Научная статья на тему 'Стикеры как визуальное отображение кричалок футбольных болельщиков'

Стикеры как визуальное отображение кричалок футбольных болельщиков Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1101
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТИКЕРЫ / ФУТБОЛ / КРИЧАЛКИ / ФАНАТЫ / КЛАССИФИКАЦИЯ / МИМИКРИЯ / STICKERS / FOOTBALL / SLOGANS / FANS / CLASSIFICATION / MIMICRY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Фатеев Дмитрий Николаевич

Описано визуальное отображение речевой деятельности футбольных фанатов. Рассматривается такой вид стрит-арта, как стикеры. Представлена типология данных «кричалок визуального типа»: клубные, именные, позиционные, агитационные и т.д. Уделяется внимание некоторым особенностям данного явления в первую очередь принципу их размещения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There is described the visual reflection of football fans’ speech activity. There is regarded such a sort of street art as stickers. There is represented the typology of the “slogans of visual type”: club, personal, positional, agitation etc. There are considered some peculiarities of the phenomenon firstly the location principle.

Текст научной работы на тему «Стикеры как визуальное отображение кричалок футбольных болельщиков»

ка любимого города или яркий фон с коротким девизом или призывом («Бейся за Зенит!», «Гордись Зенитом!», «Родился в Петербурге - болей за Зенит!» - ФК «Зенит» (Санкт-Петербург), «Вернем городу Динамо» - ФК «Динамо» (Москва), «Спартак Москва. Сила в единстве» - ФК «Спартак» (Москва) и т.д.). Их целью является привлечение новых людей, в первую очередь молодежи, на трибуны. Расклеиваются исключительно в том городе, где базируется команда. Кроме того, к агитационным можно отнести не так давно появившиеся стикеры, призывающие вести здоровый образ жизни: «Паровоз! Займись спортом!», «Трезвость - выбор сильных», «Сохрани кровь чистой ради будущего своих детей» и т.д. Чаще всего встретить их можно на рекламных плакатах алкогольной продукции, как считают фанаты, «именно там, где им нужно находиться» [3].

9. Выездные - стикеры, несущие в себе информационный посыл («Мы приехали за победой» - стикер от ФК «Динамо» (Москва) на фоне перекрещенных сабель и черепа, «Зенит на выезде», «Зенит в вашем городе», «Warn-ing CSKA is here...», «К вам приехал Спартак», «Локомотив. Мы уже здесь», «Осторожно! Пермяки уже здесь», «Kurskontour» и т.д.). Цель данного типа наклеек - сообщить фанатам местных команд, что «чужие здесь, и они не боятся». Расклеиваются на гостевых матчах, а также на всем пути следования данного «выезда». Встречается также следующий текст: «Локомотив на отдыхе». «Выезд» в Казань - один из самых любимых в среде болельщиков, т.к. город привлекает поклонников разных футбольных команд: стикеры московских клубов «Спартак», ЦСКА, «Локомотив» постоянно «украшают» стены столицы Татарстана. Считается, что у «Рубина» не так много «активных» фанатов, поэтому все приезжающие могут спокойно осмотреть достопримечательности и отметиться наклейками в разных местах. Принято также негласно считать, что между поклонниками «Локомотива» и болельщиками «Рубина» существует «пакт о ненападении», отсюда и появление такой наклейки именно среди фанатов «Локомотива».

10. Дружественные («дружеские») - стикеры с изображением эмблем «родственных» клубов и некоей репликой (например, болельщики ЦСКА (Москва) и «Динамо» (Москва) на совместном стикере разместили эмблемы футбольных коллективов и слоган «Лучшие друзья»; единый стикер фанатов ФК «Кубань» (Краснодар) и воронежского «Факела» (2-й

дивизион) выполнен «на цветах» и содержит девиз - «Только Факел и Кубань» и т.д.

11. Событийные - включают несколько видов стикеров. Во-первых, это стикеры, выпускаемые к конкретным матчам. Таковым являлся матч 10 мая 2013 г. на стадионе «Лужники» между ФК «Спартак» (Москва) и «Крылья Советов» (Самара). Прощаясь со стадионом, болельщики подготовили наклейки с надписью «До свидания, Лужники! 10.05.2013». Во-вторых, стикеры выпускают к знаковым датам, например: «Чти историю - помни корни. 1984» (ФК «Арсенал» Тула обрел современное название 30 лет назад, до этого клуб носил следующие «имена»: в 1946, 1949 гг. - «Зенит», 1959-1961 гг. - «Труд», 1962-1963 гг. - «Шахтер», 1964-1973 гг. - «Металлург», 19741978 гг. - «Машиностроитель», 1979-1983 гг. -ТОЗ); «1980. Годы проходят - страсть остается» (1980 год считается годом рождения организованной поддержки ФК «Зенит». Именно тогда некоторые болельщики, желавшие активно и организованно поддерживать любимую команду, стали собираться на 33-м секторе стадиона имени С.М. Кирова (прообразе современного фанатского «виража» на стадионе «Петровский»), а осенью 1980 г. состоялся первый организованный выезд зенитовских болельщиков в Москву на игру с ФК «Спартак» (Москва), и эта дата (21 сентября) считается днем рождения зенитовского фанатского движения). В-третьих, стикеры могут относиться к определенным ситуациям: «Мусора раздевают людей на досмотре, заставляют стоять без обуви на холодном кафеле, делают ксерокопию паспорта» [6] - такая запись появилась в микроблоге организации болельщиков «Спартака» «Фратрия» в сети Twitter накануне 19-го тура премьер-лиги «Рубин» - «Спартак» в декабре 2012 г. После данного события появился стикер фанатов ФК «Спартак» (Москва») «Стадион не тюрьма». Он выражает отношение болельщиков к поведению сотрудников правоохранительных органов. Стикер «Пиротехника не преступление» также связан с ужесточением пропускного режима на стадионы, когда болельщики по нескольку часов проводят перед пунктом проверки. «В Питере, как и в Москве, не любят двуликих», «Быстрова на продажу» - стикеры, появившиеся по другому поводу. Так в Санкт-Петербурге отреагировали на возвращение полузащитника Владимира Быстрова из ФК «Спартак» в ФК «Зенит». В этих наклейках фанаты говорили о том, что не все можно купить за деньги, что у человека должна быть честь, и он не может просто

так перейти во «вражеский» клуб, а потом вернуться обратно. Цель всех наклеек событийного вида такова - выражение своей позиции по конкретной ситуации, донесение информации до рядовых болельщиков.

Можно также говорить об отдельном типе наклеек, которые в настоящее время признаны экстремистскими: «Русский, помоги русскому!», «Православие или смерть!», «Русские, вперед!», «За кого бы ты ни болел - помни: прежде всего, ты - русский!», «Нет командам с Кавказа!» и т.д.

Могут поддерживать своих фанатов и сами футболисты: в одном интервью, отвечая на вопрос «Правда, что вы, едва перейдя в ЦСКА, прикрепили на зеркало заднего вида своей машины наклейку с антиспартаковским лозунгом?», Юрий Жирков сказал: «Было такое. Мне ее болельщики подарили, а я по молодости решил выпендриться. К счастью, быстро опомнился и содрал наклейку. Во-первых, «Спартак» - тоже очень известный клуб, а его болельщики, насколько знаю, относятся ко мне с уважением. Во-вторых, у красно-белых немало фанатов, и произойти, как вы понимаете, могло что угодно...» [1, с. 36].

Стоит отметить и такую необычную особенность стикеров, как мимикрия (подражание, маскирование, фр. mimetisme, англ. mimicry). Помимо основной массы стикеров, встречающихся на уличных столбах, в переходах метро и на самих станциях, а также в автобусах, троллейбусах и электричках, существует несколько видов наклеек, которые не сразу бросаются в глаза, т.к. находятся «на своем месте». Во-первых, это стикеры, подменяющие собой различные городские объявления, проще говоря, наклеенные «знак на знак»: «Осторожно! Сосульки», «Стой! Опасная зона» и т.д. Каждая наклейка имеет какую-то смысловую нагрузку, она призвана сыграть на контрасте с оригиналом, продлить ассоциацию.

Одним из первых появлений на улицах городов текста «Осторожно! Сосульки» можно считать 29 марта 2013 г., когда активная часть фанатов «Спартака» из Казани, именующая себя «Camosus», в преддверии матча «Рубин» - «Локомотив» (22-й тур ЧР 2012-2013 гг.; итоговый счет матча 2:0) провела интересную акцию: пробравшись на арену «Рубина» - «Центральный Стадион», фанаты расклеили небольшую партию стикеров у входа на гостевую трибуну. Непосвященный в тонкости «фанатских войн» смысла не поймет, а противник будет уязвлен. Позже такие стикеры стали на-

клеивать на настоящую надпись «Осторожно! Сосульки», чтобы уберечь их от срывания.

Другим примером может послужить картинка с изображением человека, выбрасывающего бумажку в мусорный бак. Противники фанатов ФК «Спартак» изготовили стикеры, где место бумажки занимает спартаковский ромбик - эмблема клуба. Подменяя истинные картинки, стикеры не сразу бросаются в глаза, а городские службы, возможно, срывать их не будут, зато информационный посыл таких наклеек для футбольных фанатов яснее ясного -«Локомотив» не способен выиграть у «Рубина», «Спартак» не достоин быть элитным клубом и т.д.

Второй разновидностью являются стикеры, подменяющие рекламные материалы, чаще всего размещаемые на городских остановках и посвященные важным праздничным датам страны или города. Так, в Нижнем Новгороде мы встретили большой рекламный стикер: на фоне Красной площади, собора Василия Блаженного и памятника Минину и Пожарскому размещен следующий слоган: «Одна история, одна команда. Спартак Москва». Ниже дан адрес: Красно-белый Нижний Новгород. www.fcsm.ru. Кроме государственных плакатов, на остановках мы часто можем увидеть объявления от частных лиц. Фанаты пародируют и этот рекламный тип наклеек: «Люди!!! отДамся в хорошие руки» (вместо буквы «Д» в слове отдамся размещена эмблема команды «Динамо» (Москва).

Последней разновидностью являются «стикеры на стикеры». Фанаты создают наклейки против вражеских команд, сохраняя внешний вид наклеек, но изменяя их смысл. Примером наклейки-оригинала является следующая: «Команда, без которой нам не жить» о ФК ЦСКА (Москва), а стикер-мимикрия содержит следующий текст: «Команда, без которой за...сь!». Оригинал клубного стикера ФК «Динамо» (Москва) трансформировался в «Дерьнамо», ФК «Локомотив (Москва) в «Ло-хомотив» или «Локососив» и т.д.

целей у стикеров-мимикрий несколько, помимо главной - оскорбить противника -есть и иные:

1) обратить внимание обывателей на себя, повысить интерес к клубу, фанатскому движению;

2) добавить свой клуб в одно культурноисторическое поле с памятниками культуры;

3) обыграть общеизвестные надписи, продлить смысловой ряд путем создания ассоциативной цепочки;

4) «сохранить жизнь» наклеек, чтобы в ближайшее время их не сорвали, как это часто бывает с обычными стикерами.

Стремление сделать боление дружелюбным (убрать со стадионов оскорбительные кричалки, мат и т.д.), принятие «Закона о болельщиках», запрещающего ряд явлений, происходящих во время матчей, заставили фанатов «уйти в подполье», самовыражаться с помощью стикеров, где живая речь заменяется напечатанным текстом. В связи с этим фанатских наклеек будет еще много, особенно провокационных, т.к. стикер - это «голос улицы», прямая речь, запрещенное на стадионе мнение фанатов.

Стикеры откликаются на любое событие, способны подхватить различные интересующие фанатов темы, такие как путешествия, родной город, Отчизна, отношения с полицией, пиротехника, веселое времяпровождение и др. Следовательно, постоянно происходит развитие данного явления, появляются новые тексты, поэтому классификация может дополняться время от времени, а жанр фольклора «футбольная кричалка» - получить дополнительный источник существования.

Литература

1. Квятковский М. «Вооружен и опасен» // Total Football. 2009. №4 (39). С. 36.

2. Ландскрона. Объединенный сайт фанатов ФК «Зенит». Наши граффити и стикеры [Электронный ресурс]. URL : http://www.landscrona.ru/articles/ index.php?id=3164.

3. Локо-пропаганда [Электронный ресурс]. URL : http://vk.com/loko_propaganda.

4. МК в Питере. Милонов защитил «Зенит» от «конных» стикеров ЦСКА [Электронный ресурс]. URL : http://spb.mk.ru/news/2013/08/09/896889-milonov-zaschitil-quotzenitquot-ot-quotkonnyihquot-stikerov-tsska.html.

5. Телингатер Г. Два дерби. Сколько времени уходит, чтобы отодрать стикеры фанатов? [Электронный ресурс]. URL : http://www.eurosport.ru/_ blog229/blogpostfull_post2293213.shtml (дата обращения : 23.11.2013).

6. Фратрия. Рождены красно-белыми [Электронный ресурс] URL : https://twitter.com/fratria/ status/278120010474455040.

* * *

1. Kvyatkovskiy M. «Vooruzhen i opasen» // Total Football. 2009. #4 (39). S. 36.

2. Landskrona. Ob'edinennyiy sayt fanatov FK «Zenit». Nashi graffiti i stikeryi [Elektronnyiy resurs]. URL : http://www.landscrona.ru/articles/ index. php? id=3164.

3. Loko-propaganda [Elektronnyiy resurs]. URL : http://vk.com/loko_propaganda.

4. MK v Pitere. Milonov zaschitil «Zenit» ot «konnyih» stikerov TsSKA [Elektronnyiy resurs]. URL : http://spb.mk.ru/news/2013/08/09/896889-milonov-zaschitil-quotzenitquot-ot-quotkonnyihquot-stikerov-tsska.html.

5. Telingater G. Dva derbi. Skolko vremeni uhodit, chtobyi otodrat stikeryi fanatov? [Elektronnyiy resurs]. URL : http://www.eurosport.ru/_blog229/blogpostfull_ post2293213.shtml (23.11.2013).

6. Fratriya. Rozhdenyi krasno-belyimi [Elektron-nyiy resurs]. URL : https://twitter.com/fratria/status/ 278120010474455040.

Stickers as visual reflection of football fans’ slogans

There is described the visual reflection of football fans’ speech activity. There is regarded such a sort of street art as stickers. There is represented the typology of the "slogans of visual type”: club, personal, positional, agitation etc. There are considered some peculiarities of the phenomenon-firstly the location principle.

Key words: stickers, football, slogans, fans, classification, mimicry.

(Статья поступила в редакцию 11.02.2014 )

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.