Научная статья на тему 'Стиль мышления и образовательный процесс в современной науке'

Стиль мышления и образовательный процесс в современной науке Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
21
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Андреев А. А.

В данной работе рассматриваются основные тенденции в современной науке, которые тесно взаимосвязаны с такими важными аспектами как образование и стиль мышления. Анализируется роль образовательного процесса в формировании стиля мышления в современной науке. Обосновывается значимость коммуникации и междисциплинарного диалога в познании и в современном образовательном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стиль мышления и образовательный процесс в современной науке»

СТИЛЬ МЫШЛЕНИЯ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В СОВРЕМЕННОЙ НАУКЕ

© Андреев А. А/

Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск

В данной работе рассматриваются основные тенденции в современной науке, которые тесно взаимосвязаны с такими важными аспектами как образование и стиль мышления. Анализируется роль образовательного процесса в формировании стиля мышления в современной науке. Обосновывается значимость коммуникации и междисциплинарного диалога в познании и в современном образовательном процессе.

В развитии современной науки преобладает интегративная тенденция, которая проявляется в создании новых дисциплинарных синтезов внутри научного знания и в пересмотре границ самой научности. Вследствие этого актуализируется рассмотрение научных и ненаучных форм мышления, научной рациональности и рациональности вообще. Сущностной имманентной характеристикой научного знания становится междисциплинар-ность. В современной науке выделяются новые основания междисциплинарных синтезов, которые рассматриваются как модели междисциплинарного знания. Появляется необходимость философской рефлексии над этими новыми моделями знания, которые обозначаются в науке как междис-циплинарность, полидисциплинарность и трансдисциплинарность. Возрастает роль коммуникации как внутри отдельных научных исследований, так и в междисциплинарных исследованиях. Также в современной науке большое значение имеют такие аспекты как образование и стиль мышления. Данные аспекты определяют основные тенденции и характер развития знания в современной науке, поэтому становится необходимым их философский анализ как концептуальных оснований современной науки.

Понимание междисциплинарности как самоорганизующейся коммуникации ведёт к осознанию того, что мышление и познание в своём развитии постоянно усложняются. Это усложнение приводит к тому, что в современной науке начинает формироваться новый стиль мышления -«сложное мышление», который призван сменить стиль системного мышления, основанный на синергетической парадигме. Поэтому междисцип-линарность понимается не как спонтанное объединение наук, а как про-

♦ Ассистент кафедры Философии

цесс формирования нового стиля мышления - сложного мышления. При этом само сложное мышление представляется как результат или следствие развития процессов междисциплинарности и коммуникации.

Сложное мышление предлагает новую стратегию познания, которая применительно к процессу междисциплинарности позволяет говорить о нём как о развивающейся стратегии в современной науке. Развитие процесса междисциплинарности идёт по пути усложнения коммуникативных взаимосвязей, всё больше охватывающих когнитивные и концептуальные аспекты разных наук. Вследствие этого происходит смена научной рациональности на коммуникативную рациональность и смена научной эпистемологии на диалоговую эпистемологию. Данный процесс становится определяющим в современной науке.

Важно отметить, что изменения в стиле мышления происходят не только потому, что он исчерпывает свои эвристические возможности, но ещё и потому, что меняется сама культура. Культура включает в себя такой важный аспект как образование, поскольку в процессе образования формируются её духовные и рациональные основы, её будущие пути развития. Поэтому философская рефлексия, связывающая эволюцию стиля мышления с процессом образования, помогает лучше понять главные тенденции в современной науке.

Основные принципы стиля сложного мышления и само понятие «сложное мышление» разработано и введено французским философом Эдгаром Мореном в его работе «Метод. Природа Природы» [4]. Морен Э. [4, с. 180] отмечает, что само понятие сложности выходит за пределы классической логики и представления о системе. Такие понятия как бытие, сущность, жизнь - превосходят представление о системе. Хотя живое существо является системой, всё же нельзя сводить понятие живого к системному принципу. Сводить к системе - значит изгонять само существование и бытие, а также приводить к исчезновению ощущение жизни. Можно рассматривать системный аспект живого, но нельзя видеть в живом только систему. Системное, научное или философское познание являются упрощением. Они не позволяют познать такие сложные понятия как миф, любовь, бытие, сущность, жизнь. Эти понятия не поддаются логичному пониманию и полному аналитическому исследованию. Они являются сложными по своей природе, и для более адекватного их познания требуется сложное мышление. Как далеко бы исследователь ни углублялся в архаическую мифологию, он никогда не находит в ней простую идею, а находит сложный миф. Ещё один пример - любовь - самая богатая коммуникативная сложность, которая не познаваема какими-либо научными, философскими или системными методами.

Сложное мышление не предполагает замены простого сложностью, а предполагает диалог между простым и сложным. Сложное мышление по-

зволяет трактовать явления и события с учётом их неопределённости, незавершённости и открытости окружающей коммуникативной среде. Познание, представленное сложным мышлением, способно устанавливать коммуникативные связи, определять контекст, оценивать явления и события в глобальном масштабе. Сложное мышление не сводится ни к науке, ни к философии, ни к системному мировоззрению, но позволяет им ком-муницировать друг с другом. Это означает, что диалог данных стилей мышления осуществляется в сложной коммуникативной среде. Само коммуникативное взаимодействие между ними является сложным, самоорганизующимся процессом.

Сложное мышление предполагает отказ от универсального знания, потому что оно является упрощающим, идеологическим, абстрактным. Объяснение не должно быть рационализирующей схемой. Познание, которое устанавливает связи, является способом познания сложного. Такое познание направлено не на целостность знаний в каждой отдельной сфере, а на коммуникацию. Должно быть не абсолютное сохранение объективного знания, а его интеграция в более широкое и рефлексивное знание. Познание должно пониматься как перевод на другие содержательные и смысловые уровни, а не как установление точного строгого знания. Наука должна предложить такой принцип действия, который не упорядочивает и манипулирует, а организует и устанавливает коммуникативную связь.

Системное мышление пытается осмыслить жизнь с помощью таких понятий как порядок и беспорядок. Но сложное мышление не основывается на порядке или беспорядке как на абсолютных понятиях, поскольку оно само создаёт эти понятия в ходе коммуникативного взаимодействия разных мировоззренческих позиций. Поэтому сложное мышление является более глубоким в концептуальном содержании, чем диалектическое или системное мышление.

Таким образом, анализ сложного мышления даёт понять его глубокую коммуникативную функцию в познании, а также то, что формирование мышления - есть сложный многомерный процесс, определяемый различными теоретическими и практическими условиями. Одним из таких условий является процесс образования.

Образование объединяет все явления действительности, определяющие восприятие мира человеком и является способом бытия личности, её аккультурации и социализации. Образовательный процесс включает в себя такие аспекты как научный, информационный, культурный. Следовательно, образование формирует само мышление и его стиль, учитывая те мировоззренческие установки, которые преобладают в данной эпохе.

Новая роль образования в современном мире состоит в том, что начинает учитываться специфика самосознания личности в условиях трансформации ценностей. Под целью образования должно пониматься не ов-

ладение суммой знаний, а осознание необходимости формирования новой стратегии образовательного процесса.

По мнению Э. Морена [4, с. 14], новая система образования должна быть основана на принципах сложного мышления. В традиционной системе образования соблюдается принцип дисциплинарного деления наук, где знания просто накапливаются. Новая система образования ориентирует учеников на междисциплинарный диалог и коммуникативную сложность. Такой подход позволяет ученикам ставить и решать проблемы, уметь оперировать принципами организации, позволяющими связывать знания и придавать им смысл. А также уметь воспринимать контекст, глобальное, отношение целого и частей, многомерное и сложное. Сложное мышление направлено на плодотворный диалог между гуманитарными и естественными науками. Сложность и многообразие реальности, но в то же время и её единство, требует выхода за пределы отдельных научных дисциплин. Современное образование должно быть ориентировано на сложность и многообразие реальности. Оно должно учитывать любые новые тенденции и процессы, происходящие в культуре и науке.

Познание в современной науке имеет коммуникативный герменевтический характер. Процесс языковой интерпретации играет главную роль, как в научном познании, так и в образовательном процессе. Как отмечает Л. А. Микешина, «... характер деятельности субъекта как целостного человека интерпретирующего, зависит от его внутреннего и социокультурного опыта, что в свою очередь определяется образованием. Образование не исчерпывается когнитивными и педагогическими составляющими, но имеет глубинные герменевтические смыслы. . Субъект образования предстаёт как человек, непрерывно интерпретирующий, расшифровывающий глубинные смыслы» [3, с. 226]. Исходя из этого, можно сказать, что образование включает в себя коммуникативную сложность и диалог между разными мировоззренческими установками, а также тенденции и процессы, происходящие в культуре и науке. Образование формирует культуру, науку и стили мышления. Но может ли образовательный процесс формировать сложное мышление? Проблема заключается в том, что традиционная система образования не может формировать сложное мышление в силу сложившегося кризиса в современной системе образования, а также дисциплинарного деления наук. Требуется новая образовательная стратегия, на основе которой образовательный процесс мог бы формировать сложное мышление. Как отмечалось ранее, процесс языковой интерпретации играет главную роль в познавательной и коммуникативной деятельности. Предлагаемая новая стратегия образования должна быть ориентирована на коммуникативную сложность и выявление глубинных смыслов в ходе интерпретации.

Поскольку образовательный процесс объединяет все явления действительности, определяющие восприятие мира человеком и является способом бытия личности, то сложное мышление формируется с одной стороны коммуникативной сложностью и диалогом между разными мировоззренческими установками, а с другой стороны образовательным процессом. Языковая интерпретация и междисциплинарная коммуникация - это два взаимодополняющих процесса, которые формируют сложное мышление и лежат в основе новой образовательной стратегии.

Таким образом, формирование сложного мышления может происходить на основе новой образовательной стратегии, ориентированной на коммуникативную сложность, диалог и выявление глубинных смыслов в ходе интерпретации.

Философия образования направлена на диалектическое познание междисциплинарных и интегративных взаимодействий в образовании. Но сложное мышление позволяет выйти на метафилософский уровень и зафиксировать сложность, неопределённость, органическую целостность образовательного процесса. Сложное мышление направлено на создание трансдисциплинарного языка и нового интеллектуального пространства между науками, поэтому трансдисциплинарные связи в образовании создаются самим сложным мышлением. Распределённые по дисциплинарным областям знания неадекватны для постижения проблем, которые становятся всё более глобальными, трансдисциплинарными и многомерными. Для более адекватного понимания проблем, которые имеют такой сложный характер, требуется диалогический подход, основанный на сложном мышлении. Такой подход не сводит весь образовательный процесс к какому-либо одному типу мировоззрения - научному, системному или философскому. Важным является то, что даёт нам сама коммуникация между этими типами мировоззрения. Этот момент коммуникации в сложной неопределённой среде и должен лечь в основу новой образовательной стратегии.

Список литературы:

1. Аршинов В.И. Синергетика как феномен постнеклассической науки. - М., 1999. - 203 с.

2. Буданов В.Г. Синергетика коммуникативных сценариев // Синерге-тическая парадигма. - М., 2004. - С. 445-447.

3. Микешина Л. А. Философия познания. - М., 2002. - 622 с.

4. Морен Э. Метод. Природа Природы. - М., 2005. - С. 11-195.

5. Стёпин В.С. Теоретическое знание. - М., 2000. - 744 с.

6. Фахрутдинова А.З., Петрова Г.И. Коммуникации в образовании и управлении. - Томск, 2002. - 287 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.