P.F. Lesgafta, Vol. 63, No. 5, pp. 98-101.
6. Tarakanov, B.I. (2000), Pedagogical principles of management training fighters, monograph, publishing house SGAFK, St.-Petersburg, Russian Federation.
7. Chi, D. (1994), Optimizing individual training taekwondists with their psychological qualities: dissertation, St.-Petersburg, Russian Federation.
8. Epov, O.G. (2009), “Some aspects of the study of tactical and technical action and tactical and technical structures in Taekwondo”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 49, No. 3, pp. 89-92.
Контактная информация: markelovdn@gmail.com
Статья поступила в редакцию 11.02.2012.
УДК 159.99
СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В СЕМЬЯХ СПОРТСМЕНОВ-ПРОФЕССИОНАЛОВ
Алёна Васильевна Дуванина, аспирант,
Ирина Геннадиевна Станиславская, кандидат психологических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
В тексте статьи представлены психологические особенности стиля воспитания в семьях спортсменов-профессионалов Идея авторского процесса консультирования заключается в работе с особенностями семей спортсменов-профессионалов при помощи аппаратного метода акустической нейромодуляции. Авторы выделяют направления консультационной работы с семьями спортсменов (супружеское, детско-родительское, индивидуальное, семейное). Полученные результаты дают статистически значимую информацию об особенностях стиля воспитания детей в семьях спортс-менов-профессионалов. Выраженность таких параметров стиля воспитания как «фобия утраты ребенка», «неразвитость родительских чувств», «воспитательная неуверенность», «неустойчивость стиля воспитания», «вынесения супружеских проблем в сферу воспитания» позволяет определить типические для семей спортсменов проблемы детско-родительских отношений и учесть в психологическом консультировании эти особенности.
Ключевые слова: психология спорта, семья, стили воспитания в семье, метод акустической нейромодуляции, психологическое консультирование, детско-родительские отношения.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.02.96.p49-52
STYLE OF EDUCATION OF CHILDREN IN FAMILIES OF ATHLETES-
PROFESSIONALS
Alena Vasilyevna Duvanina, the post-graduate student,
Irina Gennadiyevna Stanislavsky, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St.-Petersburg
Annotation
Psychological features of style of education in families of athletes-professionals have been presented in the text of article. The idea of author's process of consultation consists in work with features of families of athletes-professionals by means of a hardware method of acoustic neuromodulation. Authors allocate the directions for the consulting work with families of athletes (matrimonial, child parental, individual, family). The received results give statistically significant information on features of style of education of children in families of athletes-professionals. Expressiveness of such parameters of style of education as "the phobia of loss of the child", "backwardness of parental feelings", "educational uncertainty", "instability of style of education", "removal of matrimonial problems to the education sphere" allows to define typical for families of athletes problems of the child-parental relations and consider these features
in psychological consultation.
Keywords: sports psychology, family, styles of éducation in family, method of acoustic neuromodulation, psychological consultation, child-parental relations.
Целью данного исследования является изучение особенностей личности спортсмена при исполнении им различных социальных ролей - спортсмен (ка), муж (жена), отец (мать) и их влияние на личностное развитие ребенка и родителей в семье спортсменов. Особенностью данного исследования является изучение профессиональных деформаций личности спортсменов высокого уровня и их перенос на семейные отношения. Подбор комплексных средств воздействия на разные модальности личностных проявлений, в процессе консультирования (применение телесно-ориентированной терапии, аппарата БОС, техник визуализации проблемы и др.).
Данная статья основана на материалах исследования, посвященного гармонизации отношений в семьях спортсменов, средствами психологического консультирования [1]. В исследовании приняло участие 50 семей, где спортсменами являются сами родители или дети. В рамках данной работы разработано инновационное направление психологического консультирования семей спортсменов учитывающее их психологические и психофизиологические особенности. Подобное консультирование предлагает системный подход к семье спортсмена и работу по следующим направлениям (в зависимости от запроса спортсмена и вида спорта):
- индивидуальное СК (спортивное консультирование), решение проблем в профессиональной сфере (нестабильность результатов, непонимание с командой, кризис завершения карьеры и т.д.);
- супружеское СК (работа с родителями - профессиональными спортсменами, кризисы спортивной семьи, измены, распределение лидерства в семье, проблемы воспитания детей и т.д.);
- детско-родительское СК (проблемы воспитания, выбор стиля воспитания и
т.д.);
- семейное СК (работа с семьей целиком, системный подход к консультированию, с элементами телесно-ориентированной терапии, использование БОС);
- работа с детьми и подростками - профессиональными спортсменами (целепо-лагание, работа с мотивацией на учебу, технико-тактические моменты, проблемы взаимоотношений с родителями и тренерским составом).
В ходе исследования семей спортсменов профессионалов выявлены статистически достоверные корреляции по Спирмену (рисунок) между шкалами методики «Анализ семейных взаимоотношений» [2]. Корреляционный анализ показал, что семьи спортсменов обладают следующими особенностями стиля воспитания:
1. ФУ (фобия «утраты ребенка») - один из центральных факторов стиля воспитания в семьях спортсменов. ФУ связан с биографическими показателями (возраст, семейный стаж); с психологическими личностными проблемами родителя, решаемыми за счет ребенка (неразвитость родительских чувств (НРЧ); вынесением конфликта между супругами в сферу воспитания (ВК; проецированием на ребенка собственных нежелательных качеств (ПНК); с количеством и качеством требований, предъявляемых ребенку (чрезмерность педагогических санкций (С+). Родитель спортсмен часто находится на спортивных сборах, общение с детьми и воспитательное воздействие на них происходит редко, при этом родитель зачастую решает свои внутриличностные проблемы, за счет ребенка и применяет строгие воспитательные меры; чрезмерно реагирует даже на незначительные нарушения поведения, защищая тем самым ребенка, которого он боится утратить (эмоционально или физически).
2. Неустойчивость стиля воспитания (Н) в семьях спортсменов связана с биографическими параметрами (семейный стаж, возраст); проблемами личности родителя, решаемыми за счет ребенка (воспитательной неуверенностью родителей (ВН), «фобией
утраты» ребенка (ФУ); чрезмерностью санкций в воспитании (С+). С увеличением семейного стажа и возраста спортсмен в общении с детьми начинает резко менять стиль и приемы воспитания (переход от очень строгого к либеральному стилю и затем, наоборот), что вызвано неуверенностью в роли родителя и страхом утраты собственного ребенка (эмоционально).
Рис. Обозначения - ФУ - фобия утраты ребенка, Н - неустойчивость стиля воспитания, НРЧ - неразвитость родительских чувств, ПНК - проекция на ребенка собственных нежелательных качеств, ВК - вынесения конфликта между супругами в сферу воспитания, С+ чрезмерность санкций в воспитании, С - минимальность воспитательных санкций, ВН - воспитательная неуверенность родителей.
3. Неразвитость родительских чувств (НРЧ) связана с блоком биографических данных (пол), личностными проблемами родителей, решаемыми за счет ребенка (ФУ, ПНК, ВК). По данным исследования - мужчины спортсмены чаще испытывают при общении с собственными детьми «фобию утраты ребенка», проецируют на него собственные нежелательные качества и выносят конфликты с супругой в сферу воспитания.
4. Проекция на ребенка собственных нежелательных качеств (ПНК) имеет связь с биографическим блоком (возраст, семейный стаж), воспитательной неуверенностью родителя (Н), проблемами родителей, решаемых за счет ребенка (неразвитость родительских чувств (НРЧ). С увеличением возраста и семейного стажа спортсмены имеют тенденцию проецировать не ребенка собственные неосознаваемые качества, что обусловлено такими особенностями воспитания, как неразвитость родительских чувств и воспитательской неуверенностью родителя.
5. Фактор вынесения конфликта между супругами в сферу воспитания (ВК) связан с семейным стажем, личностными проблемами родителя, решаемыми за счет ребенка (ФУ, НРЧ), воспитательной неуверенностью родителей (Н). Спортсмены, при общении в семье имеют тенденцию выносить супружеские конфликты в сферу воспитания, с возрастанием семейного стажа, данная тенденция усиливается и сочетается со страхом утратить ребенка, неразвитостью родительских чувств.
6. Возраст коррелирует с биографическими параметрами (семейный стаж, коли-
чество детей); с проблемами личности спортсмена, решаемыми за счет ребенка (проекция на ребенка собственных нежелательных качеств (ПНК), фобия утраты ребенка (ФУ); воспитательная неуверенность родителей (Н).
7. Семейный стаж в семьях спортсменов связан с проблемами личности родителя решаемыми за счет ребенка (проекция на ребенка собственных нежелательных качеств (ПНК); вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания (ВК); фобия утраты ребенка (ФУ), неустойчивостью стиля воспитания (Н). По мере возрастания семейного стажа, в семьях спортсменов, родители демонстрируют деструктивные элементы воспитательной системы и поддаются тенденции выносить конфликтные ситуации между супругами в сферу воспитания. Все эти явления сопровождаются типичными для спортсменов чертами - воспитательной неуверенностью и фобией «утраты ребёнка».
В заключении, можно сказать, что выявленные особенности в детско-родительских отношениях спортсменов высокой квалификации позволяют разработать программу психологического консультирования, учитывающие эти особенности и способствующие гармонизации отношений в семьях спортсменов. В рамках разработанной программы сопровождения спортсменов для преодоления вышеперечисленных трудностей используется метод акустической нейромодуляции (АНМ) и приемы телесноориентированной терапии [1].
ЛИТЕРАТУРА
1. Изварина, Н.Л. Совершенствование навыков саморегуляции у борцов грекоримского стиля методом акустической нейромодуляции (АНМ) / Н.Л. Изварина, И.Г. Станиславская, А.В. Дуванина // IV-я Междунар. науч.-практ. конф. «Высокие технологии, фундаментальные и прикладные исследования в физиологии и медицине» : сборник статей. - СПб. : [б.и.], 2012. - С. 50-55.
2. Эйдемиллер, Э.Г. Психология и психотерапия семьи / Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. — СПб. : Питер, 1999. - 656 с.
REFERENCES
1. Izvarina, N. L. Stanislavsky, I.G. and Duvanina, A.V. (2012), “Improvement of skills of self-control at fighters of the Greek-Roman style a method of acoustic neuromodulation”, The high technologies basic and applied researches in physiology and medicine: conference, pp. 50-55.
2. Eydemiller, E.G. and Yustitskis, V. (1999), Psychology and family psychotherapy, publishing house “Peter”, St.-Petersburg, Russian Federation.
Контактная информация: alyona.duvanina@mail.ru
Статья поступила в редакцию 11.02.2012.
УДК 796.56
ЗАВИСИМОСТЬ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧАСТИЯ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ 17-18 ЛЕТ В ГРУППОВЫХ ТАКТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЯХ ОТ ИНДИВИДУАЛЬНОТИПОЛОГИЧЕСКИХ СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ
Алла Витальевна Ежова, кандидат педагогических наук, доцент,
Воронежский государственный институт физической культуры (ВГИФК),
Светлана Станиславовна Даценко, кандидат педагогических наук, доцент, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма
(КГУФКСТ) г. Краснодар
Аннотация
Мы предполагаем, что существует наличие взаимосвязи между отдельными индивидуально-типологическими свойствами личности и эффективностью командных тактических действий в