку любой алфавит - это изображение письменных знаков, имеющих общую закономерность построения и единый стиль, то для его верного проектирования и задания условий конструирования буквенных модулей было принято решение воспользоваться сеткой. Остановимся подробнее на некоторых особенностях в пошаговом порядке ее построения. Создание сетки для всех буквенных модулей базировалось на равностороннем треугольнике (рис. 1).

Шаг 1. Построение среднего яруса сетки. Осуществляем построение базовой фигуры буквенных модулей - равностороннего треугольника. Из его вершины опускаем высоту на основание треугольника. Взяв точку пересечения высоты и основания за центр, проводим окружность радиусом R=1/2 1г Еще одну окружность такого же радиуса проводим из вершины треугольника. Точка сопряжения окружностей является опорной для дальнейших построений. Через нее проводим прямые, соединяя точку сопряжения с точками пересечения верхней окружности со сторонами треугольника. В результате этих построений получаем средний ярус сетки (рис.1, а) и приступаем к построению нижнего яруса.

Шаг 2. Построение нижнего яруса сетки. Взяв вершину треугольника за центр, проводим следующую окружность через точку пересечения прямой среднего яруса со стороной треугольника. Эта окружность располагается ниже предыдущей. Через точки пересечения этой окружности с высотой и сторонами треугольника проводим прямые, так же как на предыдущем шаге, получая таким образом нижний ярус сетки, а затем переходим к построению верхнего яруса.

Шаг 3. Построение верхнего яруса сетки. На этом шаге строим одну окружность, взяв за центр точку пересечения высоты треугольника с его основанием. Радиусом служит точка пересечения нижнего яруса сетки с высотой треугольника. Вторую окружность этого же радиуса проводим, приняв за центр вершину треугольника. По аналогии с построением среднего яруса проводим прямые через точки пересечения второй окружности с высотой и сторонами треугольника. Получаем верхний ярус сетки, после чего приступаем к необходимым дополнительным построениям.

Шаг 4. Построение наклонных прямых, которые могут быть использованы в качестве реальных ограничений будущих буквенных модулей для улучшения читабельности шрифта. Опускаем прямую из вершины треугольника на основание, в центр отрезка, расположенного от угла треугольника до точки пересечения основания с нижней окружностью (рис. 1, б).

Шаг 5. Построение окружностей сетки для последующей стилизации букв шрифта. Эти окружности проводятся из вершин основания через точку пересечения прямых верхнего яруса с высотой треугольника (рис.1, в).

Шаг 6. Зеркальное удвоение сетки для построения противоположно ориентированных буквенных моделей и более плотного соединения букв шрифта между собой. Получившуюся сетку-треугольник отображаем зеркально, повернув на 180° относительно центра его высоты. При этом необходимо помнить, что все линии ярусов сетки должны совпасть (рис. 1, г).

Сетка, полученная описанной последовательностью операций, ориентирована на создание буквенных модулей и позволяет представить каждый элемент алфавита противоположно ориентированной парой. Следовательно, в разрабатываемом шрифте предполагается не 33 кириллических буквы, а 66 (33 в пря-

мом и 33 в обратном отражении). Таким образом, на основе сетки, базовым элементом которой является равнобедренный треугольник, были созданы буквы кириллического шрифта (рис. 2), пригодные для использования в качестве ювелирных элементов.

Буквы вписаны в один модуль, асимметричны относительно центральной оси симметрии, имеют динамический характер, этому способствуют исходная форма модуля - треугольник и внутренняя разбивка силуэта буквы. Набор слов-фраз из данного шрифта еще более динамичен за счет совмещения поперечных элементов букв (у которых они предусмотрены конструктивно). Общее направление обеспечивает наличие поперечных штрихов в правый верхний угол, за исключением нескольких букв, поперечные штрихи которых направлены в правый нижний угол. Это сделано для большего отличия букв от подобных им в слове. В слове буквы взаимодействуют друг с другом по заранее предусмотренным конструктивным связкам.

В созданном шрифте взаимосвязь буквенных модулей между собой имеет возможность базироваться на двух элементах: общей грани у букв, не имеющих горизонтального штриха, и общем (непрерывном) горизонтальном штрихе у букв типа А, Б, Е и тому подобных, стоящих по соседству друг с другом. Данный принцип можно проиллюстрировать на примере конструирования шинки кольца 18 размера в готовом изделии. Шинка составлена из буквенных модулей, образующих слово «СОЗДАВАЯ» (рис. 3), и имеет следующие технологические параметры: длина 53 мм, ширина 10 мм, по основанию треугольника ширина 14 мм, сечение штриха буквы 1,5 мм. Буква «А», в отличие от других букв, составляющих шинку кольца, является вычлененной из обрамляющей ее формы треугольника для усиления художественной выразительности изделия. Шинку предполагается изготовить отливкой по восковой модели, выполненной либо на фрезерной машине JWX-30, либо вручную.

Варианты работы с модулями шрифта. Треугольник, являясь основной формой модуля, позволяет нарушать строго горизонтальное положение букв. Смещение одной буквы по уровню относительно других осуществляется по четко выстроенной системе, привязанной к сетке-ключу. Система сводится к тому, что минимальным шагом смещения по одной из боковых сторон треугольника является расстояние между верхним и нижним ярусами сетки (рис. 4, а). Кроме того, треугольник как жесткая геометрическая фигура позволяет применять в слове разномасштабные буквы. Увеличение или уменьшение размера отдельных букв также подчиняется системе, привязанной к сетке-ключу, и выражаетя в том, что минимальным шагом увеличения размера аномальной буквы является расстояние между нижним и верхним ярусами сетки для букв исходного размера (рис. 4, б). Технически увеличение размера букв происходит при наложении одной сетки на другую, при этом нижний ярус увеличиваемой сетки совмещается

Рис. 1. Сетка для построения букв разрабатываемого шрифта (последовательность шагов ее построения описана в тексте)

Рис. 2. Буквы кириллического шрифта, полученные на основе сетки, базирующейся на использовании

равнобедренного треугольника

Рис. 3. Эскиз шинки кольца с использованием буквенных модулей, образующих слово «Создавая»

Рис. 4. Варианты создания буквенных модулей из букв разного размера

с верхним ярусом сетки исходного размера. При таком варьировании масштабом сохраняется взаимосвязь элементов букв разного размера между собой.

Использование этих двух вариантов изменения масштаба и положения букв друг относительно друга позволяет проектировать изделия сложной формы, как плоские, так и объемно-пространственные.

Еще одним вариантом создания буквенных модулей является построение плоских сложных форм для изделий, восприятие которых происходит с разных ракурсов. К таким изделиям можно отнести подвески, серьги, броши. Важным условием при их проектировании является сохранение направления чтения слова, что создает определенные трудности, требующие специального решения. Пример построения буквенных модулей приведен на рис.5, на котором видно сочетание разномасштабных треугольников, совмещенных как по горизонтали, так и по вертикали (рис. 5, а), и сформированных на их основе буквенных модулей в слове «СОЗДАВАЯ» (рис. 5, б).

При построении объемно-пространственных форм, прежде всего, в проектировании изделий типа колец, браслетов и т.п., где к общему восприятию изделия по двум координатам - ширине и высоте - добавляется третье измерение - глубина, важно верно определить угол поворота модуля к центру (рис. 6, а). Он зависит от количества букв в слове и рассчитывается по формуле а=360/п, где п - число букв в слове. Угол поворота каждого следующего модуля относительно уже построенного вычисляется по формуле а2=а1+а.

Из-за объемно-пространственной формы изделия буквы становятся трудно воспринимаемыми, поскольку треугольные модули составляют шинку кольца, имеющую, по сути, цилиндрическую форму. Слово превращается в «зашифрованную» надпись. Чтобы сохранить смысл слова, зашифрованного в кольце, необходимо определенным образом подготовить зрителя к восприятию изделия, расставив доминантные акценты, которые позволят считывать информацию в нужном, задуманном автором направлении.

Этой цели можно достичь, если делать акцент на значимые смысловые элементы, например, избрав доминантой начало слова. Доминанту можно выделить цветом, масштабом, засечками шрифтового начертания, изменением фактуры поверхности или созданием рельефности формы изделия за счет видоизменения толщины и высоты проволочного каркаса. Далее следует распределить небольшие акценты по всему изделию, увлекая зрителя к прочтению всего слова и поиску замысла автора. Этот прием, помимо разгадки «ребуса-слова», привлекательной с психологических позиций, несомненно, усилит и его декоративные качества (рис. 6, б).

Плоское и объемно-пространственное построение можно сочетать в одном изделии, совмещая отдельные модули объемно-пространственной и плоской форм или варьируя их глубину. Рассмотрим данный принцип на примере проекта подвески, составленной из слова «Геммология» (рис. 7).

Основная форма изделия - треугольник, асимметричный относительно центральной оси. В вершине треугольника располагается соединение букв «О» и «Л», за счет которого изделие приобретает глубину. Красным выделены элементы букв или форма в целом, которая в изделии отличается своей текстурой от остальных. Буква «Г» будет выступать в качестве доминанты, дополнительно выделяясь рельефом, то есть будет иметь большую толщину и выступать на фоне основного изделия.

Буквы исключения в создании модулей. В построенном алфавите все буквы вписываются в единую общую форму, которая не меняется по ширине и высоте, а является фиксированной. Такой принцип изначально подразумевает сложности с буквами, для которых форма равнобедренного треугольника является наиболее чуждой. Они требуют иного подхода при построении модулей и как вариант - изменения сетки. Такими буквами являются, прежде всего, буквы «М», «И», «Х», содержащие в своей конструкции диагонали. В данном варианте разработанного шрифта они являются мало читабельными и искусственно усложненными.

Для решения этой проблемы треугольная сетка была усложнена дублированием треугольника и его небольшим смещением в сторону (рис. 8). Пример построения букв по этой модернизированной сетке показан на рис. 9. Из представленных вариантов видно, что буква «М», вписанная в сетку, в которой треугольники ориентированы вершиной вниз, заходит за границы, определенные сеткой. Элементы, выходящие за сетку, будут накладываться на предыдущую и последующую буквы (рис. 9, а).

Для буквы «И» был взят вариант сетки с положением вершин вниз, так как для этой буквы возможен и стандартный вариант начертания, который приемлемо вписывается в формат треугольника и не требует изменений. Как видно из рис. 9, б, начертания буквы выходят за границы сетки, а выходящий элемент, так же, как и в случае с «М», будет накладываться на последующую букву.

Начертание буквы «Х» базируется на образованных при наложении треугольников диагоналях, эта форма для нее является наиболее удобной при построении.

Выводы. Таким образом, критический анализ достоинств и недостатков использования шрифта как декоративного элемента ювелирных изделий лег в основу разработки идеи создания буквенных модулей, специально стилизованных и адаптированных для ювелирного дизайна. Преимуществом для реализации такого проекта станет возможность использования буквы как полноценного конструктивного элемента ювелирного изделия, определяющего его форму, на основе выбранного слова и фразы при сохранении возможностей применения многообразных технологических приемов декорирования ювелирных изделий, например, скани, эмалирования, таушировки и ряда других.

Буква в качестве формообразующего элемента дает возможность индивидуализировать изделия,

а) б)

Рис. 5. Пример построения сетки (а) для построения буквенных модулей изделия

плоской сложной формы (б)

а) б)

Рис. 6. Развертка усеченной пирамиды (а) и сконструированное на ее основе изделие

с цветовыми акцентами (б)

Рис. 7. Эскиз подвески, образованный словом «ГЕММОЛОГИЯ». Развертка

а) б)

Рис.8. Усложнение модульной сетки для построения букв исключений: а - исходная модульная сетка; б - усложненная модульная сетка

а) б) в)

Рис. 9. Пример построения букв исключений на модернизированной модульной сетке: буква «М» (а), буква «И» (б), буква «Х» (в)

наполняя их разным смысловым содержанием. Разработанный модульный шрифт позволяет создавать изделия, форма которых определяется словом или фразой. Формы изделий, спроектированных на основе модульного шрифта, могут быть как плоские, так и объемно-пространственные, где необходимо учитывать принципы их проектирования, благодаря кото-

рым и создается дизайн изделий из буквенных модулей. Учтены их особенности восприятия и дизайна.

Технологии создания ювелирных украшений на основе буквы как формообразующего элемента изделий с ярко выраженным индивидуальным характером, реализация которых возможна в условиях мелкосерийного производства, будет детально рассмотрена позже в других публикациях автора.

Статья поступила 30.05.2014 г.

Библиографический список

1. Темников Д.С., Лобацкая Р.М., Анисимова Т.В. Буква как формообразующий элемент ювелирного изделия // Дизайн. Теория и практика. 2012. № 9. С. 14-28.

2. Гордон Ю. Книга про буквы от Аа до Яя. М.: Изд-во Студии Артемия Лебедева, 2006. 382 с.

3. Рудер Э. Типографика. М.: Книга, 1982. 290 с.

4. Ювелирные изделия / ред. группа: А. Русакова, Т. Евсеева, С. Тихомиров. М.: оОо «Мир энциклопедий Аванта+», ООО «Астрель», 2008. 184 с.

УДК 81:130.2

ЦЕННОСТНОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ДЖОНА БЕНЬЯНА В ДВУХ ПРИБЛИЖЕНИЯХ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

© М.А. Федоров1

Бурятский государственный университет,

670000, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а.

Творчество Джона Беньяна, известного проповедника, оказавшего большое влияние на британскую лингвокуль-туру, рассмотрено в двух приближениях: на материале малого и полного корпусов текстов. В качестве доминант осмысления можно назвать преимущественную актуализацию абстрактного понятия времени, конкретизацию настоящего времени и неопределенность прошедшего. Этого автора можно назвать предвозвестником эпохи Просвещения благодаря частой апелляции к рациональному: обновление человека это, прежде всего, движение человеческого разума. Время представлено как ценный, невозобновляемый ресурс, использование которого всегда осознаваемо и подотчетно. Дж. Беньян вторым после Шекспира сделал попытку реализации метафоры «время - деньги». Табл. 4. Библиогр. 8 назв.

Ключевые слова: время; концептуальная метафора; лингвокультура; Джон Беньян.

1Федоров Михаил Александрович, кандидат философских наук, доцент кафедры английской филологии, тел.: 89243950873, e-mail: fma1105@gmail.com

Fedorov Mikhail, Candidate of Philosophy, Associate Professor of the English Philology Department, tel.: 89243950873, e-mail: fma1105@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.