Научная статья на тему 'Стилевые характеристики когнитивной сферы детей 6-7 лет'

Стилевые характеристики когнитивной сферы детей 6-7 лет Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
814
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОГНИТИВНЫЕ СТИЛИ / COGNITIVE STYLES / ПОЛЕЗАВИСИМОСТЬ / FIELD-DEPENDENCE / ПОЛЕНЕЗАВИСИМОСТЬ / FIELD-INDEPENDENCE / ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОСТЬ ПОЛЯ / DIFFERENTIATION OF FIELD / РЕФЛЕКТИВНОСТЬ/ИМПУЛЬСИВНОСТЬ / REFLECTION/IMPULSIVENESS / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / PRESCHOOL AGE / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / PRIMARY SCHOOL AGE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Яблокова Аида Вячеславовна

Статья посвящена проблеме когнитивных стилей в детском возрасте. Отражены результаты исследования дифференцированности поля и типа реагирования у детей 6-7 лет. Приведены результаты экспериментов показывающие, что у детей к началу обучения в школе уже наблюдаются индивидуальные различия в способах восприятия и переработки информации. Статистически значимых половых различий по данному когнитивному стилю обнаружено не было. При этом, распределение девочек и мальчиков по параметрам рефлексивность и быстрота/точность (в процентном соотношении) все же отличаются друг от друга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Characteristics of styles of cognitive sphere of children of 6-7 years

The article is devoted to the problem of cognitive styles in childhood: it reflects the results of studies of differentiation of the field and the type of response in children aged 6-7. The author also examines the question of sexual differences in the studied characteristics. Statistically significant sex differences on the cognitive style have not been found. Nevertheless, distributions of girls and boys in the parameters of reflexivity and speed / accuracy (as a percentage) are different from each other.

Текст научной работы на тему «Стилевые характеристики когнитивной сферы детей 6-7 лет»

УДК 159.922.7

Яблокова Аида Вячеславовна

Вологодский государственный университет

ai82@mail.ru

СТИЛЕВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КОГНИТИВНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ

Статья посвящена проблеме когнитивных стилей в детском возрасте. Отражены результаты исследования дифференцированности поля и типа реагирования у детей 6-7 лет. Приведены результаты экспериментов показывающие, что у детей к началу обучения в школе уже наблюдаются индивидуальные различия в способах восприятия и переработки информации. Статистически значимых половых различий по данному когнитивному стилю обнаружено не было. При этом, распределение девочек и мальчиков по параметрам рефлексивность и быстрота/точность (в процентном соотношении) все же отличаются друг от друга.

Ключевые слова: когнитивные стили, дифференцированность поля, полезависимость, поленезависимость, рефлексивность-импульсивность, дошкольный возраст, младший школьный возраст.

В середине 50-х гг. XX в. в психологической науке появилось понятие «когнитивный стиль». В книге Г. Клауса «Введение в дифференциальную психологию учения» можно встретить следующее определение данного понятия: «Когнитивные стили - это гипотетические конструкты для обозначения преимущественно используемых человеком способов восприятия, мышления и действия» [1, с. 92].

Анализируя многочисленные определения понятия «когнитивный стиль» в литературе, мы в своей работе придерживаемся следующего. Когнитивный стиль - это формально-динамическая особенность интеллектуальной деятельности; это индивидуальный способ получения, переработки и воспроизведения информации [2]. В отечественной литературе устоялся термин «когнитивный стиль» именно как индивидуально-своеобразный способ изучения реальности.

В современной зарубежной и отечественной литературе можно встретить описание около двух десятков различных когнитивных стилей. Как указывает Г. Клаус, наиболее важными когнитивными стилями считаются дифференцированность поля (с параметрами «полезависимость - поленезависимость») и тип реагирования (с параметрами «импульсивность - рефлексивность»). Обе эти типологии использовались в многочисленных психологических исследованиях, в том числе и Г. Клаусом [1]. Однако следует отметить, что в основном исследования данных стилей проводились с участием взрослых испытуемых, школьников-подростков и гораздо реже младших школьников. Кроме того, одним из самых острых вопросов возрастной проблематики когнитивных стилей, как указывает М.А. Холодная, является вопрос о том, есть ли когнитивные стили в раннем детском (дошкольном) возрасте. На этот счет существует три точки зрения. Одни авторы считают, что говорить о когнитивных стилях у детей дошкольного возраста нельзя, поскольку они начинают проявляться позже под влиянием обучения и воспитания. Согласно другой точке зрения, стили в детском возрасте есть. Об этом свидетельствуют эксперименты М. Сакса, в которых одни двух-трехлетние дети

демонстрировали полезависимость, а другие - по-ленезависимость (Сакс, 1985). А.Г. Асмолов также отмечал, что когнитивные стили относятся к биологическим свойствам индивида, являются «безличными» предпосылками развития личности. Существует также третья точка зрения, что дети дошкольного возраста способны к полистилевому поведению. Но и здесь, опять же, как указывает М.А. Холодная, можно говорить об отсутствии стиля, поскольку ребенок не проявляет устойчивого способа взаимодействия с реальностью [2].

Исследования детерминант формирования механизмов стилевого поведения также не дают однозначного ответа на вопрос о том, когда когнитивные стили как устойчивые способы организации познавательной деятельности начинают проявляться в онтогенезе. Генетические исследования, которые крайне малочисленны, касаются главным образом таких стилевых свойств, как тип реагирования и дифференцированность поля, а имеющиеся факты противоречивы. Также довольно немногочисленны исследования данной проблемы у детей дошкольного возраста. Одной из причин этого, на наш взгляд, являются методологические трудности, связанные с объектом исследования.

В нашей работе мы решили остановиться на изучении указанных стилей у детей 6-7 лет. Для определения дифференцированности поля мы разработали методику, аналогичную известной методике «Фигуры Готтшальда», рассчитанную на взрослую выборку. Суть ее заключается в следующем. Ребенку предлагается серия картинок, где он должен из нескольких сложных фигур найти ту, которая состоит из указанных в образце простых фигур. Каждый раз набор простых и сложных фигур различный. В последнем задании ребенку необходимо в квадрате, разделенном на несколько фигур, найти ту, которая есть среди представленных простых фигур. Работа с каждым ребенком проводилась индивидуально, экспериментатор фиксировал ответы ребенка, а также время, затраченное на решение каждого задания. В результате мы получили две шкалы: количество правильных ответов и общее время решениях всех заданий в минутах. Большое количество верных ответов при малых

© Яблокова А.В., 2016

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика М- № 1

91

ПСИХОЛОГИЯ

<D

и о

ч $

о и н

и

£

90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

77

-64-

-64-

51

Поленезависимые

Полезависимые

Е Наблюдаемая частота □ Ожидаемая частота Рисунок 1. Распределение детей по стилю «дифференцированность поля»

ч с

60

50

40

30

20

10

57

32

34

32

32

32

28

Импульсивные Рефлексивные Быстрые/точные Медленные/неточные

[1 Наблюдаемая частота □ Ожидаемая частота Рисунок 2. Распределение детей по стилю «тип реагирования»

затратах времени свидетельствуют о выраженном параметре поленезависимости.

Валидность данной методики проверялась нами на выборке детей 9 лет и была доказана посредством корреляционного анализа с данными, полученными на этой же выборке по классической методике «Фигуры Готтшальда» (RS=0,721*, р=0,019).

Для определения у детей такого когнитивного стиля, как тип реагирования, нами была использована методика Дж. Кагана MFFT (Matching Familiar Figures Test) [3].

В исследовании приняли участие 128 детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет): 75 мальчиков, 53 девочки.

В результате обработки данных в группу по-лезависимых попали 77 человек, в группу поле-независимых - 51 человек (рис. 1). Полученное распределение статистически значимо отличается от равномерного, что было проверено нами с помощью критерия .Р (Р=5,281*, р < 0,05).

Что касается стиля «тип реагирования», здесь также были обнаружены существенные различия между детьми. В результате обработки данных было выделено четыре группы детей: импульсивные (быстрые и неточные), рефлексивные (медлен-

ные и точные), «быстрые и точные», «медленные и неточные» (рис. 2). Полученное распределение статистически значимо отличается от равномерного, что было проверено нами с помощью критерия .Р (Р=36,69**, р < 0,01).

Таким образом, можно сделать вывод, что большинство детей 6-7 лет являются полезависимыми и импульсивными, что объясняется психофизиологическими особенностями возраста - преимущественно целостным восприятием, незрелостью нервной системы и несформированностью самоконтроля.

Однако нельзя не принять во внимание тот факт, что среди детей 6-7 лет есть также дети с другими стилевыми особенностями познавательной деятельности (поленезависимые, рефлексивные, быстрые/точные и медленные/неточные). Это, по нашему мнению, говорит в пользу той точки зрения, что у детей к началу обучения в школе уже наблюдаются индивидуальные различия в способах восприятия и переработки информации.

Одна из частных задач, которую мы осуществили в процессе исследования, заключалась в том, чтобы определить, существуют ли значимые половые различия в изучаемых нами когнитивных стилях у детей 6-7 лет. Для проверки данной гипо-

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «iv- 2016, Том 22

92

Таблица 2

Распределение мальчиков и девочек по стилю «тип реагирования» (количество человек)

Таблица 1

Распределение мальчиков и девочек по стилю «дифференцированность поля»

(количество человек)

Пол

Девочки Мальчики

Кол-во % Кол-во %

Полезависимые 23 42 28 38

Поленезависимые 32 58 45 62

Итого 55 100 73 100

Пол

Девочки Мальчики

Кол-во % Кол-во %

Импульсивные 22 40 34 47

Рефлексивные 21 38 14 19

Быстрые и точные 9 16,5 19 26

Медленные и неточные 3 5,5 6 8

Итого 55 100 73 100

тезы, мы использовали критерий Х2 для сравнения двух эмпирических распределений. Рассмотрим сначала полученные результаты по стилю «диффе-ренцированность поля» (табл. 1).

Как видно из таблицы 1, группы полезависимых девочек и мальчиков, как и поленезависимых, в процентном соотношении примерно одинаковы по объему. Статистически значимых половых различий по данному когнитивному стилю нами обнаружено не было (Х=0,128, р=0,721). Анализ исследований взрослых людей также показывает, что половые различия по параметру расчлененности поля наблюдаются не так часто и выражены они незначительно (с преобладанием поленезависимости у мужчин). Хотя применительно к нашей выборке, отсутствие половых различий может быть обусловлено возрастными особенностями познавательной деятельности, в том числе процесса восприятия.

Распределение мальчиков и девочек по стилю «тип реагирования» представлено в таблице 2.

Статистически значимых половых различий по типу реагирования нами также обнаружено не было (Х2 =5,671, р=0,129). Хотя из таблицы видно, что распределения девочек и мальчиков по параметрам рефлексивность и быстрота/точность (в процентном соотношении) все же отличаются друг от друга. Среди рефлексивных гораздо больше девочек, среди быстрых и точных - мальчиков. Мы решили проверить отдельно значимость половых различий по этим двум характеристикам и убедились, что они существуют (Х2 =4,39*, р=0,036).

Таким образом, можно сказать, что девочки гораздо чаще являются рефлексивными, для верного ответа им требуется больше времени, чем мальчикам; а мальчики чаще девочек оказываются спо-

собными быстрее решить задачу правильно. Возможно, это связано с тем, что девочки в среднем более осторожные, усидчивые и независимо от уровня интеллектуального развития чаще стремятся сначала несколько раз проверить себя, прежде чем дать готовый ответ. Мы предполагаем также, что данные результаты могут быть обусловлены в целом несколько опережающим развитием девочек, в том числе уровнем их самосознания. Самооценка девочек несколько раньше дифференцируется, и они не настолько бывают уверены в своих действиях, как мальчики. Может быть, девочки 6-7 лет в среднем чаще мальчиков стремятся все выполнить правильно, у них более развито чувство долга и ответственности за свои действия.

Перспективу нашего исследования мы видим в расширении возрастных границ выборки, а также в изучении других когнитивных стилей у детей (широта категорий, когнитивная сложность и пр.). Помимо этого стоит решить такую исследовательскую задачу, как выявление связи успешности учебной деятельности с различными стилевыми характеристиками младших школьников, а также рассмотреть вопрос о связи отдельных параметров когнитивных стилей с уровневыми характеристиками интеллекта.

Библиографический список

1. Клаус Г. Введение в дифференциальную психологию учения. - М.: Педагогика, 1987. - 176 с.

2. Холодная М.А. Когнитивные стили: О природе индивидуального ума. - М.: ПЕР СЭ, 2002. - 304 с.

3. Kagan J. Reflection-impulsivity: The generality and dynamics of conceptual tempo // J. of Abnorm. Psychology. - 1966. - V. 71. - P. 17-24.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика М- № 1

93

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.