Научная статья на тему 'СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОМПОЗИЦИЙ ИЗ РЕПЕРТУАРА A'CAPELLA ГРУППЫ PENTATONIX'

СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОМПОЗИЦИЙ ИЗ РЕПЕРТУАРА A'CAPELLA ГРУППЫ PENTATONIX Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

268
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Цифровая наука
Область наук
Ключевые слова
А'CAPELLA / "PENTATONIX" / СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / АРАНЖИРОВКИ / СОВРЕМЕННАЯ ВОКАЛЬНАЯ МУЗЫКА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Дуйсенова Айгерим Болатовна

Статья посвящена изучению стилистических особенностей композиций из репертуара известной вокальной группы Pentatonix, вопросам современных аранжировок и интерпретации. В настоящее время, академическое и эстрадное пение, является одним из способов творческого самовыражения, демонстрацией красоты голоса и душевного исполнения, где вокальный ансамбль - это один из ярких и интересных коллективных форм исполнительской деятельности. Репертуар «Pentatonix» отличается большой стилевой широтой. Участники группы обращаются к песням, имеющим разную стилевую природу и творчески их переосмысливают. В полной мере к творческим особенностям группы можно отнести способность музыки быть выразителем эпохи и воплощать ключевые смысловые образы. В их репертуаре много кавер-версий современной поп-музыки, также шлягеров эстрады XX века, таких как Рэя Чарльза, Элвиса Пресли, Майкла Джексона, а также интересные обработки классических произведений, собственные композиции, фольклорные песни разных народов мира. Группа «Pentatonix», является коллективом, демонстрирующим в своей практической деятельности высокий уровень профессионального мастерства, характерным признаком стиля которой является создание интересных интерпретаций известных хитов, что проявляется в сочетании оригинальной версии песни и собственного авторского материала

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STYLISTIC FEATURES OF COMPOSITIONS FROM THE REPERTOIRE OF A'CAPELLA GROUP PENTATONIX

The article is devoted to the study of stylistic features of compositions from the repertoire of the famous vocal group Pentatonix, issues of modern arrangements and interpretation. Currently, academic and pop singing is one of the ways of creative self-expression, a demonstration of the beauty of the voice and soulful performance, where the vocal ensemble is one of the bright and interesting collective forms of performing activity. The band members of «Pentatonix», turn to songs that have different stylistic nature and creatively reinterpret them. In full measure, the creative features of the group include the ability of music to be an expression of the era and to embody key semantic images. Their repertoire includes many cover versions of modern pop music, as well as pop hits of the XX century, such as Ray Charles, Elvis Presley, Michael Jackson, as well as interesting treatments of classical works, their own compositions, folk songs of different peoples of the world. The group «Pentatonix», is a collective that demonstrates a high level of professional skill in its practical activities, a characteristic feature of the style of which is the creation of interesting interpretations of famous hits, which is manifested in the combination of the original version of the song and its own author's material.

Текст научной работы на тему «СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОМПОЗИЦИЙ ИЗ РЕПЕРТУАРА A'CAPELLA ГРУППЫ PENTATONIX»

УДК 78

Дуйсенова Айгерим Болатовна Duissenova Aigerim Bolatovna

Магистрант Master's degree student Казахская национальная консерватория имени Курмангазы Kazakh National Conservatory named after Kurmangazy

СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОМПОЗИЦИЙ ИЗ РЕПЕРТУАРА A'CAPELLA ГРУППЫ PENTATONIX

STYLISTIC FEATURES OF COMPOSITIONS FROM THE REPERTOIRE OF A'CAPELLA GROUP PENTATONIX

Аннотация. Статья посвящена изучению стилистических особенностей композиций из репертуара известной вокальной группы Pentatonix, вопросам современных аранжировок и интерпретации. В настоящее время, академическое и эстрадное пение, является одним из способов творческого самовыражения, демонстрацией красоты голоса и душевного исполнения, где вокальный ансамбль - это один из ярких и интересных коллективных форм исполнительской деятельности. Репертуар «Pentatonix» отличается большой стилевой широтой. Участники группы обращаются к песням, имеющим разную стилевую природу и творчески их переосмысливают. В полной мере к творческим особенностям группы можно отнести способность музыки быть выразителем эпохи и воплощать ключевые смысловые образы. В их репертуаре много кавер-версий современной поп-музыки, также шлягеров эстрады XX века, таких как Рэя Чарльза, Элвиса Пресли, Майкла Джексона, а также интересные обработки классических произведений, собственные композиции, фольклорные песни разных народов мира. Группа «Pentatonix», является коллективом, демонстрирующим в своей практической деятельности высокий уровень профессионального мастерства, характерным признаком стиля которой является создание интересных интерпретаций известных хитов, что проявляется в сочетании оригинальной версии песни и собственного авторского материала.

Abstract. The article is devoted to the study of stylistic features of compositions from the repertoire of the famous vocal group Pentatonix, issues of modern arrangements and interpretation. Currently, academic and pop singing is one of the ways of creative self-expression, a demonstration of the beauty of the voice and soulful performance, where the vocal ensemble is one of the bright and

interesting collective forms of performing activity. The band members of «Pentatonix», turn to songs that have different stylistic nature and creatively reinterpret them. In full measure, the creative features of the group include the ability of music to be an expression of the era and to embody key semantic images. Their repertoire includes many cover versions of modern pop music, as well as pop hits of the XX century, such as Ray Charles, Elvis Presley, Michael Jackson, as well as interesting treatments of classical works, their own compositions, folk songs of different peoples of the world. The group «Pentatonix», is a collective that demonstrates a high level of professional skill in its practical activities, a characteristic feature of the style of which is the creation of interesting interpretations of famous hits, which is manifested in the combination of the original version of the song and its own author's material.

Ключевые слова: а'capella, «Pentatonix», стилистические особенности, аранжировки, современная вокальная музыка.

Key words: a'capella, «Pentatonix», stylistic features, arrangements, modern vocal music.

Целью данной работы является изучение особенностей аранжировок композиций из репертуара а,capella группы «Pentatonix», для которого характерен собственный индивидуальный стиль, который проявляется в создании творчески переработанных интерпретационных версий известных хитов.

Задача: Изучить исполнительский репертуар вокально-ансамблевой группы «Pentatonix», выявить сущностные стороны, характеризующие стилистические особенности аранжировки и художественной интерпретации известных мировых хитов из репертуара вокальной группы Pentatonix.

Методологическая база: При написании данной статьи опирались на диссертационные работы зарубежных музыкантов как Н.Дрожжиной, посвященной изучению музыкального искусства эстрады как социокультурный феномен и Т.Такахаши, посвященной изучению особенностей развития поп -музыки XXI века, также официальный сайт группы Pentatonix и интернет ресурсы.

Результаты исследования: В современном этапе развития исполнительской деятельности в музыкальной культуре, осуществляется период

наиболее интенсивного процесса усовершенствования информационных технологий в русле индустриального общества. Новейшие современные технические средства повлияли на дальнейшую судьбу искусства в целом. Как известно, ХХ1 век - это истинное проявление развития IT технологий, где любителям музыки представлено широкое поле разнообразия порталов для музыкального насыщения, СМИ и ресурсов для развития музыкальной технологии. Непосредственное отражение современного развития исполнительской деятельности вокально-ансамблевых групп, таких как: «Pentatonix», «Pockapella», «Acapella Express», «Vox acapella», «Van Canto», «Voca People», «ArtVocal», «Казына», <^anaSound», «VidMen», «Арбат», проявляется в новизне исполнительской концепции, в котором голос выполняет функцию музыкальных инструментов, в частности: бас гитара и ударная установка, и новым способом подачи музыкального материала. Как известно, многие молодые исполнители собирают широкую аудиторию в своих онлайн порталах, делясь своим творчеством через социальные сети как: Youtube, Instagram и Facebook, делаю свою музыку общедоступной и популярной.

В отечественном пространстве их деятельность в основном представлена в творчестве академических хоров и несколькими камерными ансамблями, работающих в эстрадном направлении. Зато в американском пространстве подобные коллективы являются чрезвычайно распространенными и имеющимися фактически в учебных заведениях всех уровней подготовки: в школах, колледжах и университетах. Исследования особенностей творческой деятельности и анализ аранжировок ведущих американских коллективов как «Pentatonix», роль и место современных вокальных ансамблей в музыкальной индустрии, является актуальной задачей работы. Несмотря на то, что существует ряд разработок, посвященных исследованию эстрадной музыки, деятельность данного коллектива еще не получила научного обоснования. В работе такого автора, как Т.Пис осуществляется анализ специфики джазовых композиций, как в теоретическом, так и практическом измерениях. В разработках американского

исследователя Т.Такахаши, Т.Кессиди, Н.Дрожжиной раскрываются особенности эстрадного искусства начала XXI века. Вопросы становления джазового искусства и раскрытия отдельных аспектов взаимовлияния различных культур, которое происходит в нем, представлено в разработках Дж. Коллиера и В. Конена.

Рассматривая творчество известных вокальных ансамблей, хотелось бы особенно выделить вокальную сенсацию нового столетия - группу, которая исполняет а'capella известные академические и популярные произведения без инструментального сопровождения далеко за пределами смелых ожиданий, победители третьего сезона The Sing-Off (2011г.), Обладателя трех премий Грэмми (2015-2016 г.), Обладателя приза за лучшее исполнение среди вокальных групп (2017 г.) - Pentatonix (Пентатоникс).

Известный вокальный квинтет - названный в честь широко распространенного музыкального лада из пяти нот, направил современное вокальное исполнительство в одно из самых чистых и одухотворенных выражений поп-музыки в захватывающее будущее, наполненное безграничными звуковыми и исполнительскими возможностями. Состав квинтета включает вокалистов: Скотта Хойинга (Scott Hoying) - баритон, Митча Грасси (Mitch Grassi) - тенор, Кирсти Мальдонадо (Kirstin Maldonado) - меццо-сопрано, Кевина Олусолы (Kevin Olusola) - битбокс и Мэта Салли (Matt Sallee) - бас.

Сочетая свои замысловатые аранжировки с искусно переосмысленными поп-песнями, Pentatonix быстро культивировали звук и стиль, которые совершенно уникальны и, несомненно, заразительны. Характеризуясь своими аранжировками в стиле поп с вокальными гармониями, басовыми линиями, рифмами, перкуссией и битбоксингом, они выпускают кавер-версии современных поп-произведений и рождественских песен, иногда в виде попурри, наряду с оригинальным материалом.

Одним из главных секретов популярности группы, является то, что она представляется со смешанным составом, где самый высокий голос - женский,

который иногда заменяется пением контртенора, а самый низкий - мужской, что привлекает к просмотру как мужскую, так и женскую аудиторию. Собственно, а'сареПа коллективы чрезвычайно характерны для американского культурного пространства. Фактически в каждом учебном заведении имеются такие группы. Их целесообразность обусловлена тем, что они не нуждаются в инструментах, обычно голоса хорошо сочетаются, а единственное, что необходимо - это человеческий голос, который усилен микрофоном. Подобный состав рассчитан на широкую аудиторию, может быть достаточно много участников (от 4-х до 20-ти), но независимо от количества певцов разных партий, редко бывает больше пяти-шести. Участники подобных коллективов могут использовать битбокс и различные звуковые эффекты, а также танцевальные движения.

Традиция подобных коллективов происходит от таких жанров, как госпел и отиричуэл, что является частью традиционной культуры США. «Разноцветные жанры негритянской музыки основаны на одних и тех же принципах, и художественных приемах, которые позволяли американским неграм создавать любые необходимые им тематические формы» [2, 25]. В современных протестантских церквях используется госпел пение, который построен по принципу диалогичности. Дж. Коллиер отмечает, что основой диалогичности, заложенной в них, была трудовая песня, которая часто сопровождала тяжелую и монотонную работу, после нее хозяева разрешали устраивать соревнования, когда выбирались два певца, а другие им подпевали. Так же диалогичными были спиричуэлы. Из-за того, что большинство негров и других прихожан в XVIII в. были неграмотными, текст Библии для них проговаривался по фразам, которые они потом повторяли хором.

Стоит отметить, что практика создания мужских вокальных коллективов имела в качестве своих истоков не только госпел и спиричуел, но и «парикмахерские квартеты» (barbershop quartet), которые были чрезвычайно распространены в США, начиная с 20-х годов XX века. Зарождение таких коллективов началось в период рубежа веков, а в музыкальном отношении они

вобрали черты культуры белого и черно-кожного населения. Время расцвета был обусловлен поддержкой Society for Préservation and Encouragement of Barbershop Quartet Singing in America («Общества для сохранения и поощрения квартетов парикмахерского искусства в Америке», 1938) [6, 24].

Собственно, еще одним фактором популярности коллектива является его многоэтнический состав, выступает своеобразным олицетворением символа единства американской нации, которая так же состоит из представителей различного происхождения - афроамериканцев, европейцев, выходцев с Востока и т.п. Стоит отметить, что эта этническая разновидность обычно проявляется в музыке. В.Конен, анализируя специфику музыкальной культуры США отмечает пестроту ее фольклора, который собственно впитывает все разнообразие населения. «Возможно, ни в одной стране мира музыкальный фольклор не отличается такой пестротой, как в Соединенных Штатах. По сути, только здесь и проявляются особенности тех этнических групп, образующих многонациональное населения США, которые, если судить по литературе, языка, быта, общественного устройства, полностью ассимилировались и подчинились обще-американским традициям» [3, 5].

Рис. 1. Процентное соотношение фан-зоны Pentatonix по всему миру

Репертуар «РеП^ошх» отличается большой стилевой широтой. Участники группы обращаются к песням, имеющим разную стилевую природу и творчески их переосмысливают. В полной мере к творческим особенностям группы можно отнести слова В. Конен, где он отмечал способность музыки быть выразителем эпохи и воплощать ключевые смысловые образы. «Искусство обладает уникальной способностью воспроизводить дух эпохи в принадлежащих лишь ему формах. Нередко оно предчувствует приближение общественного перелома до того, как внешние события запишут летописцы» [3, 87]. В их репертуаре много кавер-версий современной поп-музыки, также шлягеров эстрады XX века, таких как Рэя Чарльза, Элвиса Пресли, Майкла Джексона, а также интересные обработки классических произведений, собственные композиции, фольклорные песни разных народов мира. Стоит отметить, что современное эстрадное искусство невозможно без существования таких категорий как «шлягер», «хит», «звезда», ведь много групп становятся известными именно благодаря появлению новых версий уже известных хитов. «Эстрадное искусство - сегодня является не только сферой искусства, но и сферой работы глобального шоу-бизнеса, который предлагает миру «универсальный формат» создание и восприятие музыки -«шлягер», что выполняется «Звездой» [1, 45]. Коллектив создает довольно много видеоклипов, которые демонстрируют сложные и интересные образы, связанные с переосмыслением хитовых произведений.

Довольно нестандартным и креативным подходом коллектива является использование виолончели в некоторых композициях. Подобное решение обусловлено тем, что один из исполнителей, а именно - Кевин Олусола, выполняет функцию в группе игры на виолончели в академической манере и исполнению битбокса. В этом он выступает как новатор, ведь достаточно сложно сочетать битбокс и игру. Однако подобный прием способствует популяризации группы, ведь привлечение битбокса соответствует ведущим тенденциям современности. В определенных песнях участники группы используют тембр виолончели для того, чтобы создать дополнительный контрапункт к голосам или

усилить басовую линию. Характерным приемом, который используют исполнители при создании аранжировок, является обработка известных хитов. Они довольно часто обращаются к чрезвычайно популярным композициям, чтобы воспроизвести их без изменений в их оригинальном виде с сохранением стиля и авторского текста (как мелодического, так и гармонического), создавая интересные интерпретации. Сущностью их подхода является добавление собственных фрагментов, которые обычно размещаются во вступительном разделе композиции, расширяя и дополняя ее. Также подобные «вставки» могут проходить в качестве рефрена в моментах после припева, создавая форму второго плана, вроде формы рондо. Так же новые фрагменты «Pentatonix» используют в брейках между куплетами, обновляя и освежая звучание, ломая стандартные песенные схемы и формы. Таким образом возникает нечто неожиданное, то, что сразу привлекает к себе внимание. Однако, стоит отметить, что подобные авторские вставки к музыкальному материалу становятся не хуже, чем по сравнению с оригинальными версиями композиций. Между первичным текстом и их авторским материалом нет конфликта, а скорее дополняющий контраст. Для них нет никаких границ в отношении выбора материала, который они творчески интерпретируют - это может быть, как «Богемская рапсодия» группы Queen, попурри из композиций группы «Daft Punk», песня Канье Уэста или музыка из балета П.И. Чайковского. «На данный момент группа хоть и относится к категории «а капелла», но так и не имеет, явного определенного направления, поскольку на ее творчество влияют разные направления музыки всех стран. Группа исполняет свои композиции в жанрах поп, электро, дабстеп, хип-хоп, регги и многих-многих других» [6].

Довольно характерным проявлением творческого подхода коллектива к аранжировке является песня «Carol of the bells» (обработка песни «Щедрик» М. Леонтовича, которая стала чрезвычайно популярной с англоязычным текстом в американском пространстве).

Композиция начинается с материала (рис. 2), который проводится с элементами полифонической имитации, быстро переходя в гомофонно-гармоническую фактуру, создавая своеобразное вступление к композиции, что является связка-переходом между вступлением и основной частью и темой. Эта связка имеет ярко выраженное танцевальное начало, после которой основная тема воспринимается более облегченно и также начинает излучать танцевальный характер. После каждого проведения куплета вставочная связка повторяется и приобретает собственное развитие. К ней прилагается отрывок, который имеет танцевальный характер и дополняет ее во временном и образном отношении. После последнего куплета песни идет повторение вступления, которое построено на авторском материале коллектива. Именно за его счет начинается торможение движения и добавляется больше вокально-распевное начало, а не подвижно-танцевальное, вследствие чего усиливается полифоническое начало. Таким образом образовывается образная тематическая арка. Данный вариант песни является чрезвычайно популярным, что достигается за счет использования размера 6/8 вместо 3/4, в котором идет оригинальная версия песни, что придает ей больше танцевальности.

Рис. 2. Pentatonix «^arol of the bells», основная тема

Как уже было отмечено, коллектив часто выбирает известные шлягеры в качестве репертуара, однако это могут быть не только эстрадные хиты, но и

академические. Так интересен интерпретационный подход к «Танцу Феи Драже» из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского.

Исполнители начинают композицию с воспроизведения шума воздуха, метели, создавая зимнее настроение, после чего начинают петь. Проводится тема без использования перкуссионных приемов (рис. 3), причем исполнители стараются максимально передать звучание симфонического оркестра -воспроизводя пиццикато струнно-смычковой группы, легато деревянных духовых. При этом сохраняется фактура, специфика голосоведения, имеющихся у Чайковского.

Изменения претерпевает тональность, которая понижается, по сравнению с оригиналом, что обусловлено вокальными возможностями певцов. В репризе происходит динамизация текста за счет того, что добавляется битбокс. Усиливается танцевальность, расширяется кульминация за счет виртуозных секвенций, воспроизведенных человеческими голосами, после которого звучит самый высокий звук композиции, обработанный с помощью электроники, что создает несколько фантастический образ. Меняется композиция, которая после этого начинает приобретать больше черт авторского материала коллектива, который построен на основе элементов, добытых из текста Чайковского.

Рис. 3. Pentatonix «Dance of the Sugar Plum Fairy» («Танец Феи Драже» из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского), основная тема

Основной мотив по интонации передает ощущение неуверенности и волнения. Благодаря полифонической фактуре многие из этих мотивов наслаиваются, усиливается динамика и создается новая кульминационная зона, которая уже переносит нас к современности и уже нет прямых отсылок к тексту Чайковского. Единственная схожесть проявляется лишь ритмической пульсации, который становится доминирующим в последней главе композиции, где на него накладывается битбокс, передающий ритмическую структуру марша. После кульминации звучит генеральная пауза, после которой, как и в начале, идет материал первого предложения композиции версии «Pentatonix», напоминая с чего все начиналось, создавая образно-тематическую арку.

Песня «Love again», является авторской композицией группы, посвящена освещению темы любви - тех страданий, которые приносит неразделенная любовь и того, как хочется вернуть былые чувства и научиться любить снова. Начинается песня со вступления, в нем в хоральном изложении поют все участники группы о том, каков вкус боли, вызванный расставанием. После этого идет первый припев, в котором мелодическую линию поет контртенор, повествуя историю любви. Все остальные участники в это время создают аккомпанемент в типовой фактуре - бас, битбокс, гармоничные голоса в танцевальном ритме. Их функция заключается в создании фона для солиста и подчеркивании основных ключевых слов в тексте песни. Постепенно средние голоса приобретают более мелодизированный характер, превращаясь в контрапункт, кроме битбокса. В припеве происходит определенное тесситурное повышение, что создает более экспрессивное и напряженное звучание, которое подчеркивает вербальный текст с риторическим вопросом: «как научиться любить снова?».

Вся мелодия песни построена на минорной пентатонике. Если в запеве иногда используются проходящие звуки, принадлежащие одноименному минору, то в припеве доминирует минорная пентатоника с характерными

прыжками от первого тона до пятого, от пятого до седьмого. В комплексе с минорной доминантой и плагальными оборотами, создается звучание, присущее народному музицированию. Мелодия демонстрирует связь с блюзовым мелосом, а гармония - с фольклором Восточной Европы.

Во втором куплете изменения касаются фактуры, в которой увеличивается роль контрапунктов, придающих большую направленность движению. После второго запева, который продолжает историю, снова идет припев, где исполняется ритмический рисунок, представляющий полиритмию к основной мелодии. Этот прием присущ для стиля группы, что довольно часто используется в припевах вместе, когда подчеркивается слабая доля, добавляются значительное количество синкоп и сложных ритмических рисунков, которые исполняются несколькими участниками. Первый пласт - это ритм ударных, второй - ритм мелодии, третий - ритм гармонического сопровождения, которые фактически являются независимыми друг от друга. Расслоение ритма приводит достаточно органично к брейку, в котором доминирует ритмическое начало. Брейк состоит из двух частей, где в первой исполняет бас соло на фоне битбокса, имитирующий скрэтчинг - прием, типичный для клубной музыки и диджейских сетов. Конец брейка - его вторая часть - состоит из имитации и повторения основной фразы «Love again», которую поет весь коллектив, что приводит к кульминации, после которой наступает пауза, а потом снова звучит материал вступления, который полностью повторяет и вербальный текст, и музыкальную составляющую. Затем снова повторяется вступление. Соответственно вступление предстает в качестве контрапункта, а припев - в роли основной темы.

Завершается песня проведением припева, который заканчивается на тоническом трезвучии, становясь своеобразным началом новой будущей истории. Данная авторская миниатюра («Love again») включает различные типы фактуры, сочетание гомофонно-гармонической с полифонической имитации, интересные ритмические находки, как ритмичный брейк, имеет нестандартную куплетную форму с элементами второго плана. В определенном смысле песня

имеет три основные темы - вступления, запева и припева, каждая из которых является контрастом трех различных образно-эмоциональных состояний, которые соревнуются между собой.

В композиции, построенной как попурри из песен «Daft Punk», используются различные хиты, как те, что были написаны в начале творчества французской группы, так и самые популярные в настоящем. Для творчества группы «Daft Punk» присуще использование таких стилей, как: хауз, электроника и диско. Их музыка характеризуется превалированием ритмического начала и использованием голоса в обработке, которое придает более фантастически-синтетического звучания, символизируя симбиоз человеческого начала и искусственного интеллекта. Обычно их композиции построены на коротких часто повторяющихся мотивах с отрывочными окончаниями и постоянным ритмическим рисунком. Они легко запоминаются, являются танцевальными и имеют несложные тексты. Все эти черты участники группы «Pentatonix» попытались совместить в попурри. Конечно, для развития мотивов используются многие приемы.

Широко применяются ритмические остинато, голоса также используются с добавлением электронной обработки. Но вместо ударной установки, все ритмические рисунки и перкуссионные эффекты строятся с помощью голосов. Также в партитуре коллектива имеется полиритмия, которая достигается за счет одновременного проведения мелодии, партии барабанов (битбокс) и средних гармонических голосов, выполняющих функцию ритмизованного контрапункта, состоящего из внутритактовых и межтактовых синкоп, которые, как своеобразный риф, длятся до восьми тактов. Хотя гармония является несложной, однако поражает мастерство, с которым «Pentatonix» сочетают разные песни французской группы. Чаще всего используются трезвучия и их обращения, однако при применении коротких длительностей участники группы не теряют интонационной устойчивости и чувство ансамблевости. Основой является

ощущение беспрерывного движения, которое не останавливается ни на мгновение, не вызывая ощущения однообразности.

В завершении можно с уверенностью констатировать, что «Pentatonix» является коллективом, демонстрирующим в своей практической деятельности высокий уровень профессионального мастерства. Основной целью группы является развитие творческого потенциала исполнителей, согласованность и созвучность, развитие индивидуального видения исполнительской концепции, чистота интонирования и передача богатства гармонии и красоты звучания. Группа, благодаря современным тенденциям музыки, стали активно осваивать репертуар, изобилующий яркими музыкальными красками, разнообразной фактурой и формами и прибегают к нестандартным формам решения задач, новым техническим приемам исполнительства, открывающих совершенно новые горизонты в сфере тембро-интонационных возможностей, которые безусловно, находят непосредственное отражение в музыке современных ансамблей. Характерным признаком стиля коллектива является создание интересных интерпретаций известных хитов, что проявляется в сочетании оригинальной версии песни и собственного авторского материала.

Библиографический список:

1. Дрожжина Н. Музыкальное искусство эстрады как социокультурный феномен / Н. Дрожжина // Вюник ХДАДМ. - №15. - Харюв, 2008. - С.41-49.

2. Коллиер Д. Становление джаза / Джеймс Коллиер. - М.: Радуга, 1984. -

424 с.

3. Конен В. Дж. Третий пласт: Новые массовые жанры в музыке XX века / В. Дж. Конен. - М.: Музыка, 1994. -160 с.

4. Pease T. Jazz Composition: Theory and Practice / Ted Pease. - Berklee College of Music, 2003. - 237 p.

5. Pentatonix [Электронный ресурс] Доступ URL: https://music.ptxofficial.com/ (Дата обращения 10.01.2021)

6. Takahashi T. Non that innocent: gender and sexuality in millennial pop music at the turn of the twenty-first century. A thesis submitted for the degree of Master of Arts. - University of Hawaii at Manoa, 2014. - 183 p.

7. Berglin J. Beyond the repertoire: incorporating contemporary a cappella process into the secondary choir // Choral journal, выпуск №11, 2018. - 11-19с.

© А.Б. Дуйсенова, 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.