Научная статья на тему 'СТИЛИСТИЧЕСКАЯ ОКРАСКА СОВРЕМЕННЫХ АНГЛОЯЗЫЧНЫХ ПЕСЕН С РОМАНТИЧЕСКИМ КОМПОНЕНТОМ'

СТИЛИСТИЧЕСКАЯ ОКРАСКА СОВРЕМЕННЫХ АНГЛОЯЗЫЧНЫХ ПЕСЕН С РОМАНТИЧЕСКИМ КОМПОНЕНТОМ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
стилистика / окраска / слово / современный / музыка / язык / речь / stylistics / coloring / word / modern / music / language / speech

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Зиганшина З.Р., Кошеварова Ю.А.

Aнализ стилистических приемов, используемых в современных английских песнях с романтическим компонентом, может дать ценную информацию о том, как авторы песен вызывают романтические чувства и передают их. Стилистические элементы – от использования ярких образов и метафор до манипулирования тоном и ритмом – играют решающую роль в формировании эмоционального воздействия песни. Изучая, как эти приемы используются в конкретных песнях, исследователи могут глубже понять художественные приемы, используемые современными авторами песен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STYLISTIC COLOR MODERN ENGLISH SPEAKING SONGS WITH A ROMANTIC COMPONENT

Analysis of the stylistic devices used in contemporary English songs with a romantic component can provide valuable information about how songwriters evoke and convey romantic feelings. From the use of strong imagery and metaphor to the manipulation of tone and rhythm, stylistic elements play a critical role in shaping the emotional impact of a song. By studying how these techniques are used in specific songs, researchers can gain a deeper understanding of the artistic techniques used by contemporary songwriters.

Текст научной работы на тему «СТИЛИСТИЧЕСКАЯ ОКРАСКА СОВРЕМЕННЫХ АНГЛОЯЗЫЧНЫХ ПЕСЕН С РОМАНТИЧЕСКИМ КОМПОНЕНТОМ»

УДК 81 Зиганшина З.Р., Кошеварова Ю.А.

Зиганшина З.Р.

студент 4 курса высшей школы зарубежной филологии, лингвистики и перевода Уфимский университет науки и технологий (г. Уфа, Россия)

Научный руководитель: Кошеварова Ю.А.

канд. филол. наук, доцент Уфимский университет науки и технологий (г. Уфа, Россия)

СТИЛИСТИЧЕСКАЯ ОКРАСКА СОВРЕМЕННЫХ АНГЛОЯЗЫЧНЫХ ПЕСЕН С РОМАНТИЧЕСКИМ КОМПОНЕНТОМ

Аннотация: анализ стилистических приемов, используемых в современных английских песнях с романтическим компонентом, может дать ценную информацию о том, как авторы песен вызывают романтические чувства и передают их. Стилистические элементы - от использования ярких образов и метафор до манипулирования тоном и ритмом - играют решающую роль в формировании эмоционального воздействия песни. Изучая, как эти приемы используются в конкретных песнях, исследователи могут глубже понять художественные приемы, используемые современными авторами песен.

Ключевые слова: стилистика, окраска, слово, современный, музыка, язык, речь.

Музыка всегда служила мощным средством для выражения эмоций, а внедрение романтических тем и элементов в литературные произведения позволяет придать им глубину и сложность, усиливая художественное послание. Понимание того, как современные авторы песен используют различные

стилистические методы для передачи романтических чувств, имеет важное значение для того, чтобы оценить многогранность современной музыки.

Романтизм, как литературное и художественное движение, оказало значительное воздействие на западную культуру начиная с конца XVIII века. Его упор на индивидуальное самовыражение, эмоции и воображение повлиял не только на поэзию и изобразительное искусство, но также на музыку. Романтические мотивы, включающие в себя темы любви, страстного влечения, природы и возвышенного, продолжают вдохновлять современных авторов песен, формируя лирическое содержание и эмоциональную глубину их произведений.

Более того, исследование стилистических особенностей современных английских песен с романтическими элементами может пролить свет на более широкие культурные тенденции и социокультурные ценности. Музыка часто отражает доминирующие настроения и ценности в обществе, а содержание и эмоции, выраженные в популярных песнях, могут дать важные намеки на коллективное мышление своего времени. Анализ стилистических приемов, применяемых современными авторами песен, позволяет исследователям раскрывать скрытые значения и подтексты, что способствует более глубокому пониманию культурного контекста, в котором данные песни создавались и распространялись.

Художественный текст — это искусство мастерского обращения с языком. За счет изящного использования языковых ресурсов и разнообразия выразительных средств достигается глубина мысли, открывается захватывающий сюжет, описывается великолепие природы и раскрываются высокие идеи [Алымбаева, 2020]. Основной задачей художественного слова является дарование читателю эстетического удовольствия, оказание воздействия и доведение до воспитательного вывода.

Современная музыка представляет собой разнообразный и динамичный мир, в который входит множество жанров и стилей. Среди них особенно популярными в последнее время стали:

1. Электронная музыка, характеризующаяся использованием электронных инструментов и программного обеспечения для создания звуковых эффектов и ритмов. В рамках этого жанра выделяются такие направления, как техно, хаус, транс, дабстеп и другие.

2. R&B (ритм и блюз), зародившийся в США в 1940-х годах на основе блюза и свинга. Современный R&B сочетает элементы соула, фанка и хип-хопа. Известные исполнители этого жанра - Beyonce, Rihanna, Usher.

3. Рэп, жанр, который набирает все более широкое признание по всему миру. Рэперы исполняют рифмованный речитатив под фон битов, тексты которых затрагивают социальные и политические проблемы, а также личные истории. Самые известные рэперы - Eminem, Jay-Z, Kendrick Lamar.

4. Поп-музыка, всегда остававшаяся востребованной, теперь стала еще более разнообразной. Ее отличительная черта - приятный мелодичный звук и тексты на повседневные темы. Среди наиболее известных поп-исполнителей можно выделить Justin Bieber, Taylor Swift, Ariana Grande.

Современная поп-музыка представляет собой широкий жанр, который охватывает множество стилей и звуковых направлений. Она является популярной музыкой современности, которая широко распространена среди молодежи и находит отклик у широкой аудитории. Этот жанр отличается своей коммерческой ориентацией и стремлением к широкой популярности.

В современных романтических песнях часто применяется прием использования ярких образов, который помогает авторам вызывать сильные эмоции у слушателей и установить близкую связь с ними. Путем создания наглядной картинки с помощью живописного языка музыканты смогут донести до аудитории глубокий смысл своих произведений. Зачастую для ассоциаций с любовью используются метафоры и сравнения с материальными объектами или чувствами, что делает тексты песен более яркими и понятными для слушателей.

В англоязычных песнях встречаются все типы рифм, однако наиболее распространёнными являются парные рифмы (аабб) и перекрестные рифмы (абаб). В качестве примеров могут служить следующие две песни: «I ain't happy,

I'm feeling glad / I got sunshine in a bag / I'm useless, but not for long / The future is coming on...» (Gorillaz - Clint Eastwood, 2001). «You think you've got your way / But, baby there's a catch / Don't need your foul play / Now you have met your match. » (Sophie Ellis-Bextor - Get Over You, 2001).

Рифма может быть не только в конце строки, но и внутри нее. Подобная рифма носит название внутренней, в отличие от внешней рифмы, которая образуется на концах строк. В песенном дискурсе подобные рифмы встречаются в основном в песнях хип-хоп жанра, характеризующимся лексической наполненностью и более сложной по сравнению с другими жанрами структурой: «Pick and choose, sit and lose, all you different crews / Chicks and dudes, who you think is really kickin' tunes?» (Gorillaz - Clint Eastwood, 2001).

Другими фонетическими стилистическими приемами, широко представленными в текстах англоязычных песен, являются аллитерация и ассонанс. Сущность аллитерации заключается в повторе одинаковых согласных звуков или сочетаний звуков на относительно близком расстоянии друг от друга. В песенном тексте аллитерация является приемом создания определенного эмоционального тона и служит для выделения значимых слов в стихотворном потоке, которые благодаря этому становятся более выразительными [Иванова: URL]. Примерами использования данного приема служат следующие отрывки песен: «Suffolk sadly seems to sort of suffocate me. / Melody music maker, reading all the papers. » (Ed Sheeran - You Need Me, I Don't Need You, 2009), «Be careful of the curse that falls on young lovers / Starts so soft and sweet, and turns them to hunters. » (Florence + The Machine - Howl, 2009). Следует отметить, что в обоих примерах аллитерация используется в наиболее значимых для восприятия и понимания песни местах. В случае первого примера это последние строки куплетов, подводящие сказанному итог, в случае второго — припев, который носит обобщающий для всех куплетов песни характер.

Следующим по распространенности фонетическим стилистическим приемом является ономатопея. Сущность этого приема заключается в сочетании звуков речи, комбинация которых воспроизводит какой-либо звук,

ассоциируемый с производителем (источником) этого звука. При этом в песнях наиболее полно представлены примеры ономатопеи, направленные на подражание звукам, производимым музыкальными инструментами. Например, песня «Boom Boom Tap» (2018) полностью построена на подобном звукоподражании: «Boom boom tap, boom boom tap / Boom boom tap, boom boom tap / Tick tick bang, tick tick bang / Tick tick bang, bang bang bang...» (The Prodigy - Boom Boom Tap, 2018).

Метафора, будучи скрытым сравнением, используется в первую очередь для экспрессивной характеристики предмета, явления или человека. Среди примеров можно найти как «стертые», так и окказиональные авторские метафоры. Рассмотрим некоторые примеры.

«My body is a cage / That keeps me from dancing with the one I love / But my mind holds the key. » (Peter Gabriel - My Body Is a Cage, 2010). В данной песне с помощью метафоры характеризуется физическое состояние человека. Герой песни чувствует себя в собственном теле как в клетке, найти выход из которой он может только с помощью разума.

«Bite chunks out of me / You're a shark and I'm swimming / My heart still thumps as I bleed / And all your friends come sniffing. » (alt-J - Tessellate, 2012). В представленном отрывке песни речь ведется о серьезной ссоре между героем песни и его девушкой. В результате ссоры герой испытывает эмоциональную боль, сравнимую с физической. Для характеристики его состояния используется развернутая метафора: девушка сравнивается с акулой, которая нападает на героя и серьезно ранит его (I bleed), во время ссоры она находит поддержку у друзей, которые, подобно акулам, «почуявшим кровь героя песни», встают на ее сторону.

Эпитеты имеют ярко выраженную эмоциональную окраску и используются в песнях как основное средство передачи индивидуального, субъективно-оценочного отношения к описываемому явлению: «Here I am, a rabbit-hearted girl / Frozen in the headlights / It seems I've made the final sacrifice / I must become a lionhearted girl / Ready for a fight / Before I make the final sacrifice. »

(Florence + The Machine - Rabbit Heart (Raise It Up), 2009). В данном примере эпитет rabbit-hearted содержит отрицательный оценочный компонент, а lion-hearted — положительный.

Сравнение, так же, как и метафора, является мощным средством характеристики явлений и предметов действительности и способствует раскрытию авторского к ним отношения: «The effect on our relations / And all that we believe / Feels like a slap across the face.» (Placebo - In A Funk 2009). Сталкиваясь с трудностями в отношениях, лирический герой ищет эмоциональной поддержки и всячески пытается сохранить отношения, однако его усилия тщетны, а эффект от них только усугубляет ситуацию, что в контексте песни сравнивается с пощечиной (Feels like a slap across the face).

Аллюзии широко представлены в современном британском песенном дискурсе. Их основная функция состоит в указании на связь песенного текста с другими текстами или же отсылке к определенным историческим, культурным и биографическим фактам: «Do you know where the wild things go? / They go along to take your honey (La la la la) / Please don't go, I'll eat you whole / I love you so, I love you so, I love you so.» (alt-J - Breezeblocks, 2012).

В данной песне используется аллюзия на произведение «Там, где живут чудовища» (Where the Wild Things Are) - детскую книжку с картинками американского писателя и художника Мориса Сендака, вышедшую в 1963 году и ставшую классикой современной детской литературы США. В книге описываются приключения мальчика по имени Макс, который побывал в Стране Чудовищ и вернулся домой.

Когда Макс решает вернуться на корабле домой, Чудовища кричат ему вслед: «Oh please don't go! We'll eat you up! We love you so». Данные строки почти дословно повторяются в тексте рассматриваемой песни. Сама песня повествует о болезненной нездоровой любви, которая сравнима с одержимостью. Использование аллюзии позволяет провести параллель между героем песни и чудовищем из книги. И тот, и другой готовы навредить любимому человеку лишь бы не отпускать его.

Риторические вопросы несут в себе ярко выраженную эмоциональную окраску и чаще всего используются с целью заставить слушателя задуматься, призывают его к размышлению на определенную тему: «How did we get in so much trouble? / Getting out just seems impossible / Oppression is persisting / I can't fight this brain conditioning.» (Muse - Revolt, 2015), «Look at me, what have I become? / I am lost, I was once a gentleman / But the thief came out in my London town / So I must leave you now / But I will remember the ups and the downs. » (IAMX - Volatile Times, 2011).

Использование риторических вопросов способствует выражению различных оттенков эмоций, таких как радость, удивление, гнев, обида, возмущение и т. д. [Астафурова 2022] В представленных выше примерах риторические вопросы выражают отрицательные эмоции (возмущение, разочарование, отчаяние, чувство беспомощности), что подтверждается контекстом песен: I can't fight this brain conditioning, I am lost.

Другим ключевым стилистическим элементом романтических песен является использование поэтического языка и лирического течения. Авторы песен часто уделяют пристальное внимание ритму и рифме текстов, создавая музыкальную интонацию, которая усиливает эмоциональную глубину песни. Такое внимание к деталям в структуре текста помогает усилить послание любви и тоски в песне.

Кроме того, в современных романтических песнях часто используются повторы и припевы, чтобы подчеркнуть ключевые темы и эмоции. Повторяя определенные фразы или строчки на протяжении всей песни, авторы песен могут создать ощущение непрерывности и создать импульс к кульминации. Это повторение также помогает усилить эмоциональное воздействие песни на слушателя.

Более того, использование сильных и эмоциональных выражений является отличительной чертой романтических песен. Авторы песен часто выбирают слова с богатым подтекстом и эмоциональным резонансом, чтобы вызвать сильный отклик у слушателя. Тщательно подбирая слова, которые

перекликаются с темой любви и романтики, авторы песен могут создать мощную связь с аудиторией.

В заключение хотелось бы отметить, что стилистические приемы, используемые в современных англоязычных песнях с романтической составляющей, необходимы для создания убедительных и эмоционально резонансных впечатлений у слушателя. Используя яркие образы, поэтический язык, повторения и эмоциональный язык, авторы песен могут создавать песни, которые затрагивают сердца и души слушателей. Эти стилистические элементы работают вместе, создавая целостное и увлекательное повествование, отражающее красоту и сложность любви во всех ее проявлениях.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Алымбаева З.А. Использование стилистической окраски в художественном тексте (на основе произведений А. Осмонова) // Бюллетень науки и практики. 2020. №3. С. 12-15;

2. Иванова И.Ю. Звуковая организация современной английской песни на материале песен Стинга [Электронный ресурс] // Материалы IV Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://scienceforum.ru/2012/article/2012000089 (дата обращения: 17.04.2024);

3. Астафурова Т.Н., Шевченко О.В. Англоязычный песенный дискурс // Дискурс-Пи. 2022. № 2. С. 98-101;

4. And against all odds - https://context.reverso.net/translation/english-russian/against+all+the+odds;

5. Ed Sheeran. Perfect. Идеал - https://stihi.ru/2018/01/03/10674;

6. Из чего состоит хит: разбираем ключевые особенности популярных треков последних лет - https://samesound.ru/write/97883-elements-of-hits

Ziganshina Z.R., Koshevarova Yu.A.

Ziganshina Z.R.

Ufa University of Science and Technology (Ufa, Russia)

Scientific advisor: Koshevarova Yu.A.

Ufa University of Science and Technology (Ufa, Russia)

STYLISTIC COLOR MODERN ENGLISH SPEAKING SONGS WITH A ROMANTIC COMPONENT

Abstract: Analysis of the stylistic devices used in contemporary English songs with a romantic component can provide valuable information about how songwriters evoke and convey romantic feelings. From the use of strong imagery and metaphor to the manipulation of tone and rhythm, stylistic elements play a critical role in shaping the emotional impact of a song. By studying how these techniques are used in specific songs, researchers can gain a deeper understanding of the artistic techniques used by contemporary songwriters.

Keywords: stylistics, coloring, word, modern, music, language, speech.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.