Научная статья на тему 'Стилевые признаки советского классицизма в доме культуры «Горняк» в посёлке шерегеш Кемеровской области'

Стилевые признаки советского классицизма в доме культуры «Горняк» в посёлке шерегеш Кемеровской области Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
96
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОМ КУЛЬТУРЫ «ГОРНЯК» / ФАСАД / СОВЕТСКИЙ КЛАССИЦИЗМ / КОЛОННЫ / АНТАБЛЕМЕНТ / ФРОНТОН / ПЛАНИРОВКА / ИНТЕРЬЕРЫ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Вострикова Дарья Андреевна

В статье анализируется деформация стилевых признаков советского классицизма Дома культуры «Горняк» с 1953 г. по 2018 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стилевые признаки советского классицизма в доме культуры «Горняк» в посёлке шерегеш Кемеровской области»

Стены фасадов ДК «Горняк» оштукатурены, белого цвета, цоколь облицован природным камнем. Крыша сложная, четырехскатная на левом и правом крыле и двухскатная на фронтоне [3, с. 19]. Основным декоративным элементом является шестиколонный портик с фронтоном и колонны коринфского ордера [3, с. 21].

В настоящее время здания, построенные по типовым проектам, потеряли ценность в глазах зрителя. Многие из них утрачены, некоторые находятся на грани исчезновения. Люди перестали видеть в них объекты, символизирующую эпоху СССР, и относятся к ним небрежно: пренебрегают эксплуатационными требованиями и искажают их облик. ДК «Горняк» претерпел многие изменения: смена полихромного решения, покрытия кровли, утрата элементов декора. Если в дальнейшем, подход к работам на этом объекте не изменится, не станет более основательным, существует вероятность утраты ещё одного представителя советской классики.

Исходя из вышесказанного, Дом культуры «Горняк» рекомендуется к включению в реестр объектов культурного наследия регионального значения, как образец здания клубного назначения, характерного для советского периода.

Список литературы

1. Грабарь И.Э. Реставрация в советской России. В кн.: О русской архитектуре. Исследования. Охрана памятников. М.: Наука, 1969. С. 372-386.

2. Проект «ДК «Горняк» Капитальный ремонт здания» // ООО «Шерегеш- проект» Альбом КР. Шифр № 4937-^ в 2016 г.

3. Юсупов Э.С. Словарь терминов архитектуры. М: Ленинградская галерея, 1944. С. 18-36.

СТИЛЕВЫЕ ПРИЗНАКИ СОВЕТСКОГО КЛАССИЦИЗМА В ДОМЕ КУЛЬТУРЫ «ГОРНЯК» В ПОСЁЛКЕ ШЕРЕГЕШ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ Вострикова Д.А.

Вострикова Дарья Андреевна — студент, кафедра реставрации и реконструкции архитектурного наследия, Томский государственный архитектурно-строительный университет, Томск

Аннотация: в статье анализируется деформация стилевых признаков советского классицизма Дома культуры «Горняк» с 1953 г. по 2018 г.

Ключевые слова: Дом культуры «Горняк», фасад, советский классицизм, колонны, антаблемент, фронтон, планировка, интерьеры.

Данная статья посвящена проблеме сохранения советского классицизма в современной архитектурной застройке. Главный советский стиль потерял ценность в глазах зрителя, рискуя быть утраченным.

Дом культуры «Горняк» является представителем советского классицизма, построен в 1953 году, находится в пос. Шерегеш, по адресу ул. 19 Партсъезда, 4а, ограничен ул. Первомайская, ул. 19-го Партсъезда, ул. Веры Волошиной и ул. Кирова.

Дом культуры «Горняк» представляет собой двух и трёхэтажное кирпичное здание советского классицизма. Согласно стилю, объект имеет многообразие лепного декора, в своей планировке сохранил симметричную основу.

Западный (главный) фасад выходит на ул. 19-го Партсъезда имеет симметричную композицию, трехэтажный объем с портиком из шести колонн коринфского ордера круглого сечения. Над колоннами расположен антаблемент с фронтоном.

Восточный (дворовой) фасад примыкает с севера и юга к левому и правому крылу соответственно. Такое планировочное решение образует дворовое пространство. Южный и северный фасады правого и левого крыла расположены зеркально. Состоят из двух объемов: двухэтажный объем правого крыла и трехэтажный основного объема. Имеют 8 осей оконных проемов, 2 из которых находятся в трехэтажной части, на 2-м этаже южного фасада [1, с. 288].

Южный фасад левого крыла и северный фасад правого крыла также расположены зеркально и формируют дворовое пространство. Они имеют по 2 оси оконных проемов.

План 1 этажа План 2 этажа

Экспликация расположения ценных интерьеров: (Т) вестибюль (4) зрительный зал

(2) коридор (?) фойе 2этажа

® чал заседаний

Рис. 1. Схема расположения ценных интерьеров в ДК «Горняк»

Интерьеры дома культуры выполнены в стиле советского классицизма. Большое количество декоративных элементов соответствуют образу советского классицизма. [2, с. 212] Наиболее ценными интерьерами можно считать на первом этаже вестибюль, коридор и зал заседаний. На втором зрительный зал, фойе.

Вестибюль первого этажа просторное помещение в светлой цветовой гамме. Ценными элементами декора являются потолочная розетка с люстрой и кронштейны, находящиеся в арочном проёме.

По коридору через две парадные лестницы, расположенные симметрично попадаем в фойе второго этажа с колоннадой из пяти колонн коринфского ордера, которые держат цилиндрический свод, украшенный лепным декором.

Из фойе организован вход в зрительный зал на 300 мест, который оформлен в классическом стиле: кессонный потолок с лепными розетками, тяги из акантовых листьев, порезки, ионики и т.д. обильным количеством лепнины и эстрада. Объем зрительного зала разделен на три функциональные части: эстрада, зал и зона аппаратной [3, с. 93].

В заключение анализа стилевых признаков, можно считать, что деформация стиля советского классицизма не повлияла на конструктивные элементы, сохранив здание в работоспособном состоянии. Ценностная характеристика и физическое состояние поздних малоценных наслоений отрицательно влияют на внешнее восприятие исследуемого объекта.

Список литературы

1. Иконников А.В. Функция, форма, образ в архитектуре / А.В. Иконников. М.: Стройиздат, 1986. С. 288.

2. Лежава И.Г. Функция и структура формы в архитектуре: Копия отчета о НИР / И.Г. Лежава. М.: ВНТИЦ, 1988. С. 212.

3. Максимов П.Н. Топоров С.А. Архитектурные обмеры: Пособие по фиксации памятников архитектуры. М.: Изд-во Академии Архитектуры СССР, 1949. С. 93.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.