Научная статья на тему 'Стилизация и интерпретация стиля в провинции'

Стилизация и интерпретация стиля в провинции Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
740
132
Поделиться
Ключевые слова
СТИЛЬ / СТИЛИЗАЦИЯ / ПРОВИНЦИЯ / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ / АРХИТЕКТУРА / ДИЗАЙН / ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО / STYLE / STYLIZATION / PROVINCE / ARTISTIC INTERPRETATION / ARCHITECTURE / DESIGN / DECORATIVE ARTS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Смекалов Игорь Владимирович, Шлеюк Игорь Владимирович

Основами формирования художественного стиля являются социальные, экономические и политические факторы, благодаря которым выстраивается новая система взглядов на понятие красоты и гармонии, происходит поиск новой формы, принципиально отличной от стандартов и канонов предыдущего стиля. Наиболее активно стиль проявляет себя в центрах культуры столичных и крупных городах. Формы объектов материальной и художественной культуры большого стиля, проникая в провинцию и проходя период адаптации, естественным образом органично трансформируются посредством воздействия окружающей среды. Таким образом, происходит формирование регионального провинциального стиля, обладающего своими творческими приемами и методами, местными средствами художественной выразительности, сохраняющими общность образной стилевой системы и единство идейно-художественного содержания. Этот процесс требует всестороннего исследования. Статья содержит анализ терминологии понятия «стиль», перечень авторов, занимающихся проблемой стилеобразования. Рассматривается процесс проникновения в формы архитектуры, дизайна и декоративно-прикладного искусства элементов, мотивов, отголосков народной и национальных культур конкретной местности. Определяется, что под воздействием среды, формы объектов материальной и художественной культуры трансформируются, обогащаясь элементами местных традиций, в поиске индивидуального провинциального художественного образа. По сути, происходит процесс стилизации и художественной интерпретации стиля. Региональный провинциальный стиль характеризуется своей неоднородностью. Здесь имеет значение социальная принадлежность архитектурного здания или декоративно-прикладного объекта, связанная, в том числе и с его географическим расположением внутри населенного пункта. При этом необходимо учитывать, что в провинциальном строении чаще всего используется не весь набор художественных методов стиля, а лишь те, которые возможно воспроизвести в конкретных условиях из конкретного материала, то есть, в процессе адаптации к среде происходит естественный отбор декоративных элементов. Каждый провинциальный город имеет свое индивидуальное лицо культуры в общей метасистеме большой культуры страны, культуры стиля. Именно в этом особая ценность искусства провинции, именно поэтому его необходимо сохранять и продолжать развивать.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Смекалов Игорь Владимирович, Шлеюк Игорь Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

STYLING AND INTERPRETATION OF STYLE IN THE PROVINCE

The basis for the formation of artistic style are social, economic and political factors that make building a new system of views on the concept of beauty and harmony, is finding a new form that is fundamentally different from the standards and canons of the previous style. The most active style manifests itself in the centers of culture of the capital and major cities. Shape, material and artistic culture of great style, penetrating into the province and going through the adaptation period, naturally organically transformed by exposure to the environment. Is the formation of regional provincial style with its creative techniques and methods, local means of expression while maintaining the commonality shaped style system and the unity of the ideological and artistic content. This process requires extensive research. The article contains the analysis of the terminology of the concept of «style», the list of authors dealing with the problem of style formation. The process of penetration in the form of architecture, design and decorative arts of the elements, motifs, echoes of folk and national culture of a particular area. Determined that under the influence of environment, shape, material and artistic culture are transformed, enriched with elements of local traditions, in search of individual provincial artistic image. In fact, the process of stylization and artistic interpretation of the style. The process of penetration in the form of architecture, design and decorative arts of the elements, motifs, echoes of folk and national culture of a particular area. Determined that under the influence of environment, shape, material and artistic culture are transformed, enriched with elements of local traditions, in search of individual provincial artistic image. In fact, the process of stylization and artistic interpretation of the style. Regional provincial style is characterized by its heterogeneity. Here is the importance of social belonging architectural building or decorative object associated, including its geographical location within the village. Note that in the provincial structure is most often used not the whole set of artistic style methods, but only those that can be reproduced in the specific context of a specific material, that is, in the process of adaptation to the environment is natural selection of decorative elements.Every country town has its individual culture in the overall metasystem great culture of the country, the culture of style. In this particular value the province of art, which is why it is necessary to maintain and continue to develop.

Текст научной работы на тему «Стилизация и интерпретация стиля в провинции»

УДК 7.03

Смекалов И.В., Шлеюк С.Г.

Оренбургский государственный университет E-mail: svetlanchikdis@yandex.ru ; igor.smekalov@mail.ru

СТИЛИЗАЦИЯ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ СТИЛЯ В ПРОВИНЦИИ

Основами формирования художественного стиля являются социальные, экономические и политические факторы, благодаря которым выстраивается новая система взглядов на понятие красоты и гармонии, происходит поиск новой формы, принципиально отличной от стандартов и канонов предыдущего стиля. Наиболее активно стиль проявляет себя в центрах культуры - столичных и крупных городах. Формы объектов материальной и художественной культуры большого стиля, проникая в провинцию и проходя период адаптации, естественным образом органично трансформируются посредством воздействия окружающей среды. Таким образом, происходит формирование регионального провинциального стиля, обладающего своими творческими приемами и методами, местными средствами художественной выразительности, сохраняющими общность образной стилевой системы и единство идейно-художественного содержания. Этот процесс требует всестороннего исследования. Статья содержит анализ терминологии понятия «стиль», перечень авторов, занимающихся проблемой стилеобразования. Рассматривается процесс проникновения в формы архитектуры, дизайна и декоративно-прикладного искусства элементов, мотивов, отголосков народной и национальных культур конкретной местности. Определяется, что под воздействием среды, формы объектов материальной и художественной культуры трансформируются, обогащаясь элементами местных традиций, в поиске индивидуального провинциального художественного образа. По сути, происходит процесс стилизации и художественной интерпретации стиля.

Региональный провинциальный стиль характеризуется своей неоднородностью. Здесь имеет значение социальная принадлежность архитектурного здания или декоративно-прикладного объекта, связанная, в том числе и с его географическим расположением внутри населенного пункта. При этом необходимо учитывать, что в провинциальном строении чаще всего используется не весь набор художественных методов стиля, а лишь те, которые возможно воспроизвести в конкретных условиях из конкретного материала, то есть, в процессе адаптации к среде происходит естественный отбор декоративных элементов.

Каждый провинциальный город имеет свое индивидуальное лицо культуры в общей метасистеме большой культуры страны, культуры стиля. Именно в этом особая ценность искусства провинции, именно поэтому его необходимо сохранять и продолжать развивать.

Ключевые слова: стиль, стилизация, провинция, художественная интерпретация, архитектура, дизайн, декоративно-прикладное искусство

Архитектура и предметно-пространственная среда провинциальных городов до наших дней хранит памятники ХУ1-ХХ вв., многие из которых на современном этапе находятся в полуразрушенном состоянии. Некоторые архитектурные строения подверглись реставрации или восстановлению без сохранения подлинного лица и на сегодняшний день практически утрачены. Элементы мебели и одежды в минимальном количестве хранятся в краеведческих городских музеях, а в основном давно ушли в небытие или валяются в сараях и сундуках старых городских районов или пригородных сел. Вместе с тем именно эти памятники сохраняют неповторимое лицо времени, места и периода, в который они были созданы. Современное строительство обращается к историческим образцам, как к примерам архитектурного и художественного решения истинного лица городского пространства, вводя в фасады зданий декоративные элементы прошлого, пытаясь сохранить и отчасти реконструировать образ городского пространства. Вместе с тем, для этого часто используются образцы современной архитектуры,

интерпретирующие основные стилевые направления, практически не передающие местный колорит и особенности формообразования провинциальной среды. Дизайн, к сожалению, также крайне редко в формировании объектов использует исторический местный региональный опыт. Это связано в первую очередь с тем, что промышленность сконцентрирована в основном в центрах России, а местное производство ограничивается употреблением зарубежных образцов как основы для проектирования. Исследование сохранившихся образцов стилевых решений провинциальных памятников зодчества и элементов предметно-пространственной среды провинции актуально, оно необходимо для систематизации, сохранения и использования в архитектурном строительстве и дизайне местного опыта, богатого собственными традициями, технологиями и канонами.

Стиль

Основами формирования художественного стиля являются социальные, экономические и политические факторы, благодаря которым выстраи-

вается новая система взглядов на понятие красоты и гармонии, происходит поиск новой формы, принципиально отличной от стандартов и канонов предыдущего стиля. Наиболее активно стиль проявляет себя в столицах - центрах культуры и искусства, по-разному выражаясь в провинции, при этом практически всегда сохраняя стилевое единство и смысловое содержание. Модификации архитектуры и предметно-пространственной среды в рамках смены стилей быстрее отображались в городах, приближенных к столицам, и более замедленно, с изменениями и трансформациями доходили до отдаленных провинциальных городов и поселков. Адаптируясь в условиях новых географических регионов, стиль приобретал иные формы, дополнялся местным колоритом, национальными особенностями, смешивался с народным искусством, сохраняя при этом практически всегда единую идеологическую основу.

Выражением стиля являются основные формообразующие и декоративные приемы, используемые в архитектуре, мебели, ДНИ и т. д., которые вырабатываются на основе композиционных принципов строения формы. У каждого стиля есть свои преимущественные законы композиционного построения, благодаря которым стиль сохраняет свое канонические единые основы, проявляющиеся системно в архитектуре, дизайне и декоративно-прикладном искусстве. Нринципы построения стиля отображаются в смысловом и идеологическом содержании формы.

Обратимся к терминологии определения понятий «стиль» и сопутствующих ему терминов из искусствоведческой области, определяющих основу понятийных связей данного направления. Термин «стиль» произошел от латинского слова «stylus», что обозначает стерженек для письма. Словарь иностранных слов определяет, что стиль -это «...идейно и художественно обусловленная общность изобразительных приемов в литературе и искусстве определенного времени или направления, а также в отдельном произведении» [1; с. 474]. Вопросами стиля и стилеобразования в искусствознании занимались Г. Вёльфлин, И. Винкель-манн, В. Власов, Г. Земпер, М. Каган, О. Шпенглер и другие. Г. Вёльфлин определяет стиль как завершенную в себе, устойчивую и неизменную структуру формальных элементов, подчинявшуюся какому-либо одному формообразующему принципу: плоскостности или пространственно-

сти, графичности или живописности, «открытой или замкнутой форме» [2]. Теоретик истории искусства В. Власов считает, что стилем является наиболее «... общая категория художественного мышления, характерная для определенного этапа его исторического развития» [3; с. 538]. Понятие стиль объединяет в себе формообразующий принцип построения формы и категорию художественного мышления определенного исторического этапа, неразрывно связанную с выражением и изображением личности и эпохи.

В контексте данного исследования крайне важно подчеркнуть, что стиль, при всей своей художественно-образной, конструктивной и идейной цельности зависит от времени и места, которые проявляются в особенностях функциональной, конструктивной и художественных сторон; выражается в методах планировок, используемых строительных и отделочных материалах, принципах конструкций, в приемах декорирования фасадов зданий и облицовок мебели, в вариантах декоративного оформления интерьера и одежды и т. д.; имеет прямое отношение к художественному мировоззрению охватывающего все стороны искусства и культуры общества в определённых условиях его социального и экономического развития. Иными словами, стиль - это взаимодействие идейного содержания и формы, при этом содержание находит отображение в символике деталей формы, характере декоративных элементов формы и их связей. Понятие формы в системе стиля становится центральным понятием, форма транслирует все модификации, включая географические, климатические, социальные, национальные, экономические и т. д., которые происходят в окружающей ее среде.

Обязательным условием образования и существования формы в рамках определенного стиля является наличие синтеза, целостности и взаимосвязи всех компонентов художественного произведения.

Исходной стилевой характеристикой, определяющей выразительность объектов архитектуры, дизайна и декоративно-прикладного искусства является однохарактерность формы, которая создается при помощи законов композиции. Отбор и накопление таких признаков определяется общими законами построения стиля, а также присущими данному региону и веку культурно-эстетическими идеалами, ценностями и нормами.

Эти стилевые признаки, являются своеобразным композиционным регламентом. Они проявляются в характере линий и характере силуэта, в пластике и в цвете, составляя своего рода «зрительный каркас» формы. Стиль объединяет композиционные закономерности формообразования с конкретными методическими и техническими приемами обработки материала на основе какого-либо одного общего принципа [6].

Компонентно-структурный анализ

стиля провинции

Целостность стиля может быть определена как единая, обширная и сложная метасистема, позволяющая рассматривать различные способы ее существования и функционирования, а также дающая возможность проведения компонентно-структурного анализа (по М. Кагану) [4]. Компонентно-структурный анализ предполагает рассмотрение объекта системно одновременно в двух направлениях. Так компонентный анализ рассматривает объект, включающий в себя составные элементы и входящий, в свою очередь, в систему более высокого ранга; структурный анализ определяет уровень взаимодействия между компонентами объекта.

Таким образом, определяя стилистику провинции как автономную подсистему общей целостной системы стилеобразования (Рисунок 1), отметим, что ее компоненты в каждом отдельном случае имеют относительную самостоятельность и требуют как отдельного рассмотрения, так и их

Метасистема стиля эталон

и; о; к о; □с

С С с с

ь I1-

о л о л и л

П п ¡1 (и о н И

о и 0) о а> о а) а

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ь ¡з>= Б'1 6 5 Б«

- л = л Е 3 £ Л 5 Л

О I и I о X О X О X

Ч л а л 4 л Ч — Ч л

° Е а а с о ц О с;

а = та С го 1= та с га

Сс ^ К 2 а: 2 к 5 СЕ ^

та ? та з та =г та ? та =г

т I I X I 5 I т

§ - V О Р II II §1 р II

¡0 т ш а а

< < < < <

Рисунок 1. Схема формирования вариативности стиля в провинции

исследования в общей метасистеме стилеобразо-вания. Основой в данном исследовании должен служить подход к системе стиля в провинции как части общей метасистемы, вариативно адаптирующейся в среде, в которую она вписана и в которой она функционирует. Так, при общей направленности архитектурного и декоративного решения явно обнаруживающей принадлежность к определенному стилю, принципы стилизации в провинции имеют свою местную региональную специфику, формирующуюся в процессе адаптации стиля в определенных условиях. В таком случае состояние автономной подсистемы стиля в провинции исследуется в ее обусловленности многими компонентами среды и выражается, в том числе в художественной интерпретации ее элементов и в принципах их корреляции.

Роль среды в процессе адаптации

стиля в провинции

Адаптируясь в местных условиях провинции, художественный стиль имеет прямую и обратную связь со средой, которая воздействует на вводимые новые стилистические изменения. Среда избирательно воспринимает, перерабатывает и производит отбор в соответствии со своей внутренней природой, а новая система стилеобразования активно воздействует на среду, расширяет круг своего влияния. Так стиль, господствующий в провинции начинает постепенно замещаться другим, синтезируясь с ним, дополняясь народным творчеством, местными национальными мотивами, формируя собственные творческие методы и каноны. Таким образом, развитие провинциального стиля, проецирующего на себя конкретную социально-историческую среду и время, происходит путем слияния общих принципов стилеобразования с местными региональными характеристиками и особенностями. В то же время новаторские методы нововводи-мого стиля преобразуют окружающую среду в том или ином направлении, стремясь установить новые каноны эстетики и красоты формы, принципиально отличные от прежних.

Рассматривая региональный провинциальный стиль, отметим также и его неоднородность. Здесь имеет значение социальная принадлежность архитектурного здания или декоративно-прикладного объекта, связанная, в том числе и с его географическим расположением внутри насе-

за-

ленного пункта. Подтверждение этому находим в определении понятия стиль краткого словаря терминов изобразительного искусства: «В основе всякого стиля лежит, прежде всего, идейная и методологическая общность, характерная для ведущей социальной группы в данных исторических условиях; эта общность порождает более или менее устойчивую и единообразную систему художественных форм, иногда детально разработанную и регламентированную» [5; стр. 158159]. Итак, стилистика архитектурных строений и объектов декоративно-прикладного искусства в провинции имеет собственную функциональную классификацию внутри своего географического районного распространения и социальной принадлежности, в каждом регионе принципиально отличную от другого региона.

Центральная часть городской среды страиваемая обычно общественными зданиями с привлечением для их проектирования столичных профессионалов-архитекторов, имеет более четкие стилевые характеристики. При этом необходимо учитывать, что в провинциальном строении чаще всего используется не весь набор художественных методов стиля, а лишь те, которые возможно воспроизвести в конкретных условиях из конкретного материала, то есть, в процессе адаптации к среде происходит естественный отбор декоративных элементов.

Таким образом, провинциальная стилистика в центральной части городского пространства уже изначально производит некоторое упрощение применения основных приемов стиля. Что же касается построек, немного отдаленных от городского центра, обычно жилых строений и частных особняков - здесь адаптация стиля дает ценные, с точки зрения искусствоведения и дизайна, объекты, активно совмещающие местные традиции и заимствования стиля, демонстрирующие отчетливый отбор архитектурных идей и декоративного убранства конкретной местности.

Адаптация стиля в провинции каждый раз имеет свои собственные оригинальные стилистические разработки, зависящие от функции и от социальной

и национальной принадлежности групп населения, его производящих и эксплуатирующих. Так в провинции отбор одного или нескольких стилистических приемов имеет дальнейшее развитие и определяет в конечном итоге общую композиционную направленность и внешний вид архитектурного строения, объекта дизайна или предмета декоративного искусства. Таким образом, формируется провинциальная специфика, художественно-проектный метод или местный канон, имеющий в каждой географической точке свои особенности (рисунок 2).

Роль визуальных символов и знаков, выявляющих принадлежность к стилю в провинции

Рассуждая о возможной вариативности формы в рамках стиля, напомним, что внеш-

Внутренние составляющие: Функцио нал ьно-конструкти вная составляющая — Внешние составляющие: Декоративно-стилевые элементы

4

Метасистема стиля эталон

постоямни. инвариантная

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

I составляющая"

Идейное содержание, художествен но-образное наполнение

вариатлиае составляющие:

Процесс адаптации стиля в провинции Формирование автономной подсистемы стиля

Географические расположение региона

Г

ПКтфяннпя, инмрнимгнмт сост^илжица*

I

Идейное содержание, художестве нко-образное наполнение

Еарилгквшс ссставлпшцне

Внутренние составляющие: Функционально-конструктивная составляющая

Внешние составляющие: Декоративно-стилевые элементы

Факторы, влияющие на формирование стиля в провинции, вносящие коррективы в вариативные составляющие

3

о О

§ а

а >5

0 ал О

1 з х -л з л 5 1=11 = !;

!§11

& Я Ь

& £

I- ло

Рисунок 2. Роль среды в процессе адаптации стиля в провинции

няя форма имеет тенденции к изменениям только лишь под влиянием общей идейной направленности. В связи с этим искусствовед М. Каган ввел понятие «внутренней формы», или «внешней идеи» - подвижного образования, находящегося между содержанием и формой, того, что связывает духовный смысл искусства с материальным миром [4; стр. 128-129]. Таким образом, под влиянием внешней идеи происходят вариации формы через взаимосвязь отдельных элементов и способов их формообразования. Или можно сказать иначе - принадлежность к определенному стилю определяется, как правило, по внешним проявлениям формы: наличию определенного набора знаково-символических элементов и их взаимодействию в рамках определенного типа стилевой композиционной структуры.

Сочетание знака-символа - единичного элемента с методом художественного стилео-бразования рождает свод правил, техник к применению, который может быть определен как канон, присутствующий в каждом отдельном большом стиле. В некоторых случаях канон имеет более жесткие правила, выйти за рамки которых означает трансформацию стиля, как например, в стиле классицизм, в котором знаки-символы и их сочетания подвергаются минимальным вариациям в центре и в провинции. Другое дело стиль модерн, дающий возможность различным стилизациям и интерпретациям сохраняющий при этом свое стилевое единство.

Стремление к установлению канонов соответствует стремлению человека к систематизации и обобщению своего познания, облегчающего его восприятие с окружающей средой. Специфика провинциального проектного и художественного творчества, формирующегося в рамках больших стилей, имеет общественную необходимость и историческую устойчивость, при этом несет в себе возможности и способности к различным формам модификаций. Напомним, что термин «модификация» обозначает изменения признаков, вызванных факторами внешней среды не связанных с изменениями генотипа. На наш взгляд данный термин наиболее точно отображает способности структуры художественного творчества к исторической стилевой вариативности.

Стилизация и интерпретация стиля

в провинции

Модификации стиля и их точное терминологическое определение в различных условиях неоднократно приковывали к себе внимание искусствоведения. Особенно сложно оказалось для теоретиков искусства, дизайна и архитектуры терминологически верно обозначить вариации стиля периода XIX-XX вв. Так исследователь русской архитектуры Е.А Борисова указывает, что термины, обозначающие различные направления в русской архитектуре до сих пор неточны, а отдельные явления, существовавшие в рамках этих направлений до сих пор не дифференцированы [8].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вопросу стилизации или стилизаторства в рамках стиля отводится раздел в книге исследователя стилей в архитектуре Кириченко Е.И. «Русская архитектура 1830 - 1910-х годов». Определяя принципы вариаций формы в стиле модерн, она указывает: «Отсутствие в модерне визуального единообразия (специального набора однородных художественных форм, как в зодчестве нового времени, или предпочтительного употребления форм художественных и утилитарных одновременно, как в конструктивизме) компенсируется единообразной трактовкой разнородных форм: разнородных по своему назначению (сугубо художественных и несущих функциональную нагрузку), разнородных в смысле их прототипа. Единообразие трактовки разнородных форм и есть прием, который можно определить как стилизацию (в отличие от стилизаторства эклектики)» [7; стр. 204]. Рассуждая далее о приемах стилизации или стилизаторства в стилистике модерна, Е.И. Кириченко пишет о том, что для стилизаторства характерен избирательный подход, который основывается на копировании деталей, которые компонуются по-новому в новых структурах. Автор уточняет, что стилизаторство использует точное воспроизведение отдельных мотивов, что «...это принцип формообразования эклектики, стилизация - принцип модерна. В основе стилизаторства лежит анализ, в основе стилизации - синтез» [7; стр. 204].

Определим, что ключевым вопросом в выявлении принципа вариативности стилеобразо-вания и точного его определения является вопрос об исследовании характера декоративных

деталей и принципах их компоновки в структуре произведения. Это напрямую относится и к исследованию модификаций стиля в провинции, так как в каждой отдельной области или регионе преобладает свой набор преимущественных элементов и способов их синтезирования. Следовательно, в поиске более точного терминологического и искусствоведческого определения необходимо исследование закономерностей, связанных с анализом произведения декоративно-прикладного искусства, дизайна или архитектуры, его конструктивных и художественных форм с учетом их специфичности. То есть, в каждом конкретном случае необходимо проводить формальный анализ, включающий исследование наглядных элементов (декоративных, художественных или конструктивных) из которых слагается гармоничное целое и определение принципа или закона, согласно которому они сочетаются [9].

Характер, цвет, пропорции и конфигурация отдельных элементов как и принцип их сочетания и взаимосвязи имеет помимо стилистических, принадлежащих «большому стилю» компонентов, еще и региональные привязки. Так, не случайно из всего набора декоративных элементов стиля модерн в провинциальных городах Южного Урала наиболее часто встречается элемент, сочетающий в себе три вертикальные или горизонтальные прямые пересеченные кругом. Этот элемент является наиболее часто встречаемым и в Бузулуке среди строений деревянного модерна, и в Бугуруслане, и в Оренбурге среди каменной архитектуры. Этот элемент с небольшими пропорциональными корректировками присутствует и в общественных зданиях центра города, и в частных строениях, и в декоративной орнаментации костюма, и в произведениях мебели, он есть и среди графических элементов провинциальной полиграфической продукции. Отбор декоративных элементов, их художественная интерпретация, принцип синтезирования, выражающийся в композиционных закономерностях формообразования с конкретными методическими и техническими приемами обработки материала определяет стиль провинции, отображает местные тенденции формообразования. В каждом регионе они свои. По этим вторичным признакам - принципу отбора элементов и способу их соеди-

нения практически всегда можно определить географическое расположение объекта. Отбор декоративных элементов провинциального стиля происходит естественным путем, поэтому передает специфику региона. От отбора идет прямая зависимость в используемых строительных и других материалах, применяемых в декорировке и наоборот, не все элементы стиля можно выполнить в различных условиях региона, следовательно, местный материал также диктует отбор формы.

Элементы мебели менее подвержены провинциальной вариативности, тут классификация более простая, но и в ней присутствует местная специфика. Одежда всегда стремится соответствовать моде и передавать образ времени, его основную идеологическую подоплеку, но из тех средств, которые имеются в наличие в определенной местности. Отсюда приемы стилизации и интерпретации, дополняемые местным колоритом.

Обращаясь к термину «стилизация» определяем, что «стилизация - это подражание внешним формам какого-либо определенного стиля, напр. стилизация под классицизм» [1; с.474]. Что же касается термина «интерпретация», то словарь расшифровывает, что «... интерпретация в искусстве (лат. interpretatio) -необходимый элемент процесса художественного творчества и восприятия произведения искусства. Переосмысление художественного произведения (нередко многократное) в ходе наследования и развития духовной культуры всякий раз становится его новой интерпретацией» [10; с.497]. Искусствовед Н.А. Дмитриева подчеркивает, что «. интерпретация основана на полисемии (полифонии), смысловой многоплановости традиционной образной структуры первоисточника» [11; с.24].

Таким образом, в провинции стиль проявляет себя в особом качестве, по сути, являясь интерпретацией стиля, в которой находят в отдельных случаях и принципы стилизации, стилизаторства, трансформаций и откровенного китча. Можно рассуждать и о том, что стилизация в провинции идет в первую очередь от профессионального подхода, а интерпретация от внешней трансляции идей стиля. В любом случает термин «провинциальный» применяемый к различным большим стилям в

провинции - «провинциальный классицизм», «провинциальный модерн», «провинциальный ампир». - подразумевает его в новом видоизмененном качестве, отличном от «чистого большого стиля». Этот факт еще раз подчеркивает гибкость, пластичность, внутреннюю динамичность структуры метасистемы стилеобразова-ния, выражающую диалектику устойчивого и изменчивого, вариативного и инвариативно-го. При этом в любых случаях модификаций стиль остается самим собой, даже претерпевая радикальные изменения узнаваем, способен на дальнейшее развитие, современное прочтение, чем особенно актуален в современной культуре. Необходимо сохранить и исследовать произведения материальной культуры, дожившие до наших дней в провинции.

«В последние десятилетия - пишет в предисловии к книге «Элементы стиля: энциклопедия архитектурных деталей» С. Кэлоуэй - появилась опасность потерять многое из богатого наследия, как, например, тот роскошный словарь и даже грамматику, которая придавала архитектуре прошлых столетий ее изящество и шарм. Что нам сейчас нужно, - это возвращение к визуальной грамотности, пониманию всех элементов и деталей дома, которые менялись на протяжении. веков» [12; с.24].

Среда окружающая нас в провинциальных небольших городках сохранила замечательные памятники архитектурного зодчества и произведения декоративно-прикладного искусства, стилистически определяющую роль, в которых играют декоративные детали и принципы их взаимосвязи. Благодаря характеру и расположению основных декоративных или конструктивных элементов можно исследовать историю развития стилистики архитектурных деталей и объектов предметно-пространственной среды в провинции, которые формировались в рамках больших художественных стилей. Современное поколение осознает необходимость исследования и сохранения традиций формообразования небольших провинциальных городков, которые являются для нашего поколения памятниками истории.

Знаково-коммуникативные способности искусства и материальной культуры в рамках стиля имеют большое разнообразие и своеобразие. Каждый провинциальный город имеет свое индивидуальное лицо культуры в общей метасистеме большой культуры страны, культуры стиля. Именно в этом особая ценность искусства провинции, именно поэтому его необходимо сохранять и продолжать развивать.

19.03.2015

Список литературы:

1. Словарь иностранных слов. - 11-е изд., стереотип. - М.: рус.яз., 1984. - 608 с.

2. Вельфлин, Генрих Основные понятия истории искусств / Г. Вельфлин. - М.: Издательство В. Шевчук, 2002. - 344 с.

3. Власов, В.Г. Стили в искусстве. Словарь. Т 1 / В.Г. Власов. - Санкт-Петербург. «Кольна». - 1995. - 672 с.

4. Каган М.С. Человеческая деятельность. (Опыт системного анализа) / М.С. Каган. - М., Политиздат, 1974. - 328 с.

5. Краткий словарь терминов изобразительного искусства. Издание четвертое. - М.: Советский художник. 1965. - 192 с.

6. Шлеюк, С.Г. Художественный образ и композиция в дизайне мебели периода XVIII - начала XXI веков: диссертация ... кандидата искусствоведения. - М.: ВНИИТЭ. 2005. - 185 с.

7. Кириченко, Е.И. Русская архитектура 1830-1910-х годов / Е.И. Кириченко. - М: Искусство, 1982. - 399 с.

8. Борисова Е.А. Русская архитектура второй половины XIX века / Е.А. Борисова. - М.: Наука, 1979. - 320 с.

9. Габричевский, А.Г. Морфология искусства / А.Г. Габричевский. - М.: АГРАФ, 2002. - 864 с.

10. Советский энциклопедический словарь (СЭС) / гл. ред. А.М. Прохоров. - 4-е изд. - М.; Сов. Энциклопедия, 1988. - 1600 с., илл.

11. Дмитриева, Н.А. В поисках гармонии. Искусствоведческие работы разных лет / Н.А. Дмитриева. - М.: Прогресс-Традиция, 2009. - 520 с., илл.

12. Элементы стиля: энциклопедия архитектурных деталей. Изд. 2-е, доп. и переработанное / Под ред. С. Кэлоуэй; пер. с англ. -М.: ООО «Магма», 2006. - 592 с. илл.

Сведения об авторах:

Шлеюк Светлана Геннадьевна, заведующий кафедрой рисунка и живописи, архитектурно-строительного факультета Оренбургского государственного университета, кандидат искусствоведения, доцент

E-mail: svetlanchikdis@yandex.ru Тел.: (3532) 912213

Смекалов Игорь Владимирович, доцент кафедры рисунка и живописи, архитектурно-строительного факультета Оренбургского государственного университета, кандидат искусствоведения, доцент

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

E-mail: igor.smekalov@mail.ru