Научная статья на тему '«Стесняться с Белым кстати ль!. . »: Андрей Белый - герой газетных фельетонов начала ХХ века'

«Стесняться с Белым кстати ль!. . »: Андрей Белый - герой газетных фельетонов начала ХХ века Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY-NC-ND
227
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНДРЕЙ БЕЛЫЙ / СИМВОЛИЗМ / ФЕЛЬЕТОН / ПАРОДИЯ / САТИРА / "РАННЕЕ УТРО" / ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ КРУЖОК / ЛИТЕРАТУРНЫЙ СКАНДАЛ / "СИМФОНИИ" / "ПЕПЕЛ" / "УРНА"

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Наседкина Елена Викторовна

Статья посвящена газетным фельетонам начала ХХ века, в которых описываются различные инциденты, связанные с молодым писателем-символистом Андреем Белым. Статья представляет также реакцию Андрея Белого на эти фельетоны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Andrey Bely - the person of the newspaper feuilletons at the beginning of the 20th century

This article is devoted to the newspaper feuilletons at the beginning of the XX century. These feuilletons are a description of the different incidents with the young writer-symbolist Andrey Belij. The article presents also the Andrey Belijs reaction to these feuilletons.

Текст научной работы на тему ««Стесняться с Белым кстати ль!. . »: Андрей Белый - герой газетных фельетонов начала ХХ века»

Е.В. Наседкина

«СТЕСНЯТЬСЯ С БЕЛЫМ КСТАТИ ЛЬ!..» АНДРЕЙ БЕЛЫЙ - ГЕРОЙ ГАЗЕТНЫХ ФЕЛЬЕТОНОВ НАЧАЛА ХХ ВЕКА1

Статья посвящена газетным фельетонам начала ХХ века, в которых описываются различные инциденты, связанные с молодым писателем-символистом Андреем Белым. Статья представляет также реакцию Андрея Белого на эти фельетоны.

Ключевые слова: Андрей Белый, символизм, фельетон, пародия, сатира, «Раннее утро», Литературно-художественный кружок, литературный скандал, «Симфонии», «Пепел», «Урна».

Отмечавшиеся всеми современниками живость лица, характерная подвижность фигуры, необычная жестикуляция и пластика движений Андрея Белого - все эти черты не только усложняли задачу художника, желавшего создать портрет писателя, но давали повод к заостренности образа, гротеску. Известны многочисленные дружеские шаржи, выполненные профессиональными и непрофессиональными художниками: В.В. Карриком, А.А. Блоком, С.М. Городецким, А.Г. Габричевским2 и другими. Сохранились и автошаржи самого Белого. Часто под карикатурой помещалась - в духе лубочных картинок - небольшая стихотворная надпись из двух-четырех строк, поясняющих изображение. Так, современникам был хорошо известен двойной шарж Вильяма Каррика на В.Я. Брюсова и Андрея Белого (1904 г.) с подписью из Пушкина:

«То как зверь они завоют, То заплачут, как дитя».

Параллельно в периодических изданиях публикуются карикатуры иного жанра, словесного: литературные фельетоны, эпиграммы и пародии. Одно из ранних сатирических изображений Белого появилось в фельетоне, подписанном Lolo, в газете «Новости дня» в 1903 г.3 Здесь Белый представлен как начинающий поэт, один из участников литературной дискуссии, в которой принимают участие, с одной стороны, прославленные мэтры Валерий Брюсов и Константин Бальмонт, а с

другой - их постоянный оппонент С.В. Потресов (Яблоновский)4. Фельетон Lolo «Оргия» снабжен подзаголовком «Действие происходит в Литературном клубе, после выступления г. Потресова "Оригиналы и копии"»:

Валерий Брюсов

(криво улыбается и тонко декламирует): Референт! Твоих ироний Как поэт потусторонний, Чуждый всяких церемоний, Я не ставлю ни во что... Не поймет меня никто Из мещан тупоголовых, Слишком трезвых и здоровых Для великих таинств новых. <...>

Бальмонт

(молчит и думает): Чудак Державин молвить мог: «Я царь, я раб, я червь, я Бог!» Но я в своем величье строгом С таким потусторонним лбом Себя считаю не рабом А только. богом!..

<...>

Андрей Белый:

В реферате упущение Вызывает возмущение: Там ни слова нет про Белого!

Голос из публики:

Что? Про белого бычка?

Андрей Белый:

Про великого и смелого, Гениально-скороспелого Символиста-новичка!

Потресов:

Не слыхал об этом гение!

Андрей Белый (гордо): Не слыхали? Прочь смирение! Напрягите слух и зрение И падите ниц скорей:

(бьет себя в грудь) Вот он Белый, вот Андрей! <...>

Стиль и язык этого фельетона, не самого острого из всех предуго-тованных Белому, тем не менее, характерен для обрушившегося на молодого поэта шквала оскорблений и обвинений. «...в газетах орали: "Собака весовская, бешеный, полусумасшедший, бездарный, испытаннейший скандалист". Яблоновский Сергей, Гиляровский, Лоло, Петр Пильский, Измайлов, Игнатов5 и сколькие прочие - в "Русском слове", в "Речи", в "Русских ведомостях", в "Раннем утре", в "Голосе Москвы" только и ждали удобного случая, чтоб доконать окончательно молодого писателя.» - обиженно писал Белый в мемуарах «Между двух революций»6.

В мемуарах «Начало века» он вспоминал, как был травмирован его отец Николай Васильевич Бугаев травлей сына, в том числе и со стороны Лоло: «."идиотик" - кричалось Лоло, Любошицем7: уже из газет; но чем громче травили, тем бережней он становился; его оскорбило, что сын его, живость ума проявивший в статье об искусстве, которую он оценил8, для каких-то Лоло - идиотик; и он на Лоло затаил раздражение, чаще задумываясь над Бальмонтом и Брюсовым.»9.

Спустя два десятилетия Белый поквитается с обидчиками, вспоминая московский Литературно-художественный кружок начала 1900-х годов и проходившие там «бои символистов с газетчиками»: «.темный, румяный, кудрявый, брадатый мужлан - Любошиц (лютый враг, скоро "друг" декадентов), такой грустно-томный, невзрачный росточком, при усиках, с виду приятный, Мунштейн (или - Лоло).»10, «.Любошиц из "Новостей дня", в 1903 году цинично и громко оплевывавший декадентов с эстрады "Кружка", что думал, когда через два или три года с видом матерого знатока символизма при мне посмеивался над "рутинерами", не понимавшими нас? <.> Сергей Яблоновский из "Русского слова"; этот человечек обладал истинным талантом вони; он подкрадывался со сладеньким видом; но так подло ущипывал, выбравши поболючее место, что несколько раз мне хотелось ему закатить затрещину; <.> в начальной газетной травле меня он стяжал пальму первенства систематическими доносиками.»11.

Далее Белый прямо обвиняет Яблоновского в провокации, разжегшей «небывалый скандал», случившийся между Белым и писателем Ф.Ф. Тищенко на лекции Вяч. Иванова в Литературно-художественном кружке 27 января 1909 г.12 Несмотря на утверждение Белого, что «скандал был чудовищен», что «испугались все», что «в газетах о нем -ни звука»13, отклики в прессе все же появились. 28 января в «Русском слове» (1909. № 22) была помещена заметка о происшествии, а на следующий день в газете «Раннее утро» под псевдонимом «Меб.» был напечатан стихотворный фельетон Михаила Мартыновича Бескина «Был доклад и был скандал!..»14, в девяноста двух строфах на свой лад пересказывавший инцидент15:

<.>

Было мирно так начало, Председатель так был строг,

Что конечного скандала Ожидать никто не мог.

Под луной ничто не вечно, Кончил чтенье референт, И вся публика, конечно, Поднялась в один момент. Оживленьем блещут взгляды, Тайно думает весь зал: «Мы сердечно были б рады, Если б грянул вдруг скандал!..»

И в скандалах поседелый (Ах, для рифмы я соврал!), Поднялся Андрюша Белый И устроил вмиг скандал.

Скрыли сцену... Понемногу Опустел довольный зал. Все в порядке, слава Богу: Был доклад и был скандал16.

Конфликты, «в центре которых фатальным образом оказывался Андрей Белый»17, случались до и после инцидента с Тищенко, однако именно этот эпизод особенным образом отпечатался в памяти Белого. В «Ракурсе к дневнику» за январь 1909 г. отмечено: «Мое выступление в Кружке на реферате Вяч. Иванова (скандал с Тищенко). Почти нервное заболевание.»18. Через семь лет после инцидента в письме к Иванову-Разумнику Белый расскажет об этой истории и приведет (слегка искаженно) строки из фельетона Бескина: «<...> люди поступают со мной насильнически; вероятно, я скоро очень дойду, как и не раз доходил, до того аспекта в себе, который я в себе ненавижу, и который мне, - верьте же! - не присущ: -

"Андрей Белый -

Весь в скандалах поседелый."

Чувствую, что в душе <...> зреет бунт: где-нибудь сорвусь и оскандалюсь в обществе: тогда все обидятся сразу: блистающие бриллиантами дамы, футуристы, религиозные искатели, газетные работники, почтенные и непочтенные; и пойдут меня бранить.»19. Примечательно, что, комментируя письмо, Иванов-Разумник делает характерную ошибку, приписав строки Бескина другому участнику газетной травли: «Цитата из сатирического стихотворения <.> московского фельетониста Лоло (Мунштейна)»20.

Своей огромной популярности у жадных до скандалов фельетонистов Белый, естественно, не был рад. «.превратив меня в скандалиста, убрали со сцены.»21, - жалуется он на несносных критиков-юмористов и ставит им в вину слом своей писательской карьеры, обвиняет в том, что

его статьи перестали печатать в газетах и журналах. «.окончилась быстро карьера газетчика, - сетовал он, - <.> с 1908 года мое участие в газетах - всегда редкий эпизод.»22.

Все же имя Андрея Белого не ушло совсем со страниц периодических изданий, но приобрело устойчиво скандальный оттенок. «Из "Раннего утра" теперь планомерно в годах меня ели до революции.»23, - утверждал Белый, причем, небезосновательно. Так, за один 1909 г. газета «Раннее утро» опубликовала целую серию фельетонов, высмеивающих Белого - 29 января, 17 февраля, 22 апреля, 9 августа, 11 августа, 21 августа, 27 ноября. Авторство четырех из них принадлежит М.М. Бески-ну, с особой настойчивостью преследовавшему своим остроумием выбранную жертву.

17 февраля 1909 г. Бескин, опять-таки под своим постоянным псевдонимом «Меб.», публикует «Маленькие пародии на современные моти-вы»24, в которых высмеиваются Бальмонт, Блок и «Народник Белый»:

Винно-красные закаты, Ба!

Палаты! Изба!

Испускает вихрь тревоги

Крик.

Налоги!

Мужик!

В тучах правит чьи-то свадьбы

Тень.

Усадьбы!

Ячмень!

Слышишь грозный смех барашка: Ха.

Запашка! Соха.

Уж не ем я ананасов Год.

Некрасов! Народ!

Это очевидная реакция на книгу стихов Андрея Белого «Пепел» (СПб.: Шиповник, 1909), так же как, впрочем, и реплика в предыдущем, «скандальном фельетоне», от 29 января:

Я во сне услышал смутно, Что народником стал Блок, Что и Белый, сбросив цепи Вино-красно-снежных дел, Полюбил родные степи И Россию пожалел <.>

И народник новый, Белый Доказал в один момент, Что боксер он очень смелый, А совсем не декадент.

Бескин выражает не только свое индивидуальное неприятие «некрасовской» лирики поэта-символиста: «многими "натурализм" новых стихов Белого был воспринят как очередная "декадентская" выходка; именно так главным образом был встречен "Пепел"»25.

22 апреля в «Раннем утре» вновь напечатан фельетон, где довольно зло высмеивается не только поведение Белого, но и прославившие его «симфонии»26:

Он не открыл Америки, Какой он там «баян»? И любит он в истерике Свалиться на диван! С системой нервной, слабою Не может совладать. Он - не мужчина: бабою Его верней назвать! И все его «симфонии», Что с логикой в борьбе, -Не могут автономии Завоевать себе!..27

Утешение одно - Белый не одинок: такими же черными красками рисует штатный фельетонист «Русского листка» Р.А. Менделевич, скромно укрывшийся за псевдонимом «Некто в черном», и Брюсова, и Мережковского, и других.

Не остается без внимания сатириков и лекционная деятельность Белого. В 1904-1909 гг. он читает множество публичных лекций и докладов, о чем позднее неоднократно пишет: «Газетная деятельность сплетается для меня с выступлениями в "Кружке"; выступления эти считал я демонстрацией отношения "Весов" к тем или иным литературным явлениям; <.> с подобного же рода целью являлся я и в университетское Общество искусства и литературы <.>. Особую роль играли публичные лекции; в них я брал широкие общие темы; они имели успех.»28. Однако успех Белого Бескин подвергает сомнению:

Лекция Белого

Окошечко кассы с уставшим кассиром; Он устал оттого, что сидит без работы, -Не работа же есть бутерброды с сыром И томиться весь день от икоты!

Хоть бы с первым ему расстаться билетом! Хоть один бы продать удалось для начала! Интересная лекция с хорошим буфетом, А подите ж, - охотников мало!.. Расставлено в зале так много кресел, Народа на лекцию ожидалась масса, Сам лектор во фраке очень невесел, Все надежды разрушила касса. Подошел он к окошку. толпится баба. Ого! Как видно, продаются билеты?! Но кассир отвечает: «Ужасно слабо! Принесла мне кухарка котлеты.». Начало назначено ровно в десять, Но в зале нет ни одного человека. Лектор плачет. Вас надо повесить О, дети двадцатого века!..29

Трижды атаке «Раннего утра» подвергся Белый в августе 1909 г. -9-го, 11-го и 21-го числа. Последний по времени фельетон, автор которого Р.А. Менделевич на этот раз подписался псевдонимом «Меч. Р.», вновь обыгрывал тему литературного скандала:

Прыжок довольно смелый Свершивши на Парнас, «Кликушествует» Белый Зачем-то среди нас. Ах, не открыл Америк Он в творчества часы! Он декадент-истерик, В руке его - «Весы». В кружке литературном, Поднял до визга тон, -Себя скандалом бурным Там «обессмертил» он!..30

Заодно достается и известному врачу-психиатру Н.Н. Баженову31, председательствовавшему в Литературно-художественном кружке:

Всем известный психиатр, Практикующий в отчизне. Наблюдает здесь театр. Повседневной «нервной» жизни.

<.>

У него секрет в руке Сладить как с психозом бурным, И «директором» в кружке Состоит литературном!32

Продолжая подчеркивать связь новейшей литературы с психиатрической патологией, «Раннее утро» 9 августа приводит - под заглавием «Литературный календарь» - следующее объявление: «С октября в Преображенской больнице Н.Н. Баженова организуются литературные вторники на манер Литературно-Художественного кружка. Первый реферат прочтет Андрей Белый», а предыдущее объявление гласит: «Готовится полное собрание трудов Эллиса. В издание войдут все вырезки, наэллистиченные в Румянцевском музее»33.

Этот выпад по адресу Эллиса будет поддержан в следующем выпуске газеты от 11 августа фельетоном Бескина, в котором выставляется на посмешище анекдотичная история, случившаяся с Эллисом в Румянцевской библиотеке. Эллис перепутал свои книги с библиотечными и вырезал фрагменты страниц из выданных ему для работы библиотечных книг. Автором испорченных книг оказался Андрей Белый. «Инцидент с Эллисом» широко обсуждался в прессе и подробно описан Белым в мемуарах: «.он работал в музее над книгою о символизме; <.> в эту комнату его допустили с комплектом его же книг, только что подаренных ему "Скорпионом" специально для нужных вырезок и вклеек в рукопись; пользовался же он двойным комплектом: музейским (для справок) и "скорпионовским" (для вклейки); и раза два, перепутавши книжные экземпляры, выкромсал ножницами - из экземпляров музейских; именно: он испортил вырезками страницу в моей книге "Северная симфония" и страницу в моей же книге "Кубок метелей" <.> Эллису сделали строжайший выговор: конечно, за неряшество, а не за воровство; и лишили права его работать в музее. <.> Враги "Весов" вздули до ужаса инцидент; неряшество окрестили именем кражи.»34.

«Дело Эллиса» было, действительно, невероятно раздуто, журнал «Весы» и издательство «Скорпион» обвинялись во всех грехах, обострилась журнально-газетная полемика, состоялся суд чести Общества периодической печати и литературы, признавший, что порча книг Эллисом не является актом кражи, но Эллису пришлось со страниц «Весов» защищать себя от газетчиков35. Фельетон Бескина - один из множества обрушившихся на Эллиса - акцентирует внимание на том, что испорчены были именно книги Андрея Белого, истолковывая этот курьезный факт на свой манер:

«Чтение ножницами»

ЭЛЛИС

Печаль моя бескрайна, -Нет сна и аппетита: Ужасная тайна Раскрыта Случайно! Морали буржуазной Гнетут меня вериги, Я жертва грязной

Интриги!

Резнул без церемоний, Взяв ножницы в десницу, Я из «Симфонии» Страницу Гармоний.

Стесняться с Белым кстати ль! Всему известно свету, Что он приятель Поэту.

Оставьте ж небылицы! Клюю, презрев интриги, Как зерна - птицы, Из книги Страницы.

А. БЕЛЫЙ

Ты - смелый, Я - Белый. О, счастье! О, раны! Агоний Симфоний Не знают профаны! О, чуткость! О, жуткость! Отточенной стали! Не в миг ли Постигли Мы высшие дали? Что пляски, Что ласки

Прекрасных наложниц?!

Мир страсти

Лишь в пасти

Сверкающих ножниц!

Ужели

«Мятели»

писал я для чтенья?! Звук стали Едва ли

Оставил сомненья!.. Пусть строки Глубоки, -Ты стал их Эдипом! Взлетели Метели,

Испуганы скрипом.

О, жуткость! О, чуткость Орлиного взгляда! Для чтенья Уменья

Отныне не надо! Узнали Мы стали,

О, Эллис, повадку, -И к книгам Мы мигом Находим разгадку!36

В расхожем мнении имена двух друзей-поэтов оказались связаны в скандальный клубок, подтверждением чему может служить еще один фельетон на ту же тему, опубликованный в газете «Молот»37:

Новый способ критики

За что восстал весь свет На Эллиса столь смело<го>? Мы знаем из газет, -Он резал только Белого; Хоть поводов к резне Пока не обнаружено, Но Белый, верьте мне, Урезан был заслуженно. О чем же говорят Нам Белого симфонии? Их режет свой же брат Без всякой церемонии! Несут ужасный вздор Газетные политики, -Я знаю: он не вор, А. вестник новой критики.

Третий фельетон против Андрея Белого, напечатанный в уже упоминавшемся выпуске «Раннего утра» от 9 августа, носит иной характер. Он высмеивает не Белого-оратора или лектора; осмеянию подвергается творчество писателя, грубо пародируются его стиль, приемы словотворчества, работа с литературным языком, персонажи его нового романа:

Фельетон. Ресенбярый лобуг. Рассказ А.Б. (см. «Весы»)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Был день, и злой; и был зной, когда судорожно сжимается сухая гортань: пьешь воды в невыразимом волнении, ища смысла, а томная, тусклая пелена томно и тускло топит окрестность, а окрестность - вот

эта овца и вон та глупая баба - возсядут в душе, и, дикий, уже не ищешь смысла, но ворочаешь глазами, вдыхаешь.

Подали уже завтрак, а его не было; как вцепилась она в бабушку словом, уколола ее колкость, точно розовым шипом любви.

Ничего Дарьяльский не замечал: струной, дрожащей чуть-чуть, стояла в воздухе Катина Жалоба: рябая баба, ястреб, с очами безбровыми, не нежным со дна души она восходила цветком, и не вовсе грезой, или зорькой, а тучей, бурей, тигрой, оборотнем в миг вошла в его душу и звала.

И нашла в душе овцу и вон ту глупую бабу и возсела и выла. И сей лик был о двух головах и о четырех был ногах, и каждая половина зажила, с позволения сказать, самостоятельной жизнью.

Ну, чорт с ним, с Дарьяльским, - да пропади-пропадом он: он уже вот перед нами, не дивитесь его поступкам: их понять до конца ведь нельзя, все равно, - ну, и чорт с ним!

В фельетоне, пародирующем роман «Серебряный голубь» (главы из него публиковались в журнале «Весы» на протяжении всего 1909 г.38), опять содержится недвусмысленный намек на психиатрическую подоплеку творчества Белого и серьезное душевное нездоровье писателя. В примечании безымянного автора фельетона говорится: «Очевидно, рассказ приурочен к столетию Преображенской больницы». Это примечание «объявляет» публикацию пародируемого произведения в журнале «Весы» событием не отечественной литературы, а отечественной психиатрии, торжественно отмечавшей юбилей первой психиатрической больницы в Москве (открылась 15 июня 1808 г.; ныне психиатрическая больница № 3 им. В.А. Гиляровского).

Нападки на книги Белого предпринимались и раньше. Мы уже упоминали фельетоны, в которых высмеивались «Симфонии» и «Пепел». Не избежал этой участи и следующий за «Пеплом» стихотворный сборник «Урна» (М.: Гриф, 1909):

<.>

«Симфоний» озорных Вы, черви, не боялись. Я - «Пепел». Не утих!.. Вы с хохоту катались. Смотрите! Напишу Я том сумбурно-бурный! Нагнитесь, - оглушу И ошарашу «Урной»39.

Фактически каждая новая книга Андрея Белого получала свою порцию критики, насмешек и улюлюканий. Обзор пародий можно было бы продолжить, но, как кажется, и тех, что были упомянуты, достаточно, чтобы увидеть эволюцию. Атаки на Белого из области высмеивания человеческих слабостей, скандальных подробностей личной и литера-

турной жизни все чаще переносятся на сами тексты писателя, на его творчество. Прозаический фельетон «Ресенбярый лобуг» можно назвать «вестником новой критики», симптомом нового подхода газетчиков к писателю Андрею Белому.

Примечания

Статья написана при поддержке гранта РГНФ-ННИС (DFG) -060492105A/D («История становления самосознающей души» Андрея Белого: текстология, комментарий, контекст).

Каррик Валерий Васильевич (Вильям Вильямович; 1869-1943), карикатурист, книжный график; Городецкий Сергей Митрофанович (1884-1967), поэт, прозаик, критик, художник-любитель; Габричевский Александр Георгиевич (1891-1968), искусствовед, литературовед, переводчик. Lolo. Оргия // Новости дня. 1903. 21 марта / 3 апреля. № 7107. С. 3. Лоло -псевдоним Леонида Григорьевича Мунштейна (1867-1947), поэта, фельетониста.

Яблоновский (наст. фамилия Потресов) Сергей Викторович (1870-1954), литературный критик, фельетонист, сотрудник газеты «Русское слово». Гиляровский Владимир Алексеевич (1853-1935), писатель, журналист; Пильский Петр Моисеевич (1876-1942), литературный критик, фельетонист; Измайлов Александр Алексеевич (1873-1921), критик, пародист; Игнатов Илья Николаевич (1858-1921), критик, публицист, постоянный сотрудник и один из редакторов «Русских ведомостей». Андрей Белый. Между двух революций / Подгот. текста и коммент. А.В. Лаврова. М., 1990. С. 253.

Любошиц Семен Борисович (1859-1926), журналист.

8 Речь идет о статье «Формы искусства», подписанной «Борис Бугаев», напечатанной в журнале «Мир искусства» в декабре 1902 г.

9 Андрей Белый. Начало века / Подгот. текста и коммент. А.В. Лаврова. М., 1990. С. 227. Там же. С. 231, 233.

11 Андрей Белый. Между двух революций. С. 233.

12 См. о нем подробнее: Андрей Белый. Между двух революций. С. 233-234; Андрей Белый. Начало века. С. 235; Богомолов Н.А. Русская литература начала ХХ века и оккультизм: Исследования и материалы. М., 1999. С. 239-254.

13 Андрей Белый. Между двух революций. С. 234.

14 Меб. «Был доклад и был скандал!..» // Раннее утро. 1909. 29 января. № 23. С. 2. Интересно, что в конце 1900-х годов в газете «Раннее утро» одновременно сотрудничали сразу трое Бескиных: театральный критик Эммануил Мартынович Бескин (1877-1940), журналист Мартын Эммануилович Бес-кин, а также журналист и драматург Михаил Мартынович Бескин. Именно последний, под псевдонимом «Меб.», опубликовал ряд фельетонов, высмеивающих Белого.

15 См. об этом комментарии А.В. Лаврова к мемуарам Андрея Белого «Между двух революций» (С. 517).

7

10

20

16 Текст фельетона полностью опубликован Н.А. Богомоловым в его кн. «Русская литература начала ХХ века и оккультизм» (С. 251-253).

17 Лавров А.В. Андрей Белый в 1900-е годы: Жизнь и литературная деятельность. М., 1995. С. 232.

18 Андрей Белый. Ракурс к дневнику // РГАЛИ. Ф. 53. Оп. 1. Ед. хр. 100. Л. 46 об.

19 Андрей Белый. Письмо Р.В. Иванову-Разумнику от 3 декабря 1916 г. // Андрей Белый и Иванов-Разумник. Переписка / Публ., вступит. ст. и коммент. А.В. Лаврова и Джона Мальмстада; подгот. текста Т.В. Павловой, А.В. Лаврова и Джона Мальмстада. СПб., 1998. С. 85. Там же. С. 86.

21 Андрей Белый. Между двух революций. С. 179.

22 Там же. С. 227-228.

23 Там же. С. 234.

24 Меб. Маленькие пародии на современные мотивы // Раннее утро. 1909. 17 февраля. № 38. С. 2.

25 Лавров А.В. Андрей Белый в 1900-е годы. С. 252.

26 В начале 1900-х годов одна за другой вышли в свет четыре «симфонии» Андрея Белого: «Симфония (2-я, драматическая» ([М.]: Скорпион, [1902]); «Северная симфония (1-я, героическая)» (М.: Скорпион, 1904; вышла в октябре 1903 г.); «Возврат. III симфония» (М.: Гриф, 1905; вышла в ноябре 1904); «Кубок метелей. Четвертая симфония» (М.: Скорпион, 1908).

27 Некто в черном. Наши маститые // Раннее утро. 1909. 22 апреля. № 91. С. 4. «Некто в черном» - псевдоним Родиона Абрамовича Менделевича (1866-1927), поэта, журналиста, фельетониста.

28 Андрей Белый. Между двух революций. С. 235-239.

29 Меб. Песни дня // Раннее утро. 1909. 27 ноября. № 272. С. 2.

30 Меч. Р. Ба, знакомые все лица!..: (Опыт московской энциклопедии) // Раннее утро. 1909. 21 августа. № 191. С. 4.

31 Баженов Николай Николаевич (1857-1925), профессор-психиатр, общественный деятель, председатель московского Литературно-художественного кружка.

32 Раннее утро. 1909. 21 августа. № 191. С. 4.

33 Раннее утро. 1909. 9 августа. № 182. С. 5. Рубрика «Еженедельные комплименты. № 5». Эллис (наст. имя Лев Львович Кобылинский; 1879-1947), поэт и теоретик символизма, переводчик, критик; друг Белого.

34 Андрей Белый. Между двух революций. С. 329.

35 См. об этом подробнее: Андрей Белый. Между двух революций. С. 328-335; там же - комментарии А.В. Лаврова: С. 536-538.

36 Меб. «Ты - смелый.» // Раннее утро. 1909. 11 августа. № 183. С. 2.

37 Бикс. Маленький фельетон: Новый способ критики // Молот. [Москва]. 1909, 10 августа. № 1. С. 2.

38 Отдельным изданием книга вышла в следующем году: Андрей Белый. Серебряный голубь: Повесть в 7-ми главах. М.: Скорпион, 1910. Евг. П-ин. Маленький фельетон: Из моих пародий: А. Белый // Вечер. [СПб.]. 1909. 7 июля. № 361. С. 2. Евг. П-ин - псевдоним Евгения Осиповича Пяткина (1885-1943), поэта-сатирика, журналиста, детского писателя (известен также под псевдонимом Евгений Венский).

39

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.