Научная статья на тему 'Стили надгробий Всехсвятского кладбища города Тулы'

Стили надгробий Всехсвятского кладбища города Тулы Текст научной статьи по специальности «Искусство. Искусствоведение»

CC BY
241
67
Поделиться
Ключевые слова
стили надгробий / Всехсвятское кладбище / некрополь / мемориальная скульптура / художественные стиль / art style.

Аннотация научной статьи по искусству и искусствоведению, автор научной работы — Клянина Елизавета Романовна

Всехсвятское кладбище является одним из старейших объектов города Тулы. На его территории находятся двухсотлетняя история города, исследуя ее можно проследить развитие мемориальной скульптуры со второй половины XVIII до середины XX веков.

Похожие темы научных работ по искусству и искусствоведению , автор научной работы — Клянина Елизавета Романовна,

All Saints Cemetery is one of the oldest facilities in the city of Tula. At the cemetery is a two hundred year history of the city. Exploring this place, you can trace the development of the memorial sculpture in the second half of XVIII century to the middle of XX century.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Стили надгробий Всехсвятского кладбища города Тулы»

Klyanina E.R.

Е.Р. Клянина

Клянина Елизавета Романовна

Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого факультет искусств, социальных и гуманитарных наук (2 курс) Научный руководитель: А.И. Майоров доктор искусств, профессор

СТИЛИ НАДГРОБИЙ ВСЕХСВЯТСКОГО КЛАДБИЩА

ГОРОДА ТУЛЫ

Аннотация:

Всехсвятское кладбище является одним из старейших объектов города Тулы. На его территории находятся двухсотлетняя история города, исследуя ее можно проследить развитие мемориальной скульптуры со второй половины XVIII до середины XX веков.

Annotation:

All Saints Cemetery is one of the oldest facilities in the city of Tula. At the cemetery is a two hundred year history of the city. Exploring this place, you can trace the development of the memorial sculpture in the second half of XVIII century to the middle of XX century.

Ключевые слова:

стили надгробий, Всехсвятское кладбище, некрополь, мемориальная скульптура, художественные стиль.

Keywords:

styles of headstones, All Saints Cemetery, a necropolis, a memorial sculpture, art style.

Тула является одним из старейших городов России, чья история начитывает почти девять веков, на его территории находится множество исторически важных объектов, одним из которых является Всехсвятское кладбище,

расположенное в центре города. Кладбище было образованно во второй половине XVIII века, за его стенами находится двухсотлетняя история города Тулы и его жителей, исследуя это место можно получить огромное количество исторической,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

краеведческой и искусствоведческой информации. Его изучением

Время науки

The Times of Science

занимались такие ученые как Клянин Роман Валентинович [1] -заместитель директора по научной работе историкоархитектурного и ландшафтного музея «Тульский некрополь», в статье «Тульский некрополь: некоторые находки исследователей на Спасском кладбище города Тулы; Ковшарь Ирина Григорьевна -доцент кафедры «Городское строительство и архитектура» Тульского государственного университета, «К вопросу о датировке памятников тульского некрополя», «Камни, отразившие время», «Тульский некрополь: XVIII век». Целью данной работы является проследить эволюцию стилей мемориальной скульптуры на примере Всехсвятского кладбища.

Всехсвятское кладбище было образованно в 1772 году, после указа «Правительствующего Сената от 24 декабря 1771 года о запрещении захоронений в городах и выведении всех кладбищ за городские пределы». Этот указ был связан с эпидемией чумы распространившейся в то время на территории России, что исключало захоронения в черте города. На территории Всехсвятского кладбище хоронили людей разных сословий, разных социальных статусов и вероисповеданий. На могилу

устанавливались надгробия - сооружения малой архитектурной формы, по их внешнему виду (его размеру, искусности оформления, а так же материалу) можно было узнать, насколько знатный и богатый человек был под ним захоронен, об этом можно было судить и по размеру участка, так как обеспеченные семьи обычно захоранивались на одном большом участке [3, c 45]. Выполняя утилитарную функцию мемориальная скульптура, ею не ограничивается, соединяя в себе полезность вещи и эстетическую

Klyanina E.R.

Е.Р. Клянина

ценность [2, c 198]. На территории Всехсвятского кладбища находятся надгробия разных форм и стилей, от барокко до модерна, что делает его художественным и культурным памятником. В основном все памятники производились на территории Тульской губернии, так как в Веневском районе располагалось место добычи известняка, благодаря чему на Тульских кладбищах находятся высокохудожественные надгробия из белого камня.

Наиболее ранняя форма надгробия - плита, где текст расположен на верхней плоскости. К данному типу можно отнести надгробия на захоронении Лугининых (см. рис 1). Это был один из наиболее знатных и богатых родов города Тулы, представители данной фамилии занимались купеческим делом, были фабрикантами. В особняке Лугининых расположен первый корпус ТГПУ им Л.Н. Толстого. На их семейном захоронении имеются как самые простые типы плит, так и промежуточный вид, высокий боковой профиль свидетельствует о переходе к надгробию типа «саркофаг».

Следующим по хронологии типом является саркофаг, для наиболее ранних из них характерно решение в стиле барокко. Данный стиль характеризуется пышностью форм, буйством красок, ассеметричностью композиции, абсолютной роскошью [3, с. 64]. Такие саркофаги характеризует усложненность общей формы, криволинейное очертание силуэтов, изящные декоративные элементы: пальметты, фигурки трубящих путти, очень сложного рисунка рамки и пр. Они производят нарядное впечатление, единственное, что в них напоминает о смерти - это

Время науки

The Times of Science

Здесь и далее фото Е.Р.Кляниной, 2014 г.

Klyanina E.R.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Е.Р. Клянина

Рис. 2 Надгробие в стиле барокко

изображение «Адамовой головы» на восточной стороне и «Голгофы со страстями» на крышке. На Всехсятском кладбище образцом такого надгробия служит саркофаг Саватина (см. рис. 2).

Более строгими по своему художественному строю являются надгробия, выполненные в стиле классицизм[4, с. 148]. Их очертания геометричны, а в качестве декора используются мотивы венков с гирляндами, свисающих пелен, элементов архитектурного декора (дентикула, пилястры). Семейный некрополь Добрыниных на Всехсвятском кладбище показывает эволюцию надгробий XIX века (см. рис. 3). На самых ранних образцах остаются следы барокко: рельефы и барельефы ангелов, пышная драпировка, картуш и

Время науки

The Times of Science

медальон. Но позже декор упрощается, отделка становится более сдержанной, очертания саркофага приближаются к архитектурной симметрии.

В начале XIX века в Туле появляются новые типы надгробных памятников: жертвенники, колонны и перевернутые конусы, перебитые кубом (см. рис. 4, 5). В 1-ой трети XIX в. данные типы надгробий становятся популярны среди дворянства, в то время «саркофаг» водружается, в основном, на могилы купцов и мещан. Саркофаг по-прежнему остается основным типом надгробия вплоть до конца XIX века, меняется лишь его форма и резной декор.

Рис. 3 Семейный некрополь Добрыниных

Klyanina E.R.

Е.Р. Клянина

Рис.4 Надгробие типа жертвенник, верхняя крышка отсутствует

Время науки

The Times of Science

Р ис. 5 Колонна перебитая кубом

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Klyanina E.R.

Е.Р. Клянина

Период 1-ой трети XIX века вообще был, очевидно, эпохой расцвета тульской резьбы по белому камню. Рельефы становятся очень низкими и очень тонкими, выполненными уверенной рукой, появляется много новых мотивов (декоративные орнаменты, символические букеты (Рис. 6) и сюжетов.

Рис. 6 Образец Тульского букета

Это - евангельские - Распятие, Воскресение, Вознесение, Троица; мы видим также поддерживающие драпировки или виноградные лозы, ангелов, а также плакальщицы с символами смерти и атрибутами скорби. К этому времени был разработан строгий канон размещения изображений и текстов по сторонам. На восточной обязательно изображается «Адамова голова», либо

Время науки

The Times of Science

фигура плакальщицы, указывающей на атрибуты смерти; на южном фасаде надгробия - текст с именем и датами жизни погребенного; на северном - эпитафия (стихотворное выражение скорби и печали); западная сторона отведена для христианской темы (изображение евангельских сюжетов либо молитва «Господи, прими дух мой с миром») [1].

Надгробия типа «жертвенники», «колонны» и «конусы» относятся явно к стилю ампир, последнему этапу классицизма, и продолжает сохраняться в эпоху романтизма. Что касается саркофагов, то соединение в их декоративной системе элементов классицизма с ярко выраженной христианской тематикой позволяет отнести их к новому стилевому течению, возникшему в русском искусстве этого времени, - к эклектике. Тип надгробия жертвенник установлен на могиле Васильева и представляет собой вариацию языческого алтаря. Само надгробие имеет

прямоугольную форму с нанесенными на него сюжетными композициями (Плакальщицы, Георгий Победоносец). Завершение жертвенника крышка с фронтонами по четырем сторонам, на которых могут быть расположены религиозные символы: Хронос (песочные часы), всевидящее око.

Надгробные памятники середины XIX века характеризуются сменой типов надгробий: постепенно исчезают жертвенники, конусы и колонны, но возникают новые - стелы, аналои, «часовни», «проросшие кресты». Форма саркофага становится проще, как и декор: на фасадах вместо «букетов» или фигур плакальщиц размещаются рельефные розетки в виде цветков подсолнухов. На захоронении Такшиной установлено надгробие -проросший крест (см. рис. 7). Оно символизирует виноградную лозу, как один из символов христианства, а так же смерть после

жизни и вечное колесо жизни.

Klyanina E.R.

Е.Р. Клянина

Рис. 7 Надгробие Такшиной

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Время науки

The Times of Science

Klyanina E.R.

Е.Р. Клянина

Возникновение железных дорог и появление понятия «престиж» приводят к тому, что во 2 половине XIX века надгробные памятники (гранитные или мраморные) привозят уже из столицы. Возле входа на Всехсвятское кладбище по левую сторону расположен семейный некрополь Слюсаревых (Рис. 8). На этом участке находятся единственные полностью сохранившиеся на Всехсвятском кладбище скульптурные памятники конца XIX века. Данный вид надгробий, в большей степени, характерен для стран Европы т.к. восходит к католической традиции скульптуры[3, с. 238]. Ведущими мастерами, изготавливающими подобные надгробия, являлись Германия и Италия. Благодаря этим двум странам ангельские фигурки приобрели легкий и изящный вид. Надгробия на участке Слюсаревых были привезены из Италии, они представляют собой типовой образец. Постаменты изготовлены из кирпича, на них отсутствует отделка, что является не характерным для аналогичных надгробий в Европе, т.к. они украшались гирляндами и драпировками и получили распространение в викторианскую эпоху.

Просуществовав более 250-ти лет, Всехсвятское кладбище стало подлинным памятником истории города Тулы. На его территории расположенные семейные захоронения и одиночные могилы, чьи исполнение и убранство свидетельствуют об искусности мастеров, следовании веяний эпохи и стремлении соответствовать ей. Здесь расположены простые надгробные плиты XVII века, памятники пышного барокко, и сдержанного классицизма, жертвенники и колонные характерные для

Время науки

The Times of Science

романтического периода, а так же памятники 2-ой половины XIX века, привезенные из-за границы.

Литература:

1. Клянин Р.В. Пример комплексного исследования

исторического кладбища // Столица и провинция в отечественной и мировой истории. Тула, 2004. Т.2. С. 136-140. То же [Электронный ресурс]: URL: http://tiam-tula.ru/primer-kompleksnogo-issledovaniya-istoricheskogo-kladbishha/ (дата обращения 25.12.2014)

2. Лукьянов Б.Г. В Мире Эстетики. М.: Просвещение, 1988. 272 с.

3. Популярная художественная энциклопедия / под ред. В.М. Полевой. М.: Советская энциклопедия, 1986. 431 с.

4. Эстетика: Словарь /под общ. ред. А.А. Беляева, Л.Н. Новиковой, В.Н. Толстых. М.: Политиздат, 1989. 447 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.