Научная статья на тему 'Стили педагогического общения'

Стили педагогического общения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3468
451
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Юрченко Е. В., Костенко И. К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стили педагогического общения»

Работы проводятся в одну смену, в летне-осенний период. Конструкция мансарды состоит из деревянных ферм, расположенных с шагом 2525мм и соединенных вантами и ригелями между собой. Витражи будут крепиться в местах расположения стоек по вертикали и к ригелям по горизонтали.

Прежде чем приступать к монтажу металлических витражей должны быть выполнены следующие работы: установка ферм мансарды; бетонная подготовка, высотой 600мм от пола и толщиной 250мм; подача материалов в места складирования.

К монтажу витражей можно приступать только после произведения всех вышеперечисленных работ. Подача материалов на строительную площадку и монтаж оконных переплетов производится рабочими вручную.

Стальные переплеты доставляются на строительную площадку отдельными элементами. Предварительно их сваривают в раму и поднимают к месту монтажа. Затем звено монтажников устанавливает их в проектное положение.

Крепление металлических переплетов, изготовленных из прокатных профилей, устраивается в местах расположения стоек. Крепление производится дюбелями, расположенными на расстоянии на 500мм друг от друга, в заранее просверленные отверстия, в которые еще предварительно устанавливается пластмассовый дюбель. При креплении переплетов к верхнему поясу ферм, между деревянным бруском и самим переплетом заводится нащельник и соединяется винтом с переплетом.

До начала остекления витражей необходимо проверить надежность их крепления к опорам И только после этой проверки можно приступать к остеклению. Для закрепления стекла в переплетах применяются замазка и резиновые прокладки. При остеклении стекло кладут на слой мягкой, рыхлой замазки, которая от небольшого нажима на нее стеклом легко сплющивается, а излишки ее выдавливаются. Выдавленные излишки замазки срезают.

Юрченко Е.В., Костенко И.К. СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

Из всего многообразия педагогического общения можно выделить три компонента: содержательный; методический и социально психологический. Именно они образуют внутреннюю структуру педагогического процесса. Главным в единстве является социально-психологический компонент, т.е. педагогическое общение, которое обеспечивает реализацию двух других. В общении складывается важная система воспитательных взаимоотношений, способствующих эффективности воспитания и обучения.

В педагогической деятельности педагогическое общение выступает как инструмент воздействия. Обычные условия и функции общения получают здесь дополнительную «нагрузку», т.к. из аспектов общечеловеческих перерастают в компоненты профессионально-творческие.

Педагогическое общение — система ограниченного социально-психологического взаимодействия педагога и учащихся, содержанием которой является обмен информацией, оказание воспитательного воздействия, организация взаимоотношений с помощью коммутативных средств.

В число наиболее сложных задач, встающих перед преподавателем, входит организация продуктивного общения, предполагающая наличие высокого уровня развития коммуникативных умений. Очень важно так организовать общение с учащимися, чтобы этот процесс состоялся. Важную роль здесь играет стиль общения.

Под стилем обучения мы понимаем индивидуально-типологические особенности социальнопсихологического взаимодействия педагога и обучающихся. В наши дни выделяют много систем обучения, но остановимся на основных.

Авторитарный

Авторитарный стиль характеризуется жестким управлением и всеобъемлющим контролем. Авторитарный преподаватель не только определяет общие цели работы, но и указывает способы их выполнения, жёстко определяет кто с кем будет работать. Такой подход снижает деятельную мотивацию, поскольку учащийся не знает, какова цель выполняемой им работы в целом, какова функция данного Э1апа и чю ждёг впереди. При авторитарном стиле преподаватель осуществляет

единоличное руководство коллективом без опоры на актив. Преподаватель последовательно предъявляет к учащимся требования и осуществляет жёсткий контроль за их выполнением.

Попустительский

Главной особенностью попустительского стиля руководства является самоустранение руководителя из учебного процесса. Результаты опробации такого стиля обучения — наименьший объём выполненной работы и её наихудшее качество. При попустительском стиле преподаватель практически самоустраняется от руководс1ва, ограничиваясь формальным выполнением обязанностей и указаний администрации.

Демократический

При демократическом стиле управления группа учащихся принимает активное участие в обсуждении всего хода предстоящей работы и её организации. Этот стиль предполагает внимание и учёт преподавателем мнений студентов, стремится понять их, убедить, а не приказать, ведёт диалогическое общение «на равных». Преподаватель опирается на коллектив, стимулирует самостоятельность учащихся.

Общение на основе увлечённости совместной творческой деятельностью

В основе этого стиля - единство высокого профессионализма педагога и его этических установок. Этот стиль можно рассматривать как предпосылку успешной совместной учебно-восЛитательной деятельности. Увлечённость общим делом — источник дружественности и одновременно дружественность помноженная на заинтересованность работой, рождает совместный увлечённый поиск. Такой стиль наиболее продуктивен.

Общение-дистанция

Данный стиль общения относится к самым распространённым.

В этом случае во взаимоотношениях постоянно прослеживается дистанция во всех сферах. Дистанция выступает как показатель ведущей роли педагога, строится на его авторитете.

При дистанционном стиле резко снижается общий творческий уровень совместной работы педагога и учащихся, что ведёт к утверждению авторитарного принципа, а это, в свою очередь, отрицательно сказывается на результатах деятельности.

Общение-дистанция в известной степени является переходным этапом такой негативной формы общения, как общение-устранение.

Общение-устранение

Общение-устранение, негативная форма общения, антигуманная, вскрывающая несостоятельность преподавателя.

В творческом отношении данный стиль вообще бесперспективен, т.к. не создаёт коммуникативной атмосферы, регламентирует и, ориентирует учащихся только на то, чего делать нельзя. Лишает педагогическое общение дружественности, взаимопонимания, так необходимые для совместной творческой деятельности.

Общение-заигрывание

По существу данный с гиль общения отвечает стремлению завоевать ложный дешёвый авторитет, что противоречит требованиям педагогической этики.

Общение-заигрывание возникает в результате непонимания педагогом стоящих перед ним задач, отсутствия навыков общения, боязни общения и одновременно желания наладить контакт с учащимися.

В чистом виде все вышеописанные стили общения не существуют, да и перечисленные варианты не исчерпывают всего богатства самопроизвольно выработанных в длительной практике стилей общения. В его спектре возможны различные нюансы, дающие неожиданные эффекты. В стиле общения ярко проявляется индивидуальность личности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Реан А.А. Психология и педагогика.- Санкт-Петербург, 2000.

2. Гершколепова И.В. Педагогика для студентов вузов.- Ростов н/Д.: Феникс. 2008.

3. Радушна А.А. Психология и педагогика.- М., 2000.

4. Леонтьев А.А. Педагогическое общение.- М., 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.