Научная статья на тему 'СТИЛИ И ОШИБКИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ'

СТИЛИ И ОШИБКИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

1231
213
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕБЕНОК / СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ОШИБКИ РОДИТЕЛЕЙ / СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ / CHILD / FAMILY UPBRINGING / PARENTAL MISTAKES / PARENTING STYLE / SOCIALIZATION OF CHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Слепухина Наталья Владимировна

В статье отражена проблема выявления педагогами и психологами ошибок родителей в воспитании своих детей. Дан анализ ошибок семейного воспитания и характер их влияния на базовые процессы становления личности подростка. Выделены и охарактеризованы авторитарный, демократический и либеральный стили воспитания. Противопоставлены мнения российских и зарубежных педагогов-психологов. Сторонники гуманизма утверждают, что только в атмосфере доброты может быть осуществлено подлинное воспитание. Сторонники другой концепции отдают предпочтение строгости и жёстким требованиям. Показаны часто встречающиеся ошибки. Сделан вывод о том, что требует особого рассмотрения вопрос о критериях, по которым может определяться степень влияния на ребенка родительских ошибок, а также характеризоваться ситуация подростка с точки зрения оптимизации воспитания в семье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Слепухина Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FAMILY STYLES AND ERRORS IN THE PROCESS OF SOCIALIZATION OF CHILDREN

The article reflects the problem of revealing by teachers and psychologists of the mistakes of parents in raising their children. The analysis of the errors of family education and the nature of their influence on the basic processes of becoming a teenager. Authoritarian, democratic, and liberal parenting styles are highlighted and characterized. The opinions of Russian and foreign educational psychologists are contrasted. Proponents of humanism argue that only in an atmosphere of kindness can genuine education be realized. Proponents of another concept prefer rigor and stringent requirements. Common errors are shown. The conclusion is made that a special consideration is required on the criteria by which the degree of influence of parental errors on a child can be determined, as well as the situation of a teenager from the point of view of optimizing parenting.

Текст научной работы на тему «СТИЛИ И ОШИБКИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ»

Теория и методика обучения и воспитания Methods of training and education

DOI: 10.17748/2686-9969-2020-3-1-27-32

УДК 37.061

Слепухина Наталья Владимировна

Новосибирск, клиника им. Мешалкина. г. Новосибирск, Россия e-mail: natali4409@rambler.ru

СТИЛИ И ОШИБКИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ

Аннотация: В статье отражена проблема выявления педагогами и психологами ошибок родителей в воспитании своих детей. Дан анализ ошибок семейного воспитания и характер их влияния на базовые процессы становления личности подростка. Выделены и охарактеризованы авторитарный, демократический и либеральный стили воспитания. Противопоставлены мнения российских и зарубежных педагогов-психологов. Сторонники гуманизма утверждают, что только в атмосфере доброты может быть осуществлено подлинное воспитание. Сторонники другой концепции отдают предпочтение строгости и жёстким требованиям. Показаны часто встречающиеся ошибки. Сделан вывод о том, что требует особого рассмотрения вопрос о критериях, по которым может определяться степень влияния на ребенка родительских ошибок, а также характеризоваться ситуация подростка с точки зрения оптимизации воспитания в семье.

Ключевые слова: ребенок, семейное воспитание, ошибки родителей, стиль воспитания, социализация детей

Для цитирования: Слепухина Н.В. Стили и ошибки семейного воспитания в процессе социализации детей. Педагогика: история, перспективы. 2020. Том 3. № 1. С. 27-32. DOI: 10.17748/2686-9969-2020-3-1-27-32

Natalia V. Slepukhina

Novosibirsk, clinic them. Meshalkin. Novosibirsk, Russia e-mail: natali4409@rambler.ru

FAMILY STYLES AND ERRORSIN THE PROCESS OF SOCIALIZATION OF CHILDREN

Abstract: The article reflects the problem of revealing by teachers and psychologists of the mistakes of parents in raising their children. The analysis of the errors of family education and the nature of their influence on the basic processes of becoming a teenager.

Authoritarian, democratic, and liberal parenting styles are highlighted and characterized. The opinions of Russian and foreign educational psychologists are contrasted. Proponents of humanism argue that only in an atmosphere of kindness can genuine education be realized. Proponents of another concept prefer rigor and stringent requirements. Common errors are shown. The conclusion is made that a special consideration is required on the criteria by which the degree of influence of parental errors on a child can be determined, as well as the situation of a teenager from the point of view of optimizing parenting.

Keywords: child, family upbringing, parental mistakes, parenting style, socialization of children

For citation: Slepukhina N.V. Family styles and errors in the process of socialization of children. Pedagogy: history, prospects. 2019. Vol. 3. no. 1. PP. 27-32. (In Russ., abstr. in Engl.). DOI: 10.17748/2686-9969-2020-3-1-27-32

Очень часто обсуждение вопроса об ошибках, допускаемых родителями в воспитании своих детей, сводится к выбору стиля семейного воспитания [1]. При этом принято выделять авторитарный, демократический и либеральный стили воспитания. В основе же выбора самого стиля семейного воспитания лежит вопрос о том, как воспитывать ребёнка - в любви, или в строгости? Однозначного ответа на данный вопрос быть не может, поэтому стиль семейного воспитания сам по себе не является причиной конфликта в семье. Более того, в разные моменты могут осуществляться разные стили, в зависимости от характера решаемых педагогических задач. Поэтому речь необходимо вести не о выборе стиля, а о типичных ошибках, допускаемых родителями. Каждый стиль содержит в себе опасность совершать те или иные типичные ошибки.

До сих пор нет чёткого ответа на вопрос о том, какой стиль семейного воспитания наиболее эффективен. Некоторые учёные в процессе исследования этого вопроса меняли точку зрения на эту проблему. Например, американский педагог Бенджамин Спок, по свидетельству Ю. Азарова [2] изменил своим принципам, отказался от системы воспитания, построенной на доброте и доверии к ребёнку и стал уповать за твердость в воспитании ребёнка. Он утверждал, что без жёстких, последовательно проводимых требований не может быть действенного воспитания. Спок вдруг увидел в мягкости, доброте, родительской ласке главное противоречие в воспитании ребёнка.

Наблюдая, как многие родители совершают ошибки - культивируют вседозволенность, потакают капризам, способствуют зарождению у детей безволия и безответственности, - Б. Спок специально перерабатывает свою книгу и особо подчёркивает роль родительского авторитета и дисциплины [цит. по: 2].

Необходимо разъяснить, почему решение, что ставить на первое место -строгость или доброту - оказывается кардинальным в воспитании детей.

Отечественный педагог Ю.П. Азаров в своей книге «Семейная педагогика» описывает научное решение этой проблемы, которое позволяет чётко отделить авторитет от авторитарности, свободу от вседозволенности, необходимость бескомпромиссного подчинения нравственным законам от педагогического произвола и насилия... [там же].

Этот, частный, казалось бы, педагогический вопрос разделил людей на два противоположных лагеря. Первые - сторонники гуманизма, утверждают, что только в атмосфере доброты может быть осуществлено подлинное воспитание. Но нельзя сказать, что сторонники второй концепции начисто отметают ласку и доброту. Они просто отдают предпочтение строгости и жёстким требованиям.

Таким образом, вопрос о типичных ошибках семейного воспитания не может быть сведен исключительно к выделению «хороших» и «плохих» стилей. Его корни уходят значительно глубже, в сферу психологических оснований, на которых родители выстраивают те или иные стратегии воспитания своих детей.

Этой проблемой занимались и занимаются до сих пор многие педагоги и психологи. Среди них О.В. Лишин, И.М. Желдак и др. Ими было выявлено множество типичных ошибок родителей в воспитании своих детей. Мы остановимся на наиболее часто встречающихся ошибках [3; 4]. Нарушениями процесса воспитания в семье можно назвать такие проявления родительского отношения, как

гиперпротекция - когда родители вместе с ребенком делают уроки, встречают его из школы, проводят с ним время в выходные и праздники, часто переживают о его безопасности и здоровье;

гипопротекция - когда ребенок живет как бы «сам по себе», родители не уделяют внимание его учебе, мало знают о его друзьях и интересах, редко проводят свободное время вместе;

потворствование - когда без необходимости, даже при нехватке средств, родители покупают все, что просит ребенок, не заставляют делать по дому то, что он мог бы сделать, но не хочет;

игнорирование потребностей ребенка - даже когда необходима помощь или поддержка родителей, ребенку приходится обходиться без нее, родители мало уделяют ему внимания, устают от долгого общения с ним;

чрезмерность требований-обязанностей - когда у ребенка много обязанностей по дому, ему часто приходится присматривать за младшим братом или сестрой, родители поручают ребенку ответственные и важные дела;

недостаточность требований-обязанностей - когда ребенка трудно заставить что-либо сделать по дому, родители не могут поручиться за своего ребенка в трудных делах, ребенок делает дома только то, что он хочет;

чрезмерность требований-запретов - такие родители запрещают ребенку то, что другие бы позволили, для них главное, чтобы ребенок слушался и не задумывался о том, правильны ли взгляды родителей;

недостаточность требований-запретов: ребенок возвращается домой, когда захочет, сам решает с кем ему дружить, на что тратить деньги и т.д.;

чрезмерность санкций за нарушение требований (тип воспитания - «жестокое обращение с ребёнком»). Родители не оставляют безнаказанным ни одного плохого поступка, считают, что дети должны не только любить своих родителей, но и бояться их, для них лучшее наказание - это ремень;

минимальность санкций. Эти родители по возможности стараются не наказывать ребенка, считают, что от наказаний мало проку;

под неустойчивостью стиля воспитания понимается резкая смена стиля, приёмов (родители воспитывают ребенка в зависимости от настроения, иногда они очень строги, иногда все разрешают). Это ошибка воспитания формирует такие черты характера, как упрямство, склонность противопоставлять себя авторитету;

Типами неправильного воспитания, по мнению ученых, можно назвать: потворствующую гиперпротекцию - когда ребёнок находится в центре внимания семьи, которая старается создать ему максимальные условия, удовлетворить его потребности. Такой тип воспитания развивает демонстративные (исте-роидные) и гипертимные черт характера у ребенка;

доминирующую гиперпротекцию - когда семья уделяет ребенку много внимания, сил и времени, но одновременно не дают ему возможность быть самостоятельным, часто ограничивают и запрещают;

эмоционалъное отвержение. В крайнем варианте - это воспитание по типу «Золушки». Оно формирует у подростков эпилептоидную акцентуацию характера, невротические расстройства;

повышенная моральная ответственность - когда сочетаются высокие требования к подростку, а внимание и забота о нем со стороны родителей низкие. Это способствует развитию черт тревожно-мнительной акцентуации характера;

гипопротекцией называется такой тип воспитания, когда взрослые не интересуются ребенком и не контролируют его.

Ошибка родителей в воспитании ребенка заключается еще и в том, что они часто хотят решать свои проблемы за счет ребенка.

Расширение сферы родительских чувств: обусловливаемое нарушение воспитания - повышенная протекция. Источником могут служить нарушенные супружеские отношения. При этом родители хотят, чтобы ребенок стал для них чем-то большим, чем просто ребенком, мог заменить частично супружеские отношения - в какой-то степени эротические потребности. У родителей возникает страх перед самостоятельностью подростка (один из родителей любит ребенка больше, чем своего супруга, у него портится настроение при мысли о взрослении ребенка, не хочет, чтобы ребенок любил еще кого-то, кроме него).

Многие родители предпочитают в подростке детские качества. Проявляют пониженные требования к ребенку, тем самым стимулируя развитие психического инфантилизма (родителям маленькие дети нравятся больше, чем большие, они огорчаются, что их ребенок быстро взрослеет, считают, что, чем старше дети, тем труднее иметь с ними дело). Они игнорируют взросление детей, стимулируют сохранение у них таких детских качеств, как непосредственность, наивность, игривость.

В случае воспитательной неуверенности родителя власти в семье отдается ребенку, который нащупал «слабое место» взрослого и добивается для себя ситуации «минимум требований - максимум прав». В результате мы наблюдаем бойкого, уверенного в себе ребенка, смело ставящего требования, и нерешительного, винящего себя, родителя (если ребенок долго упрямится, у родителей возникает чувство вины, стараются сделать так, как он хочет, часто сомневаются, как правильно поступить с ребенком).

Фобией утраты ребенка называют повышенную неуверенность, страх совершить ошибку, воспитывая «хрупкого» и «болезненного» ребенка (родители постоянно переживают за здоровье своего ребенка, в связи с плохим здоровьем многое ему позволяют, обращают внимание на сон ребенка, на его питание и т.д.).

Неразвитость родительских чувств. Таким родителям общаться с детьми очень утомительно, они считают, что воспитание детей - тяжелый и неблагодарный труд, часто завидуют тем, кто живет без детей, думают, что семья не помогает, а осложняет жизнь.

Проекция на ребёнка собственных нежелаемых качеств. Нарушения воспитания - эмоциональное отвержение, жестокое обращение. Это происходит потому,

что в подростке родитель может увидеть такие черты характера, которые он чувствует, но в самом себе самом признать не желает (агрессивность, склонность к лени, влечение к алкоголю и т.д.). Многие качества ребенка выводят родителей из себя, им кажется, что некоторые важные недостатки не проходят, несмотря на все их меры.

Вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания (противоречивый тип воспитания) Нередко родители расходятся во мнениях: один настаивает на весьма строгом воспитании, другой - склонен «жалеть» ребёнка. Это проявляется в выражении недовольства воспитательными методами другого супруга (один родитель наказывает, другой в это время упрекает в излишней строгости, один родитель настраивает ребенка против другого, говорят ему противоположные вещи).

Сдвиг в установках родителя по отношению к подростку в зависимости от пола подростка. Так, если подросток предпочитает в своем поведении женские качества, то родители несознательно отталкивают подростка мужского пола и т.п.

Общепризнано, что ошибки родительского воспитания негативно сказываются на развитии личности ребенка. Важно выделить конкретные критерии, по которым можно будет определить не только в какой степени влияют на ребенка отдельные родительские ошибки, но и, в целом, как характеризуется ситуация подростка с точки зрения улучшения воспитания в семье.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Слепухина Н.В. Основные ошибки, допускаемые родителями в воспитании, как проблема развития ребенка. Педагогика: история, перспективы. 2019. Том. 2. № 4. С. 26-29. http://dpo-journal.ru/index.php/pvsz/article/view/68

2. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. Педагогика любви и свободы. - М.: Аргументы и факты, 1993. - 608 с.

3. Желдак И.М. Искусство быть семьей: Практическое руководство. - Мн.: МП «Лерокс», 1988. - 160 с.

4. Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания / под ред. Д.И. Фель-дщтейна. - М. 1997. - 182 с.

REFERENCES

1. Slepukhina N.V. The most common mistakes made by parents as a problem in a child's development. Pedagogy: history, perspectives. 2019. Tom. 2. No. 4. Pp. 2629. Available at: http://dpo-journal.ru/index.php/pvsz/article/view/68

2. Azarov Yu.P. Family pedagogy. Pedagogy of love and freedom. Moscow: Arguments and facts, 1993. 608 p.

3. Zheldak I.M. the Art of being a family: a Practical guide. Meganewton.: MP «Lerox», 1988. - 160 p.

4. Lishin O.V. Pedagogical psychology of education, ed. by D. I. . Feldschtein. M. 1997. 182 p.

Информация об авторе: Слепухина Наталья Владимировна, логопед, педагог, медсестра, г. Новосибирск, клиника им. Мешалкина. e-mail: natali4409@rambler.ru

Поступила: 25.12.2019 После доработки: 11.02.2020 Принята к публикации: 27.02.2020

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи

Information about the author: Natalia V. Slepukhina, speech therapist with higher education, teacher, nurse clinic them. Meshalkin. Novosibirsk, Russia e-mail: natali4409@rambler.ru

The paper was submitted: 25.12.2019

Received after reworking: 11.02.2020

Accepted for publication: 27.02.2020

The author have read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.