УДК 841.54
СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ МНОГОТОЧИЯ В УСЕЧЁННЫХ КОНСТРУКЦИЯХ (НА МАТЕРИАЛЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ С. ДОВЛАТОВА)
Е.В. Кузнецова
S STYLISTIC FUNCTIONS OF ELLIPSES IN APOCOPIC CONSTRUCTIONS (BASED ON S. DOVLATOV’S WORKS)
E.V. Kuznetsova
Выявляются основные стилистические функции многоточия в произведениях С. Довлатова. Многоточие представлено как выразительный пунктуационный знак, доказывается его использование в качестве стилистического приёма, позволяющего автору художественного произведения опустить речевую оценку ситуации действительности или персонажа.
Ключевые слова: художественный текст, усечённые конструкции, многоточие, стилистические функции, С. Довлатов.
In this article ellipses are viewed in different positions in sentence and text, the main stylistic functions of this punctuation mark are revealed in Dovlatov’s works. Ellipsis is presented as an expressive punctuation mark. The reason for its use as a stylistic device that allows the author of an art work to omit the speech evaluation of the situation and the character is proved.
Keywords: artwork, apocopic constructions, ellipsis, stylistic functions, S. Dovlatov,
Многоточие может использоваться в позиции начала, середины или конца предложения. Материалом наблюдений послужили 445 контекстов с усечёнными конструкциями, из них - 280 контекстов с многоточием в конце предложения или текста, 53 контекста с многоточием в середине предложения, 112 контекстов, в которых многоточие использовано как разделительный знак внутри текста.
Б.С. Шварцкопф считает, что многоточие (знак обрыва, перерыва или пропуска текста) не является по своему значению экспрессивным или эмоциональным, эмоция и экспрессия могут накладываться на основное значение в тексте1.
С этим высказыванием можно согласиться в том случае, если многоточие используется в тексте при цитировании, в а других случаях недосказанность, обрыв фразы обычно имеют в тексте экспрессивное и эмоциональное значение.
Рассмотрим примеры употребления многоточия в конце предложения или текста.
Анализ материала показал, что многоточие в позиции конца предложения в прозе С. Довлатова выполняет три основные функции: указание на неординарную ситуацию или высказывание автора
Кузнецова Елена Владимировна, преподаватель кафедры лингвистики и межкультурной коммуникации НОУ ВПО «ИМС» (г. Екатеринбург), соискатель кафедры современного русского языка УрГУ (г. Екатеринбург), научный руководитель - докт. филол. наук, проф. Л.Г. Бабенко. E-mail: Kuznetsova.Kuznetsov@ yandex.ru
или персонажа; усиление иронии; создание с помощью многоточия в конце обобщающего предложения комического эффекта.
Обратимся к контекстам, в которых многоточие указывает на какую-либо неординарную ситуацию или неоднозначное высказывание персонажа или самого автора.
Сергей Довлатов использует многоточие как сигнал того, что автор размышляет над данной ситуацией и призывает читателя также поразмышлять вместе с ним. Многоточие подчёркивает те чувства, которые испытывает автор, размышляя о сказанном. В таких случаях нет обрыва предложения, оно по своей структуре завершено. Многоточие указывает на чувства замешательства и удивления, которые испытывает повествователь.
Я знал человека, всерьёз утверждавшего, что он будет абсолютно счастлив, если жилконтора заменит ему фановую трубу...
Затем меня призвали в армию. И я попал в конвойную охрану. Очевидно, мне суждено было побывать в аду...
В подобных контекстах автор не даёт разъяснения ситуации, но, используя многоточие как
Elena V. Kuznetsova an instructor at the faculty of Linguistics, Non-state establishment of higher education “Institute of International Relations” (Yekaterinburg); a post-graduate student at the chair of Contemporary Russian Language at the Ural State University (Yekaterinburg), thesis supervisor - an assistant professor, PHD Babenko L.G. E-mail: Kuznetsova. [email protected]
108
Вестник ЮУрГУ» № 22, 2011
Кузнецова ЕМ.
Стилистические функции многоточия ____________е усечённых конструкциях...
знак недоговорённости, нежелания высказать мысль до конца, С. Довлатов заставляет читателя задуматься над смыслом этой фразы.
Следующая функция многоточия в конце предложения - указание на неоднозначность, парадоксальность высказывания персонажа (усиление иронии).
С помощью многоточия подчёркивается своеобразная «подмена тезиса», меняется оценка на противоположную: один персонаж смог перевести направленную на него отрицательную эмоциональную оценку на другого персонажа. В этих случаях многоточие используется не только как знак конца предложения, но и как знак конца текста. С его помощью подчёркивается ирничное отношение автора к своим персонажам. Многоточие выполняет функцию усиления иронии.
Женщина в трамвае Найману:
«Ах, не прикасайтесь ко мне!»
«Ничего страшного, я потом вымою руки...»
Мой друг Шулъкевич вывез из Ленинграда семь ратиновых отрезов на пальто. Впоследствии на Западе сшил из них чехол для микроавтобуса...
И наконец, многоточие ставится в конце обобщающего предложения в тексте для усиления комического эффекта. Последнее предложение в таких контекстах не является самостоятельным в структурном и смысловом отношении, поэтому имеет выразительный характер, который усиливается с помощью многоточия. Авторский речевой комментарий остаётся за текстом, недосказанность в таких контекстах усиливает комический эффект.
Мне вспоминается такая сцена.
Заболел мой сокамерник, обвинявшийся в краже цистерны бензина. Вызвали фельдшера, который спросил:
- Что у тебя болит?
- Живот и голова.
Фельдшер вынул таблетку, разломил её на две части и строго произнёс: «Это от головы. А это - от живота. Да смотри, не перепутай...»
Приведём примеры контекстов, в которых многоточие используется в середине предложения.
В произведениях С. Довлатова многоточие в середине предложения используется в следующих функциях: указание на неожиданно наступившее действие, указание на купюру в цитате, характеристика персонажа, создание композиционного переключателя.
Многоточие, использованное как разделительный знак середины предложения, создаёт паузу в повествовании, подчёркивает эффект неожиданного действия.
Лерман и я - оба попали в энциклопедию. В литературную, естественно, энциклопедию. Лерман — на букву... «Ш» (библиография к Шолохову). Я-на букву «О» (библиография к Окуджаве).
Какое убожество...
Многоточие может использоваться как выделительный знак в тексте (двойное многоточие) и
членить текст на какой-либо отрезок или предложение. Общая функция многоточия в этих случаях -указание на купюру в цитате. Многоточие в позиции середины предложения может сочетаться с многоточием в позиции конца предложения. Оно указывает на купюру в цитате (начальное и конечное многоточие в первой цитате и начальное - во второй). Многоточие в позиции конца предложения и текста указывает на размышления автора над данным высказыванием, усиливает различные эмоции.
Рукописи были отклонены. И всё-таки это письмо меня обнадёжило. Ведь главное для меня -написать что-то стоящее. А здесь: «... беспощадный дар наблюдательности...»,
«...уникальный жизненный материал...»
Шесть месяцев я регулярно читал газету «Слово и дело». В ней попадались очень любопытные материалы. Правда, слог редакционных заметок был довольно убогим. Таким языком объяснялись лакеи в произведениях Гоголя и Достоевского. С примесью нынешней фельетонной риторики. Например, мне без конца встречался такой оборот: «...С энергией, достойной лучшего применения...»
Многоточие может выступать в характерологической функции (способность характеризовать субъекта речи в каком-либо отношении). С помощью этого пунктуационного знака читателям может быть представлена речь персонажей, такие особенности разговорной речи, как ситуативность, неподготовленность, слабооформленность. Многоточие выполняет функцию имитации разговорной речи и таким образом может дополнять речевую характеристику персонажа.
В его мемуарах снисходительно упоминались Набоков, Бунин, Рахманинов, Шагал. Они представали заурядными, симпатичными, чуточку назойливыми людьми. Например. Боголюбов писал:
«...Глубокой ночью мне позвонил Иван Бунин...»
Или:
«...На перроне меня остановил изрядно запыхавшийся Шагал...»
Или:
«...В эту бильярдную меня затащил Набоков...»
Или:
«...Боясь обидеть Рахманинова, я всё-таки зашёл на его концерт...»
Многоточие, выполняя характерологическую функцию, позволяет опустить словесную характеристику, на неё указывает только пунктуационный знак. Он заставляет обратить внимание на данное высказывание. Автор создаёт подтекст пунктуационными (двойное многоточие) и лексическими средствами («глубокой ночью», «изрядно запыхавшийся», «затащил», «боясь обидеть», «всё-таки зашёл»). С помощью этих слов персонаж передаёт дружески фамильярное отношение к знаменитым героям своих мемуаров. Автор предлагает читателю самому охарактеризовать данного персонажа.
Серия «Лингвистика», выпуск 13
109
Зеленые страницы
И наконец, многоточие выполняет функцию своеобразного композиционного переключателя, обеспечивающего естественную мотивированность перехода от одного композиционного звена к другому, от авторской речи к речи цитируемой. Многоточие может указывать на различные эмоции: удивление, изумление; чувства радости, обиды, досады, при этом сами чувства не называются.
Комплименты насторожили меня. Я, как обычно, деловито заглянул в конец:
«...Издавать роман в подобном виде вряд ли представляется целесообразным...»
Обратимся к контекстам, в которых многоточие - разделительный знак внутри текста.
Результат членения - предложение, выполняющее функцию микротекста. Каждое предложение в отдельности информативно как текст. Иногда в одном слове-предложении скрыта целая ситуация, отрезок времени, жизни автора. Особого внимания заслуживает точный, тщательный отбор слов в цепочках номинативных предложений: автор опирается на фоновые знания читателя, знакомого с описываемой эпохой.
Это довольно большие по объёму контексты, несущие не только фактическую, но и концептуальную информацию, охватывающие масштабные временные отрезки.
Я вынужден сообщать какие-то детали моей биографии. Иначе многое останется неясным. Сделаю это коротко, пунктиром.
Толстый, застенчивый мальчик... Бедность... Мать самокритично бросила театр и работает корректором...
Школа... Дружба с Алёшей Лаврентьевым, за которым приезжает Форд... Алёша шалит, мне поручено воспитывать его... Тогда меня возьмут на дачу... Я становлюсь маленьким гувернёром... Я умнее и больше читал... Я знаю, как угодить взрослым...
Несколькими отрывочными фразами нарисована картина всего детства. Одна из функций многоточия в подобных случаях - ретроспективная. Перед читателем проходят отдельные «кадры» биографии писателя:
Аттестат зрелости... Производственный стаж... Типография имени Володарского... Сигареты, вино и мужские разговоры... Растущая тяга к плебсу. (То есть буквально ни одного интеллигентного прштеля).
Университет имени Жданова... Звучит не хуже чем «Университет имени Аль Капоне»... Филфак... Прогулы... Студенческие литературные упражнения...
С. Довлатов использует многоточие в этой позиции для создания доверительной интонации в разговоре со своими читателями. Создаётся двоякое впечатление: с одной стороны, автор поверяет читателю свои мысли, чувства, эпизоды своей жизни, наиболее важные для него. А с другой стороны, кажется, что С. Довлатов просто рассуждает
вслух о своей жизни, вспоминая и анализируя какие-либо ситуации, не скрывая их, а читатель как раз в этот момент оказался рядом.
С помощью многоточия выражаются различные чувства: безысходность, невозможность доказать свою правоту - отсюда эти отрывочные, «беспомощные» фразы, попытка найти нужное слово, и - трагическое осознание того, что ничего нельзя изменить.
Многоточие может указывать на состояние раздумья, углублённости в себя.
Можно было, конечно, порвать заявление об уходе. Только зачем всё это?! Победить в такой ситуации невозможно...
Ия сказал:
- Увольняясь, я делаю себе маленький подарок. Это - лёгкая компенсация за то, что я пережил в издательстве... Здесь нечем дышать!.. Вы будете стыдиться этого беззакония...
Я начал говорить. До сих пор мучаюсь. Как я унизился до проповеди в этом зверинце?! Боже мой, что я пытался объяснить! А главное - кому?!
- Трагические основы красоты... «Остров Сахалин» Чехова... «Записки из мёртвого дома»... Босяки... Максим Горький... «Кто живёт без печали и гнева, тот не любит отчизны своей»...
Почему-то жёны легче находили работу. Может, у наших жён сильнее чувство ответственности? А нас просто сдерживает бремя интеллекта? ... Не знаю...
Итак, анализ материала показал, что чаще всего в произведениях С. Довлатова используется многоточие в позиции конца предложения или текста (280 из 445 контестов). Почти каждый абзац в произведениях С. Довлатова заканчивается многоточием. Основная функция многоточия, используемая С. Довлатовым - это указание на какую-либо парадоксальную ситуацию, заставившую задуматься над ней автора. К состоянию раздумья и углублённости в себя прибавляются различные оттенки чувств: гнев, досада, удивление, замешательство, радость.
Затем по частоте использования следуют конструкции, в которых многоточие используется как разделительный знак внутри текста. В 112 контекстах многоточие членит текст на отдельные предложения, состоящие часто из одного слова и выполняющие функцию микротекста.
И наконец конструкции, в которых многоточие является знаком середины предложения, редко встречаются в произведениях С. Довлатова (53 из 445). В этих примерах многоточие указывает на купюру в цитате, подчёркивает парадоксальность высказывания или самой ситуации.
1 Шварцкопф Б.С. Современная русская пунктуация. Система и её функционирование. М., 1988. С. 12.
Поступила в редакцию 23 ноября 2010 г.
110
Вестник ЮУрГУ, № 22, 2011