Научная статья на тему 'Стихия огня в романе М. Пришвина «Осударева дорога»'

Стихия огня в романе М. Пришвина «Осударева дорога» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
165
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИШВИН / МИФОЛОГЕМА / ОГОНЬ / СТИХИЯ / MIKHAIL PRISHVIN / MYTHOLOGEME / FIRE / ELEMENT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Морозова Маргарита Хакимшоевна

The mythologeme of fire is considered to be central for Mikhail Prishvin's novel «Sovereign’s Road». The author emphasizes the originality of the structure of the mythologeme and determines its role and conceptual meaning in the world image of the writer.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The element of fire in the novel «Sovereign’s Road» by Mikhail Prishvin

The mythologeme of fire is considered to be central for Mikhail Prishvin's novel «Sovereign’s Road». The author emphasizes the originality of the structure of the mythologeme and determines its role and conceptual meaning in the world image of the writer.

Текст научной работы на тему «Стихия огня в романе М. Пришвина «Осударева дорога»»

УДК 821.161.1.09

Морозова Маргарита Хакимшоевна

Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина

Mbily@mail.ru;

СТИХИЯ ОГНЯ В РОМАНЕ М. ПРИШВИНА «ОСУДАРЕВА ДОРОГА»

Мифологема огня рассматривается как смыслообразующий центр романа М. Пришвина «Осударева дорога». Выявляется своеобразие художественной организации названной мифологемы, его место и концептуальное значение в общей картине мира писателя.

Ключевые слова: Пришвин, мифологема, огонь, стихия.

Роман М. Пришвина «Осударева дорога», являясь, по определению самого писателя, «романом-мифом», представляет собой синкретичное художественное пространство, где актуализированы, в том числе, древнейшие мифологемы, представления о природных стихиях нашего мира. Архетипические образы природных стихий выступают в романе в качестве своеобразного семантико-символического ключа к пониманию философско-художественного своеобразия произведения.

Учение о четырех первичных элементах (воде, земле, воздухе и огне) являлось частью религиозных и философских систем многих мировых культур. Древняя мифология связывала жизнь природных стихий с судьбами людей, что, несмотря на переоценку архаических представлений, сохранилось и получило свое дальнейшее развитие.

Древнейшие образы-архетипы, мифологемы, в которых были зашифрованы архаические представления о сущности природных стихий, оказались востребованы в литературе рубежа XIX-XX веков: «...В системе символизма уже в 1890-е гг. (под влиянием поэзии Тютчева и Ап. Григорьева, отчасти — философии и прозы Л. Толстого, философии Шопенгауэра, Ницше и Вагнера) происходит переоценка всей структуры понятия «стихия». Стихийное начало реабилитируется. Образы стихий становятся доминантами, входят в основные противопоставления символистской картины мира. Создается целостная мифология стихий, одной из отличительных особенностей которой является стремление к синтезу» [2].

Цель статьи состоит в исследовании способов функционирования архетипического образа огня в художественной структуре «Осударевой дороги» М. Пришвина. Огненная стихия представлена здесь в двух ипостасях: как физическое воплощение огня - пламени и как идеальная, сакральная субстанция. В пришвинском дискурсе огонь приобретает космологическую характеристику, ибо выступает в качестве небесного огня: Солнце, молния и пр.

Как известно, у человечества отношения с огнем складывались на протяжении многих веков. Функции огня многочисленны и противоречивы: он создает жизнь и может отнять ее, придает форму и разрушает.

Многие исследователи отмечают двойственную природу огня. В словаре Ю.С. Степанова «Константы: словарь русской культуры» утверждается, что, наряду с живой и мертвой водой, есть «два огня» - «живой» и «мертвый». «Под "живым" огнем понимается огонь, заново добытый трением для особых целей. Живому огню приписывается очищающая, обеззараживающая и вообще добрая, благодетельная сила». По мнению автора, живому огню «противопоставлен отработавший огонь, не мертвый, но и не живой, как первый; огонь, утративший свою творческую силу, уходящий из земного мира вон, уже не способный творить, но способный разрушать, вредить и поэтому тоже активный».

Известно, что стихии полифункциональны, зачастую амбивалентны, поэтому семантическая структура образа огненной стихии полярна: огонь - это добро и зло, созидание и разрушение, защита и наказание, блеск рая и жаркое пекло преисподней. Эти смыслы прослеживаются в мифологиях многих народов и воплощаются в символических знаках, связанных с природной жизнью огня.

На первый поверхностный взгляд может показаться, что огненной стихии в пришвинском дискурсе отводится более скромное место, чем силе воды и земли. Тем не менее, архетипический образ огня становится одним из сюжетообразующих в романе «Осударева дорога», в котором местные жители, старообрядцы, живут в ожидании огненного апокалипсиса. Это ожидание актуализировано в образе старухи староверки, мирской няни, Марьи Мироновны, у которой «было клятвенным решением не уходить с острова перед затоплением из-за того, что мир по Писанию, должен сгореть, а не утонуть» [3, с. 13].

С деструктивной, разрушающей силой огненной стихии в романе связан эсхатологический мотив сожжения мира в конце времен, известный во многих культурах. Стоические философы вслед за Гераклитом Эфесским были убеждены, что старый мир закончит свое существование в огне, а после этого возникнет вновь, обновленный и очищенный. В божественном Откровении христиан говорится, что нынешний, пребывающий в грехе мир преобразится через огонь и будет создан новый, идеальный мир. Поэтому Мария Мироновна в предчувствии близкого апокалипсиса фанатично

© Морозова М.Х., 2014

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова „^ № 4, 2014

151

утверждает, что «в Писании об огне сказано, - свет кончится от огня. И по всем признакам не успеет вода нас затопить» [3, с. 20].

Живущая постоянным чувством надвигающегося конца «мирская няня» измеряет собственную жизнь и жизни окружающих ее людей приближением очистительного огня Апокалипсиса, поэтому она «неустанно молилась у себя в моленной, а ночью ложилась в гроб, ожидая страшного часа, когда затрубит Архангел и загорится земля» [3, с. 100]. Она была искренне убеждена, что «впереди будет только мученье, и все кончится огненным светопреставлением, все сгорит» [3, с. 173].

Образ огненной стихии символизирует у Пришвина религиозный порыв и глубокую веру у старообрядцев: «И было время, когда с этой молитвой на устах праведники сгорали, а верующие историки написали в книгах, что тут же из огня они в светлых одеждах поднимались в лазурные небеса» [3, с. 176].

Не случайно в исследованиях, посвященных национальному самосознанию, отмечается роль огня как очистительной силы. В частности, Ю.М. Лот-ман подчеркивает, что из всех стихий «в огне в наибольшей мере выделены признаки мгновенности, эсхатологизма, что ориентирует этот образ, с одной стороны, на Апокалипсис, а с другой — на «русский бунт» [2].

Протест наиболее радикально настроенных старообрядцев прошел волной самосожжений: «Зимой в долгие вечера мы, ребята, слышали от мирской няни, как в старинное время здешние люди боролись за старую веру. Страшно было слушать эти правдивые рассказы о том, как люди собирались в деревянные срубы и, когда царские солдаты подходили - поджигали смолье» [3, с. 17].

Когда начались гонения на приверженцев старой веры, среди последних начали распространяться эсхатологические настроения, что огонь является оружием, карающим и защищающим, поэтому именно самосожжение, отождествляемое с погружением в очистительное пламя, было наиболее распространенным средством защиты веры старообрядцев от никоновской церковной реформы: «В то время, бывало, старец тоже так шепчет губами молитву, а глазами в щелку видит или ушами слышит за стеной, как царские солдаты начинают ломать двери. Тогда он скажет одно только слово: «Огонь!» - и другой верующий поджигает смолье» [3, с. 176].

Пылающий в сердце Марьи Мироновны огонь истинной веры наделяет ее способностью убеждать, вести за собой, зажигать в других людях душевное пламя: «Так распалит, бывало, Марья Мироновна, так настроит наше детское доверие, что вот взял бы сейчас и сгорел бы за старую веру. И так робко спросишь, бывало:

- А нельзя ли нам, бабушка, взять и сейчас вместе с тобой сгореть за старую веру?

- Не спешите гореть, - отвечает она, - успеете. Придет время, все вместе сгорим. Весь свет будет гореть: кто за старую веру, кто - за новую» [3, с. 17].

Главный герой романа, внук «мирской няни», маленький Зуек, также оказывается в родстве с огнем. Сопричастность мальчика огненной стихии четко прослеживается в сцене объяснения с Суту-ловым, в которой ребенок оказывается уличенным во лжи. Охваченный стыдом и злостью Зуек «весь горел, и кончики ушей его почти что светились огнем. Глаза его были опущены, впились в камень. Он весь замер в отчаянной готовности стоять на своем до конца.

Сверкнула первая молния. Загремел первый гром этой грозы. Но куда сильнее этого грома, куда страшней этой молнии были слова:

- Отвечай мне, это ты разобрал завал и спас сто человек?

Зуек как загорелся тогда, так и теперь стоял и горел, не отводя пристального взгляда от камня» [3, с. 80].

Более того, внутренний огонь, терзающий душу солгавшего Зуйка, усиливается, сливаясь с природным проявлением небесного огня. Это очень близко мифологическому сознанию, в котором с огнем связана эмоционально-чувственная природа, ему уподобляются сильные эмоции, чувства, желания и идеи, то есть все то, что вдохновляет и воспламеняет душу. Отсюда столь естественна характеристика ребенка, испытавшего сильные чувства стыда и унижения. Сгорая от стыда, он свергается вниз, в пространство адского пламени, в царство уголовника Рудольфа - бараки, прозванные кана-лоармейцами «конюшней». Это абсолютное дно романа.

Пространство конюшни приобретает черты преисподней, знаменуя собой глубокое падение. Это место, где «людям нечего было взять и у природы», где «им оставалось только грабить друг друга, отдавая свое время и волю картам», где «ночью пляшут и поют, а утром плачут и встают» [3, с. 106-107]. Не случайно обитатели конюшни кажутся Зуйку чертями: «Щеки у них, как и у всех людей, надувались от смеха, но глаза, в то время как лицо смеялось, оставались холодными и злыми: лица не добрели от смеха.

- Черти какие-то! - сказал Зуек, переводя свои большие, удивленные глаза с одного лица на другое» [3, с. 81].

Одним из свойств огненной стихии является ее способность переходить на другие объекты, представляя, таким образом, опасность для окружающих. Поэтому в этой сцене небесный огонь словно зажигает гнев у начальника стройки, изгоняющего Зуйка вниз, его «сжигает» мысль о предательстве ребенка, который казался ему прежде прямодушным и честным. Но и в удалении от начальника стройки страдающего ребенка не покидает огонь,

который жжет его изнутри. Он находится в положении, в котором возможно все: с одной стороны, Зуек по-прежнему одержим мыслью «чем-нибудь отличиться перед всем обществом»: «и так загорелось и стало больше и больше разгораться у него в душе страстное желание, рождающее героев; желание отличиться, и пусть оно где-то там не удалось, так, может быть, отличится он здесь» [3, с. 84]. С другой, он попадает в зависимость от Рудольфа, соблазняющего мальчика «красивой жизнью».

Зуек находится в состоянии внутреннего противоречия: «Конфликт порождает огонь, огонь аффектов и эмоций, и как всякий другой огонь, этот имеет две стороны: он сжигает и одновременно дает свет. Эмоция, с одной стороны, является алхимическим огнем, чье тепло приводит все к существованию и чей жар превращает всякую избыточность в пепел. Но, с другой стороны, эмоции - это миг, когда сталь сталкивается с кремнием, благодаря чему высекается искра, ибо эмоции - это основной источник сознания. Без эмоций нет движения от тьмы к свету или от инерции к движению» [5, с. 234].

Но в романе актуализируется и другая грань образа огненной стихии - созидательная. Огонь ассоциативно связан с солнечной силой, с образом солнца, одаряющим светом, радостью бытия.

Ожидающая на затопляемом острове «неминуемое светопреставление» мирская няня склоняется перед жизнеутверждающей силой солнца: «Старая Мироновна на молитве, искоса поглядывая на преображение жизни на острове, не утерпела и, черная, старая, вышла на солнечный свет из дома и села на лавочку. Весеннее солнце своими живительными лучами угрело старуху, и она, сидя на лавочке, мало-помалу все ниже и ниже стала склонять голову» [3, с. 174]. Солнце - носитель божественного Света, а значит, способно воскресить, одухотворить и преобразить как человека, так и окружающую природу.

Старый мир скрылся под водой, и «начиналась жизнь, порожденная солнцем, но все-таки жизнь сама по себе; не раскаленно-бездушное и такое далекое, а свое, живое солнышко на своем собственном голубом, на живом своем небе» [3, с. 194].

Солнечный свет у Пришвина имплицитно соотносится с феноменом человеческого сознания, выступающего как космическая сила: «Есть у человека особое напряженное внимание, похожее, как если бы тереть друг о друга куски дерева и вдруг они задымятся и явится огонь. Так и тут в таком рабочем внимании после большого напряжения является свет и радость свободы: вдруг рождается спасительная мысль» [3, с. 202].

Космическое сознание есть и в мире животных: «Своим красным лучом солнце зажгло бисерные глазки, обвело светящимся нимбом мыслящий лобик. Казалось, на опустелой земле с утонувшей

жизнью солнце нашло себе это маленькое животное, и опять и вновь загорелся в нем разум» [3, с. 181]; «Казалось, будто благотворная сила луча заходящего солнца вошла в глаза животного и вышла из него светом разума» [3, с. 198].

Образ солнца создает удивительную картину торжества разумного начала в природе, торжества Всеединства. Космическая солнечная мысль соединяет всех живущих на земле: «Зуек, вспомнив дедушку, отвел глаза от крысы, но встретился с такими же глазами у ящериц на малиновом пятне. А там у зайцев засверкали глаза, вон белка на дереве, вон лисица в кусту, там волк и там дальше в лесной чаще на сучках все глаза и глаза. <...> Тогда кажется, будто оттого солнце и погасло, что роздало живым существам свою мысль. Солнце не блестит больше, но зато человек думает, и ему теперь кажется, будто и на всей земле, и в каждом существе горит солнечная мысль» [3, с. 203].

Выброшенный из человеческого общества Зуек «сгорает» в своем «индивидуализме», но не погибает: сила огня, символизирующая творческую мысль, спасает подростка: «Маленький человечек, подражая отцу, высек огонь, не думая о том, что очень давно огонь был взят с неба одним из богов, чтоб передать его людям, и сделавший это преступление бог был прикован другими богами к горе Кавказа, и коршун клевал ему грудь. Зуек ни о чем таком не думал, высекая огонь, и через этот огонь он вошел в общество людей, имеющих власть над огнем. Раздувая трут, он зажег берестинки и, под-кладывая сушь, делал костер, неустанно подчиняясь приказам начальника жизни, человека, имеющего власть над природой» [3, с. 187].

Мифологический образ титана Прометея, похитившего для людей огонь и приговоренного за это к наказанию, имплицитно вплетается в сцену добывания огня мальчиком-помором. Пришвин в своем творчестве создает художественное пространство, где органично сплетаются естественнонаучные знания и архаические верования, где «реальность сказочна, а сказка реальна, где мифичными оказываются не столько вещи (они могут быть самыми обыкновенными), сколько способ их изображения» [1, с. 104].

«Разумный человек» победил в Зуйке маленького себялюбца и помог найти свой собственный путь: «и так оно было, будто Зуек своей догадкой отнял у зверей солнечную мысль, и она у всех так бесполезно прошла, а Зуек у себя удержал. Он подложил в костер много суши, и человеческий огонь вспыхнул, и опять в кустах загорелись чьи-то глаза, и ящерицы остановились в своем движении вверх, и их маленькие бисеринки загорелись от огня человеческого, и внизу становилось вокруг все теплей и теплей» [3, с. 204]. Животные, стремясь сохранить обретенное, но вновь утраченное с наступлением ночного мрака сознание, стремят-

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова № 4, 2014

153

ся к рукотворному, человеческому солнцу: «ящерицы, почуяв тепло, оставили свой путь к холодному солнцу и быстро спустились к теплу огня человеческого. Звери тоже один за другим стали подбираться все ближе и ближе» [3, с. 205].

Пришвин верит, что человек силой своего разума способен зажечь свое собственное солнце «или, может быть, свою землю подвинет к горячей звезде, и, может быть, даже весь мир когда-нибудь соберет под огонь мысли своей человеческой» [3, с. 205].

Итак, в художественном пространстве романа «Осударева дорога» архетипический образ огненной стихии функционально многомерен и обладает амбивалентной семантической структурой. Мы обнаружили, что этот древнейший образ-архетип в прозе писателя становится художественной доминантой, способствующей созданию единой и целостной картины мира.

Библиографический список

1. Борисова Н.В. Мифопоэтика всеединства в философской прозе М. Пришвина: Учебно-методическое пособие. - Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2004. - 227 с.

2. Лотман Ю.М. Образы природных стихий в русской литературе (Пушкин - Достоевский -Блок) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://feb-web.ru/feb/classics/critics/lotman/lot/lot-814-.htm (дата обращения: 25.02.2014).

3. Пришвин М.М. Осударева дорога // Собр. соч.: в 8 т. - Т. 6. - М.: Художественная литература, 1984. - С. 5-214.

4. Степанов Ю.С. Константы: Словарь русской культуры: изд. 3-е, испр. и доп. - М.: Академический Проект, 2004. - 992 с.

5. ЮнгК.Г. Душа и миф: шесть архетипов. / пер. с англ.- К.: Государственная библиотека Украины для юношества, 1996. - 384 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.