УДК 81
Н. Д. Токарева
кандидат филологических наук, профессор каф. стилистики английского языка ФАЯ МГЛУ; e-maiL: tata2535@gmaiL.com
СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДИСКУРСА КАК ДВУСТОРОННЕГО КОГНИТИВНОГО ПРОЦЕССА ЕГО СОЗДАНИЯ И ВОСПРИЯТИЯ
Сопоставляются когнитивные процессы в ходе создания новостного дискурса и его восприятия получателем информации. Рассматриваются разные подходы к пониманию материально-культурных и социально значимых символов, таких как использование городской среды с точек зрения изданий, представляющих различные информационные картины действительности, таких как The Daily TeLegraph и The Evening Standard. Проанализированные статьи вышли в один и тот же день, что говорит об актуальности проблемы. Рассматриваемые дискурсы существенно отличаются с точки зрения использования различных стилистических средств, предлагая адресату свою картину мира при стремлении формирования определенного общественного мнения.
Ключевые слова: когнитивный; дискурс; создание и восприятие дискурса; стилистические средства; картина мира; актуальность; городская среда.
N. D. Tokareva
Ph.D. (PhiLoLogy), Prof., Chair of English StyListics, Department of the EngLish Language, MSLU; e-maiL: tata2535@gmaiL.com
STYLISTIC PECULIARITIES OF DISCOURSE AS DUAL COGNITIVE PROCESS OF GENERATION AND PERCEPTION
The articLe eLaborates on the difference in the cognitive processes in the creation of the news discourse and the reception of the information by the addressee. The articLe anaLyses different approaches to the understanding of the materiaL, cuLturaL and sociaL symboLs, such as the use of the city space from the points of view of the editions which present different informationaL pictures of reaLity that is The Daily Telegraph and The Evening Standard.
The anaLyzed articLes refer to the same day newspapers which manifests the topicaLity of the probLem. The discourse under consideration is different from the point of the use of styListic devices suggesting to the addressee their own picture of the worLd with the attempt at framing pubLic opinion in their own interests.
Key words: cognitive; discourse; creation and reception of discourse; styListic devices; 'a picture of the worLd'; topicaLity; the city space.
Функциональный подход к языку, в частности к языку новостного дискурса, предполагает двусторонний подход. Во-первых, не только с точки зрения создания автором содержания и языковой формы, которые данный отрезок дискурса приобретает, а во-вторых, с точки зрения восприятия этого дискурса читателем, т. е. получателем информации.
В статье рассматривается новостной дискурс, основанный на материалах, представленных в двух британских газетах и освещающих важнейшую для сегодняшней Великобритании проблему доступности жилья. Поскольку человек обитает в определенной культурной среде, а выбранный для анализа дискурс касается городской культуры, то следует, вслед за Ю. М. Лотманом [Лотман 1994] и Б. А. Успенским [Успенский 1996], выделить материально-культурные и социально-значимые символы, например, пространственные, ландшафтные и бытовые, на которые накладываются острейшие социальные проблемы бездомных людей. В целях понимания актуальности проблем и разных точек зрения на них изданий, в которых публикуются рассматриваемые новостные и редакционные статьи, сопоставляются издания одного дня.
Рассмотрению подлежат новостные дискурсы из изданий, идеологически не совпадающих по взглядам на одну и ту же целостную проблему, которую можно было бы назвать городским пространством.
Новостные статьи из газеты консервативной направленности The Daily Telegraph сосредоточены на сохранении так называемого 'Зеленого пояса' (The Green Belt), который, по мнению автора статьи этой газеты, является важнейшей частью национального наследия. Проблема остро нуждающихся в получении жилья никак не освещается. Для этого издания представляется важной проблема быстрой застройки уже выделенных участков при условии сохранения ландшафта, при этом социальные вопросы остаются в стороне. Это также позволяет сделать выводы о приоритетности проблем с точки зрения данного издания. В этой семиотической картине современной Великобритании (пустующие дома, незастроенные участки, ландшафты) звучит резко противоположно призыву другой газеты The Evening Standard оказывать любую возможную помощь бездомным. Как считает эта газета, число людей, не имеющих крыши над головой, достигает катастрофического уровня, при том, что существует большое
число пустующих домов, так как они не используются владельцами ввиду их возможностей пользоваться другим жильем. Громко и проникновенно звучащие призывы к сбору средств в пользу бездомных создают совершенно другую интонацию при восприятии описания того же жизненного пространства Лондона, нежели забота о сохранении красоты ландшафта городов и пригородов.
Таким образом, при резко отличающихся картинах мира представляется возможным приблизиться к определению когнитивного процесса автора статей и, соответственно, к позиции газеты при рассмотрении жилищной проблемы.
Языковые средства, которые составляют дискурс, одновременно выполняют три метафункции (по M. A. K. Halliday [Halliday 2004]) -функцию мыслительную, создание информации (an ideational function), обоснование своей позиции (construing one's experience) на основании идеологии, и межличностную функцию (interpersonal function). Представляется, что межличностная функция имеет преобладающее значение в новостном сообщении, так как именно в трансферте мыслительных процессов, т. е. осознания и оформления с помощью языковых средств, происходит обмен информацией и формирование через когнитивный процесс позиции адресата при четко определенной позиции отправителя. Таким образом, эти два поля находятся в постоянном взаимодействии, они не могут существовать в изоляции, так как создаются общие платформы, которые разделяются лишь временными и пространственными рамками. По мнению О. К. Ирисхановой, «можно утверждать, что любое высказывание ориентировано на реального или потенциального слушателя / читателя / зрителя, а значит - межсубъектно» [Ирисханова 2014, с. 34].
Ван Дейк [Ван Дейк 2000] говорит о необходимости разделения восприятия и создания информации или социальной практики коммуникации через текст. Это следует понимать как толкование двух разных когнитивных процессов при двусторонности коммуникации в диалогическом поле газетного дискурса. То есть очевиден двусторонний характер процесса - вербального воплощения информации и восприятия ее читателем.
Исследования в области психолингвистики и когнитологии доказывают, что текст без мыслительного «посыла» невозможно ни создать, ни интерпретировать, имея в виду прежде всего социальную практику,
которая лежит в основе осознания действительности [Kintsch 2003]. Когнитивная модель наполняет дискурс смысловым содержанием при наличии ситуационной модели. По Т. А. ван Дейку [Ван Дейк 2000], существуют два вида представления действительности и ее восприятия - «ситуационная модель», которая представляет знание читателя о событии как части его понимания этого события в ряду других, что непременно сочетается с его идеологическими установками. В то время как «эпизодическая модель» является частью эпизодической памяти, которая является составной частью его личного опыта. Ситуационные модели не только связаны с эпизодической памятью, но и являются частью эпизодической памяти. Поэтому ситуативная модель, которая представлена дискурсом, подвергается анализу в мыслительном аппарате адресата под влиянием его эпизодической памяти.
Восприятие и понимание дискурса являются двумя сторонами одного процесса. Дискурс воспринимается не только как элемент самого общего контекста, но он не может существовать в этой ситуативной модели без социальной компоненты.
Ван Дейк считает, что внутри представленной информации когнитивное восприятие дискурса проходит сложное взаимодействие, которое идет от разных уровней организации дискурса [Dijk 1988, c. 163]. Но при этом когнитивная модель имеет также стратегические особенности, т. е. ее следует рассматривать с точки зрения некой перспективы, в том числе и социальной. Таким образом, когнитивная модель - сложное явление, которое, с точки зрения ван Дейка, имеет три уровня: семантический, прагматический и интеракциональный, который совпадает с межличностной функцией по Halliday. Все три процесса воспринимаются адресатом как одно целое. Ситуативная модель формулируется на основе общих представлений адресанта и адресата, а эпизодическая модель является результатом ее восприятия.
По мнению В. Кинтша [Kintsch 1988], известного психолога, теория восприятия (понимания) текста предполагает, что существуют представления (representations), основанные на пропозиции. Восприятие, понимание и решение каких-то проблем, по его мнению, ведут к образованию ментальных моделей предметов окружающего мира при наличии предыдущего опыта у человека, воспринимающего информацию. Возникшие ментальные модели образуют основу для взаимодействия человека и среды, которая обозначена дискурсом.
Эпизодическая память, представления, образуемые ею, находятся на более высоком ментальном уровне, так же, как и изобразительные (или художественные) средства. Таким образом, эпизодическая память и представления, которые в ней хранятся, находятся в некотором смысле в отрыве от непосредственного окружения человека. Но именно в этих когнитивных структурах сохраняются культурные представления, которые неизбежно оказываются социально обозначенными.
Категоризация - это основной когнитивный процесс, который действует на социальной основе для выделения того, что важно для членов данной социальной группы в каком-то контексте. Социальная категоризация себя и других снижает чувство неопределенности в отношении того, как люди должны себя вести в определенных социальных контекстах. Тажфел и Тернер [Tajfel, Turner 2003] также считают, что когнитивной основой группового поведения является категоризация. Цели представлены не как личные, а как воплощение общего стремления группы. Нормы, существующие в коллективе, являются следствием эмоциональной групповой эмпатии. Таким образом, с точки зрения социальной идентичности поддерживается доверие и неизбежно прослеживается сходство когнитивных процессов внутри социальной группы. Аналогичные взгляды высказывает Стивен Рейхер: '.. .the social identity approach seeks to address how psychological processes interact with social and political processes in the explanation of human social behavior' [Reicher 2010, c. 39].
Он также отмечает, что именно социальная идентичность обеспечивает психологический аппарат, который позволяет отдельному индивидууму опознавать себя как часть некоего культурного сообщества.
Рассмотрим, какие же коммуникативные стратегии можно выделить в процессе общения автора дискурса и его получателя, а также какие языковые средства (прежде всего стилистически маркированные) образуют отношения в когнитивной сфере при создании и восприятии информации.
Для анализа были выбраны статьи одного и того же дня, но пропагандирующие разную идеологию. В газете The Daily Telegraph на первой странице помещена информационная статья, которая даже при чтении ее названия способна увести получателя информации от сущности проблем социального характера, а именно - острой нехватки жилья для малообеспеченных слоев населения. Внимание адресата
привлечено к проблемам застройки «Get Building or Lose Planning» и в продолжении этой статьи «Green Belt must not be Sacrificed for Housing», где в центре внимания стоит сохранение «Зеленого Пояса». Нигде не содержится даже признака понимания острой социальной проблемы, а именно - ужасающего положения громадного числа бедных людей в Лондоне. Даже в виде намека нет упоминания об этой серьезной социальной проблеме. Содержание этих статей (по сути одной большой статьи с продолжением), предлагает адресату определенную концептуальную картину, которая полностью исключает социальную остроту темы. Таким образом, когнитивные установки авторов дискурса, оформленного в тексте, занимают доминирующее положение в газете. Они четко обозначены как несоциально ориентированные на нужды простых людей.
Так, данные статьи функционируют как отражение определенного когнитивного процесса. Он характеризуется двусторонним характером ситуативной модели, созданной автором статьи, с одной стороны, она направлена на восприятие реальной действительности с политическими представлениями, заложенными в этом описании, с другой - как когнитивное восприятие представленного толкования реальной действительности. Начиная с заголовка, становится очевидным отторжение автора от социальных проблем. По мнению Р. Фаулера, «язык, являясь семиотическим кодом, придает описанию ценностные структуры, которые исходят из понимания социальной структуры общества, таким образом, когнитивный процесс, отраженный в данных статьях, является одновременно способом формирования общественного мнения» [Fowler 1991, c. 13].
Безусловно, в данном случае, как и в другом, который будет рассмотрен далее, существенную роль играет пропозиция, которая адресует когнитивные представления о видимом благополучии в Лондоне при одном лишь обстоятельстве, требующих быстрых мер для их решения, а именно - застройки новых участков. Стилистически важно оформление заголовка, построенного на антитезе (get - lose). Концепция необходимости ускорения застройки реализуется при использовании различных стилистических средств, например рядом синонимических словосочетаний, которые нацелены на усиление желаемого образа нейтральности адресанта по отношению к описываемой среде - it is understood, it is expected, it is assumed. Наряду
с этим кажется противоречащим и никак не раскрываемым сообщение о пустующих домах, число которых постоянно растет. Таким образом, создается когнитивный диссонанс, создаваемый когнитивным рядом статьи, - ускорение строительства нового жилья на фоне пустующих домов.
Необходимо отметить, что в данной статье рассматриваются когнитивные процессы, которые, помимо виртуального контакта между адресантом и адресатом, также отличаются характером сообщений. С одной стороны, они написаны профессионалами (в The Daily Telegraph) и представляют точку зрения издательства, а с другой - эта же ситуация рассматривается как отражение ее восприятия и, соответственно, когнитивными процессами, которые свойственны обычным людям в The Evening Standard. Оба направления реализуются разными способами, в зависимости от отношения к одной и той же социальной ситуации, когда лингвистический контекст является соответствующим оформлением когнитивной оценки ситуации.
Как на логическое продолжение передовой статьи, рассмотренной ранее, нельзя не обратить внимание на заголовок продолжения статьи, озаглавленной "Empty Homes Doubled Since 1996". Синонимический повтор - главный стилистический прием, используемый в статье: "overall surplus", "spare homes", "vacant properties", "surplus housing", "surplus homes", что подчеркивает необходимость постройки уже запланированных домов при сохранении «зеленого пространства» (people are not willing to accept the loss of green space). Идея сохранения Зеленого пояса проявляется более концентрированно, дискурс становится политически ориентированным.
Прагматическая установка статьи - внедрить в сознание адресата цели той социальной группы, которую представляет издание. Включаются психологические и психолингвистические механизмы воздействия, которые по сути являются речевым манипулированием. Стратегическая установка статьи однозначна: она заключается во внедрении в сознание читателя своих представлений. Публикация наполнена множеством тактических уловок, например цитированием противников сохранения «Зеленого пояса» с соответствующим комментарием. Таким образом, оппозиция двух направлений становится очевидной при явном преимуществе аргументации своей позиции со стороны газеты, что происходит при привлечении мощного арсенала
стилистических средств - повтор, недосказанность (understatement), риторические вопросы.
Статья из того же номера газеты The Daily Telegraph также акцентирует внимание на важности сохранения «Зеленого пояса» или зеленой среды в городах. Это отражено в заголовке другой статьи: «We can have Affordable Homes and BeautifUl Countryside», а также в самой публикации, где такие словосочетания, как «our precious countryside», «our green fields», «protecting our countryside», доминируют и создают такую модель социальной ситуации, в которой преимущество отдается этическим ценностям, прежде всего связанным с окружающей природной средой.
Когнитивная направленность создателей дискурса совершенно очевидно подтверждает общий настрой газеты и ее стратегические предпочтения в социальных вопросах. Особенно ярко отражена предлагаемая газетой стратегия в ценностных структурах, представленных в статье, посвященной той же теме, через когнитивные и лингвистические структуры. Заголовок «Green Belt must not be Sacrificed for Housing» чрезвычайно показателен. Стратегическое поведение адресанта как с точки зрения концепции отношения к проблеме, так и с точки зрения ее процессуальной актуализации совершенно очевидно. Повтор как стилистический прием для усиления эмоциональной презентации этой концепции подходит как нельзя лучше. И когнитивные представления передаются адресату, воздействуя не только на формирование определенного восприятия ментально, но также и эмоционально. Так, в предложении «Mr. Javid (the Communities Secretary) is under Pressure from many Sides to Abandon the Protection of the Green Belt...» присутствует не только упоминание «Зеленого пояса», но и имплицитно предполагает наличие противников сохранения «Зеленого пояса». Многочисленные ссылки в статье на «Зеленый пояс» завершается кульминационным словосочетанием «.to retain our unique countryside», где в виде парафраза присутствует ссылка на тот же «Зеленый пояс», чему министр противостоит.
Таким образом, когнитивная модель адресата передается как семантически, так и направленно прагматически, создавая основу для восприятия адресатом эпизодической модели, исходящей от ситуативной модели.
Резким контрастом с рассмотренным выше и реализуемым в дискурсе когнитивным процессом отправителя и получателя информации
являются публикации в газете того же дня The Evening Standard. Характерны заголовки статей, касающихся жилищного кризиса: «Your Donations have Saved Lives and Given us a Second Chance», «I'm Throwing the Gauntlet to Boost the Supply of Homes in London» и, наконец, заголовок статьи «Thanks to you, we can Tackle Homelessness».
Во всех статьях акцент делается на те общественные движения, которые способствуют помощи бездомным. Так, известный рок-музыкант Фил Коллинз, наряду с другими музыкантами, участвует в благотворительных концертах для сбора средств в помощь бездомным. Существует значительное количество благотворительных организаций, которые стремятся помочь в первую очередь молодым людям, оказавшимся на улице. Одна из таких организаций - «Center-point», которая находит поддержку и со стороны таких компаний, как «Yahoo». Те, кто собирает средства для бездомных, ночуют в палатках или в спальных мешках при минусовых температурах, что называется «sleep-outs».
Очень разнообразен подбор стилистических средств. Так, широко используются метафоры, такие как во фразовых глаголах «Nationwide' (название благотворительной организации) flagged up a slowing jobs market», или «inflation eating up into pay packet», использование идиом - "to brave the elements" в статье об акции проведения ночи под открытым небом. Новое значение в данном контексте приобретает словосочетание "sleep-out", которое по праву можно считать неологизмом при его употреблении в этой социальной ситуации. В уже упоминавшемся заголовке статьи использованы другие идиомы «throw the gauntlet», «sent to Coventry» с преобладанием крайне негативной коннотации в последней.
Пристального внимания заслуживает редакционная статья газеты. В ней ярко выступает соотношение между лингвистическими особенностями дискурса и когнитивными процессами, которые, с одной стороны, представлены создателем информации, а с другой - ее получателем. Так, начиная с заголовка статьи «Thanks to you, we can Tackle Homelessness», редакция вступает в диалог с читателем, вовлеченным в кампанию по оказанию помощи бездомным. Использование образных средств в виде идиом, концентрированно выражающих какое-либо состояние или действие, делает лингвистическую структуру дискурса чрезвычайно выразительной. Такие идиомы, как «to fall to the bottom of the spiral», «to help somebody to get back on track» позволяют потребителю информации воспринять ее так же эмоционально.
Таким образом, при сопоставлении когнитивной направленности двух газет при рассмотрении одной и той же социальной проблемы, а именно - проблемы использования городского пространства, обеспечения жителей жильем, нехватки жилья, отчаянного положения бездомных, выявляется кардинальная разница в когнитивных процессах, нацеленных на восприятие предлагаемой когнитивной задачи именно с позиции адресанта.
При пристальном взгляде на лингвистическое, в частности стилистическое оформление когнитивной процедуры при определении информационной картины действительности, в обеих газетах выявлены противоположно направленные конструкты, которые призваны формировать у реципиента различные картины мира, в результате специально отобранных концептов, которые служат основой для когнитивного восприятия и усвоения предложенной информации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Дейк Т. А. ван. Язык. Познание. Коммуникация. БГК им И. А. Бодуэна де
Куртене, 2000. 308 с. Дейк Т. А. ван, Кинг В. Стратегии понимания связного текста // Новое в зарубежной лингвистике ; Вестник ВГУ. Серия 1. Гуманитарные науки. Воронеж, 2005. № 2. С. 128-157. Ирисханова О. К. Интерсубъектность конструирования событий в полимодальном дискурсе // Анализ дискурса и стилистика: проблемы и решения. М. : ФГБОУ ВПО МГЛУ, 2014. С. 31-41. (Вестн. Моск. гос. лингвист. ун-та; вып. 17 (703). Сер. Языкознание.) URL : libranet.linguanet.ru/ prk/Vest/Vest-17z.pdf Лотман Ю. М. Статьи по семиотике и топологии культуры. Таллин : Изд-во
Александра, 1994. 495 с. Успенский Б. А. Семиотика истории. Семиотика культуры. М. : Языки русской культуры, 1996. Т. 1. 420 с. Dijk T. A. van. News as Discourse. Case Studies of International and National
News in the Press. Hillsdale, NJ : News Associates Publishers, 1988. 340 p. Fowler R. Language in the News. Discourse and Ideology. Psychology Press,
1991. 254 p. (Social Sciences.) Halliday M. A. K. An Introduction to Functional Grammar. Macquarie University :
Hodder Arnold, 2004. 3d ed. 700 p. Kintsch W. Comprehension: A Paradigm for Cognition. Cambridge : CUP, 2003. 460 p.
Kintsch W. The Role of Knowledge in Discourse Comprehension and Production //
Physiological Review. 1988. No. 95. P. 163-182. Reicher S. The Social Identity Approach in Social Psychology. L. : Sage, 2010. 420 p.
Tajfel H., Turner J. C. The Social Identity Theory of Intergroup Behavior //
Psychology of Intergroup Relations. 2003. No. 5. P. 7-24. The Daily Telegraph. February 4, 2017. The Evening Standard. February 4, 2017.