Научная статья на тему 'Стилистические возможности языка и их раскрытие в произведениях Ф. М. Достоевского (на примере романа «Подросток»)'

Стилистические возможности языка и их раскрытие в произведениях Ф. М. Достоевского (на примере романа «Подросток») Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
176
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стилистические возможности языка и их раскрытие в произведениях Ф. М. Достоевского (на примере романа «Подросток»)»

М. В. Тучина

Стилистические возможности языка и их раскрытие в произведениях Ф. М. Достоевского (на примере романа «Подросток»)

Идея о связи языка народа с его духовной культурой высказы -валась неоднократно. Научное обоснование эта идея получила в деятельностной концепции языка, в работах В. Фон Гумбольдта и его последователей. При вхождении в культуру народа через призму его языка особенно плодотворным оказывается изучение художественной литературы: раскрываются неожиданные грани,

стилистические возможности языка. Эта задача стояла перед нами при проведении лингвистического анализа текста романа Ф. М. Достоевского «Подросток». Синтаксический уровень организации данного произведения, по нашему мнению, достаточно полно раскрывает особенности поэтики писателя. Исследуя данный уровень организации, мы отдавали предпочтение сложному предложению с несколькими предикативными основами.

Мы обнаружили, что синтаксический уровень организации романа Ф. М. Достоевского «Подросток» репрезентирует эстетику стиля барокко. Стиль барокко, сформировавшись в Европе в XVII в., в этом же веке перекочевал в Россию (творчество Симеона Полоцкого и его учеников). Отдельные стилевые черты барокко, как отмечают некоторые исследователи, обнаруживаются в творчестве Ломоносова, Державина, Лермонтова, Тютчева. Таким образом, стиль барокко оказывал определенное влияние на формирование русского литературного языка, а значит, возобновления барокко в поэтике Достоевского, и его появление можно счесть неслучайным.

Но Достоевский формирует свою творческую индивидуальность на почве реализма, что сам и подтверждает в «Дневнике писателя»: «...я лишь реалист в высшем смысле...» [XXVII, 65]. Реализм как художественный метод не располагает четкими требованиями к стилистике художественного текста, а история языка и человеческая история имеют разные законы своего развития. Таким образом, мы имеем дело с «контрапунктом стилей», который, как считал Д. С. Лихачев, всегда очень плодотворен.

В описании стиля барокко особенную трудность составляет классификация его основных репрезентантов. Тем не менее, отдельные классификации существуют. Довольно стройную классификацию создал один из первых теоретиков архитектурного барокко Г. Вельфлин. К основополагающим принципам барокко Вельфлин относит: живописность («Живописное основано на иллюзии движения» [Вельфлин Г. Ренессанс и барокко, 2004. С. 73]); величествен-

254

ность (идея возникающего бытия, стремление к единству и грандиозности всех деталей, к эмоциональности и страстности образа); массивность (стремление к переполнению пространства, «Боязнь пустоты» - Horror vacui, обилие деталей); движение (как считает Г. Вельфлин - барокко «стремится не к совершенству архитектурно -го тела, не к красоте всего “растения”, <...>, а к процессу, к передаче определенного, владеющего этим телом движения» [Там же,

C. 116]). Каждый из выделенных репрезентантов уже содержит в се -бе множество «подвидов», модификаций, взаимосвязь которых обнаруживается не только в горизонтальной, но и в вертикальной проекции: все выше перечисленные признаки не дополняют (и взаимно не исключают) друг друга, а соприкасаются в своих инвариантных значениях.

Барокко характеризует гибкий, подвижный, вечно меняющийся стиль, поэтому закономерно, что в отдельных видах искусства он преломляется по-разному. Важнейшие, инвариантные приметы литературного барокко - сознательная языковая ориентированность текста, следование канонам барочного остроумия, которое в общем значении определяется как стремление к синкретизму разнородных элементов.

На синтаксическом уровне организации романа Ф.М. Достоевского «Подросток» мы обнаружили следующие репрезентанты большого стиля барокко: репрезентация, тектонические особенности фактуры, конструкция предложения с s-образным строением, эллиптированные конструкции предложений, принцип множественности в единстве, диалогизм семантики предложения. Остановимся на этом подробнее.

Репрезентация - важнейшая черта барочной поэтики, соответствующая канону барочного остроумия и связанная, по мнению М. Н. Лобановой, со стремлением обнаружить между разнородными объектами явное или тайное сходство и выразить его. (см.: Лобанова М.Н. Западноевропейское музыкальное барокко, 1994. С. 84). При описании данного принципа на синтаксическом уровне органи -зации мы обращаем внимание прежде всего на семантику данной единицы языка. На синтаксическом уровне организации принцип ре -презентации представлен на всех уровнях предложения, и это множество служит единой «идее».

В романе «Подросток» принцип репрезентации особенно явно выражен в портретных характеристиках персонажей, где автор, повествователь добивается целостности образа через объединение разнородного множества признаков, создавая семантические цепочки, взаимодействие которых формирует новые смысловые связи и отношения между единицами предложения, кумулирует смысловое поле в предложении, формирует единство представлений об объек-

255

те. Таким образом, при описании статичного портрета наблюдается одновременная разнородность и общность в признаках, характеризующих персонаж.

Для языка произведений в стиле барокко характерны тектони -ческие особенности фактуры текста, когда наблюдается ее деформация - фактурные накопления, разряжения. Как утверждает Г. Вельфлин, «намерениям барокко служат формы, нарушающие правила и явно незаконченные, не оформившиеся и не отлившиеся» (Вельфлин Г. Ренессанс и барокко, 2004. С. 125). Важное условие создания фактурного рельефа на синтаксическом уровне организации романа - нагромождение типизированных лексических элементов, второстепенных членов предложения первого, второго, третьего порядка. В структуре предложения дополняющие его основную конструкцию второстепенные члены играют роль «волн», опорных точек, которые уплотняют семантику предложения и, наряду с модальными словами, становятся показателями субъективной модальности. В предложении с определенной целью меняется порядок слов: преобразуется стандартная модель сложной единицы языка, что придает репликам персонажа индивидуальную окраску. В романе «Подросток» тектонические особенности фактуры проявляются главным образом в речи повествователя, что связано с его позицией: он берет на себя ответственность за изложение всех подробностей случившегося, в том числе описывает подробности своих внутренних состояний и состояний своих собеседников. Так создается «рыхлая», усложненная дополнительными оттенками значения фактура прозаического текста.

Конструкция многих предложений в романе «Подросток» динамически уравновешенна, имеет s-образное строение, воплощая идею симметрии «золотого сечения». К.Э. Штайн, выделяя такую синтаксическую конструкцию, описывает ее следующим образом: «Под спиралевидным семантическим строением конструкции -предложения или текста - мы понимаем формулирование в его инициальной части некоторого положения (часто нечеткого, неопределенного), которое в дальнейшем развитии конструкции преобразуется в структуру с противоположным (или относительно нейтральным) значением; в процессе развития, в финальной части, как правило, четко артикулируется инициальное положение на новом смысловом витке. <...> Такая конструкция - воплощение симметрии золотого сечения» (Штайн К.Э., Петренко Д.И. Лермонтов и барокко, 2007. С. 107-108). В тексте романа «Подросток» во многих предложениях, так или иначе, формируется «нечеткое положение», преобразующееся в структуру с противоположным или относительно нейтральным значением. Уже в первой инициальной части предложения наблюдается относительная предсказуемость последующего развития мысли, которая подтверждается в дальнейшем развитии конструкции. Семантика многих сложных предло-

256

жений романа в финале дает нам образец незаконченной, «неотлившейся» мысли. Эстетическому канону барокко чуждо стремление к окончательной замкнутости и завершенности. Тем не менее, синтаксическая конструкция, воплощающая симметрию золотого сечения, придает конструкции относительную эстетическую и композиционную завершенность.

В тексте романа «Подросток» встречаются предложения с эллиптированными конструкциями, использование которых может рассматриваться как проявление неявной фактуры текста, как создание смысловых впадин, также характерных для поэтики барокко. Семантически емкие неполные конструкции в тексте произведения -один из способов придания репликам персонажа субъективной окраски. Дополнительные «смыслы» в предложении угадываются уже либо в контексте всей реплики персонажа, которая не сводится к одному предложению, либо на интуитивном уровне. В конструкциях такого типа также реализован важнейший принцип эстетики барокко: Horror Vaccui («боязнь пустоты»). В нашем случае пустота формы сочетается с содержательной емкостью смысла.

Для стиля барокко характерен принцип множественности в единстве, отвечающий требованиям барочного остроумия, когда художник слова «усилием мысли», «единым актом разума» стремится объединить разнородные объекты. В романе «Подросток» на синтаксическом уровне организации в единстве всей реплики, как и в единстве личности, бытуют, «примиряются» и взаимодействуют противоречивые множества. Как пишет об этом Г. Вельфлин: «В своем движении вверх противоречивые элементы примиряются. Из диссонансов рождается гармония чистых отношений». Таким образом, речь идет об объединении разнородных множеств на более высоком уровне абстракции.

Предложениям в романе свойственна диалогизированая семантика, которая проявляется как постоянная оглядка на точку зрения собеседника, реального или же мнимого; как предупреждение возможно возникающих вопросов и непосредственный ответ на них (скрытый диалог). Стремление персонажа не упустить в своей реплике что-либо действительно значимое и необходимое можно охарактеризовать как «боязнь» семантической пустоты. Уплотнение смысла в подобного рода репликах достигается именно в «материи» языка, то есть передается формально выраженными средствами. Формальные показатели, создающие диалогизированную семантику предложения: однородные члены, обороты, их нагромождение.

Средства, репрезентирующие канон барокко, в романе Ф.М. Достоевского «Подросток» представлены в сложном единстве, постоянно взаимодействуют, в том числе и на синтаксическом уровне организации. Именно в контексте предложения слово раскрывает свои потенциальные грамматические, семантические, стилистические возможности.

257

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.