Научная статья на тему 'Стиль писателя в современных узбекских поэмах'

Стиль писателя в современных узбекских поэмах Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
124
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
THE STYLE OF THE WRITER / PLOT / EPIC POEM / LYRO-EPIC POEM / LYRIC THOUGHTS / NON TRADITIONAL STYLE OD DESCRIPTION / LYRIC HERO / MODERN TONE / TASAVWUF MOTIF / ROMANIZATION / CТИЛЬ ПИСАТЕЛЯ / СЮЖЕТ / ЛИРИЧЕСКАЯ ПОЭМА / ЛИРО-ЭПИЧЕСКАЯ ПОЭМА / ЛИРИЧЕСКОЕ ПЕРЕЖИВАНИЕ / НЕТРАДИЦИОННЫЙ СТИЛЬ ИЗОБРАЖЕНИЯ / ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ / МОДЕРНИСТСКИЙ МОТИВ / МОТИВ ТАСАВВУФА / РОМАНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Уракова Нафосат

Своеобразие и жанрово-стилистическое обновление современных узбекских поэм продолжает развиваться, питаясь из корней мировой литературы и узбекских классических произведений. На примере поэм Абдуллы Арипова, Аскара Махкама, Эшкобила Шукура, Икрома Отамурода и Усмона Кучкора проанализированы традиционные и нетрадиционные стили изображения, модернистские изыскания в них. В поэзии того периода синтез поэмы и драмы, а также поэтические и лирические особенности вывели жанр синтеза на новый уровень. Важной особенностью эпистемологии является введение лирических образов известных деятелей, которые заслужили имя в истории Родины и нации, использование фольклорного стиля, сочетание поэзии и прозы. В этой статье освещаются некоторые тенденции последних узбекских эпосов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STYLE OF WRITER IN MODERN UZBEK POEMS

A peculiar and genre-stylistic innovations in Modern Uzbek epic poetry are continuing, nourishing from the roots of world literature and our outstanding works. Under the examples of a number of works by Abdulla Oripov, Askar Mahkam, Eshqobil Shukur, Ikrom Otamurod, Usmon Quchkor the traditional and non traditional styles of description as well as modern findings in epic poetry are analyzed and interpreted. In the current period of poetry the lyric features of epic poems and dramas as well as epic poems and lyrics are harmonized and the process of the sincretization raised up into a new stage. Creating lyric images of famous and outstanding people who left a good memory in the history of the country, using national style of the epic poetry, harmonizing the forms of poetry and prose has become one of the significant features of epic poetry. The article reveals some features of the above tendencies in Uzbek epic poems of the latest period.

Текст научной работы на тему «Стиль писателя в современных узбекских поэмах»

THE STYLE OF WRITER IN MODERN UZBEK POEMS Urakova N. (Republic of Uzbekistan) Email: [email protected]

Urakova Nafosat - Teacher, DEPARTMENT UZBEK LITERATURE, BUKHARA STATE UNIVERSITY, BUKHARA, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: а peculiar and genre-stylistic innovations in Modern Uzbek epic poetry are continuing, nourishing from the roots of world literature and our outstanding works. Under the examples of a number of works by Abdulla Oripov, Askar Mahkam, Eshqobil Shukur, Ikrom Otamurod, Usmon Quchkor the traditional and non traditional styles of description as well as modern findings in epic poetry are analyzed and interpreted. In the current period ofpoetry the lyric features of epic poems and dramas as well as epic poems and lyrics are harmonized and the process of the sincretization raised up into a new stage. Creating lyric images of famous and outstanding people who left a good memory in the history of the country, using national style of the epic poetry, harmonizing the forms of poetry and prose has become one of the significant features of epic poetry. The article reveals some features of the above tendencies in Uzbek epic poems of the latest period. Keywords: the style of the writer, plot, epic poem, lyro-epic poem, lyric thoughts, non traditional style od description, lyric hero, modern tone, tasavwuf motif, romanization.

СТИЛЬ ПИСАТЕЛЯ В СОВРЕМЕННЫХ УЗБЕКСКИХ ПОЭМАХ Уракова Н. (Республика Узбекистан)

Уракова Нафосат - преподаватель, кафедра узбекской литературы, Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: своеобразие и жанрово-стилистическое обновление современных узбекских поэм продолжает развиваться, питаясь из корней мировой литературы и узбекских классических произведений. На примере поэм Абдуллы Арипова, Аскара Махкама, Эшкобила Шукура, Икрома Отамурода и Усмона Кучкора проанализированы традиционные и нетрадиционные стили изображения, модернистские изыскания в них. В поэзии того периода синтез поэмы и драмы, а также поэтические и лирические особенности вывели жанр синтеза на новый уровень. Важной особенностью эпистемологии является введение лирических образов известных деятелей, которые заслужили имя в истории Родины и нации, использование фольклорного стиля, сочетание поэзии и прозы. В этой статье освещаются некоторые тенденции последних узбекских эпосов.

Ключевые слова: ^иль писателя, сюжет, лирическая поэма, лиро-эпическая поэма, лирическое переживание, нетрадиционный стиль изображения, лирический герой, модернистский мотив, мотив тасаввуфа, романизация.

В мировом литературоведении исследован художественный процесс и своеобразие произведений жанра поэмы. Поэмы узбекской литературы периода независимости развиваются согласно новым принципам. В последние годы создана своеобразная художественная система поэм, состоящая из изображения лирических переживаний, которые продолжают славную сюжетную традицию произведений великих поэтов, таких как А. Орипов, Э. Вахидов, О. Матжон и Х. Шарипов.

В поэмах, принадлежащих перу поэтов Э. Шукура, А. Кутбиддина, И. Отамурода, У. Кучкара, отражаются национальное поэтическое мышление, несравненные традиции и взгляды нашего народа. В частности, обретенные в годы независимости свободомыслие и открытость привели к обновлению народного сознания и мировоззрения. Известно, что коренные изменения в социально-политической сфере, позитивные обновления в духовной жизни общества прежде всего находят отражение в

литературе. Литература во все времена являлась зеркалом духовности народа. Недаром великий узбекский поэт Абдулхамид Сулаймон угли Чулпон, живший сто лет назад, провозгласил лозунг о том, что «Нация жива, пока живет литература!». Эти слова, обладающие глубочайшим смыслом, даже сегодня никоим образом не потеряли свое значение и ценность. Действительно, если будут жить литература, искусство и культура, то всему человечеству будет обеспечено достойное существование

Все изменения, происходящие в последнее время в сознании и мышлении человека, полным образом находят выражение в современной узбекской литературе, в частности в поэмах

Традиции, сформировавшиеся в течение многих лет в мировой литературе, не оставили без внимания современные узбекские поэмы. Своеобразный художественный стиль выражения свойственный поэмам мира явно чувствуются также и в лирических поэмах модернистского направления. Кроме этого, усовершенствованы традиционные стили выражения. Узбекские писатели продолжая традиции узбекского устного народного творчества и классической литературы стремятся гармонично выразить уроки, полученные из мировой литературы. Усиление данного своеобразия в литературе периода независимости можно явно прочувствовать на примере жанра поэмы. Наблюдая это в узбекских поэмах последних лет можно отметить появление новых образцов творчества, которые с точки зрения стиля писателя и индивидуальности абсолютно не повторяют друг друга. В этих произведениях сделан отход от социальной литературы в пользу личностной, душевной литературы. Также в последнее время в узбекских поэмах сделан серьёзный акцент на просторы человеческого внутреннего мира, пейзажей души и изображение чувственных глубин. Широкая актуализация поэм времени, отражение в них тасаввуфо-философских и модернистских мотивов созвучных опытам классической и мировой литературы явно наблюдается в творчестве поэта И. Отамурода. Современные традиции поэм и стили выражения отражены в творчестве У. Кучкора.

Во всех периодах узбекской литературы поэма всегда являлась активным жанром. В частности, в узбекской литературе последнего времени поэма превратилась в один из ведущих жанров. В творчестве поэтов А. Орипова, Э. Шукура, А. Кутбиддина, С. Саййида, И. Отамурода, У. Кучкора созданы художественно совершенные образцы такого жанра. Эти поэмы с точки зрения своеобразного стиля изображения, индивидуальности писателя и эстетического подхода к действительности образуют художественную систему. Стиль будучи частным явлением относится к определенному писателю. Как писал Абдурауф Фитрат: «Пишущий поэт, поднимаясь ввысь от искусства, начинает создавать для себя специальный (своеобразный) стиль. Обретя совершенные мысли, фантазии, понимание и формы поэт начинает видеть очертания достойного для себя стиля»2.

Действительно, стиль у писателя формируется в течение долгих лет, параллельно с износом его пера и выражается в высокохудожественных произведениях. Стиль «рождается и совершенствуется» в творческом мире писателя. Он самовыражается в качестве художественного образа и находит путь к сердцу писателя. Таким образом читатель узнает и открывает для себя автора.

В литературоведении осуществлен ряд исследований по изучению стиля писателя. На основе анализа творческих лабораторий известных писателей и поэтов изучено своеобразие стиля отдельно взятых авторов. Вопрос индивидуальности и стиля автора не был специально исследован в аспекте сравнения творчества определенных поэмописцев. В узбекских поэмах воплощены своеобразия мировой, народной, классической и современных поэм. Следовательно, поэма А. Арипова «Пейзажи независимости» в отличие от других поэм создан в неповторимом стиле. Формирование поэм из панорам не является какой-то

1 Мирзиёев Ш. Литература, искусство и культура живут в мире, а нация, народ и все человечество живут в мире. Текст обращения Мирзиёева к участникам международной конференции «Актуальные вопросы изучения и распространения узбекской классической и современной литературы на международной арене». WWW. xabar.uz.

2 Абдурауф Фитрат. Правила литературы. Избранные произведения. Том 4. Ташкент: Просвещение, 2006. С. 26.

новизной в нашей литературе. Однако это означает продолжение межжанровой синкретизации и гармонизацию своеобразия драмы и поэмы.

Поэмы А. Махкама берут начало из истоков тасаввуфа и классических поэм. Поэмы «Фотиха» и «Ишк» являются доказательством тому. Об этом пишет Д. Кувватова: «Главный стрежень, который объединяет в себе поэмы Аскар Махкама, - это божественная доброта. Именно божественная доброта явно выражается в ручейках любви в Создателю»1. Его поэма «Таважжух» без преувеличения является песней души Бабура. Потому что в этой поэме А. Махкама, состоящей сугубо из монологов, отражен личностный мир, душевные переживания Бабура как шаха, так и поэта. Или же в поэме Э. Шукура «Накшбанд» выражена личностная жизнь человека, достигшего уровня совершенства, его нравственные и просветительские взгляды. Следовательно это демонстрирует, насколько современные поэмы смогли углубиться в духовное начало народа.

Вместе с этим, в последнее время воплощение лирических образов известных людей, оставивших достойный след в истории Родины и нации, стало важной особенностью создаваемых поэм. Художественные образы таких великих деятелей, как Алишер Навои [О. Х,ожиева «Нажот» (Спасение), Ш. Курбон «Суз йули» (Дорога слова), И. Отамурод «Рухдан сизган нур» (Свет, исходящий от души], Захириддин Бабур [А. Махкам «Таважжух», И. Тулаков «Сунгги кеча» (Последний вечер)], Машраб [Т. Низом «Рухи равоним»] обрели новое олицетворение в поэмах. Применение стиля народных поэм поэмы М. Тоира «Окиб кетган армонлар» (Растаявшие мечты) «Ошик; о^и» (Стоны влюбленного], гармонизация прозы и поэзии свойственны современным поэмам.

Значит, важнейшие особенности узбекских поэм последних лет выражены в следующем:

1. Обновление стиля: народное повествование, использования прозы и поэзии свойственных народным поэмам.

2. Глубокое проникновение в духовные источники, вхождение в поэмы мотивов тасаввуфа.

3. Ускорение процесса синкретизации жанров, сближение в поэмах драмы и романа.

4. Художественное воплощение образов великих деятелей, оставивших достойный след в истории Родины и нации.

5. Стиль модерна.

Можно отметить, что на основе этих особенностей в нашей литературе сформировалась цельная система поэм традиционного и нетрадиционного стиля. Также следует сказать что современное проявление поэм таким образом стало понемногу впитывать в себя классическую сущность. Усилился принцип беспристрастного отношения с собственной истории, создания художественных образов великих людей прошлого. Параллельно с глубоким проникновением во внутренний мир человека герои поэм сегодняшнего дня вернулись к осознанию самого себя и сделали уверенный шаг на путь совершенства.

Список литературы /References

1. Абдурауф Фитрат. Правила литературы. Избранные произведения. Том 4. Ташкент: Просвещение, 2006. С. 26.

2. Кувватова Д. Особенности развития узбекской эпохи второй половины 20 века: Дисс.... док-ра. филол. наук. Ташкент, 2016. С. 61.

3. Мирзиёев Ш. Литература, искусство и культура живут в мире, а нация, народ и все человечество живут в мире. Текст обращения Мирзиёева к участникам международной конференции «Актуальные вопросы изучения и распространения узбекской классической и современной литературы на международной арене». [Электронный ресурс]. Режим доступа: WWW. xabar.uz/ (дата обращения: 22.08.2019).

1 Кувватова Д. Особенности развития узбекской эпохи второй половины 20 века: Дисс....док-ра. филол. наук. Ташкент, 2016. С. 61.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.