Научная статья на тему 'СТИГМАТИЗАЦИЯ ЛГБТ СРЕДИ СТУДЕНЧЕСТВА Г. ПЕРМИ'

СТИГМАТИЗАЦИЯ ЛГБТ СРЕДИ СТУДЕНЧЕСТВА Г. ПЕРМИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
360
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТИГМА / ГОМОСЕКСУАЛЬНОСТЬ / СТЕРЕОТИП / СТИГМА ЛГБТ / СТУДЕНЧЕСТВО ГОРОДА ПЕРМИ / ЦЕННОСТИ СТУДЕНЧЕСТВА ГОРОДА ПЕРМИ / STIGMA / HOMOSEXUALITY / STEREOTYPE / STIGMA OF LGBT / PERM STUDENTS / VALUES OF THE PERM STUDENTS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Чудинова Н.А.

В статье приведены результаты социологического исследования, направленного на выяснения степени толерантного отношения студенчества к представителям ЛГБТ-культуры в 2017 г. Особое внимание в исследовании было уделено влиянию ценностных и социальных характеристик студентов на толерантное отношение к индивидам с нетрадиционной ориентацией. Помимо этого, в статье также отражены особенности стигматизации ЛГБТ в студенческих группах г. Перми, как разделяемые и не разделяемые стереотипы о ЛГБТ, а также представления о типичных чертах внешности и характера индивидов с нетрадиционной ориентацией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STIGMATIZATION OF LGBT BY THE PERM STUDENTS

Current article presents results of the sociological research, which was aimed at the measuring the tolerant attitude levelof students toward themem-bers of LGBT culture. Special attention was payed to the influence of students’ values and social attitudes onthe tolerant attitude toward individuals with non-traditional sexual orientation. Moreover, the article reflects such peculiarities of LGBT stigmatization by thePerm students as shared and nonshared stereotypes about LGBT people, and social image of typical appearance and character traits of an individual with non-traditional orientation.

Текст научной работы на тему «СТИГМАТИЗАЦИЯ ЛГБТ СРЕДИ СТУДЕНЧЕСТВА Г. ПЕРМИ»

УДК 316.378

СТИГМАТИЗАЦИЯ ЛГБТ СРЕДИ СТУДЕНЧЕСТВА Г. ПЕРМИ

Н.А. Чудинова

Пермский государственный национальный исследовательский университет

В статье приведены результаты социологического исследования, направленного на выяснения степени толерантного отношения студенчества к представителям ЛГБТ-культуры в 2017 г. Особое внимание в исследовании было уделено влиянию ценностных и социальных характеристик студентов на толерантное отношение к индивидам с нетрадиционной ориентацией. Помимо этого, в статье также отражены особенности стигматизации ЛГБТ в студенческих группах г. Перми, как разделяемые и не разделяемые стереотипы о ЛГБТ, а также представления о типичных чертах внешности и характера индивидов с нетрадиционной ориентацией.

Ключевые слова: стигма, гомосексуальность, стереотип, стигма ЛГБТ, студенчество города Перми, ценности студенчества города Перми.

Гомосексуальность - это выбор представителя своего пола в качестве объекта романтических переживаний и сексуального влечения. Гомосексуальность нередко считается разновидностью половой ориентации наравне с гетеросексуальной. Говоря о гомосексуальных людях, часто употребляется аббревиатура «ЛГБТ», расшифровывающаяся как: Лесбиянки, Геи, Бисексуалы, Трансгендеры.Однако во многих более консервативных странах часто воспринимают гомосексуальность как психическое расстройство, и придают ей негативный смысл.

Количество гомосексуальных индивидов согласно разным исследованиям колеблется от 2 % до 20 % населения [1]. Считается, что такой разброс может возникать из-за остро негативного восприятия обществом людей с нетрадиционной ориентацией, особенности реакции индивида на свое отклонение от

© Чудинова Н.А., 2018 459

гетеронормальности, а также методологической сложностью при категоризации людей по признаку половой ориентации.

В данной статье приведены результаты социологического исследования «Отношение студенчества к социальной стигматизации представителей ЛГБТ-культуры г. Перми». Объектом исследования выступали студенты с 1 по 4 курс, обучающиеся в 2017-2018 уч.г. в ПГМА, ПГМУ, ПГНИУ, Пермском Машиностроительном Колледже, ПГГПУ, Пермском Музыкальном Колледже. Предметом исследования стало отношение студентов, обучающихся в 2017-2018 уч.г. в Пермских ВУЗах и СУЗах, к стигматизации представителей ЛГБТ-культуры, а также ценностно-демографические характеристики учащихся. Всего в исследовании приняло участие 240 человек. Из них 157 женщины, 83 мужчины. Из всех опрошенных 4,6 % оказались индивидами с гомосексуальной ориентацией. Их ответы в дальнейшем были исключены и не были использованы при анализе результатов.

Первая гипотеза, которую мы выдвинули в рамках исследования, звучит так: «Студенты-мужчины более негативно относятся к представителям ЛГБТ-сообщества, чем женщины-студенты». В рамках нашей теории мы предположили, что стигматизация го-мосексуалов может быть распространена среди мужчин больше, чем среди женщин. В результате мы увидели, что средний индекс толерантного отношения выше у женщин (7,9), чем у мужчин (6,8). Это подтвердило выдвинутую нами гипотезу о более негативном отношении мужчин к гомосексуалам в целом. Также ген-дерные различия влияют на восприятие гомосексуалов «своего» и «противоположного» пола. Мужчины относятся к гомосексуалам-женщинам терпимее, чем к мужчинам-гомосексуалам. Соответственно, женщины терпимее относятся к мужчинам-гомосексуалам, чем к гомосексуалам-женщинам.

Вторая гипотеза касалась того, влияет ли пол гомосексуала на то, как стигматизируют его в студенческой среде. Проанализировав полученные результаты, мы пришли к выводу, что среди студентов отношение к гомосексуалам и готовность взаимодействовать с ними зависит от пола человека, который проявляет отклонения от гетеронормальности. Так, индекс толерантности к мужчинам-гомосексуалам равен 7,47, а к гомосек-суалам-женщинам 9,6. Это приводит нас к выводу о более толе-

рантном отношении в студенческой среде к гомосексуалам-женщинам, чем к гомосексуалам-мужчинам.

Далее нам важно было проверить, подтверждается ли в студенческой среде стереотип о том, что женщины более склонны к бисексуальности, чем мужчины. Выдвигая данную гипотезу, мы опирались на бытовое мнение о том, что среди женщин бисексуальность распространена больше, чем среди мужчин. Во многом данная гипотеза связана с гипотезой № 2 «В студенческой среде к женщинам-гомосексуалам отношение более толерантное, чем к мужчинам-гомосексуалам», т.к. обе эти гипотезы отражают общественное мнение о «позволительности» женщинам отклонение от гетеросексуальной ориентации. Проведя частотный анализ, мы увидели, что 60 % опрошенных студентов выражают согласие с высказыванием «Женщины более склонны к бисексуальности, чем мужчины». Соответственно, гипотеза подтвердилась. Следует отметить, что, проанализировав ответы на вопрос анкеты о сексуальной ориентации респондентов, мы узнали, что процентное соотношение мужчин с отклонениями от гетеронормальности незначительно выше, чем у женщин. Так, 15,6 % опрошенных мужчин выбрали варианты ответа: «Мне одинаково интересны в романтическом (сексуальном) плане и юноши, и девушки» и «Меня привлекают в романтическом (сексуальном) плане только люди моего пола». Среди женщин данные варианты ответа выбрали 14 %. Следует отметить, что соотношение бисексуалов примерно равно: 9,6 % у мужчин, и 10,2 % у женщин. Это позволяет сделать нам вывод, что в студенческой среде одинаково часто встречаются отклонения от ге-теронормальности как среди мужчин, так и среди женщин.

В ходе нашего исследования мы также поставили перед собой задачу узнать, какую причину появления гомосексуальной ориентации респонденты считают наиболее вероятной. Студентам предлагалось ответить на вопрос «Чаще всего причиной гомосексуальной ориентации является(ются)...». В результате анализа узнали, что студенты города Перми чаще всего выбирают два варианта ответа: «Травмирующая ситуация в прошлом (сексуальные домогательства, психологическое насилие)» 23,5 % и «Разочарование в гетеросексуальных романтических отношениях (измена, разрыв отношений без объяснения причин, безответная

любовь и т.д.)» 22,7 %. На третьем месте по популярности был вариант ответа «Природные особенности, генетические предпосылки» 18,8 %. На четвертом месте: «Социальные установки» (мода, гей-парады, воспитание родителями одного пола) 14,9 %. «Плохие отношения с родителями» и «гормональное расстройство» на пятом месте: их 9,1 % и 8,2 % соответственно. Самый непопулярный вариант ответа оказался «Наследственность» 2,8 %. На основании вышеперечисленного, мы сделали вывод, что в студенческой среде преобладает мнение о том, что причиной гомосексуальной ориентации становится травмирующие события, такие как психологическое и сексуальное насилие. Биологическое обоснование гомосексуальности, как и социальные установки, оказались менее популярными среди студентов.

Также среди студентов распространено мнение о том, что причиной гомосексуальности являются неудачи в гетеросексуальных романтических отношениях, что может объясняться значимостью романтических переживаний среди студенческого сообщества. Однако в рамках данного социологического исследования, мы не выделяли «Романтические отношения» как отдельную ценность, наравне с ценностями «Целедостижение», «Традиционные ценности», «Гедонизм», «Саморазвитие» и т.д. Поэтому, для того, чтобы с уверенностью говорить о связи ценности «Романтические отношений» и выбором ответа на поставленный вопрос о причинах гомосексуальной ориентации «Разочарование гетеросексуальных романтических отношениях», мы должны провести дополнительное исследование.

Далее, нам было важно узнать, влияет ли уровень ксенофобии на восприятие гомосексуалов в студенческой среде. Переменная «Ксенофобия» выражена в нашем исследовании через следующие утверждения, которым респонденту предлагалось присвоить балл согласия от 1 до 10. 1 - полное несогласие с высказыванием, 10 - полное согласие:

15.1. Вид молодого человека с бородой и длинными волосами неприятен для всех.

15.2. Истоки современного терроризма следует искать в исламской культуре.

15.3. Мне трудно представить, что моим другом станет человек другой веры.

15.4. Меня раздражают писатели, которые используют чужие и незнакомые слова.

15.5. Человек, совершивший преступление, не может серьезно измениться к лучшему.

15.6. Мужа (жену) лучше выбирать среди людей своей национальности.

15.7. Люди другой расы или национальности может, и являются нормальными людьми, но в друзья я предпочел бы их не брать.

15.8. Человек, который со мной не согласен, обычно вызывает у меня раздражение.

Проведя анализ полученных данных, мы обнаружили, что уровень ксенофобии действительно оказывает влияние на уровень толерантности в студенческой среде. Мы можем сделать вывод, что стигматизация представителей ЛГБТ-культуры больше распространена в студенческих группах, в которых уровень непринятия людей, имеющие сильное отличие во внешнем виде, культурных и мировоззренческих аспектах от привычного для индивида, будет выше, чем в группах, в которых отличия оцениваются более позитивно.

По результатам социологических исследований традиционные и конформистские ценности оказывают влияние на толерантное отношение к гомосексуалам. В рамках нашего исследования нам было важно выяснить, распространяются ли данные результаты в студенческих группах города Перми. Анализ данных показал, что связь уровня толерантности в студенческой группе и перечисленных факторов есть только с двумя факторами: «Целедостижение» и «Конформизм и традиции». Для определения направления влияния факторов на индекс толерантности, мы провели регрессионный анализ. «Конформизм и традиции» имеют обратную связь с индексом толерантности, т.е. чем выше выражена ценность конформизма и традиций, тем ниже уровень толерантности [2]. Традиционные ценности предполагают, что индивид будет придерживаться гетеронорматизма при выборе партнера. Отклонения от гетеронормальной модели порицаются на уровне общественного мнения, а в некоторых странах и на уровне законодательных норм [3]. Связь с фактором «Целедостижение: саморазвитие, демонстрация своих ка-

честв, продвижение в жизни» положительная. Чем сильнее ценность «Целедостижения», тем выше уровень толерантности.

Следующая гипотеза, выдвинутая в рамках рассматриваемого исследования, была направлена на выяснения готовности студентов к легализации однополых браков. Студентам предлагалось ответить на вопрос «Как вы считаете, надо ли легализовать однополые браки в России». В результате анализа мы обнаружили, что среди студентов 75,4 % считают, что не надо легализовать однополые браки. Среди респондентов, ответивших отрицательно на вопрос «Есть ли ущемление прав представителей ЛГБТ-сообщества», 92 % считают, что не надо легализовать однополые браки. Это говорит о том, что студенты не воспринимают невозможность заключения брака как ущемление прав го-мосексуалов.

Также следует обратиться к тому, согласны ли студенты с утверждением, что ЛГБТ-представителям уместно открыто проявлять свою ориентацию в повседневной реальной жизни и в интернете. На вопрос «Как Вы считаете, уместно ли представителям гомосексуальной ориентации указывать семейный статус в социальных сетях, выкладывать фотографии со своим партнером, признаваться в своих чувствах к нему на своей "странице"» 46,3 % респондентов ответили, что считают это неуместным. 40,5 % выразили несогласие при ответе на вопрос: «Как Вы считаете, уместно ли представителям гомосексуальной ориентации держаться за руки на улице, ходить на свидания в кафе». Это приводит нас к выводу о том, что студенты города Перми не считают нормальным проявления гомосексуальных отношений наравне с гетеронормальными, и также студенты не считают необходимым легализовать заключение брака между людьми одного пола, тем самым уравняв их в правах с традиционными парами. При этом студенты не воспринимают невозможность заключить официальный брак с партнером своего пола как дискриминацию.

По данным социологических исследований, уровень образования, как и пол респондента, оказывает влияние на восприятие лиц с нетрадиционной сексуальной ориентацией [4]. В нашем исследовании приняли участие студенты вузов и колледжей. В результате анализа мы получили результаты, что индекс толерантности выше среди учащихся в ВУЗах (8,08), чем среди сту-

дентов средних учебных заведениях (6,0). Соответственно мы можем сделать вывод, что чем выше уровень образования, тем меньше проявляется негативная стигматизация.

Обращаясь к общественным стереотипам, мы решили узнать, поддерживается ли в студенческой среде мнение о повсеместной ВИЧ-инфицированности представителей ЛГБТ-сообщества, а также мнение о распущенности и развратности гомосексуалов [5]. Проанализировав полученные данные, мы видим, что индекс согласия с высказыванием «Большинство ЛГБТ-представителей больны ВИЧ-инфекцией» оказался достаточно низким (3,09). Это означает, что данная гипотеза не подтвердилась.

Гомосексуальность и педофилия и их возможная взаимосвязь являются предметом рассмотрения судебной медицины, психологии, сексологии, а также предметом общественных дискуссий [6]. Проведя анализ полученных данных, мы увидели, что индекс согласия «Гомосексуалы склонны к педофилии» очень низкий (2,59). Вышесказанное говорит нам о том, что данный стереотип не поддерживается.

Гомосексуальный образ жизни - выражение, используемое для стереотипного описания стиля жизни гомосексуалов. К нему относятся: зацикленность на сексуальных связях, употребление наркотиков, вредные привычки (алкоголизм, наркомания), болезни, передающиеся половым путем. Это приводит к возникновению определенных социальных стереотипов. Однако в студенческих группах г. Перми не поддерживается стереотип о распущенности представителей ЛГБТ-сообщества. Индекс согласия с выражением «Все гомосексуалы склонны к беспорядочным половым связям» оказался 3,01.

Последняя гипотеза нашего исследования звучала так: «В студенческой среде поддерживается ряд стереотипов о "женственности" и "манерности" мужчин-гомосексуалов и также о том, что лесбиянки выглядят и ведут себя "как парни", "не женственно"». Проведя анализ, мы получили следующие результаты: индекс согласия с выражением «Все геи тщательно следят за своей внешностью» оказался самым высоким из всех (6,0). Следующими идут высказывания «Все геи очень ранимые» (4,83) и «Все геи плачут чаще, чем гетеросексуальные мужчины» (4,47). Из представленных в вопросе утверждений, направленных на выяснение,

как именно стигматизируют студенты представителей ЛГБТ-сообщества, данные утверждения имеют индекс согласия выше, чем все остальные. В отношении лесбиянок самый большой индекс согласия показали выражения «Лесбиянки предпочитают одеваться в мужском стиле» (4,16) и «Лесбиянки следят за своей внешностью меньше, чем гетеросексуальные женщины» (3,97). Судя по полученным данным согласие со стереотипом о женственности и ранимости мужчин выражено сильнее, чем стереотип о «не женственности» лесбиянок.

В результате проведенного социологического исследования мы получили результаты, характеризующие особенности отношения студенчества г. Перми к ЛГБТ. В целом, у студенчества г. Перми достаточно высокий уровень толерантного отношения к представителям ЛГБТ-сообщества, однако негативное отношение к гомосексуалам также присутствует и многие студенты не готовы воспринимать их как равноправных членов общества.

Библиографический список

1. Положение лесбиянок, геев, бисексуалов, трансгендеров в России в 2011-2012 гг.: результаты исследований / под ред.

В. Созаева. СПб.: Российская ЛГБТ-сеть, 2013. 336 с. URL: http://ecom.ngo/wp-content/uploads/2016/03/doklad-monitoring.pdf (дата обращения: 14.05.2018).

2. Круглова Н.В. Этапы становления толерантности как социокультурной нормы // Мир науки, культуры, образования. 2011.

№ 4(29). С. 109-112.

3. Апанасюк Л.А. Ксенофобия как предмет социально-культурного исследования // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2013. № 12(128). С. 225-232.

4. «Невидимое меньшинство»: к проблеме гомофобии в России // Левада-Центр. URL: https://www.levada.ru/2015/05/05/nevidimoe-menshinstvo-k-probleme-gomofobii-v-rossii/ (дата обращения: 10.05.2018).

5. ВИЧ-инфекция: Информационный бюллетень № 35. Москва, 2011. 51 с.

6. Исследования связи между сексуальным насилием в детстве и однополой сексуальной ориентации в зрелом возрасте. URL: http://wiki-org.ru/wiki/Гомосексуальность_и_ педофилия#cite_note-autogenerated7-50 (дата обращения: 09.05.2018).

STIGMATIZATION OF LGBT BY THE PERM STUDENTS

N.A. Chudinova

Perm State University

Current article presents results of the sociological research, which was aimed at the measuring the tolerant attitude levelof students toward themem-bers of LGBT culture. Special attention was payed to the influence of students' values and social attitudes onthe tolerant attitude toward individuals with non-traditional sexual orientation. Moreover, the article reflects such peculiarities of LGBT stigmatization by thePerm students as shared and non-shared stereotypes about LGBT people, and social image of typical appearance and character traits of an individual with non-traditional orientation.

Keywords: stigma, homosexuality, stereotype, stigma of LGBT, Perm students, values of the Perm students.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.