Научная статья на тему 'Стилистические особенности памятника «Память и похвала князю Владимиру Иакова Мниха»'

Стилистические особенности памятника «Память и похвала князю Владимиру Иакова Мниха» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
730
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
древнерусский язык / литературный язык / стилистический анализ текста.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Лебедева Татьяна Евгеньевна

В статье предпринимается попытка проанализировать памятник торжественногокрасноречия Древней Руси с точки зрения его стилистических особенностей в контексте формирования и развития русского литературного языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стилистические особенности памятника «Память и похвала князю Владимиру Иакова Мниха»»

34. Сладкевич Ж.Р. Лингвистический абсурд как средство дискредитации общественно-политической действительности в фельетоне // Русистика и современность: Материалы XIV международной научно-практической конференции 29 сентября -1 октября 2011. - Т. 1: Лингвокультурологая и межкультурная коммуникация. - СПб., 2011. - C. 387-392.

35. Сладкевич Ж.Р. Политический фельетон в свете теории речевого воздействия. -Гданьск: Изд-во Гданьского ун-та, 2013.

36. Смирнова О.П. Трансформированный текст как способ создания второй виртуальной реальности (на материале политкорректных сказок, притч, рассказов Ветхого Завета): автореф. дис. ... канд. филол. наук. - СПб., 2007.

37. Список РЕАЛЬНЫХ профессий из Классификатора профессийДК 003-95

Украины. - [Эл. ресурс]: http://megaforum. dp.ua/printthread. php?s=

0f9059ca4044f7e25a6075004e4af595&t=1352&pp=10&page=50

38. Сычев А.А. Природа смеха, или Философия комического. - Саранск: Изд-во Мордовского ун-та, 2003.

39. Телятникова О.Н. Художественный текст комической направленности в аспекте его интерпретации // Известия самарского научного центра РАН. - 2009. - Т. 11, 4 (6). - С. 1613-1618.

40. Тепляшина А.Н. Жанры и формы комического в современной российской периодике. - СПб.: СПбГУ, 2006.

41. Тынянов Ю.Н. О пародии // Русская литература XX века в зеркале пародии: Антология. - М.: Высшая школа, 1993. - С. 361-391.

42. Черномырдизмы. - [Эл. ресурс]: http://sokolov9686.livejournal.com/749091.html

43. Черномырдинки. - [Эл. ресурс]: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D7%E5%F0%ED %EE%EC%FB%F0%E4%E8%ED%EA%E8

44. Этимологический словарь. - 2004. - [Эл. ресурс]:

http://slovari.yandex.ru/синонимы%20абсурд/правописание/

Лебедева Т.Е.

Стилистические особенности памятника «Память и похвала князю Владимиру Иакова Мниха»

В статье предпринимается попытка проанализировать памятник торжественного красноречия Древней Руси с точки зрения его стилистических особенностей в контексте формирования и развития русского литературного языка.

Ключевые слова: древнерусский язык, литературный язык, стилистический анализ текста.

«Память и похвала.» датируется XI веком и представляет собой памятник красноречия Древней Руси. Жанр произведения обозначен в его названии, что было обычным для древнерусских текстов (ср., например, «Поучение и молитва Феодосия Печерского», «Слово некоего калугера о чьтении книгъ», «Наказание богатым» и под.).

Рассмотрим стилистические особенности текста «Памяти и похвалы.», которые обусловлены во многом идеологической направленностью произведения. После крещения Руси в Древнерусском государстве дли-

298

тельное время новые христианские обычаи сосуществовали с языческими традициями, а потому одной из важнейших государственных задач было укрепить народ в новой вере, установить новую систему норм повседневной жизни. Как и многие другие произведения древнерусской литературы, «Память и похвала ...» служила удовлетворению насущных потребностей государства, что отнюдь не умаляет значения этого произведения как памятника языка и литературы.

Заглавие «Памяти и похвалы» практически полностью отражает основное содержание произведения: «Како крестится Володимеръ и дети своя крести и всю землю рускую от конца до конца и како крестися баба Володимерова Олга преже Володимера»; не отмеченными остались те события, сообщения о которых помещены в конце памятника, а именно -произошедшие в период после крещения Руси Владимиром до его смерти.

В содержании текста отчетливо выделяются два типа сообщений: монах Иаков сообщает читателю об исторических событиях, происходивших на Руси во времена княжения Владимира; в то же время повествование постоянно прерывается описанием эмоциональных переживаний, автор дает оценку деятельности князя Владимира, сопровождая рассказ весьма экспрессивным комментарием.

Событийный пласт текста отражает следующие исторические факты: внутренний путь князя Владимира к принятию христианства, крещение князя, его близких и всего русского народа, строительство православных храмов и разрушение «храмов» языческих, отказ от языческого культа; всеобщую радость и ликование, атмосферу светлого праздника на Руси. Далее описываются победы Владимира над врагами земли Русской, поход на Корсунь, сообщаются подробности внутриполитической жизни Древнерусского государства; завершается ряд событий сообщением о смерти князя Владимира.

Некоторые из названных событий описываются в тексте неоднократно, и факты, излагаемые автором, не выстраиваются в строгом хронологическом порядке. Как указывал А.А. Шахматов, многократные повторы могут быть следствием текстологических особенностей произведения [5, с. 19-21]. После тщательного исследования текста «Памяти и похвалы» А. А. Шахматов пришел к заключению, что текст возник в результате слияния двух разных сочинений, восхвалявших Владимира, прославлявших его подвиги и добродетели. Выводы А.А. Шахматова могут, таким образом, объяснить наличие в тексте многочисленных повторов, многократное возвращение автора к изложению одного и того же события. В свете этой позиции композиция текста может оказаться следствием «механического» соединения двух более ранних текстов. Но существует и другая точка зрения на состав анализируемого памятника: Н.И. Милютенко полагает, что «Память и похвала» является единым авторским произведением, а не компиляцией нескольких разных текстов» [3, I, с. 527]. В таком случае повто-

299

ры могут представлять собой особый авторский стилистический прием актуализации наиболее значимых смыслов.

Вне зависимости от того, чью точку зрения принять за основную, мы можем констатировать, что передача одного и того же содержания разными языковыми средствами обусловливает употребление в тексте языковых единиц со сходной семантикой. Так, известия о крещении князя Владимира и земли Русской оформляются следующими конструкциями:!) Крести же ся самъ князь Володимеръ, и чада своя, и весь домъ свой святымъ креще-

ниемъ просвети; 2) Блаженый же князь Володимеръ, внукъ Олжинъ, кре-стився самъ, и чяда своя, и всю землю Рускую крести от конца до конца.

Трижды в сходих выражениях сообщается о свержении языческих

идолов: 1) ... и поганьскыя боги, паче же и бЬсы, Перуна и Хъроса, и ины многы попра, и съкруши идолы, и отверже всю безбожную лесть; 2) И

требища бЬсовсьскыя потреби, и храмы идольскыа разруши; 3) ... храмы

идольскыя и требища всюду раскопа и посЪче, и идолы съкруши.

Возведение православных храмов также описывается в разных фрагментах текста: 1) И церковь созда камену во имя пресвятыя Богородица,

прибежище и спасение душамъ в£рнымъ <...> И потомъ всю землю Рускую и грады вся украси святыми церквами; 2) . и церквами украси всю вселеную и грады; 3) ... всю землю Рускую и грады честными церкви украси. Сообщение о смерти князя Владимира получает следующеесловесное

выражение: И тако добр t поживе благоверный князь Володимеръ и сконча житие свое въ правовернЬй вЪре о Христе Исусе Господе нашемъ; Володимеръ же бяше болезнию одержимъ, въ той же болезни предасть душю свою въ руце Божии; преда душю свою съ миромъ ангеламъ Господнимъ и успе; Успе съ миромъ месяца июля в 15 дьнь, въ л^по 6523 о Христ е Исусе Господе нашемъ.

Вот еще несколько случаев повторов, на которые указывает А. А. Шахматов: «повторено дважды (с незначительным вариантом) «агге-ли възвеселишася и архаггели»; повторено дважды (с вариантами) «како шедши къ Царюграду и прияла бяше святое крещение»; повторено дважды в составе похвалы Владимиру известие о кончине Ольги. <...> в похвале Ольге, вставленной в похвалу Владимиру, также обнаруживаются непоследовательность и повторения; об успении Ольги сказано два раза; после первого сообщения читается о прославлении Богом тела Ольги нетлением, причем эта часть сопровождается в начале и конце сходною фразою: «и Богъ прослави тело блаженныя княгине Ольги, ей же имя въ святомъ крещении наречено Елена» [5, с. 19].

Почти дословное повторение лексических единиц в приведенных словосочетаниях, использование однокоренных слов, «соседство» одних и тех

300

же лексем в пределах синтагмы (термин В.В. Колесова, см. [1]) позволяет предположить отработку устойчивых, образцовых словосочетаний - традиционных для жанров ораторского красноречия формул.

Эмоционально-оценочный ряд текста отражает внутреннее состояние автора, авторское отношение к деяниям князя Владимира, описание атмосферы всеобщего ликования. Оптимизм автора, состояние духовного перерождения, движение/переход от тьмы к свету передается в «Памяти и похвале...» разными языковыми средствами.

Автор постоянно подчеркивает богоизбранность князя Владимира и акцентирует внимание на многочисленных его добродетелях. Большинство упоминаний имени князя Владимира сопровождается эпитетами книжного

характера: Владимир благоверный, блаженыи, треблаженыи, христолю-бивъ и страннолюбьць (т.е. гостеприимный, любящий странников; 4, 28, с. 130), божественныи. Богъ провидя доброту его (Владимира. - Т.Л.), и

призрЪ съ небесъ милостию своею и щедротами, благодать Святого Духа

освети сердце его.

Автор «Памяти и похвалы.» детально перечисляет добродетели князя Владимира, в том числе через сравнение с ветхозаветными пророками и императором Константином: Князь же Володимеръ поревнова святыхъ

мужь делу и житию ихъ, и възлюби Аврамово житие и подража страно-

любию его, Иаковлю истину, Моисееву кротость, Давыдово безлобие, Констянтина, царя великого, перваго царя кристианского, того подражая

правоверие, боле же всего бяше милостыню творя князь Володимеръ. Иже немощныа и старыа не можаху доити княжа двора и потребу взяти, то въдомы имъ посылаше, немощнымъ и старымъ, всяку потребу блаженый князь Володимеръ даяше. И не могу сказати многыа его милостыня, не токмо въ дому своемъ милостыню творяше, но и по всему граду, не въ Киеве единомъ, но и по всей земле Руской. И въ градехъ, и въ

селехъ, везде милостыню творяше, нагыа одевая, альчныя кормя и жад-ныя напаяя; странныа покоя милостью; церковникы чтя, и любя, и милуя,

подавая имъ требование, нищая, и сироты, и вдовица, и слепыя, и хромыя,

и трудоватыя, вся милуя, и одевая, и накормя, и напаяя.

Постоянные сравнения с императором Константином, царями иудейскими, пророком Давыдом возвышают князя Владимира:.и бысть князь Володимеръ аки уста Божиа; Подобяся царемъ святымъ, блаженый князь

Володимеръ, пророку Давыду, царю Иезекею, и треблаженому Иосею, и великому Коньстянтину; Князь же Володимеръ поревнова святыхъ мужь

делу и житию ихъ, и възлюби Аврамово житие и подража странолюбию

его, Иаковлю истину, Моисееву кротость, Давыдово безлобие, Констян-

301

тина, царя великого, перваго царя кристианского, того подражая правоверие...

Авторская оценка ясно выражена в словах «похвалы всякыя дЪло по-стоино створи и радости духовныя полно».

Несомненно стилистическим приемом автора является употребление в

разных частях текста слов с семантикой света - слова свЛтъ и его производных: просвети сердце князю Володимеру; весь домъ свои святымъ крещениемъ просвети; и прииде от тмы диаволя на светъ; приведе къ свету истиному; святымъ крещениемъ просвети весь миръ; празноваше светло праздники Господьскыя; ты мя святымъ крещениемъ просвети;

благодать Божия просвЬщаше сердце его.

Атмосфера всеобщего ликования создается с помощью языковых единиц с семантическими компонентами «радость», «веселье», «праздник»:

възрадовася, и възвеселися, «о Господе веселяся и радуяся», О, колика радость и веселие бысть на земли! Ангели възвеселишася; самъ рече Господь: «Колика радость бываеть на небесехъ о единемъ грешнице кающимся»; дело ... радости духовныя полно; Възрадовашася ангельстии чини, агници честнии, нынЛ радуются верныи, и воспеша, и въсхвалиша! И поють по вся дни живота и на всякъ часъ пЛснь чудную, хвалу архангельскую; заповеда въ церковахъ памяти святыхъ творит и п ении и молитвами, и праздникы праздновати на славу и на хвалу Богу;

Възвеселися, и възрадовася о БозЛ и о святемъ крещении, и хваляшеся, и славяше Бога о всемъ томъ князь Володимеръ. Этот ряд лексем можно дополнить: положительная семантика заключена в значениях слов блаженное, добрыи, исполненъ всего блага; украси, любовию и верою.

Повествовательное начало в тексте оформлено языком, близким к разговорной народной речи; излагая ход событий, автор опирается на летописные традиции (ср., например, употребление особых летописных формул, вводящих погодные записи).

Эмоционально-экспрессивный словесный ряд строится на использовании высокой, т.н. «книжной» лексики. К высокой лексике относим слова, лексическое значение которых соотносится со сферой божественного (святыи, жития и мучения, блаженныи, двух... святых славных мучениках, благодать Божия, заповеди Божия, веру тверду и т.п.). Средством создания высокого были и языковые единицы с приметами старославянского происхождения; они, вероятно, уже в древнерусский период осознавались как стилистическое средство; в «Памяти и похвале.» это в основном глагольная лексика (возлюби, вжада (князь святого крещения), въс-

302

хвалиша, ивъзрадовася и взвеселися, воспЪша и под.). Особую роль играют сложные прилагательные и существительные - кальки с греческого языка:

благоеЪрнемъ, добродетели, человеколюбивый, треблаженыи, богомудрою, благодатью, правовЪрнеи, христолюбивыи и др.

Общая торжественная тональность текста создается также за счет постоянных обращений автора к библейским текстам: авторское повествование постоянно перемежается цитатами из Священного писания в тех его частях, где автор обосновывает свое стремление написать о добродетелях князя Владимира.Трижды автором используется плеоназм, удваивающий

смысл сказанного: праздникы праздновати; празноваше свЪтло праздники; творче всея твари.

Радость и ликование передаются и средствами синтаксиса: восклицательными предложениями, вводимыми междометием «о»: О блаженное время и день добрыи..! О колика радость и веселие бысть на земли! О

блаженыи и треблаженыи княже ВолодимерЪ..!

Повествование разворачивается не только посредством чередования событийных и эмоционально-экспрессивных фрагментов, но и на основе противопоставления христианского языческому. Это противопоставление реализуется как на уровне лексики, так и на уровне синтаксиса. Ср. противопоставление лексем Господь, Богъ - поганьскыя боги, Перунъ и Хъросъ;

сокруши идолы - созда церковь; прииде от тьмы диаволя - на свЪтъ, къ Богу. Семантическая противопоставленность прослеживается и в синтаксических конструкциях: храмы идольскыя и требища всюду раскопа и

посЪче - всю землю Рускую и грады честными церкви украси и т.д.

Текст динамичен за счет обилия глагольных форм, в основном аористных, а также кратких действительных причастий, выступающих в предикативной функции.

Синтаксис «Памяти и похвалы...» достаточно сложен: автор использует предложения с длинными рядами однородных членов, характерные для древнерусского языка сложные предложения с т. н. цепным нанизыванием. Подобные построения способствуют усилению ключевых смыслов текста.

Сложность синтаксических построений, тем не менее, не затрудняет восприятия текста. Отдельные части текста построены однотипно: ряд предикаций оформляется сравнительными конструкциями с соотносительными словами како ... так и аки ... тако и.. Параллелизм синтаксических конструкций является одним из организующих средств текста.

Итак, в тексте анализируемогопамятника древнерусской письменности представлен широкий набор стилистических средств, позволяющих автору производить отбор языковых единиц в зависимости цели повествования. «Память и похвала.» построена по всем канонам средневековой литературы, в которой «. борются две тенденции - «книжная» и народная,

303

одна идущая от господствующей надстройки, от богословия и церковности, и другая, властно связанная с живой действительностью» [2, с. 7].

Список литературы

1. Колесов В.В. Древнерусский литературный язык. - Л., 1986.

2. Лихачев Д.С. Русские летописи и их историко-культурное значение. - М.-Л.,

1947.

3. Память и похвала // Библиотека литературы Древней Руси в ХУ т. - Т. I. -СПб., 1997. - С. 316-327, 524-527.

4. Словарь русского языка XI-XVII вв. - М., 1975. - Вып. 1. - М., 2008. - Вып. 28.

5. Шахматов А. А. Разыскания о русских летописях. - М., 2001.

Беляева Л. В.

Голос автора и голос героя в необычных словах Достоевского

В статье исследуются индивидуально-авторские слова Ф.М. Достоевского. Семантика данных слов позволяет услышать голос автора и голос героя. Анализ семантической структуры окказионализмов показывает, что новизна и необычность каждого авторского новообразования обусловлена мировоззрением писателя, его героев, отношением автора к ним, содержанием текста всего произведения, ключевыми идеями писателя, характерными для всего его творчества.

Ключевые слова: индивидуально-авторские слова Ф. М. Достоевского, окказионализмы, окказиональные слова, макроконтекст, окказиональные семы.

В текстах произведений Ф.М. Достоевского представлены необычные новые слова - окказионализмы с различной семантикой, созданные по разным моделям, в которых звучит голос автора и голос героя, структура значения подобных индивидуально-авторских слов остается открытой, не завершенной, глубинные окказиональные семы, завершающие ее формирование возникает в контексте всего творчества писателя.

Рассмотрим окказионализм эссенциозность. Существительное эссен-циозность представлено в тексте «Дневника писателя. 1883». Автор позволяет читателю следить за актом номинации, разъясняя ему семантику словосочетания «говорить эссенциями»: «Знаете ли вы, что значит говорить эссенциями?... Современный «писатель-художник», дающий себе какую-нибудь в литературе специальность (ну, выставлять купцов, мужиков и проч.), обыкновенно ходит всю жизнь с карандашом и тетрадкой, подслушивает и записывает характерные словечки; кончает тем, что наберет несколько сот нумеров характерных словечек. Начинает потом роман, и чуть заговорит у него купец или духовное лицо, он и начинает подбирать ему речь из тетрадки по записанному. Читатели хохочут и хвалят,и, уж кажется бы, верно: дословно с натуры записано, но оказывается, что хуже лжи, именно потому, что купец али солдат в романе говорят эссенциями, то есть как никогда ни один купец и ни один солдат не

304

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.