Научная статья на тему '«Стейкхолдерский» подход к изучению деятельности классного руководителя'

«Стейкхолдерский» подход к изучению деятельности классного руководителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
70
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Радионова Е. В.

В статье на основе результатов социологического исследования показан «стейкхолдерский» подход к оценке деятельности классного руководителя. Автор выявляет мнения общества, родителей и учеников, как заинтересованных сторон в качестве образования и воспитания, предъявляющих свои потребительские требования к деятельности классного руководителя в школе. Исследование проведено в МОУ СОШ № 47 г. Ярославля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Стейкхолдерский» подход к изучению деятельности классного руководителя»

«СТЕЙКХОЛДЕРСКИЙ» ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

© Радионова Е.В.*

Государственная академия промышленного менеджмента им. Н.П. Пастухова, г. Ярославль

В статье на основе результатов социологического исследования показан «стейкхолдерский» подход к оценке деятельности классного руководителя. Автор выявляет мнения общества, родителей и учеников, как заинтересованных сторон в качестве образования и воспитания, предъявляющих свои потребительские требования к деятельности классного руководителя в школе. Исследование проведено в МОУ СОШ № 47 г. Ярославля.

В обществе долго решался вопрос о том, что призваны делать педагоги: обучать, воспитывая, или воспитывать, обучая. Усиливая внимание на процессе обучения, забывали, что, по словам Я.А. Коменского, «пренебрежение воспитанием есть гибель людей, семей, государств и всего мира» [4].

Одной из главных задач общества является производство знаний, а высшая цель - формирование и развитие личности. Безусловно, развивающемуся российскому обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, ответственные за судьбу страны. Воспитание такой личности - задача современной школы, а в школе воспитание личности зависит от классного руководителя.

В современной науке принято рассматривать школу как организацию, и классный руководитель с такой точки зрения является производителем услуг - образовательных и воспитательных. Существует много групп лиц, акционеров (stakeholder approach), по-своему заинтересованных в результатах ее деятельности: родители, дети, ВУЗы, само государство. Как оправдать их ожидания, обеспечить качество воспитательных услуг - проблема, стоящая перед классным руководителем. Ведь от качественного выполнения запросов потребителей зависит престиж профессии, имидж школы и отдельного педагога.

Согласно Закону об образовании, главная цель современного классного руководителя заключается в том, чтобы содействовать развитию личности ученика, его творчества, помогать адаптироваться в обществе. Кроме того, классный руководитель призван защищать права ребенка, помогать ему в решении проблем.

Предмет труда классного руководителя описать достаточно сложно. Он нематериальный - это внутренний мир личности и группы, который часто нельзя зафиксировать при помощи документации.

* Аспирант кафедры «Социология и психология».

Основными средствами деятельности классного воспитателя являются профессиональные знания, умения, навыки, индивидуальный стиль, поведение и речь. К профессионально важным качествам классного руководителя не просто предъявляются особые требования, а оценивается уровень их выраженности.

Деятельность классного руководителя относится к типу «человек - человек». Ее особенностями: социальная значимость, интенсивный, интеллектуальный и невещественный характер труда; отсутствие одноименной должности и, соответственно, должностных инструкций; несовершенство нормативно-правовой базы; отсутствие единодушия между субъектами образовательного процесса в приоритетных направлениях деятельности [2].

Известны несколько традиционных подходов к измерению эффективности деятельности. Любая организация, являясь открытой системой, получает необходимые ресурсы из окружающей среды и перерабатывает их, возвращая обратно в окружающую среду в виде готового продукта. Целевой подход в оценке эффективности рассматривает, насколько организация достигает своих целей в смысле желаемого состояния продукта на выходе. В ресурсном подходе оцениваются способности организации эффективно добывать ресурсы, необходимые для успешной деятельности.

Более новый подход акционеров (stakeholder approach), иногда называемый также подходом заинтересованных сторон, основан на утверждении, что для каждой организации существует много групп лиц, по-своему заинтересованных в результатах ее деятельности [3].

Акционер (stakeholder) в данном случае - любая группа лиц внутри организации или вне ее, заинтересованная в результатах работы организации. У каждой из групп свой критерий для оценки эффективности, поскольку их отношение к этой организации и их интересы различны. Следовательно, при использовании данного подхода нужно рассматривать деятельность классного руководителя с точки зрения каждой из групп акционеров. Оценка того, как классный руководитель выполняет свои функции по отношению к каждой из групп, позволяет определить общую эффективность его деятельности.

Сильная сторона «стейкхолдерского» подхода состоит в том, что здесь понятие эффективности шире, чем в традиционных подходах. В этом случае рассматриваются факторы как окружающей среды, так и внутренней для организации. Поскольку современная наука относит образование к услугам, то цель учителя - качественное удовлетворение запросов потребителей. Новый подход учитывает важный для общества фактор социальной ответственности в деятельности классного руководителя как производителя воспитательных и образовательных услуг.

Качество в сфере образования и воспитания обеспечивает деятельность педагогов и воспитателей, включенных в цепочку: качество педаго-

гической системы - качество педагогического процесса - качество результата. Такая модель системы менеджмента качества является своеобразной интерпретацией цикла Шухарта-Деминга, в которой доминирует процесс улучшения. Так, на «входе» к качеству педагогической системы образовательного учреждения предъявляет требования общество (потребители образовательных услуг и другие заинтересованные стороны). На «выходе» из системы основным показателем качества «продукта» является удовлетворенность потребителей (родителей, детей, общества в целом, администрации и др.). Связующим звеном между этими элементами системы является классный руководитель, который сопровождает ребенка с момента появления в системе образовательного учреждения до момента «выхода». Его профессионализм - залог формирования качества конечного «продукта», отражающего запросы различных групп потребителей.

Оценка того, как классный руководитель выполняет свои функции по отношению к каждой из групп, позволяет определить общую эффективность его деятельности, имидж организации, ее конкурентоспособность.

Исследование запросов общества к воспитательным услугам показало, что подавляющее большинство респондентов (81 %) убеждены, что классные руководители школе нужны, и только 1 % не видят в нем потребности. Две трети респондентов заявили, что знают, в чем состоят обязанности классного руководителя; у каждого пятого представления на этот счет отсутствуют.

Родители акцентировали внимание на наставнической, воспитательной функции. Так, 31 % опрошенных сказали, что он должен много работать с детьми, общаться, воспитывать, «относиться к детям с душой»; 18 % респондентов считают, что он должен следить за успеваемостью, заинтересовывать детей учебой и помогать им учиться; 10 % - что он должен помогать развитию личности и способностей учеников, помогать им определиться в жизни. Еще 10 % видят необходимым участие классного руководителя в морально-нравственном, культурном, а также патриотическом воспитании. Лишь 5 % опрошенных включают в перечень функций классного руководителя организацию досуга школьников.

Определяя роль классных руководителей в школе, 18 % респондентов отметили, что такой человек нужен, чтобы контролировать детей, обеспечивать порядок и дисциплину в классе (роль «милиционера»); другие 16 % считают, что нужно организовывать коллектив и поддерживать в нем благоприятную атмосферу (роль организатора); и только 5 % высказали, что детям нужен пример для подражания, старший товарищ (роль лидера).

Должен ли классный руководитель обладать некоей особой, специальной квалификацией - однозначного мнения среди опрошенных родителей нет. Однако в целом точка зрения, что классным руководством должны заниматься специальные педагоги, а не учителя-предметники, как это заведено сейчас, получила перевес - 44 % против 31 % соответственно.

На основе результатов анкетирования учащихся можно сделать вывод, что удовлетворены отношениями с классным руководителем 50 % опрошенных детей, у другой половины отношения с классным руководителем нейтральные (просто взрослый человек). Среди качеств, которыми должен обладать классный руководитель, приоритетными, с точки зрения детей, являются требовательность, справедливость, тактичность, самообладание (42 %). Только на втором месте оказалась любовь к детям (30 %). На третьей позиции - активность, творчество, выдумка (25 %). Некоторые опрошенные учащиеся назвали важными качествами классного руководителя его внешний вид, аккуратность (8 %). Большинство учащихся предпочли бы классного руководителя, в котором сочетаются знающий, понимающий человек, организатор всех классных дел, который посоветует и поможет.

Похоже, что современным родителям совсем некогда говорить со своими детьми, и они перекладывают эту ношу на школу. Подавляющее большинство опрошенных родителей считает основной задачей воспитательной работы в школе формирование умения общаться, развитие инициативности, самостоятельности и способности к успешной социализации и адаптации в обществе. Объединить эти важнейшие направления - обязанность классного руководителя.

Классный руководитель, по мнению детей и родителей, должен формировать навыки социального взаимодействия, умение разрешать конфликтные ситуации, способность брать ответственность на себя за свои поступки. Для того чтобы эти процессы были более эффективны, необходимо обладать такой характеристикой, как коммуникативная компетентность - «способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми» [4].

Таким образом, требования потребителей образовательных услуг подразумевают умения подростка успешно взаимодействовать с людьми и жизненными ситуациями, удовлетворять потребности в уважении со стороны других людей и самоуважении, определять свои жизненные цели, профессиональную ориентацию, реализовать свои способности, проявлять свою индивидуальность и творчество.

Помочь подростку в их освоении может классный руководитель через координацию деятельности всех педагогов образовательного учреждения.

Приоритетной в работе классного руководителя в современных условиях, по мнению потребителей образовательных услуг, становится деятельность по формированию социальной и коммуникативной компетенции учащихся. Он должен строить учебный процесс как диалог с учеником, ориентированный на личностный рост. Очень важно, чтобы учитель отказался от силы и власти старшего, знающего, от претензии на безошибочность, от авторитарной позиции. Он должен быть готовым к совместному с учениками конструированию обучающей среды, в которой ребенок не утрачивает своего личного опыта и связей с жизнью, доверия к себе и к учителю.

Список литературы:

1. Зеер Э.Ф. Психология профессии / Э.Ф. Зеер. - М.: Деловая книга, 2003. - С. 236.

2. Дафт Р. Организации: учебник для психологов и экономистов. -СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. - С. 352.

3. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. - М.: Академия, 2004. - С. 192.

4. Коменский Я. А. Великая дидактика. - М., 1983. - С. 160-170.

МЕДИАТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ

© Рябинина Е.В.*

Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск

В данной статье рассматривается вопрос о медиаторской деятельности в работе учителя, ее специфика, этапы медиации, модели поведения учителя в процессе медиаторской деятельности.

Важным фактором, влияющим на результативность деятельности учителя по оптимизации отношений ме^ду учащимися и на его профессиональный авторитет, является наличие у него конфликтологической компетентности. Она включает в себя [4]:

1. Понимание природы противоречий и конфликтов ме^ду учащимися.

2. Формирование у себя конструктивного отношения к ученическим конфликтам.

3. Обладание навыками неконфликтного общения в трудных ситуациях.

4. Умение оценивать и объяснять возникающие проблемные ситуации.

5. Наличие навыков управления конфликтными явлениями.

6. Умение развивать конструктивные начала возникающих ученических конфликтов.

7. Умение предвидеть возможные последствия ученических конфликтов.

8. Умение конструктивно регулировать противоречия и конфликты ме^ду учащимися.

9. Наличие навыков устранения негативных последствий конфликтов. Под медиативной деятельностью мы понимаем специальный вид деятельности учителя по организации процесса нормализации отношений между конфликтующими учащимися [5].

К учителю, как к медиатору, учащиеся могут обратиться в случаях, когда: 1. объектом регулирования является затянувшийся ученический конфликт. Все аргументы, силы и средства исчерпаны, но «выхода» не видно;

* Старший преподаватель кафедры Педагогики, психологии и предметных методик, к.п.н.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.