Научная статья на тему 'СТИЛИ ЛИДЕРСТВА В РАЗЛИЧНЫХ СИСТЕМАХ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ'

СТИЛИ ЛИДЕРСТВА В РАЗЛИЧНЫХ СИСТЕМАХ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
8
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
менеджмент / модели лидерства / управление качеством / TQM / Бережливое производство / 6 сигм / разработка стиля управления / management / leadership models / quality management / TQM / lean manufacturing / 6 sigma / management style developmen

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Сигитова М. А.

Теории лидерства и концепции управления качеством направлены на достижение успеха, повышение эффективности менеджмента. В настоящее время разработано множество подходов и теорий в этих сферах. Наиболее часто в научных трудах и практике передовых компаний упоминаются и применяются модели лидерства Адизеса, Херси и Бланшара, Блейка и Моутон; статистическое управление качеством, система Деминга, TQM, концепции «бережливого производства», «кайдзен», «6 сигм». В статье предлагаются рекомендации по применению определенных стилей лидерства из наиболее известных моделей для рассматриваемых концепций управления качеством. Для соотнесения принято фокусирование стилей лидерства и теорий управления качеством на бизнес-процессы или на персонал. В работе мы выявили, на что более ориентированы системы управления качеством и рекомендовали соответствующие стили менеджмента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Leadership Styles in Various Quality Management Systems

Leadership theories and quality management concepts are aimed at achieving success and improving management efficiency. Currently, many approaches and theories have been developed in these areas. The leadership models of Adizes, Hersey and Blanchard, Blake and Mouton; statistical quality management, Deming system, TQM, concepts of "lean manufacturing", "kaizen, "6 sigma" are mentioned and applied most often in scientific works and practices of leading companies. The article offers recommendations on the application of certain leadership styles from the most well-known models for the quality management concepts under consideration. To correlate, it is customary to focus leadership styles and quality management theories on business processes or on personnel. In our paper, we identified what quality management systems are more focused on and recommended appropriate management styles.

Текст научной работы на тему «СТИЛИ ЛИДЕРСТВА В РАЗЛИЧНЫХ СИСТЕМАХ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ =

ВЕСТНИК ТОГУ. 2023. №3 (70)

УДК 005.6 М. А. Сигитова

СТИЛИ ЛИДЕРСТВА В РАЗЛИЧНЫХ СИСТЕМАХ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ

Сигитова М. А. - канд. экон. наук, доцент кафедры «Экономика и менеджмент», ТОГУ, e-mail: 003829@pnu.edu.ru

Теории лидерства и концепции управления качеством направлены на достижение успеха, повышение эффективности менеджмента. В настоящее время разработано множество подходов и теорий в этих сферах. Наиболее часто в научных трудах и практике передовых компаний упоминаются и применяются модели лидерства Адизеса, Херси и Бланшара, Блейка и Моутон; статистическое управление качеством, система Деминга, TQM, концепции «бережливого производства», «кайдзен», «6 сигм». В статье предлагаются рекомендации по применению определенных стилей лидерства из наиболее известных моделей для рассматриваемых концепций управления качеством. Для соотнесения принято фокусирование стилей лидерства и теорий управления качеством на бизнес-процессы или на персонал. В работе мы выявили, на что более ориентированы системы управления качеством и рекомендовали соответствующие стили менеджмента.

Ключевые слова: менеджмент, модели лидерства, управление качеством, TQM, Бережливое производство, 6 сигм, разработка стиля управления

Проблемы менеджмента сегодня охватывают широкий круг вопросов, как связанных с взаимодействием с коллективом, так и ориентированных на совершенствование бизнес-процессов организации. В теории управления множество работ посвящено стилям и моделям лидерства, среди которых отметим И. Адизеса, Т. Ю. Базарова, Р. М. Белбина, Р. Блейка и Дж. Моутон, В. Врума, Ф. Йеттона и А. Яго, Г. Минцберга, П. Херси и К. Бланшара, Ф. Фидлера и др. Модели и концепции ученых направлены на поиск ответов, какой руководитель будет наиболее эффективным, что определяет выбор методов его воздействия на подчиненных, каким образом лидер будет добиваться поставленных целей. Многообразие теорий в области исследования лидерства говорит о сложности и неоднозначности этого феномена. «Эффективное лидерство, подкрепленное эмоциональным интеллектом, - нематериальный актив, определяющий перспективы любой компании. Именно сотрудники, обладающие лидерскими качествами, обеспечивающие инициацию процесса добровольного

© Сигитова М. А., 2023

ВЕСТНИК ТОГУ. 2023. № 3 (70)

объединения работников во имя достижения общей цели, представляют наивысшую ценность для менеджмента организации» [1].

Еще одной областью, привлекающей пристальное внимание ученых и практиков менеджмента, является управление качеством. В данной сфере объектами являются и продукция компании, и ее бизнес-процессы, и отдельные функциональные области. Качество сегодня - не только предпосылка развития и роста эффективности, но и необходимое условие выживания на рынке.

Несмотря на общую направленность на совершенствование менеджмента и развитие организаций, взаимосвязь концепций и теорий лидерства и управление качеством очень мало рассматривается в научной литературе. Анализируя работы Ш. Паффер и Д. Маккартни, Т. Ю. Давыдовой, Н. Ю. Арменьевой и др., можно отметить, что многие исследовательские вопросы не получили однозначного и окончательного ответа. В данной статье нами сделана попытка выявить взаимосвязи между отдельными концепциями лидерства и построением системы управления качеством в организации, определить подходы к выбору модели лидерства в зависимости от приемлемой концепции и инструментов менеджмента качества.

В работах ученых представлены различные варианты систематизации теорий лидерства. С. Р. Филонович выделяет теории личностных качеств, поведенческие теории лидерства (Р. Лайкерт, Р. Блейк и Дж. Моутон), ситуационные теории (Ф Фидлер, Р. Хауз, П. Херси и К. Бланшар, В. Врум и Ф. Йеттон), трансакционное и трансформационное (преобразующее) лидерство (Н. Тичи, Деванн), теорию эмоционального интеллекта (Д. Голман) и др. [2]. В дальнейшем автор выполнил картографирование теорий по таким параметрам, как преобладающий подход и ориентация на процесс воздействия или позицию лидера. С. Р. Филонович, используя классификационную схему А. Яго, выделяет ситуационный и нормативный (универсальный) подходы. Для шкалирования учитывается масштаб объекта: личность, группа, организация и внешняя среда. Тем самым автор выделил общность отдельных теорий и объединил их в группы, а также определил возможные направления дальнейшего развития теорий лидерства.

В работе Смельцовой С.В. и Зинчак Е.В. анализируются ролевые модели управления. Авторами выделены теории И. Адизеса, Т. Ю. Базарова, М. Бел-бина, Блейка и Моутон, Врума, Йеттона и Яго, Е.Н. Емельянова и С.Е. Повар-нициной, Г. Минцберга, Марджерисона-МакКенна, Танненбаума и Шмидта, Ф. Фидлера, П. Херси и К. Бланшара. Указанные концепции оценивались по восьми параметрам: возможность объективного наблюдения; связанность с функциями управления; индивидуальные установки исследуемого; широкая «линейка» ролей; возможность сочетания нескольких ролей; рассмотрение различных уровней взаимодействия; описание организационных последствий; наличие оценочной (измерительной) методики [3]. В итоге наибольшее соответствие данным параметрам (5 и более) показали модели Базарова, Белбина, Адизеса. Все эти модели можно отнести к группе распределенного лидерства,

ВЕСТНИК ТСТУ. 2023. № 3 (70)

когда функции руководителя и роли лидера выполняются не одним человеком, а, как правило, управленческой командой.

На наш взгляд, для соотнесения с управлением качеством важными параметрами систематизации и отбора моделей лидерства будут являться: объект фокуса внимания руководителя, масштаб воздействия, возможность измерения. Рассмотрим наиболее часто упоминаемые модели в контексте указанных параметров. Понимая различия между лидером, менеджером и руководителем, в этой статье считаем эти понятия идентичными.

Модель «управленческой решетки» Блейка-Моутон относится к поведенческим концепциям. Являясь продолжением теорий Р. Лайкерта, она описывает стиль менеджмента в зависимости от таких параметров, как внимание к процессу (результату) или внимание к сотруднику. Эта модель сформировала двухмерный, а, впоследствии, и трехмерный подход к изучению поведения лидера. Концепция предполагает возможность выбора и развития стиля управления, она позволяет провести шкалирование, количественно соотнеся отличия стилей с параметрами среды. Вместе с тем модель Блейка-Моутон предполагает наличие наиболее эффективного, «наилучшего» стиля лидерства, что является весьма спорным.

Среди ситуационных концепций наибольшую известность получила модель Херси и Бланшара. Ключевым критерием определения стиля лидерства в ней является «зрелость» исполнителей. В зависимости от ответственности и квалификации подчиненных менеджер может быть более ориентирован на задачу или на отношения. Модель не располагает способами измерения зрелости подчиненных, что можно отнести к ее недостаткам. Для практического применения необходимо подобрать инструментарий оценки квалификации и других критериев зрелости исполнителей с учетом специфики деятельности конкретной организации. Для целей нашей работы возможно использование шкалирования по аналогии с «управленческой решеткой» Блейка-Моутон.

Ссобое место среди теорий лидерства, на наш взгляд, занимают концепции группового (распределенного) лидерства. К ним относят модели И. Адизеса, Т. Ю. Базарова, М. Белбина, А. Роу. Эти модели основываются на том, что наиболее эффективно руководитель может выполнять ограниченное количество разнонаправленных функций. Например, роли Администратора и Интегратора в теории Адизеса являются несовместимыми, один менеджер не может одинаково хорошо их реализовывать. Решение проблемы авторы данных концепций видят в совместной работе управленческой команды, сбалансированной по составу преобладающих ролей. Все модели обеспечены диагностическим инструментарием, позволяющем определить преобладающую управленческую роль. Таким образом, данные модели можно считать ориентированными как на процессы, так и на сотрудников, просто задачи по совершенствованию процессов и работе с персоналом решают разные участники управленческой команды.

ВЕСТНИК ТОГУ. 2023. № 3 (70)

Рассмотрим, какие теории и концепции в управлении качеством в настоящее время распространены, и попытаемся определить, на какие объекты они сфокусированы. В научной и практической литературе наиболее часто приводятся статистические методы, берущие свое начало в теории У. Шухарта, концепция Э. Деминга, ее развитие в концепции А. Фейгенбаума о всеобщем управлении качеством (TQM), «бережливое производство», «кайдзен», «6 сигм». Остановимся на них подробнее.

В годы XX века У. Шухарт сформировал концепцию статистического управления процессами, которая стала базой для контроля качества продукции. Он установил, что любые процессы можно разделить на управляемые, то есть те, которые «находится в состоянии статистического контроля, .. .на основании предыдущего опыта можно предсказать, ... как этот процесс будет изменяться в будущем» [4] и неуправляемые, вариабельность которых не поддается статистическому описанию. Для определения типа процесса Шухарт разработал контрольные карты с границами поля, внутри которых должны находиться значения основных параметров, подтверждая управляемое состояние процесса. При выходе параметров за обозначенные границы можно утверждать, что процесс становится неуправляем, требуется выявить причины отклонений и устранить их. С позиции объекта внимания концепция Шухарта полностью ориентирована на производственные процессы.

Большого внимания заслуживает система Э. Деминга, в основе которой лежит научный подход и внимание к человеческому фактору, признание значимости работника, а статистические инструменты являются вспомогательными. Снижение вариабельности и командная работа, по мнению Деминга, должны обеспечить синергический эффект. Он развил концепцию цикла PDCA, известную сегодня под названием «Цикл Деминга», уточнив содержание этапов и предложив новый. Модифицированный цикл обозначают PDSA (study - изучать). Система Деминга включает 14 принципов: стремление к постоянному совершенствованию; принятие культуры непрерывного улучшения качества; прекращение массовых инспекций; не ориентироваться в закупках только на ценовой фактор; внедрение непрерывного улучшения во все процессы; постоянное обучение на рабочем месте; лидерство; устранение страха у сотрудников; улучшение внутренних коммуникаций; уход от пустых лозунгов; ликвидация количественных нормативов для рабочих; «взращивание» гордости сотрудников за результаты труда; поощрение непрерывного образования и развития персонала; вовлеченность в изменения.

Б. Джойнер предложил распределить принципы Деминга на три группы, сформировав «треугольник Джойнера». Первая группа «одержимость качеством» включает принципы с первого по шестой, тринадцатый и четырнадцатый. Во вторую группу «все как одна команда» отнесены принципы с седьмого по девятый. Третья группа «научный подход» сформирована принципами с де-

ВЕСТНИК ТСГУ. 2023. № 3 (70)

сятого по двенадцатый. Кроме того, что система Деминга максимально ориентирована на персонал, анализируя принципы, можно отметить, что большая часть их них подразумевает достаточно высокую зрелость исполнителей.

Концепция всеобщего управления качеством сформировалась на основе систем Деминга и всеобщего контроля качества (TQC). Система TQC ориентирована на обеспечение того уровня качества продукции, которое нужно покупателю. Соответственно управление и контроль качества осуществляются на всех стадиях разработки товара, его производства, реализации и доведения до конечного потребителя. Концепция TQM развивает эти положения, также делая основной акцент на внешние факторы организации, в первую очередь на покупателей. Что касается внутренней среды, постулаты всеобщего управления качеством касаются как персонала, так и бизнес-процессов. Перечислим основные принципы TQM: ориентация на потребителя; вовлечение персонала; применение процессного подхода; применение системного подхода в управлении; постоянное улучшение. Как мы видим из принципов, концепция скорее ориентирована на персонал, являясь продолжением системы Деминга. Однако в основных положениях заявлено в качестве целевой установки параллельное совершенствование в трех направлениях: качества продукции, организации бизнес-процессов и квалификации персонала. Таким образом можно отменить, что система всеобщего управления качеством является «разнонаправленной», имея в фокусе внимания и потребителя, и персонал, и процессы.

Джон Оакланд сформулировал требования, которые должен выполнять эффективный менеджер при внедрении системы TQM. Эти требования включают: определение и распространение миссии и базовых ценностей организации; разработка стратегии и системы планов в соответствии с принятыми ценностями; определение основных критериев результативности и ключевых процессов для достижения целей; выявление барьеров организационной структуры, препятствующих достижению целей; разработка схем коммуникаций и делегирование полномочий. Указанные требования свидетельствуют о большей степени направленности внимания руководителя на процессы, а не на персонал [5].

В системы управления качеством огромный вклад внести японские ученые и практики. Труды К. Исикавы, М. Имаи, опыт компаний Toyota нашли отражение в системе TQM, концепциях «Бережливое производство» (Lean Production, Lean), Кайзен, QRM (Quick Response Manufacturing, быстрореагирующее производство) и др.

Концепция «Бережливое производство» представляет собой интерпретацию и дальнейшее развитие положений производственной системы Toyota. Основная ее идея - ликвидация всех видов потерь. При этом потерями является все (и процессы, и действия, и потребляемые ресурсы), что не создает ценность для потребителя. В такой трактовке к потерям относят излишние объемы производства (на каждой стадии производственного процесса); излишние запасы;

ВЕСТНИК ТОГУ. 2023. № 3 (70)

действия, не создающие ценности; простои в ожидании; излишние перемещения; неиспользуемый потенциал сотрудников. Для ликвидации потерь в концепции Lean предлагается система принципов и инструментов. К принципам «бережливого производства» относят: осуществление действий, создающих ценность; устранение всех видов потерь; организация непрерывного потока работ (без ожиданий и простоев); «тянущая» производственная система, лишенная излишних запасов; непрерывное совершенствование за счет сокращения ненужных действий. Для реализации принципов рекомендуется применять соответствующий инструментарий - картографирование потока создания ценности; статистические инструменты управления качеством; стандартизация, визуализация; Канбан; 5S (организация рабочего места); SMED (быстрая переналадка оборудования); QFD (структурирование качества); «Poka - Yoke» (моделирование и предупреждение ошибок) и др. [6]. Содержание принципов и сущность инструментов позволяют сделать вывод, что концепция «бережливое производство» с большей степени ориентирована на процессы, однако, предполагая вовлечение персонала.

Концепция «Кайдзен» рассматривается как философия, идеология управления качеством, тесно связанная с «бережливым производством». Модель «Кайдзен» ориентирована на командную работу, персональную дисциплину и ответственность, формирование и поддержание морального духа и мотивации персонала, организацию и постоянную работу кружков качества, а также инициацию и стимулирование предложений по улучшению от работников. Принципы «Кайдзен» в большей степени ориентированы на персонал, а не на процессы, что при объединении с Lean позволяет выстроить целостную систему управления качеством на предприятии.

«6 сигм» является еще одним методом управления производством, широко применяемым в обеспечении уровня качества продукции. Основоположник этого подхода - Б. Смит, инженер корпорации «Motorola». Концепция «6 сигм» предполагает такую организацию процессов, при которой уровень ошибок не превышает 3,4 из миллиона единиц. На достижение этого результата нацелены комплекс классических статистических инструментов управления качеством, FMEA (анализ видов и последствий отказов), диаграмма SIPOS (анализ бизнес-процессов в разрезе поставщик-вход-процесс-выход-заказчик), а также инструменты, применяемые в Lean (стандартизация, визуализация и др.). Не смотря на общность инструментов и преобладании ориентации на процесс, принципы «6 сигм» в большей степени, чем концепция «бережливого производства», ориентированы на агентов внешней среды. Перечислим их: проявление интереса к клиенту, включая постоянный мониторинг потребностей; управление на основе данных; процессный подход и совершенствование процессов; проактивное (упреждающее) управление; отсутствие внутриорганиза-ционных барьеров и прозрачность производства для контрагентов.

ВЕСТНИК ТСГУ. 2023. № 3 (70)

На основе приведенной характеристики концепций и теорий управления качеством нами была выполнена их систематизация (позиционирование) относительно преобладающей ориентации - на процесс или персонал. Результаты позиционирования без применения шкалирования представлены на рис. 1.

Бережливое производство

Т(2М

Кайдзен

система Де-минга

ориентация на персонал

Рис. 1. Позиционирование систем управления качеством относительно ориентации на процесс/персонал

На основании преобладающего фокуса в системе управления качеством нами предлагаются рекомендации по выбору стиля лидерства для каждой из рассмотренных выше концепций (табл. 1). Конечно, модель поведения руководителя будет зависеть не только от применяемой системы управления качеством, но и от функциональной области менеджмента, степени стандартизации и автоматизации бизнес-процессов, типов задач, выполняемых сотрудниками (степень стандартизации и повторяемость).

Таблица 1

Рекомендуемые стили лидерства в соответствии с применяемой _системой управления качеством_

Система управления качеством Рекомендуемый стиль поведения лидера Сбщая характеристика стиля управления

Система Шухарта (высокая стандартизация, применение статистического контроля) Авторитарный (модель Блейка-Моутон); директивный (модель Херси-Бланшара); главенствующая роль у Администратора или Производителя (модель Адизеса) Высокая степень стандартизации процессов и уровень контроля позволяют руководителю концентрироваться на задачах, организации и производства и т.п. Коммуникации выстраиваются с помощью директив. Сотрудники руководствуются четкими регламентами и инструкциями. Управленческие решения не зависят от подчиненных

Шухарта

6 сигм

ВЕСТНИК ТОГУ. 2023. № 3 (70)

Де-

Командное и, частично социальное руководство (модель Блейка-Моутон);

поддерживающий и наставнический в зависимости от «зрелости подчиненных (модель Херси-Бланшара); главенствующая роль у Интегратора (модель Адизеса)

Повышение качества и совершенствование процессов, прежде всего, достигаются за счет вовлечения и развития подчиненных. Руководитель выстраивает эффективные коммуникации с использованием модели эмоционального интеллекта. Ключевые задачи - обучение и повышение компетентности персонала. Менеджер выстраивает организационную культуру, ориентированную на командный дух и отношения (клановый тип в модели К. Камерона и Р. Куинна)_

От производственно-социального до командного стиля (модель Блейка-Моутон); наставнический-под-держивающий-делеги-рующий по мере развития персонала (модель Херси-Бланшара); равнозначность ролей управленческой команды, каждый тип ориентирован на свои задачи (модель Ади-зеса);

соблюдение требований Д. Окленда_

Задачи руководителя - организация эффективных коммуникаций, управление изменениями, формирование сплоченного и ориентированного на развитие коллектива (элементы кланового и предпринимательского типа организационной культуры в модели Камерона-Куинна). Эффективны модели командного лидерства. Руководитель ориентирован на развитие персонала, по мере осуществления которого возможно изменение стиля лидерства с предоставлением все большей самостоятельности (по модели Херси-Блан-шара). Топ-менеджмент вовлечен во все ключевые процессы компании

Бережливое производство

Авторитарный с элементами командного стиля в зависимости от задач (модель Блейка-Моутон); главенствующая роль у Производителя с высокой значимостью остальных (модель Адизеса)_

Руководитель в большей мере ориентирован на процессы и задачи, параллельно обучая и вовлекая персонал. Активно проводится реинжиниринг бизнес-процессов. Коммуникации выстраиваются в большей степени на основе распорядительных документов, налажена эффективная обратная связь.

Командный стиль (модель Блейка-Моутон); наставнический-под-держиващий-делегирующий по мере развития персонала (мо-

Руководитель решает задачу совершенствования процессов и непрерывного улучшения за счет активного привлечения персонала. Стиль управления близок к концепции бережливого производства (многие ав-

ВЕСТНИК ТСГУ. 2023. № 3 (70)

дель Херси-Бланша-ра); главенствующая роль у Интегратора с высокой значимостью остальных (модель Адизеса) торы их объединяют в одну систему). Стимулирование инноваций, массовое вовлечение сотрудников в рационализаторскую деятельность. Построение организационной культуры, ориентированной на командный дух (элементы кланового типа), инновации и творческий подход (элементы адхократического типа). Большое внимание уделяется обучению персонала и повышению его мотивации. Применение стандартов организации. Гибкая система коммуникаций.

6 сигм Авторитарный с элементами командного стиля в зависимости от задач (модель Блейка-Моутон); главенствующие роли у Производителя и Предпринимателя с высокой значимостью остальных (модель Адизеса) Стиль лидерства близок к системе бережливого производства. Большее внимание руководителя к факторам внешней среды. Высокая значимость аналитической функции (как при исследовании рынка, так и при обосновании решений). Управление на основе данных как корпоративная ценность. Ориентация на инновации и управление изменениями. Стимулирование инициативы сотрудников. Стремление к предугадыванию и постоянному соответствию потребительскому спросу. Формирование организационной культуры с преобладанием рыночного типа. Поддержка стремления к совершенствованию и продвижение «лучших из лучших».

Исследование кейсов ведущих компаний подтверждает, что ключевыми факторами успеха является применение эффективных моделей лидерства, соответствующих факторам внешней и внутренней среды, а также следование принципам постоянного совершенствования.

В научном поле нет единого мнения, возможно ли изменить свой стиль лидерства. В любом случае, предложенное автором соотношение управленческих стилей и систем управления качеством на основе преобладающего фокуса на процесс или персонал позволит скорректировать поведение руководителя и инструменты воздействия на персонал, системно подходить к подбору менеджеров и формированию кадрового резерва.

ВЕСТНИК ТОГУ. 2023. № 3 (70)

Библиографические ссылки

1. Калашникова И.В., Сигитова М.А., Аникеева Н.С. Корпоративное лидерство: обзор современных концепций. Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. 2022. Т. 19, № 2. С. 46-52.

2. Филонович С. Р. Теории лидерства в менеджменте: история и перспективы // Российский журнал менеджмента. 2003. № 2. С. 3-24

3. Смельцова С. В., Зинчак Е. В. Диагностика профессиональных ролей руководителей как средство повышения социальной эффективности управленческой деятельности в современных организациях : монография. Н. Новгород : Изд-во НИ-СОЦ, 2015. 157 с.

4. Shewhart W. A. Economic Control of Quality of Manufactured Product. ASQC, 1931. 1980.

5. Oakland J.S. Total Organizational Excellence. Achieving word-class performance. 3rd edition. Butterworth Heinemann, Oxford, 2007.

6. Кравченко Е. В. Сравнительная оценка современных концепций управления: методический аспект // Методы менеджмента качества. 2015. № 9. С. 4-8.

Title: Leadership Styles in Various Quality Management Systems

Authors' affiliation:

Sigitova M. A. - Pacific National University, Khabarovsk, Russian Federation

Abstract: Leadership theories and quality management concepts are aimed at achieving success and improving management efficiency. Currently, many approaches and theories have been developed in these areas. The leadership models of Adizes, Her-sey and Blanchard, Blake and Mouton; statistical quality management, Deming system, TQM, concepts of "lean manufacturing", "kaizen, "6 sigma" are mentioned and applied most often in scientific works and practices of leading companies. The article offers recommendations on the application of certain leadership styles from the most well-known models for the quality management concepts under consideration. To correlate, it is customary to focus leadership styles and quality management theories on business processes or on personnel. In our paper, we identified what quality management systems are more focused on and recommended appropriate management styles.

Keywords: management, leadership models, quality management, TQM, lean manufacturing, 6 sigma, management style development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.